СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция эффективной профилактики табакокурения среди осужденных

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Концепция эффективной профилактики табакокурения среди осужденных»









Концепция эффективной профилактики

табакокурения среди осужденных







                        



Учитель физической культуры

ГКОУ СОШ №1 при ИУ

Поладова Светлана Николаевна















Начинаешь курить, чтобы доказать, что ты мужчина.

Потом пытаешься бросить курить, чтобы доказать,

что ты мужчина. 
Жорж Сименон 





                                               Пояснительная записка

Курение — одна из самых распространенных вредных привычек современного общества, которая также наносит значительный вред здоровью и угрозу жизни.

Употребление наркотических веществ, в том числе и табакокурение, – серьезнейшая молодежная проблема последнего десятилетия. Психолого-педагогические исследования показали следующие тенденции:

- снижение возраста подростков, употребляющих наркотические средства, в том числе и табачную продукцию;

- увеличение доступности табачных изделий;

- формирование  на основе употребления наркотических средств особой молодёжной субкультуры.

Начавшие курить до 15 лет в 5 раз чаще умирают от рака лёгких, чем те, кто начал курить после 25 лет. В 15 лет у каждого российского подростка формируется выраженная табачная зависимость. Такие молодые курильщики, скорее всего, продолжают курить и во взрослом возрасте. Этот факт тревожен ещё и тем, что курение активно распространяется среди девочек-подростков, и эта тенденция способствует тому, что курящих взрослых женщин скоро будет не меньше, чем мужчин.

К сожалению, многие курильщики, даже зная все медицинские аспекты воздействия никотина на организм, обладая достаточно широкой информацией о вреде курения, зачастую не могут отказаться от вредной привычки.

Поэтому привитие школьникам элементов здорового образа жизни, умения отказаться от предложенной сигареты является весьма актуальной проблемой.

Проблема табакокурения в настоящее время приобрела социально- экономический характер и настойчиво требует разработки предупредительных мер в целях защиты интересов личности и общества.  По мнению ВОЗ   табак рассматривается как «оружие массового поражения». Связанные с курением сердечно-сосудистые заболевания каждый год уносят жизни 600 тысяч человек, и миллион – в развивающихся  странах.

Популярны в настоящее время электронные сигареты, которые изобрели в Китае в 2003 году. В отличие от обычных, где практически в открытом огне сгорает табак, в устройствах нового типа нагревается жидкость, а курильщик вдыхает не дым, а пар. По-английски — vapor. Отсюда другое название системы — вейп, сам процесс курения часто называют вейпингом. Мосгордума единогласно поддержала предложение приравнять электронные сигареты и кальяны к обычным табачным изделиям. Теперь законопроект рассмотрят в Государственной думе. 

Производители вейпа утверждают, что в сигаретах используется совершенно безопасное вещество, аналогичное чистому водяному пару. Но это не так.

Исследования показали, что аэрозоль содержит никотин (не всегда), глицерин, ароматизирующие компоненты, пропиленгликоль, ацетальдегид, формальдегид и другие канцерогенные (провоцирующие образование злокачественных опухолей) вещества. Пропиленгликоль используется при производстве продуктов бытовой химии. Попадая в организм, он поражает почки и головной мозг, нарушая их функционирование. Природный никотин в вейпах заменен химическим, что представляет еще большую опасность организма. В число химических заменителей входит сульфат никотина. Ранее он использовался как пестицид для уничтожения вредителей сельского хозяйства и борьбы с болезнями растений, но был запрещен из-за повышенной токсичности. Ароматизаторы, содержащиеся в аэрозоле, проникают в легкие и повреждают их на клеточном уровне. Воздействие оказывает накопительный эффект и со временем провоцирует развитие пневмонии, астмы, застойной сердечно-сосудистой недостаточности. К тому же даже чистый пар, постоянно воздействуя на слизистые оболочки, наносит им выраженный вред.

Поэтому сегодня мы рассматриваем вейп, как и обычные сигареты, которые содержат смертельный яд – никотин, а также ряд других опасных химических веществ, приводящих к развитию неизлечимых заболеваний дыхательной системы и других жизненно важных органов человеческого организма.

Курение - главная угроза здоровью и одна из причин смертности россиян. По данным Всемирной организации здравоохранения - ежегодно табак приводит почти к 7 миллионам случаев смерти, из которых более 6 миллионов случаев происходит среди потребителей и бывших потребителей табака, и более 890 000 — среди некурящих людей, подвергающихся воздействию вторичного табачного дыма. Если не будут приняты срочные меры, число ежегодных случаев смерти к 2030 году может превысить 8 миллионов.

Это катастрофическая тенденция приведёт к дальнейшей деградации россиян и росту смертности от рака, сердечно-сосудистых заболеваний. Урон, который наносится государству затратами на лечение, потерей трудоспособности и смертью сотен тысяч людей от болезней, причиной которых является курение, значительно превосходит доход, получаемый от табачной промышленности в виде налогов и других поступлений в бюджет. В настоящее время рассматривается вопрос участия России в рамочной конвенции по борьбе против табака, которую уже подписало 115 стран и ратифицировало более 15 государств мира. День 31 мая объявлен Всемирным днём без табака. Ежегодно третий четверг ноября отмечается как Всемирный день отказа от курения.

Большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2-х классах. И движет ими, прежде всего, любопытство. Первый опыт весьма неприятен: кашель, тошнота, слёзы из глаз, горечь во рту, головная боль, что заставляет детей «на время потерять интерес к курению». А вот в средних классах, как правило, интерес к курению начинает резко расти, и число курильщиков среди школьников стабилизируется уже к классу 9 (к сожалению, этот процесс молодеет). А причины этого уже другие, нежели любопытство. Чаще всего это подражание старшим товарищам, желание казаться взрослым, неправильная ориентация: курение – это модно, престижно и т.д., а также недостаточная информация учащихся о последствиях курения, незнание, насколько  эта привычка для здоровья реально опасна.

Здоровье человека – важнейшая жизненная ценность, не только отдельного человека, но и всего общества. В настоящее время во всём мире среди проблем, стоящих перед обществом, важнейшей является курение.

Вред, наносимый курением любых сигарет одинаков для всех курильщиков.

Помимо самого курильщика страдают и те, кто находится вокруг – так называемые пассивные курильщики.

Длительное курение приводит к заболеваниям различных органов и систем.

Предупреждение табакокурения обучающихся имеет важное значение для достижения оптимально здорового общества. Подростки знают о вреде курения, однако, друзья в компании, курящие родители, влияние рекламы способствуют широкому распространению курения в стране.

Поэтому привитие школьникам элементов здорового образа жизни, умения отказаться от предложенной сигареты является весьма актуальной проблемой.

По данным российских и зарубежных специалистов, среди основных факторов,  влияющих на распространение табакокурения,  являются:

-образ жизни;

-окружающая среда;

-наследственность.

Следовательно, необходима профилактическая работа (различные формы и методы) по предупреждению табакокурения.

Главная цель   профилактики табакокурения – донести до молодого поколения информацию об их вредном воздействии на организм и непредсказуемости эффектов. Каждый подросток должен осознать всю опасность и необратимые последствия вредных привычек и привить в себе ценности здорового образа жизни. 

Задачи:

- Повышать уровень знаний учащихся о различных аспектах отрицательного действия табака, о последствиях ку­рения и влиянии курения на раз­личные сферы жизни человека (здоровье, учебу, работу, личную жизнь и т.п.);

- Вырабатывать негативное отношение к курению и формировать стремление к уменьшению социальной преемственности этой привычки.

- Формировать навыки противостояния никотиновому давлению социальной среды.

Участники программы:

•   учащиеся школы

•   педагогические работники, сотрудники исправительного учреждения. 

Методы и дидактические приемы:

- Лекция: это один из способов быстрой подачи необходимой информации.

- Использование наглядных пособий: одни учащиеся усваивают материал, воспринятый на слух или при помощи зрения, в то время как другие лучше воспринимают осязанием.

- Обсуждение в группах: оно даёт возможность учащимся поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определённой темы, а также позволяет размышлять, сопоставлять, делать собственные выводы и выслушивать разнообразные мнения своих товарищей.

- Беседа: разговор по заранее составленному плану с использованием специально разработанных вопросов.

- Ролевые игры: моделирование группой учащихся той или иной ситуации.

- Упражнения, позволяющие настроить группу на положительное эмоциональное взаимодействие.

Основные направления программы.

1.        Профилактика табакокурения среди молодежи.

2.        Мероприятия, направленные на выявление и пресечение противоправной деятельности, связанной  с реализацией табачных изделий.

3.        Меры по развитию системы культурно-массовых, спортивных и оздоровительных мероприятий.

Механизмы и основные мероприятия по реализации программы.

1.        Проведение школьной акции «Курение-вред!»

2.        Подготовка методических рекомендаций по профилактике табакокурения.

3.        Организация выставок, конкурсов рисунков и стенных газет по вопросам профилактики табакокурения.

4.        Проведение лекций и бесед   классными руководителями и учителями-предметниками по вопросам профилактики табакокурения.

5.      Организация ежегодных акций «Брось сигарету!» 20 октября, 31 мая среди учащихся.

6.        Проведение классных часов по профилактике вредных привычек у учащихся с привлечением психологов, наркологов.

7.        Проведение социально-психологических тренингов.

8.   Создание условий для проведения спортивных мероприятий.

Основные формы работы:

- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением;

- встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;

- встречи со специалистами;

- чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях;

- беседы по профилактике вредных привычек.

Работа организуется ежемесячно в рамках общешкольных мероприятий, а также в классах по мере необходимости.

Ожидаемые результаты:

1. Формирование негативного отношения к табакокурению.

2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от психоактивных веществ.

3. Повышение уровня развития умений и навыков:

4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

Учащиеся должны знать:

- болезни, связанные с курением;

- причины и последствия табакокурения;

- вредное влияние табака на организм человека.

Учащиеся должны уметь:

- применять полученные знания на практике;

- уметь говорить «Нет»;

- вести активный здоровый образ жизни.

Учащиеся должны приобрести навык:

- работы в коллективе;

- высказывания своих мыслей;

- изучения научной литературы.

   Профилактика табакокурения среди подростков – это не только профилактика никотиновой зависимости, но и профилактика сохранения здоровья всей нации, это реальная возможность увеличить продолжительность жизни, предотвратить развитие распространённых заболеваний сердечно-сосудистой системы, хронических бронхо-лёгочных заболеваний, рака лёгких и других болезней.

  Хотя отдельные элементы программы носят запретительный характер, нужно принять во внимание, что изменение поведения осуществляется не в ре­зультате категоричного запрета курения, а при формировании критического мышления к существующей проблеме.

Прежде всего, акцент программы должен быть сделан на по­всеместное прекращение курения в школе. В целях повышения эффективности  программы   курение  в школе должно быть прекращено на всех уровнях: учителя, работники исправительного учреждения, учащиеся.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Мероприятие

Целевая группа

Сроки

1. Нормативно-правовая база профилактической программы

 

Нормативно-правовая база профилактической программы

Педагоги школы, администрация ИУ, учащиеся

В течение года

2. Система просветительских мероприятий, реализуемых в течение учебного года

2.1

Тематические просветительские семинары для педагогов:

·             «Методы, используемые при проведении профилактических занятий»;

·             «Преимущества здорового образа жизни»

Педагоги школы

В течение года

 

«Проблема табакокурения — проблема государственной важности»

Классные руководители

В течение года

2.2

Классные часы:

·            «Проблемы профилактики табакокурения»;

·            «Проблема зависимостей. Причины возникновения различных зависимостей»;

·            «Курение и статистика»;

·            «Семья — здоровый стиль»;


Классные руководители

В течение года

2.3

·            Тренинговые занятия для учащихся

·            «Табачное зелье — ваш враг»;

·            «Профилактика табакокурения»;

·            «О вреде пассивного курения»;

·            «Табак и пассивное курение»;

·            «Человек и его здоровье»;

·            «Права курящих и некурящих»;

·            «Не начинай курить!»;


Учащиеся

В течение года

3. Факультативные курсы

3.1

Факультативный курс для учащихся «Человек и его здоровье»

Учащиеся 10-х классов

В течение четверти

3.2

Факультативный курс для учащихся 5-х классов «Навыки жизни»

Учащиеся 5-х классов

В течение четверти

4.

Общешкольные мероприятия под знаком пропаганды здорового образа жизни

1–11-е классы

Ноябрь

5. Практические материалы для оформления тематических стендов


6. Месячник профилактики вредных привычек

7.1.

Диагностический материал, используемый в программе. Тесты, анкеты

Педагоги, учащиеся

В течение года

7.2.

Оформление тематических стендов, а также информационных уголков в классах

Педагоги, учащиеся

Ноябрь

7.3.

Семинары и лекции приглашенных специалистов и волонтеров

Учащиеся 5–11-х классов.

ноябрь

7.4.

Конкурс профилактических газет по профилактике табакокурения

Учащиеся 1–9-х классов.

ноябрь

7.5.

Методические рекомендации к осуществлению профилактической работы по табакокурению

Учителя

В течение года

 





Литература

 

1. Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 10 января 2003 г., 1 декабря 2004 г.) 

2. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г.) 

3. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (с изменениями от 18 июня, 14, 30 декабря 2001 г., 20, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 9 мая, 21 июля 2005 г.)

4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 февраля 2005 г. N 163 'Об утверждении предупредительных надписей о вреде курения табака"

5. Здоровье. Учебно-методическое пособие для учителей 1–11-х классов / Под ред. В.Н. Касаткина, Л.А. Щеплягина. – М., 2001.

6. Касаткин В.Н. и др. Принципы создания программы профилактики курения в школе.//Вестник образования, № 13, 2001, с. 57-71.

 







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!