Концепция «Я – состояний» и деловое общение.
Методика : «Родитель – Взрослый – Ребенок» Э. Берна
Цель исследования: дифференцировать позиции общения в конфликтной ситуации.
Конфликт – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, проявляющийся в конфликтном взаимодействии по отношению друг к другу и сопровождающийся негативными эмоциями.
Динамика конфликта:
1. возникновение объекта конфликтной ситуации
2. осознание ситуации как конфликтной.
3. конликтное взаимодействие
4. разрешение конфликта.
В свете концепции транзактного анализа в ходе конфликта человек осознанно или нет выбирает одну из ролей или позиций, из которых он и выступает в конфликте:
Ролевая позиция
|
Краткая характеристика роли
|
Свойства позиции
|
Невербальные проявления
|
Вербальные проявления
|
Родитель
|
Косность, ригидность, человек вне критики
|
Ласкающий, утешающий, жалеющий, назидательный, требовательный, наказывающий, воспитывающий, оценивающий
|
Уверенный в себе, указательные жесты, угрожающие позы, позиция «сверху»
|
«не плачь», «не переживай», «ну, что случилось?», «нет, ты сделаешь!»
|
Взрослый
|
Анализ информации
|
Деловая, объективная, анализируцющая, конструктивная, уверенная, но без высокомерия
|
Взгляд открытый, лицо к собеседнику, голос спокойный
|
«Давайте подумаем», «я думаю, что лучше…», «Давайте посоветуемся»
|
Ребенок
|
Искренность, эмоции
|
Бунтующий, капризный, своенравный, противоречивый, строптивый, приспосабливающийся, беспомощный, покорный, жалующийся, требующий одобрения
|
Гневное, упрямое лицо, позы, прерывающийся голос, глаза опущены, или быстрый и громкий
|
«Хочу», «не хочу», «сам дурак», «я боюсь», «не могу», «почему всегда я», «у меня не получится», так тебе и надо»
|
По результатам тестирования получены следующие результаты:
Количество испытуемых
|
Родитель
|
%
|
Взрослый
|
%
|
Ребенок
|
%
|
16
|
45
|
33
|
54
|
40
|
36
|
27
|
В ходе анализа полученных результатов с педагогами были выработаны условия успешности разрешения конфликтов:
1. объективность при рассмотрении
2. уважительное отношение к личности
3. умение рефлексировать в конфликтной ситуации
4. недопущение преждевременных выводов
5. взаимная положительная оценка оппонентов
6. сосредоточение внимания на предмете конфликта и интересах, а не на позициях и личностных особенностях.
Также была выработана единая общая стратегия поведения в конфликтных ситуациях, включающая несколько этапов:
- Определение предмета конфликта (прояснение конфликтной ситуации – Я-сообщение, активное слушание).
- сбор предложений (как же нам быть)
оценка предложений и выбор наиболее приемлемых.
- детализация принятого решения.
- выполнение, проверка.
Выработанная стратегия была успешно закреплена путем интерактивных методик в ходе проведения научно-практического семинара.