Концепция эффективной профилактики
табакокурения среди осужденных
Учитель физической культуры
ГКОУ СОШ №1 при ИУ
Поладова Светлана Николаевна
Начинаешь курить, чтобы доказать, что ты мужчина.
Потом пытаешься бросить курить, чтобы доказать,
что ты мужчина.
Жорж Сименон
Пояснительная записка
Курение — одна из самых распространенных вредных привычек современного общества, которая также наносит значительный вред здоровью и угрозу жизни.
Употребление наркотических веществ, в том числе и табакокурение, – серьезнейшая молодежная проблема последнего десятилетия. Психолого-педагогические исследования показали следующие тенденции:
- снижение возраста подростков, употребляющих наркотические средства, в том числе и табачную продукцию;
- увеличение доступности табачных изделий;
- формирование на основе употребления наркотических средств особой молодёжной субкультуры.
Начавшие курить до 15 лет в 5 раз чаще умирают от рака лёгких, чем те, кто начал курить после 25 лет. В 15 лет у каждого российского подростка формируется выраженная табачная зависимость. Такие молодые курильщики, скорее всего, продолжают курить и во взрослом возрасте. Этот факт тревожен ещё и тем, что курение активно распространяется среди девочек-подростков, и эта тенденция способствует тому, что курящих взрослых женщин скоро будет не меньше, чем мужчин.
К сожалению, многие курильщики, даже зная все медицинские аспекты воздействия никотина на организм, обладая достаточно широкой информацией о вреде курения, зачастую не могут отказаться от вредной привычки.
Поэтому привитие школьникам элементов здорового образа жизни, умения отказаться от предложенной сигареты является весьма актуальной проблемой.
Проблема табакокурения в настоящее время приобрела социально- экономический характер и настойчиво требует разработки предупредительных мер в целях защиты интересов личности и общества. По мнению ВОЗ табак рассматривается как «оружие массового поражения». Связанные с курением сердечно-сосудистые заболевания каждый год уносят жизни 600 тысяч человек, и миллион – в развивающихся странах.
Популярны в настоящее время электронные сигареты, которые изобрели в Китае в 2003 году. В отличие от обычных, где практически в открытом огне сгорает табак, в устройствах нового типа нагревается жидкость, а курильщик вдыхает не дым, а пар. По-английски — vapor. Отсюда другое название системы — вейп, сам процесс курения часто называют вейпингом. Мосгордума единогласно поддержала предложение приравнять электронные сигареты и кальяны к обычным табачным изделиям. Теперь законопроект рассмотрят в Государственной думе.
Производители вейпа утверждают, что в сигаретах используется совершенно безопасное вещество, аналогичное чистому водяному пару. Но это не так.
Исследования показали, что аэрозоль содержит никотин (не всегда), глицерин, ароматизирующие компоненты, пропиленгликоль, ацетальдегид, формальдегид и другие канцерогенные (провоцирующие образование злокачественных опухолей) вещества. Пропиленгликоль используется при производстве продуктов бытовой химии. Попадая в организм, он поражает почки и головной мозг, нарушая их функционирование. Природный никотин в вейпах заменен химическим, что представляет еще большую опасность организма. В число химических заменителей входит сульфат никотина. Ранее он использовался как пестицид для уничтожения вредителей сельского хозяйства и борьбы с болезнями растений, но был запрещен из-за повышенной токсичности. Ароматизаторы, содержащиеся в аэрозоле, проникают в легкие и повреждают их на клеточном уровне. Воздействие оказывает накопительный эффект и со временем провоцирует развитие пневмонии, астмы, застойной сердечно-сосудистой недостаточности. К тому же даже чистый пар, постоянно воздействуя на слизистые оболочки, наносит им выраженный вред.
Поэтому сегодня мы рассматриваем вейп, как и обычные сигареты, которые содержат смертельный яд – никотин, а также ряд других опасных химических веществ, приводящих к развитию неизлечимых заболеваний дыхательной системы и других жизненно важных органов человеческого организма.
Курение - главная угроза здоровью и одна из причин смертности россиян. По данным Всемирной организации здравоохранения - ежегодно табак приводит почти к 7 миллионам случаев смерти, из которых более 6 миллионов случаев происходит среди потребителей и бывших потребителей табака, и более 890 000 — среди некурящих людей, подвергающихся воздействию вторичного табачного дыма. Если не будут приняты срочные меры, число ежегодных случаев смерти к 2030 году может превысить 8 миллионов.
Это катастрофическая тенденция приведёт к дальнейшей деградации россиян и росту смертности от рака, сердечно-сосудистых заболеваний. Урон, который наносится государству затратами на лечение, потерей трудоспособности и смертью сотен тысяч людей от болезней, причиной которых является курение, значительно превосходит доход, получаемый от табачной промышленности в виде налогов и других поступлений в бюджет. В настоящее время рассматривается вопрос участия России в рамочной конвенции по борьбе против табака, которую уже подписало 115 стран и ратифицировало более 15 государств мира. День 31 мая объявлен Всемирным днём без табака. Ежегодно третий четверг ноября отмечается как Всемирный день отказа от курения.
Большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2-х классах. И движет ими, прежде всего, любопытство. Первый опыт весьма неприятен: кашель, тошнота, слёзы из глаз, горечь во рту, головная боль, что заставляет детей «на время потерять интерес к курению». А вот в средних классах, как правило, интерес к курению начинает резко расти, и число курильщиков среди школьников стабилизируется уже к классу 9 (к сожалению, этот процесс молодеет). А причины этого уже другие, нежели любопытство. Чаще всего это подражание старшим товарищам, желание казаться взрослым, неправильная ориентация: курение – это модно, престижно и т.д., а также недостаточная информация учащихся о последствиях курения, незнание, насколько эта привычка для здоровья реально опасна.
Здоровье человека – важнейшая жизненная ценность, не только отдельного человека, но и всего общества. В настоящее время во всём мире среди проблем, стоящих перед обществом, важнейшей является курение.
Вред, наносимый курением любых сигарет одинаков для всех курильщиков.
Помимо самого курильщика страдают и те, кто находится вокруг – так называемые пассивные курильщики.
Длительное курение приводит к заболеваниям различных органов и систем.
Предупреждение табакокурения обучающихся имеет важное значение для достижения оптимально здорового общества. Подростки знают о вреде курения, однако, друзья в компании, курящие родители, влияние рекламы способствуют широкому распространению курения в стране.
Поэтому привитие школьникам элементов здорового образа жизни, умения отказаться от предложенной сигареты является весьма актуальной проблемой.
По данным российских и зарубежных специалистов, среди основных факторов, влияющих на распространение табакокурения, являются:
-образ жизни;
-окружающая среда;
-наследственность.
Следовательно, необходима профилактическая работа (различные формы и методы) по предупреждению табакокурения.
Главная цель профилактики табакокурения – донести до молодого поколения информацию об их вредном воздействии на организм и непредсказуемости эффектов. Каждый подросток должен осознать всю опасность и необратимые последствия вредных привычек и привить в себе ценности здорового образа жизни.
Задачи:
- Повышать уровень знаний учащихся о различных аспектах отрицательного действия табака, о последствиях курения и влиянии курения на различные сферы жизни человека (здоровье, учебу, работу, личную жизнь и т.п.);
- Вырабатывать негативное отношение к курению и формировать стремление к уменьшению социальной преемственности этой привычки.
- Формировать навыки противостояния никотиновому давлению социальной среды.
Участники программы:
• учащиеся школы
• педагогические работники, сотрудники исправительного учреждения.
Методы и дидактические приемы:
- Лекция: это один из способов быстрой подачи необходимой информации.
- Использование наглядных пособий: одни учащиеся усваивают материал, воспринятый на слух или при помощи зрения, в то время как другие лучше воспринимают осязанием.
- Обсуждение в группах: оно даёт возможность учащимся поделиться своими мыслями, впечатлениями и ощущениями в рамках определённой темы, а также позволяет размышлять, сопоставлять, делать собственные выводы и выслушивать разнообразные мнения своих товарищей.
- Беседа: разговор по заранее составленному плану с использованием специально разработанных вопросов.
- Ролевые игры: моделирование группой учащихся той или иной ситуации.
- Упражнения, позволяющие настроить группу на положительное эмоциональное взаимодействие.
Основные направления программы.
1. Профилактика табакокурения среди молодежи.
2. Мероприятия, направленные на выявление и пресечение противоправной деятельности, связанной с реализацией табачных изделий.
3. Меры по развитию системы культурно-массовых, спортивных и оздоровительных мероприятий.
Механизмы и основные мероприятия по реализации программы.
1. Проведение школьной акции «Курение-вред!»
2. Подготовка методических рекомендаций по профилактике табакокурения.
3. Организация выставок, конкурсов рисунков и стенных газет по вопросам профилактики табакокурения.
4. Проведение лекций и бесед классными руководителями и учителями-предметниками по вопросам профилактики табакокурения.
5. Организация ежегодных акций «Брось сигарету!» 20 октября, 31 мая среди учащихся.
6. Проведение классных часов по профилактике вредных привычек у учащихся с привлечением психологов, наркологов.
7. Проведение социально-психологических тренингов.
8. Создание условий для проведения спортивных мероприятий.
Основные формы работы:
- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением;
- встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;
- встречи со специалистами;
- чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях;
- беседы по профилактике вредных привычек.
Работа организуется ежемесячно в рамках общешкольных мероприятий, а также в классах по мере необходимости.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование негативного отношения к табакокурению.
2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от психоактивных веществ.
3. Повышение уровня развития умений и навыков:
4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.
Учащиеся должны знать:
- болезни, связанные с курением;
- причины и последствия табакокурения;
- вредное влияние табака на организм человека.
Учащиеся должны уметь:
- применять полученные знания на практике;
- уметь говорить «Нет»;
- вести активный здоровый образ жизни.
Учащиеся должны приобрести навык:
- работы в коллективе;
- высказывания своих мыслей;
- изучения научной литературы.
Профилактика табакокурения среди подростков – это не только профилактика никотиновой зависимости, но и профилактика сохранения здоровья всей нации, это реальная возможность увеличить продолжительность жизни, предотвратить развитие распространённых заболеваний сердечно-сосудистой системы, хронических бронхо-лёгочных заболеваний, рака лёгких и других болезней.
Хотя отдельные элементы программы носят запретительный характер, нужно принять во внимание, что изменение поведения осуществляется не в результате категоричного запрета курения, а при формировании критического мышления к существующей проблеме.
Прежде всего, акцент программы должен быть сделан на повсеместное прекращение курения в школе. В целях повышения эффективности программы курение в школе должно быть прекращено на всех уровнях: учителя, работники исправительного учреждения, учащиеся.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ | Мероприятие | Целевая группа | Сроки |
1. Нормативно-правовая база профилактической программы |
| Нормативно-правовая база профилактической программы | Педагоги школы, администрация ИУ, учащиеся | В течение года |
2. Система просветительских мероприятий, реализуемых в течение учебного года |
2.1 | Тематические просветительские семинары для педагогов: · «Методы, используемые при проведении профилактических занятий»; · «Преимущества здорового образа жизни» | Педагоги школы | В течение года |
| «Проблема табакокурения — проблема государственной важности» | Классные руководители | В течение года |
2.2 | Классные часы: · «Проблемы профилактики табакокурения»; · «Проблема зависимостей. Причины возникновения различных зависимостей»; · «Курение и статистика»; · «Семья — здоровый стиль»; | Классные руководители | В течение года |
2.3 | · Тренинговые занятия для учащихся · «Табачное зелье — ваш враг»; · «Профилактика табакокурения»; · «О вреде пассивного курения»; · «Табак и пассивное курение»; · «Человек и его здоровье»; · «Права курящих и некурящих»; · «Не начинай курить!»; | Учащиеся | В течение года |
3. Факультативные курсы |
3.1 | Факультативный курс для учащихся «Человек и его здоровье» | Учащиеся 10-х классов | В течение четверти |
3.2 | Факультативный курс для учащихся 5-х классов «Навыки жизни» | Учащиеся 5-х классов | В течение четверти |
4. | Общешкольные мероприятия под знаком пропаганды здорового образа жизни | 1–11-е классы | Ноябрь |
5. Практические материалы для оформления тематических стендов |
|
6. Месячник профилактики вредных привычек |
7.1. | Диагностический материал, используемый в программе. Тесты, анкеты | Педагоги, учащиеся | В течение года |
7.2. | Оформление тематических стендов, а также информационных уголков в классах | Педагоги, учащиеся | Ноябрь |
7.3. | Семинары и лекции приглашенных специалистов и волонтеров | Учащиеся 5–11-х классов. | ноябрь |
7.4. | Конкурс профилактических газет по профилактике табакокурения | Учащиеся 1–9-х классов. | ноябрь |
7.5. | Методические рекомендации к осуществлению профилактической работы по табакокурению | Учителя | В течение года |
Литература
1. Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 10 января 2003 г., 1 декабря 2004 г.)
2. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г.)
3. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (с изменениями от 18 июня, 14, 30 декабря 2001 г., 20, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 9 мая, 21 июля 2005 г.)
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 февраля 2005 г. N 163 'Об утверждении предупредительных надписей о вреде курения табака"
5. Здоровье. Учебно-методическое пособие для учителей 1–11-х классов / Под ред. В.Н. Касаткина, Л.А. Щеплягина. – М., 2001.
6. Касаткин В.Н. и др. Принципы создания программы профилактики курения в школе.//Вестник образования, № 13, 2001, с. 57-71.