КОНСПЕКТ УРОКА №
Предмет: всеобщая история Класс_______________ Дата________________________
Тема урока | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях |
Цели | познакомить с особенностями Реформации в Англии; определить причины превращения Англии в сильную морскую державу. |
Методы обучения и формы организации учебной деятельности | Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных заданий: 1. Подумайте, чем Реформация в Англии отличалась от Реформации в Германии. Найдите общие черты и различия между англиканской и католической церковью. 2. Во время коронационной процессии в 1559 г. Елизавета I Тюдор пообещала своему народу, что будет о нем заботиться: «И пока вы просите меня, чтобы я оставалась вашей доброй госпожой и королевой, вы можете быть уверены, что я буду так стараться для вас, как никакая королева не старалась. У меня хватит воли и, я думаю, хватит власти. И верьте мне, что для безопасности и спокойствия вас всех я не пожалею, если надо, пролить свою кровь. Да отблагодарит Господь вас всех!» Подумайте, выполнила ли королева свое обещание. 3. Подумайте, какие новые методы управления и пропаганды использовала Елизавета I. Почему она была популярна во всех слоях английского общества? Форма урока: комбинированный урок . Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, эвристическая беседа, организация работы учащихся с документом, обучение решению учебных проблем. На уроке используются внутрикурсовые связи (см. § 3, 11, 12) |
Развитие УУД | Предметные: охарактеризовать тенденцию политико-правового развития Англии; рассмотреть основные вехи религиозной истории королевства в XVI в. Метапредметные: сравнить различные идеологические институты на примере устройства англиканской и кальвинистской церкви; определить роль личности в истории; оценить деятельность исторических личностей изучаемой эпохи; давать развернутые характеристики исторических персоналий (Генрих VIII, Мария Кровавая, Елизавета I), используя различные информационные источники; научиться обосновывать свои суждения; давать определения понятий; объяснять изученные положения на конкретных примерах; проводить сравнения различных исторических событий, анализировать их и делать выводы. Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливать роль и значение истории в жизни человека; развивать творческие способности через активные формы деятельности; Оборудование: карта «Европа в XVI-XVII вв.», мультимедийное оборудование, пакет с тестовыми заданиями. Тип урока: урок открытия нового знания. |
Основные понятия и термины | Англиканская церковь, пуритане, «кровавое законодательство» Тюдоров, корсар, капер |
Источники информации: школьные и внешкольные | Учебник, § 13. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 364—378. М. Твен. Принц и нищий. С. Цвейг. Мария Стюарт. В. Скотт. Кенилворт. Р. Хаггарт. Хозяйка Блосхолма. Репродукции портретов Елизаветы I. |
| Деятельность чителя | ученика | дополнения |
| 1.Организационный момент | | |
| 2.Актуализация опорных знаний и умений Изучение нового материала на этом уроке опирается на ранее полученные знания об абсолютизме и о Реформации. Подводя итоги беседы с учащимися, учитель отмечает, что в XVI в. Реформация охватила и Англию. В результате этого движения была создана англиканская (национальная) церковь, укрепилась королевская власть. | Беседа по вопросам: -вспомните, что такое абсолютизм. -Укажите основные признаки абсолютной королевской власти. -Как вы думаете, можно ли считать абсолютизм явлением, приносящим пользу государству и подданным? -Выскажите ваше мнение. Далее беседа продолжается по вопросам методического аппарата § 11 и 12. | |
3.Проверка домашнего задания Кальвинизм широко распространился в: 1) Швеции 3) Испании 2) Дания 4) Швейцарии Религиозное таинство, которое было сохранено в кальвинизме: 1) исповедь 3) крещение 2)причащение 4) венчание Игнатий Лойола был родом из: 1) Испании 3) Португалии 2) Италии 4) Франции Испанский ученый Мигель Сервет был сожжен по приказу: 1) римского папы 3) инквизиции 2) Игнатия Лойолы 4) Кальвина Реформация не получила широкого распространения в: 1) Польше 3) Франции 2) Швейцарии 4) Нидерландах Орден иезуитов был утвержден папой римским в: 1) 1530 г. 3) 1550 г. 2) 1540 г. 4) 1560 г. Решение Тридентского собора, принятое под давлением сторонников реформ католической церкви: укрепление инквизиции мир для всех религий отмена продажи индульгенций «Чья страна, того и вера...» (Проверка выполнения заданий.) | | |
| 4.Мотивационно-целевой этап В конце XVI в. титул «владычица морей» перешел к Англии. Некогда великие державы — Испания и Португалия — постепенно превращались в рядовые государства Европы. Почему Англия смогла достигнуть значительных успехов в морской торговле? Какое влияние Реформация оказала на экономику Англии? Выясним это в ходе нашего урока. Тема урока: «Королевская власть и Реформация в Англии, борьба за господство на морях». План урока 1. Генрих VIII и начало Реформации «сверху». 2. Содержание и методы королевской Реформации. 3. Мария Кровавая и попытки Контрреформации. 4. Елизавета I. Укрепление англиканской церкви и абсолютизма. 5. Борьба с Испанией за морское первенство. 6. Итоги царствования.
| Возможная личностно значимая проблема: необходимость религиозной терпимости для общества | |
| 5.Изучение нового материала Генрих VIII и начало Реформации «сверху» В результате выполнения задания в тетрадях учащихся должна появиться примерно следующая запись: Отличия англиканской церкви от католической | 1. | Англиканская церковь не подчиняется папе римскому. | | 2. | Главой англиканской церкви является король. | | 3. | Церковь и монастыри лишаются имущества. | | 4. | Монастыри закрываются, а монахи из них изгоняются. | | 5. | В основе учения англиканской церкви, как и лютеранства, лежит идея «оправдания верой». | | 6. | Сохранились обряды: крещение, причащение и покаяние. | | 7. | Допускались почитание икон и пышные облачения духовенства, органная музыка во время богослужений. | | 8. | Библия была переведена на английский язык, и богослужения проводились на английском языке. ИЛИ: В результате войны Алой и Белой розы на английском престоле утвердилась династия Тюдоров, которая в XVI в. должна была решить следующие задачи: укрепить абсолютную власть монарха, провести Реформацию и завоевать господство на море. Основные отличия Реформация в Англии от Реформации в Германии: Реформация в Англии началась по инициативе короля Генриха VIII; в Германии — по инициативе народных масс, вдохновленных учением Мартина Лютера; император Карл V был сторонником католической церкви; Генрих VIII подчинил церковь, провозгласив себя ее главой в Англии, присвоил имущество церкви, раздав часть этого имущества своим сторонникам; Генрих VIII проводил Реформацию методом террора, в Германии церковь пыталась силой устранить протестантов; церковь в Англии стала называться англиканской, в Германии — лютеранской. | При подведении итогов выполненного задания следует отметить, что разрыв отношений с Римом стал важным шагом в становлении английского национального государства и в укреплении королевской власти. Монархия в борьбе за власть одержала победу над церковью, к тому же королевская казна получила ее богатства. | по ходу рассказа учителя и работе с документами записать в тетрадь ответ на вопрос «Отличия англиканской церкви от католической». — Работая с § 13 учебника (с. 117—119) и документом на с. 124, выявите отличия Реформация в Англии от Реформации в Германии. (По ходу выполнения задания составляется перечень.) | Работу по анализу документа в конце параграфа (Томас Кромвель. «Инструкция английскому духовенству») учащиеся проводят индивидуально (в случае затруднения это может быть комментированное чтение). |
2. Содержание и методы королевской Реформации. | Изучение второго пункта плана проходит в пределах учебника. Важно, чтобы учащиеся смогли оценить политику Марии Кровавой как попытку Контрреформации. | |
3.Мария Кровавая и попытки Контрреформации Генриху VIII не удалось закончить Реформацию в Англии, позиции сторонников католичества были еще сильны. На их стороне оказалась дочь Генриха VIII королева Мария (1553-1558). В народе ее прозвали Марией Кровавой. В Англии нет ни одного памятника этой королеве, день ее смерти и одновременно день восшествия на престол Елизаветы I в стране отмечали как национальный праздник. Она начала восстановление в государстве католической веры, реконструкцию монастырей. В период ее правления было казнено множество протестантов. Их обвиняли в ереси и сжигали на кострах. Осталось множество свидетельств о мучениях людей, умиравших за свою веру. Летом 1554 г. Мария вышла замуж за Филиппа — сына Карла V. Он был на одиннадцать лет моложе своей жены. По брачному договору Филипп не имел права вмешиваться в управление государством; дети, рожденные от этого брака, становились наследниками английского трона. А в случае преждевременной смерти королевы Филипп должен был вернуться назад в Испанию. Народ невзлюбил нового короля. Он был напыщен и высокомерен; свита, прибывшая с ним, вела себя вызывающе. На улицах стали происходить кровавые схватки между англичанами и испанцами. Многие протестанты бежали из страны, церкви частично вернули земельные владения. Среди англичан нарастало недовольство католичеством. (Проведение мини-дискуссии. По ее итогам составляется перечень.) Причины неудачи Контрреформации в Англии: в Англии выросло поколение, считавшее себя протестантами и не принимавшее католичества как официальную религию; многие английские дворяне, обогатившиеся за счет церковного имущества, не желали терять того, что приобрели; англичане были недовольны вмешательством испанцев во внутренние дела страны; террор против протестантов приводил к усиливавшемуся недовольству католицизмом. | | Правление Генриха VIII Престол наследовал сын Генриха VII Генрих VIII. Последний отличался жестокостью, необузданностью нрава. Он был шесть раз женат. Причем, двух из своих жен он казнил. Конфликт с папой возник именно в силу особенностей личной жизни государя. Генрих решил развестись со своей первой женой Екатериной Арагонской. Однако римская папа этому воспротивился. Как Вы думаете, почему? (Екатерина Арагонская была дочерью Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской и, к тому же, теткой императора Священно-Римской империи и короля Испании Карла V. С ним папа предпочитал не ссориться.) Генрих VII развелся и без разрешения папы и обвенчался с Ан- ной Болейн. А в 1534 г. парламент объявил короля главой англий- ской церкви. В сущности, это обозначало, что Англия вступила на путь реформации. Генрих VIII решил воспользоваться всеми преимуществами своего положения: вскоре в пользу короны ото- шло все церковное имущество. Все же недовольные подвергались жестокому наказанию. В числе казненных был и Томас Мор, про- тивившийся разрыву с Римом. |
ФИЗМИНУТКА | | |
4.Елизавета I. Укрепление англиканской церкви и абсолютизма. Дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской Мария сделала попытку восстановить положение католицизма в Англии. В ме- тодах искоренения протестантизма он копировала своего отца, за что и получила прозвище Кровавая. У нее был серьезный союз- ник, собственный муж - король Испании Филипп И. Однако, после смерти Марии в 1558 г. дело контрреформации в Англии потеряло какую-либо опору. В 1558 г. престол наследовала дочь Генриха VIII и Анны Болейн Елизавета (1558-1603). Ее права на престол были весьма зыбкими, так как Генрих VIII, казнив Анну Болейн, отрекся и от дочери, объя- вив ее незаконнорожденной. Тем не менее, альтернативы Елизавете не было. Взойдя на престол, Елизавета объявила об учреждении протес- тантизма англиканского исповедания государственной церковью. Королева была объявлена ее главой. Епископы должны были под- чиняться только монарху, а богослужение должно было идти на английском языке. В Англии не только католики составляли оппозицию религиоз- ной политики Елизаветы I. Именно в это время возникло влиятельное движение пуритан, исповедавших кальвинизм. Их цель - очищение англиканства от рудиментов католицизма. Пуритане, как и католи- ки, страдали от жестокого террора со стороны государства. Коро- лева сурово расправлялась со своими конкурентами. Так, в 1587 г. была казнена ее родственница королева Шотландии Мария Стюарт, претендовавшая на английский престол. В области экономической политики Елизавета I способствовала становлению собственной английской промышленности, поощряла развитие купеческий компаний и даже могаа быть их пайщиком. Анг- лийская королева способствовала развитию пиратства, выдавая патен- ты на корсарство и получая при этом долю награбленного. Наиболее известные корсары эпохи - Дрейк и Хоукинс. Хорошо известно «кро- вавое законодательство» Елизаветы I, направленное против бродяг. | Как Вы думаете, почему? (Очень многие английские дворяне, обогатившиеся за счет церковного имущества, не желали терять того, что приобрели.) -А на каком языке шло богослужение до XVI в.? (На латыни.) Примерное содержание ответа В годы правления Елизаветы (1558-1603) Англия добилась огромных успехов в развитии торговли и мореплавания, одержала | После смерти королевы Марии английская знать, опасавшиеся прихода к власти в Англии ее мужа — испанского короля Филиппа II, передала корону Елизавете I. Первым же законом Елизаветы I было провозглашение государственной англиканской церкви. Королева стала «верховной правительницей церковных и светских дел». Епископы были подчинены королевской власти, отказавшиеся заменялись на новых. В середине XVI в. в Англии было много пуритан — последователей Жана Кальвина. Елизавета I считала их фанатиками и преследовала их так же, как католиков. Для сохранения власти в своих руках и предотвращения религиозных войн ей даже пришлось казнить Марию Стюарт, шотландскую королеву-католичку. Но в целом она проводила политику веротерпимости, что позволило ей добиться религиозного мира в стране. |
5.Борьба с Испанией за морское первенство. Для пополнения государственной казны Елизавета I прибегала к тайной поддержке английских корсаров (корсары и каперы — пираты на королевской службе), которые были грозой кораблей в Атлантическом, а потом и Тихом океанах. Прибыль, полученная от этой деятельности, помогла королеве погасить государственный долг Англии. В 1587 г. Френсис Дрейк разорил испанский порт Кадис, что заставило испанцев перенести поход своего флота на год. В 1588 г. огромная эскадра, получившая название Непобедимой армады, была атакована английскими кораблями около берегов Англии.. Причины войны между Англией и Испанией | Причины победы Англии | Английские каперы при поддержке королевы грабили испанские галеоны. Елизавета I поддерживала восставшие против Испании Нидерланды. Филипп 11 содействовал заговорам против Елизаветы I. Религиозные противоречия между католической Испанией и протестантской Англией | Превосходство английского флота в маневренности и вооружении. Патриотизм англичан | Вывод. Поражение Испании в войне с Англией привело к упадку испанского могущества и сделало Англию одной из первых морских держав Европы. | Запись в тетради: 1588 г. - гибель «Непобедимой армады».
— Работая с § 13 учебника (с. 122, 123), заполните таблицу | |
6. Итоги царствования. | — Работая с § 13 учебника и дополнительным материалом, подведите итоги правления Елизаветы I. Ответ запишите в тетрадь | |
| 7. Закрепление изученного материала Почему король Генрих VIII решил реформировать церковь в Англии? (Католическая церковь выступала против разводов, папа римский в разводе отказал, тогда король подчинил себе английскую церковь.) Почему Мария Кровавая отправила в Тауэр свою сестру Елизавету? (Елизавета I была соперницей — старшей в правах на трон.) Почему Елизавета I поддерживала корсаров? (Корсары — опытные моряки, которые поступив на государственную службу, помогли победить испанскую флотилию. Королева также получала часть прибыли от купеческих компаний, снаряжавших каперские суда.) В чем проявлялся абсолютизм в годы правления Елизаветы I? (За время своего правления Елизавета собирала парламент всего 13 раз; она подчинила себе церковь — королевской грамоты было достаточно для избрания епископов — противники королевы нередко заканчивали жизнь на эшафоте.) | В заключение урока учащиеся отвечают на проблемные задания. В тетради можно записать перечень тех мероприятий Елизаветы I, которые принесли успех ее почти полувековому правлению. | |
| 8.Рефлексия | ТЕХНИКА «РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ» .Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ. | |
| 9.Подведение итогов урока Реформация в Англии способствовала укреплению абсолютизма. Англия превратилась во «владычицу морей» — стала одной из ведущих держав в мореплавании и торговле. Хозяйство страны развивалось быстрыми темпами. | | |
| 10.Домашнее задание Прочитать § 13,ответить на вопросы Подготовить сообщение о гибели Непобедимой армады. | | |
Дополнительно нескольким учащимся могут быть предложены для анализа карточки с извлечением из Акта о супрематии (верховенстве).
Акт о супрематии (1534)
...Для содействия христианской религии в королевстве Англия, для подавления и уничтожения всех злоупотреблений, существующих в нем до сих пор, да будет властью настоящего парламента установлено, что король, наш верховный государь, его наследники и преемники, короли этого королевства, должен быть принимаем, признаваем, почитаем единственным на свете верховным главой церкви Англии... и должен владеть имперской короной этого королевства и всеми титулами, почестями, достоинствами, привилегиями... и доходами, присущими и принадлежащими достоинству Верховного главы церкви. Нашему верховному государю и его наследникам и преемникам, королям этого королевства, должно принадлежать полное право и власть периодически инспектировать... поддерживать порядок, подавлять, исправлять, реформировать, сдерживать... все те заблуждения, ереси, злоупотребления, проступки и беспорядки, которые всякого рода духовная власть... должна законным образом реформировать... для угождения всемогущему Богу, для успеха христианской религии, для сохранения мира, единства, для спокойствия в королевстве. Употребление каких-либо обычаев другой страны, иностранного закона, иностранной власти, предписаний и тому подобного противоречит вышесказанному...
В 1588 г., когда испанцы собрали огромный флот в 130 кораблей для вторжения в Англию, весь народ Англии поднялся на защиту страны. Вооружались и стар и млад. На подступах к столице строились укрепления. Королева Елизавета I направилась к одному из них — форту Тилбери, чтобы воодушевить английских солдат. Она появилась перед ними верхом, в доспехах, с маршальским жезлом в руках и произнесла речь.
Из речи королевы Елизаветы в Тилбери,
обращенной к английским солдатам (1588)
Мой добрый народ, те, кто пекутся о нашей безопасности, убеждали нас, что следует проявлять осторожность, когда мы предстанем перед множеством вооруженных людей. Но уверяю вас, что я не хотела бы жить, не доверяя моему верному и любящему народу. Пусть боятся тираны. Я всегда жила так, что после Господа главной своей опорой и защитой считала верные сердца и доброе расположение моих подданных. И посему, как вы видите, я сейчас среди вас, не для развлечения или забавы, но полная решимости в самой гуще и в пылу сражения остаться жить или умереть среди вас, пасть во прахе во имя моего Господа, моего королевства, моего народа, моей чести и моей крови. Я знаю, что наделена телом слабой и хрупкой женщины, но у меня сердце и душа короля, и короля Англии... Я сама возьмусь за оружие, сама стану вашим генералом, вашим судьей и вознагражу каждого по заслугам на поле брани.
| Вопросы к документу: 1. Подумайте, о каких чертах личности королевы говорит ее приезд в армию и текст этого выступления. 2. Как вы оцениваете ее поступок: как искренний порыв или ловкий дипломатический ход? |
Дополнительный материал
Елизавета и по характеру, и по судьбе своей была удивительной личностью среди женщин, достопамятной личностью среди государей. Но не у монахов или кабинетных сочинителей должны мы искать объяснений в подобном случае, ибо люди этого разряда, сильные в стиле, слабые в суждениях и пристрастные в чувствах, не являются надежными свидетелями в том, что касается истинного хода дел. О таких вещах следует судить министрам и другим людям, занимавшим высокие посты,
гсм, кто держал бразды правления и был знаком с трудностями и тайнами государственных дел.
Правление женщин во все времена было редкостью; еще реже такое правление бывало благополучным; сочетание же благополучия и продолжительности есть вещь наиредчайшая. Эта королева, однако, правила полных сорок четыре года...
Елизавета от рождения предназначалась к тому, чтобы царствовать, затем ее лишили прав на престол, позднее его занял другой. Судьба ее в правление брата была благополучна и спокойна, в правление сестры более несчастлива и неопределенна. И все же она не взошла из тюрьмы на трон внезапно, с умом ожесточенным и переполненным сознанием своего несчастья, но сначала обрела свободу и была утешена надеждами; и так, наконец, спокойно и благополучно, без смут и соперничества, началось ее правление...
Ей было двадцать пять лет (возраст прекращения опеки), когда началось ее царствование, и продолжалось оно до ее семидесятилетия, так что она никогда не испытывала ни зависимости от чужой воли и других невыгодных обстоятельств, свойственных положению подопечного, ни неудобств томительной и бессильной старости... Судьба Елизаветы была, напротив, столь постоянной и благополучной, что ее преклонные, но при этом исполненные бодрости и энергии годы не только не принесли с собой какого-либо упадка в состоянии ее дел, но — как безошибочный знак ее счастья — ей было дано умереть не прежде, чем судьба мятежа в Ирландии была решена победой, чтобы слава ее не показалась в чем-либо омраченной или неполной...
Не была она обижена и наружностью: высокий рост, изящная фигура, выражение лица в высшей степени величественное и в то же время мягкое, необычайно удачное и здоровое телосложение...
В религии Елизавета была благочестива, умеренна, постоянна и враждебна новшествам. Что касается благочестия, то, хотя самые убедительные его доказательства заключены в ее деяниях, оно проявлялось и в ее повседневных образе жизни и беседах. Молитвы и богослужение, будь то в ее часовне или личных апартаментах, она пропускала редко. Была усердным читателем Священного Писания и творений святых отцов, особенно святого Августина... Очень часто, за много лет до смерти, она шутливо называла себя старухой и вела беседы о том, какую эпитафию ей хотелось бы иметь на своей могиле; она говорила, что ее не влекут к себе ни слава, ни пышные титулы и что она предпочла бы надпись в одну-две строки, где в немногих словах сообщались бы сведения о ее имени, девстве, годах ее царствования, реформации религии и деятельности по сохранению мира.
(Бэкон Ф. «О счастливой памяти Елизаветы, королевы Англии»)
Вопросы к тексту
— В чем причина успехов Елизаветы I, по мнению Ф. Бэкона? (В благополучии ее судьбы, крепком здоровье, благочестии умеренности, постоянстве.)
-Как современники описывали свою королеву? («Не была она обижена и наружностью: высокий рост, изящная фигура, выражение лица в высшей степени величественное и в то же время мягкое, необычайно удачное и здоровое телосложение...»)
Запись в тетради
Итоги правления Елизаветы I:
укрепление абсолютной королевской власти;
предотвращение религиозных войн в стране;
развитие промышленности и торговли:
победа над Испанией — Англия стала одной из первых морских держав;
ухудшение положения народа («кровавое законодательство», «Закон о жильцах»),
5