СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепции проблемного обучения и пути их преодоления в дисциплинах естественно математичкского цикла

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной статье рассматривается педагогические проблемы, возникаюшиеся в определенных дисциплинах естественно – математического цикла, связанные со сложностью и трудностью понимания и освоения учебного материала. Также определены пути их преодоления

Просмотр содержимого документа
«Концепции проблемного обучения и пути их преодоления в дисциплинах естественно математичкского цикла»

МК-1209



КОНЦЕПЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ В ДИСЦИПЛИНАХ ЕСТЕСТВЕННО МАТЕМАТИЧКСКОГО ЦИКЛА

Латифов Абдулатиф Саидович

Кандидат Педагогических Наук

Умарова Шахризат Нурмагомедовна

 Почетный работник общего образования РФ

ГБПОУ РД Каспийское медицинское училище им А. Алиева



Аннотация: в данной статье рассматривается педагогические проблемы, возникаюшиеся в определенных дисциплинах естественно – математического цикла, связанные со сложностью и трудностью понимания и освоения учебного материала. Также определены пути их преодоления

Ключевые слова: педагогические проблемы, технологии, трудность, сложность.



CONCEPTS OF PROBLEM-BASED LEARNING AND WAYS TO OVERCOME THEM IN THE DISCIPLINES OF THE NATURAL MATHEMATICAL CYCLE

Latifov Abdulatif Saidovich

Candidate Of Pedagogical Sciences

Umarova Shakhrizat Nurmagomedovna

Honorary Worker of General Education of the Russian Federation

GBPOU RD Caspian Medical School named after A. Aliyev


Abstract: this article examines the pedagogical problems that arise in certain disciplines of the natural-mathematical cycle, associated with the complexity and difficulty of understanding and mastering the educational material. The ways of overcoming them are also defined

Keywords: pedagogical problems, technologies, difficulty, complexity.

Рассматривая такую общегосударственную задачу единого для всех учащихся образования, остается открытым вопросом о заложении фундамента национальной культуры, которая требует учета ментальных черт, специфики культурных традиций, социокультурной, бытовой и трудовой жизни народов.

Проблемы возникающие в процессе обучения у студентов – это не новость. Еще 20 – 30 гг двадцатого века американский ученый, философ и психолог Дж. Дьюн, предполагал все виды обучения построить как самостоятельное решение проблем, основал отличную школу в Чикаго, где учебный план заменили трудовой и игровой деятельностью. Источниками познания в этой школе являлись: технические устройства - конструирование, произведения искусства, слова – художественные выражения и практическая деятельность - труд и игра. В последствии педагогические исследования, опирающиеся на сложность и трудность освоение материала, получило направление проблемного обучения, что позволило разработать общую технологию проблемного обучения, дающую возможность преодоления возни кающихся трудностей. При плавном переходе в наше время, можно обнаружить многие изменения, в основном у нынешнего поколения проявляется активно самостоятельная деятельность, при возникновении проблемных ситуаций. Иначе говоря, студенты стараются преодолевать возникающие сложности и трудности встречающиеся в процессе обучения определенных дисциплин, без вмешательства преподавателя. (при этом необходимо учесть, что проблемные ситуации бывают педагогического характера и психологического характера).

Педагогическая проблемная ситуация создается преподавателем, задающие вопросы для познания и проверки полученных знаний. Психологическая проблемная ситуация возникает при поиске сознания, т.е. вопросное состояние.

Современная практика обучения богата разнообразными примерами серьезных умов современной науки, которые трактуют разнообразные исследования по преодолению трудностей в обучении при изучении дисциплин естественно математического цикла. А именно проблемы такого характера можно выявить , в работах таких ученых как: (В.В. Давыдов, Л.В. Занков , Д.Б. Эльконин.).

Однако образовательная практика даже в инновационных образовательных учреждениях показывает, что пока значительное количество учащихся испытывает трудности в понимании, объяснении и применении знаний, как в естественных, так и в гуманитарных учебных предметах. Приведем некоторые примеры при изучении конкретных дисциплин естественного математического цикла, рассмотрим условия возникновения определенных трудностей в процессе изучения предметов, и пути их решения.

Методика изучения информатики - это отдельная отрасль педагогической науки, в котором рассматриваются различные проблемы в обучении информатики, как в системе школьного и дошкольного периода, в также системах средне – профессионального и высшего образования. Тогда можно сказать, что разработанная методика выявлена как единая наука, где раскрываются основные компоненты взаимодействия преподавателя информатики с различными видами учебной деятельности, для определения и нахождения путей решения учебных проблем на уроках информатики.

Как отдельная наука «Методика обучения информатики», получило свое развитие в середине XX века, в котором были даны основные пути решения учебных проблем общего образования, а также для формирования общего мировоззрения подрастающего поколения. Изучение информатики способствовало развитию умственных способностей учащегося, подготовка обучающегося к труду в условиях информационного общества. В систему образования Советского Союза (ныне России), был введен новый предмет «Основы информатики и вычислительной техники» в 1985 году. В связи с этим появились ряд проблем методического характера, которые требовали научно – обоснованных решений, эти требования стало толчком для разработки отдельной методики обучения информатики, но самой главной проблемой для страны стало подготовка высоко профессиональных преподавателей по информатики.

В настоящее время методика преподавания информатики существенно изменилась, по сравнению с тем временем. Это обусловлено с появлением новых педагогических идей, проведен ряд важнейших научных исследований в направлении улучшения методики преподавания информатики.

Для повышения эффективности процесса освоения нового материала, на уроках используются множество мультимедийных ресурсов т.е. электронные интерактивные средства (лаборатории, интерактивные плакаты, проекторы и симуляторы), которые используются преподавателями информатики решать определенные проблемы в обучении, что позволяет им более доступно объяснить изучаемый материал и легко преодолевать возникаюшиеся трудности на уроках. Возьмем к примеру простую программу Power Point, с помощью этой программы преподаватель создает презентацию учебного урока. Данные презентационного пакета обладают мощным потенциалом и просты в освоении, что позволяет не только, сократить время на подготовку к уроку, но и сосредотачивает внимание на основные методические особенности проектирование урока, разработка заданий для визуализации, организации самостоятельной и познавательной деятельности учащихся. Такой технологии преподавания предмета как информатика и прочих предметов недостаточно для более хорошего изучения материала.

Требуется отыскивать какую – то новую технологию преподавания, более новоиспеченные методы, средства, более совершенную, чем традиционная технология преподавания, какую – либо из развивающих, личностно – ориентированных технологий обучения, технологий в основе активизации и интенсификации тренировочной деятельности учащихся. Одна из подобных технологий преподавания – это проблемное обучение.

Проблемное обучение – концепция технологий и средств, обеспечивающих возможности созидательного участия, учащихся в ходе изучения новоиспеченных знаний, формирование креативного мышления и познавательных интересов личности.

Преподаватель, применяя проблемное обучение, видит, как меняется учебная обстановка на уроке, а именно ему необходимо проектировать модель с помощью которого он будет ввести учащихся, т.е. мультимедийные образовательные будут представляться в виде дидактических материалов, объединенных не только темой урока составленных в электронном виде, но и для достижения результата обучения. Учителю информатики для преодоления возни кающихся трудностей необходимо помнить при разработке интерактивных и мультимедийных образовательных ресурсов учесть цели и задачи, а также продумывать содержание и подачу учебного материала в создаваемых образовательных ресурсах, чтобы анализируя его и делая выводы, учащиеся приходили к формулировке новых знаний.

Одной из главных проблем изучения математики по мнениям многих ученых является качество математических знаний получаемые учащимися на уроках математики, имеется в виду состояние математического образования, формирующая будущее подрастающего поколения. В современном мире качественное освоение любой области человеческой деятельности не эффективно, без освоения математических знаний, а также методами. Так как математика лежит на основе всех современных технологий и научных исследований. Анализ ситуации математического образования выявляет следующую учебную проблему, если взять начальную школу – это наглядная инновационная среда, где закладывается основа для формирования базовой грамотности и основные жизненные навыки человека. Из выше сказанного можно определить, что основной проблемой является отсутствие преемственности при переходе из начальной школы в среднюю, а также можно включить контрольно – оценочная деятельность учащегося. Также можно определить следующее, что математика как основной предмет рассматривает ряд следующих проблем:

  • учебные издания не удовлетворяют современным образовательным стандартам – необходимо учебный материал был изложен доступно, на простом и понятном языке т.е. в учебнике должны быть иллюстрации и приведенные шаблоны примеров и задач расписаны полностью

  • многие школьники не могут самостоятельно работать - на мой взгляд решение этой проблемы можно объяснить тем что, учебники написаны не для учащихся, а для преподавателей (на сложном научном языке) учащиеся не могут самостоятельно добывать материал.

  • поиск более легких путей, выбирая между обучением и развитием- учащиеся выбирают обучение, зубрежка материала и списывание решений через определённые решебники или поиск решений в интернете.

Наиболее значимыми среди них являются:

  1. недостатки в пространственных представлениях, затрудняющие формирование понятия числового ряда и его свойств;

  2. недостаточное развитие понятийного мышления, создающее трудности в формулировании правила на основе анализа нескольких примеров, в запоминании схемы рассуждения при решении типовых задач;

  3. низкий уровень развития логических операций (сравнения, обобщения и абстрагирования), слабость развития которых не позволяет ребенку выделять существенные признаки изучаемых понятий, классифицировать их и систематизировать;

  4. особенность мышления студентов — его конкретность, одно линейность и инертность. В этом случае ребенку трудно отвлечься от сюжетной стороны задачи, сделать верные умозаключения, оперировать одновременно всеми нужными для решения задачи данными, перейти от одного способа решения к другому, подобрать способ решения при измененных условиях и т. д.

Однако эти недостатки не являются непреодолимыми. Хорошо известно, что логика — тренируемая функция. Даже при постоянном выполнении интеллектуальных тестов их результат с каждым разом улучшается за счет обучающей способности. Основным решением для преодоления учебных трудностей в математике – это качественное подготовка преподавателей, регулярное повышения их квалификации. Иначе говоря, необходимо создать образовательную среду, которая сможет максимально раскрыть способности и одаренности учащихся на всех категориях в области математики.

Считается, что физика один из тех предметов, который относится к естественным наукам, где трактуются конкретные научные тезисы, и формируются особое мировоззрение на окружающую природу. Изучение физики не должна тонуть в формулах, но оно необходимо для развития интеллекта учащегося, его воспитания и образования. К конце концов должно четко определено, что должны знать и уметь учащиеся, а также чему должен научить преподаватель на уроке. Если делать упор на учебники, то в ряде учебных заведениях до сих пор сохранены учебники 80-90 гг издания, т.к. содержание этих книг и логика изложения не плоха. Внимательный взгляд ученых нашего времени, выявили, что в ряде случаев устарели рисунки, фотографии, а также не достаточно отражены достижения современной науки т.к. наука не стоить на одном месте она развивается.

С задачниками дело обстоит лучше, их содержание подходить для любого уровня. Исходя из выше сказанного, на данном этапе реформирование целесообразно, для лучшего понимания и усвоения излагаемого материала, для не допущения возникновения проблем в обучении у учащихся даже на ранних стадиях предмета, провести тонкую параллель между старыми и новыми изданиями.

Проблемное обучение –не только освоение основ науки (как в сложившемся типе обучения), но и самого процесса получения знаний и научных фактов, развитие познавательных и творческих способностей учащегося, но и в основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой, учебно-познавательной деятельности студента, т. е. принцип “открытия” им научных фактов, явлений, законов, методов исследования и способов приложения знаний на практике.

Таким образом, проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации – главного средства активации мыслительной деятельности студентов и проходит затем основные этапы:

• формирование проблемы;

• нахождение способов ее решения;

• формулирование выводов;

• подведение итогов;

Исходя из описанного осуществляем умозаключение о том, что реформы в образовании и новые учебники не улучшили качество преподавания физики, необходимо добавить число часов или по возможности вернуть к сетки числа часов старых программ, что послужить средством развития интеллекта и мировоззрения у учащихся. Умение решать физические задачи должно быть главным приоритетным направлением развитие практического обучения по физике.

Следовательно, возможно предложить учащимся в качестве домашнего поручения простые эксперименты, на подготовку отчетов и сообщений, исполнении несложных промышленных проектов, исследование материальных основ домашних приборов.













Список литературы

  1. Кулганов, В. История педагогики и образования. Учебник / В. Кулганов, Е. Николаева, П. Юнацкевич. - М.: Питер, 2016. - 256 c.

  2. Кулганов, В. Превентология. Профилактика социальных отклонений / В. Кулганов, В. Белов, Ю. Парфенов. - М.: Питер, 2018. - 304 c.


  3. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев. - М.: Владос, 2016. - 244 c.

  4. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства / Т.В. Лодкина. - Москва: Наука2019. - 192 c.

  5. Людмила, Дмитриевна Столяренко Психология и педагогика / Людмила Дмитриевна Столяренко. - М.: КноРус, 2017. - 251 c.

  6. Методика воспитательной работы. - М.: Академия, 2019. - 368 c.

  7. Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии / А.М. Митяева. - М.: Академия, 2017. - 192 c.
    Морева, Н. А. Технологии профессионального образования / Н.А. Морева. - М.: Академия, 2017. - 362 c.

  8. Мягкова, Е. Л. Шпаргалка по педагогике / Е.Л. Мягкова. - М.: Аллель, 2019. - 388 c.

  9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Академия, 2017. - 272 c.

  10. Общая психология. Учебник. - М.: Просвещение, 2017. - 144 c.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!