СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольные работы по творчеству А.Н.Островского по дисциплине ОУД.01 Литература

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольные работы по творчеству А.Н.Островского по дисциплине ОУД.01 Литература

Просмотр содержимого документа
«Контрольные работы по творчеству А.Н.Островского по дисциплине ОУД.01 Литература»

Сочинение

по творчеству А.Н.Островского.


Подготовка к сочинению по драме А.Н.Островского «Гроза».

1. Объясните, как вы понимаете слова «самодурство» и «безгласность»?

2. С какой целью А.Н. Островский использует в пьесе прием контраста? Обратите внимание на слова Кулигина в явл. 1 действия 1: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса…»; «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!». Сопоставьте это высказывание с той сценой, которая разыгрывается на глазах у Кулигина и Кудряша, а также с их суждениями о купце Диком (явл.1) и сделайте вывод.

3. Расскажите о «жестоких нравах» города Калинова, используя текст 1 и 2 действий драмы.

4. Почему обитатели города Калинова боятся купца-самодура Дикого? Почему его племянник Борис попал к нему в кабалу (явл.1,2,3 действия первого)? Что является основой власти самодуров?

5. Охарактеризуйте купчиху Кабанову (явл.5 первого действия и явл.3 второго акта). Обратите внимание на ее речь и поведение. Каким вам представляется внешний облик Кабанихи?

6. С какой целью введены в пьесу диалоги странницы Феклуши с горничной Глашей (явл.1 действия второго) и с Кабанихой (явл.1 действия третьего)? Какую роль они играют в обрисовке «темного царства»?

7. Расскажите о семье Кабановых, о взаимоотношениях, сложившихся в ней. При подготовке ответа используйте материал первого и второго действий.

8. Охарактеризуйте молодежь Калинова. Пытаются ли эти молодые люди вступить в открытую борьбу с самодурством или же приспосабливаются к жизненным обстоятельствам? Докажите ваш вывод на примере одного из этих действующих лиц. Проследите поведение и поступки выбранного вами персонажа по тексту пьесы.

9. Среди персонажей драмы, противопоставленных Дикому и Кабанихе, замечателен механик-самоучка Кулигин. Как он относится к «темному царству»? Что осуждает? Каковы его любимые занятия и заветные мечты? Почему не его Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»?

10. Чем выделяется Катерина среди окружающих? Какое значение имеет монолог Катерины в начале 7 явления первого действия? Что мы узнаем из него о жизни Катерины в доме родителей?

11. Чем вызваны тяжелые переживания Катерины? Как раскрывается ее внутренняя борьба в диалогах с Варварой (явл.7 действия первого и явл.2 действия второго)? Как душевное смятение проявляется в ее речи? Какие художественные приемы позволяют автору пьесы усилить драматизм и направленность действия в этих сценах?






Тестирование по творчеству А.Н. Островского.


1. Какой театр любил посещать А.Н. Островский в юности? Под обаянием каких великих русских актеров находился тогда Островский?

2. Что помогло Островскому хорошо изучить жизнь русского купечества и мещанства?

3. За что Островского назвали «Колумбом Замоскворечья»?

4. Какие три названия имела первая комедия А.Н. Островского?

5. За что А.Н. Островского вынудили уйти в отставку с государственной службы, обвинили в политической неблагонадежности и отдали под негласный надзор полиции?

6. Назовите первую статью, которой Н.А. Добролюбов откликнулся на творчество молодого Островского.

7. Кто подсказал Островскому сюжет комедии «Бедность не порок» и ее основного героя – Любима Торцова?

8. По каким пьесам островского мы можем судить о жалком положении, в каком находились тогда провинциальные актеры?

9. Какие пьесы островского написаны в основном на материале, собранном драматургом во время его поездки по Волге в 1856 году?

10. Как называется статья, которую посвятил Добролюбов драме «Гроза»?

11. Какой песней начинается драма «Гроза»?

12. Какими словами заканчивается драма «Гроза»?

13. Какую пьесу-сказку создал Островский в имении Щелыково? Кто написал музыку к этой пьесе?

14. Какой композитор написал оперу на сюжет этой пьесы-сказки?

15. Назовите пьесы Островского на исторические темы.

16. Назовите пьесы Островского, озаглавленные пословицами.

17. Какой театр называют «Домом Островского»?

18. Какая из пьес островского и на сцене какого театра первой увидела свет?

19. Кто автор памятника Островскому в Москве?

















Тестирование по драме А.Н. Островского «Гроза».


Знаете ли вы персонажей драмы «Гроза»


Задание 1. Кто из них…

1. … мечтал изобрести вечный двигатель, получить за него миллион и обеспечить работой бедных людей?

2. … утверждал, что есть люди «с песьими головами», что «огненного змия стали запрягать… для ради скорости»?

3. … при упоминании о том, что должен кому-то долг отдать, свирепел и ругался?

4….утверждал, что «Литва на нас с неба упала»?

5. … будучи человеком образованным, беспрекословно подчинялся самодуру?

6. … обещает отправить Кулигина к городничему за стихи Державина «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю»?

7. … довела сына до абсолютного безволия, дочь – до бегства из дома, невестку – до самоубийства.

8. … говорил. Что возьмет и пропьет свой последний ум, и пусть тогда маменька с ним, с дураком, и мучается?

Задание 2. Кто из персонажей драмы сказал


1. «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу»?

2. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите…»?

3. «Да я , маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить»?

4. «Много у меня в год-то народу перебывает; вы-то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются»?

5. «А вот умные люди замечают, что у нас и время-то короче становится; дни-то и часы все те же как будто остались, а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается»?

6. «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было»?

7. «не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; только я отпросился у дяди на минуточку…»?

8. «Как не ругать! Он и без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он слово, а я десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»?

9. «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!.. Ничего-то не знают, никакого порядка… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять? Уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего»?

10. «Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, то не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и стану, хоть ты меня режь!»?


Задание 3. Кто из персонажей драмы о ком сказал


1. «Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив»?

2. «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет»?

3. «пронзительный мужик»?

4. «а вот беда-то, когда его обидит та5ой человек, которого он обругать не посмеет: тут уж домашние держись!»?

5. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»?

6. «Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны»?

7. «Да. Как же. Связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей»?

8. «Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!»?

9. «Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь больно люта»?

10. «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает»?






Тестирование по драме А.Н. Островского «Гроза».


1. Статью «Темное царство» написал:

а) Н.Г. Чернышевский;

б) В.Г. Белинский;

в) Н.А. Добролюбов;


2. Ярким представителем «темного царства» являются:

а) Тихон;

б) Дикой;

в) Кабаниха;

г) Кулигин;


3. Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад «темного царства» в предреформенные годы:

а) Тихон;

б) Варвара;

в) Феклуша;

г) Кабаниха;


4. Сатирическое обличение соединяется в пьесе с утверждением новой силы, поднимающейся на борьбу за человеческие права. На кого возлагает надежды автор?

а) Катерина;

б) Тихон;

в) Борис;


5. Кого Н.А. Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»?

а) Варвару;

б) Катерину;

в) Тихона;

г) Кулигина;


6. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Добролюбова, является проявлением:

а) духовной силы и смелости;

б) духовной слабости и бессилия;

в) моментного эмоционального взрыва


7. Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Найдите соответствие речи действующим лицам пьесы:

а) «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле!»»Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»;

б) «Бла-алепие, милая, бла-алепие! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!»;

в) «Не слыхала, мой друг, не слыхала. Лгать не хочу. Уж как и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала».


8. В речи героев присутствуют (найдите соответствие):

а) церковная лексика, насыщенная архаизмами (устаревшими словами) и просторечием;

б) народно-поэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика

в) мещанско-купеческое просторечие, грубость;

г) литературная лексика 18 века с Ломоносовскими и державинскими традициями.


9. Найдите соответствие приведенных характеристик героям пьесы:

а) «Кто ж … угодит, коли у … вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег, ни одного расчета без брани не обходится… А беда коли поутру … кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».

б) «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заел(а) совсем».


10. Кто произносит эти слова: «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».

Задания для самостоятельной работы

по драме А.Н. Островского «Гроза».


1. Объясните, как вы понимаете слова «самодурство» и «безгласность»?

2. С какой целью А.Н. Островский использует в пьесе прием контраста? Обратите внимание на слова Кулигина в явл. 1 действия 1: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса…»; «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!». Сопоставьте это высказывание с той сценой, которая разыгрывается на глазах у Кулигина и Кудряша, а также с их суждениями о купце Диком (явл.1) и сделайте вывод.

3. Расскажите о «жестоких нравах» города Калинова, используя текст 1 и 2 действий драмы.

4. Почему обитатели города Калинова боятся купца-самодура Дикого? Почему его племянник Борис попал к нему в кабалу (явл.1,2,3 действия первого)? Что является основой власти самодуров?

5. Охарактеризуйте купчиху Кабанову (явл.5 первого действия и явл.3 второго акта). Обратите внимание на ее речь и поведение. Каким вам представляется внешний облик Кабанихи?

6. С какой целью введены в пьесу диалоги странницы Феклуши с горничной Глашей (явл.1 действия второго) и с Кабанихой (явл.1 действия третьего)? Какую роль они играют в обрисовке «темного царства»?

7. Расскажите о семье Кабановых, о взаимоотношениях, сложившихся в ней. При подготовке ответа используйте материал первого и второго действий.

8. Охарактеризуйте молодежь Калинова. Пытаются ли эти молодые люди вступить в открытую борьбу с самодурством или же приспосабливаются к жизненным обстоятельствам? Докажите ваш вывод на примере одного из этих действующих лиц. Проследите поведение и поступки выбранного вами персонажа по тексту пьесы.

9. Среди персонажей драмы, противопоставленных Дикому и Кабанихе, замечателен механик-самоучка Кулигин. Как он относится к «темному царству»? Что осуждает? Каковы его любимые занятия и заветные мечты? Почему не его Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»?

10. Чем выделяется Катерина среди окружающих? Какое значение имеет монолог Катерины в начале 7 явления первого действия? Что мы узнаем из него о жизни Катерины в доме родителей?

11. Чем вызваны тяжелые переживания Катерины? Как раскрывается ее внутренняя борьба в диалогах с Варварой (явл.7 действия первого и явл.2 действия второго)? Как душевное смятение проявляется в ее речи? Какие художественные приемы позволяют автору пьесы усилить драматизм и направленность действия в этих сценах?

12. Проследите развитие конфликта Катерины с «темным царством» и ее душевную борьбу. Проанализируйте с этой точки зрения одну из основных сцен драмы (например: сцену с ключом – явл.10 действия второго; сцену любовного свидания с Борисом; сцену признания Катерины во время грозы – явл.4-6 действия четвертого; последнюю встречу Катерины с Борисом и ее прощание с жизнью). В анализе выбранной сцены покажите силу чувств Катерины, ее прямоту и правдивость, ее стремление к воле и счастью, отвращение к «темному царству».

13. Самоубийство Катерины – проявление силы или слабости? Вспомните, что Катерина была религиозна, а по религиозным представлениям самоубийцы осуждались на вечные муки.

14. Раскройте смысл названия драмы. Вначале гроза символизирует силы «темного царства». А в конце пьесы? Можно ли считать, что над «темным царством» собираются грозовые тучи? Докажите ваше мнение, опираясь на текст последнего действия.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!