СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коренева ЕВ Конспект урока по факультативу Мой край - Удмуртия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коренева ЕВ Конспект урока по факультативу Мой край - Удмуртия

Просмотр содержимого документа
«Коренева ЕВ Конспект урока по факультативу Мой край - Удмуртия»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каракулинская средняя общеобразовательная школа»






«Не забывай свое каракулинство»


Урок по факультативу «Мой край – Удмуртия»

в 3 классе






Выполнила:

Коренева Елена Васильевна

учитель начальных классов,

I квалификационной категории









2019 г.

Пояснительная записка:

Факультатив «Мой край – Удмуртия» в начальной школе развивается в непосредственной связи с общими, учебно-воспитательными задачами школы; они содействуют осуществлению прочной связи обучения с жизнью и нравственным воспитанием.
Под изучением своего края понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения является социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие республики, района, села; природные условия и т. д.
Школьники получают знания по изучению своего края на уроках факультатива в ходе изложения учителем учебного материала или работы с учебными пособиями, а также путем научно-исследовательской работы. 
Специальное значение этого учебного предмета, состоит в формировании у обучающихся представлений об истории и культуре народов Удмуртии, а также в формировании ценностных ориентиров, высоких морально-этических норм у подрастающего поколения через познание и позиционирование самого себя как носителя определённой культуры, исторически связанной с родной землей и поколениями предков.

Программа закладывает основу для содержательного взаимодействия школы с семь­ей и построения логично развивающейся системы воспитания в начальной школе с многообразными формами внеклассной и внешкольной работы во взаимо­действии с учреждениями дополнительного образова­ния и культуры.

Цель: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего села, района, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Удмуртской Республики; познакомить с достопримечательностями и людьми, строившими и прославившими родной край.

Каждый человек любит то место, где он родился. Наша малая Родина – это Каракулинский район, где мы учимся и работаем, он особо дорог нам и друзьям. Казалось бы, обычное село, со своими проблемами, но оно у нас уникальное. Спросите, чем? С самого раннего детства, в летний и зимний периоды времени, мы ежедневно видим здесь туристов, а приезжают они полюбоваться нашей природой. И это еще не все, что привлекает людей с разных уголков нашей земли в Каракулинский район. Мы сумели сохранить историю своего народа, культуру, традиции, конечно не в первоначальном виде, но все же … Родная сторона становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю.


Урок обобщения знаний.

Цель урока: обобщить знания учащихся о родном крае. Расширить представление о малой Родине, о разнообразии ее природы, познакомить с некоторыми сведениями из истории села, продолжить знакомство с талантливыми и известными людьми Каракулинского района; формировать эмоционально – целостное отношение учащихся к своему краю, воспитывать любовь к Родине, углубить и расширить экологические знания учащихся; формировать чувство бережного отношения к природе.

Задачи урока: 1) закрепить полученные за год знания о родном крае;

2) развивать коммуникативные способности учащихся, формировать умение работать в группах, умение строить ответы на поставленные вопросы;

3) воспитывать дисциплинированность, уважительное отношение к сверстникам и взрослым, любовь к родному краю, чувство гражданственности и патриотизма.

Оборудование: авторский видеоролик о Каракулинском районе, презентация, мультимедийный проектор, экран, фишки с наименованием количества баллов, макет карты Каракулинского района УР, карточки с изображением достопримечательностей Каракулинского района.

Используемые педагогические технологии:

Игровая, ИКТ, проблемная, здоровьесберегающая

Ожидаемые результаты:

Предметные: уметь кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации.

-привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края,

-применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;

-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей)

- ценить и принимать базовые ценности «родина», «семья». Уважение к своей малой родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, Удмуртии, Каракулинском районе.





Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания - самоконтроль, коррекция;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, видеоинформации, используя свой жизненный опыт, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее;

-развивать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-строить речевое высказывание в устной форме;

Устанавливать причинно-следственные связи;

-моделировать информацию;

-уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение;

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Ход урока:

1. Оргмомент

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас с вами пройдет необычный урок. Мы с вами в течение года изучали наш родной край, его особенности, природу, знаменитых людей села и Каракулинского района.

2. Постановка целей и задач урока, мотивация

- Как вы думаете, что будет необычного в нашем уроке, чем сегодня мы будем заниматься? (Сегодня на уроке мы будет обобщать знания по изученным темам факультатива)

- Правильно! А почему урок будет необычный? (Мы проверим наши знания при помощи какой-либо игры)

- Вы абсолютно правы. Мы сегодня с вами будем играть. Тем самым еще и вспомним все то, что мы знаем о нашем районе, о нашей малой Родине.



3. Основная часть. Обобщение полученных знаний. «Своя игра»

- Как называется наш родной край? (Удмуртия)

- Конечно это Удмуртия, край родниковый. А самый родниковый район республики- наш – Каракулинский, вы уже знаете, что в этом году наш район юбиляр. Сколько лет ему исполнится в этом году? (90 лет) С какими словами у вас ассоциируется словосочетание – Каракулинский район, побеседуйте с соседом по парте, а потом мы с вами проверим (идет обсуждение)

- Давайте поверим ваши слова-ассоциации (слова записываются на доске)

(Родниковый край, Родина, дом, район, река, Кама, село, храм, достопримечательности, юбилей, 90 лет …)

- Слов огромное количество, сейчас я вам предлагаю, используя эти слова, составить рассказ для туристов о своем районе, как бы вы могли вкратце презентовать ее, работаем в парах (идет работа в парах, дети составляют рассказы для туристов о районе)

- Давайте представим, что я иностранный турист, что бы вы могли мне рассказать о Каракулинском районе (идет проверка рассказов).

- Все большие молодцы, мне очень захотелось побывать в каждом из этих замечательных уголков Каракулинского района, так обязательно сказал бы настоящий турист.

- Сейчас мы отдохнем и дальше продолжим урок.


Физкультминутка (подвижная музыка с имитированием движений)


- Итак, мы начинаем игру, посвященную нашему любимому краю. Но прежде я предлагаю вашему вниманию видеоролик о нашем районе, информация в нем, в дальнейшей игре может пригодиться.


Видеоролик «Моя родина – Каракулинский район»

- Правила игры просты, мы не раз с вами играли в подобные игры. Но еще раз повторю. Вы видите на экране таблицу с категориями:

  1. Растения Каракулинского района

  2. Животные Каракулинского района

  3. Достопримечательности Каракулинского района

  4. Природа Каракулинского района

  5. Известные люди и интересные факты о Каракулинском районе

- В каждой категории будет по 5 вопросов, каждый вопрос имеет свое количество баллов. Ваша задача сейчас составить две группы (дети объединяются в группы в зависимости от ряда, на котором они располагаются, дают названия своим командам, связанные с тематикой родного края)

- Каждая группа по очереди будет выбирать себе категорию и номер вопроса. За правильный ответ вы получаете те баллы, которые указаны в выбранном вам вопросе. Если же вы даете неправильный ответ, то на этот же вопрос может ответить другая команда и получить баллы. Я буду выдавать карточки с количеством баллов за выбранные ответы и карточку с изображением той или иной достопримечательности или факта о Каракулинском районе. В конце игры мы получим заполненную карту с маршрутом для туристов, а также подведем итоги и узнаем, какая команда станет победителем и получит золотой кубок знатоков родного края, а какая – получит серебряный кубок знатоков родного края.

- Готовы? Тогда мы начинаем «Свою игру», определим победителей и вспомним все то, что связанно с нашей малой Родиной. Кого-то из вас по ходу игры будет ждать небольшой сюрприз.

(Проходит игра, дети выбирают вопросы, дают ответы, за правильный ответ учитель дает карточки с количеством баллов за выбранный вопрос).


Растения Каракулинского района



10


20


30


40


50


Животные Каракулинского района



10


20


30


40


50


Достопримечательности Каракулинского района




10


20


30


40


50


Природа Каракулинского района



10


20


30


40


50


Известные люди и интересные факты о Каракулинском районе



10


20


30


40

50

Растения Каракулинского района

10 – какое лекарственное растение изображено в видеоролике о Каракулинском районе, его цветок - хороший медонос, даёт пчёлам нектар и пыльцу (василёк)

20 – лекарственное растение, помогает от болезней желудка, от воспалений, является символом крепкой семьи (ромашка)

30 – растение, растущее в лесу, им питается большой зверь (малина)

40 – самое почитаемое культовой растение в Удмуртии, растет на территории Каракулинского района (можжевельник)

50 –растение, которое занесено в Красную книгу России, растет на территории Природного парка Усть-Бельск (пыльцеголовник красный)


Животные Каракулинского района

10 – крупное животное, обитающее в нашей местности (лось)

20 – животное, похожее на свинью, опасное для человека (кабан)

30 –птица, чей образ изображен на флаге Каракулинского района (чайка)

40 – назовите птиц, обитающих в наших краях (не меньше 5)

50 – птица, которой установлен памятник в селе Каракулино, ставшая достопримечательностью района, (орлан – белохвост)


Достопримечательности Каракулинского района

10 – поздравляем, вы получаете 10 баллов просто так!!!

20 – она старинная, 1907 года постройки. Была возведена на Базарной площади в память об императоре-освободителе Александре II. В ней получали приют странники (Часовня Николая Чудотворца)

30 – один из 10 символов Русской Православной Церкви в Каракулинском Районе, который находится в селе Каракулино (Храм Пантелеймона Целителя)

40 – Визитная карточка Каракулино памяти всех воинов – земляков, павших в годы Великой Отечественной Войны (мемориал)

50 – Герои Советского Союза прославившие Каракулинский район (Александр Андреевич Девятьяров, Павле Николаевич Кирьянов, Николай Аркадьевич Коровин, Алексей Павлович Котельников, Иван Васильевич Маслов, Вадим Александрович Сивков)


Природа Каракулинского района

10 – территории, каких Республик граничат с Каракулинским районом (РБ и Татарстан)

20 – какая река Удмуртии впадает в реку Волга (Кама)

30 – река, которая впадает в р. Кама (р. Белая)

40 – назовите населенный пункт в Каракулинском районе, где находится самая Южная точка Удмуртии (д. Зуевы Ключи)

50 – богатейшая флора и фауна этого объекта – это более 400 видов растений, более 250 видов животных, более 150 видов птиц. Здесь обитают «краснокнижные» виды животных и растений, некоторые из них не встречаются нигде более в России. (Природный парк «Усть - Бельск»)


Известные люди и интересные факты о Каракулинском районе

10 – как называется движение, возникшее в нашей школе для учащихся старших классов, которое развивает патриотизм, любовь и желание защищать свое Отечество, а также оборонно- спортивные качества ребят (кадетское движение)

20 – мастер спорта России, 3-х кратная чемпионка России в беге, участница 30-х Олимпийских игр в Лондоне, чемпионата мира в Москве, чемпионата Европы в Цюрихе в составе сборной команды РФ по легкой атлетике (Елена Станиславовна Наговицына)

30 – назовите имена известных писателей и поэтов, в честь которых, названы улицы сел и деревень в Каракулинском районе (улицы: Пушкина, Гоголя, Некрасова и др.)

40 – назовите муниципальные поселения Каракулинского района (не менее четырех)

50 – участник ВОВ, бывший ученик Каракулинской школы, в его память установлена мемориальная доска в нашей школе (Вадим Александрович Сивков)


Физкультминутка для глаз


- Вот и ответили мы на все вопросы игры, давайте посчитаем полученные баллы и определим победителей (идет подсчет баллов). Итак, победили команда …, они получают золотой кубок знатоков Каракулинского района, вторая команда не расстраивайтесь, у вас все впереди сегодня вы тоже были молодцы, отвечали хорошо, просто другой команде повезло чуточку больше (идет награждение).


4. Итог урока.

- Все сегодня были молодцы, все сегодня хорошо отвечали, вспомнили мы про наш Каракулинский район многое, закрепили ваши знания. Как итог нашего урока я хочу предложить вам составить синквейн о своей малой Родине – о Каракулино, напоминаю, как пишется синквейн.

Существительное (Каракулино)

2 прилагательных

3 глагола

Фраза или предложение, определяющая главную мысль

Синоним существительного


- А теперь давайте проверим ваши творческие стихи (идет проверка). Все МОЛОДЦЫ!

- Некоторые синквейны детей:


Каракулино

Родное, красивое

Радуюсь, люблю, горжусь

Каракулино– мой родной край!

Родина!



Каракулино

Любимое, радужное

Расширяется, цветет, развивается

Мой любимый край, моя малая родина!

Юбиляр!


Каракулино

Богатое, многонациональное

Прославляем, живем, бережем

Я люблю свою родину

Наш дом!


5. Домашнее задание

- Домашним заданием будет нарисовать рисунок на тему сегодняшнего урока, подписать свою работу.

- А сейчас, всем большое спасибо. Пусть ваш домашний очаг всегда украшают уют, достаток, счастье и любовь: любовь к дорогим и близким людям, любовь к Родине с большой буквы, ибо сказано «Человек без Родины, что дерево без корней».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!