СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по биологии на тему "Кровь"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках биологии в 11 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении факультатива особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по биологии на тему "Кровь"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На уроках биологии в 11 классе недостаточное количество часов отведено для тщательной отработки знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении факультатива особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а так же вопросов экологии, онтогенеза, селекции, клеточной, эволюционной, хромосомной теорий, вопросов антропогенеза, Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы.

Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать единство и эволюцию органического мира, взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.

В ходе факультативных занятий следует уделять большое внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской), формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.




Курс рассчитан на учащихся 10-11 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по

1 часу. Курс рассчитан на два года, всего 67 часов (34 часа в 10 кл и 33 часа в 11 кл).

В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ЕГЭ за текущий и прошедший год.

Цель: Подготовка к успешной сдачи ЕГЭ учащихся 10-11 класса.

Задачи:

  • повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;

  • закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ЕГЭ (Метод. письмо «Об использовании результатов ЕГЭ в преподавании биологии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования);

  • формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;

  • научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

























ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН




№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов


Тема 1 «Многообразие организмов»

16

  1. Биология - наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

1

  1. Многообразие форм жизни.

2

  1. Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли

2

  1. Растения

4

  1. Беспозвоночные животные

3

  1. Позвоночные животные

4


Тема 2 «Клетка как биологическая система»

18

  1. Клеточная теория. Химический состав клеток.

2

  1. Клеточный уровень организации жизни

2

  1. Наследственный аппарат клеток – хранитель генетической информации

2

  1. Способы передачи генетической информации

4

  1. Реализация генетической информации

4

  1. Клеточный метаболизм

4


Тема 3 «Человек и его здоровье»

15

  1. Общий обзор организма на примере человека. Ткани, органы и их системы

2

  1. Внутренняя среда организма человека

4

  1. Метаболические системы организма человека

3

  1. Репродуктивный аппарат человека

2

  1. Системы регуляции функций организма

3

  1. ВНД человека. Организм человека как единое целое

1


Тема 4. «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира»

15

  1. Закономерности наследственности

(популяционно-видовой уровень жизни)

4

  1. Закономерности изменчивости

3

  1. Основы селекции и биотехнологии

3

  1. Развитие эволюционных представлений в биологии.

3

  1. Синтетическая теория эволюции.

2


Тема 5 «Экосистемы и присущие им закономерности»

2

  1. Экология организмов. Сообщества живых организмов

1

  1. Экосистемы. Основа охраны природы

1


Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ»

1


Итого

67




СОДЕРЖАНИЕ




№ п/п

Темы занятий


1

Тема 1 «Многообразие организмов» (16 ч.)
Биология - наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере.(1 ч.)
Структура биологии. Предмет биологии, методы познания. Этапы развития биологии.
Системность в природе. Признаки живых систем. Уровни организации живой природы. Структурно-функциональный подход в современном понимании жизни.
Компоненты биосферы: живое и неживое вещество. Функции живого вещества планеты.


2

Многообразие форм жизни.(2 ч.)
Критерии классификации организмов. Стратегии выживания представителей разных сред обитания. Жизненные формы. Экологические группы организмов. 
Многообразие классификаций. Научная классификация организмов. Научная классификация. Систематические категории и таксоны. Систематическое положение организмов. 
Клеточная и неклеточная формы жизни: их организация, роль и место в биосфере; значение для человека, роль и место в биосфере; значение для человека. Про- и эукариоты.


3

Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли (2 ч.)
Низшие жизненные формы – нетканевые формы жизни. Протисты. Грибы, лишайники, водоросли - организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека.


4

Растения (4 ч.)
Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.


5

Беспозвоночные животные (3 ч.)
Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика двуслойных и трехслойных беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие.


6

Позвоночные животные (4 ч.)
Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.


7

Тема 2 «Клетка как биологическая система» (18 ч)
Клеточная теория. Химический состав клеток. (2 ч)
Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Клетка как биологическая система. Неорганическиевещества: вода и минеральные соли. Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества.




8

Клеточный уровень организации жизни (2 ч)
Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки.Мембранные и немембранные органоиды. Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. Органоиды клеток представителей разных таксонов. Включения клетки, цитоскелет – принципы организации, функции в клетке.


9

Наследственный аппарат клеток – хранитель генетической информации (2 ч)
Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот.



№ п/п

Темы занятий


10

Способы передачи генетической информации (4 ч)
Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность. Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса


11

Реализация генетической информации (4 ч)
Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка. Тракскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке. Лизосомы.


12

Клеточный метаболизм (4 ч)
Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза. Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания.


13

Тема 3 «Человек и его здоровье» (15 ч)
Общий обзор организма на примере человека. Ткани, органы и их системы (2ч)
Тканевой уровень организации жизни на примере тканей человека. Системы и аппараты органов. Опорно-двигательный аппарат человека.


14

Внутренняя среда организма человека (4 ч)
Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.


15

Метаболические системы организма человека (3 ч)
Системы метаболизма человека: дыхательная, пищеварительная, выделительная системы. Основные процессы: дыхание, пищеварение, выделение. Структурно-функциональные единицы органов.


16

Репродуктивный аппарат человека (2 ч)
Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.


17

Системы регуляции функций организма (3 ч)
Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга. Органы чувств. Анализаторы.


18

ВНД человека. Организм человека как единое целое (1 ч)
Условные и безусловные рефлексы человека. Высшая нервная деятельность.


19

Тема 4. «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» (15 ч) Закономерности наследственности (популяционно-видовой уровень жизни) (4 ч).Генетика как наука. Законы Г. Менделя. Моно-, ди-, полигибридные скрещивания. Полное и неполное доминирование. Чистые линии. Анализирующие скрещивания. Сцепленное наследование. Закон Моргана. Нарушение сцепления генов. Генные карты. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.


№ п/п

Темы занятий

20

Закономерности изменчивости (3 ч)
Изменчивость. Модификационная, мутационная и комбинативная изменчивость признаков организмов. Мутационная и комбинативная изменчивость. Мутации, их виды, причины и последствия. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Генотип и среда. Причины модификационной, мутационной, комбинативной изменчивости. Норма реакции, ее генетические основы. Значение разных форм изменчивости для жизни организма и эволюции. Генетика человека. Методы изучения генетики человека.


21

Основы селекции и биотехнологии (3 ч) Сорта растений, причины их разнообразия. Селекция растений. Биологические основы выращивания культурных растений. Породы животных, причины их многообразия. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений, закон гомологических рядов и наследственной изменчивости. Биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование. Значение биотехнологии для развития селекции, народного хозяйства, охраны природы


22

Развитие эволюционных представлений в биологии.(3 ч)
Вид. Представления Карла Линнея. Бинарная номенклатура. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка. Доказательства эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор и его формы.


23

Синтетическая теория эволюции.(2 ч)
Современное понимание биологического вида. Критерии вида. Популяция – форма существования вида. Основные характеристики популяции. Микроэволюция. 
Макроэволюция, ее закономерности. Результаты эволюции. Этапы развития жизни на Земле. Антропогенез.


24

Тема 5 «Экосистемы и присущие им закономерности» (2 ч)
Экология организмов. Сообщества живых организмов (1 ч)
Экологические факторы. Организм и среда: адаптации живых форм к условиям обитания. Биотические отношения. Цепи питания. Биоценоз, его структура и свойства.


25

Экосистемы. Основа охраны природы (1 ч)
Биогеоценоз. Круговорот веществ и поток энергии в природных эк

системах. Биосфера. Биогеохимические циклы. Охрана природы. Проблемы устойчивого развития биосферы.


26

Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ» (1 ч)








ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

10 класс

№ п/п

№ заня-тия по теме

Содержание

Коли-чество часов



I. «Многообразие организмов»

16



1.1Биология - наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере

1

Предмет биологии. Признаки живых систем, уровни организации. Компоненты биосферы.




1.2 Многообразие форм жизни

2

Классификация организмов. Стратегии выживания. Жизненные формы. Экологические группы организмов.


Клеточная и неклеточная формы жизни.




1.3 Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли

2

Низшие жизненные формы. Протисты, грибы.


Лишайники, водоросли.




1.4 Растения

4

Систематический обзор царства Растения. Мхи, папоротникообразные. Голосеменные и покрытосеменные (цветковые).


Ткани и органы высших растений


Основные семейства цветковых растений.


Практическая работа № 1 «Решение тестовых заданий по темам Биосфера, Многообразие форм жизни, Низшие организмы, Растения»




1.5 Животные. Беспозвоночные

3

Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика типов двуслойных и трехслойных беспозвоночных животных.


Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви.


Моллюски. Членистоногие.




1.6 Животные. Позвоночные

4

Систематический обзор царства Животные. Тип Хордовые.


№ п/п

№ заня-тия по теме

Содержание

Коли-чество часов

Характеристика классов Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся


Характеристика классов Птицы, Млекопитающие.


Практическая работа № 2 «Решение тестовых заданий по темам Беспозвоночные, Позвоночные животные»




II. «Клетка как биологическая система»

17



2.1 Клеточная теория. Химический состав клеток.

2

Клетка как биологическая система. Неорганические вещества клетки.


Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества.




2.2 Клеточный уровень организации жизни

2

Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки. Органоиды клетки представителей разных таксонов.


Практическая работа № 3 «Решение тестовых заданий по темам Химический состав клеток, Клеточный уровень организации клетки»




2.3 Наследственный аппарат клеток – хранитель генетической информации

2

Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.


Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот.




2.4 Способы передачи генетической информации

4

Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность.


Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК.


Жизненный цикл клетки. Интерфаза.


Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса




2.5 Реализация генетической информации

4

Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки.


Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка.


Тракскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке.


№ п/п

№ заня-тия по теме

Содержание

Коли-чество часов

Практическая работа № 4 «Решение тестовых заданий по темам Наследственный аппарат клетки, способы передачи и реализации наследственной информации»




2.6 Клеточный метаболизм

3

Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез.


Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза.


Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания.




III. Итоговое занятие по темам «Многообразие организмов», «Клетка как биологическая система»

1

Практическая работа № 5 «Решение тестовых заданий по темам «Многообразие организмов», «Клетка как биологическая система»








ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

11 класс

№ п/п

№ заня-тия по теме

Содержание

Коли-чество часов



I. Человек и его здоровье

15



1.1 Общий обзор организма на примере человека. Ткани, органы и их системы

2

Тканевой уровень организации жизни на примере тканей человека. Системы и аппараты органов.


Опорно-двигательный аппарат человека




1.2 Внутренняя среда организма человека

4

Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение.


Взаимосвязь систем внутренней среды организма. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета


Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.


№ п/п

№ заня-тия по теме

Содержание

Коли-чество часов

Практическая работа № 1 «Решение тестовых заданий по темам Ткани, органы, системы органов и внутренняя среда человека»




1.3 Метаболические системы организма человека

3

Системы метаболизма человека: дыхательная, пищеварительная, выделительная системы.


Основные процессы: дыхание, пищеварение, выделение.


Структурно-функциональные единицы органов.




1.4 Репродуктивный аппарат человека

2

Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.


Практическая работа № 2 «Решение тестовых заданий по темам Метаболические системы и репродуктивный аппарат человека»




1.5 Системы регуляции функций организма .

3

Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат.


Нервная система человека. Состав и строение отделов нервной системы.


Органы чувств. Анализаторы




1.6 ВНД человека. Организм человека как единое целое

1

Условные и безусловные рефлексы человека. Высшая нервная деятельность. Практическая работа № 3 «Решение тестовых заданий по темам Способы регуляции функций организма и ВНД человека»




II. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира

15



2.1 Закономерности наследственности (популяционно-видовой уровень жизни)

4

Генетика как наука. Законы Г. Менделя. Моно-, ди-, полигибридные скрещивания. Полное и неполное доминирование.


Чистые линии. Анализирующие скрещивания. Сцепленное наследование.


Закон Моргана. Нарушение сцепления генов. Генные карты. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.


Практическая работа № 4 «Решение генетических задач и тестовых заданий по теме Закономерности наследственности»




2.2 Закономерности изменчивости 

3

Изменчивость, виды изменчивости. Мутации, их виды, причины и последствия.


№ п/п

№ заня-тия по теме

Содержание

Коли-чество часов

Модификационная изменчивость. Норма реакции. Генотип и среда.


Генетика человека. Методы изучения генетики человека.






2.3 Основы селекции и биотехнологии 

3

Селекция, основы и методы.


Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений, закон гомологических рядов и наследственной изменчивости.


Биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование.




2.4 Развитие эволюционных представлений в биологии.

3

Вид. Представления Карла Линнея. Бинарная номенклатура. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка.


Доказательства эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор и его формы.


Практическая работа №5 «Решение тестовых заданий по темам Закономерности изменчивости, селекция и Развитие эволюционных представлений в биологии»




2.5 Синтетическая теория эволюции.

2

Понимание биологического вида. Критерии вида. Популяция – форма существования вида. Основные характеристики популяции.


Микро- и макроэволюция, ее закономерности. Результаты эволюции. Этапы развития жизни на Земле. Антропогенез.




III. Экосистемы и присущие им закономерности

2



3.1 Экология организмов. Сообщества живых организмов

1

Экологические факторы. Адаптации живых форм к условиям обитания. Биотические отношения. Цепи питания. Биоценоз.




3.2 Экосистемы. Основа охраны природы

1

Биогеоценоз. Биосфера. Охрана природы. Проблемы устойчивого развития биосферы.




IV. Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ

2

Практическая работа №6 «Решение демонстрационного варианта ЕГЭ прошлого года».











ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ




  1. Биология ЕГЭ – 2009. Вступительные испытания./ А.А.Кириленко, С.И.Колесников. – Ростов-на-Дону. «Легион», 2009.

  2. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2003

  3. ЕГЭ 2012. Биология: тренировочные задания/ Г.И. Ларнер. – М.: Эксмо, 2011.

  4. Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2009.

  5. Шалапенок Е.С. , Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии.-М.: Рольф, 2001.-384 с

  6. Фросин В.Н. Готовимся е КГЭ: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов.-М.:Дрофа, 2003.-224 с.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Учебники

  1. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 кл. И.Н. Пономарева, Щ.А. Корнилова, В.С. Кучменко «Вентана-Граф»: 2010

  2. «Биология. Животные» 7 кл.В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко «Вентана-Граф»: 2010

  3. «Биология. Человек» 8 кл. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «Вентана-Граф», 2010

  4. «Основы общей биологии» 9 кл. И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова, О.А. Корнилова «Вентана-Граф»: 2010

  5. «Биология. Базовый уровень». 10 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина «Вентана-Граф»: 2010

  6. «Общая биология. Базовый уровень» И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко «Глобус»: 2007г.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!