МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ.Н.Е.СОРОКИНА»
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
«КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБУЧЕНИЯ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
РАЗРАБОТЧИК
КОНЦЕРТМЕЙСТЕР ОТДЕЛЕНИЯ
ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ ДИСЦИПЛИН
КУРИСТ СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА
Веселый 2020 г
Концертная деятельность – составная часть обучения детей. Она является неотъемлемой частью процесса обучения детей в системе дополнительного образования. Основой для концертной деятельности являются все предметы, входящие в курс специальных дисциплин – хоровое пение, сольное вокальное пение, игра на инструментах по исполнительским направлениям. На протяжении обучения в музыкальной школе закладываются основы профессионального мастерства, которые исполнитель в полной мере проявляет на зачетах, экзаменах, академических концертах и сценических выступлениях. Приемы и умения, накопленные в процессе обучения, получают свое реальное воплощение и корректируются в ходе выступлений детей.
Навыки концертного выступления необходимы обучающимся в их будущей профессиональной деятельности как в качестве концертного сольного, так и ансамблевого исполнителя.
Цель концертной деятельности – закрепление профессиональных навыков в опыте публичных выступлений в качестве солиста, участника ансамбля, хора, оркестра в соответствии с выбранным направлением обучения в системе дополнительного образования.
Задачи концертной деятельности:
- воплощение и коррекция умений и навыков, приобретенных на занятиях в классе по специальности, в оркестровом, хоровом и ансамблевом классах;
- приобретение обучающимися навыков выступления на концертной эстраде перед аудиторией различного уровня подготовки;
- приобретение навыков работы в студиях звукозаписи, на телевидении;
- накопление субъективных ощущений о психофизическом самочувствии музыканта-исполнителя, необходимых для профессионального занятия музыкально-исполнительской деятельностью.
Концертная деятельность должна включать в себя:
- сольные выступления на академических концертах по предметам специального цикла, а также выступления в составе коллектива ансамбля, оркестра или хора;
- участие в концертных программах школы, городских концертных организаций;
- участие в фестивалях, конкурсах, мастер-классах, различных творческих проектах.
Виды концертной деятельности могут варьироваться в зависимости от профиля образования и уровня подготовки исполнителей. Учет проведения и формы подведения итогов концертной деятельности обучающихся должен регламентироваться рабочими программами с учетом профиля обучения.
Структуру концертной работы на отделениях выстраивает в единый план и контролирует заведующий концертной деятельностью учебного заведения. Организация концертной практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися профессиональными навыками в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника. Все виды практического обучения проводятся параллельно теоретическому, рассредоточены по всему периоду обучения, в соответствии с базовыми учебными планами.
Для участия обучающегося в концертных программах школы искусств, концертных организаций необходимым условием является прослушивание и утверждение программы выступления комиссией, в состав которой могут входить педагоги отделения и заведующий концертной деятельностью. Участие в концерте фиксируется в журнале, а результаты оцениваются в конце каждого полугодия.
Оценка по концертному выступлению может складывается из следующего:
- выполнение программы концертных выступлений (например, не менее 2-3 выступлений за полгода);
- профессиональное качество исполнения концертной программы.
На каждом уроке, репетиции или концерте педагогу необходимо стремиться пробуждать в обучающихся художественное начало и развивать понимание красоты, а также формировать умение мыслить на постоянно обновляющемся материале концертных программ. Чудесный, волшебный процесс маленьких художественных открытий, происходящий в овладении произведениями разных эпох, стилей, жанров, направлений, стремление к совершенству исполнения, раскрытию всех заложенных композитором в сокровищницу музыкального произведения красот, - все это является той благотворной средой, творческой атмосферой в которой, с одной стороны, интенсивно развивается музыкальная природа детей, их исполнительское мастерство, а с другой – обогащается художественная палитра внутреннего мира обучающихся. Усложняется, становится интересней их художественно-интеллектуальное мышление, что является плодотворной почвой для формирования нравственных качеств личности.
Концертное исполнение – это самый ответственный момент в работе ребенка и педагога. Обучающийся, исполняющий сольную программу или выступающий в составе коллектива, является создателем художественных ценностей, просветителем, воспитателем художественного вкуса. Только вдохновенное исполнение может доставить слушателям радость и удовлетворение от услышанного. Но эмоции всегда должны контролироваться разумом. Чрезмерная преувеличенность естественных чувств, их «необузданность», «стихийность» - весьма вредна и опасна для исполнения. Моментом, регулирующим эмоциональное начало, является сочетание активного выражения творческих намерений с контролем и оценкой реального звучания. Произведения, включаемые в концертный репертуар выступающего, должны быть близкими и понятными, соответствовать уровню его профессиональной подготовки и исполнительскому профилю, а также обладать высокими художественными качествами.
При подготовке детей необходимо все время настраивать их на то, что вся работа в классе – это большая репетиция будущего концертного выступления. И чем гибче, подвижнее, разумнее будет процесс обучения, тем быстрее он сможет выступить на эстраде. Конечно, это только совместный процесс Учителя и Ученика.
Профессиональные занятия музыкой развивают образное и рациональное мышление. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседы о ней включают характеристику эмоционально-образного содержания. Активный словарь обучающихся обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.
Кроме того, музыкальная деятельность, концертное исполнение развивает и эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, в общении, с воспитанием таких личностных качеств, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Таким образом, через концертную работу происходит воспитание музыкальной культуры у детей, которая способствует формированию общей духовной культуры. В частности, при подготовке к выступлению, необходимо детально проговорить, а иногда и прорепетировать первый выход, начиная от внешнего вида и заканчивая уходом со сцены. Необходимо объяснить маленькому музыканту, что во время выступления все внимание слушателей всецело сосредотачивается на исполнителе. Артист является проводником, посредником мысли автора между произведением и слушателем.
В процессе концертной деятельности обучающийся должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения и навыки по всем видам деятельности.
Конечной целью обучения должна стать подготовка конкурентоспособного музыканта-исполнителя, обладающего такими качествами как:
- умение адаптироваться к условиям работы в процессе обучения в профессиональном заведении (например, колледже искусств),
- умение владеть собой на сцене психофизически и эмоционально,
- убедительно интерпретировать музыкальный материал, проявляя артистизм и увлеченность исполнением.
В результате концертных выступлений обучающийся осваивает:
- сольный и ансамблевый репертуар;
- основные стилевые и жанровые направления изучаемой музыки;
- специальную литературу по профессии;
- специфику музыкального исполнительства как вида творческой деятельности.
В результате концертных выступлений обучающийся учится:
- создавать индивидуальную художественную интерпретацию музыкального произведения;
- обладать культурой исполнительского интонирования, умением использовать комплекс художественных средств исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения;
- расширять, накапливать и совершенствовать свой исполнительский репертуар;
- адаптироваться к условиям выступлений В целом концертная деятельность способствует не только профессиональному техническому росту обучающихся, она также формирует духовные, нравственные и эстетические критерии исполнителей и слушателей.