СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-оценочные средства по дисциплине Цветоведение

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине ОП.03 Цветоведение, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

Ключевыми методами обучения являются:

 - практическое упражнение - деятельность, позволяющая продемонстрировать сформированные про­фессиональные умения, навыки, в том числе и поведенческие (важные при оценивании общих компетен­ций);

-практические задания: они  выполняются под наблюдени­ем преподавателя, так как важен сам процесс их выполнения, и приводят к созданию продукта, качество которого служит основой для вынесения суждения.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-оценочные средства по дисциплине Цветоведение»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КРАСНОДАРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Утверждаю


Директор ГБПОУ КК КПК


________________/О.В.Решетняк/


«_______»_____________20_____ г.









Комплект контрольно-оценочных средств



по учебной дисциплине



ОП.03 ЦВЕТОВЕДЕНИЕ



Программы подготовки специалистов среднего звена



по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)



(углублённой подготовки)



Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии/ специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям) (углублённой подготовки) программы учебной дисциплины ОП.03 Цветоведение







Разработчик:

ГБПОУ КК КПК преподаватель М.Я.Провизен

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)





Одобрено на заседании цикловой методической комиссии

общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей

специальности Дизайн (по отраслям)



Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.

Председатель ЦМК __________________/М.Я.Провизен/







Одобрено Научно-методическим советом колледжа Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.













СОДЕРЖАНИЕ



  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств ......................................4



  1. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке .............4



  1. Оценка освоения учебной дисциплины ............................................................



3.1. Формы и методы оценивания .....................................................................



3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины ................



  1. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине................................................................................................................

  2. Приложения. Задания для оценки освоения дисциплины





























  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств


    • результате освоения учебной дисциплины ОП.03 Цветоведение

обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) (углублённой подготовки) следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями.

уметь:

-строить цветовые модели;

-строить хроматические композиции на основе гармонических сочетаний;

-проводить анализ цветового строя произведений живописи;

знать:

-основные характеристики цвета;

-способы смешения цветов;

-принципы систематизации цветов в различных научных теориях;

-теории гармонических сочетаний;

-психофизические основы восприятия цвета;

-ассоциативно-эмоциональные свойства восприятия цветовых отношений;

-художественные и эстетические свойства цвета;

-основные закономерности создания цветового строя;

-цветокультурные представления общества.


ПК 1.2. Применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


Формой аттестации по учебной дисциплине является дифзачет (Yсеместр ) и экзамен (YI семестр).


2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке


2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется


комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика


формирования общих компетенций:






Таблица 1.1




Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции

Показатели оценки результата

Форма контроля и оценивания

Уметь:



-(З) основные характеристики цвета;

-(у) строить цветовые модели





-(З) способы смешения цветов

-классификация цветов и характеристика физических свойств цвета;

-воспроизведение ахроматического ряда цветов в соответствии с заданными параметрами;

-систематизация цветов в соответствии с их принадлежностью к определенной группе ;

-определение опытным путем диапазона изменений свойств цвета в соответствии с заданными параметрами;

-установление соответствия между способом смешения цветов, его названием и техническими приемами в живописи;


Устный опрос: Физические свойства цвета.

Л/р.1. Цветовая модель Иттена. 12-ступенчатый хроматический круг

Таблица: Виды цветовых контрастов.

Л/р 2. Построение шкалы изменения насыщенности и светлоты цвета

Л/р 3. Способы смешения цветов: механический и оптический.

Контрольная работа: Классификация цветов и характеристика физических свойств цвета

Л/р.№ 4. Цветовая модель Гете. Цветовой круг дизайнера.





-(З) способы смешения цветов

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

-классификация цветов и характеристика физических свойств цвета;

-воспроизведение ахроматического ряда цветов в соответствии с заданными параметрами;

-систематизация цветов в соответствии с их принадлежностью к определенной группе ;

-определение опытным путем диапазона изменений свойств цвета в соответствии с заданными параметрами;

-установление соответствия между способом смешения цветов, его названием и техническими приемами в живописи;

Устный опрос: Физические свойства цвета.

Л/р.1. Цветовая модель Иттена. 12-ступенчатый хроматический круг

Таблица: Виды цветовых контрастов.

Л/р 2. Построение шкалы изменения насыщенности и светлоты цвета

Л/р 3. Способы смешения цветов: механический и оптический.

Контрольная работа: Классификация цветов и характеристика физических свойств цвета

Л/р.№ 4. Цветовая модель Гете. Цветовой круг дизайнера.

-(З) принципы систематизации цветов в различных научных теориях

-(у) строить цветовые модели

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности


-классификация цветов в соответствии с научными основами цветовых теорий (Гете, Ньютон)

-установление сходства и различий в трактовке цветовых закономерностей в различных теориях цвета (Ньютона, Оствальда, Рунге, и др.);

-построение цветовых моделей в соответствии с классификацией и научным обоснованием различных теорий.

Задание 1.Хроматическая таблица: Названия цветов, подбор и смешение красок.

Задание 2.Инфографика: Эмоционально-эстетические свойства цвета.

Л\р.5 Цветовая модель – шар Рунге

Л/р. 6. Цветовая модель Оствальда.


-(З) теории гармонических сочетаний




-(у) строить хроматические композиции на основе гармонических сочетаний.

-(з)Ассоциативно-эмоциональные свойства восприятия цветовых отношений

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.


-классификация цветовых гармоний в соответствии с признаками гармонии;

- описание четырех типов цветовых гармоний в соответствии классификацией цветов;

-закономерности изменяемости цветовых сочетаний

- формулирование основных положений теорий цветовых гармоний ;

-создание гармоничных в цветовом отношении композиций с грамотно подобранными тональными и цвето­выми оттенками.

- выполнение хроматических композиций по всем видам цветовых гармоний в соответствии с теориями гармонических сочетаний;

-создание различных фактур красочного слоя в соответствии с ассоциативно-эмоциональным восприятием цвета.

-изложение и сопоставление основных положений теории цвета В.Кандинского

Устный опрос: Дискуссия. Цветовые модели Рунге, Менселла и Оствальда

Задание 3. Построение декоративных композиций на основе гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов.

Задание 4. Гармония контрастно-дополнительных цветов. Декоративный пейзаж

Устный опрос: Теории цветовых гармонических сочетаний

Задание 5. Хроматические композиции из геометрических элементов или форм.

Задание 6.СРС. ММ-презентация. Построение гармонических сочетаний .

Задание 7. Ассоциативные цветовые композиции.

Контрольная работа: Создание цветового строя на основе эмоционально-образного восприятия

Устный опрос: теория цвета В.Кандинского.




-(З) психофизические основы восприятия цвета;



- классификация цветов по их психологическому воздействию;

- составление колористических отношений в соответствии с ассоциативно-эмоциональным восприятием цвета;

Задание 8. Ассоциативно-образные цветовые композиции (поэтические образы).


(З) художественные и эстетические свойства цвета



-(з)основные закономерности создания цветового строя;





(у )проводить анализ цветового строя произведений живописи;

--характеристика художественных и эстетических свойств цвета на основе различных цветовых теорий;

-выявление художественных и эстетических свойств цвета в с ассоциативно-образных композициях

-сравнение пространственных свойств цвета, основанных на теплохолодности;

-выполнение цветовых композиций на основе закономерностей создания цветового строя;

-иллюстрирование основных закономерностей создания цветового строя в соответствии с особенностями восприятия цвета;

-описание и анализ цветового строя произведений живописи в соответствии с планом анализа;

-определение характера взаимосвязи цветовых элементов картины;

-объяснение живописных приемов в соответствии с идеей и замыслом;

-анализ цветового восприятия живописного изображения по предложенному плану;

Задание 9. Взаимодействие цвета и освещения. Пространственные свойства цвета.

Задание 10.СРС. Ассоциативные цветовые композиции (состояние природы).


Задание 11. Освещение (теплое и холодное) в натюрморте.


Письменный опрос: Хроматический анализ произведений изобразительного искусства. по предложенному плану


Задание 12. Метод раздельного мазка в живописном натюрморте


Задание13. Эскиз декоративной цветовой композиции в теплой (холодной) гамме.

Практическая работа: Хроматический анализ художественных произведений

(З)цветокультурные представления общества.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности


-определение и классификация периодов развития цветокультурных представлений в обществе в соответствии с развитием культуры и искусства;

-описание цветовой символики в различных культурах в соответствии с религиозными и национальными традициями;

-воспроизведение основных цветовых сочетаний конкретного художественного стиля на примере произведений искусства

Инфографика «Формирование цветокультурных представлений»

Задание 17. Цветовой образ эпохи. (1часть. Древнейшие цивилизации)

Цветовой образ эпохи.( 2часть. Символика цвета в историческом костюме)

Цветовой образ эпохи.( 3часть. Модерн)

Хроматический анализ художественных произведений




2.2. Требования к портфолио

Технология портфолио, принципы его оценивания находятся в теснейшей связи с основными образовательными направлениями и ориентирами, такими как компетенции и ключевые учебные умения. Это главные векторы современного практико-ориентированного обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной деятельности.

Портфолио (папка работ) по дисциплине Цветоведение – целенаправленная коллекция учебных и учебно-творческих работ обучающихся, которая демонстрирует их практические достижения в этой области. Являясь альтернативным по отношению к традиционным формам (тест, экзамен) способом оценивания, портфолио позволяет решить две задачи:

- проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, вне сравнения с достижениями других студентов.

- оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля.

Портфолио (папка работ) создается в течение всего периода изучения дисциплины. Разделы портфолио соответствуют временным рамкам семестров. Содержат все практические и лабораторные работы, а также учебно-творческие задания.Завершается формирование портфолио вместе с завершением изучения дисциплины.

Структура портфолио по дисциплине Цветоведение:

-титульный лист;

- лабораторная работа 1- n

- -практические упражнения 1-n

-практические задания 1-n

- учебно-творческие задания 1 –n

Портфолио предоставляется для рубежного оценивания и для промежуточной аттестации на дифференцированный зачет.



3. Оценка освоения учебной дисциплины:

3.1. Формы и методы оценивания

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине ОП.03 Цветоведение, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

Ключевыми методами обучения являются:

- практическое упражнение - деятельность, позволяющая продемонстрировать сформированные про­фессиональные умения, навыки, в том числе и поведенческие (важные при оценивании общих компетен­ций);

-практические задания: они выполняются под наблюдени­ем преподавателя, так как важен сам процесс их выполнения, и приводят к созданию продукта, качество которого служит основой для вынесения суждения.

В системе текущего контроля оценка может базироваться на конечном результате деятельности (продукте) или на способе выполне­ния (процессе), или на их комбинации.

Задания структурированы. Каждое задание содержит описание (условия), составленное преподавателем, с указанием времени, отводимого на его выполнение. Задания практико-ориентированы.

Техноло­гия портфолио используется в системе промежуточного контроля.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, практических, самостоятельных и контрольных работ.

Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины.

Оперативный контроль проводится с целью объективной оценки качества освоения программы учебной дисциплины, а также стимулирования учебной работы студентов, мониторинга результатов образовательной деятельности, подготовки к промежуточной аттестации и обеспечения максимальной эффективности учебно-воспитательного процесса

Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для актуализации опорных знаний по ранее изученным темам, вопросов для закрепления и проверки знаний по темам, заданий для самостоятельной работы студентов на занятиях, заданий для самостоятельной внеаудиторной работы, перечня тем рефератов, комплекта практических заданий (тематический практикум), перечня контрольных вопросов к дифференцированному зачету отражено в учебно-методическом комплексе дисциплины.




3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины

3.2.1 Задания для проведения текущего контроля.

Устный опрос

Проверяемые знания:

-основные характеристики цвета;

Тема: Физические свойства цвета. Классификация цветов и характеристика физических свойств цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Цветовой круг И. Иттена

  1. Какова физическая природа цвета?

  2. Какое физическое явление объясняет волновую природу цвета?

  3. Каков механизм восприятия цвета?

  4. Перечислите основные признаки (свойства) цвета.

  5. Что такое цветовой тон?

  6. Что такое насыщенность цвета?

  7. Что такое светлота цвета?

  8. В чем разница между хроматическими и ахроматическими цветами?

  9. Может ли ахроматический цвет быть теплым или холодным?

Критерии оценки:

Развернутые ответы, подтверждающие понимание научных основ изученной темы

Полнота и точность воспроизведения информации,

Разделение изученной теории на взаимозависимые части.


3.2.2 Лабораторная работа №1.

Цветовая модель Иттена. 12-ступенчатый хроматический круг.

Формируемые знания и умения:

-основные характеристики цвета;

- способы смешения цветов;

-строить цветовые модели

Содержание Выполнить одноярусный цветовой круг из 12 сегментов в соответствии со спектральным положением цветов.

Цель: Опытным путем познакомиться с последовательностью спектрального расположения цветов.

Сформировать навыки покраски акварелью. Изготовить модель цветового круга для использования его в выпол­нении последующих заданий, освоить на практике приемы построения цветового круга, научиться получать необходимые оттенки цвета путем смешения красок.

Вывод: Крайние цвета цветового спектра – красный и фиолетовый – более похожи один на другой, чем крайние со средними – красный и зеленый.

Это позволило расположить спектральные цвета по кругу.

Диаметрально противоположные цвета являются дополнительными, и один из них –основной (первоначальный), а другой – составной (дополнительный).

Красный+желтый=оранжевый

Красный + синий=фиолетовы

Синий+желтый=зеленый.

Требования: Соблюдать плавные переходы цветовых оттенков и свелот, резкие скачки цвета и светлоты недопустимы. Краска должна наноситься аккуратно, без подтеков и разводов. Необходимо добиваться при составлении разных оттенков равной степени светлоты,

Контрастно дополнительные цвета должны располагаться диаметрально относительно друг друга

Объем: цветовой круг выполняется в формате A4.

Материал: акварель, гуашь.

Критерии оценки:

- полученные изображения соответствуют эталонным;

- формат закомпонован и подписан.


3.2.3 Лабораторная работа №2. Построение шкалы изменения насыщенности и светлоты цвета

Содержание. Выполнить шкалу из 7 сегментов с последовательными то­нальными градациями одного из оттенков цвета от самого светлого до самого темного.

Выполнить шкалу из 7 сегментов с последовательными градациями насыщенности одного из оттенков цвета (от спектрального чистого цвета до нейтрально серого без изменения светлоты).

Цель: Опытным путем освоить пропорциональное изменение светлоты хроматических цветов без изменения насыщенности.

Максимально точно выполнить шкалу изменения насыщенности хроматического цвета одного светлотного тона.

Сформировать навыки покраски акварелью методом лессировки и (или ) приемы работы гуашью. Ступени изменения насыщенности и светлоты можно выполнять как методом лессировок, так и механического смешения цвета на палитре.

Требования:

Соблюдать последовательность увеличения тона каждой ступени, резкие переходы недопустимы.

Соблюдать последовательность изменения насыщенности каждой ступени, резкие переходы недопустимы.

Краска должна наноситься аккуратно, без подтеков и разводов.

Объем: в формате A4.

Материал: акварель, гуашь.

Критерии оценки:

-диапазон изменений свойств цвета определен 7-ю ступенями, в соответствии с заданными параметрами;

-соблюдена последовательность увеличения тона каждой ступени, резкие переходы отсутствуют.

-соблюдена последовательность изменения насыщенности каждой ступени, резкие переходы отсутствуют

-краска нанесена аккуратно, без подтеков и разводов.


3.2.4 Тема: Контрастные явления в природе. Виды цветовых контрастов.

Закономерности цветовых контрастов. Одновременный световой контраст. Контраст взаимно дополнительных цветов. Пограничные контрасты. Краски и явления цветового контраста в живописи.

Формируемые знания и умения:

- способы смешения цветов;

-строить цветовые модели

Содержание задания: Контрасты – одновременный световой, монохроматический, цветовой контраст и контраст теплохолодности. Структурирование информации о цветовых контрастах в инфографике (Таблица)

Требования:

Грамотно скомпоновать изображение в форме таблицы на листе.

Аккуратность и точность выполнения изображений, наглядность взаимодействия цветов и оттенков.

Материал: формат А4, акварель/ гуашь.


3.2.5 Лабораторная работа № 3. Способы смешения цветов: механический и оптический.

Соответствие между способом смешения цветов и его названием. Технические приемы работы с цветом в живописи. Цвета и краски.

Содержание : получить один из составных цветов тремя различными способами смешения цветов –механическим, оптическим. Два прямоугольника (различные по цвету)пересекаясь образуют общую площадь (новый оттенок цвета).

Цель:

Опытным путем получить наглядную картину различных способов смешения цветов .

Механический - получение нового цвета на палитре

Оптический – метод лессировок (прозрачного наложения цветовых слоев)

Оптический – метод раздельного мазка (пуантилистов)

Требования:

Грамотно скомпоновать изображение на листе.

Аккуратность и точность выполнения приемов смешивания цветов, пропорциональность состава.

Объем: упражнения выполняются в виде трех композиций из пересекающихся прямоугольников в формате А4.

Материал: акварель, гуашь.

Критерии оценки

Полученные изображения выполнены тремя различными способами и соответствуют эталонным.


3.2.6. Контрольная работа: Классификация цветов и характеристика физических свойств цвета

Принципы систематизации цветов в различных научных теориях. Линейная систематизация цветов И. Ньютона:

Проверяемые знания и умения:

-классификация цветов и характеристика физических свойств цвета;

-систематизация цветов в соответствии с их принадлежностью к определенной группе ;

-установление соответствия между способом смешения цветов, его названием и техническими приемами в живописи;

Ответить на вопросы:

  1. Белый свет с точки зрения физики –это:

А) химическая реакция; Б) группа молекул;В) поток волн различной длины;Г) иллюзия.

  1. Какое физическое явление объясняет волновую природу цвета:

А) диффузия жидкости; Б) дисперсия света;В) конденсация пара;Г) круговорот воды в природе.

  1. Луч света, проходящий через призму, разлагается в спектральную полоску. Напишите названия цветовых оттенков, последовательно образующих спектр.

  2. О сновные цвета, смешиваясь образуют составные, которые являются им взаимно дополнительными. Выразите эту зависимость в виде схем:

  3. Может ли ахроматический цвет быть теплым или холодным?

А) может;Б) иногда бывает;В) не может;Г) этот вопрос еще не исследован.

6. Назовите пары контрастно-дополнительных цветов.

7. Светлота цвета – это…

8. Оптический и механический способы смешения цвета используются в различных живописных техниках и методах выполнения работ. Но оптический способ смешения цвета не используется:

А) в методе «раздельного маска»; Б) в акварельных лессировках; В) этюдной технике «а-ля прима»; Г) в живописи пуантилистов.

9. Последовательность расположения цветов в модели «Цветовой круг» соответствует:

А) алфавиту;

Б) спектру;

В) расположению красок на палитре художника;

Г ) эмоциональному состоянию человека.

10. Цвет воспринимается органами:

А) осязания; Б) зрения; В) слуха; Г)вкуса.

11. Цветовая модель представлена в виде треугольника.

Обозначьте буквами названия цветов.

12. В чем разница между хроматическими и ахроматическими цветами?

А) в наличии цветового оттенка; Б) в светлоте; В) в насыщенности; Г) разницы нет.

13. В чем суть одновременного светового контраста?

14.К свойствам цвета не относится:

А) насыщенность;Б) светлота;В) цветовой оттенок;Г) форма цветового пятна.

15. Насыщенность цвета – это…

16. Оптический и механический способы смешения цвета используются в различных живописных техниках и методах выполнения работ. Механический способ смешения цветов не используется в: А) технике росписи по ткани; Б) витражах; В) акварельной живописи; Г)пастельной живописи

Критерии оценки:

- в тестовых заданиях выбран правильный ответ;

- полнота и точность воспроизведения информации;

- развернутые ответы, подтверждающие понимание научных основ изученной темы.


3.2.7 Тема: Особенности пар дополнительных цветов.

Лабораторная работа № 4. Цветовая модель Гете. Цветовой круг дизайнера. Эмоциональное и физиологическое воздействие цвета. Цветовые ощущения.

Содержание: Описание и названия цветов. Цвета имеют объективные и субъективные свойства восприятия. Они вызывают различные психические реакции.

-чем чище и ярче цвет, тем определеннее, интенсивнее и устойчивее психическая реакция человека на него.

-сложные, малонасыщенные, среднесветлотные цвета вызывают разнообразные, неустойчивые и слабые реакции.

Задание 1. Выполнить хроматическую таблицу. Названия цветов, подбор и смешение красок.

На формате А4 выполнить шкалу цветовых оттенков, соответствующих названиям цветов в перечне. Подобрать смешением красок цветовой эквивалент названию цвета, обратить внимание на названия цветов, в которых нет названия спектрального оттенка

Вариант 1. Апельсиновый, алый, бежевый, бирюзовый, бронзовый, кирпичный, какао, медовый, огуречный, фисташковый.

Вариант 2. Арбузный, охристо-пепельный, болотный, васильковый, лунный, бордо, кофейный, канареечный, пепельно-розовый, пшеничный.

Вариант 3. Багряный, дымчатый, оливковый, розовато-сиреневый, кремовый, свекольный , стальной, янтарный, шоколадный, фиалковый

Вариант 4. Брусничный, телесный, старое золото, клюквенный, белая ночь, английская красная, изумрудный, терракотовый, сливовый, травяной.

Критерии оценки:

- цветовой эквивалент соответствует названию цвета (проведены цветовые ассоциации и аналогии).


3.2.8. Тема: Эмоционально-эстетические свойства цвета.

Задание 2.Инфографика.Названия красок. Названия и описание цветов. Объективное воздействие цвета. Несобственные качества цвета. Эмоционально-эстетические свойства цвета.

Формируемые знания и умения;

- психофизические основы восприятия цвета;

-ассоциативно-эмоциональные свойства восприятия цветовых отношений.

Содержание задания:Инфографика. Разделить все цвета по их психологическому воздействию на 8 групп:

Теплые – холодные;

выступающие – отступающие;

активные – пассивные;

тяжелые – легкие.

Характерные признаки групп цветов по их психологическому воздействию:

- теплые (в цветах присутствуют желтые и оранжевые оттенки)

- холодные (в цветах присутствуют синие и фиолетовые оттенки)

- выступающие (светлые, теплые, разбелённые)

- отступающие (средне-темные , холодные, дымчатые)

- позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные...); 

- негативные (грустные, вялые, скучные, трагические)

- тяжелые ( тёмные, землистые, «грязные»)

- легкие (светлые, прозрачные, воздушные, лирические).

Каждая группа должна состоять из 6 цветов, которые заполняют какую-либо форму(объект) – кристалл (6 граней), зонтик(6 секторов), рыба (чешуйки-6цветов) и т.д.

Каждому цвету придумать название и подписать.

Работа выполняется на двух форматах А4, на каждом 4 группы цветов.

Материал: акварель, гуашь.

Критерии оценки:

- цветовой эквивалент соответствует названию цвета (проведены цветовые ассоциации и аналогии);

- цвета сгруппированы по характерным признакам­;

-группы соответствуют общим оценкам воздействия цвета на человека.

-аргументированность и обоснованность анализа и оценки (найти и сформулировать кратко аргументы; привести подходящий пример или аналогию из практики);

- системное структурирование изученной информации (сформулировать и задать уместный встречный вопрос);

- культура речи, использование специальной терминологии (умение отстаивать собственную точку зрения и принимать чужую).


2 курс 4 сесместр


3.2.9 Тема: Цветовые закономерности в различных теориях цвета. Теория цвета немецкого живописца Филиппа Отто Рунге. Цветовая модель – шар Рунге.

Лабораторная работа 5. Цветовая модель – шар Рунге

Содержание Вычертить на формате схему цветового шара Рунге.

Расположить по экватору спектральные цвета по порядку.

Показать на схеме шара изменение светлоты и насыщенности цветов с удалением от экватора. По экватору шара располагаются оптимально насыщенные цвета спектра, к полюсу по меридианам цвета изменяются по светлоте к центру оси каждая модификация по светлоте изменяется по насыщенности

Требования:

Соблюдать плавные переходы в растяжках, внутри каждого цвета и при переходе в другие цветовые тона, резкие переходы недопустимы.

Краска должна наноситься аккуратно, без подтеков и разводов.

Объем: цветовой шар выполняется в формате A4.

Материал: акварель, гуашь.

Критерии оценки:

Соблюдать плавные переходы в растяжках, внутри каждого цвета и при переходе в другие цветовые тона, резкие переходы недопустимы.

Краска должна наноситься аккуратно, без подтеков и разводов.


3.2.10 Лабораторная работа 6. Цветовая модель Оствальда.

Формируемые знания и умения:

- художественные и эстетические свойства цвета

-основные закономерности создания цветового строя;

-выполнять эскизы цветового решения в пределах поставленных задач.

ПК 1.2. Применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Тема:Построение цветовых моделей в соответствии с классификацией цветов и научным обоснованием в различных теориях. Принципы систематизации цветов в теории В. Оствальда. Цветовая модель Оствальда.

Принципы систематизации цветов в теории В. Оствальда.

Двойной конус с одной белой и другой чёрной вершинами, между которыми располагалась ступенчатая шкала серого, смоделированная в соответствии с фундаментальным психологическим законом. Двойной конус вытягивается из цветового круга, разделённого на 24 сегмента (целые цвета), которые в свою очередь берут начало от 4 прото-цветов жёлтого, красного, синего и зелёного морской волны.

Содержание работы:

  1. Выполнить сечение цветовой модели Оствальда.

Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы.

В цветовой модели Оствальда противоположные по диаметру точки характеризуют взаимно-дополнительные цвета.

Материал: бумага формат А4; любые материалы цвета (водорастворимые краски, цветные фломастеры, карандаши, гелиевые ручки).

Лист должен быть дизайнерски оформлен и подписан.

Критерии оценки:

-определение и классификация периодов развития цветокультурных представлений в обществе в соответствии с развитием культуры и искусства;

-описание цветовой символики в различных культурах в соответствии с религиозными и национальными традициями;

-воспроизведение основных цветовых сочетаний конкретного художественного стиля на примере произведения дизайна;

-применение современных и традиционных методов и средств композиции в пределах поставленных задач;

-оригинальная компоновка в листе;

-дизайнерское оформление информации;

-качественно выполненная выкраска.


3.2.11 Тема: Сходство и различия в трактовке цветовых закономерностей в различных теориях цвета. Основа систематизации цветов Менселла. Цветовая модель Менселла. Схема цветового «Всемирного канона» Клее.

Дискуссия. Цветовые модели Рунге, Менселла и Оствальда

Цель: установление сходства и различий в трактовке цветовых закономерностей в различных теориях цвета (Ньютона, Оствальда, Рунге, Кандинского и др.;

Обуждаемые вопросы:

  1. Какие первые цветовые гармонии известны науке цветоведения?

  2. Назовите известные вам цветовые модели (по именам их создателей).

  3. Положительные и отрицательные стороны цветовых 2-d моделей.

  4. В чем преимущество цветовых 3- d моделей

  5. В чем практическая ценность модели Оствальда?

  6. Почему модель Менселла стала национальным стандартом ISO

  7. Установление сходства и различий в трактовке цветовых закономерностей в различных теориях цвета

Критерии оценки:

Аргументированность и обоснованность анализа и оценки (найти и сформулировать кратко аргументы; привести подходящий пример или аналогию из практики).

Системное структурирование изученной информации (сформулировать и задать уместный встречный вопрос).

культура речи, использование специальной терминологии (умение отстаивать собственную точку зрения и принимать чужую).


3.2.12 Тема: Классификация цветовых гармоний в соответствии с признаками гармонии. Понятие родственных, контрастных, контрастно-дополнительных цветов.

Задание 3. Построение декоративных композиций на основе гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов. Общие принципы гармонизации цветов в декоративных композициях.

Содержание практической работы:Выполнить цветовую композицию по принципу гармонизации родственно-контрастных цветов . Перевести рисунок натюрморта на формат А4 и использовать его как основу для цветовой композиции. Внести необходимые изменения и дополнения в рисунок натюрморта.

На формате располагается цветовая композиция с выкраской (шкалой оттенков)

Цветовые оттенки должны промешаны, наложение цвета аккуратное

Цель

Получить наглядную картину четырех самых сложных и богатых в цветовом отношении гармоний, проследив степень их родства и различия во всех тональных вариациях.

Объем: упражнения выполняются в виде схемы в формате А4.

Материал: гуашь или акварель с белилами + использование гелиевой ручки.

Время выполнения задания 2часа.

Критерии оценки:

Грамотно скомпоновать изображение на листе.

Цветовые оттенки должны промешаны, наложение цвета аккуратное


3.2.13 Тема: Цветовые системы. Закономерности изменяемости цветовых сочетаний.

Задание 4. Гармония контрастно-дополнительных цветов. Декоративный пейзаж

Содержание практической работы:Выполнить цветовую композицию по принципу гармонизации контрастно-дополнительных цветов . Перевести рисунок пейзажа на формат А4 и использовать его как основу для цветовой композиции. Внести необходимые изменения и дополнения в рисунок пейзажа. На формате располагается цветовая композиция с выкраской (шкалой оттенков).

Цель

Получить наглядную картину гармонии контрастно-дополнительных цветов , проследив степень их родства и различия во всех тональных вариациях.

Материал: ф.А4,гуашь или акварель с белилами + использование гелиевой ручки.

Время выполнения задания 2часа.

Критерии оценки:

Грамотно скомпоновать изображение на листе.

Цветовые оттенки должны промешаны, наложение цвета аккуратное


3.2.14 УСТНЫЙ ОПРОС: Теории цветовых гармонических сочетаний

Цель проверки (знания, умения):

- классификация цветовых гармоний в соответствии с признаками гармонии;

- описание четырех типов цветовых гармоний в соответствии классификацией цветов;

-закономерности изменяемости цветовых сочетаний

Системное структурирование, закрепление и обобщение изученной информации:

Как связаны цвета в произведении?

Каковы признаки гармонии?

Можно ли теорию цветовой гармонии свести к решению вопроса: Какой цвет с каким гармонирует?

В чем принцип гармонизации цветов?

Какие цвета называются комплементарными?

Какие два цвета могут быть равны цветовому кругу?

Что является определяющим признаком гармонии?

Какие цвета Гете называл «характерными» и «безхарактерными»?

Критерии оценки:

названо не менее трех признаков гармонии цвета;

перечислены основные типы гармонических сочетаний

каждый тип гармонических сочетаний описан точно и полно;

установлено соответствие между типом гармонических сочетаний и психо-эмоциональным восприятием цвета

закономерности создания гармонических сочетаний аргументированы примерами

Системное структурирование изученной информации (сформулировать и задать уместный встречный вопрос).

Высокая культура речи, использование специальной терминологии (умение отстаивать собственную точку зрения и принимать чужую).


ЗАДАНИЕ 5. Хроматические композиции из геометрических элементов или форм. Примеры цветовых гармоний в соответствии с теориями гармонических сочетаний.

Содержание Выполнить композиции из геометрических элементов или форм, при­ближенных к ним, по всем видам цветовых гармоний:

Создать мозаичную композицию из квадратов родственных цветов (по системе В.Козлова), выделив цветом, тоном, насыщенностью буквенный знак.

Плоскость цветовой композиции образуют

30 квадратов (6х5). Количество используемых цветовых оттенков не оговаривается.

Цель:

Отработать умение применять знания по цветовой грамоте в практи­ческой работе.

Требования:

Применить цветовые гармонии верно подбирая цвета по тону и насыщенности.

Добиться цветового равновесия в композиции, не забывая о центре композиции.

Материал: форматеА4. акварель, гуашь.

Критерии оценки:

Создать гармоничные в цветовом отношении абстрактно-геометри­ческих композиций с грамотно подобранными тональными и цвето­выми оттенками.


ЗАДАНИЕ 6.СРС. ММ-презентация. Построение гармонических сочетаний .

Содержание: создание мультимедийного учебного пособия.

Требование к презентации:

    1. Презентация проекта должна быть выполнена в формате Microsoft PowerPoint (Microsoft Office 2007).

    2. Длительность презентации- не более 5-7 минут.

    3. Рекомендуемый объем- не более 10 слайдов.

    4. Все слайды, за исключением титульного, должны быть пронумерованы.

    5. Каждый слайд, содержащийся в презентации, должен быть пояснен.

    6. Презентация должна быть предоставлена на Flash Drive (USB), распознаваемом стандартной операционной системой Windows XP.

Критерии оценки:

-содержание презентации соответствует заданию;

-единый стиль оформления;

-вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текст, рисунки);

-для фона выбираны «спокойные» тона;

-на одном слайде использовано не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста, для фона и текста используются контрастные цвета;

-анимационные эффекты не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде;

-нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации, для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание того же типа, нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже, чем строчные);

-максимальное количество текстовой информации на одном слайде: 15 строк текста. Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.), с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому).


ЗАДАНИЕ 7. Ассоциативные цветовые композиции.

Цель: Составление колористических отношений, цветовых нюансов.

Освоение приемов получения различных фактур красочного слоя

При выполнении упражнений не только отрабатываются навыки, но и создается художественный образ.

Цветовые образы состояния природы

Содержание Передача цветовых ассоциаций от состояний природы. Однако следует в данном случае избегать изображения конкретно земли, деревьев, неба и т.д. композиции выполняются на абстрактной основе.

Выполнить абстрактные цветовые композиции, отражающие цветовыми сочетаниями и живописной фактурой зрительные и чувственные ассоциации

Требования к работе: 4 композиции, размещенные на одном листе формата А4,

кисть, гуашь, акварель, тушь.

Из предложенного списка тем для цветовых импровизаций нужно выбрать 4 различные темы, отражающие процессы, происходящие в природе.

  • Тихо и спокойно.

  • Летний полдень.

  • Майская песня

  • Ветер.

  • Шторм.

  • Летний закат

  • Цветущий апрель

  • Осенний дождь

  • Утренний туман

  • Лунная ночь

  • Заморозки.

  • Лесной ручей

Критерии оценки:

-отображение в формальной композиции особенностей восприятия цвета;

-воспроизведение в цветовой композиции взаимосвязи колорита и технических живописных приемов (фактуры красочного слоя);

-создание цветовых сочетаний, созвучных определенным ассоциациям ;

-использование разнообразных технических живописных приемов в соответствии с поставленными задачами.



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА:

Создание цветового строя на основе эмоционально-образного восприятия

Проверяемые знания и умения:

-психофизические основы восприятия цвета;

- ассоциативно-эмоциональные свойства восприятия цветовых отношений

-основные закономерно импровизации

Содержание контрольного задания: Цветовые импровизации на тему. Лирика. Техника

Выразить цветом и фактурой красочного слоя ассоциации, вызванные словами: «лирика» и «техника»

Подобрать к определенному колористическому решению форму пятна или линий, которые бы обогатили, дополнили образ.

Материалы: ф.А4, акварель, гуашь

Время выполнения: 2 часа

Критерии оценки:

-отображение в формальной композиции особенностей восприятия цвета;

-воспроизведение в цветовой композиции взаимосвязи колорита и технических живописных приемов (фактуры красочного слоя);

-создание цветовых сочетаний, созвучных определенным ассоциациям ;

-использование разнообразных технических живописных приемов в соответствии с поставленными задачами.

Хроматический анализ произведений живописи по плану

Перечень живописных произведений для индивидуальных заданий:

Архипов А.Е. Крестьянка в зеленом фартуке.

Врубель М.А. Восточная сказка

Врубель М.А. Испания.

Дейнека А. Оборона Севастополя.

Кончаловский. П. Сухие краски.

Коровин К.А. Рыбачья бухта. Севастополь.

Коровин К.А.Рыба, вино и фрукты.

Коровин. К. Розы и фиалки.

Куприн А. Натюрморт с тыквой.

Куприн. А. Натюрморт с синим подносом.1914.

Левитан И. Вечерний звон.

Машков И.. Снедь московская. 1924.

Моне К. Руанский Собор в полдень.

Моне К. Стога.

Рерих Н.К. Гималаи. Рассвет в горах.

Сезанн П. Дома у дороги.

Сезанн. П Персики и груши. Конец 1880-годов.

Серов В. Девушка, освещенная солнцем.

Хеда. В. Завтрак с крабом.

Хеда. В.Завтрак с ежевичным пирогом.

Шарден. Ж. Натюрморт с медным котелком.

Яблонская Т. Хлеб.

1. Ответить на вопросы:

Как цветовые сочетания отражают особенности восприятия цвета (в данном произведении)?

Как взаимосвязаны колористическое решение картины, технические живописные приемы и замысел художника?

2.Выполнить колористическую схему и хроматическую шкалу живописного произведения.

Критерии оценки:

Сформулировать кратко аргументы; привести подходящий пример или аналгию из практики).

Найти оригинальную компоновку в листе.

Качественно выполнить выкраску.

УСТНЫЙ ОПРОС: теория цвета Кандинского.

Системное структурирование, закрепление и обобщение изученной информации:

  1. Почему теория цвета Кандинского — это система ассоциативно-символических обозначений ?

  2. Согласны ли вы, что цветовыми гармоническими сочетаниями можно выражать все эмоции и передавать все духовные ценности?

  3. Может ли в искусстве, по мнению Кандинского, игра цветовых пятен и линий вытеснять образы реальной действительности?

  4. Охарактеризуйте суть теории о цвете В.Кандинского?

  5. Как символика цвета связана с его восприятием ?

  6. Как символика цвета проявилась в поэзии романтизма?

  7. Назовите художественные направления в литературе и искусстве опиравшиеся на символику цвета.

  8. Охарактеризуйте субъективные качества цвета?

  9. Что такое ассоциативность восприятия цвета?

  10. Что такое монотипия?

  11. От чего зависит эмоциональная выразительность живописного произведения?

  12. Какое письмо называется корпусным?

  13. В каких живописных техниках используется лессировочное письмо?

  14. Охарактеризуйте живописный прием, использовавшийся художниками-пуантилистами?

  15. Каковы психические реакции человека на чистые и яркие цвета?

  16. Как физиологически могут воздействовать цвета на человека?

Критерии оценки:

-развернутые ответы, подтверждающие понимание научных основ профессиональной деятельности.

-полнота и точность воспроизведения информации, разделение ее на взаимозависимые части.

-аргументированность и обоснованность анализа и оценки.

-системное структурирование новой информации.

ПИСЬМЕННЫЙ ОПРОС: Хроматический анализ произведений

изобразительного искусства. Колорит.

Формируемые знания и умения:

- знать художественные и эстетические свойства цвета

-знать основные закономерности создания цветового строя;

Термин «колорит» происходит от латинского слова «соlог», что означает цвет, краска. Колорит в живописи – важнейший элемент художественной формы, служащий раскрытию образного содержания произведений искусства.Колористическая объединенность различных цветов общим цветом освещения в природе – основа, ключ к созданию колорита, гармонического цветового строя живописного произведения.

План хроматического анализа живописных произведений

1.Роль колорита в картине:

1.1. Подчинён ли колорит рисунку и объёму или наоборот подчиняет себе рисунок и сам выстраивает композицию.

1.2.Преобладают локальные цвета или тональный колорит.

1.3.Насколько различимы ли границы цветовых пятен, совпадают ли они с границами объёмов и предметов.

1.4.Художник оперирует большими массами цвета или маленькими пятнами-мазками.

1.5.Каким образом написаны теплые и холодные цвета.

1.6.Пользуется ли художник сочетанием дополнительных цветов, для чего он это делает. 2.Анализ использования цвета:

2.1. Он является просто окраской объёма или чем-то большим;

2.2. Цвет оптически достоверный или экспрессивный;

2.3. Можно ли выделить ритмические повторы в использовании какого-либо цвета или сочетания оттенков;

2.4. Можно ли проследить развитие какого-либо цвета;

2.5. Есть ли доминирующий цвет или сочетание цветов.

3. Характер живописи:

- как переданы наиболее освещенные и затенённые места;

- есть ли блики, рефлексы;

- как прописаны тени (глухо или прозрачно, цветные ли они);

- какова фактура живописной поверхности – гладкая или пастозная;

- различимы ли отдельные мазки, какие они - мелкие или длинные, жидкой, густой или почти сухой краской нанесены.

Вывод: Каков замысел художника, какова идея произведения.

Добился ли он своей цели, используя данные приемы. Уяснить, что колорит в живописи – это «характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения; его цветовой строй - одно из средств правдивого и выразительного изображения действительности».

Требования:

Провести хроматический анализ по репродукции произведения в соответствии с планом;

обоснованность анализа и оценки колорита

описать соотношение масс цветовых пятен в зависимости от их принадлежности к теплым или холодным оттенкам, степени яркости, тяжести и легкости, цветовосприятия.

Критерии оценки:

-описание соответствует плану

-ответы развернутые и аргументированные.


  1. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной аттестации по учебной дисциплине



Для промежуточной аттестации по дисциплине Цветоведение в 5 семестре на дифференцированном зачете используется технология портфолио. Обучающиеся представляют все практические и учебно-творческие работы, выполненные в течение семестра, в соответствии с программой учебной дисциплины . Условием допуска обучающихся к сдаче дифференцированного зачета является получение положительной итоговой оценки по точкам рубежного контроля.

Оценка освоения дисциплины предусматривает на дифзачете презентацию портфолио практических работ в соответствии с перечнем заданий в рабочей программе дисциплины.

В портфолио включены следующие учебно-творческие задания:

  1. Ассоциативно-образные цветовые композиции (поэтические образы). Серия цветовых композиций на тему определенных ассоциаций, Объем работы: 1 лист формата А3.

  2. Взаимодействие цвета и освещения. Три цветовых эскизных композиции одного мотива летнего пейзажа в различное время суток: утро, полдень, вечер. Колорит пейзажа в различное время суток. Пространственные свойства цвета. Материалы: Ф А3, гуашь/акварель.

  3. Освещение (теплое и холодное) в натюрморте. 2 этюда натюрморта с натуры при различных сценариях освещения. Характер взаимосвязи цветовых элементов картины. Свет и тень. Материал: формат А4 для каждого цветового решения. гуашь или акварель с белилами.

  4. Метод раздельного мазка в живописном натюрморте. Функциональность цвета. Форма и цвет. Цветовые контрасты. Цветовое равновесие. Цветовая композицию натюрморта (с натуры) в технике раздельного мазка. Формат А3, акварель\гуашь

  5. Эскиз декоративной цветовой композиции в теплой ( или холодной) гамме. Контраст цветовых сопоставлений. Формат А3, акварель\гуашь


Критерии оценки портфолио:

-технику исполнения работ: владение кистью, карандашом,

-качественно выполненную покраску;

-эмоциональную выразительность цветовых ассоциативных композиций;

- уровень владения художественными приемами, относящимися к изобразительной грамоте: правильное композиционное размещение  на листе, общее композиционное решение, грамотное пользование техникой гуаши, цветовое решение композиции,  аккуратность и законченность работ;

-динамика творческого роста, развитие технического исполнения;

- дизайнерское оформление работы. 


«Отлично» - результат, содержащий полный объем работ, выполненных в индивидуальныом творческом почерке, качественно исполненных и грамотно представленных в портфолио.

«Хорошо»- результат, содержащий более 60% репродуктивного решения образцов и не полностью самостоятельные идеи, использование прототипов, не все варианты качественно выполнены.

«Удовлетворительно» -результат, содержащий неполный объем образцов из перечня заданий или содержащие значительные неточности.

«Неудовлетворительно»- результат, содержащий неполный правильный ответ вариант исполнения, неправильный вариант исполнения (не по существу задания) или отсутствие выполненного задания.

I. ПАСПОРТ

Назначение:

КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной

дисциплины ОП.03 Цветоведение по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) углубленной подготовки

уметь:

-строить цветовые модели;

-строить хроматические композиции на основе гармонических сочетаний;

-проводить анализ цветового строя произведений живописи;

знать:

-основные характеристики цвета;

-способы смешения цветов;

-принципы систематизации цветов в различных научных теориях;

-теории гармонических сочетаний;

-психофизические основы восприятия цвета;

-ассоциативно-эмоциональные свойства восприятия цветовых отношений;

-художественные и эстетические свойства цвета;

-основные закономерности создания цветового строя;

-цветокультурные представления общества.


ПК 1.2. Применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


II. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ.


Вопросы и задания для подготовки (для ознакомления обучающихся)

Чтобы провести хромтический анализ живописного произведения по предложенному плану, ответьте на вопросы:

  1. Какой тип цветового строя (гармонии) используется в произведении? Какова структура композиции?

  2. Как цветовые сочетания отражают особенности восприятия цвета (в данном произведении)?

  3. Как взаимосвязаны колористическое решение картины, технические живописные приемы и замысел художника?

  4. Подчинён ли цвет рисунку и объёму или, наоборот, цвет подчиняет себе рисунок и сам выстраивает композицию

  5. Характер живописи:

- как переданы наиболее освещенные и затенённые места, есть ли блики, рефлексы, как прописаны тени (глухо или прозрачно, цветные ли они);

-насколько различимы ли границы цветовых пятен, совпадают ли они с границами объёмов и предметов.

-художник оперирует большими массами цвета или маленькими пятнами-мазками.

-каким образом написаны теплые и холодные цвета.

-пользуется ли художник сочетанием дополнительных цветов, для чего он это делает.

  1. Анализ использования цвета:

- он является просто окраской объёма или чем-то большим;

- цвет оптически достоверный или экспрессивный;

- можно ли выделить ритмические повторы в использовании какого-либо цвета или сочетания оттенков;

можно ли проследить развитие какого-либо цвета;

- есть ли доминирующий цвет или сочетание цветов.

- какова фактура живописной поверхности – гладкая или пастозная;

- различимы ли отдельные мазки, какие они - мелкие или длинные, жидкой, густой или почти сухой краской нанесены.

  1. Какова идея, тема произведения?

  2. Каков замысел художника?


Инструкция по выполнению работы:

провести хроматический анализ живописного произведения по предложенному плану, заполнив таблицу.

Выполнить колористическую схему живописного произведения.

Критерии оценки:

-описание соответствует плану;

-ответы развернутые и аргументированные;

-использование специальной терминологии.

Время выполнения задания – 2_часа

Задание:

  1. Провести хроматический анализ живописного произведения по предложенному плану, заполнив таблицу.

  2. Выполнить колористическую схему живописного произведения.

Литература для обучающихся:

Указывается, только в том случае, если ею разрешается пользоваться на экзамене


III. ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА

  1. а. УСЛОВИЯ

Курс делится на подгруппы по 10-12 человек. Располагаются в аудитории за рабочими столами. Получают бланк задания. В соответствии с номером билета, репродукцию живописного произведения. Бумагу. Краски, кисти для практического задания с собой



Указать деление на подгруппы, количество

Количество вариантов задания для экзаменующегося

Перечень живописных произведений для хроматического анализа (варианты заданий).

  1. Агеев, И. Подсулнухи

  2. В. Ван Гог. Красные виноградники в Арле.

  3. Ван Гог. Деревья

  4. Ван Гог. Терраса кафе ночью.

  5. Гоген П. Желтый Христос.

  6. Дега Э. Голубые

  7. Коркодым В. Часовенка.

  8. Коровин К. Вино, рыба и фрукты.

  9. Коровин К. Гурзуф.

  10. Коровин К. Ранняя весна.

  11. Кугач, Ю. На кухне

  12. Кугач, Ю.Болотистый берег

  13. Левитан И. Золотая осень

  14. Левитан И. Над вечным покоем

  15. Левитан И.И. Сумерки. Луна.

  16. Лентулов А. Собор Василия Блаженного

  17. Модильяни, А. Женщина в ожерелье.

  18. Моне, К. Скалы в Бель-Иль

  19. Поленов В. Мечты (На горе)

  20. Рембрандт. Возвращение блудного сына.

  21. Репин И.Осенний букет (портрет дочери)

  22. Саврасов А.К. Грачи прилетели

  23. Сезанн. Дома в Провансе близ Эстака.

  24. Серов, В. Стог сена

  25. Сидоров В. Прятки.

  26. Сидоров В. Тихая моя Родина.

  27. Шаманов В. Натюрморт



Время выполнения задания – 2. час.

Оборудование: репродукции произведений живописи для хроматического анализа, бланки с таблицами-планами хроматического анализа произведений, словарь художественных терминов, энциклопедия художника.

Бумага формат Ф4, акварель, гуашь, кисти – обучающиеся приносят с собой

Эталоны ответов

План хроматического анализа живописного произведения

Анализ картины


Кузьма Петров-Водкин «Купание красного коня»


Какой тип цветовой гармонии используется в произведении?

Какова структура композиции?

Гармония родственно –контрастных цветов. На большом почти квадратном полотне изображено озеро холодных голубых оттенков, которое служит фоном произведения — коню и всаднику. Фигура красного жеребца занимает весь передний план картины практически полностью. Он дан так крупно, что его уши и ноги ниже колен обрезаются рамой картины. Насыщенный алый цвет животного кажется ещё ярче по сравнению с прохладным цветом пейзажа и светлым телом мальчика

Как цветовые сочетания отражают особенности восприятия цвета (в данном произведении)?

Полотно поражает красочностью, яркостью, масштабом. Колорит картины построен на контрасте синего и красного цветов, видно сильное влияние символизма — простота форм, однотонные плоскости.

Как взаимосвязаны колористическое решение картины, технические живописные приемы и замысел художника?

Красный, почти багровый цвет здесь используется в качестве символа агрессии и силы. Кроме того, у слова «красный» в русском языке есть ещё одно значение — «красивый». Петров-Водкин часто использовал приёмы и технику традиционной русской иконописи.

Подчинён ли цвет рисунку и объёму или, наоборот, цвет подчиняет себе рисунок и сам выстраивает композицию

Характер живописи:

- как переданы наиболее освещенные и затенённые места, есть ли блики, рефлексы, как прописаны тени (глухо или прозрачно, цветные ли они);

Красный конь, без сомнений, является центром картины. Он колоссален, просто не помещается на полотне. Его цвет и масштабы делают картину нереальной, создаётся впечатление, что он сознательно позволяет его наезднику управлять им.

Его наездник — голый мальчик — подчёркивает мощь коня и играет вторую роль, даже его лицо изображено схематично.

Насколько различимы ли границы цветовых пятен, совпадают ли они с границами объёмов и предметов.

Окружающее пространство добавляет ирреальности в происходящее — береговая линия в виде ровной дуги, цвета окружающей растительности.

- можно ли выделить ритмические повторы в использовании какого-либо цвета или сочетания оттенков;

на картине изображены ещё две лошади с наездниками — белая и оранжевая, но прорисованы они не так детально и чётко как главный персонаж картины — конь красного цвета.

можно ли проследить развитие какого-либо цвета;

- есть ли доминирующий цвет или сочетание цветов.

На большом почти квадратном полотне изображено озеро холодных голубых оттенков, которое служит фоном произведения — коню и всаднику. Фигура красного жеребца занимает весь передний план картины практически полностью. Он дан так крупно, что его уши и ноги ниже колен обрезаются рамой картины. Насыщенный алый цвет животного кажется ещё ярче по сравнению с прохладным цветом пейзажа и светлым телом мальчика.

- какова фактура живописной поверхности – гладкая или пастозная;

- различимы ли отдельные мазки, какие они - мелкие или длинные, жидкой, густой или почти сухой краской нанесены.

Одним из символом России всегда был конь. Часто его образ используется и в живописи, и в литературе. На картине Петрова-Водкина образ красного коня используется в том же контексте. Но его цвет ни в коем случае не относится к большевикам, пришедшим к власти в 1917 году.

Картина с самого начала вызывала многочисленные споры, в которых неизменно упоминалось, что таких коней не бывает. Однако, художник утверждал, что этот цвет он перенял у древнерусских иконописцев: например, на иконе «Чудо архангела Михаила» конь изображён совершенно красным. Как и на иконах, на этой картине не отмечается смешения красок, краски контрастны и как бы сталкиваются в противоборстве.

Каков замысел художника.

Какова идея произведения







Экзаменационная ведомость (или оценочный лист).

IIIб. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ



Критерии оценки:

-ответы развернутые и аргументированные;

-использование специальной терминологии.

-описание цветового строя произведений живописи в соответствии с планом анализа;

-определение характера взаимосвязи всех цветовых элементов произведения в соответствии с художественными и эстетическими свойствами цвета;

- объяснение живописных приемов в соответствии с идеей и замыслом.

-характеристика художественных и эстетических свойств цвета

-выявление художественных и эстетических свойств цвета в ассоциативно-образных композициях в соответствии с закономерностями создания цветового строя;





























Лист согласования





Дополнения и изменения к комплекту КОС на учебный год





Дополнения и изменения к комплекту КОС на __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________



В комплект КОС внесены следующие изменения:



____________________________________________________________________________



____________________________________________________________________________



____________________________________________________________________________



____________________________________________________________________________



____________________________________________________________________________



Дополнения и изменения в комплекте КОС обсуждены на заседании ЦМК

ОПД и ПМ специальности Дизайн (по отраслям)

«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ ). Председатель ЦМК ________________ /_Провизен М.Я./



Основные требования к оформлению комплекса тестовых заданий



  1. Комплекс тестовых заданий (далее - КТЗ) должен быть представлен в виде текстового документа (MicrosoftWord).


  1. Все тестовые задания должны быть разделены по контролируемым разделам.


  1. Последовательность тестовых заданий в КТЗ оформляется двойной нумерацией (N.K.), где N – номер контролируемого раздела в соответствии с паспортом КТЗ, K – порядковый номер вопроса в данном разделе.


  1. Автоматизированная интерактивная система сетевого тестирования (АИССТ) поддерживает следующие основные типы тестовых заданий (ТЗ): выбор одного варианта ответа из предложенного множества, выбор нескольких верных вариантов ответа из предложенного множества, задания на установление соответствия, задание на установление правильной последовательности, задание на заполнение пропущенного ключевого слова, графическая форма тестового задания и др. При составлении КТЗ желательно использовать все типы тестовых заданий.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!