СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция восстановления познавательного интереса и положительных эмоций обучающихся

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается система взаимосвязанных и вытекающих один из другого взглядов на восстановление познавательного интереса и положительных мотиваций обучающихся в школе

Просмотр содержимого документа
«Концепция восстановления познавательного интереса и положительных эмоций обучающихся»


Муслина Татьяна Николаевна, учитель химии и биологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Открытая (сменная) школа № 4», Россия, Ульяновск


Концепция восстановления познавательного интереса

и положительной мотивации обучающихся

В школьном возрасте, как известно из психологии, учебная деятельность становиться не только главным, наиболее значимым и поощряемым видом деятельности, но и принимает характер ведущей деятельности.

В российском менталитете, представляющем образование как высшую общечеловеческую ценность, существует некоторый перекос в оценках развивающейся личности [4,с.50,85] преимущественно с позиций успешности образовательной деятельности, в ущерб всем другим видам деятельности и способам самоутверждения. Этот же процесс присущ и педагогическому процессу, в ходе которого происходят непрерывное оценивание результатов учебной деятельности обучающегося. Дело в том, что оценка - совершенно естественный и необходимый компонент обучения – имеет свойство неадекватного перекоса с конкретного вида деятельности на личность в целом.

Учебная несостоятельность искажает целостную оценку личности ученика учителями, родителями, товарищами и даже посторонними людьми, рефлексивно вызывая соответственное искажение самооценки. Искаженная самооценка неизбежно сказывается на притязаниях и перспективах. В сваю очередь все эти искажения порождают соответствующую серию конфликтов отношений: с учебой, с учителем, со школой, с родителями, с жизнью, с государством, с законом и т.п. В абсолютном большинстве случаев так называемые трудные подростки начинают свое антиобщественное формирование с обыкновенных учебных провалов на ранних стадиях школьной жизни. Социальной запущенности [3,с.143,144] всегда предшествует запущенность дидактическая. Имея все это в виду, представляется возможность выстроить обратную закономерность – социальной реабилитации личности может и должна предшествовать ее дидактическая реабилитация. Включаясь в учебный процесс, повышая свой образовательный ценз, личность получает естественные основания для повышения самооценки, коррекции своих жизненных притязаний в сторону повышения, то есть получает основания для более качественной социализации и самоутверждения социально приемлемыми способами.[6,с.142.143]

Обучение, согласно определению, «должно предшествовать развитию школьников, вести его за собой». Однако школа в этом отношении имеет место с дидактической аномалией, когда сензитивный возрастной период такого развития был в значительной мере упущен. И теперь обучение какое-то время невольно идет вслед за сложившейся возрастной и социальной ситуацией: вместо обычного скачка в развитии у личности сформировались негативный опыт отношения с учебой и дидактическая запущенность, которые теперь необходимо преодолевать. То есть обучение в данном случае должно сначала реконструировать (восстановить) развитие школьника и лишь на этой основе вести его за собой, но с учетом реальных возрастных и социальных новообразований.

Классическое для педагогики требование «осуществлять обучение на достаточно высоком уровне трудности, требующем проявления мыслительных усилий со стороны учеников», школа трактует по-своему. Такой уровень начинается не на сегодняшнем уроке, а в глубинах индивидуальной педагогической запущенности. Если этого не учитывать, то актуальная учебная информация может оказаться гораздо выше преодолимого уровня трудности, и обучение на этом может прерваться навсегда.

Дидактическая запущенность всегда сопровождается характерным шлейфом психологических проблем: понижением мотивации к учебной деятельности, возникновением психологических барьеров, типа «Ученик - учебная деятельность», «Ученик - учитель»; повышением личностной тревожности, снижение самооценки и уровня притязаний и т.д. Как обобщающий результат нередко возникает девиантное поведение, вплоть до антисоциального, осложняется общий процесс социализации личности.[2,с.185,186] По-видимому, в школьном возрасте де-социализация личности начинается, как правило, с конфликтов в учебной деятельности (ведущей возрастное развитие), углубляется и закрепляется в психологической сфере и завершается в социальной сфере общей девиацией поведения.

В идеальном варианте процесс повторного включения личности в учебный процесс, как часть и условие ее нормальной социализации, должен выстраиваться с учетом индивидуального варианта причин и следствий, предшествовавшего девиации развития, дезадаптации. [1,с.3,4.5,6] Поэтому наиболее типичной схемой социальной реабилитации личности средствами образования представляется общий алгоритм дидактических усилий, обратный выше описанному типичному алгоритму де-социализации (неуспеваемость – дискомфорт - асоциальное поведение). Иначе говоря, первым необходимым шагом и исходным условием социальной реабилитации личности средствами образования является восстановление успешного функционирования ученика в сфере учебной деятельности.

В общем случае ре-адаптация учащихся к учебной деятельности должна быть выстроена в следующий ряд последовательных, дидактически и психологически преемственных ступеней:

  • ступень первоначального, минимально необходимого восстановления форм и способов учебного поведения;

  • ступень восстановления учебных навыков и позитивной мотивации к учебной деятельности и начального снятия психологических барьеров, типа «Ученик - школа»;

  • ступень восстановления учебных навыков и позитивной мотивации к учебной деятельности и начального снятия психологических барьеров, типа «Ученик - школа»;

  • ступень начального успеха;

  • ступень самоутверждения в учебной деятельности (норма обучения);

  • ступень индивидуализированной образовательной траектории.

В общем случае восприятие учебного материала зависит от общих и социальных способностей учащихся, степени гностической подготовки к восприятию нового, от сопутствующих психологических условий (мотивация, рабочая установка, психологические барьеры и т.п.).[5,с.6,7]

Плохо усвоенный (забытый) учебный материал в сочетании с угасанием учебных способностей, снижением мотивации учебной деятельности, с возникновением психологических барьеров между учащимся и процессом обучения и целым шлейфом иных психологических и социальных следствий, составляют явление, которое в педагогической практике принято называть дидактической запущенностью. Процесс выявления реальных пробелов в структуре подготовке по любому предмету почти всегда связан с негативными эмоциями. Во-первых, выявляемый реальный уровень знаний и умений обычно оказывается гораздо ниже самооценки ученика. Во-вторых, неприятно сказывается публичный характер вскрытия недостатков, на которых ранее не сосредотачивалось внимание окружающих, да и самой личности. Тщательно выявленная дидактическая запущенность, четкая организация работы по ее ликвидации в сочетании с обеспечение успеха на стадии оперирования остаточными знаниями и умениями должны создавать исходно необходимую и минимально достаточную гностическую и психологическую базу для возобновления нормальной учебной деятельности. В работе с новым материалом развития, природой и особенностями отклонений в развитии, проводится диагностика особенностей мышления, определяются речевые недостатки, физическое состояние, работоспособность, утомляемость. Производится диагностика школьных знаний и навыков. Ведется наблюдение особенностей поведения учащихся. Определяется структура учебной запущенности, необходимые пути её устранения, уровень владения навыками чтения, письма, счёта, решения задач, а также типичные затруднения и т.д.

С учётом выше изложенного состояния учащихся в дальнейшем должен соответственно выстраиваться учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий общую и индивидуальную коррекцию психического и умственного развития. В общем случае урок в этом русле педагогического процесса в школе содержит все компоненты классического урока, служащие исходной методической базой.

В варианте такого урока будут присутствовать следующие этапы:

  • активизация внимания и формирование рабочей установки;

  • контроль результатов домашней работы;

  • актуализация другой полезной информации для урока;

  • обратная связь, коррекция хода познавательной деятельности;

  • организация работы с новой информацией;

  • обратная связь, коррекция хода познавательной деятельности;

  • оперирование информацией, воспроизведение;

  • практическое применение, систематизация;

  • учет результатов оценка, отметка;

  • систематизация ошибок, коррекция планов работы в целях устранения выявленных ошибок.

На этой общей методической базе выстраиваются специфические коррекционные компоненты урока:

  • аналитические пробы и наблюдения:

  • коррекция и компенсация индивидуальных особенностей обучаемых:

  • ликвидация дидактической запущенности:

  • отдых, возобновление внимания, рабочей установки, работоспособности:

  • работа с новым материалом с учетом специфики подготовленности и состояния учебных способностей учащихся:

  • обратная связь, коррекция обучения по результатам обратной связи, организация оперирования информацией на уровне реальных возможностей учащихся;

  • организация успеха и его эмоционального переживания.

Таким образом, тема по восстановлению успешного функционирования ученика в сфере учебной деятельности является актуальной и многоаспектной. Для обучения на достаточно высоком уровне трудности, требующем проявления мыслительных усилий со стороны учеников, приводящем в итоге к формуле «научить учиться», предстоит еще много интересной и кропотливой работы.


Библиографические источники

Книги

1. Борисова Е.Ю. Системный подход к профилактике школьной дезадаптации. Кандидат психологических наук. Казань. 2000.- с 210.

Журналы

2.Дягилев Д. А., Шестопалов Е. В. Социальная адаптация подростков как фактор устранения педагогической запущенности // Мир науки, культуры, образования. 2010.№ 5.С.184–186.
3. Иванова Т.В. Социальная и педагогическая запущенность подростка как проблема современного общества / Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2011. № 4 с- 142-148.

Учебные пособия:

4.Асмолов. А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. /Асмолов. А.Г.- М.: Смысл. 2002 – с 416.

5.Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/Под ред. В. А. Сластенина.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Издательский центр «Академия», 2000. —200с.
6.Пурин В.Д. Профилактика коррекции педагогической запущенности: Учебное пособие.- М.: Академия, 2008.- 192с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!