СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция воспитательного процесса в классном коллективе

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» В. Г. Белинский «Труд становится основой гармонического развития личности также потому, что в трудовой деятельности человек утверждает себя как гражданин» В.А. Сухомлинский

I раздел: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Воспитание — один из сложнейших социальных процессов. Его сложность — в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации и в этой многогранности отношений помогает СОЦИОНИКА — наука о шестнадцати типах личности и шестнадцати типах отношений между ними. Преимущество соционики по сравнению с другими системами описания личности, известными в психологии, в том, что она предлагает систематизированный подход, построенный на просчете возможностей каждого типа воспринимать, перерабатывать и выдавать информацию. Механизм, органично включенный в психику любого человека, получил в соционике название информационного метаболизма. Важную роль в жизни ребенка играют объективные социальные и культурные условия его развития, каким дисгармоничным фактором сказывается та или иная степень социальной деривации в семье и школе, когда личность остро ощущает свою заброшенность, отчужденность, обездоленность. Но нельзя сбрасывать и дефекты современного школьного образования, которые и сами по себе способны резко затормозить развитие личности, ограничивая сферу ее потенциальной самореализации в будущем и явно точки приложения ее сил в условиях высокотехнологического общества. В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным «полигоном» радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и все то, что с ней связано. Школа — как фактор, твердо определяющий, в каком направлении пойдет развитие личности — позитивном или отягощенном грузом постоянных срывов и неудач. Убеждена, что, если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни. Сама жизнь бросает все новые и новые вызовы педагогике: невероятно уплотняется время в условиях стремительной эскалации научно-технического прогресса, быстро взрослеет молодежь, все острее проявляют себя кризисные точки ее самосознания и самовыражения, все труднее дается ее моральное воспитание. Важно, чтобы школа возродилась как психологически необходимый ребенку институт, став местом, где дети могут открыто выражать свои мысли, основанные на их жизненном опыте и наблюдениях. Интерес со стороны школы к их миру будет приносить им чувство удовлетворения. Нужно исходить из приоритетности ответов школы на основные заложенные в каждом из нас с детства личные потребности, в особенности в отношении чувства безопасности и любви, принадлежности к другим людям. Собственно «экология школы» должна преобразовываться, чтобы дети не чувствовали себя в ней «лишними людьми», превращаясь в инертную массу немотивированных, равнодушных к учению детей. Необходимость повышения конкурентоспособности каждого в условиях жесткой требовательности общества к адекватной социальной приспособленности личности, к адаптации ее в широком смысле слова, к ее функциональным возможностям — это повседневная реальность, «заданный параметр» современной цивилизации. Поэтому необходимы личные усилия, личная ответственность ребенка за свой успех в жизни, который возможен лишь в результате упорного труда. Личность ответственна перед собой в качестве субъекта гражданского общества. Формы самовыражения личности могут быть бесконечно уникальными и многообразными, однако к конечном счете они выступают в качестве внешнего проявления более фундаментальных запросов человеческой психики. Оптимальное решение проблемы неудачников по всему социальному спектру — приобретение опыта успеха в школе. Каждый ребенок должен нести ответственность за свой труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей. Проанализируем базовые потребности человека:

·  потребность в любви и в чувстве собственного достоинства;

·  потребность ощущения значимости собственного Я. Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой путь к любви и самоуважению, последнее же во многом зависит от приобретенных знаний, опыта и умений решать жизненные проблемы. Для большинства детей существует только два места, где они могут научиться следовать этими путями, — это дом и школа. Реальность:

·  ответственность вырабатывается только через самостоятельную оценку ситуации и выбор правильной линии поведения, которая, с точки зрения ребенка, способна принести пользу ему и окружающим;

·  ребенок обязательно сам должен реализовать свой выбор;

·  человек должен уметь сдерживать данное самому себе слово. Но руководить им должно не чувство страха перед грядущим наказанием, а осознание правильности принятого решения. Это и есть дисциплина.

 

 II раздел. ЦЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Воспитание интеллектуальной, всесторонне–культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонной к овладению различными профессиями, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем. Можно выделить 6 основных целевых направлений:

·  всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности;

·  гуманизм и коллективизм как позиции характеризующие ребенка в его отношении к людям;

·  отношение к труду, что является показателем человеческой сущности;

·  любовь к прекрасному и потребность в общении с прекрасным;

·  преданность Родине и гордость за нее в независимости от экономических и политических трудностей;

·  физическое воспитание и гигиеническая культура. III раздел. ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются «Индивидуальность», «Самостоятельность», «Доброта», «Творчество», «Активность», «Коллектив», которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности «пронизывали» все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребенка. Научить мыслить (развитие интеллекта):

·  развитие мыслительных способностей;

·  обеспечение выпускникам объема научных знаний на уровне мировых стандартов;

·  формирование политической и правовой культуры;

·  выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;

·  выработка жизненных ценностей, понимание добра и зла, смысла жизни. Воспитание чувств (формирование нравственных отношений):

·  научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным, национальным и общечеловеческим ценностям;

·  воспитание личности с богатым духовным, социально-нравственным потенциалом, способной воспринимать и развивать национальные общечеловеческие достижения во всех сферах жизни;

·  воспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу. Здоровый образ жизни:

·  развитие духовных и физических возможностей личности;

·  формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни.Физическая закалка организма;

·  систематические занятия физкультурой и спортом;

·  постоянный медико-психологический контроль. IV раздел. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ. Содержание и организационные формы воспитания мной разработаны на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально–активной и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.

Vраздел. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ. Программа воспитания учащихся - это педагогическая система, состоящая из двух частностей: гуманистической этики и совокупности воспитательных идей.

 

Основные заповеди. Ребенок, подросток не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни, всем духом школы ориентировать на выполнение нравственных норм — заповедей. Заповеди могут быть составлены совместно учителями и учениками. Сегодня классный руководитель выполняет три взаимосвязанные функции:

·  Организация разнообразной деятельности в классе;

·  Забота о развитии каждого ребенка;

·  Помощь в решении проблем. VI раздел. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно–ориентированный и творческий характер. Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел:

·  классный час в День знаний;

·  участие в осеннем празднике — марафоне «Золотая осень» (команда полностью сформирована из ребят класса);

·  новогодний праздник;

·  участие в лыжных забегах «Лыжня России»;

·  праздник мам и бабушек;

·  Масленица;

·  встреча с участниками ВОВ;

·  подготовка лекторов дня здоровья по лицею;

·  чаепитие, поздравление именинников и др. Важную роль в раскрытии и развитии творческих способностей учащихся должна сыграть работа творческих мастерских на основе педагогических идей:

·  равенство всех участников;

·  ненасильственное привлечение к процессу деятельности;

·  отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих стимулов самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;

·  чередование индивидуальной и коллективной работы;

·  ориентация на результаты творческого поиска и сам процесс творчества;

·  выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результатов;

·  нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности. Основная цель работы творческой мастерской - подтолкнуть к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрепоститься, пробудить к общению и творчеству. Развитию субъектности личности должно способствовать формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса:

·  с 5 класса сформирован актив класса, который распределяет обязанности учеников по секторам;

·  из класса ребята входят в состав школьного совета старшеклассников;

·  Югай Сабина является депутатом в думе учащихся;

·  Класс активно принимает участие в организации различных выборов.

·  Сформирована команда из ребят класса, для участия в ежегодном марафоне «Марш парков», в празднике «Золотая осень» ;

·  Ребята из класса участвуют в ежегодных интеллектуальных играх «Кто вы профессор Чижевский», «Что? Где? Когда?», «Рыцари дорог», где занимают призовые места. В развитии целесообразно использовать социокультурный потенциал города: музеи, театры, библиотеки, выставки, музыкальные школы, спортивные секции, кружки: постоянно организуются поездки за пределы города в музеи, театры, на различные экскурсии, походы в библиотеки. Многие учащиеся обучаются в школах искусств по различным направлениям, несколько учащихся с младшей школы принимают участие в журналистской деятельности: пишут статьи, имеют публикации, много ребят занимается спортом. Основные внешние и внутренние связи классного сообщества (ученики — учитель — родители — другие учителя — другие классы) базируются на принципах:

·  много знать — престижно;

·  помогать друг другу — нормально;

·  готовить дело по чужому сценарию — невозможно;

·  жить в неуютной обстановке — нельзя. Образ ученика складывается из 5 потенциалов личности:

·  нравственный (ценностный) потенциал: восприятие и понимание ценностей «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения;

·  познавательный потенциал: наблюдательность, активность, прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;

·  коммуникативный потенциал: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; сформированность навыков саморегуляции;

·  художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;

·  физический потенциал: соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким, закаленным.

Составляют 60 % от общего количества учащихся, у которых логический тип мышления. Уровень воспитанности — 71,2%. Класс имеет достаточно высокий уровень воспитанности, что обуславливается высоким социальным статусом семей, где дети не только желанны, но и имеют ряд обязанностей, которые они должны выполнять по поручению родителей, не являются наблюдателями за обустройством жизни, а являются участниками данного процесса. Образовательный процесс. По успеваемости класс является самым успешным . Дети смотивированны на обучение, много занимаются дополнительно.

  VII раздел: ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Содержание взаимодействия - забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития. Принципы взаимной деятельности:

·  обращение к чувству родительской любви и уважение ее;

·  доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

·  позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности. Моя деятельность, как кл. рук., с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами: Изучение условий семейного воспитания Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания:

·  беседы,

·  анкетирование родителей,

·  сочинения и рисунки учащихся о семье,

·  конкурс творческих работ учащихся «Моя семья»,

·  педагогические мастерские,

·  деловые игры с родителями,

·  формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

·  проведение родительских собраний с применением ИКТ. 2. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КЛАССЕ. Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей — проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия. 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. Знакомство родителей со справкой диагностики психолога. 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЬСКИМ КОМИТЕТОМ Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями дополнительного образования. 5. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ. Формы: индивидуальные, групповые, коллективные. 6. ИНФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ О ХОДЕ И РЕЗУЛЬТАТАХ ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения. 7. Тематические родительские собрания с применением новых информационных технологий по программе «Этика саморазвития», автор Л.А. Котуранов, Н.Н. Котуранова.

2. РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ, РАБОТАЮЩИМИ В КЛАССЕ

 

·  изучение учебной мотивации учащихся, поиск путей ее повышения;

·  изучение учебных интересов учащихся и их учет педагогами;

·  выявление степени развития учебных умений учащихся в учебной деятельности;

·  развитие коммуникативных умений педагогов;

·  сотрудничество педагогов с учащимися класса во внеурочной деятельности

·  помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов. Формы:

·  проведение малых пед. советов;

·  индивидуальная постоянная и кропотливая работа с каждым учителем, привлечение учителей к участию в род. собраниях класса.

3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ КЛАССА.

 

·  индивидуальная работа по коррекции поведения ;

·  творческие мастерские общения и разрушения стереотипов;

·  оказание помощи в выполнении своих обязанностей;

·  индивидуальные собеседования по итогам успеваемости;

·  заполнить листок здоровья совместно с мед. работником школы;

·  индивидуальные задания по оформлению класса к праздника

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!