СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольные диктанты 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

подборка текстов для контрольных диктантов  в 6  классе

Просмотр содержимого документа
«Контрольные диктанты 6 класс»

Контрольные диктанты для 6 класса.

I. По повторению изученного в 5 классе.

О Михаиле Пришвине.

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля, огороды и сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.(4) Такая тишь! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям.(1) Изредка появится из-за туч и сразу пропадёт луч солнца(3).

Ещё мальчиком научился Пришвин всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С карандашом и записной(2) книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям. А вы, ребята, читали его книги?

II. По теме «Морфемика и словообразование».

Заблудился.

Вечерняя заря догорает. В холодном воздухе разливается сизый туман.4

Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошёл я заросли кустов. У ног моих тянулась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрелся кругом и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Низкие кусты широко тянулись передо мной, а за ними далеко виднелось пустынное2 поле. Как добраться домой?

Я вышел на опушку и пошел полем. Очень трудно пробираться по узкой1 тропинке. Кругом росла высокая рожь. Ночная птица низко промчалась и коснулась меня крылом.

В тишине гулко раздавались мои шаги.

Но вот на вечернем небе зажигаются звёзды, заблестел серп молодого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что через час буду дома.


III. По теме «Имя существительное».

Грабёж среди белого дня.

Во дворе стоит глубокая миска с мутной водой.4 В неё хозяйка бросает корки хлеба для кур.4

Щенок Фунтик подошёл к миске3 и, не теряя времени, вытащил2 из воды3 съедобную корку. Молодой жирный петух сердито посмотрел2 на Фунтика. Петух не мог поверить в этот грабёж. Его глаза наливаются кровью. Петух разъярился. Он растопырил лапы, помчался на Фунтика и клюнул его в голову. Раздался крепкий стук, и щенок с ужасным воплем бросился под дом.

Петух захлопал крыльями и закукарекал так громко, что сбежались все куры. Петух смотрел победителем. Он только что прогнал воришку, который мог оставить всех без еды. Петух клюнул корку и с отвращением отбросил её. Ему не понравился запах корки. Она пахла Фунтиком.










IV. По теме «Имя прилагательное». (Озаглавить.)

Было раннее туманное2 утро. Над деревней раздавались петушиные крики.

Мы выехали, когда заря разгоралась. Дорога шла равнинной местностью. Мы расположились2 на отдых на песчаном берегу озера.

Солнце уже взошло, и на растениях блестела роса. Её капельки переливались на траве, как бусинки. Лёгкий ветерок коснулся серебряной глади озера. 4 В прибрежных2 кустах проснулись утки. 4

Вскоре прибежали2 загорелые ребятишки и стали купаться. «Ребята, идите к нам!» - позвали они нас. Мы приняли их предложение и с наслаждением окунулись в прохладную воду.

Утро было прекрасное, а впереди нас ожидал длинный день. Мы провели его хорошо вместе с новыми друзьями.

V. По теме «Имя числительное».

К полюсу на лыжах.

(16) марта (1975) года отважная с…мёрка ру(с,сс)ких2 спортсменов во главе с Дмитрием Шпаро вп…рвые на лыжах отправилась к (С,с)еверному полюсу. За (76) дней было преодолено (1500) к…лометров тяж…ло… пути по ледя(н,нн)ым торосам с опас(?)ными трещинами2 и развод…ями в условиях постоянной стуж(и,ы). Во время экспедици… наиболее ни…кая температура воздуха достигала2 (- 45) градусов. Особенно трудными были последн… к…лометры пути. См…льчаки выбивались из сил. Из(за) густо…, непроглядно… тумана, которым (А,а)рктика встретила их на подступах к полюсу, пут…шестве(н,нн)ики чуть (не) прошли символическую точ(?)ку глубиной свыше (4) к…лометров. Определить географическое пол…жение полюса можно только при пом…щи Со…нца. А Со…нца (не) было. Но (31) мая внезапно по…вившийся солнечный луч(?) позволил Шпаро найти точ(?)ку (С,с)еверного полюса.

Отважные и(с,сс)ледователи выполнили больш…й об(?)ём науч(?)ной работы и вн…сли зн…чительный вклад в сокровищницу наш..х знаний об (А,а)рктике, о ж…зни человека в (не)обыч(?)ных суровых условиях.



VI. По теме «Местоимение». (Озаглавить.)

Однажды  в  летн…ю  ноч(?)  я  с…дел2  в моей  комн…те  за письме…ым  столом. Ноч(?) была  тихая  только  с  реки  дон…сились  какие (то)  д…лёкие2  лё…кие  звуки.      В полной  ноч(?)ной  т…шине  под полом  (в)друг  п…слышались  чьи (то)  г…лоса. Они были  похож…  на  ш…пот  птенц…в    к…торые  пр…будились  (в) гн…зде. Но  какие птенц…  могли  быть  (в) подполье? Я долго  (не) мог  понять  кто разг…варивает  (у) меня3  под  полом. Потом  я  дог…дался   что это еж(ы, и).

Еж(ы, и)   смирные  и  кроткие  звери . Разг…варивать, конечно, они  (не) умеют. Это я  слышал  их  в…зню. Они  (н…)кому  (не) прич…няют  вреда  и   (н…)кого  (не) боят(?)ся. Днём  они  спят  а  ноч…ю  выходят  (на) охоту. Они  уничт…жают  вредных  насекомых   воюют  (с) крысами  и  мышами.

На  зиму  еж(ы, и)  з…сыпают. Их  мален…кие  берлоги  п…крывают  снежные  сугробы  и  они  пр…спокойно  спят  всю  зиму.

( По И.И. Соколову – Микитову.)









VII. По теме «Глагол».

Журавли.

Каждый год возвращаются3 журавли из далёких тёплых стран на родное болото. Над морями и широкою степью, над светлыми реками и синими лесами летят на свою родину весной журавли.

Высоким камышом и сухой прошлогодней осокой заросло2 большое болото.4 В самых недоступных местах устраивают гнёзда осторожные журавли. Спокойно им жить в неприступном болоте. Не пройдёт по болоту волк, не проберётся лисица, не подкрадётся осторожная рысь. Водят весной журавли весёлые хороводы.4 Соберутся3 в кружок на болоте, машут крыльями, и по всему лесу разносятся их шумные голоса.

Скоро выведутся2 на болоте длинноногие неуклюжие журавлята, и журавли начнут ловить для них лягушек и змей. Будут расти, учиться летать журавлята.


VII. Итоговые контрольные диктанты.

1.

История Каштанки.

Стояла зима. Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица. Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей помочь.

Вдруг кто-то толкнул дверь. Собака вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. Доверчиво прикоснулась она к его руке. Он стряхнул снег с её спины и поманил за собой. Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него.

Незнакомец оказался знаменитым артистом цирка Дуровым.

История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. Но не все знают, что столяр судился с Дуровым. Он хотел вернуть собаку. Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. Судья почувствовал, что он не так уж привязан к собаке. Каштанка осталась у артиста.

История Каштанки.

Ст..яла зима. Снег падал пуш..стыми хлоп..ями  приятно к...сался лица. Рыжая с..бач(?)ка 2 прижалась (к) двери под…езда  бе..помощно повизгивала и др..жала 2  (от) холода. Ей х..телось обогрет(?)ся  но н...кто (не) спешил ей помоч(?).

Вдруг кто (то) толкнул дверь. С..бака вскочила  увидела  (не) высокого человека в кожа(н,нн)ом пальто. Доверчиво прик..снулась она к его руке 4. Он стряхнул снег с её спины и пом..нил (за) собой. Дома он выделил ей оловя(н,нн)ую т..релку блю..це и с..бака осталась ж..ть (у) него.

(Не)знакомец ок..зался знаменитым артистом ц..рка Дуровым.

История Каштанк.. описана в извес..ном 2 ра(с,сс)каз… Чехова. Но не все знают  что столяр судился (с) Дуровым. Он х..тел вернуть с..баку. Дуров предл..жил х..зяину больш...е  ден..ги  и столяр нач..л колебат(?)ся. Суд..я почу..ствовал что он не так уж пр…вязан к с..бак... Каштанка осталась (у) артиста. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!