СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольные диктанты по русскому языку 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольные диктанты для 8 классов, для проверки компетенции учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Контрольные диктанты по русскому языку 8 класс»

Кокова А.В., учитель русского языка и литературы

ГУ «Школа-лицей №8 для одаренных детей» г. Павлодара Республики Казахстан.

Контрольно-измерительные материалы для 8 класса. 2014-2015 учебный год.


Контрольный диктант в 8 классе № 1

Цель: проверить  знания,  умения  и  навыки  учащихся  на  начало  учебного  года.

  Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  -  проверяемые  безударные  гласные;

  -  непроверяемые  безударные  гласные;

  -  правописание окончаний  имён  существительных;

  -  написание  непроизносимых  согласных:

  -  правописание  корней  с  чередованием;

  -  написание  сложных  прилагательных;

  -  н-нн  в  причастиях  и  прилагательных;

  -  не  с  прилагательными  и  причастиями.

  -  написание   производных  предлогов;

 Постановки  знаков  препинания:

  -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  -  запятая  в  сложном  предложении;

  -  запятые  при  причастном  и  деепричастном  обороте

Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков.

Поход

              Утром  участники  похода  снова  отправляются  в  путь,  рассчитывая  сегодня  подняться  на  вершину  горы.  Она  невысокая,  но  с  четырьмя  уступами.

             Едва  приметная  извилистая  тропинка   вьётся  по  берегу  неширокой  горной  речонки, берущей  начало  у  ледника,  а  затем резко  взбирается  влево.  Путешественники  с  трудом  преодолевают  крутой  подъём.

             Тропинка  огибает  беспорядочные  нагромождения  камней,  осложняющие  путь.  Приходится  преодолевать  и  эти  препятствия.  Мешают  и   заросли  дикой  малины,  усеянные  ещё неспелыми  ягодами.  Её  колючие  ветви  цепляются  за  рюкзаки,  одежду.

            Вот  и  вершина.  Здесь  туристы  располагаются  на  отдых.  Отсюда  открывается  чудесная  панорама.  Слева  от  подножия  горы расстилается  долина,  покрытая  тёмно-зелёным  лесом.  Кое-где  блестят  на  солнце  зеркала  небольших  озёр.  В  течение  тысячелетий  зарастали  их  берега  густой  растительностью.  Справа  простирается  бесконечная  цепь  холмов,  сплошь  покрытых  зеленью.

            Весь  день  туристы  наслаждались  красотой  гор,  загорали,  распевали  под  аккомпанемент  гитары  песни.  Только  к вечеру,  боясь заблудиться в  темноте, они  вернулись  на  тропу,  ведущую  в  лагерь,  делясь своими  впечатлениями  о  походе.  (147  слов)

           

Грамматические  задания. 

1. Разобрать  слова  по  составу.

I  Вариант:  беспорядочные,  тропинка        II   вариант:  бесконечная,  усеянные

2.Морфологический  разбор:   I  Вариант:   камней         II   вариант:  лесом

3. Синтаксический  разбор  предложения.

I  Вариант:  Тропинка  огибает  беспорядочное  нагромождение  камней,  осложняющих  путь.

II  Вариант:  Справа  у  подножия  горы   расстилается  долина,  покрытая  тёмно-зелёным  лесом.

4. Орфографический разбор текста.


Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.


Контрольный диктант в 8 классе № 2

Цель: проверить  знания,  умения  и  навыки  учащихся  на  начало  учебного  года.   Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  -  проверяемые  безударные  гласные;

  -  непроверяемые  безударные  гласные;

  -  правописание окончаний  имён  существительных;

  -  написание  непроизносимых  согласных:

  -  правописание  корней  с  чередованием;

  -  н-нн  в  прилагательных;

  -  не  с  прилагательными,  наречиями  и  глаголами;

  -  написание   производных  предлогов;

 Постановки  знаков  препинания:

  -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  -  запятая  в  сложном  предложении;

  -  запятые  при  причастном  и  деепричастном  обороте

Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

- синтаксического  разбора  предложения;

- разбора  по  составу  слова;

- умения  подбирать  проверочные  слова.

Диктант 

       Я  вышел  из  дома ночью,  потому  что  предполагал  добраться  до  утиного  озера  к  рассвету.  Шёл  по  пыльной  дороге,  спускаясь  в неглубокие  овраги,  поднимался  на  пригорки,  пересекая  редкие  сосновые  борки,  с  застоявшимся  в  них  запахом  смолы    и  земляники,  снова  выходил  к  полю.

      Никто  не  обгонял  меня,  и  я ни  с  кем  не  встретился.  Вдоль  дороги  тянулась  рожь.  Она  созревала  уже  и  стояла  неподвижно,  чуть-чуть  светлея  в  темноте.  Скоро  дорога  ушла  влево,  и  я  ступил  на  твёрдую  тропинку,  извивающуюся  вдоль  берега  небольшой,  но  глубокой  речонки.  Плывущие  по  ней  брёвна  изредка  сталкивались  друг  с  другом,  и  тогда  раздавался  слабый  звук,  будто  кто-то  стучал  топором  по  дереву.

      На  другой  стороне  реки  яркой  точкой  горел  костёр,  и  узкая  прерывистая  полоска  света  тянулась  от  него  далеко  по  воде.

     Я  прибавил  шаг,  миновал  осиновый  подлесок  и  в  небольшой   ложбинке,  окружённой  со  всех  сторон  густым  лесом,  увидел  костёр.  Возле  него,  подперев  рукой  голову,  пристроился человек.  Он  что-то  негромко  напевал. (133  слова)

Грамматические  задания

1. Выписать  по  одному  слову   с  орфограммой  в  корне: Безударной  гласной,  проверяемой  ударением  -  1-й  вариант Чередующейся  гласной  -  2-й  вариант

2. Разобрать  слово  по  составу:

застоявшимися  -  1-й  вариант      извивающуюся  -  2-й  вариант

 3. Произведите  синтаксический  разбор  предложения:

Она  созревала  уже  и  стояла  неподвижно,  чуть-чуть  светлея  в  темноте.  -  1-й  вариант

Возле  него,  подперев  рукой  голову,  пристроился человек.  -  2-й  вариант

4. Орфографический разбор текста.

5. Озаглавить текст.

6. Выполнить фонетический разбор слова: яркой -  1-й  вариант, узкая -  2-й  вариант

Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.

Контрольный диктант в 8 классе № 3

Цель: проверить  знания,  умения  и  навыки  учащихся  на  начало  учебного  года  за  курс  5-7  классов.

  Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  -  проверяемые  безударные  гласные;

  -  непроверяемые  безударные  гласные;

  -  правописание окончаний  имён  существительных;

  -  написание  непроизносимых  согласных:

  -  правописание  корней  с  чередованием;

  -  н-нн  в  прилагательных;

  -  не  с  прилагательными,  наречиями  и  глаголами;

  -  написание   производных  предлогов;

 Постановки  знаков  препинания:

  -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  -  запятая  в  сложном  предложении;

  -  запятые  при  причастном  и  деепричастном  обороте

Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

- синтаксического  разбора  предложения;

- разбора  по  составу  слова;

- умения  подбирать  проверочные  слова.

Диктант

        Однажды  нам  в  подарок принесли  берёзку, выкопанную  с  конем.  Мы  посадили  её  в  ящик  с  землёй и  поставили  в  комнате  у  окна.  Скоро  ветки  берёзы  поднялись,  и  вся  она  повеселела.

       В  саду  поселилась  осень.  Горели  пурпуром  клёны,  порозовел  кустарник,  и  кое-где  на  берёзках  появились  жёлтые  пряди.  Но  у  нашего  деревца  мы  не  замечали  никаких  признаков  увядания.

      Ночью  пришёл  первый  заморозок.  Я  проснулся  рано,  оделся  и  вышел  в  сад.  Разгорался  рассвет,  синева  на  востоке  сменилась  багровой  мглой.  Берёзы  за  одну  ночь  пожелтели  до  самых  верхушек,  и  листья  осыпались  с  них   частым  печальным  дождём.

      В  комнате  при  бледном  свете  зари  я  увидел,  что  и наша  берёзка  стала  лимонной.  Комнатная  теплота  не  спасла  её.

      Через  день  она  облетела  вся,  как  будто  не  хотела  отставать  от  своих  подруг.

      Последняя  память  о  лете  исчезла.      (127  слов)       (По  К. Паустовскому)


Грамматические  задания 

1. Выписать  по  одному  слову   с  орфограммой  в  корне:

Безударной  гласной,  проверяемой  ударением  -  1-й  вариант

Чередующейся  гласной  -  2-й  вариант

2. Разобрать  слова  по  составу:

Осыпались,   выкопанную -  1-й  вариант      заморозок, сменилась -  2-й  вариант

 3. Произведите  синтаксический  разбор  предложения:

Разгорался  рассвет,  синева  на  востоке  сменилась  багровой  мглой.   -  1-й  вариант

Берёзы  за  одну  ночь  пожелтели  до  самых  верхушек,  и  листья  осыпались  с  них   частым  печальным  дождём. -  2-й  вариант

4. Орфографический разбор текста.

5. Озаглавить текст.

6. Выполнить фонетический разбор слова: листья-  1-й  вариант; увядания -  2-й  вариант.


Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.




Контрольный диктант в 8 классе № 4

Цель: проверить  знания,  умения  и  навыки  учащихся  на  начало  учебного  года  за  курс  5-7  классов.

  Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  -  проверяемые  безударные  гласные;

  -  непроверяемые  безударные  гласные;

  -  правописание окончаний  имён  существительных;

  -  написание  непроизносимых  согласных:

  -  правописание  корней  с  чередованием;

  -  н-нн  в  прилагательных;

  -  не  с  прилагательными,  наречиями  и  глаголами;

  -  написание   производных  предлогов;

 Постановки  знаков  препинания:

  -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  -  запятая  в  сложном  предложении;

  -  запятые  при  причастном  и  деепричастном  обороте

Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

- синтаксического  разбора  предложения;

- разбора  по  составу  слова;

- умения  подбирать  проверочные  слова.


Диктант

        Однажды  нам  в  подарок принесли  берёзку, выкопанную  с  корнем.  Мы  посадили  её  в  ящик  с  землёй и  поставили  в  комнате  у  окна.  Скоро  ветки  берёзы  поднялись,  и  вся  она  повеселела.

       В  саду  поселилась  осень.  Горели  пурпуром  клёны,  порозовел  кустарник,  и  кое-где  на  берёзках  появились  жёлтые  пряди.  Но  у  нашего  деревца  мы  не  замечали  никаких  признаков  увядания.

      Ночью  пришёл  первый  заморозок.  Я  проснулся  рано,  оделся  и  вышел  в  сад.  Разгорался  рассвет,  синева  на  востоке  сменилась  багровой  мглой.  Берёзы  за  одну  ночь  пожелтели  до  самых  верхушек,  и  листья  осыпались  с  них   частым  печальным  дождём.

      В  комнате  при  бледном  свете  зари  я  увидел,  что  и наша  берёзка  стала  лимонной.  Комнатная  теплота  не  спасла  её.

      Через  день  она  облетела  вся,  как  будто  не  хотела  отставать  от  своих  подруг.

      Последняя  память  о  лете  исчезла.      (127  слов)        (По  К. Паустовскому)

 


Грамматические  задания

1. Озаглавить текст.

2. Выполнить фонетический разбор слова:

 1-й вариант: берёзка                          2-й вариант: деревце

3. Разобрать  слова  по  составу:

Выкопанную,  горели  -  1-й  вариант                  лимонной,  посадили  -  2-й  вариант

 4. Объяснить значение:

1-й вариант: желтые пряди                      2-й вариант:  лимонная берёзка

5. Сделайте  синтаксический  разбор  предложения:

Мы  посадили  её  в  ящик  с  землёй и  поставили  в  комнате  у  окна.  -  1-й  вариант

Но  у  нашего  деревца  мы  не  замечали  никаких  признаков  увядания.  -  2-й  вариант

6. Составить предложение с прямой речью  на тему диктанта.



Критерии оценки знаний учащихся

Диктант

«5» – за работу, в которой нет ошибок.

«4» – за работу, в которой допущено 1 – 2 ошибки.

«3» – за работу, в которой допущено 3 – 4 ошибки.

«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Грамматическое задание

«5» - безошибочное выполнение всех заданий;

«4» - если учеником выполнено 4 задания с небольшими погрешностями;

«3» - правильно выполнил не менее 3-х заданий с небольшим недочетами

«2» - если ученик не справляется с большинством грамматических заданий.



Контрольный диктант в 8 классе № 5

Цель: проверить  знания,  умения  и  навыки  учащихся  на  конец  1-й  четверти  по  теме  «Двусоставные  предложения.  Главные  и  второстепенные  члены предложения».

  Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  -  проверяемые  безударные  гласные;

  -  непроверяемые  безударные  гласные;

  -  правописание окончаний  имён  существительных;

  -  безударных  личных  окончаний  глагола;

    -  н-нн  в  причастиях;

  -  не  с  разными  частями  речи;

  -  пре – при  в  приставках;

 Постановки  знаков  препинания:

  -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  -  запятая  в  сложном  предложении;

  -  запятые  при  причастном  и  деепричастном  обороте

Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

- синтаксического  разбора  предложения;

-определять  способ  выражения  сказуемого;

-объяснять  графически  постановку  знаков  препинания.

Диктант

         Конец  сентября.  С  этой  поры  сады  тускнеют,  погода  круто  меняется.  Ветер  треплет деревья,  и  дожди поливают  их  с  утра  до  ночи.  Иногда между  тучами пробивается трепещущий  золотистый  свет  низкого  солнца.  Воздух  делается  чист  и  ясен.  Солнечный  свет  ослепительно  сверкает между  листвой,  волнующейся  от  ветра.  Холодно  и  ярко  сияет  над  тяжёлыми  свинцовыми  тучами  жидкое  голубое  небо.  Ветер  не  унимается.  Он  волнует  сад,  рвёт  непрерывно  бегущую  из  трубы  струю  дыма  и  снова  нагоняет  зловещие  космы  пепельных  облаков.  Они  бегут  низко  и  быстро  затуманивают  солнце.  Но  вот  гаснет  его  блеск.  Снова  сеется  дождь.

       Из  такой  трёпки  сад  выходит   совсем    обнажённым,   засыпанным  мокрыми  листьями,  каким-то  притихшим,  смирившимся.  Зато  как  красив  он,  когда  снова наступает  ясная  погода.  Сохранившаяся  листва  будет  висеть   на  деревьях  до  первых  заморозков.  Чёрный  сад  будет  покорно  ждать  зимы,  пригреваясь  в  солнечном  блеске.

 (122  слова)      (По И. Бунину)

Грамматические  задания

1. Подчеркнуть сказуемые  в  последнем  абзаце,  указать,  чем  они  выражены.


2. Выписать  простое  предложение,  осложнённое  причастным  оборотом,  графически  объяснить  расстановку знаков  препинания.

 

3. Вычертить  схемы  к  предложениям.

Ветер  треплет деревья,  и  дожди поливают  их  с  утра  до  ночи.  -  1-й  вариант

Чёрный  сад  будет  покорно  ждать  зимы,  пригреваясь  в  солнечном  блеске.  -  2-й  вариант


 4. Сделать  синтаксический  разбор  простого  предложения:

Иногда между  тучами пробивается трепещущий  золотистый  свет  низкого  солнца.  -  1-й  вариант

Холодно  и  ярко  сияет  над  тяжёлыми  свинцовыми  тучами  жидкое  голубое  небо. -  2-й  вариант


5. Орфографический разбор текста.







Контрольный диктант в 8 классе № 6

Цель: проверить  знания,  умения  и  навыки  учащихся  на  конец  1-й  четверти  по  теме  «Двусоставные  предложения. Главные  и  второстепенные  члены  предложения».

  Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  -  проверяемые  безударные  гласные;

  -  непроверяемые  безударные  гласные;

  -  правописание окончаний  имён  существительных;

  -  написание  непроизносимых  согласных:

  -  правописание  корней  с  чередованием;

  -  написание  сложных  прилагательных;

  -  н-нн  в  причастиях  и  прилагательных;

  -  не  с  прилагательными  и  причастиями.

  -  написание   производных  предлогов;

 Постановки  знаков  препинания:

  -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  -  запятая  в  сложном  предложении;

  -  запятые  при  причастном  и  деепричастном  обороте

  -  тире  между  подлежащим  и  сказуемым

Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

- синтаксического  разбора предложения;

- фонетического разбора;

- разбора  словосочетания;

- составлять  предложение с заданным  сказуемым. 

Вещие  птицы.

         Входите  тише.  Картины  в  галерее  как  вещие  птицы.  Пока  вас  нет,  они  лишены  языка.  Гомон  начинается  с  первого посетителя.

        Беседа  художника  со  зрителем  -  заключительный  акт  творчества.  Художник  оставляет  нам  мечту  своей  жизни.  Примите  её,  как  доброго  гостя.

        Вот  она,  эта  знаменитость!  Пройдёшь  и  не  заметишь!  В  1871  году  в  Петербурге  на  Передвижной  выставке  появилась  необыкновенная картина  «Грачи  прилетели»,  незаметная,  маленькая,  которую  унесёт  под  мышкой  третьеклассник.  Она  обворожила  всех,  и  все  о ней  заговорили.  А  ничего  особенного:  кривые  берёзки,  церковка,  осевший  снег,  да  ещё  птички-кавычки  под  берёзками.  И  невесёлая  за  ними,  за  церковкой  и  берёзами,  захолустная  даль.

       Это  маленькое  полотно  -  сокровище  Третьяковской галереи.

      Стоишь  перед  картиной,  как  оловянный  солдатик,  и  отчего-то вдруг  сожмётся  сердце.  Прошлое  глядит  на тебя  остановившимися  глазами.  Подойди  поближе.  Картина  любит  беседу  наедине.  С  глазу  на  глаз  она  отдаёт  своё  сердце. (134  слова)


Грамматические  задания. 

1. Синтаксический  разбор  предложения.

I   вариант:  Беседа  художника  со  зрителем  -  заключительный  акт  творчества.

II  вариант:  Это  маленькое  полотно  -  сокровище  Третьяковской  галереи.


 2. Фонетический  разбор  слова.

I  вариант:  языка          II вариант:  сердце


 3. Выписать  из  текста  словосочетания,  по  одному  на  каждый  тип.


4. Составить  предложение  I  вариант:  с  составным  глагольным  сказуемым.

 II   вариант:  с составным именным сказуемым.


5. Орфографический разбор текста.




Контрольный диктант в 8 классе № 7

Цель: проверить  знания,  умения  и  навыки  учащихся  на  конец  1-й  четверти  по  теме  «Двусоставные  предложения. Главные  и  второстепенные  члены  предложения».

  Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  -  проверяемые  безударные  гласные;

  -  непроверяемые  безударные  гласные;

  -  правописание окончаний  имён  существительных;

  -  написание  непроизносимых  согласных:

  -  правописание  корней  с  чередованием;

  -  написание  сложных  прилагательных;

  -  н-нн  в  причастиях  и  прилагательных;

  -  не  с  прилагательными  и  причастиями.

  -  написание   производных  предлогов;

 Постановки  знаков  препинания:

  -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  -  запятая  в  сложном  предложении;

  -  запятые  при  причастном  и  деепричастном  обороте

  -  тире  между  подлежащим  и  сказуемым

Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

- синтаксического  разбора предложения;

- работы  со  словосочетаниями;

-разбора  по  составу  слова.

На  реке

         Солнце  высоко.  Под зелёной развесистой  берёзой  лежит  седая  роса.  В  тени  по- утреннему  прохладно,  свежо.  Широкая,  искусно  наведённая  за  ночь  паутина,  вся  серебряная  от  капелек  росы,  отчётливо,  каждой  своей  ниточкой  выделяется  на  фоне  густой  тёмной  листвы.

        Через  час  я  на  берегу  реки.  На  том  берегу,  за  извилистой  речкой,  заросшей  чёрным  олешником,  светло-зелёным  морем  ходит,  колышется  рожь.  Солнце  стоит  высоко,  печёт. Звон  кузнечиков  удивительно  сливается  с  глубокой  синевой  и  неподвижностью  сухого  июльского  дня.

      Я  ступаю  в  прозрачную  воду.  Речка  заросла  кустами,  зелёной  лозою.  Над  лозою,  над  высокими  цветами  береговой  медуницы  в  воздухе  тёмно-синие,  прозрачные,  с изумрудными  глазами  стрекозы.  Осторожно  ступая  по  скользким  подводным  голышам,  я  бреду  по  речному, с  перебегающими  солнечными  зайчиками  дну,  любуюсь  на  золотое,  усыпанное  разноцветными  ракушками  дно,  на  прозрачно-жёлтых,  перебегающих  по  дну  пескарей,  слушаю  шум  воды,   дальние  голоса  на  деревне.         (123  слова)              (По  И. Соколову-Микитову)


Грамматические  задания

1. Выпишите  словосочетания,  которые имеют  значения:

1) предмет  и  его  признак

2) действие  и  его  признак

3) признак  и  его  признак


2. Укажите  способ  связи  слов  в  данных  словосочетаниях:

  В  сухом  сене,  ступаю  в  воду,  по-утреннему  прохладно  -  1-й  вариант

Седая  роса,  выделяется  отчётливо,  заросла  кустами  -  2-й  вариант


3. Разберите  слова  по  составу: Наведённая,  заросшей, удивительно  -  1-й  вариант

Усыпанное,  перебегающих,  прохладно  -  2-й вариант


4.  Произведите  синтаксический  разбор  предложения:

Под зелёной развесистой  берёзой  лежит  седая  роса.  -  1-й  вариант

Звон  кузнечиков  удивительно  сливается  с  глубокой  синевой  и  неподвижностью  сухого  июльского  дня. -  2-й вариант


Контрольный диктант в 8 классе № 8

Цель: проверить  знания,  умения  и  навыки  учащихся  на  конец  2-й  четверти  по  теме  «Односоставные  и  неполные  предложения»  и  1-го  полугодия 

  Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  -  проверяемые  безударные  гласные;

  -  непроверяемые  безударные  гласные;

  -  правописание окончаний  имён  существительных;

  -  написание  непроизносимых  согласных:

  -  правописание  корней  с  чередованием;

  -  написание  сложных  прилагательных;

  -  н-нн  в  причастиях  и  прилагательных;

  -  не  с  прилагательными  и  причастиями.

Постановки  знаков  препинания:

  -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  -  запятая  в  сложном  предложении;

  -  запятые  при  причастном  и  деепричастном  обороте

  Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

- синтаксического  разбора предложения;

- работы  со  словосочетаниями;

-разбора  по  составу  слова.

Осенью  на  Прорве

         Старое  русло  Оки.  Его  называют  Прорвой.  Берега  здесь  сплошь  покрыты  ольхой,  шиповником,  ежевикой.  Нигде  не  видел  я  таких репейников,  колючек,  огромных  грибов-дождевиков.

         Густые  заросли  трав  подходят  к  самой  воде  упругой  стеной,  и  с  лодки  часто  нельзя  высадиться  на  берег.

        Я  люблю  эти  глухие  места  и  каждую  осень  провожу  здесь  несколько  недель.  Устанавливаю  палатку.  В  ней  тепло  и  сухо.  Вечером при  свете  фонаря  я  даже  читаю,  но  недолго.  На  Прорве  слишком  много  помех. То  за  кустом  крикнет  какая-то  птица,  то  ударит  хвостом  пудовая  рыба,  то  оглушительно  выстрелит  в  костре  ивовый  прут.  Начинает разгораться  зарево,  и  мрачная  луна  всходит  над  просторами  вечерней  земли.

        Осенняя  ночь  тянется  медленно,  ей  нет  конца.  К  рассвету  лицо  обжигает  лёгкий  морозец.  На  востоке  наливается  тихим  светом  заря.

 Воздух  густ  и  прохладен.  Пахнет  травянистой  свежестью  и  осокой.

(125 слов)                                                                   (По  К. Паустовскому)


Грамматические  задания

1. Найдите  в  тексте  2-3 односоставных  предложения,  обозначите  в  них  грамматические  основы,  определите тип  односоставных  предложений.

 

2. Выпишите  из  диктанта  по  одному  слову  с  безударной  гласной,  проверяемой  и  непроверяемой ударением   -  1-й  вариант

С чередующейся  гласной  -  2-й  вариант


3. Разобрать  по  составу  выделенные  слова:

Разгораться,  рассвету.


4. Разберите  синтаксически предложение:

Берега  здесь  сплошь  покрыты  ольхой,  шиповником,  ежевикой.  -  1-й  вариант

Нигде  не  видел  я  таких репейников,  колючек,  огромных  грибов-дождевиков. -  2-й  вариант


5. Орфографический разбор текста.




Контрольный диктант в 8 классе № 9

Цель: проверить  знания,  умения  и  навыки  учащихся  на  конец  2-й  четверти  по  теме  «Односоставные  и  неполные  предложения»  и  1-го  полугодия 

  Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  -  проверяемые  безударные  гласные;

  -  непроверяемые  безударные  гласные;

  -  правописание окончаний  имён  существительных;

  -  написание  непроизносимых  согласных:

  -  правописание  корней  с  чередованием;

  -  написание  сложных  прилагательных;

  -  н-нн  в  причастиях  и  прилагательных;

  -  не  с  прилагательными  и  причастиями.

Постановки  знаков  препинания:

  -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  -  запятая  в  сложном  предложении;

  -  запятые  при  причастном  и  деепричастном  обороте

  -  тире  между  подлежащим  и  сказуемым

Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

- фонетического  разбора  слова;

- синтаксического  разбора предложения;

- работы  со  словосочетаниями;

-разбора  по  составу  слова.

Ушастая  сова 

            Степной  ветер  собрал  за  Доном  с  полевых  дорог  тонкую  сеяную  пыль  и  поднял  в  небо.  К  полуночи  горбушка  луны  покраснела  от  этой  пыли,  и  кусочек  неба  вокруг  нас  тоже  высветился  красным.  В  такие  минуты  всегда  ждёшь  чего-то  необычного,   и  оно  случается.  В  ночном  поле  охотились  совы.

           В  густой  пшенице  или  ржи  не  увидишь  даже  самого  беспечного  и  самоуверенного  мышонка.  А  сова,  порхая  в  метре  от  земли,  не  станет  присматриваться.  Услышав  хоть  какой-нибудь  мышиный  звук,  падает  сова,  вытянув  вперед  растопыренные  лапы,  и  тут  же  взлетает  с  добычей.

           Уши  совы,  как  пеленгатор,  определяют  точку,  где  копошится  жертва.  Но  ушастой  её  назвали  не  за  настоящие  уши,  а  за  два  пучка  пёрышек,  что  торчат  на  лбу. По  этим  ушам  её  ни  с  кем  не  спутаешь.

         Стоит  посмотреть  как-нибудь  в  сумерки  совиную  охоту.  Как  огромные  ночные  бабочки,  порхают  совы  над  травой,  падают  в  неё  и  взлетают  снова.  Залюбуешься!

(147  слов)                                                                                            (По  Л. Семаго)


Грамматические  задания

1. Найдите  односоставные  предложения,  выделите  грамматические  основы  и  определите  тип  предложения:

В  первом,  втором абзацах  -  1-й  вариант     в  третьем,  четвёртом  абзацах  -  2-й  вариант


2. Разберите  слова  по  составу: Горбушка,  красноватом,  назвали  -  1-й  вариант       

      кусочек,  ширококрылый,  растаял  -  2-й  вариант


 3. Сделать  фонетический  разбор  слова:

Порхая  -  1-й  вариант           взлетают  -  2-й  вариант


4. Синтаксический  разбор  предложения:

Степной  ветер  собрал  за  Доном  с  полевых  дорог  тонкую  сеяную  пыль  и  поднял  в  небо.  -  1-й  вариант.

К  полуночи  горбушка  луны  покраснела  от  этой  пыли.  -  2-й  вариант



Контрольный диктант в 8 классе № 10

Цель: проверить  знания,  умения  и  навыки  учащихся  на  конец  2-й  четверти  по  теме  «Односоставные  и  неполные  предложения»  и  1-го  полугодия 

  Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  -  проверяемые  безударные  гласные;

  -  непроверяемые  безударные  гласные;

  -  правописание окончаний  имён  существительных;

  -  гласные  в  суффиксах  -ова-(-ева-),  -ыва- (-ива-)

  - гласной  в  суффиксах  причастий;

  -  н-нн  в  разных  частях  речи;

  -  не  с  прилагательными  и  причастиями.

Постановки  знаков  препинания:

  -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  -  запятая  в  сложном  предложении;

  -  запятые  при  причастном  и  деепричастном  обороте

  Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

- фонетического  разбора  слова;

- синтаксического  разбора предложения;

- определять  вид  односоставного  предложения;

- трансформировать  простое  предложение.

 

Колокольный  звон  над  Москвой 

         Большой  церковный  двор  в  одном  из  московских переулков медленно  наполнялся  народом.  Ждут.  Будет  звонить  замечательный  из  звонарей!  Переговариваются,  поглядывая  наверх,  где  виднеется,  по  временам  исчезая  за  каменными  выступами  колокольни,  силуэт  человека  в  тёмном.

      Мороз  пощипывает.  Люди  постукивают  нога  о ногу.  Ожиданье  становится  томительным.  И  всё-таки  оно  взорвалось  неожиданно.  Словно  небо  рухнуло!  Грозовой  удар! Гул!  Второй  удар!  Мерно,  один  за  другим  рушится  музыкальный  гром,  и  гул  идёт  от  него.  И  вдруг  заголосило,  залилось  птичьим  щебетом,  заливчатым  пением  каких-то  неведомо  больших  птиц,  праздником  колокольного  ликования!  Перекликанье  звуков,  светлых,  сияющих  на  фоне гуда  и  гула!  Перемежающиеся  мелодии,  спорящие,  уступающие  голоса!

  Это  было  половодье,  хлынувшее,  потоками  заливающее окрестность.  Оглушительно-нежданные  сочетания,  немыслимые  в  руках  одного  человека!  Колокольный  оркестр! 

  (123слова)          (По  М. Цветаевой)

 

Грамматические  задания 

1.Выписать  2-3  предложения,  указать  тип  сказуемого

Неопределённо-личные  -  1-й  вариант        назывные  -  2-й  вариант


2. Сгруппировать  слова  по  видам  орфограмм.


3.  Осложнить  предложение:

Причастным  оборотом  -  1-й  вариант        деепричастным  оборотом  -  2-й  вариант


4. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

Большой  церковный  двор  в  одном  из  московских переулков медленно  наполнялся  народом.  – 1-й  вариант

Это  было  половодье,  хлынувшее,  потоками  заливающее окрестность.  -  2-й  вариант


5. Орфографический разбор текста.





Контрольный диктант в 8 классе № 11

Цель: проверить  знания,  умения  и  навыки  учащихся  на  конец  3-й  четверти  по  теме  «Осложнённое  предложение.  Предложение  с  обособленными  членами  предложения».

  Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  -  проверяемые  безударные  гласные;

  -  непроверяемые  безударные  гласные;

  -  правописание окончаний  имён  существительных;

  -  глагольные  окончания;

  - гласной  в  суффиксах  причастий;

  -  н-нн  в  разных  частях  речи;

  -  не  с  прилагательными  и  причастиями.

Постановки  знаков  препинания:

  -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  -  запятая  в  сложном  предложении;

  -  запятые  при  причастном  и  деепричастном  обороте;

  -  однородные  члены  предложения при  обобщающем  слове.

  Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

-разбора  слова  по  составу;

- синтаксического  разбора предложения;

-подбирать  проверочные  слова;

-работать  со  словосочетаниями.

Диктант 

        Ранним  утром  над  притихшим  болотом  висит густой  туман. Он стелется  до  самого  крыльца,  и  огромный  клён,  тесно  прижавшийся  к дому,  как   будто  стоит  по  колено  в  молоке.  Ни  справа,  ни  слева  -  нигде ничего  нельзя  разглядеть.  Но  появляется  солнце,  и  туман  начинает  отступать.  Белесые его  клочья  клубящиеся  и  цепляющиеся  за  колючие  кусты,  уползают  вдаль.  Небо  расчищается  и  становится  по-весеннему  прозрачным  и  светлым.  Роса  ещё  не  обсохла,  и  крошечные  водяные  капли  повисли  повсюду:  на  листьях,  на  цветах, на  стеблях  травы.

       К  вечеру  с  болота  тянет  тёплый  ветерок,  который  приносит  с  собой  запахи  трав,  сонные  голоса  птиц  и  целую  тучу  звенящих  комаров.

       Валерка  боится  болота,  и  к  ночи   ему  становится  не  по  себе.  В  лесу  жалобно  ухает  какая-то  птица.

     «Должно  быть,  страшно  ей  там  одной»,  -  думает  он, засыпая.  (120  слов)

Грамматические  задания 

1. Выпишите  из  диктанта  слова  с  безударными  гласными  в  корне,  проверяемыми  ударениями.  Рядом  напишите  проверочные  слова  (по  три – четыре  примера)

1-й  абзац  -  1-й  вариант        остальной  текст  -  2-й  вариант

 2. Разберите  слова  по  составу:

Притихшим,  по-весеннему,  расчищается  -  1-й  вариант     звенящих,  по-заячьи,  становится  -  2-й  вариант

 3. Выписать  из  текста  по  два  словосочетания   на  все  виды  подчинительной  связи:

1-й  абзац  -  1-й  вариант        остальной  текст  -  2-й  вариант

 4. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

Ни  справа,  ни  слева  -  нигде ничего  нельзя  разглядеть.  -  1-й  вариант                                    

Белесые его  клочья  клубящиеся  и  цепляющиеся  за  колючие  кусты,  уползают  вдаль.  -  1-й  вариант

5. Орфографический разбор текста.








Контрольный диктант в 8 классе № 12

Цель: проверить  знания,  умения  и  навыки  учащихся  на  конец  3-й  четверти  по  теме  «Осложнённое  предложение.  Предложение  с  обособленными  членами  предложения».

  Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  -  проверяемые  безударные  гласные;

  -  непроверяемые  безударные  гласные;

  -  правописание окончаний  имён  существительных;

  -  глагольные  окончания;

  - гласной  в  суффиксах  причастий;

  -  н-нн  в  разных  частях  речи;

  -  не  с  прилагательными  и  причастиями.

Постановки  знаков  препинания:

  -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  -  запятая  в  сложном  предложении;

  -  запятые  при  причастном  и  деепричастном  обороте;

  -  однородные  члены  предложения при  обобщающем  слове.

  Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

-выделять  грамматические  основы предложений;

- синтаксического  разбора предложения;

-чертить  схемы  к  предложениям.

Диктант

        Март  -  первый  весенний  месяц.  Назван  он  так  в  честь  мифологического  бога  войны  Марса,  который  вначале  прославлялся  древними  римлянами  как  бог  земледелия  и  скотоводства.  Название  сохранилось  у  многих  народов.  На  Русь  оно  пришло  из  Византии.

      Издавна  март  отличался  праздниками  и  обрядами.  На  Руси  к  празднику  выпекали  печенье  в  виде  жаворонков,  олицетворяющих  приход  весны.  Строили  неприступные  снежные  или  ледяные  крепости.  Встречающие  весну  делились  на  две  группы.  Одна  защищала  крепость,  другая  её  штурмовала.  Смех,  шутки  не  смолкали  ни  на  минуту  в  течение  всего  дня.

      В  России  март  не  всегда  бывает  тёплым.  Иногда  в  начале  месяца  возвращаются  морозы.  И  все  же  мало-помалу  снег  тает.  Повсюду:  по  овражкам,  по  склонам  холмов  -  блестят  на  солнце,  сливаясь  в  небольшие  болотца,  ручейки.  В  лесных  чащобах,  на  опушках  рощ  -  везде  слышатся  шорохи.  Это  падает  с  веток  подтаявший  снег,  освобождая  из  снежного  плена  деревья.  (134  слова)              (По  материалам  «Календаря»)

 

Грамматические  задания 

1. Начертите  схемы  предложений.    

Повсюду:  по  овражкам,  по  склонам  холмов  -  блестят  на  солнце,  сливаясь  в  небольшие  болотца,  ручейки.  -  1-й  вариант

В  лесных  чащобах,  на  опушках  рощ  -  везде  слышатся  шорохи.  -  2-й  вариант

 2. Подчеркнуть  в  предложениях  грамматические  основы,  напишите,  чем  они  выражены.

  Март  -  первый  весенний  месяц.  -  1-й  вариант

В  России  март  не  всегда  бывает  тёплым.  -  2-й  вариант

3. Синтаксический  разбор  предложения:

Это  падает  с  веток  подтаявший  снег,  освобождая  из  снежного  плена  деревья.  -  1-й  вариант

На  Руси  к  празднику  выпекали  печенье  в  виде  жаворонков,  олицетворяющих  приход  весны  -  2-й  вариант

4. Орфографический разбор текста.









Контрольный диктант в 8 классе № 13

Цель: проверить  знания,  умения  и  навыки  учащихся  на  конец  3-й  четверти  по  теме  «Осложнённое  предложение.  Предложение  с  обособленными  членами  предложения».

  Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  уровня  развития  умений,  выбора  условий  для  написания:

  -  проверяемые  безударные  гласные;

  -  непроверяемые  безударные  гласные;

  -  правописание окончаний  имён  существительных;

  -  глагольные  окончания;

  - гласной  в  суффиксах  причастий;

  -  н-нн  в  разных  частях  речи;

  -  не  с  прилагательными  и  причастиями.

Постановки  знаков  препинания:

  -  запятая  при  однородных  членах  предложения;

  -  запятая  в  сложном  предложении;

  -  запятые  при  причастном  и  деепричастном  обороте;

  -  однородные  члены  предложения при  обобщающем  слове.

  Грамматические  задания  направлены  на  выявление уровня  сформированности  практических  умений  и  навыков:

- группировать  слова  по  видам  орфограмм;

-фонетический  разбор  слова;

- синтаксического  разбора предложения;

-работы  со  словосочетаниями. 

Петька  на  даче

           В  первые два  дня  пребывания  Петьки  на  даче  сила  новых  впечатлений,  лившихся  на  него  сверху  и  снизу,  смяла  его  маленькую и  робкую  душонку.  В  противоположность  дикарям  минувших  веков,  терявшимся  на  переходе  из  пустыни  в  город,  этот  современный  дикарь,  выхваченный  из  каменных  объятий  городских  громад,  чувствовал  себя  беспомощным  перед  лицом  природы.  Он  боялся  леса,  покойно  шумевшего  у  него  над  головой,  тёмного  и  страшного  в  своей беспокойности.  Полянки,  светлые,  зелёные,  весёлые,  он  любил  и  хотел  бы  приласкать  их,  как  сеттер.  Тёмно-синее  небо  звало  к  себе  и  смеялось, как  мать.

          Петька  волновался,  улыбаясь  чему-то,  и  степенно,  как  старик,  гулял  по  опушке.  Здесь,  на  лесистом  берегу  пруда,  он,  утомлённый,  задыхающийся,  развалился  на  густой  сыроватой  траве,  утопая  в  ней.       (115  слов)                (По  Л. Андрееву)

 

Грамматические  задания 

1. Сгруппировать  слова  по  видам  орфограмм.

 2. Выписать  из  текста  по  два  словосочетания  на  все  виды  подчинительной  связи  и  разобрать  их: из  1-го  абзаца  -  1-й вариант    из  2-го  абзаца  -  2-й  вариант

 3. Сделать  фонетический  разбор  слова: улыбаясь  -  1-й  вариант       утопая  -  2-й  вариант

 4. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

Здесь,  на  лесистом  берегу  пруда,  он,  утомлённый,  задыхающийся,  развалился  на  густой  сыроватой  траве,  утопая  в  ней.

 5. Орфографический разбор текста.














Годовой контрольный диктант в 8 классе № 14

Цельпроверить  соответствие  знаний,  умений  и  навыков  учащихся  требованиям  государственного  стандарта  и  программы  по  русскому  языку.

Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  качества  усвоения  учебного  материала  за  8-й класс  и   направлено  на  повторение  предыдущего:

 - правописание  проверяемых  безударных  гласных;

  - правописание  непроверяемых  безударных  гласных;

  - правописание окончаний  прилагательных  и  причастий;

  - написание  не  с  наречиями  и  глаголами;

  -правильное  написание  наречий;

  - написание  н-нн  в  прилагательных  и  наречиях;

  - дефисное  написание  местоимений  и  наречий.

Знаки  препинания:

  - запятая  при  однородных  членах  предложения;

  - запятая в  сложном  предложении;

 - запятые  при   причастном  и   деепричастном  обороте.

  - запятые  при  уточнении  и  вводных  словах.

Грамматические  задания  направлены  на  выявления  умений:

  1. Фонетического  разбора;

  2. разбора  по  составу;

  3. синтаксического  разбора  предложения;

  4. разбора  словосочетаний.

Незнакомая  усадьба

       Однажды,  возвращаясь  домой,  я  нечаянно  забрёл  в  какую-то  незнакомую  усадьбу.  Солнце  уже  пряталось,  и  на  цветущей  ржи  растянулись  вечерние  тени. Два  ряда  старых,  тесно  посаженных  елей  стояли,   образуя  красивую  аллею.  Я  перелез  через  изгородь  и  пошёл  по  ней,  скользя  по  еловым  иглам.  Было  тихо  и  темно,  и  только  на  вершинах  кое-где  дрожал  яркий  золотой  свет  и  переливался  радугой  в  сетях  паука.  Я  повернул на  длинную  липовую  аллею.  Здесь  тоже  запустение  и  старость.  Прошлогодняя  листва  шелестела  под  ногами.  Направо,   в  фруктовом  саду,  нехотя,  слабым  голосом  пела  иволга,  должно  быть,  тоже  старая.  Но  вот  липы  кончились.  Я  прошёл  мимо  дома  с  террасой,  и  передо  мной  неожиданно  открылся  чудесный  вид:  широкий  пруд  с  купальней,  деревня  на  том  берегу, высокая  узкая  колокольня.  На  ней  горел  крест,  отражая  заходившее  солнце.  На  миг  на  меня  повеяло очарованием  чего-то  родного,  очень знакомого            (138 слов)

 


Грамматические задания.

1. Сделать  фонетический  разбор  слова:

Солнце   (1-й  вариант)            Старая  (1-й вариант)                                

2.  Разобрать  слова  по  составу:

Посаженных,  растянулись   (1-й  вариант)   заходившее,  переливался   (2-й  вариант)

 3. Сделать  синтаксический  разбор  предложения:

Однажды,  возвращаясь  домой,  я  нечаянно  забрёл  в  какую-то  незнакомую  усадьбу.

  (1-й вариант)

Два  ряда  старых,  тесно  посаженных  елей  стояли,  образуя  красивую  аллею.   (2-й  вариант)

 4.  Из  текста  диктанта  выписать  по  одному  словосочетанию  на  все  виды  подчинительной  связи.

 5. Орфографический разбор текста.










Годовой контрольный диктант в 8 классе № 15

Цель:  проверить  соответствие  знаний,  умений  и  навыков  учащихся  требованиям  государственного  стандарта  и  программы  по  русскому  языку.

Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  качества  усвоения  учебного  материала  за  8-й класс  и   направлено  на  повторение  предыдущего:

 - правописание  проверяемых  безударных  гласных;

  - правописание  непроверяемых  безударных  гласных;

  - правописание окончаний  прилагательных  и  причастий;

  -  гласные  в  приставках  пре-  и  при;

  - написание  не  с  наречиями  и  глаголами;

  -правильное  написание  наречий;

  - написание  н-нн  в  причастиях  и   наречиях;

  - дефисное  написание  сложных  прилагательных.

Знаки  препинания:

  - запятая  при  однородных  членах  предложения;

  - запятая в  сложном  предложении;

 -обособленных  определениях,  обстоятельствах,  дополнениях  с  предлогом.

  Грамматические  задания  направлены  на  выявления  умений:

  1.обособленные  и  необособленные  члены  предложения;

  2. разбора  по  составу;

  3. синтаксического  разбора  предложения.

Весна  в  госпитале

        У  окошка,  выходящего  на  восток,  ветка  тополя уже  выбросила  бледно-жёлтые  клейкие  листочки;  из-под  них  выбились  мохнатые  красные  серёжки,  похожие  на  жирных  гусениц.  По  утрам  листочки  эти  сверкали  на  солнце  и казались  вырезанными из  компрессной  бумаги.  Они  сильно  и  терпко  пахли  солоноватым  молодым  запахом,  и  аромат их,  врываясь  в  открытые  форточки,  перебивая госпитальный  дух.

        Воробьи,  прикормленные  Степаном  Ивановичем,  совершенно обнаглели.  По  утрам  птицы  устраивали  на  карнизе  столь  шумные  сборища,  что  убиравшая  палату  сиделка,  не  вытерпев,  с  ворчанием  лезла  на  окно  и,  высунувшись  в  форточку,  сгоняла их тряпкой.

        Лёд  на  Москве-реке  прошёл.  Пошумев,  река  успокоилась,  вновь  легла  в  берега,  покорно  подставив  могучую  спину  пароходам, баржам,  речным  трамваям,  которые  в  те тяжёлые  дни  заменяли поредевший  автотранспорт  столицы.  Вопреки  мрачному  предсказанию  Кукушкина,  никого  в  сорок  второй  не  смыло  половодьем.  У  всех,  за  исключением  Комиссара,  дела  шли  хорошо,  и  только  разговоров  было  что  о  выписке.

  (143  слова)                                                                                       (По  Б. Полевому)

 

Грамматические  задания 

1. Укажите  обособленные  члены,  определите,  каким членом предложения  они  являются:

в  первом  абзаце  -  1-й  вариант                        во  втором  абзаце  -  2-й  вариант

 2. Подчеркните  обособленные  и  необособленные   определения,  выраженные  причастным  оборотом.

 3. Разберите  слова  по  составу:

Выходящего,  серёжки,  подставив  -  1-й  вариант

Поредевший,  обнаглели, пароходам  -  2-й  вариант

 4. Произвести  синтаксический  разбор  предложения:

У  окошка,  выходящего  на  восток,  ветка  тополя уже  выбросила  бледно-жёлтые  клейкие  листочки.  -  1-й  вариант

По  утрам  листочки  эти  сверкали  на  солнце  и казались  вырезанными из  компрессной  бумаги.  -  2-й  вариант

5. Орфографический разбор текста.

6. Озаглавить текст.






Годовой контрольный диктант в 8 классе № 16

Цель:  проверить  соответствие  знаний,  умений  и  навыков  учащихся  требованиям  государственного  стандарта  и  программы  по  русскому  языку.

Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  качества  усвоения  учебного  материала  за  8-й класс  и   направлено  на  повторение  предыдущего:

 - правописание  проверяемых  безударных  гласных;

  - правописание  непроверяемых  безударных  гласных;

  -  написания  и-ы  после  ц;

  - правописание окончаний  прилагательных  и  причастий;

  -  гласные  в  приставках  пре-  и  при;

  - написание  не  с  наречиями  и  глаголами;

  -правильное  написание  наречий;

  - написание  н-нн  в  причастиях  и   наречиях;

  - дефисное  написание  сложных  прилагательных.

Знаки  препинания:

  - запятая  при  однородных  членах  предложения;

  - запятая в  сложном  предложении;

 -обособленных  определениях,  обстоятельствах,  дополнениях  с  предлогом;

 - при  вводных  словах;

 - при  прямой  речи.

  Грамматические  задания  направлены  на  выявления  умений:

  1.фонетического  разбора  слова;

  2. разбора  по  составу;

  3. работы  с  предложением  с прямой  речью;

  3. синтаксического  разбора  предложения.


Диктант 

       В  то  утро  впервые  в  жизни  я  услышал  поразившую  меня  игру  на  пастушьем  рожке.

       Я  смотрел  в  открытое  окно,  лёжа  в  постели,  подрагивая  от  холодка  зари.

      Улица  была  залита  розовым  светом  встававшего за  домами  солнца.  Открылись  ворота,  и  пастух – хозяин,  в  новой  синей  поддёвке, в  помазанных  дёгтем  сапогах   и  высокой  шляпе,  похожей  на  цилиндр,  вышел  на  середину  пустынной  улицы,  поставил  у ног свою  шляпу  и  приложил  обеими  руками  длинный рожок  к  губам.  Рожок  заиграл  так  громко,  что  даже  в  ушах  задребезжало.  Но  это  только  сначала.  Потом  он  стал  забирать  выше,  жальче.  И  вдруг  заиграл  что-то  радостное,  и  мне  стало  весело.  Замычали  вдали  коровы,  подбираясь  понемногу  ближе.  А  пастух  всё   играл,  казалось,  забыв  про  всё.  Играл,  запрокинув  голову,  играл  как  бы  в  небо.  Когда  пастух  переводил  дыхание,  раздавались  восхищённые  голоса:  «Вот  это  мастер!  И  откуда  в  нём  столько  духу!»  (140  слов)              (По  И. Шмелёву)

 

Грамматические  задания 

1. Сделать  фонетический  разбор  слова:

  Солнца  -  1-й  вариант       холодка  -  2-й  вариант

 2.  Разобрать  слова  по  составу:

Подрагивая,  встававшего,  открылись  -  1-й  вариант

Подбираясь,  помазанных,  услышал  -  2-й  вариант

 3.  Вычертить  схему  предложения  с  прямой  речью.  Перестроить  предложение  так,  чтобы  прямая  речь  была  разорвана  словами  автора.

 4. Синтаксический разбор  предложения.

Я  смотрел  в  открытое  окно,  лёжа  в  постели,  подрагивая  от  холодка  зари.  -  1-й  вариант

А  пастух  всё   играл,  казалось,  забыв  про  всё.  -  2-й  вариант

5. Орфографический разбор текста.

6. Озаглавить текст.






Экзаменационный диктант по русскому языку в 8 классе № 17

Цель:  проверить  соответствие  знаний,  умений  и  навыков  учащихся  требованиям  государственного  стандарта  и  программы по  русскому  языку.

Содержание  контрольного  диктанта  направлено  на  выявление  качества  усвоения  учебного  материала  за  8-й класс  и   направлено  на  проверку  усвоения  знаний:

  - правописание  проверяемых  безударных  гласных;

  - правописание  непроверяемых  безударных  гласных;

  -  правописание  окончаний  существительных;

  - правописание окончаний  прилагательных  и  причастий;

  -  написание  з – с  на  конце  приставок;

  - написание  о –ё  после  шипящих;

  - правильное  написание  наречий;

  - написание  н-нн  в  прилагательных  и причастиях; 

  - написание  отрицательных  местоимений.

Знаки  препинания:

  - запятая  при  однородных  членах  предложения;

  - запятая в  сложном  предложении;

  - запятые  при  обособленных  определениях,  обстоятельствах,  дополнениях  с  предлогом;

 - при  вводных  словах;

 - знаки  препинания  в  конце  предложения.

Диктант

          Прислушайтесь  хорошенько,  стоя  в  лесу  или  среди  пробудившегося  цветущего  поля,  и  вы  непременно услышите  чудесные  звуки  земли.  Во  все  времена  люди  ласково  называли  её  матерью-землёю.

         Журчание  весеннего  ручейка  или  плеск  речных  волн  о  песчаный  берег,  пение  птиц  или  гром  отдалённой  грозы,  шелест  цветущих  луговых  трав  или  треск мороза  в  зимнюю  ночь,  трепетание  зелёной  листвы  на  деревьях  или  треск  кузнечиков  у  протоптанной  луговой  тропинки  -  всё  это  бесчисленные  звуки  весны.  Слышать  их  люди  городские,  оглушённые  шумом  машин,  к  сожалению,  отвыкли.  Тем  радостнее  такому  человеку, ещё  не  совсем  утратившему  чувство родной  природы,  побывать  в  лесу,   на  реке,  в  поле,  набраться  душевных  сил.

       А  как  хорошо  новое  утро!  Ещё  до  восхода  солнца  просыпаются,  начиная  радостно  петь,  птицы.  Спят  в  каменных  домах  люди,  редкая  прошумит  машина,  но уже  полнится жизнью  пробудившийся  лес,  полной  грудью  дышит  земля.  В  природе  нет  ничего  музыкальнее  наступающего  раннего  утра.    (140  слов)               (По  И. Соколову-Микитову)


Грамматические  задания 

1. Сделать  фонетический  разбор  слова:  жизнью  -  1-й  вариант       зимнюю  -  2-й  вариант

 

2.  Разобрать  слова  по  составу:

Бесчисленныепробудившийся, прислушайтесь  -  1-й  вариант

Просыпаются, наступающего,  отдалённой   -  2-й  вариант


 3.  Выписать и начертить  схему  простого предложения  с  обособленным обстоятельством.  


4. Синтаксический разбор  предложения.

.В  природе  нет  ничего  музыкальнее  наступающего  раннего  утра.  -  1-й  вариант

Во  все  времена  люди  ласково  называли  её  матерью-землёю. -  2-й  вариант


5. Орфографический разбор текста.


6. Озаглавить текст.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!