Коррекция акустико-мнестической афазии
Специфика работы слухового анализатора заключается не только в анализировании элементов поступающего звукового потока, но и сохранении в памяти всех звеньев этого звукового потока. При поражении левого доминантного полушария головного мозга этих аппаратов слуховой системы возникает такое нарушение как акустико-мнестическая афазия. Ее центральным звеном является нарушение слухоречевой памяти. Сужается возможность воспроизведения речевого высказывания, значительно затруднено или невозможно сохранения серии речевых звуков в памяти. Как вторичные, выявляются нарушения понимания речи, затруднено название предметов, вспоминания нужных слов, нарушения письменной речи, расстройство экспрессивной речи. Так как при этом нет первичных нарушений мышления, внимания, памяти, то и восстановительная работа имеет свои особенности.
Можно выделить следующие направления для работы с этим синдромом:
1.Увеличение объема воспринимаемой речи.
2. Расширение возможностей повторной речи.
3.Восстановление активного словарного состава собственной речи.
4.Увеличение возможности экспрессивной речи.
Для коррекции акустико-мнестической афазии можно использовать следующие виды заданий:
Найти обобщающее слово к следующим:
собака. овца, лошадь, свинья, кошка; капуста, помидор, огурец, чеснок; мак, тюльпан, роза, ромашка; нож, вилка, чашка, тарелка, кувшин; кофта, куртка брюки, юбка (животные, одежда, посуда, овощи, цветы).
Создать из заданных слов группы по темам:
«одежда», «мебель», «животные», «еда»: лошадь, мясо, юбка, стол, кровать, корова, шапка, яйцо, платье, хлеб, куртка, заяц, брюки, шкаф, сыр, диван, тигр.
Ответить на вопросы:
Капуста – это овощ или фрукт, коза – домашнее или дикое животное, шорты – одежда для зимы или лета, звезды на небе появляются днем или ночью?
Подобрать к серии слов обобщающее:
Красный, белый, синий, черный, желтый; мама. папа, отец. дочь; пианино, скрипка, виолончель, барабан; машина, автобус, поезд, троллейбус.
Указать несколько значений слов (омонимы) и составить с каждым значением предложение:
Глава- часть тела, руководитель, купол церковного заведения, раздел художественного или научного произведения; кран- труба для выливания воды, механизм для поднятия тяжести.
Закончить фразы одним и тем же словом:
Дети зашли в ...; на заводе трудится рабочий … (класс)
На женщине праздничный …; армеец получил внеочередной … (наряд).
Объяснить следующие выражения и составить фразу:
худой человек, теплые отношения, худой мир
Найти лишнее слово:
Бежать, мчаться, нестись, думать; пожилой, старый, в возрасте, быстрый; радоваться, смеяться, веселиться, плакать; быстро, скоро, стремительно, не торопясь.
Объяснить пословицы:
Тиши едешь, дальше будешь; клин клином вышибают, не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Объяснить фразеологические обороты:
Бабье лето, без задних ног, баш на баш, без пяти минут, ударить по рукам
Подобрать по несколько слов:
Я иду: ………; Я хочу …….; Дай мне:……..; Мы смотрели……; Они гуляли……….
Придумать начало фразы:
__________________, когда мы пришли.
__________________, но билетов не было.
__________________, потому что пошел дождь.
Назвать поочередно буквы:
Двадцатипятилетие, вундеркинд, воодушевление, зернохранилище, аудиенция.
Объяснить значение слов:
Стол, кровать, дерево, солнце, корабль, корова, оранжерея, машинист.
Придумать фразы с заданными словами:
Комната – растение; небо – звезды, солнце – река – лодка, туча – ветер – утро.
Проговаривание скороговорок:
Купи кипу пик. Около кола колокола.
Составить фразу из данных слов:
Через, мальчик, быстро, забор, перелез. Облака, небу, по, плывут.