СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-оценочная деятельность педагога – условие успешной итоговой аттестации учащихся.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете по теме "Контрольно-оценочная деятельность педагога – условие успешной итоговой аттестации учащихся."

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-оценочная деятельность педагога – условие успешной итоговой аттестации учащихся.»

Контрольно-оценочная деятельность педагога – условие успешной итоговой аттестации учащихся.

«Тот, кого я учу, — это, прежде всего, живой человек, ребенок, а потом ученик. Оценка, которую я ставлю ему — это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, мое отношение к нему как к человеку»



(Василий Александрович Сухомлинский «Сердце отдаю детям»).




Контрольно–оценочная деятельность педагога - выявление, установление и оценивание знаний обучающихся, т.е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных обучающихся и у всего класса.

Существует большое количество форм контроля знаний и умений учащихся: устный контроль при ответе у доски, устный контроль при ответе с места, письменный контроль при выполнении контрольной, самостоятельной или зачетной работы, при написании контрольного диктанта; домашний контроль,

нахождение, подбор и анализ языковых явлений, списывание, группировка слов по видам орфограмм, диктант, изложение, сочинение. Традиционно на уроках русского языка и литературы мы используем следующие виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый.

Контроль знаний учащихся занимает достаточно большую часть учебного времени, и потому важно, чтобы он являлся не только частью учебного процесса, но и мощным воспитательным средством, способствующим повышению успеваемости и качества знаний учащихся, вызывающим положительную реакцию ученика, стремление к более прочному усвоению знаний и учебных навыков, достижению более высоких результатов в учебном процессе. Важным в контрольно – оценочной деятельности учителя является научить учащихся оценивать свою деятельность, понимать и принимать оценку учителя, корректировать свою работу, исходя из ее результатов – это составляющая часть компетенций современного школьника. Ошибки, исправленные самим учеником в процессе самооценивания, не являются помарками и не наказываются понижением балла.

Формы контроля со стороны ученика разнообразны: взаимопроверки, взаимооценивание, задания на рефлексию своей деятельности, самооценку. При таком подходе меняется отношение ребенка к ошибке: ученик понимает, что в любой нормальной познавательной деятельности ошибки неизбежны, и осознание и исправление своих ошибок есть основа глубокого усвоения изучаемого материала. Появляется заинтересованность в определении границ собственного знания: «Я знаю, что это я знаю, и знаю, чего я не знаю!» Учебная рефлексия стимулирует развитие ребенка: он учится сам ставить познавательные задачи, активно включает учителя в свою работу, делая запрос на необходимую ему информацию и помощь. Это мы можем проследить на следующих видах уроков.

Уроки "социальной значимости". Очень часто учащиеся выполняют всякого рода творческие, познавательные зада­ния, которые требуют потом оценки учителя . Осознание ребенком общественной значи­мости результата его труда усиливает и обога­щает в нем мотивационное отношение к своей учебно-познавательной и творческой деятельно­сти. Педагогу необходимо подчеркнуто демон­стративно знакомиться с работами детей перед ними же.

Уроки "корректировки" выполненных работ. Например, обсуждение сочинений. Редактирование и правка ранее написанно­го сочинения помогают ребенку взглянуть на свою работу с позиции читателя, и ребенок легко находит в нем недочеты, ошибки, которые ранее оставались незамеченными. При выполнении подобного рода заданий оценочный компонент становит­ся более целенаправленным, полным. Оценоч­ная активность в данном случае выступает уже в качестве самостоятельной оценочно-позна­вательной деятельности. Важно, чтобы такие уроки не сводились к традиционному анализу ошибок, а имели бы форму активного обсуждения целей работы и степени достижения этих целей каждым учащимся. Следует отметить, что обсуждение детских сочинений в классе имеет не менее важное значение, чем сами творческие сочинения. Ведь в ходе таких обсуждений дети учатся оценивать работы свои и своих товарищей.

На уроках использую различные виды контроля (устный опрос, самостоятельные работы, тематические проверочные работы, итоговые контрольные работы)

  • Тестовые диагностические работы, на­правленные на выявление освоения отдельных
    предметных операций с целью дальнейшей коррекции как со стороны учителя, так и сами­ми учащимися. Система та­ких диагностических работ позволяет видеть у каждого ребенка его проблемы в освоении зна­ний, вы­явить, случайна ли ошибка или есть устойчивый пробел в данном действии.

  • Самостоятельная работа учащихся. Осо­бенность такого вида работы заключается
    в том, что самостоятельность действий учащих­ся не сводится только к выполнению предложенных заданий, но и включает самостоятель­ный контроль и оценку своих действий. Резуль­таты данных работ учителем специально не проверяются и никак не оцениваются. Такие работы проводятся регулярно после определен­ного этапа освоения учащимися каких-либо знаний. Задача таких работ - определение самими учащимися уровня освоенного предложенного материала, выработка "инструмента" самоконтроля и самооценки. Учитель подключается к контролю и оценке только в том случае, если от учащегося поступил запрос на помощь в проверке данной работы.

После самостоятельной работы обязательно следует коллективный разбор выполнения поставлен­ных учителем заданий, при котором учащийся может проверить правильность не только ре­шения задач, но и способы контроля, и объек­тивность своей оценки выполненной работы.

-Проверочная работа. Данный вид работы в целом напоминает обычную контрольную работу, которая проводится после изучения определенной большой темы и является целью проверки усвоения учащимися определенных знаний, умений и навыков. Однако и здесь есть ряд принципиальных особенностей:

а) проверочная работа проводится не сразу после окончания изучения темы, а в середине следующей темы. Это дает возможность учащимся, которые по раз­личным причинам не успели разобраться с изученной темой, в рамках следующей темы не только продолжить освоение предыдущего материала, но и сделать знания более устой­чивыми.

б) внутри проверочной работы выделяются уровни выполнения заданий, и учащемуся предоставляется возможность выбора до­ступного ему уровня, т.е. задается определен­ная дифференциация.

Контрольная работа ставит своей зада­чей определить "зону ближайшего развития" учащихся. На этих работах оценивается граница собственных знаний учащихся, понимание того, чего они еще не знают, закла­дываются основы учебной самооценки.

При оценочной деятельности учащихся используем таблицы, т.к. оценивание происходит не только в устной форме.

На уроках даются проверочные диагностические задания. Дети сами оценивают выполнение каждой отдельной операции в тетрадях «Мои достижения».

В настоящее время перед учителем стоит важная задача: развить у учащихся умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания – незнания».

Сейчас внедрена в учебный процесс и уже много лет успешно работает (её использую я и мои коллеги (это видно из посещённых уроков) система оценивания знаний учащихся на уроке, которая называется накопительной.

Данную систему оценивания так называют, потому что оценка действительно копится в течение урока: за любой ответ с места (при устном ответе или при пересказывании текста, правила) ученик получает отметку «+» в случае верного ответа и отметку «-» в случае неверного ответа.

Такая система оценивания знаний учащихся помогает добиваться того, чтобы ученики во время всего урока работали активно. Ведь часто бывает на уроках такая ситуация, когда ученик ответил, получил за ответ оценку и, рассчитывая, что в ближайшее время его учитель спрашивать не будет, менее внимательно слушает объяснения учителя, менее активен в течение оставшегося времени на уроке.

А при такой системе оценивания каждый ученик работает систематически, каждый день, не надеясь на то, что его не вызовут и не спросят.

На уроке главенствует нацеленность на знания, на трудовой успех. Мотивом учения становится познавательный интерес. Любой, даже самый слабый ученик, может учиться лучше и, соответственно, получать лучшие оценки.

Это позволяет каждому ученику: приобщаться к ежедневному трудовому напряжению (в результате чего воспитывается организованность, трудолюбие, воля);

вырабатывать познавательную самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях.

Система оценивания знаний и умений учащихся не должна быть простой формальностью, а должна являться частью воспитательного процесса, помогать решать не только проблемы учебного плана, но и воспитательного, тогда и сам учебный процесс будет более плодотворным и результативным. И наконец, есть ещё одна самая важная форма оценивания – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме, которая помогает оценить:

умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений,

практическое владение русским языком, его словарем, грамматическим строем, соблюдение языковых норм,

владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания. Тестирование

как одна из форм

контроля знаний обучающихся

при подготовке к итоговой аттестации

в 9 классе.

Такая форма итоговой аттестации предполагает разнообразные виды деятельности ученика: 1. восприятие текстов на слух и в напечатанном виде, 2.выбор ответа из нескольких предложенных, 3.сжатый письменный пересказ, 4.создание собственного текста на одну из двух предложенных тем.

Структура ГИА по русскому языку такова:

Часть С 1. Написание сжатого изложения.

Часть 2. Задания В 2 – В 14 на основе


прочитанного текста


Часть С 3. Написание сочинения-рассуждения.

Тест рассматривается как форма контрольно-тренировочного задания, предназначенного для определения (диагностики) уровня обученности, и характеризующаяся следующими чертами: а) простотой процедуры выполнения; б) стандартностью структуры; в) мелкой дозировкой учебного материала; г) легкостью осуществления обратной связи; д) возможностью непосредственной фиксации результатов;


Такая форма контроля показывает результаты неоднократно, в сходных условиях, обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые необходимо измерить, проверка и оценка знаний объективна и независима от личности преподавателя.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!