План – конспект
Урока математики в 6 классе
по теме « Координатная плоскость» с использованием ИКТ (SMART Notebook)
Учитель математики: Жихарева Валентина Викентьевна
Предмет: математика
Класс: 6
Цель: Обобщение знаний учащихся по теме « Координатная плоскость»;
Систематизация знаний по теме: "Координатная плоскость".
Повторение и закрепление приобретённых знаний.
Формирование навыка работы с интерактивной доской;
Воспитание познавательного интереса к изучению предмета.
Развивающие.
Расширение кругозора учащихся.
Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету.
Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.
Развитие потребности к самообразованию.
Воспитательные.
Воспитание культуры личности, отношения к математике, как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе.
Показать математику, как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.
Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.
Оборудование: Интерактивная доска,
Формы работы: парная, индивидуальная
Ход урока
- Организационный момент
Здравствуйте ребята, сегодняшний урок мне хотелось бы начать с таких слов.
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
А нам с вами сегодня скучать не придется. Проверим нашу готовность к уроку. Запишите в тетрадях число, классная работа. Тема сегодняшнего урока «Координатная плоскость».
Актуализация знаний
Сейчас мы с вами не много поиграем и во время игры сможем узнать, как вы усвоили материал прошлых уроков. Игра называется: «Я- вопрос, вы -ответ».
- Как определяется прямоугольная система координат?
- (Две перпендикулярные прямые с выбранными направлениями, начало отсчета, единичные отрезки).
- Как обозначаются и называются оси координат?
- (Ось Х – ось абсцисс, ось У – ось ординат).
- Как записываются координаты точки на плоскости?
- (в скобках, сначала Х, потом У (х; у) ).
- Сколько координатных четвертей в системе координат? (4)
- Как нумеруются координатные четверти?
- (против часовой стрелки)
- Как называют точку пересечения координатных прямых?
- (началом координат)
- Точка С с координатами (6;0) лежит на оси ординат? (нет)
Верно ли, что
1) А (- 4; - 1) находится в III координатной четверти.
2) В (0; - 3) лежит в III координатной четверти.
3) У точки К (7; - 2) абсцисса равна – 2.
4) С (- 8; 5) находится во II координатной четверти.
5) Вертикальная ось называется осью ординат.
6) Если у = 0, то точка лежит на оси ординат.
7) F (4; - 10) лежит в IV координатной четверти.
8) У точки Е (2; - 5) ордината равна – 5.
9) Горизонтальная ось называется осью абсцисс.
10) Если х = 0, то точка лежит на оси абсцисс.
11) (12; 0) лежит в I координатной четверти.
12) У точки S ( 15; 0) абсцисса равна 15.
13) Сумма координат (- 13; 9) равна – 4.
14) Точку пересечения координатных осей называют разделителем.
15) Координатные оси пересекаются под прямым углом.
А мне хочется задать вам такой вопрос: а где за пределами нашей школы, нашего урока могут пригодиться ваши знания, полученные при изучении этой темы? (Ответы детей: места в кинотеатре, в игре «Морской бой», в шахматах и шашках, географические координаты, летчики и моряки с помощью координатной сетки определяют местоположение объектов, в астрономии).
Молодцы. Итак, чтобы найти положение города или другого предмета на плоскости необходимо знать его координаты. Об этом говорится и в стихотворении Константина Симонова "Сын артиллериста", которое хорошо вам известно из уроков литературы. (одному ученику было дано задание выучить отрывок из этого стихотворения и рассказать его). Давайте послушаем небольшой отрывок из этого стихотворения.
Стихотворение Константина Симонова «Сын артиллериста».
Всю ночь, шагая как маятник,
Глаз майор не смыкал,
Пока по радио утром
Донёсся первый сигнал:
"Всё в порядке, добрался,
Немцы левей меня,
Координаты (3;10),
Скорее давайте огня!
Орудия зарядили,
Майор рассчитал всё сам.
И с рёвом первые залпы
Ударили по горам.
И снова сигнал по радио:
"Немцы правей меня,
Координаты (5; 10),
Скорее ещё огня!
Летели земля и скалы,
Столбом поднимался дым.
Казалось, теперь оттуда
Никто не уйдёт живым.
Третий сигнал по радио:
"Немцы вокруг меня,
Координаты (4; 10),
Не жалейте огня.
Майор побледнел, услышав:
(4;10) - как раз
То место, где его Лёнька
Должен сидеть сейчас.
Как видите, без координат в жизни нам не обойтись.
А сейчас мы продолжим нашу работу и проверим, какие вы внимательные. Я решила тоже поработать с координатной плоскостью и нашла координаты точек, а вот ваша задача проверить правильность моей работы

-Молодцы и это задание вам оказалось по плечу.
А теперь проверим как вы умеете строить точки на координатной плоскости под диктовку.
М(-5; 7); Р(0; 3) В(2; - 5); К(7; 0); N(-3; - 4); D(8; 5). Соедините две точки D и В и найдите координату точки пересечения этого отрезка с осью ОХ.
Отметьте на координатной плоскости точки, абсциссы и ординаты которых противоположны абсциссам и ординатам данных точек. Запишите их координаты.
Физкультминутка.
Вы немного утомились ,
и пора бы отдохнуть.
Тихо встали, улыбнулись,
Выше – выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели – встали, сели-встали
И на месте пошагали.
Практическая работа: работа в парах. Каждой паре выдаётся карточка с координатами точек и ребятам нужно построить рисунок. Листочки с координатными плоскостями выдаются за ранее. Приложение 1, Приложение 2.
1. Воробей:
(-6;1), (-5;-2), (-9;-7), (-9;-8), (-5;-8), (-1;-5), (3;-4), (5;-1), (8;1), (9;3), (2;2), (4;6), (3;11), (2;11), (-2;6), (-2;2), (-4;4), (-5;4), (-6;3), (-6;2), (-7;2), (-6;1). Отдельно точка (-5;2)
2. Голубь
(-4;8), (-5;7), (-5;6), (-6;5), (-5;5), (-5;4), (-7;0), (-5;-5), (-1;-7), (3;-7), (9;-2), (13;-2), (14;-1), (6;1), (8;4), (15;7), (3;8), (2;7), (0;3), (-1;3), (-2;4), (-1;6), (-2;8), (-4;8).
Отдельно точка (-4;6).
3. Конь.
(14;-3), (6,5; 0), (4;7), (2;9), (3;11), (3;13), (0;10), (-8; 5,5), (-8;3), (-7;2), (-5;3), (-5; 4,5), 90;4), (-2;0), (-2;-3), (-5;-1), (-7;-2), (-5;-10), (-2;-11), (-2;-8,5), (-4;-8), (-4;-4), (0;-7,5), (3;-5).
Отдельно точка (-2;7)
4. Зайчонок
(5;1), (6;2), (6;3), (5;6), (4;7), (5;8), (6;8), (8;9), (9;9), (7;8), (9;8), (6;7), (7;6), (9;6), (11;5), (12;3), (12;2), (13;3), (12;1), (7;1), (8;2), (9;2), (8;3), (6;1), (5;1).
Отдельно точка (5;7)
Итог урока: Блиц – опрос.
Итак, наш урок подошёл к концу. Я надеюсь, что вы им остались довольны. Давайте ещё раз вспомним, что мы узнали и закрепили сегодня на уроке:
1. Повторили…
2. Узнали…
3. Закрепили…
А сейчас подведем итоги.
Рефлексия.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
Если урок вам понравился то возьмите солнышко, если вам на уроке было скучно и не интересно, то возьмите тучку.

Просмотр содержимого документа
«Координатная плоскость»
План – конспект
Урока математики в 6 классе
по теме « Координатная плоскость» с использованием ИКТ (SMART Notebook)
Учитель математики: Жихарева Валентина Викентьевна
Предмет: математика
Класс: 6
Цель: Обобщение знаний учащихся по теме « Координатная плоскость»;
Систематизация знаний по теме: "Координатная плоскость".
Повторение и закрепление приобретённых знаний.
Формирование навыка работы с интерактивной доской;
Воспитание познавательного интереса к изучению предмета.
Развивающие.
Расширение кругозора учащихся.
Развитие приёмов умственной деятельности, памяти, внимания, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Повышение информационной культуры учащихся, интереса к предмету.
Развитие познавательной активности, положительной мотивации к предмету.
Развитие потребности к самообразованию.
Воспитательные.
Воспитание культуры личности, отношения к математике, как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Воспитание ответственности, самостоятельности, умения работать в коллективе.
Показать математику, как интересную науку, превратить занятие в необычный урок, где может проявить себя каждый ученик.
Воспитание уважения друг к другу, к старшему поколению.
Оборудование: Интерактивная доска,
Формы работы: парная, индивидуальная
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте ребята, сегодняшний урок мне хотелось бы начать с таких слов.
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
А нам с вами сегодня скучать не придется. Проверим нашу готовность к уроку. Запишите в тетрадях число, классная работа. Тема сегодняшнего урока «Координатная плоскость».
Актуализация знаний
Сейчас мы с вами не много поиграем и во время игры сможем узнать, как вы усвоили материал прошлых уроков. Игра называется: «Я- вопрос, вы -ответ».
Как определяется прямоугольная система координат?
(Две перпендикулярные прямые с выбранными направлениями, начало отсчета, единичные отрезки).
Как обозначаются и называются оси координат?
(Ось Х – ось абсцисс, ось У – ось ординат).
Как записываются координаты точки на плоскости?
(в скобках, сначала Х, потом У (х; у) ).
Сколько координатных четвертей в системе координат? (4)
Как нумеруются координатные четверти?
(против часовой стрелки)
Как называют точку пересечения координатных прямых?
(началом координат)
Точка С с координатами (6;0) лежит на оси ординат? (нет)
Верно ли, что
1) А (- 4; - 1) находится в III координатной четверти.
2) В (0; - 3) лежит в III координатной четверти.
3) У точки К (7; - 2) абсцисса равна – 2.
4) С (- 8; 5) находится во II координатной четверти.
5) Вертикальная ось называется осью ординат.
6) Если у = 0, то точка лежит на оси ординат.
7) F (4; - 10) лежит в IV координатной четверти.
8) У точки Е (2; - 5) ордината равна – 5.
9) Горизонтальная ось называется осью абсцисс.
10) Если х = 0, то точка лежит на оси абсцисс.
11) (12; 0) лежит в I координатной четверти.
12) У точки S ( 15; 0) абсцисса равна 15.
13) Сумма координат (- 13; 9) равна – 4.
14) Точку пересечения координатных осей называют разделителем.
15) Координатные оси пересекаются под прямым углом.
А мне хочется задать вам такой вопрос: а где за пределами нашей школы, нашего урока могут пригодиться ваши знания, полученные при изучении этой темы? (Ответы детей: места в кинотеатре, в игре «Морской бой», в шахматах и шашках, географические координаты, летчики и моряки с помощью координатной сетки определяют местоположение объектов, в астрономии).
Молодцы. Итак, чтобы найти положение города или другого предмета на плоскости необходимо знать его координаты. Об этом говорится и в стихотворении Константина Симонова "Сын артиллериста", которое хорошо вам известно из уроков литературы. (одному ученику было дано задание выучить отрывок из этого стихотворения и рассказать его). Давайте послушаем небольшой отрывок из этого стихотворения.
Стихотворение Константина Симонова «Сын артиллериста».
Всю ночь, шагая как маятник,
Глаз майор не смыкал,
Пока по радио утром
Донёсся первый сигнал:
"Всё в порядке, добрался,
Немцы левей меня,
Координаты (3;10),
Скорее давайте огня!
Орудия зарядили,
Майор рассчитал всё сам.
И с рёвом первые залпы
Ударили по горам.
И снова сигнал по радио:
"Немцы правей меня,
Координаты (5; 10),
Скорее ещё огня!
Летели земля и скалы,
Столбом поднимался дым.
Казалось, теперь оттуда
Никто не уйдёт живым.
Третий сигнал по радио:
"Немцы вокруг меня,
Координаты (4; 10),
Не жалейте огня.
Майор побледнел, услышав:
(4;10) - как раз
То место, где его Лёнька
Должен сидеть сейчас.
Как видите, без координат в жизни нам не обойтись.
А сейчас мы продолжим нашу работу и проверим, какие вы внимательные. Я решила тоже поработать с координатной плоскостью и нашла координаты точек, а вот ваша задача проверить правильность моей работы
-Молодцы и это задание вам оказалось по плечу.
А теперь проверим как вы умеете строить точки на координатной плоскости под диктовку.
М(-5; 7); Р(0; 3) В(2; - 5); К(7; 0); N(-3; - 4); D(8; 5). Соедините две точки D и В и найдите координату точки пересечения этого отрезка с осью ОХ.
Отметьте на координатной плоскости точки, абсциссы и ординаты которых противоположны абсциссам и ординатам данных точек. Запишите их координаты.
Физкультминутка.
Вы немного утомились ,
и пора бы отдохнуть.
Тихо встали, улыбнулись,
Выше – выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели – встали, сели-встали
И на месте пошагали.
Практическая работа: работа в парах. Каждой паре выдаётся карточка с координатами точек и ребятам нужно построить рисунок. Листочки с координатными плоскостями выдаются за ранее. Приложение 1, Приложение 2.
1. Воробей:
(-6;1), (-5;-2), (-9;-7), (-9;-8), (-5;-8), (-1;-5), (3;-4), (5;-1), (8;1), (9;3), (2;2), (4;6), (3;11), (2;11), (-2;6), (-2;2), (-4;4), (-5;4), (-6;3), (-6;2), (-7;2), (-6;1). Отдельно точка (-5;2)
2. Голубь
(-4;8), (-5;7), (-5;6), (-6;5), (-5;5), (-5;4), (-7;0), (-5;-5), (-1;-7), (3;-7), (9;-2), (13;-2), (14;-1), (6;1), (8;4), (15;7), (3;8), (2;7), (0;3), (-1;3), (-2;4), (-1;6), (-2;8), (-4;8).
Отдельно точка (-4;6).
3. Конь.
(14;-3), (6,5; 0), (4;7), (2;9), (3;11), (3;13), (0;10), (-8; 5,5), (-8;3), (-7;2), (-5;3), (-5; 4,5), 90;4), (-2;0), (-2;-3), (-5;-1), (-7;-2), (-5;-10), (-2;-11), (-2;-8,5), (-4;-8), (-4;-4), (0;-7,5), (3;-5).
Отдельно точка (-2;7)
4. Зайчонок
(5;1), (6;2), (6;3), (5;6), (4;7), (5;8), (6;8), (8;9), (9;9), (7;8), (9;8), (6;7), (7;6), (9;6), (11;5), (12;3), (12;2), (13;3), (12;1), (7;1), (8;2), (9;2), (8;3), (6;1), (5;1).
Отдельно точка (5;7)
Итог урока: Блиц – опрос.
Итак, наш урок подошёл к концу. Я надеюсь, что вы им остались довольны. Давайте ещё раз вспомним, что мы узнали и закрепили сегодня на уроке:
1. Повторили…
2. Узнали…
3. Закрепили…
А сейчас подведем итоги.
Рефлексия.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
Если урок вам понравился то возьмите солнышко, если вам на уроке было скучно и не интересно, то возьмите тучку.