СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:познакомить с особенностями Реформации в Англии; определить причины превращения Англии в сильную морскую державу.

Просмотр содержимого документа
«Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях»

КОНСПЕКТ УРОКА №

Предмет: всеобщая история Класс_______________ Дата________________________

Тема урока

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях

Цели

познакомить с особенностями Реформации в Англии; определить причины превращения Англии в сильную морскую державу.


Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных заданий: 1. Подумайте, чем Реформация в Англии отличалась от Реформации в Германии. Найдите общие черты и различия между англиканской и католической церковью. 2. Во время коронационной процессии в 1559 г. Елизавета I Тюдор пообещала своему народу, что будет о нем заботиться: «И пока вы просите меня, чтобы я оставалась вашей доброй госпожой и королевой, вы можете быть уверены, что я буду так стараться для вас, как никакая королева не старалась. У меня хватит воли и, я думаю, хватит власти. И верьте мне, что для безопасности и спокойствия вас всех я не пожалею, если надо, пролить свою кровь. Да отблагодарит Господь вас всех!» Подумайте, выполнила ли королева свое обещание. 3. Подумайте, какие новые методы управления и пропаганды использовала Елизавета I. Почему она была популярна во всех слоях английского общества? 
Форма урока: комбинированный урок .
Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, эвристическая беседа, организация работы учащихся с документом, обучение решению учебных проблем. 
На уроке используются внутрикурсовые связи (см. § 3, 11, 12)

Развитие УУД

Предметные: охарактеризовать тенденцию политико-правового
развития Англии; рассмотреть основные вехи религиозной истории
королевства в XVI в.

Метапредметные: сравнить различные идеологические институты на примере устройства англиканской и кальвинистской церкви; определить роль личности в истории; оценить деятельность исторических личностей изучаемой эпохи; давать развернутые характеристики исторических персоналий (Генрих VIII, Мария Кровавая, Ели­завета I), используя различные информационные источники; научиться обосновывать свои суждения; давать определения по­нятий; объяснять изученные положения на конкретных примерах; проводить сравнения различных исторических событий, анали­зировать их и делать выводы.

Личностные: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории, уважительное отношение к историческому наследию; осмысли­вать роль и значение истории в жизни человека; развивать твор­ческие способности через активные формы деятельности;

Оборудование: карта «Европа в XVI-XVII вв.», мультимедийное оборудование, пакет с тестовыми заданиями.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Основные понятия и термины

Англиканская церковь, пуритане, «кровавое законодательство» Тюдоров, корсар, капер

Источники информации: школьные и внешкольные

Учебник, § 13. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Образовательное пространство расширяется за счет чтения художественной и научно-популярной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 364—378. М. Твен. Принц и нищий. С. Цвейг. Мария Стюарт. В. Скотт. Кенилворт. Р. Хаггарт. Хозяйка Блосхолма. 
Репродукции портретов Елизаветы I. 










































Деятельность чителя

ученика

дополнения


1.Организационный момент




2.Актуализация опорных знаний и умений

Изучение нового материала на этом уроке опирается на ранее полученные знания об абсолютизме и о Реформации.




Подводя итоги беседы с учащимися, учитель отмечает, что в XVI в. Реформация охватила и Англию. В результате этого движения была создана англиканская (национальная) церковь, укрепилась королевская власть.


Беседа по вопросам:

-вспомните, что такое абсолютизм.

-Укажите основные признаки абсолютной королевской власти.

-Как вы думаете, можно ли считать абсолютизм явлением, приносящим пользу государству и подданным?

-Выскажите ваше мнение.

Далее беседа продолжается по вопросам методического аппарата § 11 и 12.




3.Проверка домашнего задания

  1. Кальвинизм широко распространился в:

1) Швеции 3) Испании

2) Дания 4) Швейцарии

  1. Религиозное таинство, которое было сохранено в кальви­низме:

1) исповедь 3) крещение

2)причащение 4) венчание


  1. Игнатий Лойола был родом из:

1) Испании 3) Португалии

2) Италии 4) Франции


  1. Испанский ученый Мигель Сервет был сожжен по приказу:

1) римского папы 3) инквизиции

2) Игнатия Лойолы 4) Кальвина


  1. Реформация не получила широкого распространения в:

1) Польше 3) Франции

2) Швейцарии 4) Нидерландах



  1. Орден иезуитов был утвержден папой римским в:

1) 1530 г. 3) 1550 г.

2) 1540 г. 4) 1560 г.

  1. Решение Тридентского собора, принятое под давлением сторонников реформ католической церкви:

  1. укрепление инквизиции

  2. мир для всех религий

  3. отмена продажи индульгенций

  4. «Чья страна, того и вера...»

(Проверка выполнения заданий.)





4.Мотивационно-целевой этап

В конце XVI в. титул «владычица морей» перешел к Англии. Некогда великие державы — Испания и Португалия — постепен­но превращались в рядовые государства Европы. Почему Англия смогла достигнуть значительных успехов в морской торговле? Какое влияние Реформация оказала на экономику Англии? Вы­ясним это в ходе нашего урока.

Тема урока: «Королевская власть и Реформация в Англии, борьба за господство на морях».

План урока

1. Генрих VIII и начало Реформации «сверху».

2. Содержание и методы королевской Реформации.

3. Мария Кровавая и попытки Контрреформации.

4. Елизавета I. Укрепление англиканской церкви и абсолютизма. 5. Борьба с Испанией за морское первенство.

6. Итоги царствования. 

Возможная личностно значимая проблема: необходимость религиозной терпимости для общества



5.Изучение нового материала

  1. Генрих VIII и начало Реформации «сверху»

В результате выполнения задания в тетрадях учащихся должна появиться примерно следующая запись:

Отличия англиканской церкви от католической


1.

Англиканская церковь не подчиняется папе римскому.


2.

Главой англиканской церкви является король.


3.

Церковь и монастыри лишаются имущества.


4.

Монастыри закрываются, а монахи из них изгоняются.


5.

В основе учения англиканской церкви, как и лютеранства, лежит идея «оправдания верой».


6.

Сохранились обряды: крещение, причащение и покаяние.


7.

Допускались почитание икон и пышные облачения духовенства, органная музыка во время богослужений.


8.

Библия была переведена на английский язык, и богослужения проводились на английском языке.

ИЛИ:

В результате войны Алой и Белой розы на английском престо­ле утвердилась династия Тюдоров, которая в XVI в. должна была решить следующие задачи: укрепить абсолютную власть монарха, провести Реформацию и завоевать господство на море.

Основные отличия Реформация в Англии от Реформации в Германии:

  1. Реформация в Англии началась по инициативе короля Генриха VIII; в Германии — по инициативе народных масс, вдохновленных учением Мартина Лютера;

  2. император Карл V был сторонником католической церкви; Генрих VIII подчинил церковь, провозгласив себя ее главой в Англии, присвоил имущество церкви, раздав часть этого имущества своим сторонникам;

  3. Генрих VIII проводил Реформацию методом террора, в Гер­мании церковь пыталась силой устранить протестантов;

  4. церковь в Англии стала называться англиканской, в Герма­нии — лютеранской.


При подведении итогов выполненного задания следует отметить, что разрыв отношений с Римом стал важным шагом в становлении английского национального государства и в укреплении королевской власти. Монархия в борьбе за власть одержала победу над церковью, к тому же королевская казна получила ее богатства.

по ходу рассказа учителя и работе с документами записать в тетрадь ответ на вопрос «Отличия англиканской церкви от католической».
























— Работая с § 13 учебника (с. 117—119) и документом на с. 124, выявите отличия Реформация в Англии от Реформации в Германии.

(По ходу выполнения задания составляется перечень.)


Работу по анализу документа в конце параграфа (Томас Кромвель. «Инструкция английскому духовенству») учащиеся проводят индивидуально (в случае затруднения это может быть комментированное чтение).

2. Содержание и методы королевской Реформации.




Изучение второго пункта плана проходит в пределах учебника. Важно, чтобы учащиеся смогли оценить политику Марии Кровавой как попытку Контрреформации.



3.Мария Кровавая и попытки Контрреформации



Генриху VIII не удалось закончить Реформацию в Англии, позиции сторонников католичества были еще сильны. На их сто­роне оказалась дочь Генриха VIII королева Мария (1553-1558). В народе ее прозвали Марией Кровавой. В Англии нет ни одного памятника этой королеве, день ее смерти и одновременно день восшествия на престол Елизаветы I в стране отмечали как на­циональный праздник. Она начала восстановление в государстве католической веры, реконструкцию монастырей. В период ее правления было казнено множество протестантов. Их обвиняли в ереси и сжигали на кострах. Осталось множество свидетельств о мучениях людей, умиравших за свою веру.

Летом 1554 г. Мария вышла замуж за Филиппа — сына Кар­ла V. Он был на одиннадцать лет моложе своей жены. По брач­ному договору Филипп не имел права вмешиваться в управление государством; дети, рожденные от этого брака, становились наследниками английского трона. А в случае преждевременной смерти королевы Филипп должен был вернуться назад в Ис­панию.


Народ невзлюбил нового короля. Он был напыщен и высоко­мерен; свита, прибывшая с ним, вела себя вызывающе. На улицах стали происходить кровавые схватки между англичанами и ис­панцами.

Многие протестанты бежали из страны, церкви частично вер­нули земельные владения. Среди англичан нарастало недовольство католичеством.

  • Почему попытка Контрреформации в Англии потерпела неудачу?

(Проведение мини-дискуссии. По ее итогам составляется пе­речень.)

Причины неудачи Контрреформации в Англии:

  1. в Англии выросло поколение, считавшее себя протестан­тами и не принимавшее католичества как официальную религию;

  2. многие английские дворяне, обогатившиеся за счет цер­ковного имущества, не желали терять того, что приобрели;

  3. англичане были недовольны вмешательством испанцев во внутренние дела страны;

  4. террор против протестантов приводил к усиливавшемуся недовольству католицизмом.





















Правление Генриха VIII

  • Вспомните, чем закончилась война Алой и Белой роз? (По-
    бедой Генриха Тюдора (будущего Генриха VII) в 1485 г.).

Престол наследовал сын Генриха VII Генрих VIII. Последний
отличался жестокостью, необузданностью нрава. Он был шесть раз
женат. Причем, двух из своих жен он казнил. Конфликт с папой
возник именно в силу особенностей личной жизни государя. Генрих
решил развестись со своей первой женой Екатериной Арагонской.
Однако римская папа этому воспротивился.

Как Вы думаете, почему? (Екатерина Арагонская была дочерью
Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской и, к тому же, теткой императора Священно-Римской империи и короля
Испании Карла V. С ним папа предпочитал не ссориться.)

Генрих VII развелся и без разрешения папы и обвенчался с Ан-
ной Болейн. А в 1534 г. парламент объявил короля главой англий-
ской церкви. В сущности, это обозначало, что Англия вступила
на путь реформации. Генрих VIII решил воспользоваться всеми
преимуществами своего положения: вскоре в пользу короны ото-
шло все церковное имущество. Все же недовольные подвергались
жестокому наказанию. В числе казненных был и Томас Мор, про-
тивившийся разрыву с Римом.


ФИЗМИНУТКА



4.Елизавета I. Укрепление англиканской церкви и абсолютизма.



Дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской Мария сделала
попытку восстановить положение католицизма в Англии. В ме-
тодах искоренения протестантизма он копировала своего отца, за
что и получила прозвище Кровавая. У нее был серьезный союз-
ник, собственный муж - король Испании Филипп И. Однако, после
смерти Марии в 1558 г. дело контрреформации в Англии потеряло
какую-либо опору.




В 1558 г. престол наследовала дочь Генриха VIII и Анны Болейн
Елизавета (1558-1603). Ее права на престол были весьма зыбкими,
так как Генрих VIII, казнив Анну Болейн, отрекся и от дочери, объя-
вив ее незаконнорожденной. Тем не менее, альтернативы Елизавете
не было.





Взойдя на престол, Елизавета объявила об учреждении протес-
тантизма англиканского исповедания государственной церковью.
Королева была объявлена ее главой. Епископы должны были под-
чиняться только монарху, а богослужение должно было идти на
английском языке.



В Англии не только католики составляли оппозицию религиоз-
ной политики Елизаветы I. Именно в это время возникло влиятельное
движение пуритан, исповедавших кальвинизм. Их цель - очищение
англиканства от рудиментов католицизма. Пуритане, как и католи-
ки, страдали от жестокого террора со стороны государства. Коро-
лева сурово расправлялась со своими конкурентами. Так, в 1587 г.
была казнена ее родственница королева Шотландии Мария Стюарт,
претендовавшая на английский престол.

В области экономической политики Елизавета I способствовала
становлению собственной английской промышленности, поощряла
развитие купеческий компаний и даже могаа быть их пайщиком. Анг-
лийская королева способствовала развитию пиратства, выдавая патен-
ты на корсарство и получая при этом долю награбленного. Наиболее
известные корсары эпохи - Дрейк и Хоукинс. Хорошо известно «кро-
вавое законодательство» Елизаветы I, направленное против бродяг.














  • Как Вы думаете, почему? (Очень многие английские дворяне,
    обогатившиеся за счет церковного имущества, не желали
    терять того, что приобрели.)



  • Как Вы думаете, почему? (Англия аристократия очень боя-
    лась воцарения испанского короля Филиппа II.)






-А на каком языке шло богослужение до XVI в.? (На латыни.)

  • Работая с § 13 учебника (с. 119—122), определите, почему правление Елизаветы I называют «золотым веком». Ответ подтвердите примерами.

Примерное содержание ответа

В годы правления Елизаветы (1558-1603) Англия добилась огромных успехов в развитии торговли и мореплавания, одержала


После смерти королевы Марии английская знать, опасавшие­ся прихода к власти в Англии ее мужа — испанского короля Фи­липпа II, передала корону Елизавете I.

Первым же законом Елизаветы I было провозглашение госу­дарственной англиканской церкви. Королева стала «верховной правительницей церковных и светских дел». Епископы были под­чинены королевской власти, отказавшиеся заменялись на новых. В середине XVI в. в Англии было много пуритан — последователей Жана Кальвина. Елизавета I считала их фанатиками и преследова­ла их так же, как католиков. Для сохранения власти в своих руках и предотвращения религиозных войн ей даже пришлось казнить Марию Стюарт, шотландскую королеву-католичку. Но в целом она проводила политику веротерпимости, что позволило ей до­биться религиозного мира в стране.


5.Борьба с Испанией за морское первенство.


Для пополнения государственной казны Елизавета I прибега­ла к тайной поддержке английских корсаров (корсары и каперы — пираты на королевской службе), которые были грозой кораблей в Атлантическом, а потом и Тихом океанах. Прибыль, полученная от этой деятельности, помогла королеве погасить государствен­ный долг Англии.

В 1587 г. Френсис Дрейк разорил испанский порт Кадис, что заставило испанцев перенести поход своего флота на год. В 1588 г. огромная эскадра, получившая название Непобедимой армады, была атакована английскими кораблями около берегов Англии..

Причины войны между Англией и Испанией

Причины победы Англии

  1. Английские каперы при поддержке ко­ролевы грабили испанские галеоны.

  2. Елизавета I поддерживала восставшие против Испании Нидерланды.

  3. Филипп 11 содействовал заговорам про­тив Елизаветы I.

  4. Религиозные противоречия между ка­толической Испанией и протестантской Англией

  1. Превосходство ан­глийского флота в ма­невренности и воору­жении.

  2. Патриотизм англичан

Вывод. Поражение Испании в войне с Англией привело к упадку испанского могущества и сделало Англию одной из пер­вых морских держав Европы.



Запись в тетради: 1588 г. - гибель «Непобедимой армады».




— Работая с § 13 учебника (с. 122, 123), заполните таблицу


6. Итоги царствования. 



— Работая с § 13 учебника и дополнительным материалом, подведите итоги правления Елизаветы I. Ответ запишите в тетрадь







7. Закрепление изученного материала

  • Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

  1. Почему король Генрих VIII решил реформировать церковь в Англии? (Католическая церковь выступала против разво­дов, папа римский в разводе отказал, тогда король подчинил себе английскую церковь.)

  2. Почему Мария Кровавая отправила в Тауэр свою сестру Елизавету? (Елизавета I была соперницей — старшей в пра­вах на трон.)

  3. Почему Елизавета I поддерживала корсаров? (Корсары — опытные моряки, которые поступив на государственную службу, помогли победить испанскую флотилию. Королева также получала часть прибыли от купеческих компаний, снаряжавших каперские суда.)

  4. В чем проявлялся абсолютизм в годы правления Елизаве­ты I? (За время своего правления Елизавета собирала парла­мент всего 13 раз; она подчинила себе церковь — королевской грамоты было достаточно для избрания епископов — против­ники королевы нередко заканчивали жизнь на эшафоте.)



В заключение урока учащиеся отвечают на проблемные задания. В тетради можно записать перечень тех мероприятий Елизаветы I, которые принесли успех ее почти полувековому правлению.



8.Рефлексия

ТЕХНИКА «РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ»

.Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.





9.Подведение итогов урока

Реформация в Англии способствовала укреплению абсолю­тизма. Англия превратилась во «владычицу морей» — стала одной из ведущих держав в мореплавании и торговле. Хозяйство страны развивалось быстрыми темпами.





10.Домашнее задание

  1. Прочитать § 13,ответить на вопросы

  2. Подготовить сообщение о гибели Непобедимой армады.




































Дополнительно нескольким учащимся могут быть предложены для анализа карточки с извлечением из Акта о супрематии (верховенстве).

Акт о супрематии (1534)

...Для содействия христианской религии в королевстве Англия, для подавления и уничтожения всех злоупотреблений, существующих в нем до сих пор, да будет властью настоящего парламента установлено, что король, наш верховный государь, его наследники и преемники, короли этого королевства, должен быть принимаем, признаваем, почитаем единственным на свете верховным главой церкви Англии... и должен владеть имперской короной этого королевства и всеми титулами, почестями, достоинствами, привилегиями... и доходами, присущими и принадлежащими достоинству Верховного главы церкви. Нашему верховному государю и его наследникам и преемникам, королям этого королевства, должно принадлежать полное право и власть периодически инспектировать... поддерживать порядок, подавлять, исправлять, реформировать, сдерживать... все те заблуждения, ереси, злоупотребления, проступки и беспорядки, которые всякого рода духовная власть... должна законным образом реформировать... для угождения всемогущему Богу, для успеха христианской религии, для сохранения мира, единства, для спокойствия в королевстве. Употребление каких-либо обычаев другой страны, иностранного закона, иностранной власти, предписаний и тому подобного противоречит вышесказанному...

В 1588 г., когда испанцы собрали огромный флот в 130 кораблей для вторжения в Англию, весь народ Англии поднялся на защиту страны. Вооружались и стар и млад. На подступах к столице строились укрепления. Королева Елизавета I направилась к одному из них — форту Тилбери, чтобы воодушевить английских солдат. Она появилась перед ними верхом, в доспехах, с маршальским жезлом в руках и произнесла речь.

Из речи королевы Елизаветы в Тилбери,
обращенной к английским солдатам (1588)

Мой добрый народ, те, кто пекутся о нашей безопасности, убеждали нас, что следует проявлять осторожность, когда мы предстанем перед множеством вооруженных людей. Но уверяю вас, что я не хотела бы жить, не доверяя моему верному и любящему народу. Пусть боятся тираны. Я всегда жила так, что после Господа главной своей опорой и защитой считала верные сердца и доброе расположение моих подданных. И посему, как вы видите, я сейчас среди вас, не для развлечения или забавы, но полная решимости в самой гуще и в пылу сражения остаться жить или умереть среди вас, пасть во прахе во имя моего Господа, моего королевства, моего народа, моей чести и моей крови. Я знаю, что наделена телом слабой и хрупкой женщины, но у меня сердце и душа короля, и короля Англии... Я сама возьмусь за оружие, сама стану вашим генералом, вашим судьей и вознагражу каждого по заслугам на поле брани.

          

Вопросы к документу: 1. Подумайте, о каких чертах личности королевы говорит ее приезд в армию и текст этого выступления. 2. Как вы оцениваете ее поступок: как искренний порыв или ловкий дипломатический ход?





Дополнительный материал

Елизавета и по характеру, и по судьбе своей была удивительной личностью среди женщин, достопамятной личностью среди государей. Но не у монахов или кабинетных сочинителей должны мы искать объ­яснений в подобном случае, ибо люди этого разряда, сильные в стиле, слабые в суждениях и пристрастные в чувствах, не являются надежными свидетелями в том, что касается истинного хода дел. О таких вещах сле­дует судить министрам и другим людям, занимавшим высокие посты,

гсм, кто держал бразды правления и был знаком с трудностями и тайнами государственных дел.

Правление женщин во все времена было редкостью; еще реже такое правление бывало благополучным; сочетание же благополучия и продолжительности есть вещь наиредчайшая. Эта королева, однако, правила полных сорок четыре года...

Елизавета от рождения предназначалась к тому, чтобы царствовать, затем ее лишили прав на престол, позднее его занял другой. Судьба ее в правление брата была благополучна и спокойна, в правление сестры более несчастлива и неопределенна. И все же она не взошла из тюрьмы на трон внезапно, с умом ожесточенным и переполненным сознанием своего несчастья, но сначала обрела свободу и была утешена надеждами; и так, наконец, спокойно и благополучно, без смут и соперничества, на­чалось ее правление...

Ей было двадцать пять лет (возраст прекращения опеки), когда на­чалось ее царствование, и продолжалось оно до ее семидесятилетия, так что она никогда не испытывала ни зависимости от чужой воли и дру­гих невыгодных обстоятельств, свойственных положению подопечного, ни неудобств томительной и бессильной старости... Судьба Елизаветы была, напротив, столь постоянной и благополучной, что ее преклонные, но при этом исполненные бодрости и энергии годы не только не при­несли с собой какого-либо упадка в состоянии ее дел, но — как безоши­бочный знак ее счастья — ей было дано умереть не прежде, чем судьба мятежа в Ирландии была решена победой, чтобы слава ее не показалась в чем-либо омраченной или неполной...

Не была она обижена и наружностью: высокий рост, изящная фи­гура, выражение лица в высшей степени величественное и в то же время мягкое, необычайно удачное и здоровое телосложение...

В религии Елизавета была благочестива, умеренна, постоянна и вра­ждебна новшествам. Что касается благочестия, то, хотя самые убедитель­ные его доказательства заключены в ее деяниях, оно проявлялось и в ее повседневных образе жизни и беседах. Молитвы и богослужение, будь то в ее часовне или личных апартаментах, она пропускала редко. Была усердным читателем Священного Писания и творений святых отцов, особенно святого Августина... Очень часто, за много лет до смерти, она шутливо называла себя старухой и вела беседы о том, какую эпитафию ей хотелось бы иметь на своей могиле; она говорила, что ее не влекут к себе ни слава, ни пышные титулы и что она предпочла бы надпись в одну-две строки, где в немногих словах сообщались бы сведения о ее имени, девстве, годах ее царствования, реформации религии и деятель­ности по сохранению мира.

(Бэкон Ф. «О счастливой памяти Елизаветы, королевы Англии»)

Вопросы к тексту

В чем причина успехов Елизаветы I, по мнению Ф. Бэко­на? (В благополучии ее судьбы, крепком здоровье, благочестии умеренности, постоянстве.)

-Как современники описывали свою королеву? («Не была она обижена и наружностью: высокий рост, изящная фигура, выражение лица в высшей степени величественное и в то же время мягкое, необычайно удачное и здоровое телосложение...»)

Запись в тетради

Итоги правления Елизаветы I:

укрепление абсолютной королевской власти;

предотвращение религиозных войн в стране;

развитие промышленности и торговли:

победа над Испанией — Англия стала одной из первых мор­ских держав;

ухудшение положения народа («кровавое законодатель­ство», «Закон о жильцах»),


5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!