ПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ИТОГОВАЯ И АТТЕСТАЦИЯ
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в 6 классе проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения ФАООП.
Критерии оценивания:
Оценка экспрессивной речи.
0 баллов- действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем.
1балл- смысл действия обучающийся понимает недостаточно (в минимальном объеме), связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию и с контролирующей помощью учителя.
2балла- обучающийся преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно.
3балла- обучающийся способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя.
4балла- обучающийся способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя.
5баллов- обучающийся самостоятельно применяет действие в любой ситуации
Промежуточная аттестация
1.Чтение и письмо.
Цель: оценить умение различать напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия предметов
Диагностический материал: карточки с напечатанными именами, предметами мебели, картинки с изображением предметов мебели (шкаф, стол, стул, диван), одежды (шапка, куртка, рубашка, брюки)
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком карточки с напечатанными словами, обозначающими имена (ребенка, его родителей), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди свое имя» / «Покажи свое имя» / «Где твое имя?» / «Посмотри на свое имя».
2.Педагог кладет на стол перед ребенком карточки с напечатанными словами, обозначающими названия предметов мебели, картинки с изображением предметов мебели, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Положи слово к картинке».
3.Педагог кладет на стол перед ребенком карточки с напечатанными словами, обозначающими названия предметов одежды, картинки с изображением предметов одежды, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Положи слово к картинке».
1.1.Понимание названий домашних животных, их детенышей
Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих названия домашних животных, их детенышей
Диагностический материал: картинки с изображением домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака), детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок), муляжи домашних животных (их детенышей)
Порядок проведения:
Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака) или муляжи домашних животных, привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди корову (свинью, лошадь, козу, овцу (барана), кота, собаку)» / «Покажи корову (свинью, лошадь, козу, овцу (барана), кота, собаку)» /
«Где корова (свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака)?» / «Посмотри на корову (свинью, лошадь, козу, овцу (барана), кота, собаку)».
2.Педагог показывает поочередно картинки с изображением домашних животных или муляжи домашних животных, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».
3.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок) или муляжи детенышей домашних животных, привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди теленка (поросенка, жеребенка, козленка, ягненка, котенка, щенка» / «Покажи теленка (поросенка, жеребенка, козленка, ягненка, котенка, щенка)» / «Где теленок (поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок)?» / «Посмотри на теленка (поросенка, жеребенка, козленка, ягненка, котенка, щенка)».
4.Педагог показывает поочередно картинки с изображением детенышей домашних животных или муляжи детенышей домашних животных, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».
1.2. Написание буквы (слога, слова, предложения)
Цель: оценить умение копировать буквы, слова, предложения
Диагностический материал: карточки с буквами, словом, предложением, ручка, листы бумаги
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком карточки с буквами, лист бумаги, ручку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Напиши буквы».
2. Педагог кладет на стол перед ребенком карточку со словом, лист бумаги, ручку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Напиши слово».
3.Педагог кладет на стол перед ребенком карточку с предложением, лист бумаги, ручку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Напиши предложение».
1.3. Понимание названий овощей
Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих названия овощей
Диагностический материал: овощи (муляжи овощей) / картинки с изображением овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец)
Порядок проведения:
Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком овощи (муляжи овощей) или картинки с изображением овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди лук (картофель, морковь, свеклу, репу, редис, тыкву, кабачок, перец)» /
«Покажи лук (картофель, морковь, свеклу, репу, редис, тыкву, кабачок, перец)» / «Где лук (картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец)?» / «Посмотри на лук (картофель, морковь, свеклу, репу, редис, тыкву, кабачок, перец)».
2.Педагог поочередно показывает овощи (муляжи овощей) или картинки с изображением овощей, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
1.4.Понимание названий диких животных, их детенышей
Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих названия диких животных, их детенышей
Диагностический материал: картинки с изображением диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр), детенышей диких животных (волчонок, лисенок, лосенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок, тигренок), муляжи диких животных (их детенышей)
Порядок проведения:
Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением детенышей диких животных (волчонок, лисенок, лосенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок, тигренок), привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди волчонка (лисенка, лосенка, медвежонка, зайчонка, бельчонка, ежонка, тигренка)» / «Покажи волчонка (лисенка, лосенка, медвежонка, зайчонка, бельчонка, ежонка, тигренка)» / «Где волчонок (лисенок, лосенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок, тигренок)?» / «Посмотри на волчонка (лисенка, лосенка, медвежонка, зайчонка, бельчонка, ежонка, тигренка)»
2.Педагог показывает поочередно картинки с изображением детенышей диких животных или муляжи детенышей диких животных, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».
1.5. Понимание названий домашних птиц, их детенышей
Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих названия домашних птиц, их детенышей
Диагностический материал: картинки с изображением домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк), детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок)
Порядок проведения:
Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк), привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди курицу (петуха, утку, гуся, индюка)» / «Покажи курицу (петуха, утку, гуся, индюка)» / «Где курица (петух, утка, гусь, индюк)?» / «Посмотри на курицу (петуха, утку, гуся, индюка)».
2.Педагог показывает поочередно картинки с изображением домашних птиц, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».
Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок), привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку:
«Найди цыпленка (утенка, гусенка, индюшонка)» / «Покажи цыпленка (утенка, гусенка, индюшонка)» / «Где цыпленок (утенок, гусенок, индюшонок)?» / «Посмотри на цыпленка (утенка, гусенка, индюшонка)».
3.Педагог показывает поочередно картинки с изображением детенышей домашних птиц, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».
1.6. Понимание названий зимующих, перелетных, водоплавающих птиц
Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих названия зимующих, перелетных, водоплавающих птиц
Диагностический материал: картинки с изображением зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова), картинки с изображением перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль), картинки с изображением водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан)
Порядок проведения:
Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова), привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди голубя (ворону, воробья, дятла, синицу, снегиря, сову)» / «Покажи голубя (ворону, воробья, дятла, синицу, снегиря, сову)» / «Где голубь (ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова)?» / «Посмотри на голубя (ворону, воробья, дятла, синицу, снегиря, сову)».
2.Педагог показывает поочередно картинки с изображением зимующих птиц, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».
Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль), привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди аиста (ласточку, дикую утку, дикого гуся, грача, журавля)» / «Покажи аиста (ласточку, дикую утку, дикого гуся, грача, журавля)» / «Где аист (ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль)?» / «Посмотри на аиста (ласточку, дикую утку, дикого гуся, грача, журавля)»
3.Педагог показывает поочередно картинки с изображением перелетных птиц, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».
4.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан), привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди лебедя (утку, гуся, пеликана)» / «Покажи лебедя (утку, гуся, пеликана)» / «Где лебедь (утка, гусь, пеликан)?»
/ «Посмотри на лебедя (утку, гуся, пеликана)».
5.Педагог показывает поочередно картинки с изображением водоплавающих птиц, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».
2.Импрессивная речь, экспрессивная речь
2.1. Понимание собственного имени
Цель: оценить понимание (называние) собственного имени
Диагностический материал:
Порядок проведения:
Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог обращается к ребенку по имени (громкий голос, спокойная интонация).
Если ребенок не среагировал на обращение к нему по имени с одного раза, педагог повторно обращается к нему по имени. Интервал между обращениями 20-30 секунд.
2.Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Как тебя зовут?».
2.2. Понимание учащихся класса, педагогов
Цель: оценить умение соотносить учащихся класса, педагогов с именами, , учащихся класса, педагогов по именам
Диагностический материал: фотографии учащихся класса, педагогов
Порядок проведения:
Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком фотографии учащихся класса, привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (например): «Найди Олю (Степу, Игоря, Федю...)» / «Покажи Олю (Степу, Игоря, Федю...)» / «Где Оля (Степа, Игорь, Федя...)?» / «Посмотри на Олю (Степу, Игоря, Федю...)»
2.Педагог привлекает внимание ребенка, поочередно показывает фотографии учащихся класса и предъявляет речевую инструкцию: «Как зовут?» / «Как зовут девочку (мальчика)?».
3.Педагог кладет на стол перед ребенком фотографии педагогов, привлекает внимание ребенка к диагностическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (например): «Найди Ольгу Петровну (Юрия Владимировича...)» / «Покажи Ольгу Петровну (Юрия Владимировича...)» / «Где Ольга Петровна (Юрий Владимирович...)?» /«Посмотри на Ольгу Петровну (Юрия Владимировича...)».
4.Педагог привлекает внимание ребенка, поочередно показывает фотографии педагогов и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это» / «Как зовут учителя
2.3. Понимание названий домашних животных, их детенышей
Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих названия домашних животных, их детенышей
Диагностический материал: картинки с изображением домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака), детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок), муляжи домашних животных (их детенышей)
Порядок проведения:
Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака) или муляжи домашних животных, привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди корову (свинью, лошадь, козу, овцу (барана), кота, собаку)» / «Покажи корову (свинью, лошадь, козу, овцу (барана), кота, собаку)» /
«Где корова (свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака)?» / «Посмотри на корову (свинью, лошадь, козу, овцу (барана), кота, собаку)».
2.Педагог показывает поочередно картинки с изображением домашних животных или муляжи домашних животных, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».
3.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок) или муляжи детенышей домашних животных, привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди теленка (поросенка, жеребенка, козленка, ягненка, котенка, щенка» / «Покажи теленка (поросенка, жеребенка, козленка, ягненка, котенка, щенка)» / «Где теленок (поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок)?» / «Посмотри на теленка (поросенка, жеребенка, козленка, ягненка, котенка, щенка)».
4.Педагог показывает поочередно картинки с изображением детенышей домашних животных или муляжи детенышей домашних животных, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».
2.4. Понимание названий диких животных, их детенышей
Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих названия диких животных, их детенышей
Диагностический материал: картинки с изображением диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр), детенышей диких животных (волчонок, лисенок, лосенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок, тигренок), муляжи диких животных (их детенышей)
Порядок проведения:
Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр) или муляжи диких животных, привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию,понятную ребенку: «Найди лису (зайца, волка, медведя, лося, белку, ежа, кабана, тигра)» /
«Покажи лису (зайца, волка, медведя, лося, белку, ежа, кабана, тигра)» / «Где лиса (заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр)?» / «Посмотри на лису (зайца, волка, медведя, лося, белку, ежа, кабана, тигра)».
2.Педагог показывает поочередно картинки с изображением диких животных или муляжи диких животных, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».
3.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением детенышей диких животных (волчонок, лисенок, лосенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок, тигренок), привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди волчонка (лисенка, лосенка, медвежонка, зайчонка, бельчонка, ежонка, тигренка)» / «Покажи волчонка (лисенка, лосенка, медвежонка, зайчонка, бельчонка, ежонка, тигренка)» / «Где волчонок (лисенок, лосенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок, тигренок)?» / «Посмотри на волчонка (лисенка, лосенка, медвежонка, зайчонка, бельчонка, ежонка, тигренка)».
4.Педагог показывает поочередно картинки с изображением детенышей диких животных или муляжи детенышей диких животных, каждый раз предъявляет речевую инструкцию:«Назови, кто это».
2.5. Понимание названий домашних птиц, их детенышей
Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих названия домашних птиц, их детенышей
Диагностический материал: картинки с изображением домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк), детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок)
Порядок проведения:
Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк), привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди курицу (петуха, утку, гуся, индюка)» / «Покажи курицу (петуха, утку, гуся, индюка)» / «Где курица (петух, утка, гусь, индюк)?» / «Посмотри на курицу (петуха, утку, гуся, индюка)».
2.Педагог показывает поочередно картинки с изображением домашних птиц, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».
3.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок), привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку:«Найди цыпленка (утенка, гусенка, индюшонка)» / «Покажи цыпленка (утенка, гусенка, индюшонка)» / «Где цыпленок (утенок, гусенок, индюшонок)?» / «Посмотри на цыпленка (утенка, гусенка, индюшонка)».
4.Педагог показывает поочередно картинки с изображением детенышей домашних птиц, каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».
2.6. Понимание названий насекомых
Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих названия насекомых
Диагностический материал: картинки с изображением насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан), муляжи насекомых
Порядок проведения:
Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан) или муляжи насекомых, привлекает внимание ребенка к дидактическому материалу и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди жука (бабочку, стрекозу, муравья, кузнечика, муху, комара, пчелу, таракана)» / «Покажи жука (бабочку, стрекозу, муравья, кузнечика, муху, комара, пчелу, таракана)» / «Где жук (бабочка, стрекоза, муравей,кузнечик, муха, комар, пчела, таракан)?» / «Посмотри на жука (бабочку, стрекозу, муравья, кузнечика, муху, комара, пчелу, таракана)».
2.Педагог показывает поочередно картинки с изображением насекомых или муляжи насекомых и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».
2.7. Понимание названий игрушек
Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих названия игрушек
Диагностический материал: игрушки / картинки с изображением игрушек (кукла, мяч, лошадка, ведро, совок, медведь)
Порядок проведения:
Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком игрушки или картинки с изображением игрушек (кукла, мяч, лошадка, ведро, совок, медведь), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди куклу (мяч, лошадку, ведро, совок, медведя)» / «Покажи куклу (мяч, лошадку, ведро, совок, медведя)» / Где кукла (мяч, лошадка, ведро, совок, медведь)?» / «Посмотри, где кукла (мяч, лошадка, ведро, совок, медведь)».
2.Педагог показывает поочередно игрушки или картинки с изображением игрушек и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
2.8. Понимание названий школьных принадлежностей
Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих названия школьных принадлежностей
Диагностический материал: школьные принадлежности / картинки с изображением школьных принадлежностей (рюкзак, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования)
Порядок проведения:
Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком школьные принадлежности или картинки с изображением школьных принадлежностей (рюкзак, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди рюкзак (карандаш, точилку, резинку, фломастер, пенал, ручку, линейку, краски, пластилин,альбом для рисования)» / «Покажи рюкзак (карандаш, точилку, резинку, фломастер, пенал, ручку, линейку, краски, пластилин, альбом для рисования)» / «Где рюкзак (карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования)?» / «Посмотри на рюкзак (карандаш, точилку, резинку, фломастер, пенал, ручку, линейку, краски, пластилин, альбом для рисования)».
2.Педагог показывает поочередно школьные принадлежности или картинки с изображением школьных принадлежностей и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
2.9. Понимание названий профессий людей
Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих названия профессий людей
Диагностический материал: картинки с изображением представителей разных профессий (врач, продавец, учитель, пожарный, полицейский, водитель, повар, строитель, художник)
Порядок проведения:
Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением представителей разных профессий (врач, продавец, учитель, пожарный, полицейский, водитель, повар, строитель), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди врача (продавца, учителя, пожарного, полицейского, водителя, повара,строителя, художника» / «Покажи врача (продавца, учителя, пожарного, полицейского, водителя, повара, строителя, художника)» / «Где врач (продавец, учитель, пожарный, полицейский, водитель, повар, строитель, художник)?» / «Посмотри на врача (продавца, учителя, пожарного, полицейского, водителя, повара, строителя, художника
2.Педагог показывает поочередно картинки с изображением представителей разных профессий и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».
2.10 Понимание названий обобщающих понятий
Цель: оценить понимание и называние слов, обозначающих обобщающие понятия
Диагностический материал: картинки с изображением предметов посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек, животных, овощей, фруктов, бытовых приборов, школьных принадлежностей, продуктов, транспорта, птиц и др., карточки с напечатанными обобщающими словами, коммуникатор
Порядок проведения:
Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком 3-4 картинки с изображением предметов посуды (мебели, одежды и т.д.), 3 карточки с обобщающими словами, привлекает внимание ребенка, обводит все картинки рукой (пальцем) и предъявляет речевую инструкцию: «Как назвать одним словом?» / «Покажи (найди), что это?».
2.Педагог привлекает внимание ребенка, указывает на картинки и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это» / «Назови одним словом».
3.Педагог кладет разные картинки и предъявляет речевую инструкцию: «Покажи (собери, найди) все овощи».
Итоговая аттестация
2.Импрессивная речь, экспрессивная речь
2.1.Понимание названий действий предмета
Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих действия предмета (пьет, ест, сидит, стоит, бегает, спит, рисует, играет, гуляет)
Диагностический материал: картинки с изображением действий предмета (пьет, ест, сидит, стоит, бегает, спит, рисует, играет, гуляет)
Порядок проведения:
Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением действий предмета (пьет, ест, сидит, стоит, бегает, спит, рисует, играет, гуляет), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди, где пьет (ест, сидит, стоит, бегает, спит, рисует, играет, гуляет)» / «Покажи, где пьет (ест, сидит, стоит, бегает, спит, рисует, играет, гуляет)» / «Посмотри, где пьет (ест, сидит, стоит, бегает, спит, рисует, играет, гуляет)».
2.Педагог показывает поочередно картинки с изображением действий и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что делает».
2.2.Понимание названий признаков предмета (цвет, величина, форма и др.)
Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)
Диагностический материал: картинки с изображением признаков предмета (красный, желтый, синий, зеленый, круглый, квадратный, большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий, веселый, грустный, чистый, грязный)
Порядок проведения:
Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением признаков предмета (красный, желтый, синий, зеленый, круглый, квадратный, большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий, веселый, грустный, чистый, грязный), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди красный (желтый, синий, зеленый, круглый, квадратный, большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий, веселый, грустный, чистый, грязный)» / «Покажи красный (желтый, синий, зеленый, круглый, квадратный, большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий, веселый, грустный, чистый, грязный)» / «Где красный (желтый, синий, зеленый, круглый, квадратный, большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий, веселый, грустный, чистый, грязный)?» / «Посмотри на красный (желтый, синий, зеленый, круглый, квадратный, большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий, веселый, грустный, чистый, грязный)».
2.Педагог показывает поочередно картинки с изображением признаков предметов и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, какой это».
2.3. Понимание названий признаков действия, состояния
Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно)
Диагностический материал: картинки с изображением признаков действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно)
Порядок проведения:
Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением признаков действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди громко (тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно)» / «Покажи громко (тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно)» / «Где тихо (быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно)?».
Педагог показывает поочередно картинки с изображением признаков действия, состояния и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, как».
2.4.Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой)
Цель: оценить понимание (называние) слов, указывающих на предмет, его признак (он, она, мой, твой)
Диагностический материал: личные вещи педагога (очки, телефон) и личные вещи ребенка (шапка, рюкзак)
Порядок проведения:
Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку: «Найди мой (твой) нос (палец, глаз)» / «Покажи мой (твой) нос (палец, глаз)»/ «Где мой (твой) нос (палец, глаз
2.Педагог указывает поочередно на части тела, лица ребенка и свои и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, чей это».
2.5. Понимание слов, обозначающих число, количество предметов, месторасположение предметов
Цель: оценить понимание (называние) слов, обозначающих число, количество, месторасположение предметов
Диагностический материал: 5 деревянных кубиков, 5 картинок с изображением фруктов, слова, обозначающие количество предметов (от 1 до 5), цифры от 1 до 5
Порядок проведения:
Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком кубики, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Возьми пять кубиков (два кубика)».
2.Педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови, сколько кубиков ты взял?».
3.Педагог выкладывает на столе в ряд картинки с изображением фруктов, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Найди первую (вторую, пятую) картинку» / «Покажи первую (вторую, пятую) картинку» / «Где первая (вторая, пятая) картинка?» / «Посмотри на первую (вторую, пятую) картинку».
4.Педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови первую картинку».
2.6. Понимание простых предложений
Цель: оценить понимание (называние) простых предложений
Диагностический материал: картинки с изображением деятельности детей (Девочка спит. Мальчик бежит. Девочка читает. Мальчик ест.), карточки с напечатанными простым предложениями, картинки (пиктограммы) с изображениями («мальчик», «девочка», «спит»,«бежит», «читает», «ест»)
Порядок проведения:
Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением деятельности детей (Девочка спит. Мальчик бежит. Девочка читает. Мальчик ест.), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Найди, где Девочка спит. (Мальчик бежит. Девочка читает. Мальчик ест)» / «Покажи, где Девочка спит. (Мальчик бежит. Девочка читает. Мальчик ест)» / «Посмотри, где Девочка спит. (Мальчик бежит. Девочка читает. Мальчик ест)».
2.Педагог кладет на стол перед ребенком карточки с напечатанными простыми предложениями и, показывая поочередно картинки с изображением деятельности детей, предъявляет речевую инструкцию: «Скажи, что делает девочка (мальчик)»
3.Педагог показывает поочередно по две картинки (пиктограммы) с изображениями детей и их занятий («мальчик», «девочка», «спит», «бежит», «читает», «ест») и каждый раз предъявляет речевую инструкцию: «Составь предложение».
2.7.Понимание текста, ответы на вопросы по содержанию текста
Цель: оценить умение понимать текст, отвечать на вопросы по содержанию текста
Диагностический материал: картинки с изображением персонажей, их действий, текст
Порядок проведения:
Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Слушай внимательно». Затем выразительно читает текст.
2.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением персонажей, их действий, затем задает вопросы по содержанию текста: «Кто ….» / «Покажи, кто…» / «Где…?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию:«Скажи, кто…» и т.д.
2.8.Составление рассказа по сюжетной картинке
Цель: оценить умение составлять рассказ по одной сюжетной картинке
Диагностический материал: сюжетная картинка
Порядок проведения:
Ребенок сидит (за столом) (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком сюжетную картинку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Составь рассказ».
3.Коммуникация с использованием вербальных средств.
3.1.Средство вербальной коммуникации
Цель: определить средство вербальной коммуникации
Диагностический материал: мяч, конструктор, мозаика, мыльные пузыри, светящиеся и звучащие предметы
Порядок проведения:
Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог привлекает внимание ребенка и поочередно предъявляет инструкции: «Привет!»,
«Как тебя зовут?», «Как зовут маму (папу)?», «У тебя есть брат (сестра)?», «Как зовут твоего брата (сестру)?», «Ты любишь играть?»
2.Педагог подводит ребенка к столу (полке) с дидактическими играми и игрушками и предъявляет речевую инструкцию: «Во что ты хочешь поиграть?»
Ребенок выбирает заинтересовавший его предмет, игрушку, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Что это?» / «Как называется игрушка?»
В ходе игровой деятельности педагог общается с ребенком.
4.Чтение и письмо.
4.1.Узнавание звука в слоге (слове)
Цель: оценить умение узнавать звук в слоге (слове)
Диагностический материал:
Порядок проведения:
Для проведения пробы педагог выбирает разные звуки.
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Я буду называть разные слоги и слова. Как только ты услышишь звук (а), хлопни в ладоши».
4.2.Написание буквы (слога, слова, предложения)
Цель: оценить умение писать буквы, слоги, слова, предложения
Диагностический материал: карточка со слогом (словом), ручка, листы бумаги с опорными точками для написания букв, листы бумаги
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги с опорными точками букв, ручку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Напиши букву О».
2.Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги, ручку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Напиши букву О».
3.Педагог кладет на стол перед ребенком лист бумаги, ручку, карточку со слогом (словом), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Спиши слово».
5.Коммуникация с использованием невербальных средств.
5.1.Взгляд как средство коммуникации
Цель: оценить умение использовать взгляд как средство коммуникации
Диагностический материал: знакомые предметы посуды (кружка, тарелка, ложка), картинки с изображением знакомых видов деятельности (рисование, слушание музыки)
Порядок проведения:
Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком кружку, тарелку, ложку, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Посмотри на ложку (тарелку, кружку)» /«Посмотри, где ложка (тарелка, кружка)»
2.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением видов деятельности (рисование, слушание музыки), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Посмотри, что ты будешь сейчас делать» / «Покажи, что ты будешь сейчас делать»
5.2.Мимика как средство коммуникации
Цель: оценить умение использовать мимику как средство коммуникации
Диагностический материал: предметы посуды (кружка, тарелка, ложка), игрушки (мяч, лошадка, кукла), картинки с изображением домашних животных (кот, собака, корова)
Порядок проведения:
Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог договаривается с ребенком о том, что в случае утвердительного ответа на вопрос (согласия) ребенок улыбнется, в случае несогласия – нахмурится (не станет улыбаться).
Затем педагог кладет на стол перед ребенком предметы посуды (кружку, тарелку, ложку), привлекает внимание ребенка к одному из них и предъявляет речевую инструкцию: «Это ложка (тарелка, кружка)?»
2.Педагог кладет на стол перед ребенком игрушки (мяч, кукла, лошадка), привлекает внимание ребенка к одному из них и предъявляет речевую инструкцию: «Это мяч (лошадка, кукла)?»
3.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с домашними животными (кот, собака, корова), привлекает внимание ребенка, указывает на одну из картинок и предъявляет речевую инструкцию: «Это корова (собака, кот)?»
5.3. Жест как средство коммуникации
Цель: оценить умение использовать жест как средство коммуникации
Диагностический материал: предметы посуды (кружка, тарелка, ложка), игрушки (мяч, лошадка, кукла), картинки с изображением домашних животных (кот, собака, корова)
Порядок проведения:
Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог привлекает внимание ребенка, предъявляет речевую инструкцию, сопровождаемую жестом: «Привет!». Затем предъявляет речевую инструкцию: «Помаши рукой» / «Помаши»
2.Педагог договаривается с ребенком о том, что в случае утвердительного ответа на вопрос (согласия) ребенок кивнет головой, в случае несогласия – покачает головой из стороны в сторону. Затем педагог кладет на стол перед ребенком предметы посуды (кружку, тарелку,ложку), привлекает внимание ребенка к одному из них и предъявляет речевую инструкцию: «Это ложка (тарелка, кружка)?»
1.Педагог кладет на стол перед ребенком игрушки (мяч, кукла, лошадка), привлекает внимание ребенка к одному из них и предъявляет речевую инструкцию: «Покажи мяч (лошадку, куклу)?» / «Где мяч (лошадка, кукла)?» Если ребенок не выполняет речевую инструкцию, педагог дает образец выполнения действия (показывает указательный жест) и повторяет речевую инструкцию
5.4.Предметный символ как средство коммуникации
Цель: оценить умение использовать предметный символ как средство коммуникации
Диагностический материал: карандаш, лист бумаги, плеер с аудиозаписью, кружка с водой
Порядок проведения:
Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком предметы (карандаш, кружку с водой, плеер) и договаривается о том, что карандаш обозначает «Я хочу рисовать», кружка - «Я хочу пить», плеер – «Я хочу слушать музыку». Затем педагог привлекает внимание и предъявляет речевую инструкцию: «Если ты хочешь рисовать, дай мне карандаш// Если ты хочешь послушать музыку, дай мне плеер».
5.5.Графическое изображение как средство коммуникации
Цель: оценить умение использовать графическое изображение как средство коммуникации
Диагностический материал: реальные фрукты (яблоко, банан, апельсин, груша), картинки с графическим изображением (фотографии, цветные картинки, черно-белые картинки) фруктов (яблоко, банан, апельсин, груша)
Порядок проведения:
Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол фрукты (яблоко, банан, апельсин, груша), они лежат ближе к педагогу. А перед ребенком кладет изображения этих фруктов. Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию: «Сейчас мы будем есть фрукты. Какой фрукт ты хочешь съесть?». И ребенок протягивает картинку с изображением фрукта педагогу или показывает на нее пальцем. Тогда это похоже на коммуникацию.
5.6.Карточки с напечатанными словами как средство коммуникации
Цель: оценить умение использовать карточки с знакомыми напечатанными словами как средство коммуникации
Диагностический материал: карточки с знакомыми напечатанными словами («здравствуйте», имя ребенка, «гулять», «смотреть телевизор», «рисовать», «играть»)
Порядок проведения:
Ребенок сидит (стоит). Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком карточки с напечатанными словами, привлекает внимание ребенка и просит его использовать во время разговора разложенные на столе карточки. Педагог привлекает внимание и предъявляет речевые инструкции: «Здравствуй,Оля. Поздоровайся со мной», «Как тебя зовут?», «Что ты любишь делать в свободное время?»
6.Чтение и письмо.
6.1.Различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов
Цель: оценить умение различать напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия предметов
Диагностический материал: карточки с напечатанными именами, предметами мебели, картинки с изображением предметов мебели (шкаф, стол, стул, диван), одежды (шапка, куртка, рубашка, брюки)
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком карточки с напечатанными словами, обозначающими имена (ребенка, его родителей), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение):«Найди свое имя, имя мамы (папы)» / «Покажи свое имя, имя мамы (папы)» / «Где твое имя, имя мамы (папы)?» / «Посмотри на свое имя, имя мамы (папы)».
2.Педагог кладет на стол перед ребенком карточки с напечатанными словами, обозначающими названия предметов мебели, картинки с изображением предметов мебели, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Положи слово к картинке».
3.Педагог кладет на стол перед ребенком карточки с напечатанными словами, обозначающими названия предметов одежды, картинки с изображением предметов одежды, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Положи слово к картинке».