ПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ИТОГОВАЯ И АТТЕСТАЦИЯ
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) по учебному предмету «Человек» в 6 классе проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения ФАООП.
Критерии оценивания:
0баллов- действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем.
1балл- смысл действия обучающийся понимает недостаточно (в минимальном объеме), связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию и с контролирующей помощью учителя.
2балла- обучающийся преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно.
3балла- обучающийся способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя.
4балла- обучающийся способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя.
5баллов- обучающийся самостоятельно применяет действие в любой ситуации
Промежуточная аттестация
1.Пользование туалетом
Цель: оценить умение выполнять отдельные действия в туалете, соблюдать последовательность действий в туалете
Диагностический материал: картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Проводится в туалетной комнате.
Ребенок стоит в туалетной комнате. Педагог стоит рядом с ребенком.
1.Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет доступную ребенку инструкцию. Например, речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Хочешь в туалет?» / «Будешь писать (какать)?», указание жестом на унитаз и направляет ребенка к унитазу.
2.Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при выполнении отдельных действий в туалете, оказывает необходимую помощь.
2. Мытье и вытирание лица
Цель: оценить умение мыть и вытирать лицо
Диагностический материал: полотенце махровое
Порядок проведения:
Проводится в туалетной комнате.
Ребенок находится в туалетной комнате около раковины. Педагог стоит рядом с ребенком.
1.Педагог кладет полотенце, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Вымой (помой) лицо» или указывает жестом на кран, лицо, предъявляет пиктограммы и т.п.
2.Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при выполнении отдельных действий в процессе мытья и вытирания лица, оказывает необходимую помощь.
3. Мытье и вытирание ног
Цель: оценить умение мыть и вытирать ноги
Диагностический материал: таз с водой, мыло кусковое (жидкое), полотенце вафельное
Порядок проведения:
Проводится в туалетной комнате.
Ребенок стоит (сидит на стуле) в туалетной комнате около таза с водой. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет мыло, полотенце привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Вымой (помой) ноги» или указывает жестом на таз с водой, ноги, предъявляет пиктограммы и т.п.
2.Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при выполнении отдельных действий в процессе мытья и вытирания ног, оказывает необходимую помощь.
4. Мытье и чистка ушей
Цель: оценить умение мыть и чистить уши
Диагностический материал: мыло, ватные палочки, полотенце махровое
Порядок проведения:
1.Проводится в туалетной комнате. Ребенок стоит (сидит на стуле) в туалетной комнате около раковины. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
2.Педагог кладет мыло, полотенце, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Помой уши» или указывает жестом на кран с водой, уши, предъявляет пиктограммы и т.п.
3.Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при выполнении отдельных действий в процессе мытья и чистки ушей, оказывает необходимую помощь.
Педагог кладет на раковину ватные палочки, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Почисти уши» или указывает жестом на ватные палочки, уши, предъявляет пиктограммы и т.п.
5. Идентификация себя как мальчика (девочки)
Цель: оценить умение идентифицировать себя как мальчика (девочку)
Диагностический материал: картинки с изображением мальчика, девочки
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением мальчика и девочки, привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди мальчика (девочку)»
/ «Покажи мальчика (девочку)» / «Где мальчик (девочка)?» / «Посмотри на мальчика (девочку)»
Потом педагог предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Ты мальчик (девочка)?» / Педагог обращает внимание ребенка на картинки и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Покажи, кто ты (мальчик или девочка)» / «Посмотри, кто ты (мальчик/девочка)»
6. Представление о себе
Цель: оценить умение сообщать сведения о себе
Диагностический материал: карточки с именами, фамилиями, карточки с цифрами (числовой ряд), карточки с годами рождения, карточки с названием месяцев, карточки с названиями городов, улиц; карточки со словами «город», «улица», «дом», «квартира»
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Как тебя зовут?». Если ребенок не владеет вербальной речью, педагог спрашивает: «Тебя зовут Вася (Саша и т.п.)?». Педагог может предъявить ребенку карточки с именами, и предложить найти свое имя.
2.Педагог предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Какая у фамилия?» /«Назови свою фамилию». Если ребенок не владеет вербальной речью, педагог спрашивает: «Твоя фамилия Иванова (Кузнецова и т.п.)?». Педагог может предъявить ребенку карточки с фамилиями и предложить найти свою фамилию.
3.Педагог предъявляет речевую инструкцию: «Сколько тебе лет?» Если ребенок не владеет вербальной речью, педагог спрашивает: «Тебе 10 (11 и т.п.) лет?». Педагог может предъявить ребенку карточки с цифрами и предложить показать цифру, соответствующую возрасту ребенка.
4.Педагог кладет на стол перед ребенком карточки с цифрами, годами, названиями месяцев, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): (графическое изображение): «Составь свою дату рождения (год, месяц, число) / «Покажи свою дату рождения (год, месяц, число)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Когда ты родился?» / «Назови свою дату рождения (год, месяц, число)».
5.Педагог кладет на стол перед ребенком карточки с названиями городов, улиц, карточки с числовым рядом, карточки со словами «город», «улица», «дом», «квартира», привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Составь свой домашний адрес» / «Покажи свой домашний адрес». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Какой у тебя домашний адрес?» / «Назови свой домашний адрес».
7. Представление о семье
Цель: оценить сформированность представлений о семье, социальной роли членов семьи
Диагностический материал: фотографии членов семьи ребенка, картинки с изображением членов семьи (мальчик, девочка, женщина, мужчина, пожилая женщина, пожилой мужчина), карточки со словами «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «брат», «сестра», «сын», «дочь», «внук»,
«внучка»
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с фотографиями членов семьи, карточки со словами «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди маму (папу, бабушку, дедушку)» / «Покажи маму (папу, бабушку, дедушку)» / «Где мама (папа, бабушка, дедушка)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог поочередно показывает картинки и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это». Если ребенок не владеет вербальной речью, педагог кладет перед ребенком карточки со словами, поочередно показывает картинки с изображением членов семьи и предъявляет речевую инструкцию: «Покажи, кто это».
2.Педагог обращает внимание ребенка на картинки с фотографиями брата, сестры и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Покажи, где сестра/брат этого мальчика (девочки)» и т.д. Если ребенок не владеет вербальной речью, педагог кладет перед ребенком карточки со словами «брат», «сестра», поочередно показывает фотографии брата, сестры и предъявляет речевую инструкцию: «Покажи, кто это».
Аналогичную работу проводят, оценивая сформированность представлений о родственных отношениях в семье.
3.Педагог кладет на стол перед ребенком карточки со словами «брат», «сестра» и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Покажи, кем приходится мальчик (девочка) девочке (мальчику)?» / «Найди, кем приходится мальчик (девочка) девочке (мальчику)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Скажи, кем приходится мальчик (девочка) девочке (мальчику)?» /«Покажи, где дедушка. Где его внук?»
4.Педагог кладет на стол перед ребенком карточки со словами «сын», «дочь», «внук»,«внучка» и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): (графическое изображение): «Покажи, кем приходится мальчик (девочка) папе (маме, бабушке, дедушке)?» / «Найди, кем приходится мальчик (девочка) папе (маме, бабушке, дедушке)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Скажи, кем приходится мальчик (девочка) папе (маме, бабушке, дедушке)?»
5.Педагог предъявляет речевую инструкцию: «Расскажи о своей семье» / *Проводится 1 раз
Итоговая аттестация
1. Мытье и вытирание рук
Цель: оценить умение мыть и вытирать руки
Диагностический материал: мыло кусковое (жидкое), полотенце вафельное (махровое, бумажное)
Порядок проведения:
Проводится в туалетной комнате.
Ребенок находится в туалетной комнате около раковины. Педагог стоит рядом с ребенком.
1.Педагог кладет мыло, полотенце, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, доступную для понимания ребенком (графическое изображение):
«Вымой (помой) руки с мылом» или указывает жестом на кран, мыло, предъявляет пиктограммы и т.п.
2.Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при выполнении отдельных действий в процессе мытья рук, оказывает необходимую помощь.
2. Чистка зубов
Цель: оценить умение чистить зубы
Диагностический материал: зубная паста, зубная щетка, стакан для зубной пасты и зубной щетки, стакан с водой, полотенце махровое
Порядок проведения:
Проводится в туалетной комнате.
Ребенок находится (стоит, сидит на стуле) в туалетной комнате около раковины. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог ставит на раковину стакан с зубной пастой и зубной щеткой, стакан с водой, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Почисти зубы» или указывает жестом на зубную пасту и зубную щетку на кран, мыло, предъявляет пиктограммы и т.п.
2.Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при выполнении отдельных действий в процессе чистки зубов, оказывает необходимую помощь.
3. Расчесывание волос, сушка волос феном
Цель: оценить умение расчесывать сухие волосы, сушить волосы феном
Диагностический материал: расческа, фен
Порядок проведения:
Пводится в туалетной комнате.
Ребенок стоит (сидит на стуле) в комнате перед зеркалом, волосы влажные после мытья головы. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог дает ребенку расческу и предъявляет речевую инструкцию: «Расчеши волосы» или указывает жестом на расческу, голову (волосы), предъявляет пиктограммы и т.п. Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при расчесывании сухих волос, оказывает необходимую помощь.
2.Педагог кладет перед ребенком фен и предъявляет речевую инструкцию: «Посуши волосы» или указывает жестом на фен, волосы, предъявляет пиктограммы и т.п.
4. Пользование косметическими средствами
Цель: оценить умение пользоваться косметическими средствами
Диагностический материал: лосьон, крем для рук, крем для лица, дезодорант, туалетная вода, ватные диски
Порядок проведения:
Проба проводится в туалетной комнате.
Ребенок стоит (сидит на стуле) в комнате перед зеркалом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком лосьон, крем для рук, крем для лица, дезодорант, туалетная вода, ватные тампоны и предъявляет, речевую инструкцию: «Протри лицо лосьоном» или указывает жестом на косметические средства, ватные тампоны и лицо, предъявляет пиктограммы и т.п.
2.Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при протирании лица, оказывает необходимую помощь.
3.Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Намажь лицо кремом» или указывает жестом на косметические средства и лицо, предъявляет пиктограммы и т.п.
4.Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при намазывании лица кремом, оказывает необходимую помощь.
5.Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Намажь руки кремом» или указывает жестом на косметические средства и руки, предъявляет пиктограммы и т.п.
6.Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при намазывании рук кремом, оказывает необходимую помощь.
7.Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию:
«Воспользуйся дезодорантом» или указывает жестом на косметические средства и подмышку, предъявляет пиктограммы и т.п.
8.Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при пользовании дезодорантом, оказывает необходимую помощь.
9.Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию:
«Воспользуйся туалетной водой» или указывает жестом на косметические средства и область головы за ушами, предъявляет пиктограммы и т.п.
10Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при пользовании туалетной водой, оказывает необходимую помощь.
5. Представление о частях тела
Цель: оценить сформированность представлений о частях тела
Диагностический материал: кукла, картинка с изображением человека (частей тела), картинки (сюжетные картинки) с изображением назначения частей тела (например, девочка рисует, лепит, мальчик бьет ногой по мячу и т.п.)
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком куклу, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди на кукле руки (ноги, голову, туловище, живот, спину» / «Покажи на кукле руки (ноги, голову, туловище, живот, спину)» / «Где у куклы руки (ноги, голова, туловище, живот, спина)?» / «Посмотри на руки (ноги, голову, туловище, живот, спину) куклы». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на разные части тела куклы и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
2.Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди на себе руки (ноги, голову, туловище, живот, спину» / «Покажи на себе руки (ноги, голову, туловище, живот, спину)» / «Где у тебя руки (ноги, голова, туловище, живот, спина)?» / «Посмотри на свои руки (ноги, голову, туловище, живот, спину)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на разные части тела ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
3.Педагог кладет на стол перед ребенком картинку с изображением человека, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди руки (ноги, голову, туловище, живот, спину» / «Покажи руки (ноги, голову, туловище, живот, спину)» / «Где руки (ноги, голова, туловище, живот, спина)?» /
«Посмотри на руки (ноги, голову, туловище, живот, спину)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на разные части тела и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
4.Педагог кладет на стол куклу, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди на кукле волосы (уши, лицо, нос, глаза, рот, лоб, брови, шею)» / «Покажи на кукле волосы (уши, лицо, нос, глаза, рот, лоб, брови, шею)» / «Где у куклы волосы (уши, лицо, нос, глаза, рот, лоб, брови, шея)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на разные части головы и лица куклы и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
5.Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди на своей голове волосы (уши, лицо, нос, глаза, рот, зубы, язык, лоб, брови, шею)» / «Покажи своей голове волосы (уши, лицо, нос, глаза, рот, зубы, язык, лоб, брови, шею)» / «Где у тебя волосы (уши, лицо, нос, глаза, рот, зубы, язык, лоб, брови, шея)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на разные части головы и лица ребенка и предъявляет речевую инструкцию:
«Назови, что это».
6.Педагог обращает внимание ребенка на картинку с изображением человека, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди волосы (уши, лицо, нос, глаза, рот, зубы, брови, лоб, язык, шею)» /
«Покажи волосы (уши, лицо, нос, лоб, глаза, рот, язык, зубы, брови, шею)» / «Где волосы (уши, лицо, нос, глаза, лоб, рот, зубы, язык, брови, шея)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на изображении человека на разные части головы и лица и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
7.Педагог привлекает внимание ребенка к его руке и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди локоть (ладонь, пальцы)» /
«Покажи локоть (ладонь, пальцы)» / «Где у тебя локоть (ладонь, пальцы)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на разные части руки ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
8.Педагог привлекает внимание ребенка к его ноге и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди колено (ступню, пальцы, пятку)» /
«Покажи колено (ступню, пальцы, пятку)» / «Где у тебя колено (ступня, пальцы, пятка)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на разные части ноги ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
9.Педагог обращает внимание ребенка на картинку с изображением человека, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди колено (ступню, пальцы, пятку), найди локоть (ладонь, пальцы)» /
«Покажи колено (ступню, пальцы, пятку), покажи локоть (ладонь, пальцы)» / «Где у тебя колено (ступня, пальцы, пятка), где у тебя локоть (ладонь, пальцы)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог указывает на изображении человека на разные части руки и головы и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
10.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением назначения частей тела, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди (покажи, скажи), что мы делаем руками (ногами,ртом, глазами, ушами)» / «Покажи, что мы делаем руками (ногами, ртом, глазами, ушами)» / «Посмотри, что мы делаем руками (ногами, ртом, глазами, ушами)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Покажи и скажи, что мы делаем руками (ногами, ртом, глазами, ушами)», «Что нужно, чтобы видеть (слышать, хлопать, топать и др.)
6. Представление о возрастных изменениях человека
Цель: оценить сформированность представлений о возрастных изменениях человека
Диагностический материал: картинки с изображением мальчика (юноши, мужчины), девочки (девушки, женщины)
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением мальчика (юноши, мужчины), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди мальчика (юношу, мужчину)» / «Покажи мальчика (юношу, мужчину)» / «Где мальчик (юноша, мужчина)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог поочередно показывает картинки и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».
2.Педагог предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Найди, к какой возрастной категории относишься ты?» / «Покажи, ты кто, мальчик, юноша или мужчина?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови, ты кто, мальчик, юноша или мужчина?» / «Назови, к какой возрастной категории относишься ты».
3.Педагог привлекает внимание ребенка к разложенным картинкам и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Положи картинки по порядку (по возрасту)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию:
«Назови по порядку (возрасту)».
4.Педагог обращает внимание ребенка на картинки с изображением мальчика и мужчины и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Найди отличия между мальчиком и мужчиной» / «Покажи, чем отличаются мальчик и мужчина». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови отличия между мальчиком и мужчиной» / «Скажи, чем отличается мужчина от мальчика».
5.Аналогичная работа проводится с картинками с изображениями девочки, женщины.
7. Еда
Цель: оценить умение есть руками, ложкой, вилкой, пользоваться ножом и вилкой, салфеткой в процессе приема пищи, накладывать пищу в тарелку
Диагностический материал: вазочка с кусочками яблока, тарелка с едой, столовые приборы (ложка, вилка, нож), салатник с едой, ложка для накладывания еды, картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог ставит на стол перед ребенком вазочку с кусочками яблока и предъявляет доступную ребенку инструкцию. Например, речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Хочешь?» / «Будешь есть яблоко?», указание жестом на вазочку с яблоком, направление руки ребенка к вазочке.
2.Педагог ставит на стол салатник с едой, тарелку, кладет ложку для накладывания еды, привлекает внимание ребенка и предъявляет доступную ребенку инструкцию. Например, речевую инструкцию: «Положи еду в тарелку», указание жестом на тарелку и салатник с едой, предъявление пиктограммы и т.п.
3.Педагог ставит на стол перед ребенком тарелку с едой, кладет ложку (вилку, вилку и нож), салфетку и предъявляет доступную ребенку инструкцию. Например, речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Хочешь есть?» / «Будешь есть?», указание жестом на тарелку с едой и/или направление руки ребенка к ложке (вилке, вилке и ножу).
4.Педагог наблюдает за действиями ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие в процессе еды, оказывает необходимую помощь.