СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция депрессивных состояний в подростковом возрасте

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработаны авторские методики и рекомендации для обучающихся и родителей по профилактике депрессивных состояний подростков.

Просмотр содержимого документа
«Коррекция депрессивных состояний в подростковом возрасте»

Коррекция депрессивных состояний в подростковом возрасте



Инешина Людмила Геннадиевна,

преподаватель русского языка и литературы, ГАПОУ РС(Я) «Якутский автодорожный техникум»

Введение

Каждый человек время от времени испытывает чувство грусти или уныния. Но когда грусть превращается в отчаяние и сохраняется на протяжении длительного времени, тогда это переходит в депрессию. Поскольку депрессивные состояния приводят подростка к дезадаптации, и своевременная коррекция данного эмоционального неблагополучия позволит бескомпромиссно преодолеть трудности, сопутствующие подростковому возрасту. Депрессия — психическое расстройство, основными признаками которого являются сниженное настроение и снижение или утрата способности получать удовольствие. К дополнительным симптомам депрессии могут относиться пониженная самооценка, неадекватное чувство вины, пессимизм, нарушение концентрации, расстройства сна и аппетита, суицидальные тенденции. Тяжелые формы депрессии характеризуются так называемой «депрессивной триадой»: снижением настроения, заторможенностью мышления. Эмоциональная сфера личности всегда являлась предметом пристального внимания психологов. Исследованиями в этой области занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (Адлер А., Изард К.Э., Павлов И.П., Сеченов И.М., Селье Г., Фрейд З., Юнг К., и др.). Еще античные философы отметили, что в радости человек совершенно другой, чем в горе.

Актуальность темы работы заключается в том, что депрессия стала «болезнью нашего времени». Это распространенное расстройство, которым страдают миллионы людей.

Цели исследования:

  1. Изучить причины, симптомы, виды, последствия и пути профилактики депрессивных состояний подростков;

  2. Выявить число студентов, находящихся в депрессивном состоянии, среди обучающихся 1 курса (5 групп по 25 человек)

В связи с этим можно поставить следующие задачи:

  1. На основании литературных и электронных источников изучить причины, симптомы, виды и последствия депрессивных состояний;

  2. Провести исследование на выявление количества студентов, находящихся в депрессивном состоянии, среди 1 курсов.

  3. Сделать выводы по результатам теоретического и практического исследования.

  4. Разработать рекомендации для обучающихся и родителей по профилактике депрессивных состояний подростков.

Гипотеза исследования: предположительно к депрессивному состоянию более склонны подростки 16 – 18 лет. Если своевременно осуществлять психологическую диагностику и коррекцию, депрессивного состояния подростка можно избежать.

Методы исследования:

  1. Теоретический – изучение, анализ литературы, интернет источников по теме исследования.

  2. Практический – анкетирование, математическая обработка данных, построение диаграмм.

Объект исследования:

Студенты ГАПОУ «ЯАДТ».

Новизна: разработаны авторские методики и рекомендации для обучающихся и родителей по профилактике депрессивных состояний подростков.

Практическая значимость - результаты исследования могут быть полезны школьному психологу и родителям для профилактики депрессивного состояния подростков.

Ключевые слова: коррекция, депрессия, психическое расстройство, диагностика.

Основное содержание

Депрессия — это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т.д.) и двигательной заторможенностью.

Подростки с депрессией могут много спать, менять предпочтения в еде, а также совершать преступления, такие как кражи в магазинах, хулиганство. В одних случаях преобладают вялость, пассивность, апатия, в других- тревога, беспокойство. Наблюдаются расстройства сна, аппетита, энурез, энкопрез, жалобы на неопределенные боли в разных органах. Депрессивность проявляется в страдальческом выражении лица, тихом голосе. О настроении они говорят, что оно плохое, но не уточняют его, четких депрессивных высказываний нет; в семье они бывают грубы, агрессивны, непослушны, что уводит мысль от диагноза депрессии. Таким образом, сама депрессия маскируется детскими капризами и соматическими жалобами.При депрессии наблюдается, как правило, характерная триада симптомов: угнетенное, тоскливое настроение, заторможенность мыслительных процессов, скованность двигательной сферы или двигательным возбуждением, беспокойством, ажитацией.

Возможные проявления депрессии у подростков:

  • Апатия

  • Усталость или жалобы на боли, в том числе в голове, животе, пояснице

  • Трудности с концентрацией

  • Трудности с принятием решений

  • Чрезмерные чувства вины

  • Идеи самообвинения, самоуничтожения, неполноценности

  • Безответственное поведение - например, опоздания, забывания, пропуски занятий

  • Потеря интереса к пище или импульсивное переедание, что приводит к быстрым изменениям веса

  • Потеря памяти

  • Мысли о смерти

  • Агрессивное поведение

  • Печаль, тревога или чувство безнадёжности

  • Бессонница ночью и сон в течение дня

  • Резкое падение успеваемости

  • Отстранение от друзей

  • Употребление алкоголя или наркотиков, беспорядочные половые связи

Последние медицинские исследования подтверждают, что депрессию можно смягчить, а иногда и предотвратить с помощью здорового образа жизни.

Правильное питание, физические упражнения, соблюдение режима дня, прогулки на свежем воздухе, поддержание в семье положительного психологического климата, а также выделение времени для любимых занятий и хобби помогают предотвратить плохое настроение.

По мнению специалистов, на данный момент нет ни одного объяснения, которое способно объяснить феномен развития депрессии. Так, один и тот же фактор способен у одного человека вызвать тяжелейшее состояние депрессии, а у другого не вызывает никаких отклонений в психическом состоянии.

Вместе с тем, в психиатрии также выделяют следующие причины, способствующие развитию депрессии:

  • сильные переживания, связанные с потерей чего-то или кого-то очень значимого (смерть близкого, разрыв отношений, потеря работы, изменение статуса в обществе и т.д.);

  • недостаток биогенных аминов (серотонина, дофамина);

  • побочное действие лекарственных препаратов;

  • недостаточное количество солнечного света;

  • стресс;

  • бесконтрольный прием нейролептиков;

  • соматические заболевания – неврологические, эндокринные, онкологические;

  • авитаминоз;

  • беременность, роды;

  • травмы головы;

  • злоупотребление алкоголем, прием наркотиков и психостимуляторов.

По мнению психиатров, для развития депрессии необходимо одновременное взаимодействие нескольких факторов.

Но наиболее частой причиной возникновения депрессивного расстройства становятся стрессы. Именно поэтому в нашей жизни, переполненной различными стрессами, специалисты и отмечают рост депрессий.

Также абсолютно любой конфликт может вызвать депрессию у подростка.

Дети, отстранённые от решения вопросов, касающихся семьи и их лично, становятся безынициативны и покорны. Чрезмерная опека препятствует формированию самостоятельной личности: во взрослую жизнь выходят люди, не способные справится со своими трудностями без помощи родителей.Иногда чрезмерно оберегаемый ребёнок превращается в «маленького диктатора». Заставляет выполнять своих родителей все свои желания. Соблюдайте контроль, без которого невозможно воспитание, но сведите опеку к минимуму. Помощь родителей прекрасна, когда подросток сам решает свою проблему.Другой проблемой являются авторитарные родители. В таких семьях родители, не замечая успехов детей, наказывают их неуважением за любую неудачу. Ведут с ними воспитательные беседы, не давая высказать свою точку зрения. Постоянно требуют совершенства, говоря при этом: «А вот я в твоем возрасте...». Это приводит к двум типам конфликтов:

  1. Ребёнок таких родителей начинает чувствовать своё бессилие, при этом его охватывают обида и ярость. Будьте терпимее, постарайтесь восстановить доверие и уважение к своему подростку. Найдите и развивайте в нём те достоинства, которые свойственны его натуре. Вместо унижения оказывайте поддержку.

  2. Другой конфликт между подростком и его родителями: когда ребёнок находится на ранней стадии развития и закладывается его доверие или недоверие к миру. Если в младенчестве была испытана боль, отчуждение, в нём остаётся недоверие. Проявляется замкнутость, необщительность, неуверенность в себе. Дети, привыкшие доверять родителям, будут дружелюбны и общительны с другими взрослыми, с ними можно будет договориться. Если родители не оказывают лишнего давления, сохраняют дружеские отношения, конфликт, как правило, сглажен, не вызывает у подростка лишних переживаний и желания делать все наперекор.

Конфликты подростков в среде сверстников:

  1. Конкуренция, борьба за статус в группе

В переходном возрасте подростку важно не просто общаться, но и иметь свой статус в группе, который будет его удовлетворять. Быть лидером, «душой компании», первой красавицей и т.д.. Если в группе на одну роль претендуют несколько человек, то конфликт интересов перерастает в конфликт между личностями. Далее события развиваются в зависимости от воспитания, агрессивности, обстановки в семье и темперамента участников.По наблюдениям психологов, путь к лидерству связан с демонстрацией превосходства, и безжалостности. Чаще всего соперничают сильные личности. личности. Психологи не рекомендуют родителям подростков вмешиваться в отношения между сверстниками. Подросток сознательно противопоставляет себя сверстникам

  1. Подросток становится объектом травли

Жертвами становятся тихие, спокойные подростки, которые не могут за себя постоять и дать отпор обидчику. Причины травли могут быть различные. Чаще всего травля связана с непохожестью ребенка на других: принадлежность к другой расе, особенности внешности (рыжие волосы, лопоухость), особенности развития (низкий или высокий рост, худоба, полнота, раннее половое созревание у девочек), необычные увлечения (игра на старинных музыкальных инструментах), семейная ситуация (неполная семья, усыновленный ребенок), социальное положение (дети из малообеспеченных семей), отставание или отличные успехи в учебе.

  1. Влюбленность и общение между полами

При отсутствии у родителей опыта решения таких деликатных проблем, влюбленность часто становится причиной сильных переживаний и конфликтов. Общение с противоположным полом значительно осложняют всплески половых гормонов.

Если подросток влюблён, то родители должны поддержать его. В своих высказываниях проявлять тактичность и уважение к его переживаниям. Предостеречь его от последствий ранних сексуальных связей: пояснить, что нежелательная беременность и заболевания, передающиеся половым путем, частые последствия сексуальных контактов.

  1. Конфликт между подростками и учителями.

Плохое выполнение домашних заданий.. Отстаивание своей точки зрения в ответ на доминантную позицию педагога – приводит к конфликтам. Другая ситуация, когда подросток считает изложение материала скучным, а учитель не является для него авторитетом.. По мнению обучающихся, в идеальном преподавателе должны быть:

  1. Способность к пониманию, эмоциональному отклику; есть сердечность, т. е. в учителе хотят видеть старшего друга.

  2. Профессиональная компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания.

  3. Умение справедливо распоряжаться данной ему властью.

Все три качества не так часто сочетаются в одном лице. Поэтому возникают конфликты.

В современной медицине любые, даже самые сложные формы психических расстройств человека, можно вылечить. Следует учесть, что лечение будет наиболее эффективным, если начать его при первых признаках заболевания.

Основным медикаментозным лечением является применение антидепрессантов. Выбрать, посоветовать и назначить, которые может только профессиональный врач.

Такая психологическая проблема, как депрессия, является наиболее распространенной среди подростков. Наше исследование проводилось на основе первокурсников. Это 5 групп в составе 125 человек.

В ГАПОУ «ЯАДТ» был проведен опрос на тему «Испытывают ли подростки состояние депрессии». (См. Приложение 1)

В вопросах поднималась тема подавленности тревоги или страха, трудности с выполнением привычных домашних дел, бессонница, а так же обратное желание спать сутки напролет.

Из проведённого опроса можно сделать вывод, что на данный момент малая часть студентов страдает депрессивным состоянием. Так же, абсолютно каждого посещают пессимистичные мысли или переживание чувства вины. Многие работали на износ (домашние дела, задания в техникуме) и чувствуют усталость. У многих имеются проблемы со сном (бессонница или же, наоборот, желание проспать целый день).

Так же был проведен опрос о том, как студенты боролись с депрессивным состоянием. В опрос входил основной вопрос исследования: «Как подростки справляются с депрессивным состоянием?».

По итогу опроса мы узнали, что большинству из них помогает мама в такой ситуации. Но также некоторые ответили, что успокаиваются при помощи алкоголя, что не является нормально.

При проведении опроса были выявлены такие причины возникновения депрессий:

  • проблемы в техникуме (ссоры с одногруппниками, учителями);

  • конфликты в семье (развод родителей, непонимание родителей);

  • первая влюбленность (разрыв отношений, ссора).

Из этого можем сделать вывод, что подростки – очень эмоциональные люди. Но все же по статистике взросление в неполной семье, пьющие родители, отсутствие единой стратегии воспитания наследников, частые ссоры и выяснения отношений между родственниками, завышенные, несправедливые требования к нему оказывают огромное негативное влияние на детскую психику и вызывают депрессивное состояние. Толчком для развития расстройства у подростка являются разнообразные факторы, в основе которых – влияние окружающей среды при изъянах личной идентификации подростка

Депрессия проявляется классической триадой симптомов: сниженное настроение, сниженная подвижность и сниженное мышление.

Исследование по выявлению депрессивного состояния проводилось среди студентов 1 курсов. Число испытуемых составило 125 человек. Для проведения исследования была выбрана Методика «Шкала дифференциальной диагностики депрессивных состояний».

Методика применяется для обследования подростков и взрослых с целью дифференциальной диагностики депрессивных состояний, состояний, близких к депрессии, и в целях предварительной, доврачебной диагностики. Методика состоит из 20 вопросов и предполагает четыре варианта ответа: никогда, иногда, часто и почти всегда.

Для проведения исследования респонденты были разделены на 3 группы: 15 лет; 16 лет;17 лет.

Результаты исследования

По результатам исследования в первой группе было выявлено отсутствие депрессивного состояния у 93,64% опрошенных и наличие легкой депрессии у 6,36% студентов.

Во второй группе респондентов результаты распределились следующим образом: отсутствие депрессивного состояния – 56, 72%; легкая депрессия – 22,5%; субдепрессивное состояние – 18,9%; истинная депрессия – 1,88%.

В третьей группе были получены следующие результаты: отсутствие депрессии – 75%, легкая депрессия – 23,56%, субдепрессивное состояние – 1,44%.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что наиболее подвержены депрессивному состоянии респонденты 2 группы, а именно студенты в возрасте 16 лет. С подростками, показавшими высокие баллы при определении уровня депрессии, было проведено дополнительное онлайн-тестирование по методике Люшера (цветовой тест) для подтверждения состояния депрессии. По результатам теста Люшера было выявлено, что эти подростки находятся в негативном эмоциональном состоянии, и испытывают стремление к его ликвидации при помощи уединения, спокойной обстановки. Испытывают потребность в близких, доверительных отношениях, порой углубляясь в мир фантазий. Проявляют недовольство собой, испытывают чувство собственной неполноценности. После проведённого исследования этим студентам было рекомендовано обратиться к психологу для дальнейшей работы.Если понаблюдать за такими подростками, то снижение настроения в течение дня при депрессии неравномерно.У таких подростков снижается аппетит, они отказываются от еды, иногда могут не есть несколько дней. Спят мало, беспокоят бессонницы, так как зацикливание на одной мысли мешает процессу засыпания. Сон у подростков поверхностный, беспокойный, не позволяет организму отдохнуть в полной мере.

Мысли о самоубийстве возникают не сразу, чаще всего для их возникновения необходим длительный срок заболевания (от года и более). Одной мыслью о самоубийстве не ограничивается. Дети придумывают себе план действия, продумывают варианты ухода из жизни. Такой вариант течения заболевания наиболее опасный, так как с легкостью может привести к летальному исходу.

Помимо психологических нарушений очень часто возникает соматическая симптоматика. Они часто обращаются за медицинской помощью с жалобами на общее недомогание, слабость, боли в груди, сердце, животе, головную боль, возможно повышение температуры тела, которое часто расценивается, как циркулирующая в организме инфекция.

В связи с наличием психоэмоциональных нарушений студенты начинают отставать в техникуме, теряется интерес к каким-либо развлечениям, перестают заниматься хобби, даже если до этого они уделяли ему все свое время.

Как уже говорилось ранее, течение болезни длительное и оно может протекать годами. Поэтому, если подросток живет в семье с родителями, заметить симптомы достаточно легко. Другое дело, если он проживает в общежитии. Днем сокурсники видят его обычного, без изменений, так как ухудшение состояния обычно происходит в вечернее время, а вечером он чаще всего находится один в комнате общежития, где его никто не видит.

Чтобы не допустить отягощения подростковой депрессии вплоть до биполярного расстройства или суицида, рекомендуется обратиться к специалисту при первых изменениях в поведении. С этой целью в техникумах в педагогический состав введена штатная единица – психолог.

В его обязанности входят консультационные беседы с подростками, своевременное выявление признаков депрессий и элементы семейной психотерапии. Терапия у психолога помогает ему разобраться с собственными чувствами и с восприятием окружающего мира.

Помощь психолога не ограничивается беседами. В первую очередь назначаются некоторые обследования – анализы, неврологическое исследование, психологические тесты, осмотр у педиатра.После уточнения характеристик психолог совместно с врачом ставят диагноз и принимают общее решение, что назначить.Психотерапевтическое лечение проводится как в индивидуальном порядке, так и в составе группы (групповая терапия).

  1. Медикаментозная терапия.

Медикаментозное лечение депрессии у подростков назначается для облегчения симптомов и коррекции психологического состояния. В лекарственный курс входят такие виды препаратов:

  • витамины;

  • антидепрессанты;

  • стимуляторы;

  • гормональные препараты;

  • обезболивающие.

Назначение антидепрессантов часто пугает родственников, так как эти препараты действуют непосредственно на психику подростка. Медикаменты данной группы способствуют нормализации выработки дофамина, серотонина, норадреналина. Пониженный уровень содержания в организме таких гормонов как норадреналин, серотонин провоцируют депрессивные состояния.

Заключение

Из этого можем сделать вывод, что серьезным депрессивным состоянием подростки не страдают, но имеют некоторые признаки, которые можно спутать с депрессией (чувство вины, усталость, бессонница и т.д.). Так же некоторые находят успокоение в таких ситуациях не самыми лучшими методами (сигареты, алкоголь).

Нередко родители и близкие принимают плохую учебу, необычную вспыльчивость и капризы за обычные проблемы, связанные с гормональной перестройкой, которые в той или иной форме проявляются у каждого подростка. Но по данным, которые приводят различные источники, от 5% до 11% подростков страдают депрессией – серьезным психическим заболеванием, которое требует своевременной коррекции.

В группе риска по развитию депрессии находятся подростки в так называемом стрессовом состоянии, те, кто испытывает недостаток внимания со стороны родителей, переживающие смерть близких и неуспевающие ученики.

Отдельно необходимо отметить повышенный риск возникновения подростковой депрессии у студентов, которые чем-то отличаются от большинства сверстников – например, представители национальных меньшинств или слишком полные дети.. Основная причина возникновения депрессии у подростков − это стремительные гормональные изменения в организме в сочетании с неспособностью несформировавшейся психики адекватно реагировать на стрессы и критику.

Причины возникновения депрессивных состояния могут быть самыми различными: от генетической предрасположенности до проявлений возрастных кризисов, среди которых наиболее остро протекает подростковый. Проблемы в ролевом переходе приводят к депрессии, а также депрессия способствует возникновению проблем в ролевом переходе подростка.

В ходе исследования проводилось анкетирование, обрабатывались и анализировались полученные данные. В практической части отражены результаты диагностического исследования и разработаны рекомендации для подростков и их родителей по профилактике депрессивных состояний.

Список литературы:

  1. Антропов, Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков [Текст] / Ю.Ф. Антропов. - М.: Изд-во Медпрактика, 2000. - 224 с.

  2. Как определить депрессию у подростка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yu-service.ru/opredelit-depressiyu-podrostka/

  3. Ковалев, Ю.В. Депрессия, клинический аспект [Текст] /Ю.В. Ковалев, О.Н. Золотухина. - М.: Медицинская книга, 2001. - 144 с.

  4. Кооб О. Темная ночь души. Пути выхода из депрессии. М.: Энидентис, 2002. с.208.

  5. Мафсон, Л. Подросток и депрессия. Межличностная психотерапия [Текст] /Л. Мафсон, Д. Моро. - М.: ЭКСМО, 2003. - 320 с.

  6. Плесовских Т.Н. Депрессии у подростков: проявление и лечение. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fb.ru/article/277411/depressii-u-podrostkov-proyavlenie-i-lechenie

  7. Шaймepдeнoвa Д.С. Пoдpocткoвaя дeпpeccия: пpичины, cимптoмы и лeчeниe. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://depressio.ru/nastroenie/49-podrostkovaya-depressiya.html



























Приложение 1.

В ГАПОУ «ЯАДТ» был проведен опрос на тему «Испытывают ли подростки состояние депрессии». В опрос входила такие вопросы как:

1.Испытывали ли вы в последнее время чувство подавленности, печаль, длящиеся дольше 10 дней? А) Нет. Б) Да, но все длилось не так долго или возникало лишь периодически. В) Да.

2.Свойственно ли вам в последнее время мыслить более пессимистично, переживать чувство вины, страха, тревоги или собственной бесполезности? А) Нет. Б) Лишь иногда или ненадолго. В) Практически постоянно.

3.Считаете ли вы, что выглядите жалко, никчемно в глазах окружающих или являетесь обузой для них? А) Нет. Б) Иногда такая мысль проскакивает. В) Да, практически постоянно.

4.Стало ли для вас труднее выполнять обыденные вещи, связанные с бытом и личной гигиеной (мытье посуды, чистка зубов, переодевание)? А) Нет. Б) Только самые сложные. В) Да.

5.Замечали ли вы слабость, повышенную утомляемость, вялость, упадок сил, которые длятся очень долго (несколько недель) и не имеют веских причин? А) Нет. Б) Да, но причины для утомляемости были. В) Да.

6.Появилась ли у вас бессонница или, наоборот, желание спать сутками напролет? А) Нет. Б) Да, но этому есть объективные причины. В) Да.

7.Можно ли сказать, что недавно вы работали на износ, пережили травмирующее событие, часто нервничали или решали проблемы, но каждый раз безуспешно? А) Нет. Б) Да, но все уже позади. В) Да.

8.Предпринимаете ли вы частые самостоятельные попытки избежать реальности посредством алкоголя, наркотиков, снотворных препаратов или просто очень долгого сна? А) Нет. Б) Изредка или не в одиночку. В) Да.



















Приложение 2.

Советы родителям

Взаимоотношения в семье являются определяющими в формировании и становлении психики подростка. Что делать, если у него резко меняется настроение, он стал хуже учиться, а в техникуме появились конфликты?

Помимо решения обратиться за помощью к специалисту, родители должны принимать активное участие в коррекции поведения подростка. Психологи дают родителям такие советы:

  • помогать ребенку с повышением самооценки путем развития умения принимать собственные решения;

  • разговаривать с подростком на темы, которые для него важны: интересоваться его увлечениями, повседневной жизнью;

  • ограничить критику, чрезмерную опеку;

  • постепенно, без напора и давления, выстраивать доверительные отношения;

  • конфликтные ситуации в семье должны быть сведены к минимуму;

  • при обсуждении той или иной проблемы предложить решение, основанное на собственном опыте.

Также родителям важно найти как можно больше точек соприкосновения с подростком. Ведь он в течение дня находится в окружении одногруппников, друзей по двору, а с родителями видится только вечером. В такой ситуации окружение подростка не должно оттеснять семью. Но в то же время это не значит, что нужно ограничивать общение с друзьями.

Можно организовать совместный досуг – отдых на природе, занятия спортом. Рекомендуется привлечь его к времяпрепровождению в различных секциях (шахматы, танцы, рисование). Такие виды арт-терапии признаны официальной медициной, помогают сформировать психику и скорректировать ее нарушения. Подростковые депрессивные состояния встречаются довольно часто, поэтому профилактические мероприятия следует применять в воспитательном процессе практически каждого подростка. Искренние и доброжелательные отношения в семье редко сочетаются с тяжелыми проявлениями депрессии у подростка.

Рекомендации родителям по профилактике депрессивного состояния у подростка

  1. Создайте атмосферу любви, заботы и доверия в вашей семье

  2. Интересуйтесь жизнью вашего ребенка.

  3. Проводите как можно больше времени вместе.

  4. Беседуйте на разные темы и будьте откровенны.

  5. Помогите ему найти с вами общий язык.

  6. Научитесь уважать вкусы подростка, его выбор.

  7. Не выдвигайте ультиматумы, пробуйте договориться.

  8. Выбирайте компромиссные выходы из сложившихся конфликтных ситуаций.

  9. Проникнитесь проблемами своего ребенка с позиции его возраста.

  10. Акцентируйте внимание на удачах ребенка, а не на поражениях.

  11. Уважайте и цените его таким, какой он есть.

  12. Не контролируйте его открыто и настойчиво.

  13. Не будьте назойливы и бестактны.

Рекомендации подросткам «Как избежать депрессии в период взросления»

Памятка для подростков.

1.Прежде всего, необходимо устранить причину, вгоняющую Вас в депрессию или отдалиться от неё. Если это невозможно, тогда измените своё отношение к ситуации или обстоятельствам. В зависимости от сложности ситуации попробуйте не пропускать её через себя, не принимая близко к сердцу, насколько это возможно.

2.Если причина или объект остались в прошлом и сейчас не присутствуют в Вашей жизни, но Вы об этом все время думаете, отпустите все обиды и неприятности, связанные с этим объектом или ситуацией. Не держите это в себе. Отгоняйте все мысли об этом объекте и не пускайте их в свою голову.

  1. Не оглядывайтесь на прошлое, не вините себя ни в чем. Живите настоящим и стройте планы на будущее.

  2. Не лежите на диване и не жалейте себя. Гиподинамия ещё более усугубляет депрессию, а жалость делает слабым и занижает Вашу самооценку. Будьте уверены в себе и своих планах на будущее.

  3. Пересмотрите свои приоритеты, которые помогут стать счастливым. Подумайте, что нужно для счастья и в чем оно для Вас может заключаться.

  4. Составьте планы на неделю, месяц, год и 3 года. Смотрите в будущее и представляйте его светлым и прекрасным. После черной полосы всегда наступает белая, а ширина полос зависит только от Вас, от того, как воспринимаете ту или иную ситуацию.

  5. Полюбите себя и мир вокруг вас: людей, природу, животных, птиц и даже полезные вещи, которые вокруг Вас. Дарите больше любви, добра и тогда с Вами будут происходить только хорошие события, а на пути будут встречаться только хорошие

  6. Как можно больше общайтесь с другими людьми. Активно участвуйте в общественных мероприятиях, направленных на получение только позитивных эмоций, посещайте приятные общественные места.

  7. Измените свой внешний вид: прическу, цвет или длину волос. Купите новую одежду, обувь, сумку или другой интересный аксессуар. Делайте себе подарки.

  8. Повесьте на стену или поставьте на стол в красивой рамке свою старую или новую фотографию, на которой Вы улыбаетесь и счастливы.

  9. Старайтесь себя постоянно чем-то занять, чтобы не оставалось времени на негативные мысли, но физически не перенапрягайтесь.

  10. Старайтесь соблюдать режим дня и спать 7-8 часов

  11. Займитесь подвижным спортом

  12. Вспомните о своем любимом хобби

  13. Организуйте себе отдых в том месте, куда давно хотели поехать или пойти. Смените на время обстановку. Эта пауза даст Вам возможность самовосстановиться.

  14. Чаще общайтесь с живой природой. Свежий воздух и зелень успокаивают и расслабляют, а солнечный свет поднимает настроение и тонус. По этой причине, находясь дома в пасмурную погоду, включайте более яркое освещение.

  15. Оградитесь от негативных эмоций. Не смотрите фильмы и передачи, несущие негатив. Не заводите и не поддерживайте разговоры на негативные темы. Не обсуждайте и не критикуйте других людей, не завидуйте, не делайте зла другим людям.

  16. Общайтесь с людьми, которые не ворчат, не тревожатся, не жалуются, не грузят Вас своими проблемами, а радуются жизни, несут позитив и готовы Вас понять и поддержать.

  17. Не заводите и не поддерживайте разговоры на негативные темы. Не обсуждайте и не критикуйте других людей, не завидуйте, не делайте зла другим людям, так как этот негатив по закону бумеранга обязательно возвращается, но в виде болезней и неприятностей.

  18. Избавьтесь от вредных привычек: злословие, курение, алкоголь и т.п.

  19. Вдыхайте приятные запахи, используя ароматерапию.

  20. Не употребляйте так называемую «быструю» пищу. Несбалансированная диета – частая причина депрессии.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!