Корень n-ой степени и его свойства.
Ситбаталова Алма Капаровна
учитель математики
лицей № 15
г. Астана
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и, хотя криво – да сами».
Г. Лессинг.
Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, можно использовать различные педагогические технологии. Автор отдает предпочтение групповой форме работы.
11 класс
Тема урока: Корень n-ой степени и его свойства.
Цель урока:
Формирование у учащихся целостного представления о корне n-ой степени, навыков сознательного и рационального использования свойств корня при решении различных задач; понимание принципов упрощения выражений, содержащих радикал. Проверить уровень усвоения учащимися вопросов темы.
Задачи урока:
1. Актуализировать необходимые знания и умения. Дать понятие корня n-ой степени, рассмотреть его свойства.
2. Организовать мыслительную деятельность учащихся для решения проблемы (выстроить необходимую коммуникацию). Способствовать развитию алгоритмического, творческого мышления, развивать навыки самоконтроля. Способствовать развитию интереса к предмету, активности.
3. Воспитывать уважение к чужому мнению и чужому труду через анализ и присвоение нового способа деятельности, умение работать в команде, выражать собственное мнение, давать рекомендации.
Оборудование:
Компьютер, проектор и экран для демонстрации презентации; карточки с заданием для работы в группах; карточки с таблицей для оценки присвоения нового вида деятельности; чистые двойные листы для выполнения учащимися разноуровневой самостоятельной работы; карточки с разноуровневыми заданиями.
Тип урока:
Комбинированный (систематизация и обобщение, усвоение новых знаний, проверка и оценка знаний).
Формы организации учебной деятельности:
Индивидуальная, полилог, диалог, работа с текстом слайда, учебника.
Методы:
Наглядный, словесный, графический, условно-символический, исследовательский.
Мотивация познавательной деятельности учащихся:
Сообщить учащимся, что изучение свойств корня n-ой степени является обобщением уже известных учащимся свойств степени.
План урока:
- Организационно-мотивационный (приветствие учителя, принятие темы, цели урока, включение в работу ).
- Актуализация знаний (систематизация и обобщение, усвоение новых знаний).
- Применение изученного (установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция).
- Контроль и самоконтроль (Проверка знаний).
- Рефлексия (Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).
- Подведение итогов (Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы).
- Домашнее задание (Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания).
Ход урока:
- Организационно-мотивационный (приветствие учителя, принятие темы, цели урока, включение в работу, 1-2 мин). Приветствие учащихся, сообщение темы «Корень n – й степени и его свойства», сообщение цели и способа деятельности.
- Актуализация знаний (систематизация и обобщение, усвоение новых знаний, 15 мин).
Повторение опорных знаний (систематизация и обобщение):
Класс делится на три группы.
Деятельность учителя: задает вопросы:
- Определение арифметического квадратного корня.
- Свойства арифметического квадратного корня.
- Свойства степени с натуральным показателем.
- Примеры с заданиями даются на слайде:
Деятельность учащихся в группах:
- записывают свойства на листе,
- проверяют правильность по слайду,
- отвечают на вопросы,
- выполняют задания.
Усвоение новых знаний:
Деятельность учителя: Вводятся новые понятия:
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Корнем n-ной степени из числа a называется такое число, n-ная степень которого равна a.
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Арифметическим корнем n-ной степени из числа а называют неотрицательное число, n-ная степень которого равна a.
- Основные свойства арифметических корней n-ной степени.
При четном n существует два корня n-ной степени из любого положительного числа a, корень n-ной степени из числа 0 равен рулю, корень четной степени из отрицательных чисел не существует. При нечетном n существует корень n-ной из любого числа a и притом только один.
Для любых чисел выполняются равенства:
1); 3);
2) 4);
5); 6).
- Примеры с заданиями даются на слайде:
Деятельность учащихся в группах:
- самостоятельно записывают свойства на листе,
- проверяют правильность по слайду,
- отвечают на вопросы,
- выполняют задания.
- Применение изученного (установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция, 15 мин).
Деятельность учителя: Дает комментарий к дальнейшим действиям:
- работа в группах по этапам,
- перед каждой группой лежит листок с одним и тем же заданием, но с разными условиями ( на слайде «Упростить выражение»):
- 1 этап «Генерация идей».
- Знакомство с инструкцией деятельности на слайде:
1 этап:
- Поставить цифру 1.
- Записать порядок предполагаемых действий, необходимых для выполнения задания.
- Руководство деятельностью группы (добиться включенности в работу всех учащихся).
- 2 этап «Анализ идей».
- Знакомство с инструкцией деятельности на слайде:
- Этап:
- Поставить цифру 2.
- Прочитать предложенный алгоритм.
- Выполнить задание по предложенному алгоритму усовершенствовав его при необходимости.
- Сделать и записать вывод, можно ли выполнить задание по предложенному алгоритму.
- Руководство деятельностью групп.
- 3этап «Экспертиза».
- Знакомство с инструкцией деятельности на слайде:
- Этап:
- Поставить цифру 3.
- Прочитать предложенный алгоритм.
- Проверить правильность выполнения задания, согласно алгоритма.
- Сделать и записать вывод, удалось ли составить необходимый алгоритм, и верно выполнить задание.
- 4этап «Предъявление результатов».
Знакомство с инструкцией деятельности на слайде:
- Этап:
- Оценить деятельность всех групп на каждом этапе.
- Индивидуально выбрать этап, на котором было легче работать, и этап, на котором возникали трудности.
Деятельность учащихся в группах:
на 1 этапе: анализируют задания, выполняют необходимые действия,
на 2 этапе: анализируют алгоритм, предложенный другой группой, при необходимости вносят коррективы, выполняют задания,
на 3 этапе: анализируют работу предыдущих групп, делают вывод,
на 4 этапе: анализируют сделанный вывод, сверяют правильность решения с ответом на слайде, заполняют карточки с таблицей, выбирая роль, в которой более успешны.
Минута здоровья (гимнастика для глаз).
- Контроль и самоконтроль (Проверка знаний, 7 мин).
Деятельность учителя: Дает инструкцию по выполнению самостоятельной работы:
- Все учащиеся выполняют задания 1 уровня (на «3») задания на карточках слайде:
Самостоятельная работа. Оценка «3».
- вариант.
1). Найти значение числового выражения:
а)
б)
2). Сравнить числа:
И
II вариант.
1). Найти значение числового выражения:
а)
б)
2). Сравнить числа:
и
- Самопроверка по ответам на слайде:
Самостоятельная работа. Оценка «3».
- вариант
1). а) 11
б) 15
2). <
- вариант
1). а) 7
б) 15
2. >
3. Кто справился с заданием 1 уровня?
4. Учащиеся, справившиеся с 1 уровнем, переходят к заданиям 2 уровня (на «4»), те, кто не справился, остаются на 1 уровне задания на слайде, на карточках:
Самостоятельная работа.
Оценка «3».
1). Найти значение числового выражения:
а)
б)
2). Сравнить числа:
и
Оценка «4».
1). Решить уравнение:
а)
б)
2). Упростить выражение :
- Самопроверка по ответам на слайде:
Самостоятельная работа.
Оценка «3».
1). а) 13
б) 6
2). <
Оценка «4».
1). а)
б)
2). 2а
6. Кто перешел на 3 уровень?
Кто остался на 2 уровне?
Кто перешел на 2 уровень?
Кто остался на 1 уровне?
7. Учащиеся, получившие «4» выполняют задания 3 уровня (на «5»).
Учащиеся, не получившие «4» и справившиеся с 1 уровнем, выполняют задания 2 уровня.
Учащиеся, не получившие «3», выполняют задания 1 уровня задания на карточках на слайде:
Самостоятельная работа.
Оценка «4».
Оценка «5».
1). Решить уравнение:
а)
б)
2). Упростить выражение:
Избавиться от иррациональности
в знаменателе:
а)
б)
8. Самопроверка по ответам на слайде:
Самостоятельная работа.
Ответы:
Оценка «4».
1). а)
б)
2). 0
Оценка «5».
а) 1,5+0,5
б)
9. Кто получил:
-оценку «5»?
-оценку «4»?
-оценку «3»?
10. Кто не справился с заданиями 1 уровня?
Деятельность учащихся в группах:
- Выполняют задания.
- Выполняют самопроверку, ставя оценку «3», если выполнены все задания.
- Предъявляют результаты.
- Выполняют задания.
- Выполняют самопроверку: ставят «3», если выполнены все задания 1 уровня; ставят «4», если выполнены 2 из 3 заданий 2 уровня.
- Предъявляют результаты.
- Выполняют задания.
- Выполняют самопроверку: ставят «3», если выполнены все задания 1 уровня; ставят «4», если выполнены 2 задания 2 уровня; ставят оценку «5», если выполнено хотя бы 1 задание из 2-х.
- Предъявляют результаты.
- Рефлексия (Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения, 3 мин).
Деятельность учителя: Дает комментарии по написанию «Синквейна», инструкция на слайде:
Синквейн.
1 строка – заявляется тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных или причастия);
3 строка – характеризуются действия предмета (три глагола);
4 строка – выражение отношения автора к предмету (четыре слова);
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл предмета (одно слово).
Деятельность учащихся в группах:
-знакомятся с алгоритмом написания Синквейна,
-пишут Синквейн на листах с самостоятельной работой,
-по желанию зачитывают Синквейн,
-сдают листы на проверку.
- Подведение итогов (Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы, 1-2 мин).
Деятельность учителя: Анализ оценки деятельности на разных этапах урока: Почему вам было легче (сложнее) в той или иной роли? Оценивается работа каждого учащегося.
Деятельность учащихся в группах: отвечают на вопрос.
- Домашнее задание (Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, 1-2 мин).
Деятельность учителя: Дает инструкцию по выполнению домашней работы: (А. Абылкасымова, естеств.-мат. напр.)
§ 5, № 83 (2; 4), № 84 (2; 3), № 86, 87 (3; 4), № 89.