СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Концептуальные методические подходы, применяемые в образовательной практике»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нельзя ребёнка научить чему – либо, нельзя развить его способности, если он сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения, воспитания. Поэтому в своей педагогической практике использую системно-деятельностный подход.

Просмотр содержимого документа
««Концептуальные методические подходы, применяемые в образовательной практике»»


«Концептуальные методические подходы, применяемые в образовательной практике»

Кононова Анна Александровнавна

Учитель истории и обществознания

МБОУ «СШ № 83»

Нельзя ребёнка научить чему – либо, нельзя развить его способности, если он сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения, воспитания. Поэтому в своей педагогической практике использую системно-деятельностный подход.

Передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании.

В своей практике, для повышения мотивации учащихся, в условиях реализации требований ФГОС, я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:

- технология личностно - ориентированного обучения;

- технология проблемного обучения;

- технология дифференцированного обучения;

- технология критического мышления;

- информационно – коммуникационные технологии;

- игровые технологии;

- проектная технология.

Технология  личностно – ориентированного обучения

  • ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса.

  • целью всестороннее развитие личности школьника, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности. 

Один из приемов - групповая работа. Именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся и способствует повышению мотивации к учению.

Технология дифференцированного обучения

Дифференцированный процесс обученияэто широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

В своей работе я использую следующие приемы дифференциации:

  • подбор разноуровневых заданий на уроках;

  • подбор разноуровневых домашних заданий;

  • использование карточек – памяток, карточек – помощниц с различными видами помощи: показ способа решения, образец оформления записи, схемы, таблицы, наглядные опоры, вспомогательные наводящие вопросы, начало решения задачи или его план.

Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе

  • благоприятный психологический климат.

  • повышению познавательной активности.

  • появляется уверенность в своих силах.

Игровые технологии

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.

Например, в педагогической практике преподавания общественных дисциплин, таких как история и обществознание могут использоваться следующие виды дидактических игр:

1. Имитационные и ролевые игры.

Например, «Путешествие в историю», «Съезд русских князей: быть ли Руси единой?».

2. Игры-прогнозы.

Например, «Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?», «

3. Игры-практикумы.

Например, экономический тренинг «Расчет прожиточного минимума», социальные тренинги: «Установи контакт», «Человек в конфликте», «Мои социальные роли» и т.д.)

Технология критического мышления

Одна из основных целей - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию. Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы

- приём «Взаимовопрос»;

- приём «Корзина идей»;

- приём «Знаю, хочу узнать, узнал»;

- таблица;

-кластер;

- «Верно – неверно».

Метод проектов

Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Включать школьников в проектную деятельность начинаю постепенно, с пятового класса.

Информационно – коммуникационные технологии

Использование ИКТ на уроках мне позволяет реализовать принципы доступности, наглядности, повысить активность и инициативность обучающихся на уроке, сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС.

Основными направлениями моей работы при использовании ИКТ являются:

  • мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ;

  • дистанционные конкурсы;

  • уроки на основе авторских компьютерных презентаций;

  • виртуальные путешествия на уроках;

Технология проблемного обучения

Проблемное обучениеэто обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями.

В соответствии с целями уроки проблемного типа можно распределить в три группы:

  • уроки «открытия» нового знания;

  • уроки рефлексии;

  • уроки контроля.

Один из типов урока – «открытие» нового знания. Именно на этом этапе идет развитие творческих способностей детей. Открыть новое знание можно по-разному. Ученик может случайно догадаться, как решается поставленная проблема. В этом случае задача педагога – поддержать его. Тогда событие порадует и вдохновит ребенка. Но иногда мы наблюдаем у детей «не случайное» озарение, а целенаправленный поиск: они сначала подбирают, угадывают решение, пробуя различные варианты, а затем пытаются их обосновать. В данном случае они действуют методом «проб и ошибок» - методом научного познания. И если ребенок осознает способ поиска, то тогда он сможет использовать его в следующий раз и его «открытие» становится уже не случайным.

Логика построения урока рефлексии в случае, когда этот урок направлен на закрепление изученного материала, может быть следующим:

  • во время организационного момента устанавливают тематические рамки повторяемого содержания;

  • при актуализации знаний организуют индивидуальную самостоятельную деятельность учащихся;

  • на этапе постановки проблемы учащиеся анализируют ситуацию и фиксируют допущенные ошибки;

  • на этапе устранения затруднений организую выявление причин зафиксированных затруднений и построение проекта выхода из них[9,с.134].

Развивающие уроки контроля проводяться, предлагая учащимся решить событийно-проблемные задачи. Порядок деятельности учеников на уроке при решении данных задач выглядит следующим образом:

  • обдумывание содержания задачи, ее решение;

  • сопоставление своего ответа с правильным ответом, высказанным отдельными учащимися;

  • оценка учащимися результата в соответствии с ранее установленными критериями. Олег и захват киева


Этапы :

 В ходе работы мной выявлено, что на уроке по технологии проблемного обучения оптимальными и наиболее эффективными элементами становится вводно-мотивационный этап – стадия вызова, этап организации учебной деятельности с целью решения проблемы – стадия осмысления и этап контроля-коррекции – стадия размышления.

    1. На этом этапе:

происходит актуализация имеющихся знаний по теме.

приёмы: составление кластера, мозгового штурма
На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, самостоятельно определяют цели. 

    1. На стадии осмысления даётся возможность познакомиться с новой информацией,

Используются приёмы: чтение текста , составление таблиц и др.

    1. Стадия размышления позволяет учащимся осмыслить всё, то, что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами. Используются приёмы: групповая дискуссия, написание мини-сочинения – эссе, составление схем…….

Педагогические условия:

  1. системность и последовательность в применении методов;

  2. включение учащихся в решение поставленной проблемы;

  3. позитивный настрой учащихся и учителя в процессе решения проблемы;

  4. сотрудничество учителя и учеников в процессе обучения

  5. использование потенциальных возможностей учебного      предмета «история», «обществознание» для развития логического   мышления учащихся.

Виды учебной проблемы.

  1. Проблемная ситуация –

  • психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний.

Тема «Способности человека». Факт: « Юлий Цезарь мог одновременно заниматься несколькими делами одновременно – и читал, и писал, и слушал, и разговаривал» А способны вы на такое? О каких возможностях Цезаря говорит данный пример?

  1. Проблемный вопрос – самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание, а также предположение или обращение, требующее ответа или объяснения.

По теме «Становление индустриального общества можно предположить следующее проблемное задание: «Нужен ли обществу технический прогресс, если он рождает средства массового уничтожения и создает экологические проблемы?»

  1. Творческая задача – это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения.

Творческие задачи позволяют обобщить, повторить и усвоить учебный материал; развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление; формировать навыки совместной работы; Например, В процессе работы над темой «Глобальные проблемы современности» можно предположить учащимся ситуацию «Каждая вещь (событие) может рассматриваться с разных сторон. Автомобиль – это прогресс или регресс?». Таким образом, усвоение знаний учащимися строится как разрешение субъективно переживаемой учеником проблемы.

Проблемные задания должны зависеть от возраста, уровня знаний и жизненного опыта учащихся, должны отличаться степенью трудности, глубиной обобщений.

Методы проблемного обучения:

1) проблемное изложение знаний.

2) изложение с проблемным началом.

3)частично-поисковый или эвристический метод;

4)исследовательский метод.

Основные приемы проблемного изложения учебного материала:

1 . Тема урока быть актуальной, современной. Для этого в самом начале урока необходимо сориентировать учащихся на возможности практического применения  полученных знаний. Например, изучая сущность Столыпинской аграрной реформы, можно продумать возможность применения её некоторых положений, пусть даже не в чистом виде, в современной экономике.9

2Применение алогизмов, противоречий, неподдающихся логичному объяснению. Причем такой материал можно найти даже в учебниках, т.к. многие авторы современных учебников допускают такие ошибки. Например, в учебнике истории для 6-го класса в теме «Битва на Калке» пишут: «В поход снарядилось объединенное войско южнорусских князей. Каждый князь стоял своим лагерем, действовал самостоятельно, не желая считаться с другими».  

3Предоставление учащимся выбора из двух или более альтернатив, точек зрения.

Например, на уроке истории в 9 классе по теме «Столыпинская реформа» решаем задание:

«Ниже приведены две точки зрения на аграрные преобразования П.А.Столыпина.

    1. Реформы закладывали основы для стабильного развития русской деревни.

    2. Преобразования П.А. Столыпина только усугубили социальные проблемы в России.

Укажите, какая точка зрения вам представляется наиболее предпочтительной. Приведите не менее 3 фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения».11

    1. Привлечение на уроке вместо стандартного материала афоризмов, эпиграмм, карикатур, частушек, пословиц. Например, при изучении особенностей развития сельского хозяйства и положения крестьянства в начале прошлого века можно задать следующий вопрос: «Попробуйте объяснить, почему у народа-труженика родились такие диаметрально противоположные по смыслу поговорки: 


Как ни мечи, а лучше на печи. -– Труд человека кормит, а лень портит

Результат опыта по применению технологии проблемного обучения:
1.  Повышается познавательная активность на уроке;

2.Усвоение УУД на уроке ;

3.Формируются личностные компетенции.

Итак, опыт показывает, что реализация технологии проблемного обучения дает положительные результаты работы, стимулирует самостоятельность и саморазвитие в рамках оптимизации учебного процесса. Уровень успеваемости благодаря использованию этой инновационной технологии  составляет по истории и обществознанию 100 %, качества знаний колеблется от 58 % и до 80 %. Учащиеся подтверждают уровень своих знаний во время сдачи ГИА и ЕГЭ.


Современные образовательные технологии позволяют мне развивать и поддерживать интерес к процессу обучения, достигать положительных результатов в обучении и внеурочной деятельности, а также создавать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!