СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция обновления содержания и технологий дополнительного образования детей в области реализации дополнительных общеразвивающих программ социально-педагогической направленности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Концепция обновления содержания и технологий дополнительного образования детей в области реализации дополнительных общеразвивающих программ социально-педагогической направленности»


Концепция обновления

содержания и технологий дополнительного образования детей

в области реализации дополнительных общеразвивающих программ

социально-педагогической направленности1


Введение

Настоящая концепция предназначена для установления общих ориентиров обновления содержания и технологий социально-педагогической направленности дополнительного образования детей в рамках реализации Концепции развития дополнительного образования детей, Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» в условиях происходящих социальных, культурных, технологических изменений, в соответствии с актуальным уровнем развития теории и методологии.

Под направленностью (профилем) в соответствии с ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» понимается ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.

В настоящее время отсутствуют нормативные или методические документы, регулирующие содержание дополнительного образования социально-педагогической направленности, системно раскрывающие ее содержание (определяющие критерии отнесения дополнительных общеобразовательных программ к данной направленности, содержательные отличия данных программ от общеобразовательных программ, в т.ч. внеурочной деятельности, требования к результатам освоения дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности). Такое положение осложняет и делает менее эффективным процесс формирования профессиональной идентичности и профессионального развития педагогов, подготовки и реализации современных программ, создает ограничения для решения задач обновления содержания дополнительного образования, сформулированных в Концепции развития дополнительного образования.

Вместе с тем теория и методология социально-педагогической деятельности широко осмыслены в трудах В.Г. Бочаровой, И.П. Иванова, А.Н. Лутошкина, А.В. Мудрика, Л.В. Мардахаева, Ю.Н. Галагузовой, М.М. Плоткина, М.И. Рожкова, Б.В. Куприянова, Л.И. Уманского, А.С. Чернышева и др.

Определение специфики и содержания понятия социально-педагогической направленности в системе дополнительного образования детей, определение структуры и специфики данной направленности в настоящее время является актуальной задачей.

Актуальность обновления содержания и технологий дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности обусловлена рядом факторов.

В первую очередь, развитие современного общества порождает вызовы, которые обуславливают важность формирования у подрастающего поколения компетенций, связанных с взаимодействием человека с другими людьми и социумом, социальной ответственностью, готовностью к социальному саморазвитию, умением ориентироваться в многообразии информации и взглядов, в процедурах гражданского участия в общественной жизни.

Также укрепление малого и среднего бизнеса в стране требует формирования у граждан компетенций предпринимательской деятельности, лидерских и организаторских способностей, бизнес-культуры – социальных компетенций для профессиональной деятельности.

Стоит отметить и развитие цифровых технологий, все отчетливей наметившийся переход социальной коммуникации в интернет пространство, что, несомненно, накладывает отпечаток на естественный (привычный) процесс социализации личности, влечет за собой изменение социальных установок, формирует новые возможности и риски для подрастающего поколения. Цифровые технологии и Интернет радикально изменяют возможности распространения социальных инноваций и их формы. Набирают скорость «цифровые социальные инновации», основанные на совместной работе в интернет пространстве, на базе онлайн-платформ, где конечные пользователи, профессиональные и любительские сообщества вместе находят решения по широкому спектру социальных вопросов:

- сетевые проекты в области сбора средств, финансирования стартапов, поиска решений (краудфандинг, краудсорсинг, совместное онлайн-картирование (crowdmapping), особенно, в случае чрезвычайных ситуаций);

- открытый доступ к информации (открытые связанные данные; программное обеспечение с открытым кодом; сенсорные сети; продукты по лицензии Creative Commons);

- совместное творчество в сфере исследований и образования (любительская наука – Citizen Science), массовые открытые онлайн-курсы, открытые мастерские для творчества – фаблабы, хакатоны);

- экономика совместного потребления, или «коллаборативная экономика» (популярные интернет-сервисы, упрощающие использование различных благ и ресурсов).

В тоже время преобладание в жизни современных детей цифровых технологий над естественными социальными контактами и практиками приводит к несформированности межличностных отношений, причем не только со сверстниками, но и с представителями других возрастов и категорий общества. Господство цифровых технологий создают проблему в формировании у подрастающего поколения ценностного отношения к миру, дети нуждаются в формировании аналитического фильтра при работе с информацией. Развиваясь, искусственная техносреда приводит к тому, что человек все больше и больше попадает от нее в неосознанную зависимость. Преодоление рисков информатизации общества актуализирует формирование информационной и гуманитарной культуры личности.

Необходимо отметить, что традиционно социально-педагогическая направленность дополнительного образования (а ранее внешкольного образования и воспитания) призвана повышать воспитательный потенциал детских общественных объединений и организаций, развивать детское самоуправление. Именно в рамках данной направленности может решаться задача по выявлению и подготовке детских лидеров-организаторов для Российского движения школьников.

Цель концепции: содействие обновлению содержания и технологий дополнительного образования детей в области реализации дополнительных общеразвивающих программ социально-педагогической направленности в соответствии с интересами детей, потребностями семьи, общества и государства, с учетом развития науки и техники, культуры, экономики и социальной сферы, актуальных профессий и запросов рынка труда, цифровой среды и современных технологий.

Задачи концепции:

- определить границы и ориентиры содержания дополнительных общеразвивающих программ социально-педагогической направленности в системе образования Российской Федерации;

- обосновать подходы к дифференциации и интеграции дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности с другими видами образовательных программ;

- разработать механизмы обновления содержания образования и образовательных технологий в области реализации дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности.

Современное состояние содержания и технологий дополнительного образования детей в области реализации дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности

В России исторически (в конце XIX – начале XX века) целевой функцией первых внешкольных учреждений стало воспитание социальной грамотности и социальной активности детей. Задачи социализации личности, ее гражданского самоопределения трансформировались по содержанию, но сохранили свою приоритетность и в период развития внешкольного воспитания в СССР. При этом, несмотря на то, что социально-педагогический компонент присутствовал во всех клубах, объединениях и кружках, появляются те формы внешкольной работы, основой которых является развитие социального творчества детей, формирование у них лидерских качеств. Внешкольные учреждения становятся центром развития детского самоуправления, патриотического воспитания детей, организации общественно-политической практики.

В постсоветский период происходят следующие изменения подходов к реализации программ дополнительного образования социально-педагогической направленности:

- утрата функции идеологического воспитания, ориентация на формирование заранее заданной мировоззренческой и политической позиций;

- усиление задач выявления и поддержки детей, способных к творческой деятельности;

- усиление образовательной функции;

- изменение подхода к решению задач поддержки личностного самоопределения, формирования коммуникативных способностей и лидерских качеств.

Экономические преобразования в стране и изменившийся характер функционирования институтов социализации, связанный с возрастающими требованиями по формированию жизненного, профессионального, личностного самоопределения, конкурентоспособности и мобильности человека в условиях многообразия мнений и укладов современной жизни, ценностных ориентаций привели научно-педагогическое сообщество к необходимости формирования и развития социальной компетентности. Эти задачи в современной Российской системе образования решают методы социального воспитания, направленные на формирование у подрастающего поколения социальной ответственности, умения работать в команде, реализовывать свои потенциалы во взаимодействии с другими людьми.

В приказе Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» отмечается, что образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

- формирование общей культуры учащихся;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся.

В Концепции развития дополнительного образования (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р) подчеркивается, что актуальной становится такая система образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы.

В «Стратегии развития воспитания в Российской федерации до 2025 года» одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности является формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности.

Все выше сказанное предполагает:

- воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;

- обеспечение условий для защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию;

- актуализация и формирование у детей образцов (моделей) позитивного и успешного социального поведения;

- снижение уровня негативных социальных явлений;

- создание условий для саморазвития ребенка как субъекта социальных отношений.

Анализ показывает, что организации дополнительного образования и детские объединения социально-педагогической направленности имеют необходимый потенциал для решения указанных задач. Однако его реализация во многом зависит от того, в какой степени находится содержание программ дополнительного образования, насколько используемые технологии соответствуют современному уровню теории и методики социальной педагогики и психологии, отражают изменения в интересах и поведении современных детей, учитывают особенности подростковой субкультуры.

По данным статистического наблюдения ФСН № 1-ДОП дополнительными общеобразовательными программами социально-педагогической направленности охвачены 21% от общего количества детей, занимающихся дополнительным образованием. В статистической отчетности организаций дополнительного образования (форма 1-ДО) отсутствует выделение детских объединений по данной направленности. При этом 1,7% объединений имеют культурологический профиль (относятся к социально-педагогической направленности) и 17,2% «иные», которые в большинстве своем могут быть отнесены к программам социально-педагогической направленности (занятия с дошкольниками, клубные объединения и т.д.).

Очень важно, что реализация программ дополнительного образования социально-педагогической направленности позволяет ребенку выйти за рамки среды образовательной организации и реализовать себя в социуме, на основе разнообразных социальных практик, приобретая новый социальный опыт в детско-взрослых сообществах.


Задачи и функции программ социально-педагогической направленности в содержании дополнительного образования детей, критерии идентификации программ

Цель, реализуемая в рамках социально-педагогического направления дополнительного образования детей, это формирование готовности к самореализации детей в системе социальных отношений на основе формирования нового уровня социальной компетентности и развития социальной одаренности.

Задачи социально-педагогической направленности, на которые непосредственно направлена деятельность педагога:

- формирование социальной компетентности как развитие основ социализации (как способность к жизнедеятельности в обществе на основе присвоенных ценностей, знания норм, прав и обязанностей, умений эффективно взаимодействовать с окружающими и быстро адекватно адаптироваться в изменяющемся мире);

- развитие социальных способностей и социальной одаренности как готовности к социальной деятельности (социальный интеллект, социальная активность, готовность к социальному творчеству), формирование реализуемой готовности к межкультурному взаимодействию с другими людьми на основе толерантности и веротерпимости;

- создание условий для личностного и профессионального самоопределения (ориентации детей на группу профессий «человек – человек»).

Социальная компетентность это совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, а также знание проблем социальных отношений и умение делать свой социальный выбор, решать поставленные задачи.

Социальная компетентность заключается и в том, что человек, реализуя множество социальных ролей, выступает как участник социокультурных процессов, владеет элементарными правовыми знаниями; он предстает носителем общечеловеческих ценностей и норм; являясь членом семьи, он должен знать, как живет семья. Реализация социальных ролей предполагает осознанность деятельности и готовность нести ответственность за свой выбор.

Задача формирования социальной компетентности предполагает приобретение знаний о социальной действительности, о способах решения социальных проблем, об эталонах взаимодействия с людьми.

В качестве основных направлений решения этой задачи можно выделить следующие:

  • формирование у молодых людей базовых правовых, политических, психологических и других знаний, необходимых для реализации себя как члена общества и гражданина страны;

  • знакомство с возможными вариантами социального выбора;

  • формирование прогностической готовности к оценке возможных последствий своего социального поведения.

Каждой из перечисленных выше задач соответствуют доминирующие функции программ направленности, реализация которых в большей степени способствует ее решению.

Первая задача – формирование социальной компетентности осуществляется через социальное обучение, содействие в преодолении трудностей социализации. Научить, в социальном смысле, значит помочь человеку стать зрелой личностью, способной успешно жить в обществе. Цель социального обучения – создать благоприятные условия для обретения личностью качеств субъектности (самостоятельности, активности, осознанной саморегуляции, способности преобразовывать действительность). Социально обученный человек как субъект владеет искусством жить в обществе, созидая социальные отношения на основе своего неповторимого личностного потенциала.

Функциями, которые обеспечивают решение первой задачи, будут следующие:

- актуализация социальных проблем, которая предполагает комплекс педагогических действий, направленных на формирование потребности в понимании смысла возникающих проблем на основе анализа противоречий в отношениях между людьми и поиска решения этих проблем;

- когнитивная функция, которая предполагает усвоение молодыми людьми достаточной информации для принятия решений в процессе своих отношений с людьми;

- проективная функция предполагает разработку проектов решения той или иной социальной проблемы в зависимости от ценностных ориентаций и экзистенциального выбора каждого человека.

Вторая задача - развитие социальных способностей и одаренности, формирование реализуемой готовности к межкультурному взаимодействию с другими людьми – реализуется через следующие функции:

- коммуникативная - овладение совокупностью знаний, эмоций и поведенческого опыта, которая позволяет устанавливать, поддерживать и развивать эффективные контакты с другими людьми в разнообразных ситуациях межличностного взаимодействия;

- аналитико-прогностическая - способность к установлению и структурированию отношений между элементами информации, построению целостного и дифференцированного образа проблемной ситуации и далее – прогнозирование развития явления, создание образа будущего в виде проекта, модели, плана будущего, гипотезы и т.п.;

- организаторская - формирование готовности к решению организаторских задач на основе знаний правил организаторской работы, умений обеспечить включенность членов организуемой группы в принятие и реализацию управленческих решений, сформированной способности к рефлексии организаторской деятельности.

Социальные способности – это свойства личности, определяющие успешность овладения различными видами социальной деятельности, которые приобретаются в процессе ее развития и отвечают требованиям значимой социальной деятельности. Позволяют человеку устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях, это понятие охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Социальная одарённость проявляется в сфере социальных взаимодействий и реализуется в достижении успеха в сфере деятельности типа «человек-человек». Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности: социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.

Три основных группы качеств, отражающие сущность социальной одаренности: социальный интеллект, социальная активность, готовность к социальному творчеству.

Социальный интеллект определяется как способность понимать других людей, их взаимоотношения и социальные ситуации. Социально одаренный человек способен не только предсказывать поведение других, правильно анализируя происходящее, но и предвидеть изменения в ситуациях, делать адекватные выводы из анализа происходящего вокруг него.

Вторым важнейшим компонентом социальной одаренности является социальная активность, которая определяется как реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах социальных отношений человека. Проявление социальной одаренности отражается в социальной мотивации и реализации поставленных целей, направленных на изменение окружающей социальной среды.

Третьим компонентом является готовность к социальному творчеству, которая характеризуется социально полезной деятельностью человека по созданию новых материальных и духовных ценностей в интересах социума, отличающуюся личностной значимостью и субъективной новизной. Под готовностью к социальному творчеству мы понимаем такой уровень личностного развития, при котором человек осознает потребность и способность решать социально значимые проблемы.

Развитие социальной одаренности в условиях дополнительного образования формируется тогда, когда создаются условия для самореализации детей в выбранной ими социальной роли.

Лидерство – одно из проявлений социальной одаренности. Создание условий для реализации лидерского потенциала предполагает:

  • организацию и конструирование ситуаций жизнедеятельности, способствующих максимальному проявлению индивидуального (личного) потенциала у возможно большего числа членов организации;

  • оптимизацию стиля взаимоотношений между педагогами, детьми и их лидерами;

  • создание в учреждении дополнительного образования атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, взаимодействия.

Третья задача - создание условий для личностного и профессионального самоопределения (ориентации детей на группу профессий «человек – человек») – необходима для успешного выбора личностью своей социальной роли и социальной позиции в системе социальных отношений на основе осмысления своих целей в жизни, предполагающего включение личности в эту систему социальных отношений. Решение указанной задачи зависит от реализации следующих функций:

- проживание имитируемой жизненной ситуации - создание условий для проживания человеком типичных жизненных ситуаций, имитируемых субъектом социально-педагогической деятельности;

- рефлексивная, которая предполагает стимулирование самооценки решения человеком социальной проблемы и своего проживания в реальной или имитируемой ситуации;

- функция нравственной экспертизы как формирование готовности к оценке социальной действительности на основе интериоризированных нравственных норм.

Представители профессий с ориентацией на группу профессий «человек – человек» умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать некоторую упорядоченность общественным процессам сообразно поставленным целям), учить и воспитывать людей того или иного возраста, осуществлять полезные действия по удовлетворению различных потребностей людей (материальных, духовных, социальных).

Здесь выделены основные функции, которые могут реализовываться и при решении других задач. Например, для развития социальных способностей и одаренности также используется проективная функция.

Критерии идентификации дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности:

- предметную составляющую образовательной программы можно обозначить как совокупность социальных отношений (нравственных, производственных, экономических, правовых, политических и т.д.) либо как совокупность видов деятельности, направленных на изучение, освещение, управление, регулирование взаимодействия человека в обществе и с обществом;

- программа обеспечивает освоение учащимися социокультурного опыта, самореализацию его в области социального взаимодействия;

- адресатами программы выступают категории детей, нуждающиеся в социальной или педагогической помощи в процессе их социализации;

- ключевое место в занятиях учащихся занимает межличностное общение, социальное взаимодействие, подготовка к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни (социальная компетентность), развитие субъектности в общественных отношениях (социальная активность).


Подходы к дифференциации и интеграции с основными общеобразовательными программами дошкольного, начального, основного, среднего общего образования (в том числе с подпрограммами коррекционной работы и с программами коррекционного образования)

Дифференциация и интеграция с основными общеобразовательными программами дошкольного, начального, основного, среднего общего образования (в том числе с подпрограммами коррекционной работы и с программами коррекционного образования) основывается на следующих подходах:

  1. Нормативный.

Дополнительные общеобразовательные программы социально-педагогической направленности являются самостоятельными и не могут дублировать цели и содержание иных образовательных программ (дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, коррекционного образования) в отношении обучающихся того же возраста и соответствующей ступени образования. Основные общеобразовательные программы (начального, основного, среднего) относятся к общему образованию и реализуются в соответствии с Федеральными государственными стандартами, регулирующими требования к структуре, результатам и условиям таких программ. Дополнительные общеобразовательные программы социально-педагогической направленности относятся к дополнительному образованию детей и взрослых, самостоятельному виду образования, содержание и результаты которых не регулируются нормативно.

Не допускается замена дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности курсами внеурочной деятельности. Однако допускается использование в дополнительных общеобразовательных программах социально-педагогической направленности отдельных элементов образовательного содержания иных образовательных программ для обеспечения опережающего обучения, когда учащиеся осваивают образовательное содержание раньше, чем это предусмотрено ФГОС соответствующей ступени образования.

  1. Различение содержания на основании степени дифференциации актуальности содержания образования (уровень ограниченности адресатов программы) – позиционирование содержания образования как необходимого каждому человеку (гражданину РФ), или как актуальное для специалистов – профессионалов или любителей в сфере занятий, или для отдельных категорий детей. Содержание дополнительного образования по программам социально-педагогической направленности является актуальным в контексте профессиональных и/или любительских предпочтений учащихся (деятельности по познанию или преобразованию социальных отношений), либо нуждаемость учащихся в помощи для успешной социализации. Дополнительные общеобразовательные программы социально-педагогической направленности разрабатываются и реализуются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В программах коррекционной работы образовательных организаций, представляющих собой систему мероприятий по поддержке учащихся, испытывающих трудности в обучении и развитии, могут быть использованы возможности дополнительных общеобразовательных программ для решения задач общего развития личности, формирования самостоятельных образовательных результатов в областях деятельности по изучению и преобразованию социальных отношений. Содержание дополнительной общеобразовательной программы социально-педагогической направленности не тождественно содержанию программы коррекционного образования.

  2. Различение содержания образования на основании ориентации на наличие у обучающегося выраженных способностей, определяющих успешность в освоении деятельности по изучению, освещению, управлению, регулированию взаимодействия человека в обществе (социальная одаренность: лидерские способности, коммуникативные способности), содержание дополнительного образования ориентировано на наличие у обучающегося выраженных способностей. В рамках этого подхода возможна интеграция общего среднего образования (профильного обучения) и дополнительного образования, а также профессионального и дополнительного образования, высшего и дополнительного образования.

  3. Различение содержания образования на основании требований к уровню мотивации обучающегося при освоении деятельности. Содержание дополнительного образования в программах социально-педагогической направленности ориентировано на наличие у обучающегося высокого уровня мотивации, позволяющего прилагать усилия при освоении сложного материала (изучение, освещение, управление, регулирование взаимодействия человека в обществе). В рамках этого подхода возможна интеграция общего среднего образования (профильного обучения) и дополнительного образования, а также профессионального и дополнительного образования, высшего и дополнительного образования.

Перспективы развития образовательных практик связаны с интеграцией программ основного и дополнительного образования, дополнительного и профессионального образования.

В этом ключе представляется возможным интеграция дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности и основных образовательных программ на уровне организации внеурочной деятельности, направленной на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных). Образовательные возможности двух видов образования могут создавать условия для достижения новых образовательных результатов в гуманитарных областях, не достижимых ранее в двух системах отдельно.

Это обуславливает возможность развития академического знания, полученного в общем образовании по общеобразовательным предметам гуманитарного цикла (обществознание, литература, иностранный язык, история и др.), в области практической проектной и учебно-исследовательской деятельности через реализацию дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности.

Так предметные знания гуманитарного цикла, полученные в общем образовании, могут служить основой для межпредметной и надпредметной деятельности в дополнительном по областям деятельности социально-педагогической направленности.

Возможными подходами к дифференциации и интеграции с основными общеобразовательными программами начального, основного, среднего общего образования программ социально-педагогической направленности являются интегративный и индивидуальный.

Интегративный подход предусматривает расширение воспитательного потенциала системы образования за счет организации взаимодействия общего и дополнительного образования и их модернизации. Интеграция обуславливается упорядоченностью, согласованностью, устойчивостью взаимосвязей разных образовательных организаций в рамках общего образования на уровне субъектов деятельности (детей, родителей, педагогов), на уровне учебных планов, образовательных программ.

Индивидуальный подход рассматривается как создание условий для выстраивания ребенком индивидуальных образовательных маршрутов в рамках профильного обучения, внеурочной деятельности, создания условий для образования детей с особыми образовательными возможностями (одаренные дети) и детей с ограниченными возможностями, что предполагает вариативный выбор ребенком индивидуального образовательного маршрута в соответствии с возможностями образовательного пространства, потребностями и возможностями самого ребенка. Ребенок выступает ведущим субъектом деятельности: ставит цель, выбирает содержание и методы ее достижения. Это позволяет ему развиваться, выстраивая собственную модель образования.



Предметно-тематическое содержание направленности

Программы социально-педагогической направленности в системе дополнительного образования ориентированы на:

  • формирование социально-правовой готовности к реализации норм и правил жизни в обществе;

  • развитие социокультурной готовности субъекта к нравственному, интеллектуальному, общественному и культурному выбору деятельности;

  • формирование способности к социально-коммуникативным взаимодействиям на уровне человек-человек (общество, группа).

Образовательные программы данной направленности охватывают широкий возрастной диапазон и многофункциональны по своему назначению.


Направление деятельности

Вид деятельности

Тематика

Критерии

(по основному формируемому результату программы)

Социально-правовое

Гражданско-правовое образование

Патриотическое воспитание

Реализуемая готовность нести ответственность за свою судьбу, судьбу родных и близких, Родины, чувство гордости за Родину

Правовое воспитание

Правовая компетентность

Гражданское воспитание

Осознание гражданской идентичности

Финансово-экономическое образование

Экономическое воспитание

Экономическая компетентность

Реализация экономических проектов

Владение умениями экономического проектирования

Социокультурное

Гуманитарное дополнительное образование

Расширение знаний по:

Философии

Истории

Обществознанию

Филологии

Искусству

и др.

Реализуемая готовность субъекта к нравственному, интеллектуальному, общественному и культурному выбору деятельности

Развивающие программы дошкольников

Программы, направленные на общее развитие, коррекционное развитие и программы, подготовки к школе

Новообразования: интеллектуальные

физические

эмоциональные.

Формирование адаптационных возможностей к школе

Социально-коммуникативное

Лидерские и организаторские практики

Формирование лидерских качеств

Сформированность психологической избирательности (ум, эмпатия, интуиция) и организаторских навыков (правила организаторской работы)

Формирование организаторской грамотности

Развитие волонтерской активности

Реализуемая готовность к безвозмездному труду на пользу других людей

Коммуникативные практики

Формирование коммуникативных качеств

Сформированность способности ориентации в различных ситуациях общения

Социальные практики

Развитие социального творчества

Способность преобразовать и создавать социальные отношения

Программы по социальному саморазвитию

Реализуемая готовность к самооценке как субъекта социальных отношений и саморазвитию

Практики самоменеджмента

Формирование качеств персонального менеджмента

Сформированность аналитических и управленческих компетенций


В рамках выделенных направлений деятельности реализуются также программы, способствующие преодолению трудностей социализации детей группы риска. Данные программы направлены на общекультурное развитие, освоение правовых, социальных норм поведения, новых отношений и социальных ролей.



Методы и технологии при реализации задач программ социально-педагогической направленности дополнительного образования


Задачи

Технологии

Формы

Формирование социальной компетентности

Организация социальных практик.

Освоение социальных ролей.

Педагогическое сопровождение коммуникаций детей

Волонтерство

Самоуправление

Социальное проектирование

Конструирование и сопровождение событий

Социально-ориентирующие игры

Профильные смены в лагерях

Развитие социальной одаренности

Педагогическое стимулирование лидерства.

Формирование организаторских умений и навыков.

Формирование эмоционально-волевых качеств

Организаторские практикумы

Тренинги общения

Решение организаторских задач

Развитие социокультурных ценностей

Технология инкультурации, способствующая приобщению индивида к ценностям и нормам, традициям и обычаям родной культуры.

Технология воспитания демократической культуры.

Технология формирования социального интеллекта

Этнокультурные имитации

Национальные игры

Правовые практикумы

Тренинги социального интеллекта

Дисскуссии

Детская пресса

Детские киностудии

Выставки и смотры


Развитие субъектной позиции

Педагогическое сопровождение самопознания.

Педагогическое стимулирование рефлексии.

Проектирование саморазвития.

Педагогическое сопровождения преодоления психологических барьеров


Стимулирующая диагностика

Создание идеального портрета

Смена социальных ролей

Сопровождение событий

Диллемные ситуации

Проектирование решения личностных проблем

Игровые квесты


Уровни освоения программ:

- пропедевтический;

- ознакомительный;

- базовый;

- углубленный.

Пропедевтический уровень предполагает:

- краткосрочность программ (10 – 12 час);

- знакомство с программой направленности;

- проба себя в направленности.

Ознакомительный уровень предполагает:

- формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных образовательных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация их свободного времени [Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; гл. 10, ст. 75, п. 1];

 мотивацию личности к познанию, творчеству, труду [Концепция развития дополнительного образования детей].

Базовый уровень направлен на:

- обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию [Концепция развития дополнительного образования детей];

 обеспечение адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, а также выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности [Закон № 273-ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1];

 выявление и развитие у обучающихся творческих способностей [Закон № 273-ФЗ; гл. 11, ст. 77, п. 3].

Углубленный уровень обеспечивает:

- условия для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям [Концепция развития дополнительного образования детей];

 повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций [Концепция развития дополнительного образования детей].

Образовательные результаты социально-педагогической направленности


Уровни (ступени)

Направление деятельности

Ознакомительный уровень

Базовый уровень

Углубленный уровень

Социально-правовое

  • фрагментарные представления о правовых нормах социальных отношений;

  • преобладающая эмоциональная составляющая интереса к правовым знаниям;

  • участие в имитационных формах правовой деятельности.

  • знания о способах решения наиболее распространённых правовых проблем;

  • преобладающая когнитивная составляющая интереса к правовым знаниям;

  • умения разрешать типичные правовые проблемы.

  • углублённое представление о профессиональной деятельности специалиста правовой сферы;

  • сочетание когнитивного, эмоционального и волевого компонента интереса к профессиональной правой деятельности;

  • реальное участие в реализации проектов социально-правой направленности.

Социокультурное

  • фрагментарные представления о культуре своего этноса, культуры народов страны;

  • преобладающая эмоциональная составляющая интереса к изучению культуры;

  • участие в различных формах представления культурных традиций.

  • знания

об основных компонентах культуры своего народа и мировой культуры

  • преобладающая когнитивная составляющая интереса к выбранным направлениям культурной деятельности;

  • разработка социокультурных проектов.

  • углублённое представление об изучаемом направлении социокультурной профессиональной деятельности;

  • сочетание когнитивного, эмоционального и волевого компонента интереса к участию в социокультурной деятельности;

  • реальное участие в реализации проектов социокультурной направленности.


Социально-коммуникативное

  • фрагментарные представления о нормах общения с другими людьми;

  • преобладающая эмоциональная составляющая интереса к коммуникативной деятельности

  • участие в имитационных формах коммуникаций и организаторской деятельности.

  • знания о способах общения и правилах влияния на других людей

  • преобладающая когнитивная составляющая интереса к коммуникативной деятельности;

  • участие в реальных формах межличностных коммуникаций.

  • углублённое представление о профессиональной организаторской деятельности;

  • сочетание когнитивного, эмоционального и волевого компонента интереса к организаторской деятельности;

  • реальное участие в решении социальнозначимых организаторских задач.



Уровни (ступени)

Мотивационные результаты

Пропедевтический

Знакомство с программой и проба себя в направленности

Ознакомительный

Мотивация к систематическим занятиям данным видом деятельности, изучению области знаний

Базовый

Устойчивая мотивация к выбранному виду деятельности.

Индивидуальный (персональный, персонализированный) образовательный план в рамках выбранной программы

Углубленный

Мотивация к получению профессионального образования, соответствующего профилю программы (деятельности, области знания)

Планы профессионального образования



Направления обновления содержания и технологий дополнительного образования детей в области реализации дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности

Изменения в содержании дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности должны обеспечить изменения в структуре образовательных результатов, а именно, приоритетное формирование:

- «универсальных» компетенций (навыков 21 века): критического мышления, креативности, кооперации, коммуникации, навыков разрешения конфликтов, способности принимать решения и др.;

- «современной грамотности» - базовых умений действовать в типовых жизненных ситуациях, в меняющихся социально-экономических условиях (финансовая, правовая, информационная и др.);

- личностных качеств и социально-эмоционального интеллекта (способность к саморегулированию, ответственность, инициативность, осознанность, эмпатийность и др.);

- гражданской идентичности и компетентности.

Основными направлениями обновления образовательных технологий в сфере реализации дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности могут быть также следующие:

- активизация субъектной созидательной роли обучающихся в расширяющейся сфере социальных практик, когда преобладающая роль отводится практико-ориентированным методам, стимулирующим инициативу и самостоятельность учащихся (мастерские, тренинги, профессиональные пробы, практики, стажировки, исследовательская деятельность, метод проектов, метод кейсов, рефлексивные практики и др.); переход от монологических форм общения участников образовательных отношений к диалоговым (дискуссии, эвристические вопросы, сократовские диалоги, диспуты и др.);

- усиление практико-ориентированного характера программ, связи содержания с практиками (социальными, культурными, производственными), реальными проблемами глобального (геополитика, бедность, неравенство, экономические, культурные и религиозные конфликты, войны, терроризм и др.), регионального (демография, экономика, управление, образование, преступность, экология, межэтнические отношения и др.), локального (проблемы конкретной территории, местного сообщества) развития, в т.ч. через включение обучающихся в деятельность профессиональных объединений, некоммерческих организаций, решающих практические задачи, а также включение в содержание образования задач, отражающих интересы и прямые заказы разнообразных стейкхолдеров (предприятия (бизнес), некоммерческие организации, местное сообщество и др.);

- индивидуализация образовательного процесса, в том числе разработка (совместное с учащимся определение образовательных целей и результатов, графика и режима занятий, инструментов диагностики прогресса) и реализация индивидуальных образовательных маршрутов с возможностью индивидуальной тьюторской (менторской) поддержки, в т.ч. в Интернет пространстве;

расширенное использование игровых форматов и технологий (ролевые игры, моделирование ситуаций, различного рода симуляторы и имитационные методы обучения, компьютерные сетевые стратегические игры), создание Интернет-симуляторов и тренажеров, имитирующих проблемные ситуации глобального и локального масштабов, позволяющих в игровой форме проигрывать социальные роли, строить взаимоотношения с окружающим миром, вырабатывать нормы поведения, осуществлять социальные пробы, разрабатывать прогнозы, форсайты, сценарии развитиябудущего;

- расширение использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной среде для решения организаторских задач и социальных проектов, формирующих избирательное отношение к информации;

- активизация субъектной позиции обучающегося ретрансляции опыта деятельности включение его в образовательные программы в качестве помощника педагога, консультанта, наставника, для младших учащихся и сверстников;

- использование технологий неформального общения участников образовательных отношений (конструирование клубных пространств), организация Интернет-сообществ, объединенных едиными интересами и проблемами, строящие коммуникации в новом пространстве;

- реализация форматов, предусматривающих взаимодействие детей и взрослых в качестве обучающихся, в том числе программ, ориентированных на семьи (семейные клубы и др.);

- включение в содержание программ элементов субкультурных практик современных подростков и молодежи;

- использование сетевых информационно-коммуникационных технологий для трансформации коммуникативных и коллаборативных процессов в системе дополнительного образования (реализация сетевых проектов по обмену информацией (знаниями), совместному творчеству, исследованию и проектированию), организации социальных практик для решения социально значимых задач (в том числе краудсорсинг и краундфандинг);

- использование технологий группового (социального) действия и событийной педагогики (смартмобы, флешмобы, форумы, «батлы», форсайты и т.д.;

- проспективная (форсайт-) профессиональная ориентация с учетом группы профессий «человек-человек» - включение в содержание программ на продвинутом уровне информации о профессиях будущего, соотносящихся с социально-педагогической направленностью, заданий, направленных на анализ востребованных в них знаний и компетенций, самоопределение относительно персональных мотивов их освоения. Вовлечение в образовательную деятельность видных представителей данной профессиональной группы и организация стажировок на местах профессиональной деятельности этой группы;

- использование технологии service-learning – практического обучения, основанного на взаимодействии с местным сообществом, предполагает вовлечение обучающихся в общественную работу, которая объединена с целями изучения программы и заключается в предоставлении учащимся полезного опыта, который основан на подлинных ситуациях в их сообществах;

- использование технологии «социального обучения», которое предполагает формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленного на достижение разнообразных, общественно значимых целей. Социальное обучение осуществляется в рамках специально созданного социума, который, с одной стороны, отличается организационной самобытностью (нормотворчеством), с другой стороны, вписан в реальное социально-нормативное пространство региона проживания молодых людей;

Основными направлениями обновления технологий оценки и аттестации полученных образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной программе социально-педагогической направленности является распространение практик компететностно-ориентированного оценивания: проведения учебно-исследовательских конференций, практических заданий на решения проблем и ситуационных задач (кейсов), психолого-педагогическая диагностик, инструментов фиксации конкретных достижений (освоенных навыков, практик) - «бейджи».

Также поддерживается использование различных форм самооценки и взаимооценки обучающихся, в том числе через организацию представления (презентацию) и обсуждения выполненных работ (проектов, исследований), реализованных практик. Подобным образом у учащихся формируется значимая способность видеть и принимать культурное и индивидуальное разнообразие, уважать мнение других.

Перспективным является использование инструмента «портфолио работ» или «портфолио прогресса», включающего разнообразные свидетельства роста учащегося в изучаемой области: работы, фотографии, видеозаписи выступлений, посвящённые им публикации. Обязательная часть портфолио – раздел планирования и рефлексии/самооценки, в котором учащиеся оценивают свои достижения, прогресс, намечают дальнейшие шаги в изучаемой области. Такой оценочный инструмент в полной мере является и диагностическим, и мотивирующим.

Помимо портфолио для оценки индивидуального прогресса учащихся могут использоваться критериальные рубрики. Такие рубрики показывают уровень сформированности тех или иных универсальных или специальных компетенций. Уровни описываются через наблюдаемые индикаторы/показатели, применяемые как при анализе работ учащихся, так и при наблюдениях за их деятельностью (совместной или индивидуальной).

Наряду с оценкой индивидуальных результатов, следует широко использовать инструменты оценки групповой (командной, коллективной) работы, а также эффективность участия отдельных обучающихся в групповой работе (навыки кооперации), вклад в результаты группы.

Механизм обновления дополнительных общеразвивающих программ социально-педагогической направленности в Российской Федерации.

Обновление дополнительных общеразвивающих программ социально-педагогической направленности будет возможно посредством реализации следующих групп механизмов:

  1. Научно-методических

Организация исследований, научно-методических и программно-методических разработок в области реализации дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности.

Актуальным является проведение исследований и разработок по проблематике современных субкультурных объединений детей и молодежи, особенностей социальной психологии современных детей, практик коммуникации детей и подростков в сети Интернет, процесса формирования гражданской идентичности и др. Острая потребность существует в современных методических разработках по формированию информационной, финансовой, правовой, гражданской грамотности, развития социально-эмоционального интеллекта.

Прогнозные и форсайт-исследования. Прогнозирование и форсайт-исследования являются одними из наиболее передовых методов формирования оснований для обновления содержания дополнительного образования. Применительно к реализации дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности они решают задачу определения направлений социально-экономического развития, выявления трендов культурных и социальных трансформаций, способных оказать воздействие на экономику, общество, детство, образование в средне- и долгосрочной перспективе с использованием аналитических инструментов (анализ данных, характеризующих актуальные тренды в развитии экономики, культуры и социума, запросов и интересов граждан, мета-анализ докладов и исследований особенностей подростковой субкультуры, современного детства и др.), проведение специально организованных форсайт-процедур с заинтересованными группами и экспертами. Прогноз и форсайт позволят оценить вероятность и сроки наступления тех или иных событий, значимых для учета в содержании дополнительного образования социально-педагогической направленности, разработать сценарии и рекомендации по изменению содержания дополнительного образования социально-педагогической направленности.

Проведение конкурсов проектов и программ социально-педагогической направленности. Конкурсный механизм позволяет, с одной стороны, задать ориентиры обновления содержания и технологий, стимулирует разработку организациями новых технологий и программ, с другой стороны, позволяет выявить интересные решения, инновации, реализуемые в практике объединений социально-педагогической направленности.

Создание электронных банков лучших практик и программ по реализации дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности (в том числе по результатам проведенных конкурсов).

Создание системы (банков) лучших практик предполагает ряд необходимых шагов:

  • разработка критериев их отбора,

  • разработка процедур поиска и анализа информации о потенциальных лучших практиках,

  • формирование механизма привлечения экспертов и проведения экспертизы,

  • создание формата описания,

  • создание удобного интерфейса для знакомства с описанием,

  • обеспечение информирования потенциальных пользователей (педагогов, организаций) о наличии системы и возможностях доступа к ней.

Особое внимание следует уделить оценке эффективности (успешности) практик и программ по реализации дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности, в том числе данным характеризующим образовательные результатов вовлеченных в них обучающихся, удовлетворенность родителей, местного сообщества, социальных партнеров.

  1. Организационно-управленческих:

Предлагается выделить «вертикальные» и «горизонтальные» организационно-управленческие механизмы обновления содержания дополнительного образования социально-педагогической направленности. «Вертикальный» механизм включает в себя создание федерального ресурсного центра по социально-педагогической направленности и организацию его взаимодействия с существующими и создаваемыми в регионах ресурсными и модельными центрами.

Федеральный центр призван решать задачу разработки методологии, методик, технологий, методических рекомендаций, учебных пособий по социально-педагогической направленности дополнительного образования детей; экспертизы образовательных программ, программ развития, учебно-методических материалов, проектов по социально-педагогической направленности программ дополнительного образования детей, в том числе в рамках конкурсных процедур, реализуемых Минобрнауки России; проведение добровольной сертификации программ, методических разработок по социально-педагогической направленности дополнительного образования детей; проведение исследований государственного и общественного заказа по социально-педагогической направленности дополнительного образования детей; организации экспериментальной и инновационной деятельности по социально-педагогической направленности дополнительного образования детей. Он также берет на себя функции информационного и аналитического сопровождения обновления программ социально-педагогической направленности дополнительного образования детей: анализ состояния и развития дополнительного образования по данной направленности, программ и практик работы территориальных образовательных систем, образовательных организаций и педагогов (проведение мониторингов, изучение передового опыта); создание и сопровождение баз данных, лучших практик, программ социально-педагогической направленности дополнительного образования детей.

Региональные ресурсные и модельные центры, опираясь на базовые методологические и методические решения, но с учетом региональных особенностей (включая особенности регионального государственного и общественного заказа) призваны выполнять функции ресурсного, учебно-методического, организационного, экспертно-консультационного и социокультурного центра в региональной системе дополнительного образования детей, обеспечивающего согласованное развитие социально-педагогической направленности дополнительного образования детей, в том числе, через взаимодействие с региональными модельными центрами, создаваемыми в рамках Приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».

Муниципальные опорные центры, осуществляя в свою очередь взаимодействие с региональным модельным центром, выступают операторами его деятельности на местах. Муниципальные центры помогают организациям и объединениям в диагностике государственного и общественного заказа, формировании партнерских связей с организациями и предприятиями, организации профессионального развития педагогов на рабочем месте.

«Горизонтальные механизмы» включают в себя механизмы профессиональной коммуникации, независимой оценки качества образования, инновационной инфраструктуры, государственно-частного взаимодействия и социального партнерства.

Механизм профессиональной коммуникации предусматривает активную роль экспертно-профессиональных сообществ, ассоциаций, «движений», сообществ практики, создаваемых специалистами (педагогами, экспертами, методистами и др.) социально-педагогической направленности. Деятельность данных сообществ предполагает разработку подходов, технологий и программ, обмен лучшими практиками социально-педагогической направленности. Она реализуется через проведение конференций, семинаров, в том числе в интернет-среде, выставок и форумов.

Социальное партнерство предусматривает взаимодействие организаций, реализующих программы социально-педагогической направленности с социально ориентированными некоммерческими организациями, общественными объединениями (ветеранские организации, волонтерские организации и т.д.), формальными и неформальными детскими общественными объединениями (Российское движение школьников).

Развитие инновационной инфраструктуры социально-педагогической направленности дополнительного образования предусматривает создание федеральных и региональных инновационных площадок, гранты на реализацию пилотных проектов социально-педагогической направленности.

Независимая оценка качества образования (подготовки обучающихся, образовательных программ, деятельности организаций) основывается на нормах ФЗ-№273 и успешном прецеденте WordSkills. Запуск данного механизма предполагает разработку и использование в процедурах оценки (экспертизы, состязаний) системы критериев и требований к результатам (программам) социально-педагогической направленности, стимулирующим изменения подходов к организации образовательного процесса, расширению и модификации спектра технологий. Участие в процедурах оценки и экспертизы общественных советов, родительской общественности, представителей бизнеса и профессионально-экспертного сообщества становится механизмом выявления и трансляции общественного заказа к содержанию и результатам дополнительного образования детей социально-педагогической направленности.

Государственно-частное взаимодействие предполагает участие в разработке программ социально-педагогической направленности и их методического обеспечения производителей средств обучения, учебных материалов и оборудования.

Производители оборудования проводят маркетинговые исследования, направленные на выявление интересов и запросов потребителей, что позволяет им обеспечивать достаточно гибкую и оперативную связь, изменения спроса, формирование новых областей интересов семей и детей в области дополнительного образования социально-педагогической направленности.

В рамках государственно-частного взаимодействия возможно:

  • обновление программного поля и материально-технической базы через внедрение новых образовательных программ и «готовых» решений, обеспечивающих быстрое массовое внедрение инноваций в области дополнительного образования социально-педагогической направленности;

  • развитие кадрового потенциала с использованием практикоориентированых курсов повышения квалификации с привлечением специалистов в области дополнительного образования социально-педагогической направленности и от производителей и поставщиков современного оборудования и средств обучения;

  • совместное создание новых программ и «готовых» решений в области дополнительного образования социально-педагогической направленности, их апробация и тиражирование в практику, что позволит принципиально ускорить внедрение и доступность для образовательных организаций новейших разработок производителей, а также довести до качественного воспроизведения (тиражирования) лучшего педагогического опыта, имеющегося в системе дополнительного образования;

  • организация совместных мероприятий, направленных на информирование педагогического сообщества в области дополнительного образования социально-педагогической направленности о новых образовательных продуктах, «готовых решениях», современных материалах для творчества и других средствах обучения, направленных на развитие и повышение качества дополнительного образования по социально-педагогической направленности.

Требуется совершенствование статистического учета вовлеченности детей в реализацию программ дополнительного образования детей по социально-педагогической направленности, а также результативности реализации указанных программ на основе интеграции электронных систем учета.

Государственная, муниципальная и общественная поддержка организаций, реализующих образовательные программы социально-педагогической направленности, в части нормативного, методического и организационно-финансового обеспечения предоставления дополнительного образования в сетевых формах, территориальных образовательных комплексах (кластерах), обеспечивающих доступность инфраструктуры и вариативность образовательных траекторий.

Внедрение механизмов поддержки организаций дополнительного образования, реализующих программы социально-педагогической направленности в сельской местности.

Государственная, муниципальная и общественная поддержка реализации образовательных программ социально-педагогической направленности дополнительного образования в семьях, родительских сообществах, а также поддержку совместных (семейных, детско-взрослых) практик дополнительного образования детей;

  1. Кадровые механизмы:

Кадровые механизмы обновления содержания и технологий реализации дополнительного образования детей социально-педагогической направленности обеспечивает принятие педагогическими работниками предлагаемых функций и направлений обновления содержания социально-педагогической направленности и включают в себя следующие:

  • профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров для реализации программ социально-педагогической направленности, которая должна соответствовать методологии обновления содержания и технологий, построена на освоении актуальных современных и перспективных форм, средств и содержания дополнительного образования;

  • развитие института наставничества, обеспечивающего сопровождение и поддержку обучающихся, и специалистов социально-педагогической направленности с привлечением общественных деятелей, профессиональных управленцев, бизнес-тренеров, практикующих юристов, экономистов, психологов, лидеров социально-ориентированных некоммерческих организаций и т.д.


Механизмы реализации разработанной концепции обновления содержания и технологий дополнительного образования детей в области реализации дополнительных общеразвивающих программ социально-педагогической направленности.

Реализация разработанной концепции обновления содержания и технологий дополнительного образования детей в области реализации дополнительных общеразвивающих программ социально-педагогической направленности предполагает основные механизмы:

  1. Организационно-экономические:

- создание федерального ресурсного центра по социально-педагогической направленности,

- создание профильных (по направленности) подразделений в ресурсных и модельных центрах в регионах Российской Федерации,

- создание информационно-коммуникативных сред (в т.ч. на едином национальном портале дополнительного образования) и каналов коммуникации специалистов по направленности;

- организация и проведение конкурсов дополнительных общеразвивающих программ социально-педагогической направленности, опирающихся на методологию обновления содержания и технологий дополнительного образования социально-педагогической направленности;

- развитие методологии, инструментов и организационных форм мониторинга и независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ, подготовки обучающихся с учетом специфики социально-педагогической направленности;

- разработка и реализация планов развития материально-технической базы организаций дополнительного образования (в первую очередь, профильных центров и подразделений), обеспечивающих условия для реализации заявленных направлений обновления содержания и технологий дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности;

- формирование государственных (муниципальных) заданий образовательным организациям с учетом приоритетов настоящей Концепции; реализация решений в области финансового обеспечения (субсидий) организациям на реализацию дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности, слетов, мероприятий и других форм деятельности;

- планирование закупок в целях ресурсного обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности в соответствии с современными требованиями к условиям обеспечения образовательного процесса.

2. Программные, проектные:

- разработка региональных программ («дорожных карт», планов мероприятий) развития дополнительного образования детей с учетом концептуальных приоритетов социально-педагогической направленности в субъекте РФ, муниципальных образованиях;

- разработка и реализация федеральных региональных и муниципальных проектов обновления содержания и технологий реализации дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности;

- разработка и поддержка реализации сетевых программ и проектов, в том числе, с участием представителей социально-ориентированных некоммерческих организаций, предприятий,

- разработка современных вариативных дополнительных общеобразовательных программ социально-педагогической направленности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей, использующих как базовые, так и перспективные формы и технологии;

- разработка учебно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательных программ социально-педагогической направленности;

- создание на федеральном и региональном уровне информационных ресурсов (банки практики и программ, методических разработок и др.) а, форумов, баз и т.д.) по социально-педагогической направленности,

- создание и поддержка на федеральном и региональном уровне инновационных площадок и пилотных проектов в области дополнительных общеразвивающих программ социально-педагогической направленности.

3. Кадровые:

- разработка и реализации программ профессионального образования и дополнительного профессионального образования, их учебно-методического обеспечения (учебных, методических пособий) с учетом приоритетов обновления социально-педагогической направленности;

- планирование профессиональной подготовки и профессионального развития кадров в сфере дополнительного образования социально-педагогической направленности с учетом задач обновления содержания и технологий;

- проведение самоанализа и экспертизы профессиональной деятельности педагогов, реализующих программы дополнительного образования социально-педагогической направленности, направленных на выявление профессиональных дефицитов и барьеров, препятствующих решению задач обновления содержания и технологий; разработка индивидуальных планов профессионального развития педагогов, реализующих программы дополнительного образования социально-педагогической направленности, направленных на восполнение дефицитов и преодоление выявленных барьеров;

- организация и проведение конкурсов профессионального мастерства педагогов, реализующих программы дополнительного образования социально-педагогической направленности, опирающихся в системе критериев на приоритеты обновления содержания и технологий дополнительного образования социально-педагогической направленности;

- поддержка создания и деятельности профессиональных сообществ педагогов и экспертов по направленности; в том числе проведения конкретных мероприятий (конференции, форумы, съезды и др.).

1 Под редакцией авторского коллектива: С.Г. Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ «Высшая школа экономики», Г.М. Криницкая, руководитель направления социально-педагогической деятельности ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения», А.В. Павлов, заместитель генерального директора ГБПОУ «Воробьевы Горы», М.И. Рожков, главный научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!