Копилка педагога-психолога
Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ
Ведущая роль в познании принадлежит восприятию. Оно позволяет получать первоначальные сведения о предметах, явлениях действительности, их разнообразных внешних качествах, создает их образы. Особо велико значение восприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Еще Л. С. Выготский говорил, что «речь не может развиваться без развития восприятия, ребенок может говорить и мыслить только воспринимая». Зачастую у детей с ограниченными возможностями здоровья зрительное восприятие отстает в своем развитии от нормы.
Восприятие – это способность интерпретировать информацию, которую различные органы чувств получают из ближайшего окружения. Эта способность интерпретировать информацию зависит от конкретных когнитивных процессов и предшествующих знаний.
Как и все когнитивные способности, зрительное восприятие можно тренировать и улучшать. Ряд упражнений и игр, предложенных в данной статье, могут помочь тренировать эту способность.
Проводя коррекционную работу в этом направлении, необходимо использовать различные методы и приемы развития зрительного восприятия детей, например:
-
Прием демонстрации объекта. Для детей с нарушением зрения при использовании данного приема должен соблюдаться ряд требований: демонстрация на контрастном фоне, статичность объекта, использование указки и алгоритма обследования (весь объект, основные элементы, мелкие детали). Используется с целью ознакомления с объектом, а также с целью организации последовательного зрительного обследования.
-
Прием показа способа решения задачи, способа действия, способа выполнения задачи.
-
Прием использования зрительного образца. Достаточно важный прием, так как у детей с нарушением зрения, зрительные образы не точны и быстро распадаются. Образец помогает восстановить образ.
-
Использование наглядного материала и пособий. Важность использования данного приема в том, что зрительное восприятие — это непосредственное отражение, поэтому для обеспечения зрительной нагрузки с целью развития процесса зрительного восприятия педагог использует разнообразный визуальный наглядный материал. Подбираемый материал должен быть доступен для зрительного анализа, с его помощью должно осуществляться решение задач коррекционной работы. Так же по своему содержанию и исполнению материал должен быть привлекательным и интересным для детей.
В зависимости от этапа обучения необходимо подбирать задания, ориентируюсь не только на их содержание, но и на возможный характер решения их ребенком.
Ниже представлены игры и упражнения с помощью которых вы сможете самостоятельно начать коррекционную работу над данной проблемой с вашим ребенком или небольшой группой детей. Данные игры простые и эффективные, доступные и понятные.
Игры и упражнения для развития зрительного восприятия
-
Найди сходства и различия.
Суть игры в рассматривании и назывании реальных предметов, выделении в них главных и второстепенных деталей, поиске в предметах черт сходства и различия. Ведущий дает ребенку инструкцию: «Назови все красное (круглое, деревянное...)». Ребенок перечисляет окружающие предметы по названому признаку. По ходу игры ведущий задает основание для выделения в окружающих предметах того или иного признака. Повторять уже названные предметы нельзя. Игра проходит несколько циклов, каждый из которых начинается тогда, когда будут названы все окружающие ребенка предметы, соответствующие названному признаку.
-
Одинаковые по форме.
Перед началом игры выбирают ведущего, и каждый участник получает набор геометрических фигур. Ведущий выкладывает любую фигурку, а остальные должны выложить из имеющегося у них набора фигуру, имеющую ту же Форму. Если кто-то ошибается, ведущий вручает ему штрафную карточку. Игра продолжается до тех пор, пока будет возможен следующий ход. Проигрывает тот, у кого будет больше всех штрафных карточек.
Аналогично организуется игра «Одинаковые по цвету».
-
Рассели жильцов.
Перед началом игры рисуется многоэтажный дом (или дается готовая схема), где видны этажи, квартиры. Дается также и набор геометрических фигур, каждую из которых следует поселить на «своем» этаже и в «своей» квартире. Признак, определяющий принцип размещения фигур на этажах, может быть выбран на усмотрение ребенка (форма, цвет, материал, из которого он сделан, и т.д.).
-
Отгадай признак.
Взрослый берет по своему выбору два предмета, имеющие один общий Признак, ребенок должен назвать этот признак, затем они меняются ролями и т.д.
-
Чем похожи? Чем отличаются?
Перед началом игры взрослый подбирает пары предметов так, чтобы между ними возможно было установить некоторое число черт как сходства, так и различия. В ходе игры эти пары последовательно предъявляются ребенку, а за каждый правильно указанный им признак сходства или отличия. Начисляется поощрительный балл, в конце игры подводится итог.
-
Разноцветные пуговицы.
Название игры условно, так как пуговицы отличаются друг от друга не только по цвету, но и форме, количеству отверстий для пришивания, наличию или отсутствию «ножки» и др. Взрослый предлагает ребенку в ходе игры разделить собранную совместными усилиями богатую «коллекцию» пуговиц сначала на две группы – подходящие к подходящим, потом – на три, четыре и т.д. Каждый раз после того, как выполняется задание, необходимо обсудить с ним основание выделения групп и оценить соответствие результата группировки выбранному основанию.
-
Найди в мешочке.
В «чудесном» мешочке находится некоторое количество предметов, которые можно объединить в группы (например, игрушечные машинки, муляжи фруктов, овощей и др.) Ребенок по очереди достает из мешочка предметы и объединяет их в группы – подходящие к подходящим. Для того чтобы это было сделано правильно, в начале игры необходимо несколько предметов по очереди достать, положить на стол и внимательно рассмотреть, наметив тем самым возможные принципы объединения их в группы. Задача взрослого: корректировать (но не прямым вмешательством, а с помощью наводящих вопросов) действия игрока с тем, чтобы группы были сформированы с опорой на существенные признаки предметов.
-
Найди одинаковые множества.
Игровой материал для этой игры – коллекция почтовых открыток. Участники игры получают игровое задание – найти «парные» открытки, т.е. те, на которых было бы нарисовано одинаковое число предметов. Выигрывает тот, кто составит таких пар открыток больше других игроков.
-
Найди отличия.
Для проведения этой игры заранее готовится альбом игровых заданий, на каждой странице которого располагается по два рисунка с изображением листьев (или плодов, цветов, ягод и т.д.). В каждой паре один рисунок отличается от другого лишь одним каким-либо признаком, который и должен быть замечен детьми при их рассматривании. Выигрывает тот, кто заметит больше других отличий в изображениях.
-
Заплатки.
В этой игре ребенку предлагается «починить» коврики с несложным узором, выбрав необходимую «заплатку» среди предложенных. Игровая задача может быть значительно усложнена в том случае, если ребенку будет предложено правильно подобрать утраченные фрагменты к сюжетным картинкам самостоятельно с помощью карандашей.
-
От светлого к темному.
Игровой материал – одинаковые геометрические фигуры (кружки, квадраты и пр.) одного цвета, но разных оттенков (например, от насыщенного, почти черного темно-зеленого до бледно-зеленого). Игровая задача – как можно точнее разложить фигуры, начиная от самой темной и заканчивая самой светлой.
-
Шерлок Холмс.
Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит на короткое время из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает «сыщику» угадать, что он изменил. Если в игре принимают участие несколько детей, можно провести своеобразный турнир на звание «лучшего Шерлока Холмса». Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и др. Сложность игры зависит от количества изменяемых элементов: лучше начать с 3–4 изменений и постепенно увеличивать их число.
-
Угадай, что изменилось?
Для проведения этой игры потребуется несколько предметных картинок, как случайно подобранных, так и объединенных по какому-либо признаку (например, принадлежащие к одной тематической группе или начинающиеся на один и тот же звук, сходные по функциональному назначению и т.д.). Ребенку предлагается их рассмотреть, назвать и на некоторое время закрыть глаза для того, чтобы ведущий смог провести какие–либо изменения в их расположении. Открыв глаза, ребенок должен отгадать, что изменилось в расположении картинок.
-
Склеенные слова.
Для игры ребенку предлагаются карточки, содержащие «склеенные» (т.е. соединенные без пробелов) слова. Задача игрока — отделить слова друг от друга вертикальной чертой и посчитать общее количество слов в каждой строке, например:
-
Корректоры.
Игровая задача – как можно быстрее найти в предлагаемом и одинаковом для игры тексте (например, в отрывке из художественного произведения, газетной статье или на странице учебника) одно–три заданных ведущим слова. Отыскав слова, их необходимо подчеркнуть или обвести кружком. Данную работу ребенок должен проделать за определенное время.
-
Расшифруй письмо.
Взрослый зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Ребенок должен правильно расшифровать (прочитать) слово. Вариант игры – ребенок сам «кодирует» с помощью выбранных значков слова и предлагает их вам прочитать.
Вышеперечисленные игры и упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия, играют немаловажную роль успешной адаптации в окружающем мире и интеграции в школьном обучении наших детей и помогают если не восстановить, то помочь улучшить существующие пробелы.