Сочинение
по творчеству А.Н.Островского.
Подготовка к сочинению по драме А.Н.Островского «Гроза».
1. Объясните, как вы понимаете слова «самодурство» и «безгласность»?
2. С какой целью А.Н. Островский использует в пьесе прием контраста? Обратите внимание на слова Кулигина в явл. 1 действия 1: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса…»; «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!». Сопоставьте это высказывание с той сценой, которая разыгрывается на глазах у Кулигина и Кудряша, а также с их суждениями о купце Диком (явл.1) и сделайте вывод.
3. Расскажите о «жестоких нравах» города Калинова, используя текст 1 и 2 действий драмы.
4. Почему обитатели города Калинова боятся купца-самодура Дикого? Почему его племянник Борис попал к нему в кабалу (явл.1,2,3 действия первого)? Что является основой власти самодуров?
5. Охарактеризуйте купчиху Кабанову (явл.5 первого действия и явл.3 второго акта). Обратите внимание на ее речь и поведение. Каким вам представляется внешний облик Кабанихи?
6. С какой целью введены в пьесу диалоги странницы Феклуши с горничной Глашей (явл.1 действия второго) и с Кабанихой (явл.1 действия третьего)? Какую роль они играют в обрисовке «темного царства»?
7. Расскажите о семье Кабановых, о взаимоотношениях, сложившихся в ней. При подготовке ответа используйте материал первого и второго действий.
8. Охарактеризуйте молодежь Калинова. Пытаются ли эти молодые люди вступить в открытую борьбу с самодурством или же приспосабливаются к жизненным обстоятельствам? Докажите ваш вывод на примере одного из этих действующих лиц. Проследите поведение и поступки выбранного вами персонажа по тексту пьесы.
9. Среди персонажей драмы, противопоставленных Дикому и Кабанихе, замечателен механик-самоучка Кулигин. Как он относится к «темному царству»? Что осуждает? Каковы его любимые занятия и заветные мечты? Почему не его Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»?
10. Чем выделяется Катерина среди окружающих? Какое значение имеет монолог Катерины в начале 7 явления первого действия? Что мы узнаем из него о жизни Катерины в доме родителей?
11. Чем вызваны тяжелые переживания Катерины? Как раскрывается ее внутренняя борьба в диалогах с Варварой (явл.7 действия первого и явл.2 действия второго)? Как душевное смятение проявляется в ее речи? Какие художественные приемы позволяют автору пьесы усилить драматизм и направленность действия в этих сценах?
Тестирование по творчеству А.Н. Островского.
1. Какой театр любил посещать А.Н. Островский в юности? Под обаянием каких великих русских актеров находился тогда Островский?
2. Что помогло Островскому хорошо изучить жизнь русского купечества и мещанства?
3. За что Островского назвали «Колумбом Замоскворечья»?
4. Какие три названия имела первая комедия А.Н. Островского?
5. За что А.Н. Островского вынудили уйти в отставку с государственной службы, обвинили в политической неблагонадежности и отдали под негласный надзор полиции?
6. Назовите первую статью, которой Н.А. Добролюбов откликнулся на творчество молодого Островского.
7. Кто подсказал Островскому сюжет комедии «Бедность не порок» и ее основного героя – Любима Торцова?
8. По каким пьесам островского мы можем судить о жалком положении, в каком находились тогда провинциальные актеры?
9. Какие пьесы островского написаны в основном на материале, собранном драматургом во время его поездки по Волге в 1856 году?
10. Как называется статья, которую посвятил Добролюбов драме «Гроза»?
11. Какой песней начинается драма «Гроза»?
12. Какими словами заканчивается драма «Гроза»?
13. Какую пьесу-сказку создал Островский в имении Щелыково? Кто написал музыку к этой пьесе?
14. Какой композитор написал оперу на сюжет этой пьесы-сказки?
15. Назовите пьесы Островского на исторические темы.
16. Назовите пьесы Островского, озаглавленные пословицами.
17. Какой театр называют «Домом Островского»?
18. Какая из пьес островского и на сцене какого театра первой увидела свет?
19. Кто автор памятника Островскому в Москве?
Тестирование по драме А.Н. Островского «Гроза».
Знаете ли вы персонажей драмы «Гроза»
Задание 1. Кто из них…
1. … мечтал изобрести вечный двигатель, получить за него миллион и обеспечить работой бедных людей?
2. … утверждал, что есть люди «с песьими головами», что «огненного змия стали запрягать… для ради скорости»?
3. … при упоминании о том, что должен кому-то долг отдать, свирепел и ругался?
4….утверждал, что «Литва на нас с неба упала»?
5. … будучи человеком образованным, беспрекословно подчинялся самодуру?
6. … обещает отправить Кулигина к городничему за стихи Державина «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю»?
7. … довела сына до абсолютного безволия, дочь – до бегства из дома, невестку – до самоубийства.
8. … говорил. Что возьмет и пропьет свой последний ум, и пусть тогда маменька с ним, с дураком, и мучается?
Задание 2. Кто из персонажей драмы сказал
1. «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу»?
2. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите…»?
3. «Да я , маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить»?
4. «Много у меня в год-то народу перебывает; вы-то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются»?
5. «А вот умные люди замечают, что у нас и время-то короче становится; дни-то и часы все те же как будто остались, а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается»?
6. «А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было»?
7. «не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; только я отпросился у дяди на минуточку…»?
8. «Как не ругать! Он и без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он слово, а я десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану»?
9. «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них!.. Ничего-то не знают, никакого порядка… Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять? Уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего»?
10. «Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, то не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и стану, хоть ты меня режь!»?
Задание 3. Кто из персонажей драмы о ком сказал
1. «Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив»?
2. «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет»?
3. «пронзительный мужик»?
4. «а вот беда-то, когда его обидит та5ой человек, которого он обругать не посмеет: тут уж домашние держись!»?
5. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»?
6. «Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны»?
7. «Да. Как же. Связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы ему вырваться-то поскорей»?
8. «Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!»?
9. «Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь больно люта»?
10. «Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает»?
Тестирование по драме А.Н. Островского «Гроза».
1. Статью «Темное царство» написал:
а) Н.Г. Чернышевский;
б) В.Г. Белинский;
в) Н.А. Добролюбов;
2. Ярким представителем «темного царства» являются:
а) Тихон;
б) Дикой;
в) Кабаниха;
г) Кулигин;
3. Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад «темного царства» в предреформенные годы:
а) Тихон;
б) Варвара;
в) Феклуша;
г) Кабаниха;
4. Сатирическое обличение соединяется в пьесе с утверждением новой силы, поднимающейся на борьбу за человеческие права. На кого возлагает надежды автор?
а) Катерина;
б) Тихон;
в) Борис;
5. Кого Н.А. Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»?
а) Варвару;
б) Катерину;
в) Тихона;
г) Кулигина;
6. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Добролюбова, является проявлением:
а) духовной силы и смелости;
б) духовной слабости и бессилия;
в) моментного эмоционального взрыва
7. Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Найдите соответствие речи действующим лицам пьесы:
а) «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле!»»Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!»;
б) «Бла-алепие, милая, бла-алепие! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!»;
в) «Не слыхала, мой друг, не слыхала. Лгать не хочу. Уж как и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала».
8. В речи героев присутствуют (найдите соответствие):
а) церковная лексика, насыщенная архаизмами (устаревшими словами) и просторечием;
б) народно-поэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика
в) мещанско-купеческое просторечие, грубость;
г) литературная лексика 18 века с Ломоносовскими и державинскими традициями.
9. Найдите соответствие приведенных характеристик героям пьесы:
а) «Кто ж … угодит, коли у … вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег, ни одного расчета без брани не обходится… А беда коли поутру … кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается».
б) «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заел(а) совсем».
10. Кто произносит эти слова: «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела».
Задания для самостоятельной работы
по драме А.Н. Островского «Гроза».
1. Объясните, как вы понимаете слова «самодурство» и «безгласность»?
2. С какой целью А.Н. Островский использует в пьесе прием контраста? Обратите внимание на слова Кулигина в явл. 1 действия 1: «Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса…»; «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!». Сопоставьте это высказывание с той сценой, которая разыгрывается на глазах у Кулигина и Кудряша, а также с их суждениями о купце Диком (явл.1) и сделайте вывод.
3. Расскажите о «жестоких нравах» города Калинова, используя текст 1 и 2 действий драмы.
4. Почему обитатели города Калинова боятся купца-самодура Дикого? Почему его племянник Борис попал к нему в кабалу (явл.1,2,3 действия первого)? Что является основой власти самодуров?
5. Охарактеризуйте купчиху Кабанову (явл.5 первого действия и явл.3 второго акта). Обратите внимание на ее речь и поведение. Каким вам представляется внешний облик Кабанихи?
6. С какой целью введены в пьесу диалоги странницы Феклуши с горничной Глашей (явл.1 действия второго) и с Кабанихой (явл.1 действия третьего)? Какую роль они играют в обрисовке «темного царства»?
7. Расскажите о семье Кабановых, о взаимоотношениях, сложившихся в ней. При подготовке ответа используйте материал первого и второго действий.
8. Охарактеризуйте молодежь Калинова. Пытаются ли эти молодые люди вступить в открытую борьбу с самодурством или же приспосабливаются к жизненным обстоятельствам? Докажите ваш вывод на примере одного из этих действующих лиц. Проследите поведение и поступки выбранного вами персонажа по тексту пьесы.
9. Среди персонажей драмы, противопоставленных Дикому и Кабанихе, замечателен механик-самоучка Кулигин. Как он относится к «темному царству»? Что осуждает? Каковы его любимые занятия и заветные мечты? Почему не его Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»?
10. Чем выделяется Катерина среди окружающих? Какое значение имеет монолог Катерины в начале 7 явления первого действия? Что мы узнаем из него о жизни Катерины в доме родителей?
11. Чем вызваны тяжелые переживания Катерины? Как раскрывается ее внутренняя борьба в диалогах с Варварой (явл.7 действия первого и явл.2 действия второго)? Как душевное смятение проявляется в ее речи? Какие художественные приемы позволяют автору пьесы усилить драматизм и направленность действия в этих сценах?
12. Проследите развитие конфликта Катерины с «темным царством» и ее душевную борьбу. Проанализируйте с этой точки зрения одну из основных сцен драмы (например: сцену с ключом – явл.10 действия второго; сцену любовного свидания с Борисом; сцену признания Катерины во время грозы – явл.4-6 действия четвертого; последнюю встречу Катерины с Борисом и ее прощание с жизнью). В анализе выбранной сцены покажите силу чувств Катерины, ее прямоту и правдивость, ее стремление к воле и счастью, отвращение к «темному царству».
13. Самоубийство Катерины – проявление силы или слабости? Вспомните, что Катерина была религиозна, а по религиозным представлениям самоубийцы осуждались на вечные муки.
14. Раскройте смысл названия драмы. Вначале гроза символизирует силы «темного царства». А в конце пьесы? Можно ли считать, что над «темным царством» собираются грозовые тучи? Докажите ваше мнение, опираясь на текст последнего действия.