УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ РО «ШПТК»
_____________ И. Н. Головин
«_____»__________20___г.
контрольно-оценочные средства
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕГО ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЦИКЛА
ОГСЭ.01 Основы философии
программы подготовки специалистов среднего звена
технического профиля
15.02.08 Технология машиностроения
г. Шахты
ОДОБРЕНО ЦК общеобразовательного цикла ПРОТОКОЛ №____ От «_____» ___________20__г. Председатель_____ Е. В. Федякина | | СОГЛАСОВАНО И. о. зам. директора по УР _________ Н. Ю. Владимирова «___»___________ 20__г. |
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 15.02.08 Технология машиностроения.
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Шахтинский политехнический колледж»
Разработчик: преподаватель истории Лысенко А.Д. государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Шахтинский политехнический колледж»
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
1.1. Область применения комплекта оценочных средств
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИя.
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
КОС разработаны на основании положений:
основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки специальности 15.02.08 Технология машиностроения;
программы учебной дисциплины ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИя
Конечными результатами освоения учебной дисциплины являются знания и умения обучающегося, которые являются объектом оценки в процессе аттестации по учебной дисциплине.
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.
В процессе освоения программы учебной дисциплины осуществляется текущий контроль промежуточных результатов, обеспечивающих формирование конечных результатов учебной дисциплины по уровням освоения.
1.2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие оценке
В результате освоения учебной дисциплины ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИи обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности СПО 15.02.08 Технология машиностроения следующими умениями, знаниями и общими компетенциями:
У 1. | Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. |
З 1. | Основные категории и понятия философии. |
З 2. | Роль философии в жизни человека и общества. |
З 3. | Основы философского учения о бытии. |
З 4. | Сущность процесса познания. |
З 5. | Основы научной, философской и религиозной картин мира. |
З 6. | Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды. |
З 7. | О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
В результате аттестации по учебной дисциплине ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИи осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции (желательно сгруппировать и проверять комплексно, сгруппировать умения и общие компетенции) | Показатели оценки результата Следует сформулировать показатели Раскрывается содержание работы | Форма контроля и оценивания Заполняется в соответствии с разделом 4 УД |
Уметь: | | |
У 1. Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. ОК | Ориентируется в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. | Устный опрос |
Знать: | | |
З1. Основные категории и понятия философии. | Знает основные категории и понятия философии. | Устный опрос Тестирование Самостоятельная работа |
З2. Роль философии в жизни человека и общества. | Имеет представление о роли философии в жизни человека и общества. | Устный опрос Тестирование Самостоятельная работа |
З3. Основы философского учения о бытии. | Знает основы философского учения о бытии. | Устный опрос Тестирование |
З4. Сущность процесса познания. | Знает сущность процесса познания. | Устный опрос Тестирование Самостоятельная работа |
З5. Основы научной, философской и религиозной картин мира. | Знает основы научной, философской и религиозной картин мира | Устный опрос Тестирование |
З6. Об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды. | Имеет представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды. | Устный опрос Тестирование Самостоятельная работа Практическое задание |
З7. О социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | Знает о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | Устный опрос Тестирование Самостоятельная работа |
2. Контрольно-оценочные материалы для аттестации по учебной дисциплине ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИи
Контрольная работа №1
(вариант 1)
Тема: «Философия: предмет, место и роль в жизни человека»
ФИО __________________________________________ Группа ____________
1. Философия (греч.) –
Философия - наука о:
Философия - особая область духовной культуры, ядро духовной культуры:
Первым употребил слово «философия» –
3. Предмет философии –
4. Основные разделы философского знания:
социальная философия, философия истории –
5. Функции философии:
гносеологическая –
аксиологическая –
Философия – теоретически сформулированное мировоззрение
Философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества.
6. Мировоззрение –
Субъекты мировоззрения -
М ировоззрение включает в себя:
знания, идеалы, верования, убеждения, ценностные ориентации.
7. Типы мировоззрения:
8. Функции мировоззрения:
- интегрирующая –
- ориентирующая –
9. Почему философские вопросы называют «вечными»?
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Оценка _____________________ Преподаватель _____________________
Контрольная работа №1
(вариант 2)
Тема: Философия о смысле жизни и ценностях человека. План – конспект.
ФИО__________________________________________________ Группа ___________
1. Вопрос о смысле жизни человека – это вопрос об основном содержании его духовно-практической деятельности. Для чего человеку жить и к чему стремиться. Эта тема присутствует во всех эпохах истории философской мысли.
2. Ценности и ценностные ориентации человека в мире.
Аксиология –
3 Понятие ценности.
Ценность -
Польза –
Антиценность -
Добро Зло
Оценка -
Переоценка ценностей -
Оценочные суждения человека –
Аксиосфера –
Иерархия ценностей –
Общечеловеческие ценности-
4. Классификация ценностей.
По субъекту-носителю: По социальному: По способу По длительности По своему значению
содержанию существования: существования:
5. Духовные ценности-
Духовность
Философская аксиология призвана помочь человеку научиться делать верные оценки, сформировать свою собственную систему ценностей и жизненных ориентаций, то есть обрести ценностное сознание и ценностную культуру. Человек должен уметь различать в жизни светлое и темное, ценности и антиценности.
Практическое задание
Какому понятию аксиологии соответствуют русские пословицы? Как вы понимаете их сущность?
«Встречают по одёжке - провожают по уму». «Красота приглядится, а ум пригодится».
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Оценка ________________ Преподаватель ___________________
Вопросы к зачету
Введение в философию
Философия Древнего Китая и Индии
Античная философия
Философия Средневековья
Философия Возрождения и Нового времени
Немецкая классическая философия
Западноевропейский иррационализм
Развитие русской философии
Современная философия
Онтология
Гносеология
Философская антропология
Социальная философия
Аксиология
Этика
Философия культуры
Философия науки
Глобальные проблемы цивилизации
Тест
Вариант 1
1. Выберите правильный ответ. Форма мировоззрения, основанная на эмоционально-образном и фантастическом отношении к миру
А) Мифология.
Б) Религия.
В) Философия.
Г) Обыденное мировоззрение.
2. Соотнесите раздел философии и его характеристику:
1 | Онтология | А | Учение о ценностях |
2 | Философская антропология | Б | Теория познания |
3 | Аксиология | В | Учение о человеке |
| | Г | Учение о законах развития общества |
| | Д | Учение о бытии |
3. Соотнесите функцию философии и ее характеристику:
1 | Гуманистическая | А | Систематизирует и обобщает данные всех наук |
2 | Критическая | Б | Предугадывает тенденции развития научного знания и социальных изменений |
3 | Мировоззренческая | В | Знакомит человека с высшими достижениями мировой интеллектуальной культуры |
| | Г | Рассматривает мир через призму человека и его целей, обосновывает его самоценность, его права и свободы |
| | Д | Подвергает критике устаревшие взгляды, нормы, учения |
| | Е | Вырабатывает общие принципы и способы теоретического и практического освоения действительности |
| | Ж | Служит теоретическим основанием мировоззрения |
| | З | Дает оценку миру и человеку, обосновывает значимость духовных ценностей |
4. Соотнесите название школы индийской философии и ее характеристику:
1 | Йога | А | Чтобы избежать страдание, нужно принимать действительность такой, какая она есть |
2 | Локаята | Б | Предлагает тщательно изучать текст «Вед», так как в них уже есть ответы на все вопросы |
3 | Джайнизм | В | Душа стремиться к благу, а тело – к греху |
| | Г | Включает в себя систему физических и духовных упражнений, целью которых является избавление от страданий |
| | Д | Отрицает законы кармы, сансары и существование жизни после смерти |
| | Е | Видит освобождение души от страданий в просветлении и достижении нирваны |
5. Соотнесите философа и элемент, который он считал первоосновой мира:
1 | Анаксимен | А | Апейрон |
2 | Демокрит | Б | Вода |
3 | Гераклит | В | Атом |
| | Г | Огонь |
| | Д | воздух |
6. Соотнесите философскую школу и ее представителя:
1 | Милетская школа | А | Фалес |
2 | Элейская школа | Б | Левкипп |
3 | Школа атомистов | В | Анаксимандр |
| | Г | Демокрит |
| | Д | Парменид |
| | Е | Анаксимен |
| | Ж | Зенон |
7.
1 | Догматизм | А | Вера и откровение как путь познания |
2 | Иерархизм | Б | Бог как истинное бытие |
3 | Креационизм | В | Человек как творение бога |
| | Г | Власть как божественное установление |
8.
1 | Натурфилософия | А | М. Монтень |
2 | Политическая философия | Б | Т. Мор |
| | В | Н. Кузанский |
| | Г | Э. Роттердамский |
| | Д | Г. Галилей |
| | Е | Н. Макиавелли |
1 вариант |
1 – А 2 – 1-Д, 2-В, 3-А 3 – 1-Г, 2-Д, 3-Ж 4 - 1-Г, 2-Д, 3-В 5-Д, 2-В, 3-Г 6 – 1-А, В, Е, 2-Д, Ж, 3-Б, Г 7 - 1-А, 2-Г, 3-В 8 - 1-В, Д, 2-Б, Е |
Вариант 2
1. Выберите правильный ответ. Форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественное
А) Мифология.
Б) Религия.
В) Философия.
Г) Обыденное мировоззрение.
2. Соотнесите тип мировоззрения и его основные черты
1 | Мифологическое | А | Слитность |
2 | Религиозное | Б | Логичность |
3 | Философское | В | Эмоциональность |
| | Г | Вера в сверхъестественное |
| | Д | Догматизм |
| | Е | Обобщенность |
| | Ж | Очеловечивание природы |
| | З | Моральная направленность |
| | И | Системность |
3. Соотнесите функцию философии и ее характеристику:
1 | Аксиологическая | А | Систематизирует и обобщает данные всех наук |
2 | Методологическая | Б | Предугадывает тенденции развития научного знания и социальных изменений |
3 | Общекультурная | В | Знакомит человека с высшими достижениями мировой интеллектуальной культуры |
| | Г | Рассматривает мир через призму человека и его целей, обосновывает его самоценность, его права и свободы |
| | Д | Подвергает критике устаревшие взгляды, нормы, учения |
| | Е | Вырабатывает общие принципы и способы теоретического и практического освоения действительности |
| | Ж | Служит теоретическим основанием мировоззрения |
| | З | Дает оценку миру и человеку, обосновывает значимость духовных ценностей |
4. Соотнесите название школы индийской философии и ее характеристику:
1 | Веданта | А | Чтобы избежать страдание, нужно принимать действительность такой, какая она есть |
2 | Буддизм | Б | Предлагает тщательно изучать текст «Вед», так как в них уже есть ответы на все вопросы |
3 | Вайшешика | В | Душа стремиться к благу, а тело – к греху |
| | Г | Включает в себя систему физических и духовных упражнений, целью которых является избавление от страданий |
| | Д | Отрицает законы кармы, сансары и существование жизни после смерти |
| | Е | Видит освобождение души от страданий в просветлении и достижении нирваны |
5. Соотнесите период развития античной философии и проблему, которая была главной для философов данного периода:
1 | Досократический период | А | Человек и политика |
2 | Классический период | Б | Будущее человечества |
3 | Постклассический период | В | Самопознание |
| | Г | Проблема природы и первоосновы мира |
6. Соотнесите философа и элемент, который он считал первоосновой мира:
1 | Гераклит | А | Воздух |
2 | Анаксимандр | Б | Вода |
3 | Фалес | В | Атом |
4 | Левкипп | Г | Огонь |
| | Д | Апейрон |
7.
1 | Теоцентризм | А | Приоритет духовных ценностей |
2 | Догматизм | Б | Бог как истинное бытие |
3 | Психологизм | В | Человек как творение бога |
| | Г | Вера откровение как путь познания |
8. Соотнесите философа и направление философии Возрождения:
1 | Натурфилософия | А | М. Монтень |
2 | Скептицизм | Б | Т. Мор |
| | В | Н. Кузанский |
| | Г | Э. Роттердамский |
| | Д | Г. Галилей |
2 вариант |
1 – Б 2 – 1-А, В, Ж, 2-Г, Д, З, 3-Б, Е, И 3 – 1-З, 2-Е, 3-В 4 - 1-Б, 2-Е, 3-А 5 - 1-Г, 2-А, 3-В 6 – 1-Г, 2-Д, 3-Б, 4-В 7 - 1-Б, 2-Г, 3-А 8 - 1-В, Д, 2-А, Г |
Вариант 3
1. Выберите правильный ответ. Системно-теоретическое мировоззрение, для которого характерны логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения
А) Мифология.
Б) Религия.
В) Философия.
Г) Обыденное мировоззрение.
2. Соотнесите раздел философии и его характеристику:
1 | Гносеология | А | Учение о ценностях |
2 | Философская антропология | Б | Теория познания |
3 | Аксиология | В | Учение о человеке |
| | Г | Учение о законах развития общества |
| | Д | Учение о бытии |
3. Соотнесите функцию философии и ее характеристику:
1 | Интегрирующая | А | Систематизирует и обобщает данные всех наук |
2 | Прогностическая | Б | Предугадывает тенденции развития научного знания и социальных изменений |
3 | Аксиологическая | В | Знакомит человека с высшими достижениями мировой интеллектуальной культуры |
| | Г | Рассматривает мир через призму человека и его целей, обосновывает его самоценность, его права и свободы |
| | Д | Подвергает критике устаревшие взгляды, нормы, учения |
| | Е | Вырабатывает общие принципы и способы теоретического и практического освоения действительности |
| | Ж | Служит теоретическим основанием мировоззрения |
| | З | Дает оценку миру и человеку, обосновывает значимость духовных ценностей |
4. Соотнесите разновидность и конкретную школу:
1 | Ортодоксальные школы | А | Веданта |
2 | Неортодоксальные школы | Б | Локаята |
| | В | Джайнизм |
| | Г | Йога |
5. Соотнесите философскую категорию и ее определение:
1 | Физис | А | Слово, учение |
2 | Архее | Б | Порядок |
3 | Космос | В | Первоначало, первопричина |
4 | Порядок | Г | Природа, натура |
6. Соотнесите философа и элемент, который он считал первоосновой мира:
1 | Пифагор | А | Число |
2 | Демокрит | Б | Вода |
3 | Фалес | В | Атом |
| | Г | Огонь |
| | Д | воздух |
7. Выберите правильные ответы. Аврелий Августин развивал идеи:
А) духовного развития личности
Б) проблемы соотношения веры и разума
В) доказательства существования бога
Г) проблемы теодицеи
8. Соотнесите направление философии Возрождения и представителей:
1 | Натурфилософия | А | М. Монтень |
2 | Политическая философия | Б | Т. Мор |
| | В | Н. Кузанский |
| | Г | Э. Роттердамский |
| | Д | Г. Галилей |
| | Е | Н. Макиавелли |
3 вариант |
1 – В 2 – 1-Б, 2-В, 3-А 3 – 1-А, 2-Б, 3-З 4 - 1-А, Г, 2-Б, В 5 - 1-Г, 2-В, 3-Б, 4-А 6 – 1-А, 2-В, 3-Б 7 - А, Г 8 - 1-В, Д, 2-Б, Е |
Вариант 4
1. Выберите правильный ответ. В переводе с греческого «философия» означает
А) Стремление к совершенству.
Б) Наука мудрости.
В) Любовь к мудрости.
Г) Учение о законах развития.
2. Соотнесите раздел философии и его характеристику:
1 | Аксиология | А | Учение о ценностях |
2 | Гносеология | Б | Теория познания |
3 | Социальная философия | В | Учение о человеке |
| | Г | Учение о законах развития общества |
| | Д | Учение о бытии |
3. Выберите правильный ответ. Впервые назвал себя философом…
А) Платон.
Б) Аристотель.
В) Фалес.
Г) Пифагор.
4. Соотнесите философскую категорию и ее определение:
1 | Сансара | А | Закон воздаяния |
2 | Карма | Б | Непричинение вреда живому |
3 | Ахимса | В | Учение о переселении души из тела в тело |
5. Соотнесите философское направление и его представителя:
1 | Киники | А | Зенон из Кития |
2 | Стоики | Б | Антисфен |
3 | Скептики | В | Аристипп |
| | Г | Пиррон |
6. Соотнесите философское направление и идею, которая к нему относилась:
1 | Стоики | А | Аскетизм |
2 | Киники | Б | Сомнение, критика |
3 | Киренаики | В | Чувственность, удовольствие, наслаждение |
4 | Скептики | Г | Спокойствие, невозмутимость, бесстрашие |
7. Соотнесите философа и направление философии Возрождения:
1 | Натурфилософия | А | М. Монтень |
2 | Скептицизм | Б | Т. Мор |
| | В | Н. Кузанский |
| | Г | Э. Роттердамский |
| | Д | Г. Галилей |
8. Соотнесите основной принцип средневековой философии и его характеристику:
1 | Теоцентризм | А | Приоритет духовных ценностей |
2 | Догматизм | Б | Бог как истинное бытие |
3 | Психологизм | В | Человек как творение бога |
| | Г | Вера откровение как путь познания |
4 вариант |
1 – В 2 – 1-А, 2-Б, 3-Г 3 – Г 4 - 1-В, 2-А, 3-Б 5 - 1-Б, 2-А, 3-Г 6 - 1-Г, 2-А, 3-В, 4-Б 7 - 1-В, Д, 2-А, Г 8 - 1-Б, 2-Г, 3-А |
6