«Концептуальные методические подходы, применяемые в образовательной практике»
Кононова Анна Александровнавна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «СШ № 83»
Нельзя ребёнка научить чему – либо, нельзя развить его способности, если он сознательно и эмоционально не участвует в процессе обучения, воспитания. Поэтому в своей педагогической практике использую системно-деятельностный подход.
Передо мной, как учителем, стоит задача не только научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, чтобы детям нравилось то, что они делают. Формирование положительной мотивации – это залог успеха в познании.
В своей практике, для повышения мотивации учащихся, в условиях реализации требований ФГОС, я использую следующие современные образовательные технологии или их элементы:
- технология личностно - ориентированного обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология дифференцированного обучения;
- технология критического мышления;
- информационно – коммуникационные технологии;
- игровые технологии;
- проектная технология.
Технология личностно – ориентированного обучения
ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса.
целью всестороннее развитие личности школьника, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности.
Один из приемов - групповая работа. Именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся и способствует повышению мотивации к учению.
Технология дифференцированного обучения
Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.
В своей работе я использую следующие приемы дифференциации:
подбор разноуровневых заданий на уроках;
подбор разноуровневых домашних заданий;
использование карточек – памяток, карточек – помощниц с различными видами помощи: показ способа решения, образец оформления записи, схемы, таблицы, наглядные опоры, вспомогательные наводящие вопросы, начало решения задачи или его план.
Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе
благоприятный психологический климат.
повышению познавательной активности.
появляется уверенность в своих силах.
Игровые технологии
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.
Например, в педагогической практике преподавания общественных дисциплин, таких как история и обществознание могут использоваться следующие виды дидактических игр:
1. Имитационные и ролевые игры.
Например, «Путешествие в историю», «Съезд русских князей: быть ли Руси единой?».
2. Игры-прогнозы.
Например, «Можно ли было предотвратить вторую мировую войну?», «
3. Игры-практикумы.
Например, экономический тренинг «Расчет прожиточного минимума», социальные тренинги: «Установи контакт», «Человек в конфликте», «Мои социальные роли» и т.д.)
Технология критического мышления
Одна из основных целей - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию. Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы
- приём «Взаимовопрос»;
- приём «Корзина идей»;
- приём «Знаю, хочу узнать, узнал»;
- таблица;
-кластер;
- «Верно – неверно».
Метод проектов
Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Включать школьников в проектную деятельность начинаю постепенно, с пятового класса.
Информационно – коммуникационные технологии
Использование ИКТ на уроках мне позволяет реализовать принципы доступности, наглядности, повысить активность и инициативность обучающихся на уроке, сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС.
Основными направлениями моей работы при использовании ИКТ являются:
мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ;
дистанционные конкурсы;
уроки на основе авторских компьютерных презентаций;
виртуальные путешествия на уроках;
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
Проблемное обучение - это особый тип организации учебной работы на уроке, позволяющий активизировать познавательную деятельность учащихся и добиваться от них более осмысленного и прочного овладения знаниями.
В соответствии с целями уроки проблемного типа можно распределить в три группы:
Один из типов урока – «открытие» нового знания. Именно на этом этапе идет развитие творческих способностей детей. Открыть новое знание можно по-разному. Ученик может случайно догадаться, как решается поставленная проблема. В этом случае задача педагога – поддержать его. Тогда событие порадует и вдохновит ребенка. Но иногда мы наблюдаем у детей «не случайное» озарение, а целенаправленный поиск: они сначала подбирают, угадывают решение, пробуя различные варианты, а затем пытаются их обосновать. В данном случае они действуют методом «проб и ошибок» - методом научного познания. И если ребенок осознает способ поиска, то тогда он сможет использовать его в следующий раз и его «открытие» становится уже не случайным.
Логика построения урока рефлексии в случае, когда этот урок направлен на закрепление изученного материала, может быть следующим:
во время организационного момента устанавливают тематические рамки повторяемого содержания;
при актуализации знаний организуют индивидуальную самостоятельную деятельность учащихся;
на этапе постановки проблемы учащиеся анализируют ситуацию и фиксируют допущенные ошибки;
на этапе устранения затруднений организую выявление причин зафиксированных затруднений и построение проекта выхода из них[9,с.134].
Развивающие уроки контроля проводяться, предлагая учащимся решить событийно-проблемные задачи. Порядок деятельности учеников на уроке при решении данных задач выглядит следующим образом:
обдумывание содержания задачи, ее решение;
сопоставление своего ответа с правильным ответом, высказанным отдельными учащимися;
оценка учащимися результата в соответствии с ранее установленными критериями. Олег и захват киева
Этапы :
В ходе работы мной выявлено, что на уроке по технологии проблемного обучения оптимальными и наиболее эффективными элементами становится вводно-мотивационный этап – стадия вызова, этап организации учебной деятельности с целью решения проблемы – стадия осмысления и этап контроля-коррекции – стадия размышления.
происходит актуализация имеющихся знаний по теме.
приёмы: составление кластера, мозгового штурма
На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, самостоятельно определяют цели.
Используются приёмы: чтение текста , составление таблиц и др.
Стадия размышления позволяет учащимся осмыслить всё, то, что они изучали на уроке в собственном контексте, выразить это своими словами. Используются приёмы: групповая дискуссия, написание мини-сочинения – эссе, составление схем…….
Педагогические условия:
системность и последовательность в применении методов;
включение учащихся в решение поставленной проблемы;
позитивный настрой учащихся и учителя в процессе решения проблемы;
сотрудничество учителя и учеников в процессе обучения
использование потенциальных возможностей учебного предмета «история», «обществознание» для развития логического мышления учащихся.
Виды учебной проблемы.
Проблемная ситуация –
психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека, если он не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний.
Тема «Способности человека». Факт: « Юлий Цезарь мог одновременно заниматься несколькими делами одновременно – и читал, и писал, и слушал, и разговаривал» А способны вы на такое? О каких возможностях Цезаря говорит данный пример?
Проблемный вопрос – самостоятельная форма мысли и проблематизированное высказывание, а также предположение или обращение, требующее ответа или объяснения.
По теме «Становление индустриального общества можно предположить следующее проблемное задание: «Нужен ли обществу технический прогресс, если он рождает средства массового уничтожения и создает экологические проблемы?»
Творческая задача – это задача, при которой необходимо найти новый алгоритм решения.
Творческие задачи позволяют обобщить, повторить и усвоить учебный материал; развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес, абстрактное и логическое мышление; формировать навыки совместной работы; Например, В процессе работы над темой «Глобальные проблемы современности» можно предположить учащимся ситуацию «Каждая вещь (событие) может рассматриваться с разных сторон. Автомобиль – это прогресс или регресс?». Таким образом, усвоение знаний учащимися строится как разрешение субъективно переживаемой учеником проблемы.
Проблемные задания должны зависеть от возраста, уровня знаний и жизненного опыта учащихся, должны отличаться степенью трудности, глубиной обобщений.
Методы проблемного обучения:
1) проблемное изложение знаний.
2) изложение с проблемным началом.
3)частично-поисковый или эвристический метод;
4)исследовательский метод.
Основные приемы проблемного изложения учебного материала:
1 . Тема урока быть актуальной, современной. Для этого в самом начале урока необходимо сориентировать учащихся на возможности практического применения полученных знаний. Например, изучая сущность Столыпинской аграрной реформы, можно продумать возможность применения её некоторых положений, пусть даже не в чистом виде, в современной экономике.9
2. Применение алогизмов, противоречий, неподдающихся логичному объяснению. Причем такой материал можно найти даже в учебниках, т.к. многие авторы современных учебников допускают такие ошибки. Например, в учебнике истории для 6-го класса в теме «Битва на Калке» пишут: «В поход снарядилось объединенное войско южнорусских князей. Каждый князь стоял своим лагерем, действовал самостоятельно, не желая считаться с другими».
3. Предоставление учащимся выбора из двух или более альтернатив, точек зрения.
Например, на уроке истории в 9 классе по теме «Столыпинская реформа» решаем задание:
«Ниже приведены две точки зрения на аграрные преобразования П.А.Столыпина.
Укажите, какая точка зрения вам представляется наиболее предпочтительной. Приведите не менее 3 фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения».11
Привлечение на уроке вместо стандартного материала афоризмов, эпиграмм, карикатур, частушек, пословиц. Например, при изучении особенностей развития сельского хозяйства и положения крестьянства в начале прошлого века можно задать следующий вопрос: «Попробуйте объяснить, почему у народа-труженика родились такие диаметрально противоположные по смыслу поговорки:
Как ни мечи, а лучше на печи. -– Труд человека кормит, а лень портит
Результат опыта по применению технологии проблемного обучения:
1. Повышается познавательная активность на уроке;
2.Усвоение УУД на уроке ;
3.Формируются личностные компетенции.
Итак, опыт показывает, что реализация технологии проблемного обучения дает положительные результаты работы, стимулирует самостоятельность и саморазвитие в рамках оптимизации учебного процесса. Уровень успеваемости благодаря использованию этой инновационной технологии составляет по истории и обществознанию 100 %, качества знаний колеблется от 58 % и до 80 %. Учащиеся подтверждают уровень своих знаний во время сдачи ГИА и ЕГЭ.
Современные образовательные технологии позволяют мне развивать и поддерживать интерес к процессу обучения, достигать положительных результатов в обучении и внеурочной деятельности, а также создавать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке.