СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Ноябрь 1942-зима 1943

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коренной перелом в Великой Отечественной войне. Ноябрь 1942-зима 1943»

Рамазанова т Жирият Салиховна

Тема: Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

Ноябрь 1942-зима 1943 года.

Цели: проанализировать события данного этапа войны иопределить историческое значение разгрома фашистских войск под Сталинградом и Курском.

Задачи:

Образовательные:

* раскрыть сущность, показать истоки коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;

* показать всемирно-историческое значение разгрома фашистских армий под Сталинградом и в Курской битве;

* проследить ход освободительных боев осенью 1943 года.

II. Развивающие:

развитие умений анализировать, сравнивать, находить выход из проблемной ситуации; рефлексировать;

* продолжить развитие картографических, хронологических умений;

* продолжить развитие навыков характеристики исторической личности, работы с историческими таблицами, документами (текстовыми и звуковыми).

III. Воспитательные:

* способствовать воспитанию у учащихся чувства высокого патриотизма на славных примерах лучших традиций русского военного искусства;

* формировать интерес к исторической науке, воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Т и п у р о к а: урок изучения нового материала.

О с н о в н ы е з н а н и я: разгром немецких войск под Сталинградом и его историческое значение; разгром немецких войск под Курском, Орлом, Харьковом; историческое значение Курской битвы.

О с н о в н ы е п о н я т и я: коренной перелом в ходе войны; Курская дуга, Прохоровское поле, антигитлеровская коалиция;


Планируемые умения обучающихся

метапредметные

  • Познавательные: выделение значимой информации, установление причинно-следственных связей, определение понятий, формулирование собственного мнения и его аргументация;

  • Коммуникативные: «слышать и слушать», участвовать в коллективном обсуждении, умение вести диалог;

  • Регулятивные: целеполагание, установка целевых приоритетов, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение, контроль (сличение с образцом)

личностные

  • уважение к истории Великой Отечественной войны, ее участникам;

  • уважение к личности и ее достоинству

  • осознанное отношение к решению главного вопроса урока, к обучению в целом


предметные

  • освоить знания об этапах, ходе, итогах коренного перелома в Великой Отечественной войне;

  • устанавливать взаимосвязь между событиями отечественной и всеобщей истории;

  • выявить факты и события, способствующие победе СССР в Великой Отечественной войне.

  • Ожидаемый результат (на уровне обучающихся) (по федеральному компоненту государственного стандарта 2004)

Знать/понимать

Уметь

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни для

определение коренного перелома

анализировать исторический источник с целью получения необходимой информации

формирования ключевых компетентностей современного общества

ход, периодизацию, итоги битвы за Сталинград

формулировать собственную позицию

осознания себя патриотом России

спорные вопросы в историографии битвы

активно участвовать в разных формах работы

выработки собственной жизненной позиции

место битвы за Сталинград во всемирном историческом процессе

оценивать качество своих знаний и эмоциональное состояние после урока

развития ценностных ориентаций личности

Оборудование: историческая карта «Великая Отечественная война 1941-1945» , исторические документы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя: В течение предыдущих уроков мы изучали события 1939-1942 гг., связанные с внешней политикой СССР в предвоенные годы, началом ВМВ и непосредственно началом ВОВ и сейчас я предлагаю вам вспомнить основные моменты.

  1. Актуализация знаний.

  1. Индивидуальный опрос. - Определите роль Смоленского сражения в Великой Отечественной войне.

- Охарактеризуйте значение битвы под Москвой.

2.Фронтальная беседа:

Что такое антигитлеровская коалиция? Когда она возникла?

Охарактеризуйте оккупационный режим германских властей на территории, занятой агрессором.

Сравните намерения воюющих сторон после завершения Московской битвы. Как на них повлиял провал плана «Барбаросса»?

Итак, победа под Москвой породила у советского руководства надежду на быстрый разгром противника. Сталин предполагал, что Гитлер вновь организует наступление на Москву и сосредоточил оборону города. Однако, у Гитлера были другие планы. Какие? (Он пустил дезинформацию об операции на Москву под кодовым названием «Кремль», а сам сосредоточил войска в юго–восточном и южном направлении).

- К какому городу рвался Гитлер?

- Определите, что делало Сталинград и Кавказ стратегическим объектом, от которого зависели судьбы вооруженных сил на других направлениях фронта?

- Для него это было важно. С одной стороны, Гитлер был мистиком, считая Сталинград городом Сталина, городом вождя, которого боготворил народ, которому доверял, с потерей города народ потеряет всю надежду на вождя, а с другой стороны, Гитлер- тактик. Сталинград - это крупный промышленный центр, производящий танки, это крупнейший транспортный узел, через который проходила вся кавказская нефть в центр, это- ворота на Урал, где все металлургические заводы. Разгром Сталинграда привел бы к преодолению сопротивления русских. Создавались благоприятные условия для вступления в войну Турции и Японии.

III. Мотивационно-целевой этап. Сегодня мы рассмотрим ещё один период в Великой Отечественной войне ноябрь 1942 года по зиму 1943 года. Проанализируем решающие сражения – разгром фашистских войск под Сталинградом и Курскую дугу.

Сообщение темы и цели урока. Слайд 1-2

Тема урока: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне».

Ноябрь 1942- зима 1943 года.

Скажите, пожалуйста, что мы изучаем, когда говорим о битвах, войнах? «Мы изучаем даты, этапы, значение войн и битв, роль исторических личностей и т.п.». Давайте тогда на основании сказанного попробуем вместе сформулировать цель урока. Что мы должны изучить? К чему должны прийти?

Цель урока - изучить этапы, ход, итоги битвы за Сталинград и Курской дуги.Выяснить, вчем заключался коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны?

Постановка проблемного вопроса: Многие западные историки утверждают, что исход Второй мировой войны решался на Западном фронте, в Северной Африке и т. д.

Иногда в этот перечень включается и Сталинградская битва, но другие сражения на советско – германском фронте не упоминаются вообще.

Согласитесь ли вы с данным утверждением?

На этот проблемный вопрос, мы ответим в конце урока.

В ходе урока необходимо заполнить таблицу «Основные события Великой отечественной войны».

План работы на уроке

  1. Разгром немецких войск под Сталинградом.

  2. Курская дуга.

  3. Тегеранская конференция.

  4. Идеология, культура и война.

IV. Работа над новым материалом.

Видеофрагмент документального фильма. (Сталинградская битва летом и осенью 1942 года).

Вопросы к фильму:

  1. Охарактеризуйте обстановку на советско – германском фронте, сложишуюся к осени 1942 года.(1 этап Сталинградской битвы).

Работа с анимированной картой №1.

2.Кто командовал отборными немецкими дивизиями в битве за Сталинград?

3. Почему дорога на Сталинград, по мнению большинства немцев, стала дорогой смерти, уже на первом этапе битвы?

(Наступил трагический день 23 августа, когда 6-я немецкая армия достигла западной окраины Сталинграда, окружив город с севера. Фашистская авиация подвергла жестокому бомбовому удару весь город, совершив 2 тысячи боевых вылетов. Были разрушены жилые кварталы, промышленные объекты, погибли десятки тысяч мирных жителей. Озлобленные фашисты решили стереть с лица земли город.
Оборона сталинграда была возложена 62-я и 64-я армии (командующие – генералы Чуйков Василий Иванович и Шумилов Михаил Степанович.
Начались бои на улицах города. Советские воины стояли насмерть, защищая каждую пять волжской земли. Борьба шла за каждую улицу, за каждый дом. До Волги фашистам оставался один километр.

Однако, советские бойцы проявили мужество. 58 дней 20 защитников под командованием сержанта Павлова обороняли дом, который на карте командующего 6-й армией немцев Фридриха Паулюса был помечен как крепость).

Учитель:По мнению участника обороны Сталинграда лейтенанта В.Нек­расова, ставшего после войны писателем, «горькое лето» 1942 казалось более страшным, чем лето 1941: гнетущее чувство «смертельной опасности» охватило страну даже больше, чем годом раньше.

Работа с документом.

«У нас стало намного меньше территории, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. У нас сейчас уже нет преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше – значит загубить себя и вместе с тем и нашу родину.

Ни шагу назад! Таким должен быть теперь наш призыв.

Безусловно, ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем отступать.

Формировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов, поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий, и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов»

Учитель: Этот приказ знали все фронтовики. Когда Сталин понял истинную цель наступления немцев, он отдает приказ от 28 июля 1942 года, который знал каждый воин. Что это за приказ?

(«Ни шагу назад!» № 227)

1). Почему был принят такой приказ? ( К данному моменту люди стали сомневаться в благополучный исход войны и в рядах армии возникали панические настроения, поэтому командующая часть армии приняла приказ как способ наведения порядка в рядах Красной Армии Остановить паническое отступление Красной Армии, вселить уверенность друг в друга.

2) Какие меры предлагает И.В. Сталин для наведения порядка в армии?( Ни шагу назад! Надо упорно, до последней капли крови защищать каждую позицию, каждый метр советской территории … Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину.

3) Какие требования к паникерам и трусам предусматривает приказ? Согласны ли вы с данными требованиями? (Паникеры и трусы должны истребляться на месте…)

4) Как можно оценить приказ № 227? Выскажите свою точку зрения.

( «Это был суровый приказ. Он появился, когда отступление докатилось до Волги. И был он сильным отрезвляющим средством – «Ни шагу назад!». Приказ остановил людей. Появилась уверенность в соседях справа и слева – не отступят».)

Учитель: Но советские войска, несмотря на приказ, отступали, враг, хоть и медленно, приближался к городу.

Сейчас нам нужно выяснить, какие этапы выделяют в рамках битвы за Сталинград?«Оборонительный этап и контрнаступление».

Итак, историки выделяют 2 этапа битвы за Сталинград. Первый этап – оборонительный. Он продолжался с 17 июля по 18 ноября 1942г.

--Второй этап – наступательный – с 19 ноября 1942г. по 2 февраля 1943г.


– В чём суть  понятия «коренной перелом»? (Немцы утратили боевой наступательный дух. Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки советского командования)Коренной перелом в войне – переход стратегической инициативы от одной воюющей стороны к другой.

Вернёмся к проблемному заданию: Некоторые западные историки и военачальники заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии под Сталинградом являются следующие: ужасные холода, грязь, снег. 
– Можем ли мы с этим согласиться? (Ответы учащихся) 
  «Битва под Сталинградом – это действительно золотая страница военной истории нашего народа» - писал командующий Сталинградским фронтом  - генерал Ерёменко. И с этим нельзя не согласиться. Сталинградская битва – пример массового героизма, в которой проявились лучшие качества воинов-патриотов. В этой битве принимали участие и наши земляки. Сталинградская битва охватила территорию около 100 тыс. кв.км, в ней участвовало более 2 млн. человек, 26 тыс. орудий и минометов, более 2 тыс. танков и столько же самолетов. Здесь фашисты потеряли более четверти всех своих сил. В связи с катастрофой под Сталинградом в Германии был объявлен трехдневный траур.

1.Разгром немецких войск под Сталинградом

Работа в паре. - Работа с рабочими листами.

1. Объяснить значение термина «коренной перелом».

- Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.

2. Работа с таблицей. (стр239 учебник).

Сравните соотношение сил на Сталинградском направлении в ноябре 1942 года.

У какой из сторон наблюдается превосходство? По каким показателям?

3. Заполнить таблицу.

Дата

Сражение

Результаты и значение сражения

19 ноября 1942 – 2 февраля 1943

Контрнаступление советских войск под Сталинградом

Начало коренного перелома

23 октября-3 ноября 1943 года

Битва у Эль-Аламейна

Начало отступления из Египта немецких и итальянских дивизий

4. Работа с учебником (с.240-241)

Каков итог и историческое значениеСталинградской битвы?

  1. Ознакомьтесь с документами на (с.240-241) это воспоминания маршала К.К. Рокоссовского и немецкого фельдмаршала Манштейна, сравните их оценки сражения под Сталинградом. В чём их взгляды совпадают?

Земляки А.Родимцев.


1) Контрнаступление советских войск под Сталинградом начался 18 ноября 1942 года. Этот план разгрома немцев под Сталинградом носил кодовое название «Уран» и был разработан Жуковым и Рокоссовским. Силами Юго-Западного и Сталинградского фронтов по сходящим направлениям окружить немцев с целью разгрома. Начались бои за Сталинград. Каждая улица, каждый дом оказывал сопротивление врагу. Особенно в историю вошла защита дома Павлова, где воины держали оборону 58 дней и положили немецких солдат столько, сколько их погибло при захвате Франции.

2). О мужестве наших защитников говорили сами немцы. Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: «…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы.

Среди защитников Сталинграда были и наши земляки:

Учитель: Каково значение Сталинградской битвы?

(Она положила начало коренному перелому в ходе ВОв).

- А что же происходило у Эль - Аламейна? 23 октября - 3 ноября 1942 г. 8-я английская армия Монтгомери начала наступление против немецко-итальянских войск на территории Египта. После упорных боёв англичане вынудили противника начать отступление из Египта. Военные действия в Африке вели 17 итальянских и немецких дивизий, а на советско-германском фронте – 260 дивизий…

-?- Итак, какая битва, на ваш взгляд, являлась началом коренного перелома в ходе Второй мировой войны?



  1. Курская дуга

Разве можно забыть

Нам с тобой сорок третий

Помнишь – Курская битва

Тогда полыхала?..

И советский солдат,

Уходивший в бессмертье,

Был сильнее огня и надежней металла

Работа в паре. - Работа с рабочими листами.

1. Объяснить значение термина «коренной перелом».

- Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.

2. работа с таблицей (учебник с. 241)

У какой из сторон наблюдается превосходство ? На какой

период?По каким показателям?

3. Заполнить таблицу.

Дата

Сражение

Результаты и значение сражения





23 октября-3 ноября 1943 года

Битва у Эль-Аламейна

Начало отступления из Египта немецких и итальянских дивизий


4. Работа с учебником (с.242-243)

Каков итог и историческое значениеКурской битвы?

Работа с картой-схемой «Сталинградская битва»

Работа с анимированной картой «Курская дуга»

Видеофильм «Курская дуга».

Несмотря на успехи Сталинградской битвы, в феврале 1943 года советские воска были остановлены. Немецкая армия захватила Харьков, Белгород. На центральном участке фронта образовалось Курская дуга- выступ в линии обороны. Каждая из сторон разрабатывала свой план дальнейшихдействий на этом участке фронта.

Показать направление контрударов советских войск.

Какие фронты принимали участие в Курской битве?

Когда началась и закончилась битва на Орловско-Курской дуге?

(5 июля – 5 августа 1943 года)

Где началось самое крупное танковое сражение?

Учитель: Окончательно закрепила коренной перелом в ходе Вов битва на Курской дуге.

Физминутка.

Слайд 3. Подготовка к ЕГЭ. C6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В результате операции на Курской дуге летом 1943 г. были разгромлены крупные силы противника. Каковы причины поражения немцев под Курском? Назовите не менее трёх причин. Каковы последствия этого события? Назовите не менее трёх последствий.
Слайд 3. Могут быть указаны следующие причины:
а) успешный перевод советской экономики на военные рельсы, создание военно-экономических предпосылок для успехов на поле боя;
б) успешные действия советской военной разведки, сумевшей получит данные о готовящемся немецком наступлении;
в) значительное превосходство советских войск в живой силе и технике;
г) умелое и компетентное командование советскими войсками.
Слайд 5. Могут быть указаны следующие последствия:
а) завершение коренного перелома в войне, переход стратегической инициативы на сторону советских войск;
б) падение морального духа немецких войск;
в) наступление Красной Армии и освобождение Донбасса, Левобережной Украины, Орла, Таганрога, Смоленска и др. городов;
г) укрепление антигитлеровской коалиции.

Подготовка к ЕГЭ. Работа с текстом.

1 вариант.

С 20.  Прочитайте отрывок из воспоминаний маршала В.И.Чуйкова и укажите, о какой битве идет речь. Когда произошла эта битва? Какое значение она имела в ходе Великой Отечественной войны?

«… Несмотря на громадные потери, захватчики лезли напролом. Колонны пехоты на машинах и танках врывались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно быстрее достичь Волги, центра города и там поживиться трофеями… Наши бойцы … выползали из-под немецких танков, чаще всего раненные, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали, главным образом боеприпасами, и снова бросали в бой».

2 вариант.

С 20. Про­чти­те от­ры­вок из ме­му­а­ров гер­ман­ско­го ге­не­ра­ла Г. Гу­де­ри­а­на и укажите окакой битве идет речь. Когда произошла эта битва? Какое значение она имела в ходе Великой Отечественной войны?

«На­ступ­ле­ние на­ча­лось 5 июля манёвром, давно из­вест­ным рус­ским по мно­го­чис­лен­ным преды­ду­щим опе­ра­ци­ям, а по­то­му за­ра­нее ими раз­га­дан­ным. Гит­лер... хотел уни­что­жить вы­дви­ну­тые впе­ред в виде дуги по­зи­ции рус­ских двой­ным охва­том... и за­хва­тить тем самым ини­ци­а­ти­ву на Во­сточ­ном фрон­те снова в свои руки.

С 10 по 15 июля я по­се­тил оба на­сту­па­ю­щих фрон­та... и уяс­нил себе на месте в бе­се­дах с ко­ман­ди­ра­ми-тан­ки­ста­ми ход со­бы­тий, не­до­стат­ки наших так­ти­че­ских при­е­мов в на­сту­па­тель­ном бою и от­ри­ца­тель­ные сто­ро­ны нашей тех­ни­ки. Мои опа­се­ния о не­до­ста­точ­ной под­го­тов­лен­но­сти тан­ков «пан­те­ра» к бо­е­вым дей­стви­ям на фрон­те под­твер­ди­лись. 90 тан­ков «тигр» фирмы Порше... также по­ка­за­ли, что они не со­от­вет­ству­ют тре­бо­ва­ни­ям ближ­не­го боя; эти танки, как ока­за­лось, не были снаб­же­ны в до­ста­точ­ной мере даже бо­е­при­па­са­ми. По­ло­же­ние обостря­лось ещё и тем, что они не имели пулемётов... Им не уда­лось ни уни­что­жить, ни по­да­вить пе­хот­ные ог­не­вые точки и пулемётные гнез­да про­тив­ни­ка, чтобы дать воз­мож­ность про­дви­гать­ся своей пе­хо­те... Про­дви­нув­шись около 10 км, вой­ска Мо­де­ля были оста­нов­ле­ны. Прав­да, на юге успех был боль­ше, но он был не­до­ста­то­чен для бло­ки­ро­ва­ния рус­ской дуги или для по­ни­же­ния со­про­тив­ле­ния. 15 июля на­ча­лось рус­ское контр­на­ступ­ле­ние на Орёл... 4 ав­гу­ста город при­ш­лось оста­вить. В этот же день пал Бел­го­род...

В ре­зуль­та­те про­ва­ла на­ступ­ле­ния ……………. мы по­тер­пе­ли ре­ши­тель­ное по­ра­же­ние. Бро­не­тан­ко­вые вой­ска, по­пол­нен­ные с таким боль­шим тру­дом, из-за боль­ших по­терь в людях и тех­ни­ке на дол­гое время были вы­ве­де­ны из строя... Само собой ра­зу­ме­ет­ся, рус­ские по­спе­ши­ли ис­поль­зо­вать свой успех. И уже боль­ше на Во­сточ­ном фрон­те не было спо­кой­ных дней. Ини­ци­а­ти­ва пол­но­стью пе­ре­ш­ла к про­тив­ни­ку».

Групповая работа. Слайд-6

С 25.  Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии Рос­сии: 1942—1943 гг.;

В со­чи­не­нии не­об­хо­ди­мо:

— ука­зать не менее двух со­бы­тий (яв­ле­ний, про­цес­сов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду ис­то­рии;

— на­звать две ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­ям, про­цес­са­ми), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (яв­ле­ни­ях, про­цес­сах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии Рос­сии;

— ука­зать не менее двух при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии.

Ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний ис­то­ри­ков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии Рос­сии. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские тер­ми­ны, по­ня­тия, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му периоду.

3. Тегеранская конференция.

Учитель: Союзники оказывали помощь Советскому Союзу автотранспортом, снаряжением, продовольствием. Эти поставки были незначительны и часто срывались. Обещания Черчилля об открытии второго фронта не выполнялись. Советское правительство считало, что союзники заняли выжидательную позицию, наблюдая, куда склонится чаша весов.

Поэтому конференция трёх глав , которая открылась с 28ноября 1943 года имела большое значение, так как на ней был решён главный вопрос – открытие второго фронта не позднее 1 мая 1944 года .

Какие ещё вопросы обсуждались на конференции? (работа с учебником с. 244)

4.Идеология, культура и война.

Слайд 7-8


VI. Закрепление.

Тест по истории России Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

(взаимопроверка) Слайд 9

Итог.

Итак, мы с вами проанализировали на основе документов и исторических фактов очень важный период в Великой Отечественной войне – Коренной перелом. В чём он заключается?Когда начался и завершился?

А теперь вернёмся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока. Можем ли мы согласиться с утверждением западных историков, что исход войны решался на западном фронте.

Каково значение Сталинградской битвы?(Она положила начало коренному перелому в ходе ВОв).

- Каково значение Курской битвы?В ходе Курской битвы было разгромлено 30 дивизий противника. Закрепила коренной перелом, ускорила развал фашистской коалиции.

- А что же происходило у Эль - Аламейна? 23 октября - 3 ноября 1942 г. 8-я английская армия Монтгомери начала наступление против немецко-итальянских войск на территории Египта. После упорных боёв англичане вынудили противника начать отступление из Египта. Военные действия в Африке вели 17 итальянских и немецких дивизий, а на советско-германском фронте – 260 дивизий…

-?- Итак, какая битва, на ваш взгляд, являлась началом коренного перелома в ходе Второй мировой войны?

V. Рефлексия.Учитель: Ребята я вам предлагаю высказаться об уроке одним предложением, выбирая начало фразы на экране (Слайд -10):

  1. сегодня я узнал…

  2. было трудно…

  3. я понял, что…

  4. я почувствовал, что…

Оценки за урок: Слайд 11

Дом. задание: 1. Пар. 25,вопросы и задания к параграфу.

2. Заполнять таблицу «Основные события Великой Отечественной войны»

3. На­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии Рос­сии: 1942—1943 гг.

Заключение

Пусть никогда не сотрутся в памяти подвиги наших предков, пусть история Великой Отечественной войны не будет лишь строкой в учебнике, а будет великой эпопеей подвигов нашего народа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!