СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-оценочные материалы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2), 6 класс по предмету "Речь и альтернативная коммуникация""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Промежуточная и итоговая аттестция обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, с ТМНР по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация", 6 класс вариант 2

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-оценочные материалы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2), 6 класс по предмету "Речь и альтернативная коммуникация""»

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ИТОГОВАЯ И АТТЕСТАЦИЯ

Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в 6 классе проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения ФАООП.

Критерии оценивания:

Оценка экспрессивной речи.

0 баллов- действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем.

1балл- смысл действия обучающийся понимает недостаточно (в минимальном объеме), связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию и с контролирующей помощью учителя.

2балла- обучающийся преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно.

3балла- обучающийся способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя.

4балла- обучающийся способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя.

5баллов- обучающийся самостоятельно применяет действие в любой ситуации

Промежуточная аттестация

1.Чтение и письмо.

Цель: оценить умение различать напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия предметов

Диагностический материал: карточки с напечатанными именами, предметами мебели, картинки с изображением предметов мебели (шкаф, стол, стул, диван), одежды (шапка, куртка, рубашка, брюки)

Порядок проведения:

Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком карточки с напечатанными словами, обозначающими имена (ребенка, его родителей), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди свое имя» / «Покажи свое имя» / «Где твое имя?» / «Посмотри на свое имя».

2.Педагог кладет на стол перед ребенком карточки с напечатанными словами, обозначающими названия предметов мебели, картинки с изображением предметов мебели, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Положи слово к картинке».

3.Педагог кладет на стол перед ребенком карточки с напечатанными словами, обозначающими названия предметов одежды, картинки с изображением предметов одежды, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Положи слово к картинке».

1.1.Понимание названий домашних животных, их детенышей

Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих названия домашних животных, их детенышей

Диагностический материал: картинки с изображением домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака), детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок), муляжи домашних животных (их детенышей)

Порядок проведения:

Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака) или муляжи домашних животных, привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди корову (свинью, лошадь, козу, овцу (барана), кота, собаку)» / «Покажи корову (свинью, лошадь, козу, овцу (барана), кота, собаку)» /

«Где корова (свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака)?» / «Посмотри на корову (свинью, лошадь, козу, овцу (барана), кота, собаку)».

2.Педагог показывает поочередно картинки с изображением домашних животных или муляжи домашних животных, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».

3.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок) или муляжи детенышей домашних животных, привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди теленка (поросенка, жеребенка, козленка, ягненка, котенка, щенка» / «Покажи теленка (поросенка, жеребенка, козленка, ягненка, котенка, щенка)» / «Где теленок (поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок)?» / «Посмотри на теленка (поросенка, жеребенка, козленка, ягненка, котенка, щенка)».

4.Педагог показывает поочередно картинки с изображением детенышей домашних животных или муляжи детенышей домашних животных, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».

1.2. Написание буквы (слога, слова, предложения)

Цель: оценить умение копировать буквы, слова, предложения

Диагностический материал: карточки с буквами, словом, предложением, ручка, листы бумаги

Порядок проведения:

Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком карточки с буквами, лист бумаги, ручку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Напиши буквы».

2. Педагог кладет на стол перед ребенком карточку со словом, лист бумаги, ручку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Напиши слово».

3.Педагог кладет на стол перед ребенком карточку с предложением, лист бумаги, ручку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Напиши предложение».

1.3. Понимание названий овощей

Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих названия овощей

Диагностический материал: овощи (муляжи овощей) / картинки с изображением овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец)

Порядок проведения:

Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком овощи (муляжи овощей) или картинки с изображением овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди лук (картофель, морковь, свеклу, репу, редис, тыкву, кабачок, перец)» /

«Покажи лук (картофель, морковь, свеклу, репу, редис, тыкву, кабачок, перец)» / «Где лук (картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец)?» / «Посмотри на лук (картофель, морковь, свеклу, репу, редис, тыкву, кабачок, перец)».

2.Педагог поочередно показывает овощи (муляжи овощей) или картинки с изображением овощей, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».

1.4.Понимание названий диких животных, их детенышей

Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих названия диких животных, их детенышей

Диагностический материал: картинки с изображением диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр), детенышей диких животных (волчонок, лисенок, лосенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок, тигренок), муляжи диких животных (их детенышей)

Порядок проведения:

Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением детенышей диких животных (волчонок, лисенок, лосенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок, тигренок), привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди волчонка (лисенка, лосенка, медвежонка, зайчонка, бельчонка, ежонка, тигренка)» / «Покажи волчонка (лисенка, лосенка, медвежонка, зайчонка, бельчонка, ежонка, тигренка)» / «Где волчонок (лисенок, лосенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок, тигренок)?» / «Посмотри на волчонка (лисенка, лосенка, медвежонка, зайчонка, бельчонка, ежонка, тигренка)»

2.Педагог показывает поочередно картинки с изображением детенышей диких животных или муляжи детенышей диких животных, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».

1.5. Понимание названий домашних птиц, их детенышей Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих названия домашних птиц, их детенышей

Диагностический материал: картинки с изображением домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк), детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок)

Порядок проведения:

Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк), привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди курицу (петуха, утку, гуся, индюка)» / «Покажи курицу (петуха, утку, гуся, индюка)» / «Где курица (петух, утка, гусь, индюк)?» / «Посмотри на курицу (петуха, утку, гуся, индюка)».

2.Педагог показывает поочередно картинки с изображением домашних птиц, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».

Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок), привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку:

«Найди цыпленка (утенка, гусенка, индюшонка)» / «Покажи цыпленка (утенка, гусенка, индюшонка)» / «Где цыпленок (утенок, гусенок, индюшонок)?» / «Посмотри на цыпленка (утенка, гусенка, индюшонка)».

3.Педагог показывает поочередно картинки с изображением детенышей домашних птиц, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».

1.6. Понимание названий зимующих, перелетных, водоплавающих птиц

Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих названия зимующих, перелетных, водоплавающих птиц

Диагностический материал: картинки с изображением зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова), картинки с изображением перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль), картинки с изображением водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан)

Порядок проведения:

Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова), привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди голубя (ворону, воробья, дятла, синицу, снегиря, сову)» / «Покажи голубя (ворону, воробья, дятла, синицу, снегиря, сову)» / «Где голубь (ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова)?» / «Посмотри на голубя (ворону, воробья, дятла, синицу, снегиря, сову)».

2.Педагог показывает поочередно картинки с изображением зимующих птиц, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».

Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль), привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди аиста (ласточку, дикую утку, дикого гуся, грача, журавля)» / «Покажи аиста (ласточку, дикую утку, дикого гуся, грача, журавля)» / «Где аист (ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль)?» / «Посмотри на аиста (ласточку, дикую утку, дикого гуся, грача, журавля)»

3.Педагог показывает поочередно картинки с изображением перелетных птиц, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».

4.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан), привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди лебедя (утку, гуся, пеликана)» / «Покажи лебедя (утку, гуся, пеликана)» / «Где лебедь (утка, гусь, пеликан)?»

/ «Посмотри на лебедя (утку, гуся, пеликана)».

5.Педагог показывает поочередно картинки с изображением водоплавающих птиц, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».

2.Импрессивная речь, экспрессивная речь

2.1. Понимание собственного имени

Цель: оценить понимание (называние) собственного имени

Диагностический материал:

Порядок проведения:

Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог обращается к ребенку по имени (громкий голос, спокойная интонация).

Если ребенок не среагировал на обращение к нему по имени с одного раза, педагог повторно обращается к нему по имени. Интервал между обращениями 20-30 секунд.

2.Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Как тебя зовут?».

2.2. Понимание учащихся класса, педагогов Цель: оценить умение соотносить учащихся класса, педагогов с именами, , учащихся класса, педагогов по именам Диагностический материал: фотографии учащихся класса, педагогов Порядок проведения:

Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком фотографии учащихся класса, привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (например): «Найди Олю (Степу, Игоря, Федю...)» / «Покажи Олю (Степу, Игоря, Федю...)» / «Где Оля (Степа, Игорь, Федя...)?» / «Посмотри на Олю (Степу, Игоря, Федю...)»

2.Педагог привлекает внимание ребенка, поочередно показывает фотографии учащихся класса и предъявляет речевую инструкцию: «Как зовут?» / «Как зовут девочку (мальчика)?».

3.Педагог кладет на стол перед ребенком фотографии педагогов, привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (например): «Найди Ольгу Петровну (Юрия Владимировича...)» / «Покажи Ольгу Петровну (Юрия Владимировича...)» / «Где Ольга Петровна (Юрий Владимирович...)?» /«Посмотри на Ольгу Петровну (Юрия Владимировича...)».

4.Педагог привлекает внимание ребенка, поочередно показывает фотографии педагогов и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это» / «Как зовут учителя

2.3. Понимание названий домашних животных, их детенышей Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих названия домашних животных, их детенышей

Диагностический материал: картинки с изображением домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака), детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок), муляжи домашних животных (их детенышей)

Порядок проведения:

Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака) или муляжи домашних животных, привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди корову (свинью, лошадь, козу, овцу (барана), кота, собаку)» / «Покажи корову (свинью, лошадь, козу, овцу (барана), кота, собаку)» /

«Где корова (свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака)?» / «Посмотри на корову (свинью, лошадь, козу, овцу (барана), кота, собаку)».

2.Педагог показывает поочередно картинки с изображением домашних животных или муляжи домашних животных, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».

3.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок) или муляжи детенышей домашних животных, привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди теленка (поросенка, жеребенка, козленка, ягненка, котенка, щенка» / «Покажи теленка (поросенка, жеребенка, козленка, ягненка, котенка, щенка)» / «Где теленок (поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок)?» / «Посмотри на теленка (поросенка, жеребенка, козленка, ягненка, котенка, щенка)».

4.Педагог показывает поочередно картинки с изображением детенышей домашних животных или муляжи детенышей домашних животных, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».

2.4. Понимание названий диких животных, их детенышей Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих названия диких животных, их детенышей

Диагностический материал: картинки с изображением диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр), детенышей диких животных (волчонок, лисенок, лосенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок, тигренок), муляжи диких животных (их детенышей)

Порядок проведения:

Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр) или муляжи диких животных, привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию,понятную ребенку: «Найди лису (зайца, волка, медведя, лося, белку, ежа, кабана, тигра)» /

«Покажи лису (зайца, волка, медведя, лося, белку, ежа, кабана, тигра)» / «Где лиса (заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр)?» / «Посмотри на лису (зайца, волка, медведя, лося, белку, ежа, кабана, тигра)».

2.Педагог показывает поочередно картинки с изображением диких животных или муляжи диких животных, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».

3.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением детенышей диких животных (волчонок, лисенок, лосенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок, тигренок), привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди волчонка (лисенка, лосенка, медвежонка, зайчонка, бельчонка, ежонка, тигренка)» / «Покажи волчонка (лисенка, лосенка, медвежонка, зайчонка, бельчонка, ежонка, тигренка)» / «Где волчонок (лисенок, лосенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок, тигренок)?» / «Посмотри на волчонка (лисенка, лосенка, медвежонка, зайчонка, бельчонка, ежонка, тигренка)».

4.Педагог показывает поочередно картинки с изображением детенышей диких животных или муляжи детенышей диких животных, каждый раз предъявляет речевую инструкцию:«Назови, кто это».

2.5. Понимание названий домашних птиц, их детенышей Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих названия домашних птиц, их детенышей

Диагностический материал: картинки с изображением домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк), детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок)

Порядок проведения:

Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк), привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди курицу (петуха, утку, гуся, индюка)» / «Покажи курицу (петуха, утку, гуся, индюка)» / «Где курица (петух, утка, гусь, индюк)?» / «Посмотри на курицу (петуха, утку, гуся, индюка)».

2.Педагог показывает поочередно картинки с изображением домашних птиц, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».

3.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок), привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку:«Найди цыпленка (утенка, гусенка, индюшонка)» / «Покажи цыпленка (утенка, гусенка, индюшонка)» / «Где цыпленок (утенок, гусенок, индюшонок)?» / «Посмотри на цыпленка (утенка, гусенка, индюшонка)».

4.Педагог показывает поочередно картинки с изображением детенышей домашних птиц, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».

2.6. Понимание названий насекомых Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих названия насекомых Диагностический материал: картинки с изображением насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан), муляжи насекомых

Порядок проведения:

Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан) или муляжи насекомых, привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди жука (бабочку, стрекозу, муравья, кузнечика, муху, комара, пчелу, таракана)» / «Покажи жука (бабочку, стрекозу, муравья, кузнечика, муху, комара, пчелу, таракана)» / «Где жук (бабочка, стрекоза, муравей,кузнечик, муха, комар, пчела, таракан)?» / «Посмотри на жука (бабочку, стрекозу, муравья, кузнечика, муху, комара, пчелу, таракана)».

2.Педагог показывает поочередно картинки с изображением насекомых или муляжи насекомых и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».

2.7. Понимание названий игрушек Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих названия игрушек

Диагностический материал: игрушки / картинки с изображением игрушек (кукла, мяч, лошадка, ведро, совок, медведь)

Порядок проведения:

Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком игрушки или картинки с изображением игрушек (кукла, мяч, лошадка, ведро, совок, медведь), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди куклу (мяч, лошадку, ведро, совок, медведя)» / «Покажи куклу (мяч, лошадку, ведро, совок, медведя)» / Где кукла (мяч, лошадка, ведро, совок, медведь)?» / «Посмотри, где кукла (мяч, лошадка, ведро, совок, медведь)».

2.Педагог показывает поочередно игрушки или картинки с изображением игрушек и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».

2.8. Понимание названий школьных принадлежностей Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих названия школьных принадлежностей

Диагностический материал: школьные принадлежности / картинки с изображением школьных принадлежностей (рюкзак, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования)

Порядок проведения:

Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком школьные принадлежности или картинки с изображением школьных принадлежностей (рюкзак, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди рюкзак (карандаш, точилку, резинку, фломастер, пенал, ручку, линейку, краски, пластилин,альбом для рисования)» / «Покажи рюкзак (карандаш, точилку, резинку, фломастер, пенал, ручку, линейку, краски, пластилин, альбом для рисования)» / «Где рюкзак (карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования)?» / «Посмотри на рюкзак (карандаш, точилку, резинку, фломастер, пенал, ручку, линейку, краски, пластилин, альбом для рисования)».

2.Педагог показывает поочередно школьные принадлежности или картинки с изображением школьных принадлежностей и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».

2.9. Понимание названий профессий людей Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих названия профессий людей Диагностический материал: картинки с изображением представителей разных профессий (врач, продавец, учитель, пожарный, полицейский, водитель, повар, строитель, художник)

Порядок проведения:

Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением представителей разных профессий (врач, продавец, учитель, пожарный, полицейский, водитель, повар, строитель), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди врача (продавца, учителя, пожарного, полицейского, водителя, повара,строителя, художника» / «Покажи врача (продавца, учителя, пожарного, полицейского, водителя, повара, строителя, художника)» / «Где врач (продавец, учитель, пожарный, полицейский, водитель, повар, строитель, художник)?» / «Посмотри на врача (продавца, учителя, пожарного, полицейского, водителя, повара, строителя, художника

2.Педагог показывает поочередно картинки с изображением представителей разных профессий и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».

2.10 Понимание названий обобщающих понятий Цель: оценить понимание и называние слов, обозначающих обобщающие понятия Диагностический материал: картинки с изображением предметов посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек, животных, овощей, фруктов, бытовых приборов, школьных принадлежностей, продуктов, транспорта, птиц и др., карточки с напечатанными обобщающими словами, коммуникатор

Порядок проведения:

Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком 3-4 картинки с изображением предметов посуды (мебели, одежды и т.д.), 3 карточки с обобщающими словами, привлекает внимание ребенка, обводит все картинки рукой (пальцем) и предъявляет речевую инструкцию: «Как назвать одним словом?» / «Покажи (найди), что это?».

2.Педагог привлекает внимание ребенка, указывает на картинки и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это» / «Назови одним словом».

3.Педагог кладет разные картинки и предъявляет речевую инструкцию: «Покажи (собери, найди) все овощи».

Итоговая аттестация

2.Импрессивная речь, экспрессивная речь

2.1.Понимание названий действий предмета Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих действия предмета (пьет, ест, сидит, стоит, бегает, спит, рисует, играет, гуляет) Диагностический материал: картинки с изображением действий предмета (пьет, ест, сидит, стоит, бегает, спит, рисует, играет, гуляет)

Порядок проведения:

Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением действий предмета (пьет, ест, сидит, стоит, бегает, спит, рисует, играет, гуляет), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди, где пьет (ест, сидит, стоит, бегает, спит, рисует, играет, гуляет)» / «Покажи, где пьет (ест, сидит, стоит, бегает, спит, рисует, играет, гуляет)» / «Посмотри, где пьет (ест, сидит, стоит, бегает, спит, рисует, играет, гуляет)».

2.Педагог показывает поочередно картинки с изображением действий и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что делает».

2.2.Понимание названий признаков предмета (цвет, величина, форма и др.) Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)

Диагностический материал: картинки с изображением признаков предмета (красный, желтый, синий, зеленый, круглый, квадратный, большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий, веселый, грустный, чистый, грязный)

Порядок проведения:

Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением признаков предмета (красный, желтый, синий, зеленый, круглый, квадратный, большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий, веселый, грустный, чистый, грязный), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди красный (желтый, синий, зеленый, круглый, квадратный, большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий, веселый, грустный, чистый, грязный)» / «Покажи красный (желтый, синий, зеленый, круглый, квадратный, большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий, веселый, грустный, чистый, грязный)» / «Где красный (желтый, синий, зеленый, круглый, квадратный, большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий, веселый, грустный, чистый, грязный)?» / «Посмотри на красный (желтый, синий, зеленый, круглый, квадратный, большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий, веселый, грустный, чистый, грязный)».

2.Педагог показывает поочередно картинки с изображением признаков предметов и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, какой это».

2.3. Понимание названий признаков действия, состояния Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно)

Диагностический материал: картинки с изображением признаков действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно)

Порядок проведения:

Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением признаков действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди громко (тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно)» / «Покажи громко (тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно)» / «Где тихо (быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно)?».

Педагог показывает поочередно картинки с изображением признаков действия, состояния и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, как».

2.4.Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой) Цель: оценить понимание (называние) слов, указывающих на предмет, его признак (он, она, мой, твой)

Диагностический материал: личные вещи педагога (очки, телефон) и личные вещи ребенка (шапка, рюкзак)

Порядок проведения:

Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди мой (твой) нос (палец, глаз)» / «Покажи мой (твой) нос (палец, глаз)»/ «Где мой (твой) нос (палец, глаз

2.Педагог указывает поочередно на части тела, лица ребенка и свои и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, чей это».

2.5. Понимание слов, обозначающих число, количество предметов, месторасположение предметов

Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих число, количество, месторасположение предметов

Диагностический материал: 5 деревянных кубиков, 5 картинок с изображением фруктов, слова, обозначающие количество предметов (от 1 до 5), цифры от 1 до 5

Порядок проведения:

Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком кубики, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Возьми пять кубиков (два кубика)».

2.Педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови, сколько кубиков ты взял?».

3.Педагог выкладывает на столе в ряд картинки с изображением фруктов, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Найди первую (вторую, пятую) картинку» / «Покажи первую (вторую, пятую) картинку» / «Где первая (вторая, пятая) картинка?» / «Посмотри на первую (вторую, пятую) картинку».

4.Педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови первую картинку».

2.6. Понимание простых предложений Цель: оценить понимание (называние) простых предложений Диагностический материал: картинки с изображением деятельности детей (Девочка спит. Мальчик бежит. Девочка читает. Мальчик ест.), карточки с напечатанными простым предложениями, картинки (пиктограммы) с изображениями («мальчик», «девочка», «спит»,«бежит», «читает», «ест») Порядок проведения:

Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением деятельности детей (Девочка спит. Мальчик бежит. Девочка читает. Мальчик ест.), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Найди, где Девочка спит. (Мальчик бежит. Девочка читает. Мальчик ест)» / «Покажи, где Девочка спит. (Мальчик бежит. Девочка читает. Мальчик ест)» / «Посмотри, где Девочка спит. (Мальчик бежит. Девочка читает. Мальчик ест)».

2.Педагог кладет на стол перед ребенком карточки с напечатанными простыми предложениями и, показывая поочередно картинки с изображением деятельности детей, предъявляет речевую инструкцию: «Скажи, что делает девочка (мальчик)»

3.Педагог показывает поочередно по две картинки (пиктограммы) с изображениями детей и их занятий («мальчик», «девочка», «спит», «бежит», «читает», «ест») и каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Составь предложение».

2.7.Понимание текста, ответы на вопросы по содержанию текста

Цель: оценить умение понимать текст, отвечать на вопросы по содержанию текста

Диагностический материал: картинки с изображением персонажей, их действий, текст

Порядок проведения:

Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Слушай внимательно». Затем выразительно читает текст.

2.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением персонажей, их действий, затем задает вопросы по содержанию текста: «Кто ….» / «Покажи, кто…» / «Где…?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию:«Скажи, кто…» и т.д.

2.8.Составление рассказа по сюжетной картинке

Цель: оценить умение составлять рассказ по одной сюжетной картинке

Диагностический материал: сюжетная картинка

Порядок проведения:

Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком сюжетную картинку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Составь рассказ».

3.Коммуникация с использованием вербальных средств.

3.1.Средство вербальной коммуникации

Цель: определить средство вербальной коммуникации

Диагностический материал: мяч, конструктор, мозаика, мыльные пузыри, светящиеся и звучащие предметы

Порядок проведения:

Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог привлекает внимание ребенка и поочередно предъявляет инструкции: «Привет!»,

«Как тебя зовут?», «Как зовут маму (папу)?», «У тебя есть брат (сестра)?», «Как зовут твоего брата (сестру)?», «Ты любишь играть?»

2.Педагог подводит ребенка к столу (полке) с дидактическими играми и игрушками и предъявляет речевую инструкцию: «Во что ты хочешь поиграть?»

Ребенок выбирает заинтересовавший его предмет, игрушку, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Что это?» / «Как называется игрушка?»

В ходе игровой деятельности педагог общается с ребенком.

4.Чтение и письмо.

4.1.Узнавание звука в слоге (слове)

Цель: оценить умение узнавать звук в слоге (слове)

Диагностический материал:

Порядок проведения:

Для проведения пробы педагог выбирает разные звуки.

Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Я буду называть разные слоги и слова. Как только ты услышишь звук (а), хлопни в ладоши».

4.2.Написание буквы (слога, слова, предложения)

Цель: оценить умение писать буквы, слоги, слова, предложения

Диагностический материал: карточка со слогом (словом), ручка, листы бумаги с опорными точками для написания букв, листы бумаги

Порядок проведения:

Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги с опорными точками букв, ручку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Напиши букву О».

2.Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги, ручку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Напиши букву О».

3.Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги, ручку, карточку со слогом (словом), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Спиши слово».

5.Коммуникация с использованием невербальных средств.

5.1.Взгляд как средство коммуникации

Цель: оценить умение использовать взгляд как средство коммуникации

Диагностический материал: знакомые предметы посуды (кружка, тарелка, ложка), картинки с изображением знакомых видов деятельности (рисование, слушание музыки)

Порядок проведения:

Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком кружку, тарелку, ложку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Посмотри на ложку (тарелку, кружку)» /«Посмотри, где ложка (тарелка, кружка)»

2.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением видов деятельности (рисование, слушание музыки), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Посмотри, что ты будешь сейчас делать» / «Покажи, что ты будешь сейчас делать»

5.2.Мимика как средство коммуникации

Цель: оценить умение использовать мимику как средство коммуникации

Диагностический материал: предметы посуды (кружка, тарелка, ложка), игрушки (мяч, лошадка, кукла), картинки с изображением домашних животных (кот, собака, корова)

Порядок проведения:

Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог договаривается с ребенком о том, что в случае утвердительного ответа на вопрос (согласия) ребенок улыбнется, в случае несогласия – нахмурится (не станет улыбаться).

Затем педагог кладет на стол перед ребенком предметы посуды (кружку, тарелку, ложку), привлекает внимание ребенка к одному из них и предъявляет речевую инструкцию: «Это ложка (тарелка, кружка)?»

2.Педагог кладет на стол перед ребенком игрушки (мяч, кукла, лошадка), привлекает внимание ребенка к одному из них и предъявляет речевую инструкцию: «Это мяч (лошадка, кукла)?»

3.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с домашними животными (кот, собака, корова), привлекает внимание ребенка, указывает на одну из картинок и предъявляет речевую инструкцию: «Это корова (собака, кот)?»

5.3. Жест как средство коммуникации

Цель: оценить умение использовать жест как средство коммуникации

Диагностический материал: предметы посуды (кружка, тарелка, ложка), игрушки (мяч, лошадка, кукла), картинки с изображением домашних животных (кот, собака, корова)

Порядок проведения:

Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог привлекает внимание ребенка, предъявляет речевую инструкцию, сопровождаемую жестом: «Привет!». Затем предъявляет речевую инструкцию: «Помаши рукой» / «Помаши»

2.Педагог договаривается с ребенком о том, что в случае утвердительного ответа на вопрос (согласия) ребенок кивнет головой, в случае несогласия – покачает головой из стороны в сторону. Затем педагог кладет на стол перед ребенком предметы посуды (кружку, тарелку,ложку), привлекает внимание ребенка к одному из них и предъявляет речевую инструкцию: «Это ложка (тарелка, кружка)?»

1.Педагог кладет на стол перед ребенком игрушки (мяч, кукла, лошадка), привлекает внимание ребенка к одному из них и предъявляет речевую инструкцию: «Покажи мяч (лошадку, куклу)?» / «Где мяч (лошадка, кукла)?» Если ребенок не выполняет речевую инструкцию, педагог дает образец выполнения действия (показывает указательный жест) и повторяет речевую инструкцию

5.4.Предметный символ как средство коммуникации

Цель: оценить умение использовать предметный символ как средство коммуникации

Диагностический материал: карандаш, лист бумаги, плеер с аудиозаписью, кружка с водой

Порядок проведения:

Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком предметы (карандаш, кружку с водой, плеер) и договаривается о том, что карандаш обозначает «Я хочу рисовать», кружка - «Я хочу пить», плеер – «Я хочу слушать музыку». Затем педагог привлекает внимание и предъявляет речевую инструкцию: «Если ты хочешь рисовать, дай мне карандаш// Если ты хочешь послушать музыку, дай мне плеер».

5.5.Графическое изображение как средство коммуникации

Цель: оценить умение использовать графическое изображение как средство коммуникации

Диагностический материал: реальные фрукты (яблоко, банан, апельсин, груша), картинки с графическим изображением (фотографии, цветные картинки, черно-белые картинки) фруктов (яблоко, банан, апельсин, груша)

Порядок проведения:

Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол фрукты (яблоко, банан, апельсин, груша), они лежат ближе к педагогу. А перед ребенком кладет изображения этих фруктов. Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Сейчас мы будем есть фрукты. Какой фрукт ты хочешь съесть?». И ребенок протягивает картинку с изображением фрукта педагогу или показывает на нее пальцем. Тогда это похоже на коммуникацию.

5.6.Карточки с напечатанными словами как средство коммуникации

Цель: оценить умение использовать карточки с знакомыми напечатанными словами как средство коммуникации

Диагностический материал: карточки с знакомыми напечатанными словами («здравствуйте», имя ребенка, «гулять», «смотреть телевизор», «рисовать», «играть»)

Порядок проведения:

Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком карточки с напечатанными словами, привлекает внимание ребенка и просит его использовать во время разговора разложенные на столе карточки. Педагог привлекает внимание и предъявляет речевые инструкции: «Здравствуй,Оля. Поздоровайся со мной», «Как тебя зовут?», «Что ты любишь делать в свободное время?»

6.Чтение и письмо.

6.1.Различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов

Цель: оценить умение различать напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия предметов

Диагностический материал: карточки с напечатанными именами, предметами мебели, картинки с изображением предметов мебели (шкаф, стол, стул, диван), одежды (шапка, куртка, рубашка, брюки)

Порядок проведения:

Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.

1.Педагог кладет на стол перед ребенком карточки с напечатанными словами, обозначающими имена (ребенка, его родителей), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение):«Найди свое имя, имя мамы (папы)» / «Покажи свое имя, имя мамы (папы)» / «Где твое имя, имя мамы (папы)?» / «Посмотри на свое имя, имя мамы (папы)».

2.Педагог кладет на стол перед ребенком карточки с напечатанными словами, обозначающими названия предметов мебели, картинки с изображением предметов мебели, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Положи слово к картинке».

3.Педагог кладет на стол перед ребенком карточки с напечатанными словами, обозначающими названия предметов одежды, картинки с изображением предметов одежды, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Положи слово к картинке».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!