СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольные работы по творчеству И.С.Тургенева по ОУД.01 Литература

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольные работы по творчеству И.С.Тргенева по дисциплине ОУД.01 Литература

Просмотр содержимого документа
«Контрольные работы по творчеству И.С.Тургенева по ОУД.01 Литература»

Сочинение по творчеству И.С.Тургенева.

Подготовка к сочинению.

1. Работа по плану анализа художественного образа.

1. Какое место занимает Базаров в системе образов романа?

2. Внешность Базарова, глава 2, (сравнительно с портретом П.П.Кирсанова, гл.4).

По данным в книге словесным портретам вы представили себе этих людей.

Кто вам больше понравился по первому впечатлению и почему?

Ответьте на вопросы (используйте текст романа):

3. В какой семье воспитывался Базаров, кто его родители? Гл. V, гл. XX 4. Чем 4.

Базаров занимается? Гл. III, гл. V.

5. Как Базаров держится, как относится к людям? Гл. VI.

6. Черты характера Базарова (обобщение).

Материал для справок: демократизм, пренебрежение к моде и требованиям светского поведения, суровость, вольнодумство, независимость, самоуверенность, самостоятельность, трудолюбие, ум, любовь к родителям, благородство, доброта.

 2. Анализ домашнего задания.

 I группа представляет взгляд самого писателя, который сумел верно почувствовать нарождающийся новый тип героя, но не встал на его сторону.

«Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!» «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». «Выпущенным мною словом нигилист“ воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом… Когда я вернулся в Петербург, в самый день известных пожаров Апраксинского двора, слово „нигилист“ уже было подхвачено тысячами голосов, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного мною на Невском, было: „Посмотрите, что ваши нигилисты делают! Жгут Петербург!“ „…Я не имел права давать нашей реакционной сволочи возможность ухватиться за кличку — за имя; писатель во мне должен был принести эту жертву гражданину“. „Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, — мне мечтался какой-то странный pendant Пугачеву“».

      Тургенев показывает Базарова противоречиво, но он не стремится развенчать его, уничтожить.

      II группа рассматривает позицию М. Н. Каткова, редактора журнала «Русский вестник» (статьи «Роман Тургенева и его критики», «О нашем нигилизме (по поводу романа Тургенева)»).

«Как не стыдно было Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином». (Рассказ П. В. Анненкова о реакции Каткова.)

«Если не в апофеоз возведен Базаров, то нельзя не сознаться, что он как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет все окружающее. Все перед ним или ветошь, или слабо и зелено. Такого ли впечатления нужно было желать?» (Письмо Каткова Тургеневу.)

      Катков отрицает нигилизм, считая его болезнью, с которой нужно бороться, но отмечает, что Тургенев ставит Базарова выше всех.

      III группа. Взгляды Ф. М. Достоевского. Базаров — «теоретик», находящийся в разладе с «жизнью», жертва своей сухой и отвлеченной теории. Это герой, близкий к Раскольникову. Не рассматривая теорию Базарова, Достоевский считает, что всякая отвлеченная, рассудочная теория приносит человеку страдания. Теория разбивается о жизнь. Достоевский не говорит о причинах, порождающих эти теории.

      IV группа. Позиция М. А. Антоновича (статьи «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Лжереалисты»). Очень резкая позиция, отрицающая социальную значимость и художественную ценность романа. В романе «…нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные собственными именами». Автор не расположен к молодому поколению и «отцам он отдает полное предпочтение и всегда старается возвысить их за счет детей». Базаров, по мнению Антоновича, — «обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодежь, а весь роман — клевета на молодое поколение». Позицию Антоновича поддержала «Искра» и некоторые сотрудники «Русского слова».

      V группа. Взгляд Д. Минаева (стихотворение «Отцы иль дети?» Параллель с романом). Ирония Минаева по отношению к противостоянию «отцов» и «детей».

      VI группа. Роман в оценке Писарева (статьи «Базаров», «Нерешенный вопрос», «Прогулка по садам российской словесности», «Посмотрим!» «Новый тип»). Писарев дает наиболее подробный и обстоятельный анализ романа.

      «Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев склонен к идеализму, а между тем ни один из идеалистов, выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера».

      Писарев объясняет положительный смысл главного героя, подчеркивает жизненную важность Базарова; анализирует отношения Базарова с другими героями, определяет их отношение к лагерям «отцов» и «детей»; доказывает, что нигилизм получил свое начало именно на русской почве; определяет своеобразие романа.

      Мысли Д. Писарева о романе разделил А. Герцен. Споры о романе продолжались и продолжаются сейчас, потому что в романе Тургенев последовал словам Боткина: «Не бойся раскрыть свою душу и стать перед читателем лицом к лицу». Однажды Тургенев сказал: «Одно лишь настоящее, могущественно выраженное характерами или талантами, становится неумирающим прошедшим». Незатихающие споры вокруг романа — лучшее доказательство этих слов.
































Тестирование

по творчеству И.С.Тургенева.


  1. В период, предшествовавший отмене крепостного права, Тургенев возлагал политические надежды на:

А) революционно-демократическое движение;

Б) крестьянское восстание;

В) либеральные реформы;

Г) анархистов.

  1. Причина разрыва И.С.Тургенева с журналом «Современник»:

А) проект Тургенева «Общества для распространения грамотности и первоначального образования»;

Б) негласное сотрудничество с А.И. Герценым (посылает обличительный материал в «Колокол»);

В) сближение И.С.Тургенева с одним из вдохновителей «хождения в народ» П.Л.Лавровым;

Г) публикация статьи Добролюбова «Когда же придет настоящий день?»

  1. Тургенев пропагандировал русскую литературу за пределами России, знакомил и русского читателя со многими шедеврами зарубежной литературы. Среди знакомых Тургенева найдите человека, с которым его связывала почти сорокалетняя дружба:

А) Г.Флобер;

Б) Ж.Санд;

В) П.Виардо;

Г) П.Мериме.

  1. Определите произведение И.С.Тургенева по его началу:

В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней.

А) Рассказ «Муму»;

Б) роман «Рудин»;

В) роман «Накануне».

  1. Из какого стихотворения в прозе взяты строки:

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

А) «Как хороши, как свежи были розы…»;

Б) «Русский язык»;

В) «Воробей».

  1. И.С.Тургенев написал:

А) «Записки врача»;

Б) «Записки на манжетах»;

В) «Записки охотника»;

Г) «Записки из мертвого дома».




Тестирование

по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».


1. Чем закончилась дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова?


А) Базаров был ранен

Б) Герои отказались от подобного способа разрешения конфликта.

В) Кирсанов был ранен.

Г) Герои помирились до дуэли.


2. Автор вводит в сюжет романа дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова, чтобы:


А) Придать роману характер авантюрного произведения.

Б) Возвысить в глазах читателя Павла Петровича Кирсанова.

В) Унизить в глазах читателя Базарова.

Г) Подтвердить нежизнеспособность «принсипов Павла Петровича Кирсанова».


3. И.С.Тургенева заслуженно называют «мастером русского пейзажа». Каков характер пейзажа в финальной сцене (у могилы Базарова)?


А) Романтический.

Б) Социальный.

В) Психологический.

Г) Философский.


4. В спорах Базаров отрицал искусство, любовь, природу. Кто из героев романа был не согласен с Базаровым по эстетическим вопросам?


А) Аркадий Кирсанов.

Б) Павел Петрович Кирсанов.

В) Анна Сергеевна Одинцова.

Г) Николай Петрович Кирсанов.

Д) Василий Иванович Базаров.


  1. Определите социальное положение героев романа (найдите соответствие):


  1. Русский аристократ

  2. Полковой лекарь

  3. Студент-барич

  4. Студент-демокра


А) Евгений Базаров

Б) Василий Иванович Базаров.

В) Аркадий Кирсанов

Г) Павел Петрович Кирсанов.


  1. Кто из героев романа «Отцы и дети» может быть назван «маленьким человеком»:


А) Василий Иванович Базаров

Б) Николай Петрович Кирсанов


В) Аркадий Кирсанов

Г) другой персонаж романа.


Семинар по теме: «Нравственная проблематика романа» Отцы и дети» и ее общечеловеческое значение».



Задание 1. Знаете ли вы героев романа «Отцы и дети»


Кто из героев романа…


1. «… жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала за птичьим двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством»?

2. … влюбившись в женщину с загадочным взглядом, десять лет прожил «бесцветно, бесплодно и быстро», постепенно состарился, остался холостым и стал жить в деревне, «всю жизнь свою устроил на английский вкус»?

3. … чрезвычайно любил природу, особенно в летний день, когда, по его словам, «каждая пчелочка с каждого цветочка берет взяточку»?

4. … пресмыкался перед своей женой только потому, что она была урожденная княжна Дурдолесова?

5. … утверждал, что «все люди друг на друга похожи как телом, так и душой… небольшие изменения ничего не значат»?

6. … мечтал о том, чтобы в биографии его сына была фраза: «сын простого штабс-лекаря, который, однако, рано сумел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания»?

7. … назвала Базарова хищным, а Аркадия Кирсанова ручным?

8. … «вступается за крестьян», но «говоря с ними… морщится и нюхает одеколон»?

9. …дает другому такую характеристику: «Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки… Ты славный малый; но ты все-таки мягенький, либеральный барич…»?


Задание 2. Вопросы для обсуждения.

  1. Почему, печатая роман «Отцы и дети» в реакционном журнале «Русский вестник», после разрыва с «Современником», Тургенев посвящает его памяти В.Г. Белинского?

  2. Когда начинается и происходит действие романа? Какие признаки революционной ситуации нашли отражение в произведении? Доказать текстом.

  3. Как характеризует братьев Кирсановых их биографии? Когда и зачем они введены в роман? Почему в романе нет развернутой биографии Базарова? Можно ли воспроизвести ее по отдельным деталям?

  4. После спора с Базаровым Николай Петрович Кирсанов вспоминает о своих спорах с матушкой. Одинакова ли основа конфликта Николая Петровича с его матерью и молодых героев романа с их отцами? Что лежит в основе отношения отцов и детей – возрастные, социальные, психологические различия?

  5. Как следует понимать признание И.С. Тургенева: «Николай Петрович – это я, Огарев и тысячи других»? Какие нравственные ценности хотел защитить в Кирсановых-отцах писатель?

  6. Базаров утверждает: «Каждый человек сам себя воспитывать должен». Как вы относитесь к проблеме самовоспитания?

  7. Что влекло Аркадия к Базарову? Почему он дорожил этой дружбой? Когда и почему произошел их разрыв? Как отнесся к этому Базаров? Остались ли в характере Аркадия какие-либо следы влияния Базарова?

  8. Почему Николай Петрович, не споря, считает, что «их [«отцов»] песенка спета»? Почему Павел Петрович еще хочет «повоевать»? Как ведет себя в споре Аркадий? Есть ли у него свои принципы или он только повторяет слова Базарова?

  9. Отношение Кирсановых к искусству. Одинаково ли оно у братьев?

  10. Как вы оцениваете взгляды Базарова на природу и его главное высказывание: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»? Как фактически он относится в романе к природе? Понимает ли, чувствует он ее красоту? Как относятся к природе другие герои?

  11. Что общего в описании Тургеневым любви всех героев романа? Каким изображает писатель чувства Николая Петровича, их силу и глубину? Как оценивает автор историю любви Павла Петровича к княгине Р.? Что в этом очень значимого для самого Тургенева? Отметьте в эпилоге слова писателя о силе любви. Как вы оцениваете любовь к Фенечке обоих Кирсановых и повод для дуэли, данный Базаровым?

  12. Что привлекло Базарова к Одинцовой? Как ведет он себя, полюбив ее? Кто более прав: писатель, говоривший, что «Одинцова так же мало влюбляется в Аркадия. Как в Базарова», или Писарев, утверждающий, что у нее был зародыш чувства, но она не дала ему развиться? Докажите свою точку зрения анализом текста. Каким и как вышел Базаров из этого испытания? Прав ли Достоевский, увидевший в главном герое «признак великого сердца»?

  13. Что представляют собой родители Базарова? Какую роль они сыграли в жизни своего сына? Как он к ним относится? В чем видна в романе «святая, преданная любовь» родителей Базарова к своему сыну?

  14. Почему в романе существует две дуэли героев – словесная и физическая? Кто побеждает в первой и какими приходят герои ко второй? Что совершается между этими поединками в романе? Как ведут себя победители и побежденные?

  15. Покажите разницу в описании писателем Базарова и его «учеников».

  16. Как относятся к Базарову крестьяне? Чем вызвана противоречивость их отношения? Как Базаров относится к крестьянам? О чем говорят слова Базарова: «Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух будет расти; ну, а дальше что?»?

  17. Почему недоволен собой Базаров перед смертью? Что означают слова Базарова о том, что смерть для него – «случайность», очень, по правде сказать, неприятная»? С каким «большим лесом» он собирался бороться в бреду?

  18. Почему автор заканчивает роман сценой смерти? Докажите справедливость слов Д.И. Писарева: «Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг».

  19. В романе нет внутренних монологов. Как же передает психологию своих героев Тургенев? Раскройте его принцип «тайной психологии» на нескольких примерах.

  20. Перескажите своими словами обстановку действия одной из сцен романа (спора в гостиной, вечернего разговора Базарова с Одинцовой и др.).

  21. Какую роль в романе играет описание костюма героев? Какие детали вам наиболее запомнились?

  22. Речь кого из героев вам кажется наиболее убедительной?

  23. К каким сценам или строкам романа можно отнести слова: «…язык Тургенева…велик и могуч»?












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!