Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации по изобразительному искусству в 8 классе
1.Назначение КИМ
Итоговая промежуточная аттестация проводится с целью определения уровня достижения планируемых результатов освоения ООП ООО учебного предмета «Изобразительное искусство» обучающимися 8 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Промежуточная аттестация охватывает содержание, включенное в УМК «Школа России» по учебнику А.С. Питерских. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. Учебник для 8 класса, под редакцией Б. М. Неменского-М.: Просвещение, 2015г.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание итоговой промежуточной аттестации по ИЗО 8 класса определяется на основании следующих документов:
-Федеральный государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) с изменениями от 29 декабря 2014г. №1644, от 31 декабря 2015г. №1577. Содержание итоговой промежуточной аттестации по ИЗО 8 класса определяется на основании следующих документов:
-Федеральный государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897) с изменениями от 29 декабря 2014г. №1644, от 31 декабря 2015г. №1577.
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. — 5-е изд., переработанное — М.: Просвещение, 2016 г.
3. Условия проведения итоговой работы
Итоговая работа рассчитана на 1 урок (40 минут). КИМ содержат задания двух уровней сложности: базового и повышенного.
Задания базового уровня включены в обязательную часть А и представляют собой 10 тестовых заданий с выбором одного ответа.
Задания повышенного уровня включены в основную часть В содержит задания с кратким ответом и часть С (задание творческого характера). Оно требует от обучающихся умения создавать художественное произведение.
Для выполнения Части С обучающимся необходимо иметь: карандаш, цветные карандаши (фломастеры, пастельные мелки, краски), ластик, альбомный лист.
В связи с этим, на выполнение всей диагностической работы отводится 25 минут, на выполнение творческого задания- 15 минут.
4. Проверяемые элементы содержания
1. Театр и кино – синтетические искусства, т.е. искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества.
2. Визуально-эстетическая общность театра и кино с изобразительным искусством.
3. Использование природы и специфики синтетических искусств на примере театра – самого древнего пространственно-временного искусства.
4. Коллективность творчества. Спектакль, фильм – неразрывное авторство многих, когда замысел одного развивается другим и воплощается третьим.
5. Визуальный облик спектакля, его художественное решение.
6. Восприятие спектакля в процессе создания.
7. Жанровое многообразие театра.
8. Эволюция сцены и специфика художественного творчества в театре.
9. Роль визуально-пластического решения в создании образа спектакля.
10. Виды театрально-зрелищных и игровых представлений, место в них изобразительного компонента.
11. Эволюция изображения в искусстве как следствие развития технических средств и способов получения изображения.
12. Расширение понимания художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии).
13. Природа творчества в фотографии, в которой реализуется дар видения мира, искусство отбора и композиции.
14. Фотография – вид художественного творчества со своими образно-выразительными средствами. Общность и различия между картиной и фотографией.
15. Фотография как информационно -художественный и историко-документальный фиксатор жизни.
16. Синтетическая природа образа в фильме, в создании которого помимо изображения, задействованы слово, звук, музыка, актёрская игра.
17. Условность изображения и времени в кино, роль монтажа как основы киноязыка.
18. Многообразие жанров и возможностей кинозрелища.
19. Специфика работы художника-постановщика в игровом фильме, акцент на коллективность художественного творчества в кино.
20. Феномен телевидения и роль, которую играют СМИ, как главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и каждого человека.
21. Визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища и множество функций телевидения – просветительская, развлекательная, художественная и информационная.
22. Телевидение – мощнейшее средство массовой коммуникации, транслятор. Документальный репортаж – основа телеинформации.
23. Способы и природа правдивого изображения на экране события м человека. Правда жизни и естественность поведения человека в кадре.
24. Сила художественного воздействия документальной тележурналистики, природа образности в репортаже и очерке.
25. Позитивная и негативная роль телевидения в формировании сознания и культуры общества
26. Роль визуально-зрелищных искусств в жизни человека и общества.
27. Современные формы экранного языка (гаджеты, Интернет).
5. Система оценивания работы
Работа состоит из 2 равноценных вариантов.
Часть А. Задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл (всего – 10 баллов).
Часть В. Содержит 5 заданий на соотнесение и оценивается в 2 балла каждое всего 10 баллов.
Часть С. Творческая работа оценивается в 10 баллов.
Максимальный балл за всю работу составляет 30 баллов.
Оценка «5» выставляется за 26-30 баллов;
Оценка «4» выставляется от 18 до 25 баллов;
Оценка «3» выставляется от 10 до 17 баллов
Критерии оценки итоговой работы по предмету «Искусство» за курс основной школы
Таблица 1
№ п/п | Содержание критерия | Баллы |
Общие критерии (музыка и музыкальный фольклор, театр, хореография, кино, теоретическая работа) |
1 | Осведомлённость о данном виде искусства |
| Наличие глубоких для данного возраста знаний об искусстве, исполнителях, конкурсах, фестивалях и т. п., имеющих значимость и художественную ценность | 2 |
| Проявление общего художественного кругозора, не выходящее за пределы учебного курса искусства в основной школе | 1 |
| Отсутствие общего художественного кругозора (сведений о культурной жизни, композиторах, исполнителях, актёрах, произведениях, конкурсах и фестивалях и т. п.) | 0 |
2 | Интерес к занятиям |
| Наличие устойчивого интереса к урокам искусства, обострённое внимание к какому-либо виду искусства в целом | 2 |
| Периодически возникающий интерес к урокам искусства, и/или каким-либо отдельным видам учебной деятельности, и/или какому-либо виду искусства | 1 |
| Отсутствие интереса к урокам искусства и интереса к искусству в целом | 0 |
Дополнительные критерии (музыка и музыкальный фольклор, театр, хореография и др., связанные с исполнительской деятельностью) |
3 | Эмоциональная отзывчивость, вдохновенность воплощения художественных образов |
№ п/п | Содержание критерия | Баллы |
| Яркое и постоянное проявление личностных чувств по отношению к искусству, его исполнению и сочинению во всех видах учебной деятельности, не ограниченное уроками искусства | 2 |
| Периодически проявляющиеся личностные чувства при художественном восприятии, познании и творчестве (на примере как минимум какого-либо одного вида искусства) | 1 |
| Отсутствие каких-либо индивидуально окрашенных, личностных проявлений при художественном восприятии, познании и творчестве в искусстве (в том числе движений, жестов и т. п.) | 0 |
4 | Умение импровизировать и артистизм исполнения |
| Показанный художественный образ (художественное высказывание) выбран самостоятельно, отличается оригинальностью и законченностью построения в каком-либо виде искусства по желанию и возможностям ученика | 2 |
| Художественное высказывание имеет оригинальный замысел, при этом очевидно отсутствие необходимых средств для его воплощения (художественных умений и навыков); заданный учителем художественный образ показан как оригинальное небольшое построение (или творческая проба). Выбор вида искусства осуществлён по желанию и возможностям ученика | 1 |
| Отсутствие каких бы то ни было художественных высказываний | 0 |
Сформированность специальных навыков (музыка, музыкальный фольклор, исполнение в области электронного музыкального творчества и т. п.) |
5 | Исполнение осмысленное, соответствует образному содержанию произведения, интонации (музыкальные, речевые) отличаются выразительностью, чистотой при хорошей дикции (в пении); движение соответствует художественному образу произведения | 2 |
№ п/п | Содержание критерия | Баллы |
| Произведение исполнено в основном осмысленно, в целом интонационно верно (в пении), передано в общем образное содержание, произношение слов в пении и речи достаточно отчётливое; движение соответствует его характеру | 1 |
| Не сформированы специальные навыки | 0 |
Сформированность специальных навыков (хореография) |
6 | Исполнение соответствует образному содержанию, характеру танца; движения скоординированы, пластичны и выразительны; композиция танца отличается оригинальностью | 2 |
| Исполнение в основном не противоречит образному содержанию, характеру танца; движения в целом скоординированы, достаточно пластичны и выразительны | 1 |
| Не сформированы специальные навыки | 0 |
Сформированность специальных навыков (театр) |
7 | Показанный сценический образ отличается оригинальностью воплощения; интонации речи выразительны и естественны, соответствуют характеру действующего лица пьесы; дикция чёткая; сценические движения органичны и свободны | 2 |
| Интонации речи показанного сценического образа в целом выразительны и довольно естественны, в основном соответствуют характеру действующего лица пьесы; дикция достаточно чёткая; сценические движения не противоречат сценическому образу | 1 |
| Не сформированы специальные навыки | 0 |
Дополнительные критерии (кино) |
8 | Технический уровень съёмки |
№ п/п | Содержание критерия | Баллы |
| Достаточно высокий технический уровень съёмки (полное отсутствие полос, засветки, шумов, дрожания и т. п. в кадре, хорошее владение объективом и его фокусным расстоянием, диафрагмой, умелое применение светофильтров и вспышки) | 2 |
| Средний технический уровень съёмки (практически полное отсутствие полос, засветки, шумов, дрожания и т. п. в кадре, в целом неплохое владение объективом и его фокусным расстоянием, диафрагмой, достаточно умелое применение светофильтров и вспышки) | 1 |
| Не сформированы навыки съёмки | 0 |
9 | Художественная ценность |
| Сюжет отличает новизна и своеобразие; очевидна жанровая определённость кинокадра; композиция и компоновка кадра продуманы; ракурс, свет и цвет, музыкальное оформление соответствуют сюжету; игра актёров (если есть) выразительна | 2 |
| Сюжет в целом отличает новизна; достаточно очевидна жанровая определённость кинокадра; композиция и компоновка кадра в основном продуманы; ракурс, свет и цвет, музыкальное оформление в целом соответствуют сюжету; игра актёров (если есть) вполне выразительна | 1 |
| Представленный материал не имеет художественной ценности | 0 |
10 | Социокультурная значимость |
| Подготовленный видеофильм (видеоряд, клип и др.) отличает актуальная и оригинальная идея, эмоциональность; очевидна авторская позиция; материал имеет положительное воздействие на зрителей (побуждает к размышлению, дискуссии и т. п.) | 2 |
| Подготовленный видеофильм (видеоряд, клип и др.) отличает актуальная идея; материал до- | 1 |
№ п/п | Содержание критерия | Баллы |
| статочно эмоционален, в некоторой степени просматривается авторская позиция; материал имеет определённое положительное воздействие на большинство зрителей (побуждает к размышлению, дискуссии и т. п.) | |
| Представленный материал не имеет социокультурной значимости | 0 |
Дополнительные критерии (теоретические работы — рефераты, эссе, проекты, сценарии и т. п.) | |
11 | Содержательность и художественная ценность материала |
| Наличие эстетически значимой и привлекательной для сверстников информации; важность, новизна и оригинальность представленной работы | 2 |
| Наличие эстетически значимой и достаточно привлекательной для сверстников информации; некоторая важность и определённая новизна представленной работы | 1 |
| Представленный материал не имеет художественной ценности, содержание не имеет значения и смысла | 0 |
12 | Владение основными ключевыми знаниями изучаемого предмета |
| Осознанное и уместное применение основных ключевых знаний изучаемого предмета; владение специальной терминологией | 2 |
| В целом осознанное и достаточно уместное применение основных ключевых знаний изучаемого предмета; владение отдельными специальными терминами | 1 |
| Отсутствует навык владения основными ключевыми знаниями изучаемого предмета | 0 |
13 | Последовательность, логика изложения |
№ п/п | Содержание критерия | Баллы |
| Изложение Изложение материала выстроено в определённом порядке, его отличают целостность, полное отсутствие путаницы и разрозненности сведений | 2 |
| Изложение Изложение материала выстроено в достаточно определённом порядке, его отличают целостность, отсутствие путаницы; допускается незначительная разрозненность сведений | 1 |
| Отсутствует последовательность и логика изложения материала | 0 |
| Максимальное количество баллов | 26 |
Оценочный лист к итоговой работе (коллективной или индивидуальной) по искусству за курс основной школы
Класс_________Дата_______________
Фамилия, имя | Выбранный(е) вид(ы) искусства | Осведомлённость о данном виде (видах) искусства | Интерес к занятиям | Эмоциональная отзывчивость, вдохновенность воплощения художественных образов0 0 0 | Умение импровизировать и артистизм исполнения’* | Сформированность навыков | Общее кол-во баллов |
| | | | | | | |
Демонстрационный вариант
итоговой работы для обучающихся 8 класса по изобразительному искусству
(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Вариант 1. ЧАСТЬ А.
-
Синтетические виды искусства: (1 балл).
А) Живопись; Б) Театральное искусство; Б) Фотография; В) Телевидение.
2. Без чего не бывает театра: (1 балл).
А) Занавес; Б) Декорация; В) Актёр.
3. Вид декорации, основным элементом которой является рисованное изображение: (1 балл).
А) Архитектурно-конструктивная Б) Проекционная В) Натуралистически-бытовая
Г) Живописная.
4. Жанры сценического искусства, основанные на искусстве вокала: (1 балл).
А) Балет; Б) Оперетта; В) Опера; Г) Мюзикл.
5. Искусство создания художественного образа с помощью мимики и пластики человеческого тела, без использования слов: (1 балл).
А) Оперетта; Б) Пантомима; В) Опера.
6. Организация действия на сцене и решение визуального образа спектакля в целом принадлежит…:(1 балл).
А) Драматургу; Б) Режиссеру; В) Художнику.
7. С древних времен важный атрибут театрального действия: (1 балл).
А) Театральный костюм; Б) Театральная маска; В) Декорация.
-
Цель киноискусства: (1 балл).
А) воздействовать на разум человека; Б) Познать культурный опыт человечества; В) Всестороннее развитие личности; Г) Воздействовать на волю человека.
9. Какие виды искусства связаны с техническим прогрессом? (1 балл).
А) живопись; Б) кинематограф; В) опера; Г) фотография; Д) балет.
10. Что означает слово «фотография»? (1 балл).
А) Цветопись; Б) Светопись; В) Негатив.
Часть В.
1. Фильмы - «Броненосец Потемкин», «Александр Невский», «Иван Грозный», были созданы режиссером: (2 балла).
А) Сергей Эйзенштейн; Б) Георгий Калатозов; В) Никита Михалков.
2. Режиссер, снявший фильмы – «Деловые люди»; «Кавказская пленница»; « Бриллиантовая рука»: (2 балла).
А) Эльдар Рязанов; Б) Марк Захаров; В) Леонид Гайдай.
3. Известный американский мультипликатор: (2 балла).
А) Эмиль Рейно; Б) Уолт Дисней; В) Квентин Тарантино.
4. Соотнесите название фильма и кадр из фильма: (2 балла).
А) «В бой идут одни «старики».
Б) «Белое солнце пустыни;
В) «Офицеры»;
Г) «Старик Хоттабыч»;
1
2 3 4
5. Соотнесите фамилию актёров с фотографией. (2 балла).
А). Брюс Уиллис Б) Николас Кейдж В). Юрий Никулин
1 2 3
Часть С.
Создать эскиз костюма к спектаклю «Гость из Космоса». (10 баллов).
Вариант 2. Часть А.
1. Какое значение имеет фотография? (1 балл).
А) Свидетель своего времени; Б) Передача реализма; В) Изображение прекрасного; Г) Всё вместе.
2. Первые фотографии назывались: (1 балл).
А) Негативы; Б) Даггеротипы; В) Позитивы.
3. Что означает слово «фильм»? (1 балл).
А) «Запечатленное движение»; Б) «Движущиеся фотографии»; В) «Летящие снимки».
4. Кто изобрел кинематограф? (1 балл).
А) Братья Гримм; Б) Братья Стругацкие; В) Братья Люмьеры.
5. Где появилось кино, как вид искусства? (1 балл).
А) во Франции; Б) в Америке; В) в Англии.
6. Покадровое представление режиссера о будущем фильме? (1 балл).
А) Монтаж; Б) Раскадровка; В) Сценарий.
7. История мирового кино началось с показа фильма…(1 балл).
А) «Титаник»; Б) «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота»; В) «Политый поливальщик»; Г) «Броненосец Потемкин».
8. Основной единицей в передаче содержания экранного сообщения является:(1 балл). А) План; Б) Дубль; В) Кадр; Г) Рамка.
9. Творческий процесс создания фильма, последовательное соединение «планов» – это…(1 балл).
А) Раскадровка; Б) Монтаж; В) Мультипликация; Г) Съёмка.
10. Награда кинофестиваля в Каннах: (1 балл).
А) «Оскар»; Б) «Золотая пальмовая ветвь»; В) «Кинотавр».
Часть В.
1. Американский комический актёр, снявшийся в фильмах – «Золотая лихорадка» (1925 ) «Цирк» (1928 ), «Огни большого города» ( 1931), «Великий диктатор» ( 1940), «Король в Нью-Йорке» (1957): (2 балла).
А) Джеймс Бонд; Б) Чарли Чаплин; В) Шон Коннори.
2. Режиссер, снявший отечественный фильм «Война и мир»: (2 балла).
А) Георгий Данелия; Б) Александр Тарковский; В) Сергей Бондарчук.
3. Кто исполнил главную роль в фильме режиссера Григория Козинцева «Гамлет»: (2 балла).
А) Олег Даль; Б) Иннокентий Смоктуновский; В) Евгений Евстигнеев.
4. Соотнесите название фильма и кадр из фильма: (2 балла).
А) «Офицеры»; Б) «Старик Хоттабыч»; В) «Белое солнце пустыни»;
Г) «В бой идут одни «старики».
1 2 3 4
5. Соотнесите фамилию актёров с фотографией. (2 балла).
А).Джейсон Стэтхэм Б) Иван Охлобыстин В). Г). Джим Керри
-
2) 3)
Часть С.
Создать эскиз сцены к спектаклю «Гость из Космоса». (10 баллов).