СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольные работы по творчеству Н.А.Некрасова по дисциплине ОУД.01 Литература

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольные работы по творчеству Н.А.Некрасова по дисциплине ОУД.01 Литература

Просмотр содержимого документа
«Контрольные работы по творчеству Н.А.Некрасова по дисциплине ОУД.01 Литература»

Сочинение

по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».


Задание 1. Кому посвятил Н.А. Некрасов эти строки?


1. «Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе.

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве и свободе»?


2. «Как женщину, ты родину любил,

Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца

Ей покорял»?


3. «Врагу дремать ты не давал,

Клеймя и проклиная,

И маску дерзости срывал

С глупца и негодяя»?


4. «все он изведал: тюрьму петербургскую,

Справки, допросы, жандармов любезности,

Все – и раздольную степь Оренбургскую

И ее крепость…»?


5. «… будем лучше рисковать,

Чем безопасному безделью

Остаток жизни отдавать»?


6. «Служи не славе, не искусству, -

Для блага ближнего живи»?



Задание 2. Знаете ли вы персонажей поэмы?


1. «Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз. У рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле…»?


2. «Мужик с одышкою,

Расслабленный, худой

(нос вострый, как у мертвого,

Как грабли руки тощие,

Как спицы ноги длинные,

Не человек - комар)»?


3. «… был хрупок на ноги,

Высок и тощ до крайности;

На нем сюртук с медалями

Висел, как на шесте»?


4. «Мужик сырой, особенный,

Головка не поклончива»?


5. «… кругленький,

Усатенький, пузатенький,

С сигарочкой во рту»?


6. «Через леса дремучие,

Через болота топкие

Пешком пришел, шельмец!

Один, как перст: фуражечка

Да тросточка, а в тросточке

Для уженья снаряд.

И был сначала тихонькой…»?


7. «Худой, как зайцы зимние…

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И – разные глаза…»?


8. «Носил рубаху красную,

Поддевочку суконную,

Смазные сапоги;

Пел складно песни русские

И слушать их любил»?


9. «К нему подходишь к первому,

А он и посоветует,

И справку наведет;

Где хватит силы – выручит,

Не спросит благодарности,

И дашь, так не возьмет!»?


10. «С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет нестриженой,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал…»?


11. «осанистая женщина,

Широкая и плотная…

Красива, волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла»?


12. «Лицо худое, бледное

И волос тонкий, вьющийся,

С оттенком красноты,

… кость широкая,

Но сильно исхудалое

Лицо…»?



































Тестирование по творчеству Н.А.Некрасова.


1. Укажите годы жизни Н.А. Некрасова:

А) 1822-1890

Б) 1820-1876

В) 1821-1878

Г) 1830-1885


2. С какой рекой связаны воспоминания Н.А. Некрасова?

А) с Днепром

Б) С Окой

В) С Невой

Г) с Волгой


3. С 1857 года Н.А. Некрасов является издателем основанного А.С. Пушкиным журнала:

А) «Отечественные записки»

Б) «Современник»

В) «Вестник Европы»

Г) «Библиотека для чтения»


4. В середине 40-х годов 19 века Некрасов начал издавать альманахи, отстаивая гоголевское направление в русской литературе. Один из них – «Петербургский сборник», а второй?

А) «Физиология Петербурга»

Б) «Родина»

В) «Новое время»

Г) «Жизнь Петербурга»


5. Вслед за Пушкиным и Гоголем Н.А. Некрасов в своих произведениях обращается к теме Петербурга. Этот город у Некрасова:

А) красив и величественен

Б) неопределенный и безжизненный

В) символический город зла

Г) город вечных праздников и любви


6. К какому литературному направлению можно отнести творчество Н.А. Некрасова?

А) К классицизму

Б) Сентиментализму

В) Романтизму

Г) Критическому реализму


7. По своим социально-политическим взглядам Н.А. Некрасов был:

А) либералом (изменение ситуации в стране при помощи реформ)

Б) революционным демократом (изменение ситуации в стране при помощи революции)

В) монархистом (правление одного лица)











Тестирование по творчеству Н.А.Некрасова. Лирика поэта.


1. Какова общая тональность поэзии Некрасова?

А) Сатирическая

Б) Лирическая

В) Гражданственная

Г) Просветительская

2. Какие мотивы лирики Н.А. Некрасова явились традиционными?

А) Любовная лирика

Б) Тема поэта и поэзии

В) Тема Родины

Г) Тема народа

3. Какой образ Музы создает в своих стихах Н.А. Некрасов?

А) Музы мести и печалит

Б) Музы – легкомысленной красавицы

В) Музы – уездной барышни

4. Стихотворение «Поэт и гражданин» построено в форме диалога. С кем ведет спор лирический герой стихотворения?

А) Сам с собою

Б) С представителем власти

В)С представителем «чистого искусства»

5. Кому Н.А. Некрасов посвятил следующие строки:

Суров ты был, ты в молодые годы

Умел рассудку страсти подчинять.

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать.

А) Н.А. Добролюбову

Б) Н.Г. Чернышевскому

В) В.Г. Белинскому

6. Назовите адресата любовной лирики Н.А. Некрасова:

А) Е. Денисьева

Б) А.П. Керн

В) А.Я. Панаева

В) Л.Д. Менделеева

7. Какие чувства преобладают в любовной лирике Н.А. Некрасова?

А) Восторг и радость

Б) Нежность и восхищение

В) Преклонение перед возлюбленной

Г) Страдание и ревность

8. Из какого произведения Н.А. Некрасова следующие строки:

Природа – мать!

Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

А) «Памяти Добролюбова»

Б) «Элегия»

В) «Пророк»

9. Из какого произведения Н.А. Некрасова следующие строки:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

А) ) «Элегия»

Б) «Поэт и гражданин»

В) «Пророк»

10. Укажите, какой жанр чаще всего встречается в лирике Н.А. Некрасова:

А) Ода

Б) баллада

В) элегия

Г) эпиграмма

Тестирование по творчеству Н.А.Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»


1. Сколько было мужиков, которые отправились на поиски счастливого на Руси?

А) Пять

Б) Три

В) Шесть

Г) Семь

2. Сюжет поэмы построен на встречах крестьян:

А) с чиновником, помещиком;

Б) с купцом, попом, народом;

В) помещиком, попом, крестьянами

3. В поэме поставлен вопрос;

А) о счастье отдельных представителей господствующих классов;

Б) «всенародном» счастье;

В) судьбе народа.

4. В поэме высказывается несколько версий о том, кто счастлив на Руси. Кого из «списка» первым встречают герои-правдоискатели?

А) Помещика;

Б) попа;

В) чиновника;

Г) купца.

5. Почему поп и помещики не чувствуют себя счастливыми?

А) нет прежнего смирения крестьян;

Б) уменьшились их доходы;

В) утрачены покой, богатство, честь

6. «Богатырем святорусским» в поэме назван:

А) Савелий;

Б) Ермил Гирин;

В) Яким Нагой

7. Н.А. Некрасов в своей поэме представил своеобразного народного заступника, народного правдолюбца. Это:

А) Гриша Добросклонов;

Б) Яким Нагой;

В) Ермил Гирин;

Г) Матрена Тимофеевна

8. Почему семеро мужиков не удовлетворены рассказом Матрены Тимофеевны, о которой «молва идет всесветная», что она «вольготно, счастливо» живет?

А) Матрена Тимофеевна не рассказывает всей правды странникам;

Б) Мужики видят цену, за которую Матрена Тимофеевна заплатила за «покой» и «честь»;

В) мужики понимают, что «счастие» Матрены Тимофеевны не соответствует формуле «покой, богатство, честь»;

9. О каких «ключах» идет речь в притче, которую Матрена Тимофеевна рассказывает странникам:

Ключи… заброшены, потеряны у бога самого.

А) ключах «от счастья женского»;

Б) о «неоценимых ключах», которые «пришлись к рабам-невольникам»;

В) ключах от «каторжных нор», в которых томятся крестьяне, подобные Савелию

10. Какой смысл имеет в поэме образ Гриши Добросклонова?

А) Воплощение лучших черт соратников Некрасова;

Б) Ответ на вопрос, поставленный в заглавие поэмы.

В) образ человека, умеющего помнить и ценить добро.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ К ПОЭМЕ «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»


1. Почему Н.А. Некрасов уделил так много внимания изображению крестьянской жизни?

2. Найдите элементы сказочной фантастики в прологе поэмы. Выделите другие образные средства, сближающие поэму «Кому на Руси жить хорошо» с устным народным творчеством. Показать на нескольких примерах, как поэт использовал загадки, пословицы, поговорки, народные песни. Сделать выводы.

3. Как отвечает Некрасов своей поэмой на вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Почему никто из странников не предложил искать счастливого среди «освобожденных» крестьян?

3. О чем говорят названия деревень (Заплатово, Дырявино, Разутово, Неелово, Горелово, Неурожайка), из которых вышли странники на поиски счастливого человека?

4. Почему крестьяне-правдоискатели не нашли счастливого среди помещиков? Как вы понимаете слова: «Порвалась цепь великая…»?

5. Как показывает Некрасов нарастание социального протеста в крестьянской среде? Чем примечателен Яким Нагой? (глава «Пьяная ночь»). Как отражаются в его речи сознание собственного достоинства, чувство негодования, страстное ожидание бури, которая уничтожит угнетателей народа?

6. Расскажите историю Ермила Гирина. (глава «Счастливые»). Чем он заслужил любовь и уважение своих односельчан? Какова его судьба?

7. Как показана Некрасовым горькая доля русской крестьянки? Почему Матрену Тимофеевну Корчагину в своей деревне называли «счастливицей»? Какой была ее жизнь в прошлом? Какие суровые испытания она перенесла? Почему к ней можно отнести ставшие крылатыми слова поэта: «В рабстве спасенное сердце свободное…»?

8. Доказать, что в образе Савелия, богатыря святорусского, запечатлено пробуждающееся народное сознание.

9. Подготовить пересказ-анализ повествования «Про холопа примерного, Якова верного». Как вы считаете, остался ли Яков холопом до смертного своего часа?

10. В ком из героев поэмы воплощен идеал человека? Каков этот идеал? Сопоставить его с тем идеалом, который запечатлен в некрасовской лирике («Памяти Добролюбова»).








Семинар по теме: «Гражданская лирика Н.А. Некрасова».


А) Вопросы и задания к стихотворению «Элегия».

1. Почему стихотворение называется «Элегия»?

2. Почему поэт называет страдания народа «старой темой»? Как в стихотворении выражено его отношение к крестьянской реформе?

3. Почему автор уверен, что народ не слышит его песен?

4. Как и с какой целью меняются образные картины и поэтические интонации в четырех частях стихотворения?

5. Какие строки стихотворения являются скрытыми цитатами или отсылают читателя к творчеству А.С. Пушкина?

6. Есть ли разница в понятиях «народ» и «толпа» в стихотворениях Пушкина и Некрасова?

7. Как Некрасов и Пушкин решают для себя проблему предназначения поэта?


Б) Вопросы и задания к стихотворению «Поэт и гражданин». (Тема гражданственности искусства)

1. Почему, по вашему мнению, данное стихотворение было напечатано более крупным шрифтом в начале его первого издания стихотворений, вышедшего в 19 октября 1856г.?

2. Какие две жизненные и идейно-эстетические позиции сталкиваются в стихотворении?

3. Каковы идейные декларации Гражданина? Выпишите и прокомментируйте их. Какой характер придают речи Гражданина напористые интонации, обилие глаголов в повелительном наклонении, возвышенная лексика? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

4. Кого призывает автор устами Гражданина идти в «огонь за честь отчизны»? Можно ли этот призыв считать обращенным автором к самому себе?

5. Каков символический образ бури на море?

6. Принимает ли Поэт до конца точку зрения Гражданина или остается при своем мнении? Почему последние слова в стихотворении принадлежат Поэту, а не Гражданину?

7. Какой оттенок приобретает образ Музы в финале стихотворения?

8. С какой целью автор создает в стихотворении ассоциации, обращенные к творчеству Пушкина? Сопоставьте данное стихотворение со стихотворением Пушкина «Поэт и толпа».


В) Вопросы и задания к стихотворению «Памяти Добролюбова». (Тема друзей народа).

1. Какими видит поэт своих современников, борцов за народное счастье?

2. Каким рисуется идеал революционера-борца?

3. Как относится Н.А. Некрасов к гибели Добролюбова?

4. Какое место в данном стихотворении занимает образ Родины?


Г) Вопросы и задания к стихотворению «Несжатая полоса». (Тема народа).

1. Как создается в стихотворении образ народа? Какова народная жизнь? Каково отношение народа к труду?

2. Что нового внес Некрасов в изображение народной жизни?


Д) Вопросы и задания к стихотворению «Песня Еремушке».(Тема смысла жизни и предназначения человека).

1. Какие две жизненные позиции противопоставлены в стихотворении?

2. Каков жизненный идеал проповедует поэт устами няни?

3. Какие стремления проезжий человек считает человеческими?

4. В каких словах и выражениях воплощается некрасовский призыв к революции?

5. Найти в песне проезжего примеры возвышенной лексики. Какой смысл они придают стихотворению?

6. Каков символический смысл в сне ребенка Еремушки и его пробуждении? Почему он плачет? Какие колыбельные песни надо петь русскому народу, чтобы он, «исполненный сил», проснулся богатырем?

7. Какой смысл придает поэт таким понятиям как «дикая вражда» и «ненависть правая»? Какова для поэта формула счастья?


Е) Общее задание к стихотворению «О муза! Я у двери гроба…»: прочитать стихотворение и определить авторскую позицию.





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!