СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина россии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ключевая роль в духовно – нравственном сплочении  общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане  России.  

Просмотр содержимого документа
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина россии»

КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И

ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ


Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров.  А есть эти ориентиры  там, где хранят уважение к родному языку, к самобы-

тной  культуре  и  к самобытным культурным ценностям, к памяти  своих 

предков.

Ключевая роль в духовно – нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане  России.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации шла разработка стандарта общего образования второго поколения. (сл. 2) Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. 

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии (сл. 3) с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

(сл. 4) Авторами Концепции являются

Данилюк Александр Ярославович - член-корреспондент РАО, (Отделение философии образования и теоретической педагогики), д.пед.н., доцент, профессор кафедры педагогики Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова, гл.редактор журнала «Педагогика» 

Кондаков Александр Михайлович член-корреспондент РАО (Отделение философии образования и теоретической педагогики), д.пед.н., доцент, генеральный директор издательства «Просвещение» генеральный директор издательства «Просвещение» 

Тишков Валерий Александрович – академик РАН, директор Института этнологии и антропологии РАН,член Общественной палаты РФ (председатель комиссии по толерантности и свободе совести)

(сл. 5) Концепция определяет:

- характер современного национального воспитательного идеала;

- цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

- систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

- основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.


(сл. 6)

  • нация — государственно-территориальная и политико-правовая общность, Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а её народ представляет собой нацию наций;

  • национальное государство — государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, общей территорией, общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация — национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой;

  • национальное самосознание (идентичность) — разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба;

  • формирование национальной идентичности — формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма;

  • патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;

  • гражданское общество — общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования;

  • многообразие культур и народов — культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия;

  • межэтнический мир и согласие — единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т.е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;

  • социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;

  • развитие — процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.;

  • воспитание — педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;

  • национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;(ВОСП. ПЛАН)

  • базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;

  • духовно-нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

  • духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

(сл. 7) Структура концепции

  1. Национальный воспитательный идеал

  2. Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

  3. Духовно-нравственное развитие и воспитание

  4. Базовые национальные ценности

  5. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

(сл. 8 )

Национальный воспитательный идеал.

Раскрывается весь путь человека Руси его воспитание и развитие.

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.

В XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха — императора. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству»

Советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви.! Советская эпоха дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального. (ВОвойна)

В 90-е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.


(сл. 9) Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

(сл. 10 ) В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • готовность и способность к духовному развитию, самооценке, пониманию смысла своей жизни;

  • готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;

  • укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях;

(сл. 11 ) формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

  • развитие совести, способности формулировать собственные нравственные обязательства;

  • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм;

  • осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни;

  • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлым.


(сл. 12 ) В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

  • осознание безусловной ценности семьи;

  • бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;

  • законопослушность;

  • духовная, культурная и социальная преемственность поколений.

(сл. 13 ) В сфере государственных отношений

  • формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни;

  • укрепление и совершенствование демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;

  • повышение доверия к государственным институтам;

  • повышение эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;

  • укрепление национальной безопасности.


(сл. 14 ) Духовно -нравственное развитие и воспитание личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей.

В рамках общего образования осуществляется восприятие и принятие обучающимся ценностей:

      • семейной жизни;

      • культурно-регионального сообщества;

культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;

      • российской гражданской нации;

      • мирового сообщества.


(сл. 15 ) Базовые национальные ценности

  • патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

  • социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

  • семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

  • наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

  • природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

(сл. 16) Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

  • нравственный пример педагога

  • социально-педагогическое партнерство

  • индивидуально-личностное развитие

  • интегративность программ духовно-нравственного воспитания

  • социальная востребованность воспитания



(сл. 17) Нравственный пример педагога


 Никакие воспитательные программы  не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример  нравственного и гражданского личностного поведения.

В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям – ценность Учителя.


  • Повысить государственный и социальный статус педагога, уровень его материального обеспечения.

  • Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодежи.


(сл. 18) Социально-педагогическое партнерство

Необходимо выстраивать партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, путем согласования социально-воспитательных программ образовательного учреждения и иных субъектов социализации.


(сл. 19) Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.

(сл. 20) Заключение

Организация воспитательного процесса в системе «школа — семья — социум» потребует педагогов, способных не только учить, но и воспитывать обучающихся.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!