Концепция методической деятельности.
Задачи методической деятельности.
Первая задача — технологическая.
Она является специфической задачей деятельности методиста, никакой другой специалист ее не решает. Сущность этой деятельности состоит в анализе педагогической деятельности и технологическом оформлгнии ее в виде педагогического опыта, т.к. опыт, сохраняя феноменальное, присущее тому или иному педагогу, в то же время представляет обобщенную модель его педагогической деятельности. Такое оформление опыта делает его технологичным и на этом основании пригодным для трансляции. Работа методиста в этом случае заключается в помощи педагогу создать «копилку» его профессиональных достижений и сделать ее доступной как для других педагогов, так и для педагогической культуры в целом.
Вторая задача — педагогическая.
Методист своей деятельностью должен способствовать профессиональному росту членов коллектива образовательной организации, мотивировать педагогов к самосовершенствованию и помогать им подняться на более высокую ступень педагогического мастерства.
Третья задача — исследовательская.
Она порождена теми затруднениями, с которыми столкнулись педагоги и управленцы развивающихся образовательных организаций. Включившись в инновационную деятельность, они оказались перед необходимостью осуществления проблемного анализа собственной педагогической работы, а также:
работы всего коллектива;
поиска идей развития образовательной организации;
моделирования новых форм ее существования;
проектирования процессов развития и др.
Отдельные из педагогов оказались перед объективной необходимостью создания авторских учебных курсов и их методического обеспечения и т. п..
Четвертая задача — экспертная.
Она сопряжена с тем, что результатом инновационной деятельности в образовательной организации становится множество продуктов, которые должны быть подвергнуты экспертной оценке. Кроме того, устремленность к качественному повышению профессионализма педагогического корпуса требует тщательной и корректной разработки критериев оценки труда педагогов. Методист здесь играет важную роль — он носитель критериев, и это накладывает на него большую профессиональную ответственность.
Пятая — управленческая.
Однако в отличие от администрации, которая обслуживает всю совокупность процессов, имеющих место в образовательном учреждении, методист управляет базовым учебно-воспитательным процессом, но и здесь у него свои особенности. Например, методист осуществляет управленческую функцию контроля, но если заместитель по учебно-воспитательной работе проверяет соответствие деятельности педагога принятым образовательным стандартам, то методист контролирует соответствие личной педагогической тактики общей стратегии общеобразовательного учреждения. В поле деятельности методиста по-прежнему оказываются педагогические чтения, научно-практические конференции и другая организационная работа — это тоже управление. Кроме того, научно-методическое и информационное обеспечение также остаются в зоне деятельности методиста.
На основании вышеизложенного можно выделить две основные цели методической деятельности:
удовлетворить актуальные потребности педагогов и управленцев в реализации их профессиональной деятельности;
«вырастить» те потребности, которые находятся в «зоне ближайшего развития», т.е. необходимо не только обслуживать актуальные потребности своих подопечных, но и способствовать их развитию.
Основной методический принцип:
К достижению – через поддержку,
К пониманию – через обучение,
К познанию – через открытие,
К успешности – через сотрудничество.
Составные части методической деятельности:
· программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
· разработку учебно-методических документов;
· прогнозирование образовательного и воспитательного процессов;
· разработку и организацию внедрения комплексной системы управления учебно-воспитательным процессом;
· создание базы данных передового педагогического опыта, прогрессивных методик, новых технологий обучения;
· создание банка данных учебно-методической литературы по специальностям;
· редакционно-издательскую деятельность;
· организацию проведения методических советов, педсоветов, объединений.
Основные функции методической деятельности:
· прогностическая и планирующая;
· аналитическая;
· координационная;
· содержательная;
· обучающая;
· контрольно-диагностическая.
Формы методической работы:
· Консультации;
· Проблемные семинары;
· Семинары-практикумы;
· Педагогические чтения;
· Круглые столы;
· Творческие конкурсы;
· Конкурсы методических разработок.