Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Братский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №__ от «__ » __ 2020 г __________ И.В.Костючик | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ____________Л.В.Артеменко «___»______________2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Братский УВК __________М.В.Типпа Приказ № ___«___»_____2020г |
Фонд оценочных средств
по русскому языку
на 2020-2021 учебный год – 3 класс
| | Составлен учителем начальных классов Костючик И.В. |
| |
| | | |
с. Братское, 2020
Паспорт
фонда оценочных средств
по учебному предмету русский язык
Класс 3
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) предмета | Наименование оценочного средства |
-
| Текст. Предложение. Словосочетание | Контрольное списывание текста «Вечер в лесу» |
Контрольный диктант «Осенью» (с грамматическим заданием.) |
-
| - Слово в языке и речи
| Итоговая контрольная работа за 1 четверть. Диктант «Осенний лес» (с грамматическим заданием) |
-
| - Состав слова
| Тестирование по теме «Состав слова» |
Словарный диктант |
Итоговая контрольная работа за 2 четверть Диктант «Зимний лес» (с грамматическим заданием) |
-
| - Части речи
| Тестирование по теме «Имя существительное» |
Контрольное списывание |
Итоговая контрольная работа за 3 четверть Диктант «Весна» (с грамматическим заданием) |
Словарный диктант |
Контрольное изложение «Соловьиное гнездышко» |
-
| - Повторение
| Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием «Утро в степи» |
Контрольно-измерительные материалы
Контрольное списывание
Вечер в лесу.
Быстро наступает вечер в глухом лесу. Тёмные тени лежат под деревьями. Чернеют густые ели. В лесу пахнет смолой и сосновой хвоей. Скрылось за высокими деревьями вечернее солнце.
Ещё не спят в лесу птицы. На ствол дерева уселся пёстрый дятел и стучит по нему. Звенит сухое дерево. Вертятся возле дятла шустрые синицы. Они быстро подбирают жучков и червячков.
Скоро наступит тёмная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы. (66 слов)
Контрольный диктант.
Осенью
Мы часто ходим в ближний лесок. Как красив русский лес осенью! Яркие краски радуют глаза. С деревьев тихо падают сухие листья. Вся земля покрылась пестрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая и прохладная. Хорошо дышать свежим воздухом. (56 слов)
Грамматическое задание
1. Разделить для переноса слова: 1 вариант – осенью, 2 вариант – чистая.
2. Подчеркнуть грамматическую основу: 1 вариант – в 6 предложении, 2 вариант – в 5 предложении.
3. Выписать 2-е предложение, указать его вид по цели высказывания и интонации.
Итоговая контрольная работа за 1 четверть.
Диктант с грамматическим заданием
Осенний лес
Как красив осенний лес! Берёзки надели золотые платья. Листья клёна разрумянились. Густая листва дуба потемнела. Сосны и ели остались зелёными. Пёстрый ковёр из листьев шуршал под ногами. А сколько грибов в лесу! Душистые рыжики и жёлтые опята ждут грибников.
Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья ягод. Над елью пискнула маленькая синичка. Рябчики полетели в лесную чащу. Хорошо в лесу осенью! (61 слово)
Слова для справок: осенний, подмёрзла.
Грамматическое задание
1. Подчеркнуть грамматическую основу: 1 вариант – в 11 предложении (2 абзац. Над елью…),
2 вариант – в 12 предложении (2 абзац. Рябчики полетели…). Укажите над словами части речи.
2. Выделите корень в словах шумят, саду, деревья.
Тестирование по теме «Состав слова» (16 б.)
1. Какие слова называются однокоренными? (1 б.)
а) все слова, корень которых пишется одинаково;
б) слова, имеющие одинаковое значение;
в) слова, имеющие одинаковый корень с одним и тем же значением.
2. Какой корень в слове подорожник? (1 б.)
а) дор-; б) дорож-; в) дорожн-.
3. Какое слово не является однокоренным в данной группе слов? (1 б.)
а) слеза; б) слезливый; в) прослезился; г) слезает.
4. В каком ряду записаны однокоренные слова: (1 б.)
а) вода, водолаз, водитель б) лес, у леса, к лесу, о лесе
в) повар, сваренный, варит г) гора, пригорок, пригорюнился
5. Приставка – это значимая часть слова, которая стоит … (1 б.)
а) перед корнем и служит для образования новых слов;
б) после корня;
в) перед корнем и служит для связи слов.
6. Суффикс служит для … (1 б.)
а) связи слов в предложении; б) образования новых слов.
7. В каком ряду дано верное определение «окончания»: (1 б.)
а) стоит после корня и служит для образования новых слов;
б) изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении;
в) общая часть однокоренных слов;
г) стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении.
8. В каких словах окончание нулевое? (3 б.)
а) кот; б) кошка; в) лев; г) львы; д) хвост.
9. В каком ряду перечислены части слова: (1 б.)
а) существительное, прилагательное, корень, окончание;
б) существительное, прилагательное, глагол, предлог;
в) приставка, корень, суффикс, окончание;
г) подлежащее, сказуемое, второстепенные члены
10. Впишите на месте пропуска название выделенной части слова. (4 б.)
а) снежИНКа ________________ б) подСТАВка _______________
в) РАСсвело _________________ г) играЕТ ___________________
11. В какой строке даны разные формы одного и того же слова? (1 б.)
а) лист, листок, листочек; б) дар, дарить, подарок;
в) скрипач, скрипачи, скрипачей; г) лес, лесной, лесник.
«5» | «4» | «3» | «2» |
16 б. | 12-15 б. | 8-11 б. | 1-7 б. |
Словарный диктант
Родина, комната, квартира, картина, рисунок, карандаш, пенал, русский, ребята, альбом, орех, восток. (12 слов)
Контрольная работа за 2 четверть
Диктант (с грамматическим заданием)
Зимний лес.
Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины зелёных елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.
Вот бежит через дорогу быстрая белка. Она прыгнула на сосну и махнула рыжим хвостиком. С дерева полетела легкая снежная пыль. Громко стучит по стволу дерева пёстрый дятел. (57 слов).
(По И. Соколову-Микитову)
Грамматическое задание
1. Выполните синтаксический разбор предложения. Выпишите словосочетания.
I вариант.
Голодные синички прилетели к кормушке.
2 вариант.
Серенькая белочка спряталась в дупле.
2. Разбери слова по составу.
I вариант II вариант
морозец журавлик
пробежка погрузка
прилетят замерзают
Тестирование по теме «Имя существительное».
1 вариант.
1. Выберите верное утверждение (1 б.):
имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопрос:
А) какой? какая? какое?
Б) кто? что?
2.Какое из слов является именем существительным женского рода? (1 б.)
А) тёмный Б) темнеть В) темнота Г) шкаф
3.Укажи одушевленные имена существительные: (2 б.)
А) сорока В) коса Б) гнездо Г) врач
4.На какие вопросы отвечают существительные в В.п.? (1 б.)
А) кто? что? Б) кого? чего? В) кого? что?
5. Определи падеж существительного на печи. (1 б.)
А) Р.п. Б) Д.п. В) П.п.
6. Найди слова, которые стоят в Д.п. (1 б.)
А) у реки, около печи Б) по степи, к дочери В) в ночи, на двери
7. Найди существительное в В.п. (1 б.)
А) зазеленели поля Б) вижу поля
8. Выпиши из текста неодушевленные имена существительные: (4 б.)
На дворе зима. Стоят сильные морозы. Дети сидят дома
_______________________________________________________________________________
9. Запиши к слову враг близкие по смыслу существительные: (2 б.)
________________________________________________________
10. Запиши к слову радость противоположное по смыслу существительное: (1 б.)
_____________________________________________________________
11.Укажи строчку, в которой все слова являются именами существительными. (1 б.)
а)игра, веселая, мальчик б)озеро, река, пруд в) учить, школа, ученик
12.Укажи имена существительные среднего рода. (2 б.)
а)море б)пруд в)река г)озеро д)океан е)водоем
13.Укажи собственные имена существительные. (2 б.)
а) (Ф,ф)амилия б) (Р,р)оссия в) (Г,г)ород г) (Т,т )ула
14.Укажи существительные, которые употребляются только во множественном числе (2 б.)
а)тетради б)каникулы в)праздники г)сани
2 вариант.
1. Выберите верное утверждение ( 1б):
имя существительное – это часть речи, которая обозначает:
А) признак предмета
Б) предмет
2.Какое из слов является именем существительным мужского рода? (1 б.)
А) тёмный Б) темнеть В) темнота Г) шкаф
3.Укажи одушевленные имена существительные: (2 б.)
А) арбуз Б) ученик В) песня Г) петух
4.На какие вопросы отвечают существительные в Р.п.? (1 б.)
А) кто? что? Б) кого? чего? В) кого? что?
5. Определи падеж существительного по дороге. (1 б.)
А) Р.п. Б) Д.п. В) П.п.
6. Найди слова, которые стоят в П.п. (1 б.)
А) у реки, около печи Б) по степи, к дочери В) в ночи, на двери
7. Найди существительное в В.п. (1 б.)
А) расцвели цветы Б) вижу цветы
8. Выпиши из текста неодушевленные имена существительные: (4 б.)
В лесу росла ёлка. Дети искали под деревом грибы.
_______________________________________________________________________________
9. Запиши к слову малыш близкие по смыслу существительные: (2 б.)
______________________________________________________
10. Запиши к слову зима противоположное по смыслу существительное: (1 б.)
_______________________________________________________
11.Укажи строчку, в которой все слова являются именами существительными (1 б.)
а) бег, стук, крик б) мороз, холодный, зима в) ученик, играть, барабан
12.Укажи имена существительные среднего рода. (2 б.)
а)водоем б)пруд в)озеро г)река д)океан е)море
13.Укажи собственные имена существительные. 2 б.)
а) (Ф,ф)амилия б) (Р,р)оссия в) (Г,г)ород г) (М,м)осква
14.Укажи существительные, которые употребляются только во множественном числе (2 б.)
а)шахматы б)игры в)праздники г)каникулы
«5» | «4» | «3» | «2» |
21-22б. | 16-20 б. | 11-15 б. | 1-10 б. |
Контрольное списывание
На рассвете
Поднялось солнце и осветило окрестности золотистым праздничным светом. Наступило ясное утро. Зеленели пастбища, темнел лес, белые крупные облака медленно проплывали по небесной синеве. Вдалеке блеснуло озеро, поросшее по берегам тростником.
Узкая дорожка, обсаженная березками, взбегала на пригорок к усадьбе. Деревья сада скрывали широкую лестницу дом с колоннами. Только край зеленой крыши и аккуратный балкончик приветливо выглядывали из-за деревьев. (59 слов)
Контрольная работа за 3 четверть
Весна
Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки. Показались зелёные листочки.
Выбежал на опушку леса робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат. Все звери рады весеннему солнцу и теплу. (60 слов)
Грамматическое задание
1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1 — четвёртое предложение, вариант 2 — пятое.
2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 — трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 — старательный ученик, высокий куст.
3. Определите род и число имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.
Словарный диктант № 2
Трамвай, топор, кровать, одежда, яблоко, лестница, праздник, восток, класс, группа, аллея, север. (12 слов)
Контрольное изложение
Соловьиное гнёздышко
Шла война. В лесу шёл бой. Молодой солдат приложил ручной пулемёт к берёзе и стрелял по врагу.
Недалеко разорвалась мина. Осколком отбило ветку с соловьиным гнездом. Упала ветка с гнёздышком на землю. Соловушка кружилась над птенчиками и тревожно пищала.
Враг отступил. Бой отдалялся. Солдат снял пулемёт с дерева. Потом подошёл к соловьиному гнёздышку, поднял его и прикрепил к другой ветке берёзы. А сам ушёл туда, где гремел бой.
Итоговая (годовая) контрольная работа
Утро в степи
Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко сюда проникал солнечный луч. Громадные ели и сосны стояли угрюмо. Они опустили могучие ветки. Вдруг старый пень зашевелился. Там была нора гадюки.
Мы вышли на лесную поляну. Радостные песни птиц встретили нас. Жужжали мохнатые шмели. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина, и мы отправились домой. Шипение гадюки звучало в ушах.
Грамматическое задание
1. Подчеркните грамматическую основу. Определите время глагола.
1 вариант – в 4 предложении; 2 вариант – в 7 предложении.
2. Определите род и падеж существительных в предложении: Там была нора гадюки
3. Выпишите из текста одно слово с безударной гласной в корне и одно слово с парной согласной по звонкости глухости. Рядом запишите проверочные слова.
4. Разберите слова по составу: 1 вариант – тропинка, подъехала; 2 вариант – солнечный, подъехала.
Критерии формирования отметок
Оценивание диктанта
«5» («отлично») | ставится, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного, отсутствие ошибок. |
«4» («хорошо») | ставится, если уровень выполнения требований выше удовлетворительного, наличие не более 2 ошибок; |
«3» («удовлетворительно») | ставится, если достаточный минимальный уровень выполнения требований, не более 3-5 ошибок; |
«2» («плохо») | ставится, если уровень выполнения требований ниже удовлетворительного, наличие 6 ошибок или более. |
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск, перестановка, замена и вставка лишних букв в словах;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание словарных слов.
За ошибку в диктанте не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего
предложения записано с заглавной буквы;
• единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
• два исправления;
• две пунктуационные ошибки;
• повторение ошибок в одном и том же слове;
• 2 негрубые ошибки.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
• повторение одной и той же буквы в слове;
• недописанное слово;
• перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая пропущена;
• дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматическое задание
Оценивание грамматического задания
«5» («отлично») | ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы; |
«4» («хорошо») | ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий; |
«3» («удовлетворительно») | ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий; |
«2» («плохо») | ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания. |
Словарный диктант
Оценивание словарного диктанта:
«5» («отлично») | ставится за безошибочное выполнение работы; |
«4» («хорошо») | ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление; |
«3» («удовлетворительно») | ставится, если допущены 2 ошибки, 1 исправление; |
«2» («плохо») | ставится, если допущены 3 - 5 ошибки. |
Списывание
Оценивание списывания:
«5» («отлично») | ставится, если работа выполнена аккуратно, правильно, в ней нет исправлений; |
«4» («хорошо») | ставится, если в работе 1-2 исправления или одна ошибка; |
«3» («удовлетворительно») | ставится, если в работе 2-3 ошибки; |
«2» («плохо») | ставится, если в работе 4 ошибки и более. |
Оценивание тестовых заданий
«5» («отлично») | ставится, если верно выполнено более 3/4 заданий, 95%-100 % |
«4» («хорошо») | ставится, если верно выполнено 3/4 заданий, 75-94 % |
«3» («удовлетворительно») | ставится, если верно выполнено 1/2 заданий, 50-74 % |
«2» («плохо») | ставится, если верно выполнено менее 1/2 заданий, менее 50 % |
Изложение
За содержание:
- оценка «5» ставится за последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение), логически оправданное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильное речевое оформление. Допустимо не более одной речевой неточности;
- оценка «4» ставится за правильную и достаточно полную информацию по авторскому тексту (изложение). Тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей, отдельные фактические и речевые неточности. Допустимо не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста;
- оценка «3» ставится за некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение), отклонение от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений), бедность словаря, речевые неточности. Допустим не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста;
- оценкам «2» ставится за несоответствие работы теме, значительные отступления от авторского текста, большое количество неточностей фактического характера, нарушение последовательности изложения мыслей, отсутствие связи между частями текста, бедность словаря. В целом в работе допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
За соблюдение орфографических и пунктуационных норм:
- оценка «5»: отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок, допустимо 1-2 исправления;
- оценка «4»: не более 3 орфографических и одной пунктуационной ошибки, 1-2 исправления;
- оценка «3»: 3-6 орфографических ошибок, 1-2 пунктуационные, 1-2 исправления;
- оценка «2»: 7 и более орфографических ошибок, 3-4 пунктуационных, 3-4 исправления.