СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Корень слова и однокоренные слова. Занимательные задания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены занимательные задания, способствующие усвоению понятий о корне слова и однокоренных словах.

Просмотр содержимого документа
«Корень слова и однокоренные слова. Занимательные задания.»

 Корень слова и однокоренные слова    Занимательные задания

Корень слова и однокоренные слова

Занимательные задания

 Корень слова (Класс)  На доске записаны рифмовки.  Нужно списать и обозначить корни слов. 2 ученика, первыми закончившие работу, выходят к доске и обозначают корни, называя ещё по одному родственному слову к каждому ряду.

Корень слова

(Класс)

На доске записаны рифмовки.

Нужно списать и обозначить корни слов. 2 ученика, первыми закончившие работу, выходят к доске и обозначают корни, называя ещё по одному родственному слову к каждому ряду.

 Корень слова      Будь внимателен к словам,  Отыщи в них корень сам:

Корень слова

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам:

 Лес, лесной, лесок, лесник. Цвет, цветок, цветной, цветник. Лётчик, самолёт, полёт. Ледяной, ледовый, лёд. Сад, посадка, посадил. Род, родители, родил. Ходит, выходка, ходы. Трудовой, трудись, труды.

Лес, лесной, лесок, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Лётчик, самолёт, полёт.

Ледяной, ледовый, лёд.

Сад, посадка, посадил.

Род, родители, родил.

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды.

Где слова родные, однокоренные? 2 команды  На доске- 2 рифмовки с родственными и неродственными словами.  Каждая команда выписывает из своей рифмовки только родственные, однокоренные слова, обозначая в них корень. Игроки, первыми выполнившие задание в каждой команде, выходят к доске, обозначают корни в родственных словах и объясняют, почему остальные слова не являются родственными.

Где слова родные, однокоренные?

2 команды

На доске- 2 рифмовки с родственными и неродственными словами.

Каждая команда выписывает из своей рифмовки только родственные, однокоренные слова, обозначая в них корень. Игроки, первыми выполнившие задание в каждой команде, выходят к доске, обозначают корни в родственных словах и объясняют, почему остальные слова не являются родственными.

Где слова родные, однокоренные? Белка, беленький, белить, Моряки, морской, моржи, Водяной, вода, водить, Корень, корневой, коржи, Лист, лиса, лисёнок, Холод, холмик, холодок, Лось, лоскут, лосёнок, Носик, носит и носок, Горный, горка, городок, Семя, семечко, семья, Пёс, песочный и песок. Вдруг, подруга и друзья.

Где слова родные, однокоренные?

Белка, беленький, белить, Моряки, морской, моржи,

Водяной, вода, водить, Корень, корневой, коржи,

Лист, лиса, лисёнок, Холод, холмик, холодок,

Лось, лоскут, лосёнок, Носик, носит и носок,

Горный, горка, городок, Семя, семечко, семья,

Пёс, песочный и песок. Вдруг, подруга и друзья.

 Почему их так зовут? (3 команды по 5 человек)  Члены команд получают карточки с названиями предметов.  Нужно объяснить, почему эти предметы так называются. Побеждает команда, члены которой дали наиболее правильные ответы.

Почему их так зовут?

(3 команды по 5 человек)

Члены команд получают карточки с названиями предметов.

Нужно объяснить, почему эти предметы так называются. Побеждает команда, члены которой дали наиболее правильные ответы.

Почему их так зовут? 1 команда Подберёзовик, одуванчик, черника, малиновка, вторник. 2 команда Земляника, опёнок, вьюнок, снегирь, четверг. 3 команда Кукушка, пятница, подснежник, подосиновик, костяника.

Почему их так зовут?

1 команда

Подберёзовик, одуванчик, черника, малиновка, вторник.

2 команда

Земляника, опёнок, вьюнок, снегирь, четверг.

3 команда

Кукушка, пятница, подснежник, подосиновик, костяника.

 Найди пару (3 человека)  На доске записаны родственные и неродственные слова, сходные по форме.  Игроки находят в каждом столбике пару родственных слов и подчёркивают их. Побеждает тот, кто первым правильно выполнит задание.

Найди пару

(3 человека)

На доске записаны родственные и неродственные слова, сходные по форме.

Игроки находят в каждом столбике пару родственных слов и подчёркивают их. Побеждает тот, кто первым правильно выполнит задание.

 Найди пару стол-столбы азбука-алфавит  пять-пятка пень-пенка день-деньги  час-часто коза-козлёнок лимон-лимонад  конь-конец коза-стрекоза лимон-апельсин  сад-досада ком-комната вода-водитель  дорога-подорожник

Найди пару

стол-столбы азбука-алфавит пять-пятка

пень-пенка день-деньги час-часто

коза-козлёнок лимон-лимонад конь-конец

коза-стрекоза лимон-апельсин сад-досада

ком-комната вода-водитель дорога-подорожник

 Помоги Незнайке (Класс)  Незнайка подобрал к данным ему словам родственные слова, но по дороге в школу они у него рассыпались и осталось вот что:

Помоги Незнайке

(Класс)

Незнайка подобрал к данным ему словам родственные слова, но по дороге в школу они у него рассыпались и осталось вот что:

 Помоги Незнайке машина- …ист пожар- …ный рыба- …ак писать- …тель море- …як скрипка- …ач

Помоги Незнайке

машина- …ист пожар- …ный

рыба- …ак писать- …тель

море- …як скрипка- …ач

 Догадайся (3 человека)  На доске 3 лесенки слов с записанными суффиксами и окончаниями однокоренных слов.  Побеждает тот, кто первым правильно впишет корни (-свет-, -стар-, -холод-)

Догадайся

(3 человека)

На доске 3 лесенки слов с записанными суффиксами и окончаниями однокоренных слов.

Побеждает тот, кто первым правильно впишет корни (-свет-, -стар-, -холод-)

 Догадайся  ___________ ик  _________ ушк а  _________ ин н ый  ___________ ло ___________ ок  ___________ л ый ___________ иль ник ___________ л яч ок _____________ н оват ый

Догадайся

___________ ик

_________ ушк а

_________ ин н ый

___________ ло ___________ ок

___________ л ый ___________ иль ник

___________ л яч ок _____________ н оват ый

 Кто найдёт? (Класс)  Дети списывают с доски в столбик слова.  По словарю в конце учебника они должны найти родственные слова и записать их рядом с данными. Побеждают первые три ученика, правильно выполнившие задание.

Кто найдёт?

(Класс)

Дети списывают с доски в столбик слова.

По словарю в конце учебника они должны найти родственные слова и записать их рядом с данными. Побеждают первые три ученика, правильно выполнившие задание.

 Кто найдёт?  ветерок  субботник  рассказать  ягодка  сахарница  горошина  огородник  петушок  березняк

Кто найдёт?

ветерок

субботник

рассказать

ягодка

сахарница

горошина

огородник

петушок

березняк

 Весёлые ребята (2 человека)  На доске стихотворение-шутка.  Нужно определить, являются ли родственными слова в каждой строчке. Для доказательства неродственности слов игроки должны сказать, как будут звать этих ребят, когда они станут взрослыми, и будут ли похожими их имена на слова, обозначающие действия.

Весёлые ребята

(2 человека)

На доске стихотворение-шутка.

Нужно определить, являются ли родственными слова в каждой строчке. Для доказательства неродственности слов игроки должны сказать, как будут звать этих ребят, когда они станут взрослыми, и будут ли похожими их имена на слова, обозначающие действия.

 Весёлые ребята  Паша- пашет, Коля- колет,  Маша- машет, Поля- полет,  Катя- катит, Петя- петь  Витя- вьёт. не устаёт.

Весёлые ребята

Паша- пашет, Коля- колет,

Маша- машет, Поля- полет,

Катя- катит, Петя- петь

Витя- вьёт. не устаёт.

 Как зовут мастера? ( 3 команды по 5 человек)  На доске для каждой команды записан столбик слов- названий предметов, от которых игроки должны образовать названия соответствующих профессий.  Побеждает команда, которая правильно и быстрее других справится с заданием.  Примечание: игру можно усложнить , предложив игрокам найти и обозначить корни в каждой паре слов.

Как зовут мастера?

( 3 команды по 5 человек)

На доске для каждой команды записан столбик слов- названий предметов, от которых игроки должны образовать названия соответствующих профессий.

Побеждает команда, которая правильно и быстрее других справится с заданием.

Примечание: игру можно усложнить , предложив игрокам найти и обозначить корни в каждой паре слов.

 Как зовут мастера?   ?  ? ?  барабан - ________ гитара- ________ рыба - ________ баян - ________ груз - ________ кран - ________ стол - ________ суд - ________ машина - ________ сапог - ________ касса - ________ мотор - ________ пожар - ________ скрипка-_______ трактор - ________

Как зовут мастера?

? ? ?

барабан - ________ гитара- ________ рыба - ________

баян - ________ груз - ________ кран - ________

стол - ________ суд - ________ машина - ________

сапог - ________ касса - ________ мотор - ________

пожар - ________ скрипка-_______ трактор - ________

 Горка ( 3 команды по 3 человека)  На доске записаны 3 столбика слов- горки, в которых даны только корни. А суффиксы и окончания пропущены.  Нужно заполнить пустые клетки, чтобы получились однокоренные слова. Побеждает команда, которая быстрее других «спустится с горки», т.е. правильно заполнит пустые клетки.  Возможные ответы: чёрный, черника, чернушка; старик, старушка, старинный; глазок, глазной, глазастый.  Игру можно провести с таким же составом игроков и с такими же «горками», но даны только суффиксы и окончания, а корни пропущены. Нужно догадаться, какой корень пропущен, и вставить его в пустые клетки. Ответы: корм, бел,кот, скрип, год, мир.

Горка

( 3 команды по 3 человека)

На доске записаны 3 столбика слов- горки, в которых даны только корни. А суффиксы и окончания пропущены.

Нужно заполнить пустые клетки, чтобы получились однокоренные слова. Побеждает команда, которая быстрее других «спустится с горки», т.е. правильно заполнит пустые клетки.

Возможные ответы: чёрный, черника, чернушка; старик, старушка, старинный; глазок, глазной, глазастый.

Игру можно провести с таким же составом игроков и с такими же «горками», но даны только суффиксы и окончания, а корни пропущены. Нужно догадаться, какой корень пропущен, и вставить его в пустые клетки.

Ответы: корм, бел,кот, скрип, год, мир.

 Горка черн □□ стар □□ глаз □□ черн □□□ стар □□□□ глаз □□□ черн □□□□ стар □□□□□ глаз □□□□□

Горка

черн □□ стар □□ глаз □□

черн □□□ стар □□□□ глаз □□□

черн □□□□ стар □□□□□ глаз □□□□□

 Горка □□□□ лю □□□ ый □□□ ик  □□□□ ить □□□ ить □□□ ёнок □□□□ ушка □□□ енький □□□ ёночек

Горка

□□□□ лю □□□ ый □□□ ик

□□□□ ить □□□ ить □□□ ёнок

□□□□ ушка □□□ енький □□□ ёночек

 Горка □□□□□ ка □□□ ик □□□ но □□□□□ еть □□□ овой □□□ ить □□□□□ учий □□□ овалый □□□ иться

Горка

□□□□□ ка □□□ ик □□□ но

□□□□□ еть □□□ овой □□□ ить

□□□□□ учий □□□ овалый □□□ иться

 Кто больше? (Класс)  Ведущий называет корень. Нужно образовать родственные, однокоренные слова. Придумавший родственное слово по вызову ведущего называет его. Побеждает тот, кто назовёт последнее слово. Ему можно предложить записать слово на доске и обозначить в нём корень. Игру можно повторить с новым корнем.

Кто больше?

(Класс)

Ведущий называет корень. Нужно образовать родственные, однокоренные слова. Придумавший родственное слово по вызову ведущего называет его. Побеждает тот, кто назовёт последнее слово. Ему можно предложить записать слово на доске и обозначить в нём корень. Игру можно повторить с новым корнем.

 Кто больше?

Кто больше?

 Вставь корень (Класс)  Ведущий записывает на доске слово с пропущенным корнем, например ПЕРЕ…..КА или ЗА…..КА. Детям предлагается вставить корень, чтобы получилось слово.  Побеждает тот, кто скажет последнее слово, после которого на счёт: раз, два, три- никто не назовет нового слова.  Возможные ответы: перевозка, перевязка, перегрузка, перегородка, переделка, перекопка, переброска, перекладка, переноска, перепашка, переставка, перетяжка, перебежка, перегонка, переборка, переклейка, перемотка, переписка; заварка, записка, завязка, загадка, загородка, задумка, заколка, закваска, закладка, заклейка, заливка, замазка, замашка, заплатка, записка, заправка, запинка, закупка.

Вставь корень

(Класс)

Ведущий записывает на доске слово с пропущенным корнем, например ПЕРЕ…..КА или ЗА…..КА. Детям предлагается вставить корень, чтобы получилось слово.

Побеждает тот, кто скажет последнее слово, после которого на счёт: раз, два, три- никто не назовет нового слова.

Возможные ответы: перевозка, перевязка, перегрузка, перегородка, переделка, перекопка, переброска, перекладка, переноска, перепашка, переставка, перетяжка, перебежка, перегонка, переборка, переклейка, перемотка, переписка; заварка, записка, завязка, загадка, загородка, задумка, заколка, закваска, закладка, заклейка, заливка, замазка, замашка, заплатка, записка, заправка, запинка, закупка.

 Вставь корень пере______ка за_______ка

Вставь корень

пере______ка за_______ка

 Кто у кого? (3 команды по 6 человек)  Для каждой команды на доске записаны в столбик названия животных, справа от которых игроки должны приписать названия детёнышей.  Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.  Примечание: игру можно провести в форме эстафеты. При этом учащиеся выполняют задание по рядам , сидя за партами. Каждый дописывает одно слово и передает сидящему сзади.

Кто у кого?

(3 команды по 6 человек)

Для каждой команды на доске записаны в столбик названия животных, справа от которых игроки должны приписать названия детёнышей.

Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

Примечание: игру можно провести в форме эстафеты. При этом учащиеся выполняют задание по рядам , сидя за партами. Каждый дописывает одно слово и передает сидящему сзади.

 Кто у кого? ? ? ? у лягушки - ….. у лошади- ….. у лося - ….. у кошки - ….. у коровы - ….. у овцы - ….. у свиньи - ….. у волка - ….. у ежа - ….. у медведя-….. у лисы - ….. у зайца- ….. у курицы - ….. у грача - ….. у галки - ….. у совы - ….. у гуся - ….. у утки - …..

Кто у кого?

? ? ?

у лягушки - ….. у лошади- ….. у лося - …..

у кошки - ….. у коровы - ….. у овцы - …..

у свиньи - ….. у волка - ….. у ежа - …..

у медведя-….. у лисы - ….. у зайца- …..

у курицы - ….. у грача - ….. у галки - …..

у совы - ….. у гуся - ….. у утки - …..

 Составь «тройку» (Класс)  На доске дается схема.  Игроки чертят схему в своих тетрадях, после чего за 5 минут стараются подобрать и записать как можно больше «троек» родственных слов: существительное, прилагательное и глагол. Победителем считается тот, кто за отведенное время подобрал и записал наибольшее число однокоренных слов.

Составь «тройку»

(Класс)

На доске дается схема.

Игроки чертят схему в своих тетрадях, после чего за 5 минут стараются подобрать и записать как можно больше «троек» родственных слов: существительное, прилагательное и глагол. Победителем считается тот, кто за отведенное время подобрал и записал наибольшее число однокоренных слов.

 Составь «тройку» Имя существительное  кто? что?  Имя прилагательное  какой?  Глагол  что делать?  что сделать?

Составь «тройку»

Имя существительное

кто? что?

Имя прилагательное

какой?

Глагол

что делать?

что сделать?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!