СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-оценочные материалы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2), 6 класс по предмету "Сенсорное развитие""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, с ТМНР по учебному предмету "Сенсорное развитие",6 класс вариант 2

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-оценочные материалы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2), 6 класс по предмету "Сенсорное развитие""»



ПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ИТОГОВАЯ И АТТЕСТАЦИЯ

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) по коррекционному курсу «Сенсорное развитие» в 6 классе проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения ФАООП.

Критерии оценивания:

0 баллов- действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем.

1 балл- смысл действия обучающийся понимает недостаточно (в минимальном объеме), связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию и с контролирующей помощью учителя.

2 балла- обучающийся преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно.

3 балла- обучающийся способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя.

4 балла- обучающийся способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя.

5 баллов- обучающийся самостоятельно применяет действие в любой ситуации

Промежуточная аттестация

1.Зрительное восприятие

1.1Фиксация взгляда на лице человека

Цель: оценить умение фиксировать взгляд на лице человека

Диагностический материал:

Порядок проведения:

Ребенок сидит (стоит, лежит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком. Лицо педагога расположено на уровне глаз ребенка на расстоянии вытянутой руки.

1.Педагог привлекает внимание ребенка мимикой (интонацией, тембром голоса) и фиксирует продолжительность удержания взгляда ребенка на своем лице.

1.2. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете

Цель: оценить умение фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете

Диагностический материал: фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки

Порядок проведения:

Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог привлекает внимание ребенка, предъявляет светящуюся игрушку на расстоянии 45-50 см от ребенка и фиксирует продолжительность удержания взгляда ребенка на светящемся предмете.

2.Педагог привлекает внимание ребенка, предъявляет пламя свечи на расстоянии 45-50 см от ребенка и фиксирует продолжительность удержания взгляда ребенка на светящемся предмете.

Работа с фонариком проводится в затемненной комнате. Педагог привлекает внимание ребенка, направляет луч фонарика на лицо ребенка (избегать попадания в глаза) и фиксирует продолжительность удержания взгляда ребенка на светящемся предмете.

Затем педагог направляет луч фонарика на стену, привлекает внимание ребенка к световому пятну на стене и фиксирует продолжительность удержания взгляда ребенка на световом пятне.

1.3. Фиксация взгляда на неподвижном предмете

Цель: оценить умение фиксировать взгляд на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка)

Диагностический материал: желтый шарик

Порядок проведения:

Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог привлекает внимание ребенка, предъявляет желтый шарик, на расстоянии 45-50 см от ребенка на уровне глаз ребенка напротив (слева, справа), выше уровня глаз ребенка напротив (слева, справа), ниже уровня глаз ребенка напротив (слева, справа). Каждый раз педагог фиксирует продолжительность удержания взгляда ребенка на предъявляемом предмете.

1.4. Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом

Цель: оценить умение прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом по горизонтали (по вертикали, по кругу, вперед/назад)

Диагностический материал: желтый шарик

Порядок проведения:

Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог привлекает внимание ребенка, предъявляет шарик на расстоянии 45-50 см от ребенка на уровне глаз ребенка, затем перемещает его в разных направлениях (по горизонтали, по вертикали, по кругу, приближая к лицу ребенка, удаляя от лица ребенка) на расстояние от 30 см до 1 метра и фиксирует прослеживание за движущимся близко расположенным предметом.

1.5. Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом

Цель: оценить умение прослеживать взглядом за движущимся удаленным объектом

Диагностический материал: резиновый мяч среднего размера

Порядок проведения:

Ребенок сидит (стоит). Педагог находится на расстоянии 1,5 – 2 метров от ребенка.

1.Педагог привлекает внимание ребенка к мячу, который держит в руках, потом кладет мяч на пол, толкает его и фиксирует прослеживание ребенком (взглядом) за движущимся удаленным объектом.

Затем педагог привлекает внимание ребенка к себе (речью и мимикой), перемещается по комнате на расстоянии более 2 метров в разных направлениях и фиксирует прослеживание ребенком (взглядом) за движущимся удаленным объектом.

1.6. Дифференциация предметов по цвету и различение цвета предметов

Цель: оценить умение дифференцировать предметы по цвету и различать цвет предметов

Диагностический материал: 5 кубиков зеленого цвета, 5 кубиков красного цвета, 1 кубик синего цвета, 1 кубик желтого цвета, 2 коробки

Порядок проведения:

Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог ставит на стол напротив ребенка 2 коробки, в одной из них лежит кубик зеленого цвета, в другой – красного цвета. Непосредственно перед ребенком педагог кладет 4 красных и 4 зеленых кубика. Педагог привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Разложи кубики по коробкам» / «Собери (положи) одинаковые кубики» /«Положи к такому же».

2.Педагог ставит на стол напротив ребенка 4 коробки, в которых лежат по одному кубику зеленого, красного, синего, желтого цвета. Непосредственно перед ребенком педагог кладет кубики четырех цветов. Педагог привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Разложи кубики по коробкам» / «Собери (положи) одинаковые кубики» /«Положи к такому же».

3.Затем педагог кладет перед ребенком 4 кубика (красный, желтый, синий, зеленый), привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди синий (желтый, красный, зеленый)» / «Покажи синий (желтый, красный, зеленый)»» / «Где синий (желтый, красный, зеленый)?» / «Посмотри на синий (желтый, красный, зеленый)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предлагает ребенку назвать цвет предъявляемого предмета.

2.Слуховое восприятие

2…1 Локализация неподвижного источника звука

Цель: оценить умение находить неподвижный источник звука, расположенный на уровне уха (плеча, талии)

Диагностический материал: звучащая резиновая игрушка

Порядок проведения:

Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог располагает резиновую игрушку на уровне правого (левого) уха ребенка, на расстоянии 25-30 см от уха, сжимает ее один раз и фиксирует реакцию ребенка на звук.

Затем педагог аналогичным образом предъявляет звучащий предмет на уровне плеча (талии) и фиксирует реакцию ребенка на звук.

2.2. Локализация неподвижного удаленного источника звука

Цель: оценить умение локализовать неподвижный удаленный источник звука

Диагностический материал: заводная музыкальная игрушка

Порядок проведения:

Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог показывает ребенку музыкальную игрушку, дает послушать ее звучание и предъявляет речевую инструкцию: «Я сейчас спрячу игрушку. Найдешь ее?»

2.Педагог предлагает ребенку закрыть глаза (отвернуться, выйти из помещения), заводит игрушку и прячет ее в помещении.

3.Педагог предлагает ребенку открыть глаза (повернуться, войти в помещение) и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Найди игрушку».

2.3. Соотнесение звука с его источником

Цель: оценить умение соотносить звук с его источником

Диагностический материал: аудиозапись со звуками животных (кот, собака, корова, свинья, петух), картинки с изображением животных (кот, собака, корова, свинья, петух)

Порядок проведения:

Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением животных (кот, собака, корова, свинья, петух), затем предъявляет фрагмент аудиозаписи со звуками одного животного, потом другого животного и т.д. После каждого фрагмента аудиозаписи педагог предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение):«Кто это? Покажи» / «Кто это? Найди» / «Кто это? Посмотри»

Итоговая аттестация

1Кинестетическое восприятие

1.1.Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека

Цель: оценить реакцию на прикосновения человека

Диагностический материал:

Порядок проведения пробы:

Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог прикасается к рукам, ногам, голове ребенка, чередуя виды прикосновений: поглаживания, похлопывания, сжимания, растирания и т.д. и фиксирует эмоционально- двигательную реакцию ребенка.

1.2. Реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости

Цель: оценить реакцию на соприкосновение с материалами, различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий)

Диагностический материал: 4 емкости для материалов, вода (теплая, холодная), клейстер, крупа (пшено), сенсорные дощечки с гладкой и шероховатой поверхностью

Порядок проведения:

Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог ставит на стол перед ребенком емкости с теплой и холодной водой, опускает руки ребенка в холодную воду и фиксирует реакцию ребенка на температуру воды. Затем педагог опускает руки ребенка в теплую воду и также фиксирует реакцию ребенка.

2.Педагог ставит на стол перед ребенком емкость с крупой, опускает в нее руки ребенка и фиксирует реакцию ребенка на вязкость материала.

3.После этого педагог ставит на стол перед ребенком емкость с клейстером, опускает в нее руки ребенка и также фиксирует реакцию ребенка на вязкость материала.

4.Затем педагог кладет на стол перед ребенком сенсорные дощечки и помогает ребенку поочередно потрогать их, фиксируя реакцию на гладкую и шероховатую фактуру материала.

1.3. Различение температуры, фактуры, влажности, вязкости материалов

Цель: оценить умение определять температуру (холодный, теплый), фактуру (гладкий, шероховатый), вязкость (жидкий, сыпучий), влажность (сухой, мокрый) материала

Диагностический материал: 4 емкости для материалов, вода (теплая, холодная), клейстер, крупа (пшено), сенсорные дощечки с гладкой и шероховатой поверхностью

Порядок проведения:

Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог ставит на стол перед ребенком емкости с теплой и холодной водой, опускает руки ребенка в холодную воду и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Какая вода?» / «Вода холодная (теплая)?»

2.Затем педагог опускает руки ребенка в теплую воду и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Какая вода?» / «Вода холодная (теплая)?»

3.Педагог кладет на стол перед ребенком сухую и мокрую тряпку, предлагает потрогать их и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение):«Какая тряпка сухая (мокрая)?»

4.Педагог ставит на стол перед ребенком емкость с крупой, опускает в нее руки ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Крупа сыпучая (жидкая)?»

5.После этого педагог ставит на стол перед ребенком емкость с клейстером, опускает в нее руки ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Клейстер сыпучий (жидкий)?»

6.Затем педагог кладет на стол перед ребенком сенсорные дощечки, предлагает поочередно потрогать их и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Это гладкий (шероховатый)?»

2.Восприятие вкуса и запаха

2.1. Реакция на запах

Цель: оценить реакцию на запах

Диагностический материал: апельсин, хлеб, мыло, зубная паста

Порядок проведения:

Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком. 2)

1.Педагог предъявляет ребенку разные запахи (апельсин, хлеб, мыло, зубная паста), располагая источник запаха статично на расстоянии 10-15 см от носа ребенка, и фиксирует реакцию ребенка на воздействие. Когда педагог предъявляет хлеб и апельсин, обязательно дает ребенку попробовать их.

2.2.Узнавание объектов по запаху

Цель: оценить умение узнавать объекты по запаху

Диагностический материал: апельсин, хлеб, мыло, зубная паста; картинки с изображением апельсина, хлеба, мыла, зубной пасты

Порядок проведения:

Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением апельсина, хлеба, мыла, зубной пасты, поочередно предъявляет ребенку соответствующие запахи, располагая источник запаха статично на расстоянии 10-15 см от носа ребенка, и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение) или показывает жестом: «Что это?» / «Найди (покажи), что это?»/ «Посмотри, что ты нюхал»/ «Назови, что ты нюхал»

2.3. Различение вкусовых качеств продуктов

Цель: оценить умение определять вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый)

Диагностический материал: лимон, соль, сахар, горький лук

Порядок проведения:

Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог предъявляет продукты с разными вкусовыми качествами и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Какой по вкусу?»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!