СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Короленко общественный деятель

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Работа  ученика научно-практической конференции им. К.Насыйри. Исследования  деятельности Короленко.

Просмотр содержимого документа
«Короленко общественный деятель»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Таканышская средняя общеобразовательная школа»

Мамадышского муниципального района Республики Татарстан










Тема: Роль писателя-гуманиста В. Г. Короленко в формировании нравственных ценностей

в истории Мамадыша










Выполнила: ученица 8 класса

Хасаншина Сирина Зуфаровна

Руководитель: учитель русского языка

и литературы высшей категории

Хабибуллина Фирдався Тимерхановна






Содержание

  1. Введение………………………………………………………………….3стр.

  2. Актуальность темы………………………………………………….…..3 стр.

  3. Цель и задачи работы…………………………………………………...4 стр.

  4. Основная часть…………………………………………………………..4 стр.

  5. Заключение………………………………………………………………7 стр.

  6. Используемая литература………………………………………………8 стр.































Введение

Владимир Галактионович Короленко (1853—1921), великий русский писатель-гуманист, публицист, защитник удмуртского народа. Детство Короленко прошло в Житомире, затем в Ровно, где он с серебряной медалью закончил гимназию. Воспитывался, по современным меркам, в многодетной семье (было три брата и сестра), в которой исповедовали две религии (православие и католичество) и говорили на трех языках — русском, украинском и польском. Отец умер рано, и семья испытывала большую нужду.

Формирование убеждений, воли и характера Короленко проходило в ссылках, тюрьмах, на этапах. Именно они были его «университетами». В марте 1879 года по доносу Короленко как политически неблагонадежный арестован и сослан в административном порядке в г. Глазов Вятской губернии, а через пять месяцев его отправили в отдаленную волость, в одинокий Березовый починок, затерянный в глухом непроезжем лесу. Затем — снова аресты, этапы, Вышневолоцкая политическая тюрьма и, наконец, трехлетняя ссылка в слободе Амге, в сотне верст от Якутска. Все время Короленко в гуще народной жизни, работает чертежником, корректором. В 1885 году Короленко поселился в Нижнем Новгороде. «Десять лет в провинции» для Короленко — это период создания семьи, его кипучего писательского труда, активного сотрудничества в журналах и газетах, многогранной общественной деятельности. Короленко сплотил вокруг себя ссыльных, передовых деятелей земского движения, демократически настроенной интеллигенции. Не случайно это время в Нижнем Новгороде было названо «эпохой Короленко». В течение многих лет Короленко вел газетную кампанию по разоблачению темных делишек чиновников, в частности в Нижегородском дворянском банке, защищал права потерпевших, отстаивал начала самоуправления в губернии. В «голодный год» он организует помощь голодающим крестьянам, в своих публикациях ставит вопрос о путях предупреждения и устранения голода, о необходимости «нового освобождения» крестьян. Его участие в судебных процессах по Мултанскому делу серьезно подорвало здоровье писателя. В 1896 году Короленко с семьей переезжает в Петербург, а в 1900 году — в Полтаву. Жизнь в Полтаве выпала на годы революций и Гражданской войны, сопровождаемой красным и белым террором, «обоюдным озверением».


Актуальность темы

В личности Короленко воплотились лучшие черты русской интеллигенции — любовь к страдающему народу и способность откликаться на его нужды, вера в добро, в красоту человеческой души, в творческую силу благородных идей, преклонение перед правдой-истиной и правдой-справедливостью. Такую веру воспевал Короленко, так он горел сам и зажигал других. Слово писателя совпадало с его нравственным кредо — это активность, боевое и бесстрашное сопротивление злу и насилию, в каких бы формах они ни проявлялись. Короленко всегда активно действовал, защищая обездоленных и невинных. Лучшим произведением Короленко, как отмечали коллеги по писательскому цеху, был «он сам, его жизнь, его существо». Все, кто работал, общался с ним, говорят о нем как о праведнике, подвижнике-рыцаре, исключительной, светлой, чудесно-благородной, идеально-чистой личности. Порядочность, бескорыстие, исключительная скромность, теплота и любовь к родителям, жене, детям, родным и близким, его болезненная щепетильность относительно его полной независимости и свободы действий — характерные черты личности Короленко. Не случайно многие высказывали мысль, что если в России будет республика, то Короленко должен стать ее президентом. Имя Короленко особо дорого для удмуртского народа в связи с его участием и решающей ролью в исходе судебных процессов по уголовному делу крестьян-удмуртов из села Старый Мултан, обвиненных в человеческом ритуальном жертвоприношении.


Цель работы: изучить ход судебного процесса В.Г.Короленко по делу о мултанском жертвоприношении.


Задачи работы:


  1. Изучение истории Мамадышского района.

  2. Исследование участия В.Г.Короленко в «мултанском деле».

3. Выявление роли В.Г.Короленко в отстаивании невиновности подсудимых «мултанского дела».


Основная часть


Мамады́ш (тат. Мамадыш) — город (с 1781) в России, административный центр Мамадышского района Татарстана. Население 14,4 тыс. чел. (2009). Город расположен на правом берегу реки Вятка (приток Камы), при впадении в неё реки Ошма, в 167 км восточнее Казани.

Мамадыш, на первый взгляд, обычный город, каких в России немало, но сколько интересного хранит его история, судьбы скольких замечательных людей связаны с ним. Немало фактического материала для своих произведений нашел здесь М.Е. Салтыков Щедрин. В годы гражданской войны во главе дивизии, освобождавшей город, были В.М.Азин и В.И.Чуйков.

В Мамадыше несколько раз побывал известный писатель и общественный деятель В.Г. Короленко.

Мы, мамадышцы, в буквальном смысле слова можем гордиться своим городом. История его очень богата, корни уходят вглубь веков. Много уже раскрыто, изучено его тайн, много еще предстоит нам раскрыть. Ибо это нужно нам, будущим поколениям. Без знания истории нет прогресса, развития. Поэтому каждый из нас должен знать историю своего края, города, того родного уголка, где он родился. Иначе, человек без истории - все равно, что без Родины.

В ходе исследовательской деятельности мы изучили участие В.Г. Короленко в знаменитом «Мултановском деле».

Мултанское дело

Бурное развитие капитализма в России после реформы 1861 года наложило свой отпечаток на город Мамадыш и на весь уезд. «Освобождение» крестьян от крепостной зависимости не только не улучшило их положение, но во многих отношениях даже ухудшило. Дело в том, что большинство татарских крестьян не знали помещика, имели общинные наделы и платили налог только государству. Исключение составляли крестьяне таких деревень, как Алкино, и некоторых других.

Практически земельная реформа до государственных крестьян дошла лишь в 1866 году, когда начались бесконечные тяжбы и раздоры из-за переделов земли, передачи общинных лесов и лугов частным лицам и так далее. Земельные наделы государственных крестьян сократились, экономическое положение их резко ухудшилось. Не в лучшем положении оказались и бывшие крепостные.

Вот, например, в каком положении оказались в результате «освобождения» жители деревни Алкино, принадлежавшей прежде помещику Баграму Алкину. В 1866 году, как явствует из донесения казанского губернатора, в деревне Алкино только 8 домохозяев имели по одной лошади, на всю деревню было 5 голов крупного рогатого скота и 10 овец. Крестьяне, платившие выкуп своему бывшему помещику, в прямом смысле голодали и побирались в окрестных селениях.

Развивающийся капитализм не смягчил нравы угнетателей, не принес обещанного просвещения, хотя в Мамадыше к концу XIX века были открыты 3-классное училище и небольшая библиотека. Эксплуататорская верхушка нагнетала атмосферу недоверия, натравливая народы одной нации па другую. Венцом и закономерным итогом царившего в уезде шовинистического духа стало всемирно известное «Мултанское дело».

В чем же его суть? В ночь на 5 мая 1892 года в селе Старый Мултан Малмыжского уезда Вятской губернии в шалаше около дома удмуртского крестьянина Моисея Дмитриева был найден труп русского крестьянина Конона Матюнина из деревни Завод-Нырты Мамадышского уезда. Распространился слух, что он якобы убит группой удмуртов по религиозным соображениям с целью принесения жертвы языческим богам. Почти два с половиной года шло расследование этого дела. Все это время задержанные по подозрению семь удмуртов содержались под стражей. На помощь следствию была призвана «наука», в качестве эксперта выступил профессор Казанского университета Смирнов, расист по убеждениям. Наконец было предъявлено обвинение, состоялся суд в городе Малмыже. Приговор был опротестован, и дело слушалось во второй раз в городе Елабуге. Итог — снова обвинительный приговор.

За процессом в Елабуге, широко освещавшимся в печати, следил великий гуманист, писатель Владимир Галактионович Короленко, которого современники называли «совестью эпохи», «солнцем России».

Какую роль сыграл в рассмотрении «мултанского дела»

В. Г. Короленко?

Имя Владимира Галактионовича Короленко уже при его жизни стало символом «совести эпохи». Вот что писал о нем И. А. Бунин: «Радуешься, что он живет и здравствует среди нас как какой-то титан, которого не могут коснуться все те отрицательные явления, которыми так богата наша нынешняя литература».

Наверное, наиболее сильное впечатление производит сама жизнь писателя, его личность. В моем представлении это человек сильный и цельный, отличающийся твердостью жизненных позиций и в то же время истинной интеллигентностью и добротой, умением понимать людей. Он умеет сострадать и сочувствовать, и это сочувствие всегда активно. Ссылки и лишения не сломили бесстрашия писателя перед жизнью, не поколебали его веры в человека. Уважение к человеку, борьба за него — главное в жизни и творчестве писателя-гуманиста.

Как человек, Короленко всегда чувствовал ответственность перед самим собой и перед обществом. Это проявилось в конкретных действиях. Таких, например, как защита удмуртских крестьян на Мултанском процессе или отказ от звания почетного академика: так он протестовал против решения об отмене выборов в Академию наук Максима Горького.

Великий гуманист В. Г. Короленко

Такой человек не мог оставаться равнодушным к елабужскому процессу, не мог согласиться с обвинительным приговором. Короленко выступил в печати со страстной публицистической статьей «Мултанское жертвоприношение», которая сразу же была переведена на многие иностранные языки.

По настоянию В. Г. Короленко приговор елабужских судей был отменен и сенат назначил слушание дела в третий раз — в Мамадышском уездном суде.

В связи с этим 23 мая 1896 года в город Мамадыш приехал сам великий гуманист." Кстати, сюда он приехал уже во второй раз. Впервые Короленко посетил Мамадыш в октябре 1895 года после елабужского процесса с тем, чтобы лично изучить все подробности «мултанского дела». Перед этим он побывал в селе Старый Мултан, сфотографировал место, где был найден труп Матюнина, расспросил местных жителей о всех деталях происшествия и о том, как велись допросы обвиняемых и свидетелей в местных полицейских участках. Тогда же Владимир Галактионович послал письмо из Мамадыша жене, в котором писал, что он сильно расстроен и возбужден вопиющей несправедливостью следствия шайки полицейских разбойников, и что «...теперь для меня есть семь человек, невинно убиваемых на глазах у всей России, и я до сих пор слышу их стоны после приговора».

Процесс в Мамадыше продолжался с 27 мая по 4 топя 1896 года. В. Г. Короленко присутствовал на всех судебных заседаниях, дважды выступал с речью в защиту обвиняемых удмуртов, вдребезги разнес все «доводы» профессора Смирнова и прокурора. Каждая его речь завершалась овациями в зале.

Во втором письме из Мамадыша от 30 мая Владимир Галактионович продолжает рассказывать жене о процессе: «...Все боремся с переменным успехом... Три раза я констатировал на суде передержки обвинительного акта... Два раза выступил с речью, после которой многие в зале плакали».

«Мултанское дело» было выиграно благодаря гражданскому мужеству «совести эпохи» Владимира Галактионовича Короленко. Он считал защиту удмуртов, несправедливо обвиненных в убийстве, делом своей чести.

Мамадышцы гордятся не «Мултанским делом», а тем, что именно в их городе восторжествовала справедливость: удмурты Старого Мултана были освобождены.

Заключение

В. Г. Короленко — талантливейший художник слова, создавший цельные, правдивые образы людей из народа, задавленных нуждой и тяготами жизни, которые открыто и протестно заявляли о своих человеческих правах. Голодающие деревни, злоупотребления чиновников, еврейские погромы, дикие нравы в военной среде, жестокость, истязания и пытки в полицейских камерах и тюрьмах, карательные экспедиции в деревнях и селах, смертные казни, ставшие «обычным явлением», массовые расстрелы без следствия и суда в условиях красного и белого террора, разгон оппозиционных партий, цензура в печати, погромы, грабежи — все эти мрачные явления жизни в царской и большевистской России нашли себе сурового обличителя в лице Короленко. Большой общественный резонанс получило участие Короленко в судебных процессах по Мултанскому делу. Писатель привлек внимание широкой общественности к процессу, сам участвовал на стороне защиты. Забитые и неграмотные удмурты-крестьяне, ложно обвиненные в ритуальном человеческом жертвоприношении, были оправданы судом присяжных. Достоинство и честь не только удмуртского, но и русского народа были защищены. Порядочность, бескорыстие, исключительная скромность, теплота и любовь к родным и близким, болезненная щепетильность относительно его полной независимости и свободы действий — характерные черты личности Короленко. Лучшим произведением Короленко, как отмечали коллеги по писательскому цеху, был «он сам, его жизнь, его существо». Образ Владимира Галактионовича Короленко, его жизнь и творчество и в XXI веке будут рождать у новых и новых поколений людей веру в добро и счастье, в свободу и справедливость, в право и правосудие. К сожалению, сегодня мало встретишь таких бескорыстных защитников, как Короленко В.Г., которые по первому зову бросались на защиту необоснованно обвиненных.

Используемая литература

1. Балабанович Е.В. В.Г.Короленко. М., 1947.


2. Батюшков Ф.Д. В.Г.Короленко как человек и писатель. М., 1922.


3. Бялый Г.А. В.Г.Короленко. Л.: Художественная литература, 1983.


4. Горнфельд А.Г. В.Г.Короленко. - В сб.: Жизнь и литературное творчество В.Г.Короленко. Сб. статей и речей к 65-летнему юбилею. Пг., 1918.


5. М. Горький и В.Г. Короленко. Переписка, статьи, высказывания. М., 1957.

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!