Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Ленинградской области
«Сосновоборский политехнический колледж»
Комплект контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
ЭКОЛОГИЯ
Основной профессиональной образовательной программы
по профессии
12.01.02 ОПТИК-МЕХАНИК
Сосновый Бор
2015
1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Экология».
КОС включает контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта.
КОС разработан на основании:
ФГОС СПО;
основной профессиональной образовательной программы учебной дисциплины «Экология» по профессиям НПО: Основной профессиональной
образовательной программы по профессии 12.01.02 ОПТИК-МЕХАНИК
Контрольно - измерительные материалы (КИМ) по результатам изучения учебной дисциплины «Экология» ориентированы на проверку степени достижения требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС и является основополагающим документом для организации контроля ЗУН обучающихся в учебном процессе.
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет по окончании семестров.
Результатом дифференцированного зачета являются оценки.
В результате контроля и оценки учебной дисциплины осуществляется комплексная проверка следующих общих компетенций:
Общие компетенции | Показатели оценки результата |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Демонстрация интереса к будущей профессии; Осознание социальной значимости своей будущей профессии; Высокая мотивация к выполнению профессиональной деятельности. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Организация собственной деятельности; Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач; |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Анализировать результаты принятых решений; Умение исправлять возникающие ошибки. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Умение грамотно применять имеющуюся в доступе информацию; |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Эффективный поиск информации; Использование различных источников, включая электронные; |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством , потребителями. | Привлечение к общественной работе; Самостоятельное выполнение общественных поручений; |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | Привлечение к общественной работе; Самостоятельное выполнение общественных поручений; Наблюдение за ходом выполнения заданий; |
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | Организация самостоятельной работы; Стремление к саморазвитию, повышение своей квалификации. Умение критически оценивать свои личностные качества |
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Овладение базовыми навыками профессиональной деятельности; Умение оценивать тенденции в технологических процессах. |
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания):
Объекты оценивания | Показатели | Критерии | Проверяемые У, З, |
Умения1: Знать предмет, методы и задачи экологии как науки. Уметь приводить примеры | -распознавание актуальной информации -сравнение и классификация информации, установление общих черт и нахождение различий | -информация распознана верно, полностью проанализирована, - правильно проведено сравнение, - выделены общие методы и задачи - правильно установлены соответствия приводимых примеров | ПЗ №1,2,3,4 |
Умения2: классификацию экологических факторов, уметь приводить примеры влияния факторов на организмы окружающей местности
| анализ и дифференциация экологических факторов -сравнение представленной неупорядоченной информации, -выделение главного положения в представленной информации -понимание и выбор в представленной информации фактов, мнений, аргументов и выводов | - информация дифференцирована, проанализирована верно, -правильно проведено сравнение, выделены общие черты и найдены различия, -верно выделено главное положение в каждой части предложенной информации, -сделан правильный выбор фактов, мнений, аргументов и выводов | ПЗ №13,14,15,16 |
Умения3: определение экологической ниши, параметры разделения организмов в экологической нише, уметь приводить примеры организмов окружающей местности, работать по схемам и табли-цам. | использовать полученные знания для решения задач, работать с различными источниками информации - | правильно решены задачи, - сформулированы правильные и полные выводы | ПУ №9,10,11,12 |
Умение 4: приводить примеры организмов окружающей местности, работать по схемам и таблицам. | использовать полученные знания для решения задач, работать с различными источниками информации | -приведенные примеры правильно и полно иллюстрируют приведенные положения, - верно установлены связи между заданиями и примерами, -выбор точен и аргументирован. | ПУ №17,18,19,20 |
Умение5: определение популяции, ее основные характеристики: плотность расселения, численность, рост, продолжительность жизни, количество потомства; определять данные характеристики. | -отбор необходимых положений и фактов для формулирования собственных суждений, -умение сформулировать и выразить свою мысль, -аргументированность собственных суждений по определенной проблеме, | - полное понимание предложенного материала, - грамотно и верно сформулирован ответ, -установлена, аргументирована и сформулирована собственная позиция, - предложенные суждения доказательно аргументированы | ПЗ №21,22,23,24 |
Знать 1 понятия: сообщества, экосистема, ландшафт, биоценоз, биосфера; уметь приводить примеры по данным характеристикам. | -анализ и сравнение предложенных экосистема, ландшафт, биоценоз, биосфера; | - полностью проанализирована предложенная информация, -установлены и названы верно существенные признаки, характеристики | ПЗ № 5,6,7,8 |
Знание 2: объяснять процесс круговорота веществ в природе, уметь 6: приводить примеры, составлять схемы круговорота важнейших веществ: азота, углерода, фосфора, серы и др. | -выделение признаков деятельности человека, их отличий от поведения животных, -нахождение биологических качеств, свойственных человеку и животному, | -социальные и биологические качества человека выделены точно и полно, - названы правильно отличия деятельности человека от поведения животных, - правильно определено место человека в системе общественных отношений, | ПЗ №1,4,7,10 |
Знание 3: составлять схемы цепей питания, уметь составлять пищевые и дет-ритные цепи. | -составлять схемы круговорота важнейших веществ: азота, углерода, | - схемы круговорота важнейших веществ: азота, углерода составлены верно, - правильно определены и выделены цепи питания - верно отобраны факты, характеризующие общество как сложную динамическую систему | ПЗ №2,5,8,11 |
Знания 4: основные аспекты природопользования, уметь их характеризовать и приводить примеры рационального при-родопользования
| -определение понятия социальная норма, -выделение существенных при-знаков, характеризующих правовую норму, -определение места и роли человека в системе рационального природопользования | - понятие природопользования определено верно, - правильно выделены существенные признаки правовой нормы, -верно выделены места и роль человека в системе рационального природопользова-ния | ПЗ №3,6,9,12 |
II. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ
Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине экология, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, контрольной работы, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, решения обучающимися задач у доски.
Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам) Таблица
Содержание учебного материала по программе УД | Текущий контроль | Промежуточная аттестация |
Проверяемые У, З, ОК | Форма контроля | Проверяемые У, З, ОК, | Форма контроля |
Раздел 1 | | | У1, У2, У3,У4, У5,У6, З1, З2, З3, З4 ОК2ОК2ОК3ОК4ОК5 ОК6 ОК7 ОК8 ОК9 ПЗ № 1 - 24 | Дифференцированный зачет |
Тема 1. Экология как наука | У1, У2, УЗ, У4, У5, У6 З1, З2, З3, З4, ОК1 ОК2 ОК3 ОК4 ОК5 ПЗ №1,2,3,4 ПЗ №3,6,9,12 | фронтальный опрос; | | |
Тема 2 Экология как научная дисциплина | У1, У2, УЗ, У4, У5, У6 З1, З2, З3, З4, ОК1 ОК2 ОК3 ОК4 ОК5 ПЗ №1,4,7,10 ПЗ № 5,6,7,8 ПЗ № 5,6,7,8 ПЗ №21,22,23,24 | фронтальный опрос; исследовательские и практические работы; | | |
Тема 3 Среда обитания человека и экологическая безопасность | У1, У2, У3,У4, У5,У6, З1, З2, З3, З4 ОК2ОК2ОК3ОК4ОК5 ОК6 ОК7 ОК8 ОК9 ПЗ №13,14,15,16 ПЗ №1,4,7,10 ПЗ № 5,6,7,8 ПЗ № 5,6,7,8 ПЗ №21,22,23,24. | фронтальный опрос исследовательские, и практические работы тестовые и контрольные работы | | |
Тема 4 Концепция устойчивого развития | У1, У2, У3,У4, У5,У6, З1, З2, З3, З4 ОК2ОК2ОК3ОК4ОК5 ОК6 ОК7 ОК8 ОК9 ПЗ №2,5,8,11 ПЗ №3,6,9,12 ПЗ № 5,6,7,8 | фронтальный опрос исследовательские, и практические работы тестовые и контрольные работы | | |
Тема 5 Охрана природы | У1, У2, У3,У4, У5,У6, З1, З2, З3, З4 ОК2ОК2ОК3ОК4ОК5 ОК6 ОК7 ОК8 ОК9 ПЗ №2,5,8,11 ПЗ №3,6,9,12 ПЗ № 5,6,7,8 ПЗ № 5,6,7,8 ПЗ №21,22,23,24 | фронтальный опрос исследовательские, и практические работы тестовые и контрольные работы | | |
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ | ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ |
Предусмотрена рейтинговая система оценки.
Слово "рейтинг" происходит от английского "to rate" (оценивать) и "rating" (оценка, оценивание). Рейтинг – "накопленная оценка" или "оценка, учитывающая предысторию".
Рейтинговая технология оценивания результатов обучения учащихся в самом общем виде основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих работ (лабораторных, контрольных, рефератов, тестов и др.) или регулярно проводимых контрольных мероприятий. В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая технология предполагает последовательное суммирование оценок ученика по данной дисциплине в течение некоторого периода времени. Текущая рейтинговая оценка по дисциплине складывается из оценок всех без исключения видов учебной работы и контроля знаний, в том числе не только работы по учебному плану, но также такой дополнительной деятельности, как участие в олимпиадах, конкурсах, выступления на научных обществах, работа с отстающими с докладами рефератами и т.д.
Основные принципы рейтинговой системы можно сформулировать так:
оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя и ученика;
критерии оценивания обговариваются заранее;
обучающийся сам волен выбирать стратегию деятельности;
незнание не наказывается, стимулируется прогресс познания
Одним из обязательных свойств системы является открытость – обучающиеся должны знать "правила ": знать "оценку" любой деятельности, знать, как можно получить баллы и как их потерять.
Для выполнения этого свойства «таблица» или рейтинговый регламент должны быть доступны обучающимся. Рейтинговая система должна быть гибкой. Гибкость рейтинговой системы означает, что и учитель, и обучающийся могут корректировать свою деятельность в любой момент в нужном направлении.
Основные этапы составления рейтинга:
- отдельная тема или раздел;
- самостоятельный цикл лабораторных работ;
- индивидуальные домашние задания;
- индивидуальная самостоятельная работа по выбору ученика;
- разделы, выделенные для самостоятельного изучения.
определить нормативные баллы на все задания и задачи учебного предмета (или правила начисления баллов);
установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать обучающийся в ходе обучения;
составить свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание – рейтинговый регламент;
на основе программных средств организовать учет успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов;
в конце семестра выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.
Основные показатели | Баллы | Уровни |
|
| | | |
Отсутствие на уроке | 0 | | | | | | |
Готов к уроку | 0,5 | | | | | | |
Слушал, переписывал | 1,0-1,4 | Очень слабо | | | | | |
Выполнял по алгоритму или образцу (без объяснений) | 1,5-2,0 | Слабо | | | | | |
Частично знаю материал, но применить и объяснить не могу | 2,1-3,0 | Посредственно | | | | | |
Задание выполняю с помощью учителя или с подсказкой одноклассников | 3,1-4,0 | Удовлетворительно | | | | | |
Объясню и могу выполнить большую часть задания самостоятельно | 4,1-5,0 | Недостаточно хорошо | | | | | |
Могу объяснить свои ошибки и устранить их с помощью учителя | 5,1-6,0 | Хорошо | | | | | |
Хорошо знаю теоретический материал, могу связать теорию с практикой | 6,1-7,0 | Очень хорошо | | | | | |
Сам могу устранить свои ошибки, могу выполнить творческую работу с помощью учителя | 7,1-8,0 | Отлично
| | | | | |
Прекрасно усвоил теорию, работу выполняю аккуратно и точно | 8,1-9,0 | Прекрасно | | | | | |
Оригинально, не стандартно могу применить знания на практике, могу дать объяснения | 9,0-10,0 | Великолепно | | | | | |
Общий балл за заняти | | | | | |
Построения бально-рейтинговой системы для оценочной шкалы.
Можно предложить 10-ти бальное оценивание
Для каждого студента можно разработать таблицу успешности, в которую заносятся его баллы по пройденным темам.
Критерии оценивания обучающихся
Критерии оценивания письменных контрольных и самостоятельных работ.
Объем правильно выполненных заданий (в % от общего объема работы) | БАЛЛЫ |
Стандартная работа | Повышенный уровень |
Не превышает 25% | 1,0 – 2,0 | 1,0 – 3,0 |
Не превышает 50% | 2,1 – 4,0 | 3,1 – 5,0 |
Не превышает 75% | 4,1 – 5,0 | 5,1 – 7,0 |
Превышает 75% | 5,1 – 7,0 | 7,1 – 10,0 |
Штрафные баллы начисляются в следующих случаях:
прогул без уважительной причины (баллы возвращаются при отработке пропущенного материала) (минус 1 балл);
отсутствие домашнего задания (минус 1 балл);
плохое поведение (минус 1 балл);
неготовность к уроку (минус 1 балл);
опоздание более чем на 10 минут без уважительной причины (минус 1 балл).
При использовании этой шкалы на практике данный набор рейтинговых чисел может быть значительно изменен
Подведение итогов рейтинга.
Можно разделить все действия обучающихся на основные (оценочные) и дополнительные. Тогда при подведении итогов учитывать оценочные баллы и дополнительные.
Механизм конвертации оценки по дисциплине в оценку по традиционной шкале
Отношение набранной суммы баллов за дисциплину к максимально возможной | Оценка по дисциплине по 4-х балльной шкале |
90% и более | 5 |
80-89% | 4 |
75-79% | 4 |
65-74% | 3 |
60-64% | 3 |
Хотя бы один из модулей оценен на "2" | 2 |
Студент считается достигшим высшего уровня овладения предметом, если набирает к концу учебного периода 95-100% максимального значения. Чтобы активизировать их, определяется минимальное рейтинговое число, от 30 до 50% максимального значения: если к концу периода обучающийся наберет сумму, меньшую этого числа, он считается не освоившим этот предмет.
III. ПЛАНИРОВАНИЕ ОЦЕНКИ
Какие умения оцениваются | Действия | Формы и методы проведения оценки |
Умения: анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности | Выполнение, определение, выделение, получение. наблюдение описание составление защиты лабораторных и практических занятий; написание проектных, творческих работ, Творческих работ. Метод наблюдение Метод исследования Метод эксперимента Защита: проектных, творческих работ. Презентация: проектных, творческих работ Проектная деятельность формулирование, обоснование, логичность последовательность целостность законченность | фронтальный опрос обучающихся; исследовательские и практические работы обучающихся; |
анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф | фронтальный опрос обучающихся; исследовательские и практические работы обучающихся; |
выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; | практические работы; работа по карточкам; |
определить экологическую пригодность выпускаемой продукции; | фронтальный опрос обучающихся; исследовательские и практические работы обучающихся; |
оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте; | фронтальный опрос обучающихся; исследовательские и практические работы обучающихся; |
Знания: виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем | тестовые и контрольные работы |
задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации | практические работы; работа по карточкам; |
принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования | фронтальный опрос обучающихся; исследовательские, и практические работы обучающихся; тестовые и контрольные работы |
основные источники и масштабы образования отходов производства; | Выполнение, определение, выделение, получение. наблюдение описание составление защиты лабораторных и практических занятий; написание проектных, творческих работ, Творческих работ. Метод наблюдение Метод исследования Метод эксперимента Защита: проектных, творческих работ. Презентация: проектных, творческих работ Проектная деятельность | тестовые и контрольные работы |
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, методы очистки промышленных сточных вод, | практические работы; работа по карточкам; |
способы предотвращения и улавливания выбросов, | практические работы; работа по карточкам; |
принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств; | практические работы; работа по карточкам; |
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. | тестовые и контрольные работы |
правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности | тестовые и контрольные работы |