СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концептуальное изложение педагогического опыта по теме: «Развитие компетентностей конкурентоспособной личности на уроках географии через системно – деятельностный подход».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моя педагогическая философия. Обобщение опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Концептуальное изложение педагогического опыта по теме: «Развитие компетентностей конкурентоспособной личности на уроках географии через системно – деятельностный подход».»

Филиал Муниципального автономного учреждения

Маслянская средняя общеобразовательная школа

«Новоандреевская основная общеобразовательная школа»



Концептуальное изложение

педагогического опыта по теме:

«Развитие компетентностей конкурентоспособной

личности на уроках географии

через системно – деятельностный подход».





Учитель географии:

Кудряшова Анастасия Михайловна





д. Новоандреевка 2018г.

Два мира есть у человека. Один, который нас творил,

другой, который мы от века, творим по мере наших сил.

 Н. А. Заболоцкий

Писатель Федор Абрамов как-то заметил: «Учитель - это человек, который держит в руках будущее нашей планеты»

Действительно, большая ответственность из века в век ложится на учителей. Ведь наше будущее зависит от тех, кто сегодня в наших школьных классах. А вот какими будут они, зависит от нас, учителей, от того, какую мы сформируем в них жизненную позицию, каким будет их творческий потенциал, как они научатся планировать свою работу и добиваться результатов.

Наша страна сегодня нуждается в творцах- специалистах, которые способны предлагать и разрабатывать идеи, находить нетрадиционные решения, реализовывать экономические проекты, самостоятельно осваивать нововведения, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

На решение этих задач нацелена современная система российского образования, в которой большая роль отводится воспитанию личности, способной к самоорганизации в решении учебных задач, умеющей самостоятельно мыслить, находить и решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий, умеющей прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, привлекая для этой цели знания из разных областей, способной к прогрессу в личностном развитии.

При этом главная задача учителя – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой жить в конкурентном мире.

Педагогическая практика показала, что у многих учащихся возникают проблемы по овладению выше изложенными компетенциями. Ни одна из отдельно взятых технологий обучения не способна развивать абсолютно все необходимые на сегодня качества личности. Я уверена: чтобы воспитать всесторонне- развитого, компетентного специалиста, необходимо сочетать различные методики и технологии, направленные на продуктивное обучение.

Помочь в решении этих проблем может применение системно-деятельностного подхода, который является своего рода философией образования, где на первом месте находится становление личности, её «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире.

Это и определило тему моего исследования: «Развитие компетентностей конкурентоспособной личности на уроках географии через системно – деятельностный подход».

Объект исследования – процесс развития конкурентоспособных качеств личности, соответствующих запросам современного общества.

Предмет исследования – сочетание приёмов и технологий системно-деятельностного подхода, позволяющих добиться наилучших результатов развития компетентностей личности, готовой жить в конкурентном мире.

Цель исследования- обоснование эффективности применения различных педагогических технологий и приемов деятельностного подхода для достижения наилучших результатов всестороннего развития личности, обладающей современными компетентностями.

Гипотеза исследования: если продуманно применять и сочетать на уроках различные приёмы и технологии преимущественно частично-поискового, проблемно-диалогического, проектно – исследовательского, практико-ориентированного методов, технологий развития критического мышления, создание учебных ситуаций и других методик, составляющих основу системно-деятельностного подхода, то это приведет к развитию компетентностей, способствующих успешной социализации личности в постоянно изменяющемся мире.

В соответствии с выдвинутой гипотезой и целью исследования мною были определены следующие задачи:

  1. Изучить опыт педагогов – практиков по проведению уроков географии с использованием деятельностного подхода.

  2. Изучить психолого-педагогическую литературу по внедрению системно-деятельностного подхода.

  3. Подобрать оптимальные приемы и методы для применения в процессе обучения.

  4. Апробировать сочетание различных видов творческих, эвристических, проблемно-поисковых, проектных заданий на уроках географии и определить их потенциал для развития разносторонней личности, способной реализовать свой творческий потенциал, как в собственных интересах, так и в интересах общества.


Для изучения вопроса деятельностного обучения я обратилась к работам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П. Я Гальперина, В.В. Давыдова, А Дистерверга, С.Л. Рубенштейна, Д Дьюи, а также более детально изучила стандарты второго поколения и пришла к выводам:


Деятельностный подход означает, что в центре обучения находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность.

Г. А. Цукерман, доктор психологических наук, определяет основания нетрадиционной педагогики, построенной на психологической теории учебной деятельности, следующим образом: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать».

Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции.

Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.

«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» — сказал когда- то Ж.-Ж. Руссо, выдающийся деятель XVIII века.


В реализации системно- деятельностного подхода  на практике преподавания опираюсь на следующие дидактические принципы:

  1. Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,  что способствует успешному формированию его способностей, общеучебных умений.

  2.  Принцип непрерывности –сохраняю преемственность между всеми ступенями обучения и инвариативность применяемых методик.

  3. Принцип целостности –формирую у учащихся системные представления о мире, о роли и месте каждой науки в системе наук.  Формирую обобщённое, целостное представление о мире (природе — обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.

  4. Принцип минимакса – учу выделять и запоминать лишь главные мысли в тексте, понимать, что остальная информация лишь дополняет, погружает в понимание материала.

  5. Принцип психологической комфортности – стараюсь создать  на уроках доброжелательную атмосферу, развиваю диалоговые формы общения.

  6. Принцип вариативности –формирую у учащихся способности к адекватному принятию решений в ситуациях выбора, развиваю вариативное мышление, то есть понимание возможности различных вариантов решения проблемы, формирую способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального решения.

  7. Принцип творчества – стараюсь максимально ориентировать на творческое начало в образовательном процессе, на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности. Еще Л.С. Выготский в замечательной книге «Педагогическая психология», опередившей свое время как минимум лет на 60 (она была опубликована в 1926 г.), говорил о том, что в новой педагогике жизнь «раскрывается как система творчества… Каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание являются стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому». Для этого и сам процесс учения должен быть творческим. Он должен звать ребенка из «ограниченной и уравновешенной, устоявшейся абстракции к новому, еще не оцененному».

8. Принципы гуманистического направления психологии, сформулированные К. Роджерсом, среди которых наиболее интересны для данного опыта следующие: восприятие человеком окружающей действительности сквозь призму собственного отношения и понимания; стремление индивида к самопознанию и к самореализации, его внутренняя потребность к самосовершенствованию;

  1. Принцип развивающего обучения (Л.С. Выготский, согласно его гипотезе - знания являются не конечной целью обучения, а средством развития обучающихся; А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин), в соответствии с ней ребенок является полноправным субъектом деятельности,

  2. Принципы личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская), реализация которых позволяет максимально выявить, использовать, «окультурить» субъектный опыт ребенка и помочь личности познать себя, самореализоваться, развить индивидуальные познавательные способности каждого школьника;

Методы исследования:

  1. анализ научной и методической литературы;

  2. наблюдение и педагогический анализ деятельности обучающихся;

Новизна и практическая значимость данного исследования состоит в поисках наиболее конструктивных путей реализации на практике стандартов второго поколения.

Образовательные стандарты второго поколения обосновывают, что развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.

Подтверждение данного утверждения нахожу в словах В.П. Вахтерова: «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и умеет добывать эти знания.»

Для реализации этого принципа на уроках географии развиваю следующие универсальные учебные действия обучающихся:

1.Умение давать определения понятиям.

Без них нельзя сформировать научное мировоззрение, развить мышление, подвести к осознанию ведущих идей каждого курса географии . Роль понятий в познании состоит в том, что они помогают ориентироваться в «море» знаний, служат опорными точками познания.

Определение должно быть соразмерным, т.е. не слишком широким, не слишком узким. 2.Умение классифицировать.

Давая детям задание на классификацию, развиваю у них способность к комбинаторике.

3.Умение сравнивать.

Велико педагогическое значение сравнения. Нельзя успешно изучать изучать географию в школе, не пользуясь сравнением. Ушинский указывал, что « сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Всё в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение.» Пример: после изучения любого экономического района (9кл) предлагаю учащимся выявить черты сходства и различий:1 вариант - географического положения и природных условий;2 вариант – экономического развития и отраслей специализации. Таким образом, одни учащиеся закрепляют свои знания; для других школьников необходимо еще раз найти данную информацию и проанализировать ее. Затем после сравнения учащиеся обязательно делают вывод, что способствует развитию мышления и приобретению навыков лаконичной записи. Сравнительный метод применяю часто на практических работах.

4.Умение наблюдать.Систематически осуществляемые упражнения по развитию у школьников умения наблюдать приучают их осмысленно усваивать учебный материал, раскрывать связи и проводить самостоятельное исследование в форме наблюдения, записывать результаты по заданной форме.

5.Умение делать выводы и умозаключения.

Умозаключение- форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний (опыта) выводится новое знание.Умозаключение по аналогии требует сформированности умения выделять признаки.

6.Умение устанавливать причинно- следственные связи,

поскольку спрогнозировать следствия существенно труднее, чем объяснить причины.

В зависимости от темы урока, степени подготовленности класса, использую различные приёмы работы. Перечислю те, которые направлены на развитие кометентностей современной, деятельной личности:

Самостоятельная работа с текстом стимулирует у учащихся произвольное внимание, поскольку при ее выполнении школьники сосредоточиваются на сравнении, сопоставлении непосредственно изучаемых предметов и отвлекаются от других раздражителей.

Работа путем наложения двух карт разивает анализ, ассоциативное мышление.

Работа с видеофрагментами на ассоциативное, критическое мышление, анализ.

Элементы театрализации, т.е. метапредметные связи с литературой, жизнью, экономикой и политикой.

Ролевая игра с элементами решения жизненных задач (Президент и семья, предложения кризис-менеджера для предприятия, путешествие по странам и континентам, составление туристической или экономической рекламы региона и прочее) Учит переносить учебную ситуацию в жизнь, способствует социализации личности.

Работа с компетентностно- ориентированными заданиями (КОЗ), где стимул погружает в контекст задания, мотивирует его выполнение, задачная формулировка точно указывает на деятельность, необходимую для выполнения задания.

Прием «Веришь- не веришь» , «ПОПС»-формула, синквейн, рефлексивный экран использую как инструмент рефлексии- осознание того, что узнал на уроке, понимание своего интеллектуального роста. Считаю важным акцентировать внимание детей на собственные достижения.

Прием «Лови ошибку», который стимулирует детей быть внимательными на уроке и готовит к жизни в современном мире, где огромное количество мошенников и никому нельзя верить на слово.

Творческие домашние задания: мини-проект по исследованию темпов воспроизводства семьи учащихся, записка путешественника, эссе, составление презентаций по темам, интервью у родителей и т.д. Ещё Л.Н. Толстой заметил: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии, выполнение которых обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает жизненно важными умениями, такими, как чтение, анализ и сопоставление карт, статистических материалов и т. п.

В результате использования разнообразных видов практических работ формируется навык составления и распознавания, чтения диаграмм, схем, таблиц, графиков.

Начиная с 6 класса, достаточно часто использую уроки изучения нового материала по технологическим картам, когда ученикам раздаются пошаговые задания по параграфу учебника и атласу, и они самостоятельно работают над получением новых знаний, в 5 классе учимся структурировать текст совместно.

Логические опорные конспекты (ЛОК) – это компактное графическое отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем. Материал, четко оформленный в виде опорного конспекта, запоминается лучше и допускает более широкие возможности переноса его на новые ситуации, чем сумма тех же факторов, поданных не системно. При таком виде работы раздаю рекомендации по составлению логических схем.

Практически на каждом уроке использую элементы диалогового обучения – взаимодействие учителя и учащегося. Использование этой технологии способствует формированию: умения определять и отстаивать свою позицию; ораторского мастерства и умения вести диалог. Дискуссия -одна из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующая инициативность учащихся, развитие мышления. Учебный материал в ходе дискуссии углублен, но усваивается за счет обмена информацией между участниками; появляется возможность критиковать и даже отвергать любое мнение (метод 5 шляп Де Боно); происходит поиск группового соглашения в виде общего мнения или решения. Перед началом дискуссии необходимо убедиться, что все правильно понимают тему и цель дискуссии; взаимодействие учащихся в ходе дискуссии осуществляется на уважительном обращении друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения идей, позиций, мнений, способов, доказательств.

Групповые и парные формы работ повышают заинтересованность, углубляют мотивацию учащихся в учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика.

Информационно- коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью моих уроков, так как развивают образность мышления, упрощают контроль знаний и умений, повышают возможность занятий проектно-исследовательской деятельностью.

Список применяемых мною методик и приемов постоянно пополняется, что-то становится менее актуальным, какие-то приемы не дают результата.

Я убеждена, что на сегодняшний день очень важно сформировать у детей мотивацию – это побуждение к деятельности совокупностью различных мотивов, создание конкретного состояния личности, которое определяет, насколько активно и с какой направленностью человек действует в определенной ситуации. Учитель может дать внешнюю мотивацию, но она имеет кратковременный эффект.

Более важна внутренняя мотивация – это понимание смысла, убежденность. Она возникает в том случае, если идея, цели и задачи, сама деятельность воспринимаются как достойные и целесообразные. 

Путем соединения нескольких методик и внедрения принципа балловой или накопительной системы оценивания я создала прием, который тренирует у детей и внешнюю, и внутреннюю мотивацию, а также приучает не бояться ошибаться, воспитывает навыки конкурентоспособной личности. Перед тем, как впервые применить данный прием, провожу беседу- тренинг, в которой спрашиваю: знают ли они, как происходит начисление заработной платы у их родителей или вообще на предприятиях, что такое система бонусов и вычетов? Далее объясняю, что в начале урока будет проведена «Пятиминутка», в которой использую всегда 5 открытых вопросов по изучаемой теме, на знание определений, географических объектов, законов природы, выделение причинно-следственных связей, и т.п. требующих ответа одним, двумя словами. Это задание является обязательным для выполнения. Правильные ответы вывожу на слайде или просто диктую. Обменявшись работами, ученики проверяют и оценивают дуг друга. Количество правильных ответов определяет оценку ученика за урок. Но в течение всего урока у ученика есть возможность прибавить баллы или отнять, если ребенок откажется выполнять какой-либо вид заданий, будет злостно нарушать дисциплину (так как за нарушение трудового распорядка в любом учреждении предусмотрены штрафы, либо лишение стимулирующих выплат). Детям я объясняю, что практически на любой работе есть оклад, т.е. возможность заработать минимум, если всё необходимое выполнить, либо лишиться части оклада.

Но это еще не всё! Есть стимулирующие выплаты - это бонусы за выполнение сложных заданий. Также можно надеяться на освобождение от части обязанностей, если возьмешься за выполнение сложного проекта, который принесет пользу не только тебе, но и всему коллективу. То есть те дети, которые выполняют дома творческие задания, могут быть освобождены от «Пятиминутки» и других видов работ.

Всегда предоставляю учащимся право самоопределения: те дети, которые получили удовлетворительную отметку и выше и довольны ею, могут заниматься выполнением заданий следующего параграфа в рабочей тетради или выполнять практическую работу, чтобы сократить время на подготовку дома, либо могут доработать до оценки отлично или заработать несколько оценок за урок.

Практика показывает, что довольных отметкой «3» не бывает, если есть хоть малейший шанс прибавить балл к отметке, то дети будут в течение всего урока активны, будут стараться найти ответы на поставленные вопросы. И на протяжении всего урока будет расти так любимый учителями «лес рук», а глаза детей будут наполнены желанием искать нужную информацию в атласах, в учебниках.

Метод «Пятиминуток» и накопительной отметки я сочетаю с приемом «Перевернутый класс», когда новый материал дети дома изучают самостоятельно при помощи учебника и интернет-ресурсов. При таком подходе весь урок можно посвятить разнообразным формам работы по уже знакомому материалу, проговорить и проиграть важные моменты несколько раз в различных вариантах, понять все взаимосвязи, сопоставить с имеющимися знаниями по другим предметам, посмотреть и обсудить видеофрагменты.

Используя сочетание данных приёмов, говорю детям, что у нас на уроке происходит «ВСЁ, КАК В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ!». Эта фраза стала своеобразным названием моей педагогической философии.

Применение этого приёма требует продуманности каждого урока, его составляющих, использование разнообразных приемов, чтобы дети были готовы к выполнению различных заданий.

Педагогический анализ и наблюдение показывают, что внедрение приемов и технологий системно-деятельностного подхода на уроках географии приводит к повышению познавательной активности, всестороннему развитию обучающихся, которые с интересом участвуют и побеждают в олимпиадах и конкурсах, приводит к стабильно высоким показателям качества обучения от 73% до 78%.

Главным достоинством применения различных приёмов и технологий считаю то, что ребенок знакомится с различными подходами к овладению знаниями и умениями, может выбрать для себя те из них, которые будут полезны для него в будущем, он становится более стрессоустойчивым: не боится новшеств, он готов с ними справляться.

«Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали», - сказал Антон Семенович Макаренко. Я с ним согласна. Учитель должен готовить детей к реальной взрослой жизни, учить так, чтобы выпускник школы, поступив в ВУЗ, не слышал: «Здесь с Вами нянчиться, как в школе, никто не собирается!». А затем, во взрослой жизни, столкнувшись с серьезными проблемами, он был готов искать пути решения проблем и чётко осознавал, что абсолютно любая задача (проблема) имеет свое решение, а чаще - ни одно, а несколько. В процессе выполнения творческих и проектных работ, ребенок должен осознать, что его внутренний потенциал огромен, научиться его развивать. Я стараюсь всегда после того, как дети справились со сложными проектами и другими заданиями, акцентировать их внимание на том, что они смогли выполнить то, что вначале им показалось невыполнимым. Учу их радоваться своим успехам, и сама становлюсь счастливее.

Перспективу своей работы я вижу в дальнейшем совершенствовании системы применения различных методик и приёмов, в знакомстве с передовыми педагогическими технологиями, способствующими развитию компетенций конкурентоспособной, патриотичной, увлеченно-работающей в любом направлении личности.

«Учиться, чтобы учить, и учить, чтобы учиться» - таково моё педагогическое кредо, благодаря которому я смогла выработать свою концепцию развития компетентностей конкурентоспособной личности на уроках географии через системно – деятельностный подход.

















Список использованной литературы:

  1. Федеральный закон Российской федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-фз "Об образовании в Российской федерации.

  2. Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов– СПб.: Реноме, 2012.

  3. Арсеньев А.С. Проблема цели в воспитании и образовании. Научное образование и нравственное воспитание. Философско- психологические проблемы развития образования. – М., 1994

  4. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения . Педагогика. – 2009.

  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991

  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996

  7. Ильенков Э.В. Что же такое личность?. – М., 1991

  8. Дмитриев С. В. «Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения.» Школьные технологии. –М., 2003.


Материалы сайтов:

  1. https://multiurok.ru/

  2. https://infourok.ru/

  3. http://studbooks.net

  4. https://nsportal.ru

  5. http://klever-ok.ru

  6. https://studfiles.net















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!