ФИ, класс______________________________________________________________________________
Контрольная работа по теме «Устное народное творчество»
Задание 1. Вспомни названия приведенных ниже определений литературоведческих терминов:
Словесное поэтическое творчество народа - ____________________________________________
Песни, которые исполнялись во время самых разных обрядов и являлись необходимой их частью - __________________________________________________________________________
Песни, получившие свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем - распорядком работ по временам года -__________________________________________________________________________________
Краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль -__________________________________________________________________________________
Меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения -__________________________________________________________________________________
Как называются песни, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия и т.д. - ____________________________________________________________
Пением каких песен сопровождались обряды, связанные со встречей весны? __________________________________________________________________________________
Символом каких песен была берёзка? __________________________________________________
Как называются календарно-обрядовые песни, связанные со сбором урожая? __________________________________________________________________________________
Задание 2. Обведи букву, под которой дан верный ответ.
Когда празднуется Масленица?
А) на первой неделе Великого поста;
Б) на первой неделе после Великого поста;
В) в середине Великого поста;
Г) на последней неделе перед Великим постом.
Какой праздник был связан с расцветающей, входящей в силу природой?
А) Новый год;
Б) Троица;
В) Масленица;
Г) Рождество.
3. Как назывались песни, которые люди кликали(выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши?
А) колядки;
Б) масленичные песни;
В) веснянки;
Г) осенние песни.
4. Для проводов какого праздника сооружали страшное чучело, носили его с песнями по деревне, а потом сжигали, распевая песни?
А) Нового года?
Б) Троицы;
В) Масленицы;
Г) Рождества.
Задание 3. Внимательно прочитай произведения обрядовой поэзии и укажи их правильную последовательность в соответствии с народным сельскохозяйственным календарём.
А) Масленица-кривошейка Состречаем тебя хорошенько! С блинами С каравайцами, С вареничками! | Б) Жаворонки, жавороночки, Прилетите к нам, Принесите нам лето красное Унесите от нас зиму холодную; Нам холодная зима Надоскучила, Руки, ноги отморозила. |
В) Коляда, коляда! Ты подай пирога, Или хлеба ломтину Или денег полтину, Или курочку с хохлом, Или сена клок Или вилы в бок. | Г) Жнеи молодые, Серпы золотые! Уж вы жните, жните, Жните, не ленитесь, А обжавши нивку, Пейте, веселитесь. |
Задание 4. Напиши, в чем состоят различия пословицы и поговорки.
Задание 5. В каком веке появились первые рукописные сборники пословиц и поговорок?_____________________
Задание 6. Объясни значение следующих выражений:
Ума палата________________________________________________________________________
Рвёт и мечет_______________________________________________________________________
При царе Горохе___________________________________________________________________
Лёгок на помине___________________________________________________________________
Задание 7. Почему поговорка – «цветок», а пословица «ягодка»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ФИ, класс______________________________________________________________________________
Контрольная работа по теме «Древнерусская литература»
Задание 1. Постарайся ответить на предложенные ниже вопросы по теме «Древнерусская литература».
В каком году было принято христианство, и кто его сподвижник? _________________________________________________________________________________
Кто является героем произведений древнерусской литературы? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем пленяют и к чему призывают произведения Древней Руси? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие события описывались в древнерусской литературе: вымышленные или исторические? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что явилось достижением древнерусской литературы? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что характерно для древнерусской литературы? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что вы знаете о Несторе-летописце? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что вы знаете о Дмитрии Сергеевиче Лихачеве? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что вы знаете о кириллице? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Напиши название этапов формирования древнерусской литературы.
Этап | Название |
XI - первая треть XII в. | |
Вторая треть XII - первая треть XIII вв. | |
Середина XIII - начало XIV вв. | |
XV-XVII вв. | |
Задание 3.Вспомни названия приведенных ниже определений жанров древнерусской литературы:
Летопись - ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поучение - ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Хождение - ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Житие - ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слово - ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________