СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольные диктанты по теме:"Причастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка контрольных диктантов по теме"Причастие" 

Просмотр содержимого документа
«Контрольные диктанты по теме:"Причастие"»

Контрольные диктанты по теме: «Причастие»

1.

Стояла ночь. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака. У нас на стоянке горел костёр. От картошки, жарившейся на сковородке, шёл вкусный запах. Всё окружавшее нас казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над озером, и облака, напоминавшие горы розового снега.

Послышалось фырканье какого – то зверя. Мы притихли. Через полчаса зверь высунул мокрый чёрный нос, нюхавший воздух и дрожавший от жадности. Из зарослей вылез барсук. Он внимательно посмотрел на меня, брезгливо фыркнул и сунул нос в шипящую картошку, разбрызгивающую сало.

Запахло палёной кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился бежать. На озере началось смятение. Заорали испугавшиеся лягушки, всполошились встревожившиеся птицы.

Утром меня позвали посмотреть, как барсук лечит свой нос. В чаще среди зарослей вереска я увидел гнилой пень. Барсук расковырял пень и засунул в мокрую и холодную труху нос. Зверёк стоял неподвижно и холодил несчастный нос. (По К. Паустовскому).



Дополнительные задания.

I вариант: 1) Подчеркнуть в первом абзаце причастия, указать вид и время причастий. 2) Выписать из первого абзаца причастные обороты вместе с определяемыми существительными, обозначить суффиксы причастий.



II вариант: 1)Подчеркнуть во втором абзаце причастия, указать вид и время причастий. 2) Выписать из второго абзаца причастные обороты вместе с определяемыми существительными, обозначить суффиксы причастий.







2. Воспоминания исследователя морских глубин.

Это было хмурым летним днём в огромном зоологическом музее на набережной Невы…

Мальчик прошёл мимо застеклённых полок с черепахами и змеями и остановился перед витриной, где на тонких проволочных нитях висели два причудливых осьминога.

Они висели за слегка запылённым стеклом, словно два пёстрых зонтика, а за ними громоздились раскрашенные в красный, бурый и жёлтый цвета странные камни, похожие на деревья.

Вымазанные яркими красками рыбки хороводили между камней. «Коралловый риф и его обитатели» - было написано на приклеенной табличке витрины.

Мальчишкой, часами пропадавшим в зоомузее, был я.

Шли годы. Я складывал в ящик письменного стола вырезки из газет, выписывал на аккуратные картонные карточки всё, что читал о море и тропиках.

И всё это время безотчётно ждал встречи с чудом, которое называется коралловый риф.



Дополнительные задания.

  1. Выпишите любое причастие, укажите его время, вид.

  2. Подчеркните причастный оборот, который не выделяется запятыми, и причастный оборот, выделяемый запятыми с обеих сторон.

  3. Разберите слова по составу: картонные, запыленным, вырезки (I вариант); раскрашенные, письменного, карточки (II вариант).

  4. Произведите синтаксический разбор предложения: Вымазанные яркими красками...(I вариант);Мальчишкой, часами пропадавшим … (II вариант).



3.



В одном из самых красивых и поэтических мест средней полосы России прошло детство Ивана Сергеевича Тургенева, и в этих местах протекает действие «Записок охотника».

Русские люди любят охоту, любил её и Тургенев, исходивший с ружьём всю среднюю полосу России. Ничто в природе не ускользает от его восхищённого и пытливого взгляда, ничто в жизни деревни не проходит незамеченным.

Вспомните описание наступающего июльского утра в рассказе «Бежин луг». «По сверкающим кустам, по реке, стыдливо синевшей из – под редеющего тумана, полились сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света», - пишет Иван Сергеевич. Ни с чем нельзя сравнить эти картины.

И сегодня люди, любящие природу, с наслаждением читают неповторимые строки. Созданные великим мастером.



Дополнительные задания.

I вариант: 1) Выписать действительное причастие настоящего времени вместе с определяемым словом. 2) Разобрать причастие по составу. 3) Произвести морфологический разбор. 4) Образовать возможные причастия от глагола протекает.

II вариант: 1) Выписать страдательное причастие настоящего времени вместе с определяемым словом. 2) Разобрать причастие по составу. 3) Произвести морфологический разбор. 4) Образовать возможные причастия от глагола ускользает



4.

Читать Пушкина – истинное наслаждение. В раннем детстве мы с волнением, тревогой и сочувствием следим за судьбой царевича Гвидона, ожидаем чуда, и оно происходит на наших глазах. Всё, о чём рассказывает нам сказка, кажется подлинным, поглощает нас целиком.

С годами приходит более глубокое понимание поэзии. Мы снова вчитываемся в знакомые строчки, озарённые пушкинской любовью ко всему живому, проникнутые ненавистью к рабству.

В его стихах нет искусственности, они написаны естественно и живо. Иногда это старинные предания, порой стихи, посвящённые сосланным друзьям, ли описание природы. Поэт, чутко подмечающий малейшие изменения в природе, так же великолепно знает народные обычаи.

В его стихах сочетается простота изложения с удивительной глубиной мысли. Нет никого, кто бы не любил Пушкина. Его поэзия проникнута глубокой верой в человека.



Дополнительные задания.

I вариант: 1) Выписать действительное причастие настоящего времени вместе с определяемым словом. 2) Разобрать причастие по составу. 3) Произвести морфологический разбор. 4) Начертить схему второго предложения.

II вариант: 1) Выписать страдательное причастие настоящего времени вместе с определяемым словом. 2) Разобрать причастие по составу. 3) Произвести морфологический разбор. 4) Начертить схему третьего предложения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя