«Создает человека природа,
но развивает и образует его общество»В. Г. Белинский «Труд становится основой
гармонического развития личности также потому,
что в трудовой деятельности человек
утверждает себя как гражданин»В.А. Сухомлинский
I раздел: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Воспитание — один из сложнейших социальных процессов. Его сложность — в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации и в этой многогранности отношений помогает СОЦИОНИКА — наука о шестнадцати типах личности и шестнадцати типах отношений между ними.
Преимущество соционики по сравнению с другими системами описания личности, известными в психологии, в том, что она предлагает систематизированный подход, построенный на просчете возможностей каждого типа воспринимать, перерабатывать и выдавать информацию. Механизм, органично включенный в психику любого человека, получил в соционике название информационного метаболизма.
Важную роль в жизни ребенка играют объективные социальные и культурные условия его развития, каким дисгармоничным фактором сказывается та или иная степень социальной деривации в семье и школе, когда личность остро ощущает свою заброшенность, отчужденность, обездоленность. Но нельзя сбрасывать и дефекты современного школьного образования, которые и сами по себе способны резко затормозить развитие личности, ограничивая сферу ее потенциальной самореализации в будущем и явно точки приложения ее сил в условиях высокотехнологического общества.
В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным «полигоном» радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и все то, что с ней связано. Школа — как фактор, твердо определяющий, в каком направлении пойдет развитие личности — позитивном или отягощенном грузом постоянных срывов и неудач.
Убеждена, что, если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.
Сама жизнь бросает все новые и новые вызовы педагогике: невероятно уплотняется время в условиях стремительной эскалации научно-технического прогресса, быстро взрослеет молодежь, все острее проявляют себя кризисные точки ее самосознания и самовыражения, все труднее дается ее моральное воспитание. Важно, чтобы школа возродилась как психологически необходимый ребенку институт, став местом, где дети могут открыто выражать свои мысли, основанные на их жизненном опыте и наблюдениях. Интерес со стороны школы к их миру будет приносить им чувство удовлетворения. Нужно исходить из приоритетности ответов школы на основные заложенные в каждом из нас с детства личные потребности, в особенности в отношении чувства безопасности и любви, принадлежности к другим людям. Собственно «экология школы» должна преобразовываться, чтобы дети не чувствовали себя в ней «лишними людьми», превращаясь в инертную массу немотивированных, равнодушных к учению детей.
Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности общества к адекватной социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям — это повседневная реальность, «заданный параметр» современной цивилизации. Поэтому необходимы личные усилия, личная ответственность ребенка за свой успех в жизни, который возможен лишь в результате упорного труда. Личность ответственна перед собой в качестве субъекта гражданского общества.
Формы самовыражения личности могут быть бесконечно уникальными и многообразными, однако к конечном счете они выступают в качестве внешнего проявления более фундаментальных запросов человеческой психики.
Оптимальное решение проблемы неудачников по всему социальному спектру — приобретение опыта успеха в школе. Каждый ребенок должен нести ответственность за свой труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей.
Проанализируем базовые потребности человека:
· потребность в любви и в чувстве собственного достоинства;
· потребность ощущения значимости собственного Я.
Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы.
Для большинства детей существует только два места, где они могут научиться следовать этими путями, — это дом и школа.
Реальность:
· ответственность вырабатывается только через самостоятельную оценку ситуации и выбор правильной линии поведения, которая, с точки зрения ребенка, способна принести пользу ему и окружающим;
· ребенок обязательно сам должен реализовать свой выбор;
· человек должен уметь сдерживать данное самому себе слово. Но руководить им должно не чувство страха перед грядущим наказанием, а осознание правильности принятого решения.
Это и есть дисциплина.
II раздел. ЦЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Воспитание интеллектуальной, всесторонне–культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонной к овладению различными профессиями, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем.
Можно выделить 6 основных целевых направлений:
· всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности;
· гуманизм и коллективизм как позиции характеризующие ребенка в его отношении к людям;
· отношение к труду, что является показателем человеческой сущности;
· любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным;
· преданность Родине и гордость за нее в независимости от экономических и политических трудностей;
· физическое воспитание и гигиеническая культура.
III раздел. ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются «Индивидуальность», «Самостоятельность», «Доброта», «Творчество», «Активность», «Коллектив», которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности «пронизывали» все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребенка.
Научить мыслить (развитие интеллекта):
· развитие мыслительных способностей;
· обеспечение выпускникам объема научных знаний на уровне мировых стандартов;
· формирование политической и правовой культуры;
· выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;
· выработка жизненных ценностей, понимание добра и зла, смысла жизни.
Воспитание чувств (формирование нравственных отношений):
· научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям;
· воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом, способной воспринимать и развивать национальные общечеловеческие достижения во всех сферах жизни;
· воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу.
Здоровый образ жизни:
· развитие духовных и физических возможностей личности;
· формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни.Физическая закалка организма;
· систематические занятия физкультурой и спортом;
· постоянный медико-психологический контроль.
IV раздел. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ.
Содержание и организационные формы воспитания мной разработаны на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально–активной и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.
Vраздел. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ.
Программа воспитания учащихся - это педагогическая система, состоящая из двух частностей: гуманистической этики и совокупности воспитательных идей.
Основные заповеди.Ребенок, подросток не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни, всем духом школы ориентировать на выполнение нравственных норм — заповедей. Заповеди могут быть составлены совместно учителями и учениками.Сегодня классный руководитель выполняет три взаимосвязанные функции:
· Организация разнообразной деятельности в классе;
· Забота о развитии каждого ребенка;
· Помощь в решении проблем.
VI раздел. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно–ориентированный и творческий характер.
Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел:
· классный час в День знаний;
· участие в осеннем празднике — марафоне «Золотая осень» (команда полностью сформирована из ребят класса);
· новогодний праздник;
· участие в лыжных забегах «Лыжня России»;
· праздник мам и бабушек;
· Масленица;
· встреча с участниками ВОВ;
· подготовка лекторов дня здоровья по лицею;
· чаепитие, поздравление именинников и др.
Важную роль в раскрытии и развитии творческих способностей учащихся должна сыграть работа творческих мастерских на основе педагогических идей:
· равенство всех участников;
· ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
· отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих стимулов самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;
· чередование индивидуальной и коллективной работы;
· ориентация на результаты творческого поиска и сам процесс творчества;
· выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов;
· нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.
Основная цель работы творческой мастерской - подтолкнуть к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрепоститься, пробудить к общению и творчеству.
Развитию субъектности личности должно способствовать формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса:
· с 5 класса сформирован актив класса, который распределяет обязанности учеников по секторам;
· из класса ребята входят в состав школьного совета старшеклассников;
· Югай Сабина является депутатом в думе учащихся;
· Класс активно принимает участие в организации различных выборов.
· Сформирована команда из ребят класса, для участия в ежегодном марафоне «Марш парков», в празднике «Золотая осень» ;
· Ребята из класса участвуют в ежегодных интеллектуальных играх «Кто вы профессор Чижевский», «Что? Где? Когда?», «Рыцари дорог», где занимают призовые места.
В развитии целесообразно использовать социокультурный потенциал города: музеи, театры, библиотеки, выставки, музыкальные школы, спортивные секции, кружки: постоянно организуются поездки за пределы города в музеи, театры, на различные экскурсии, походы в библиотеки. Многие учащиеся обучаются в школах искусств по различным направлениям, несколько учащихся с младшей школы принимают участие в журналистской деятельности: пишут статьи, имеют публикации, много ребят занимается спортом.
Основные внешние и внутренние связи классного сообщества (ученики — учитель — родители — другие учителя — другие классы) базируются на принципах:
· много знать — престижно;
· помогать друг другу — нормально;
· готовить дело по чужому сценарию — невозможно;
· жить в неуютной обстановке — нельзя.
Образ ученика складывается из 5 потенциалов личности:
· нравственный (ценностный) потенциал: восприятие и понимание ценностей «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения;
· познавательный потенциал: наблюдательность, активность, прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;
· коммуникативный потенциал: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сформированность навыков саморегуляции;
· художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;
· физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким, закаленным.
Составляют 60 % от общего количества учащихся, у которых логический тип мышления. Уровень воспитанности — 71,2%.
Класс имеет достаточно высокий уровень воспитанности, что обуславливается высоким социальным статусом семей, где дети не только желанны, но и имеют ряд обязанностей, которые они должны выполнять по поручению родителей, не являются наблюдателями за обустройством жизни, а являются участниками данного процесса.
Образовательный процесс.
По успеваемости класс является самым успешным . Дети смотивированны на обучение, много занимаются дополнительно.
VII раздел: ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Содержание взаимодействия - забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития. Принципы взаимной деятельности:
· обращение к чувству родительской любви и уважение ее;
· доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;
· позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности. Моя деятельность, как кл. рук., с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:
Изучение условий семейного воспитания
Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания:
· беседы,
· анкетирование родителей,
· сочинения и рисунки учащихся о семье,
· конкурс творческих работ учащихся «Моя семья»,
· педагогические мастерские,
· деловые игры с родителями,
· формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
· проведение родительских собраний с применением ИКТ.
2. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ.
Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей — проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.
3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
Знакомство родителей со справкой диагностики психолога.
4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ
Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями дополнительного образования.
5. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ.
Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
6. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О ХОДЕ И РЕЗУЛЬТАТАХ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения.
7. Тематические родительские собрания с применением новых информационных технологий по программе «Этика саморазвития», автор Л.А. Котуранов, Н.Н. Котуранова.
2. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ, РАБОТАЮЩИМИ В КЛАССЕ
· изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;
· изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;
· выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;
· развитие коммуникативных умений педагогов;
· сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности
· помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.
Формы:
· проведение малых пед. советов;
· индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем, привлечение учителей к участию в род. собраниях класса.
3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ КЛАССА.
· индивидуальная работа по коррекции поведения ;
· творческие мастерские общения и разрушения стереотипов;
· оказание помощи в выполнении своих обязанностей;
· индивидуальные собеседования по итогам успеваемости;
· заполнить листок здоровья совместно с мед. работником школы;
· индивидуальные задания по оформлению класса к праздника