ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА На уроках биологии в 11 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении факультатива особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а так же вопросов экологии, онтогенеза, селекции, клеточной, эволюционной, хромосомной теорий, вопросов антропогенеза, Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы. Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать единство и эволюцию органического мира, взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей. В ходе факультативных занятий следует уделять большое внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской), формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Курс рассчитан на учащихся 10-11 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Курс рассчитан на два года, всего 67 часов (34 часа в 10 кл и 33 часа в 11 кл). В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ЕГЭ за текущий и прошедший год. Цель: Подготовка к успешной сдачи ЕГЭ учащихся 10-11 класса. Задачи: повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования; закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ЕГЭ (Метод. письмо «Об использовании результатов ЕГЭ в преподавании биологии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования); формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников; научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения курса ученик должен знать/понимать признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; уметь объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | | Тема 1 «Многообразие организмов» | 16 | -
| Биология - наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере. | 1 | -
| Многообразие форм жизни. | 2 | -
| Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли | 2 | -
| Растения | 4 | -
| Беспозвоночные животные | 3 | -
| Позвоночные животные | 4 | | Тема 2 «Клетка как биологическая система» | 18 | -
| Клеточная теория. Химический состав клеток. | 2 | -
| Клеточный уровень организации жизни | 2 | -
| Наследственный аппарат клеток – хранитель генетической информации | 2 | -
| Способы передачи генетической информации | 4 | -
| Реализация генетической информации | 4 | -
| Клеточный метаболизм | 4 | | Тема 3 «Человек и его здоровье» | 15 | -
| Общий обзор организма на примере человека. Ткани, органы и их системы | 2 | -
| Внутренняя среда организма человека | 4 | -
| Метаболические системы организма человека | 3 | -
| Репродуктивный аппарат человека | 2 | -
| Системы регуляции функций организма | 3 | -
| ВНД человека. Организм человека как единое целое | 1 | | Тема 4. «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» | 15 | -
| Закономерности наследственности (популяционно-видовой уровень жизни) | 4 | -
| Закономерности изменчивости | 3 | -
| Основы селекции и биотехнологии | 3 | -
| Развитие эволюционных представлений в биологии. | 3 | -
| Синтетическая теория эволюции. | 2 | | Тема 5 «Экосистемы и присущие им закономерности» | 2 | -
| Экология организмов. Сообщества живых организмов | 1 | -
| Экосистемы. Основа охраны природы | 1 | | Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ» | 1 | | Итого | 67 |
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Темы занятий | | 1 | Тема 1 «Многообразие организмов» (16 ч.) Биология - наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере.(1 ч.) Структура биологии. Предмет биологии, методы познания. Этапы развития биологии. Системность в природе. Признаки живых систем. Уровни организации живой природы. Структурно-функциональный подход в современном понимании жизни. Компоненты биосферы: живое и неживое вещество. Функции живого вещества планеты. | | 2 | Многообразие форм жизни.(2 ч.) Критерии классификации организмов. Стратегии выживания представителей разных сред обитания. Жизненные формы. Экологические группы организмов. Многообразие классификаций. Научная классификация организмов. Научная классификация. Систематические категории и таксоны. Систематическое положение организмов. Клеточная и неклеточная формы жизни: их организация, роль и место в биосфере; значение для человека, роль и место в биосфере; значение для человека. Про- и эукариоты. | | 3 | Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли (2 ч.) Низшие жизненные формы – нетканевые формы жизни. Протисты. Грибы, лишайники, водоросли - организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека. | | 4 | Растения (4 ч.) Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений. | | 5 | Беспозвоночные животные (3 ч.) Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика двуслойных и трехслойных беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. | | 6 | Позвоночные животные (4 ч.) Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. | | 7 | Тема 2 «Клетка как биологическая система» (18 ч) Клеточная теория. Химический состав клеток. (2 ч) Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Клетка как биологическая система. Неорганическиевещества: вода и минеральные соли. Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества. | |
8 | Клеточный уровень организации жизни (2 ч) Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки.Мембранные и немембранные органоиды. Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. Органоиды клеток представителей разных таксонов. Включения клетки, цитоскелет – принципы организации, функции в клетке. | | 9 | Наследственный аппарат клеток – хранитель генетической информации (2 ч) Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот. | | № п/п | Темы занятий | | 10 | Способы передачи генетической информации (4 ч) Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность. Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса | | 11 | Реализация генетической информации (4 ч) Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка. Тракскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке. Лизосомы. | | 12 | Клеточный метаболизм (4 ч) Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза. Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания. | | 13 | Тема 3 «Человек и его здоровье» (15 ч) Общий обзор организма на примере человека. Ткани, органы и их системы (2ч) Тканевой уровень организации жизни на примере тканей человека. Системы и аппараты органов. Опорно-двигательный аппарат человека. | | 14 | Внутренняя среда организма человека (4 ч) Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция. | | 15 | Метаболические системы организма человека (3 ч) Системы метаболизма человека: дыхательная, пищеварительная, выделительная системы. Основные процессы: дыхание, пищеварение, выделение. Структурно-функциональные единицы органов. | | 16 | Репродуктивный аппарат человека (2 ч) Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. | | 17 | Системы регуляции функций организма (3 ч) Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга. Органы чувств. Анализаторы. | | 18 | ВНД человека. Организм человека как единое целое (1 ч) Условные и безусловные рефлексы человека. Высшая нервная деятельность. | | 19 | Тема 4. «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» (15 ч) Закономерности наследственности (популяционно-видовой уровень жизни) (4 ч).Генетика как наука. Законы Г. Менделя. Моно-, ди-, полигибридные скрещивания. Полное и неполное доминирование. Чистые линии. Анализирующие скрещивания. Сцепленное наследование. Закон Моргана. Нарушение сцепления генов. Генные карты. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. | | № п/п | Темы занятий | 20 | Закономерности изменчивости (3 ч) Изменчивость. Модификационная, мутационная и комбинативная изменчивость признаков организмов. Мутационная и комбинативная изменчивость. Мутации, их виды, причины и последствия. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Генотип и среда. Причины модификационной, мутационной, комбинативной изменчивости. Норма реакции, ее генетические основы. Значение разных форм изменчивости для жизни организма и эволюции. Генетика человека. Методы изучения генетики человека. | | 21 | Основы селекции и биотехнологии (3 ч) Сорта растений, причины их разнообразия. Селекция растений. Биологические основы выращивания культурных растений. Породы животных, причины их многообразия. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений, закон гомологических рядов и наследственной изменчивости. Биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование. Значение биотехнологии для развития селекции, народного хозяйства, охраны природы | | 22 | Развитие эволюционных представлений в биологии.(3 ч) Вид. Представления Карла Линнея. Бинарная номенклатура. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка. Доказательства эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор и его формы. | | 23 | Синтетическая теория эволюции.(2 ч) Современное понимание биологического вида. Критерии вида. Популяция – форма существования вида. Основные характеристики популяции. Микроэволюция. Макроэволюция, ее закономерности. Результаты эволюции. Этапы развития жизни на Земле. Антропогенез. | | 24 | Тема 5 «Экосистемы и присущие им закономерности» (2 ч) Экология организмов. Сообщества живых организмов (1 ч) Экологические факторы. Организм и среда: адаптации живых форм к условиям обитания. Биотические отношения. Цепи питания. Биоценоз, его структура и свойства. | | 25 | Экосистемы. Основа охраны природы (1 ч) Биогеоценоз. Круговорот веществ и поток энергии в природных эк | системах. Биосфера. Биогеохимические циклы. Охрана природы. Проблемы устойчивого развития биосферы. | 26 | Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ» (1 ч) | |
|