План-конспект «Моё настроение»
(коррекция эмоционально-личностной сферы).
Разработала: Гончаренко Оксана Алексеевна, педагог дополнительного образования МБОУ "Калининская школа"
Цель: обучать детей умению выражать своё настроение, чувствовать и определять эмоциональное состояние другого, изображать в рисунке различные эмоциональные состояния;
- учить рассказывать об изменениях выражения лица;
- определять эмоциональный характер музыки, соотносить эмоции с характерами сказочных героев и героев литературных произведений.
Материалы и оборудование:
1. карточки с изображение детей с различными выражениями лица /грусть, радость, удивление, страх/;
2. пиктограммы: схематичное изображение лица с различными эмоциями;
3. куклы би-ба-бо;
4. аудиокассета с записью музыки /различные состояния;
5. “Облака” А.Айвазова, “Улыбка” В.Шаинского/;
6. заготовки из бумаги – белые облака;
7. фломастеры;
8. воздушные шары.
Методы и приёмы: слушание музыки, ответы на вопросы, чтение стихов, рисование.
Ход занятия:
Воспитатель:Д ети, сегодня мы с вами поговорим о настроении. Настроение может быть: грустным и весёлым, в зависимости от того, какие события происходят в нашей жизни. Хорошие события вызывают радость и мы улыбаемся, плохие события - вызывают грусть и неприятные впечатления ( например, ты с кем-нибудь поссорился, сломал игрушку); что-то нас удивляет. При этом каждый раз у нас меняется выражение лица. Оно может быть таким: (рассматриваем пиктограммы, отображающие: радость, грусть, удивление, испуг, злость).
Давайте сейчас поиграем в игру: «Угадай настроение».
Воспитательчитает детям стихи на разное эмоциональное состояние, а они находят картинку с таким настроением и выставляют её на доску.
«То-то рада, то-то рада вся звериная семья,
Прославляют, поздравляют удалого воробья!
А слониха-щеголиха так подплясывает лихо,
Что румяная луна в небе задрожала,
И на бедного слона кубарем упала». (Радость, веселье).
Наша Таня громко плачет - уронила в речку мячик. ( Грусть).
«Вот мы видим: сквозь ветвей на нас шагает страшный зверь!
У него торчат клыки и усы топорщатся.
У него горят зрачки - хохотать не хочется». (Страх).
«В реке большая драка: поссорились два рака.
Рак пятится от рака четвёртый час подряд.
Хотят другие раки подраться в этой драке,
Но тоже почему – то все пятятся назад». (Злость).
«Вова растеряшка,
Где твоя рубашка?
Может, серые коты
Унесли её в кусты?
Может, заяц приходил?
Может, ёжик утащил?
Может, плюшевый медведь
Захотел её надеть?» (Удивление).
После окончания игры воспитатель хвалит детей за правильное выполнение.
Воспитатель: А сейчас ребята давайте узнаем с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад. Хотите?
Тогда поиграем в игру «Собери цветок».
Дети из множества лепестков разного цвета выбирают тот, который соответствует их настроению сегодня, объясняя, почему лепесток именно этого цвета они выбрали.
(светлые цвета это радость, тёмные, серые – грусть, злость). Ребёнок объясняет: «Я ставлю к серединке зелёного цвета лепесток красный, потому, что у меня сегодня хорошее настроение». (При затруднении в выполнении задания и определения своего эмоционального состояния детям необходимо помочь). Подвести итог, обращаю внимание детей на то, что цветок получился ярким, красивым, светлым, а это значит, что сегодня у всех хорошее, весёлое настроение.
Воспитатель: Если у всех хорошее настроение сейчас поиграем ещё в одну игру: «Море волнуется раз!»
Игра «Море волнуется раз!»
Дети стоят «врассыпную», выбирается водящий (первый раз водящий педагог). Со словами «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – любое настроение на лице замри!» - дети выполняют различные движения. После слова «замри»- изображают на лицах любую эмоцию (страх, гнев, радость, удивление, грусть, испуг).
Водящий дотрагиваясь до ребёнка, отгадывает его мимику – эмоцию. Игра повторяется несколько раз. А теперь мы немного расслабимся.
Упражнение на расслабление: «Волшебный сон».
Дети ложатся на ковёр. Закрывают глаза.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая:
Замедляется движенье.
Исчезает напряженье…
И становится понятно:
Расслабление – приятно.
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают…засыпают… (2 раза)
Напряженье улетело
И расслаблено всё тело (2 раза).
Губы не напряжены
Приоткрыты и теплы (2 раза)
И послушный наш язык быть расслабленным привык (2 раза)
Дышится легко… ровно… глубоко…
Напряженье улетело и расслаблено всё тело
Будто мы лежим на травке
Греет солнышко сейчас, ноги тёплые у нас
Дышится легко… ровно… глубоко…
Губы тёплые и вялые,
Но нисколько не усталые
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык!
Дышится легко…ровно…глубоко…
Нам понятно, что такое… состояние покоя…
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать!
Веселы, бодры мы снова
И к занятиям готовы!
Проигрывание этюдов и их анализ.
ЭТЮД НА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЖЕСТА
«Игра в снежки» (для детей 5—6 лет)
Зима. Дети в саду играют в снежки.
Этюд сопровождается музыкой Г.Струве «Веселая горка».
Выразительные движения: Нагнуться, схватить двумя руками снег, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.
Этюды на выражение удовольствия и радости
«Карлсон» (для детей 5—6 лет)
Ведущий предлагает детям отгадать загадку:
Мой дом — у вас на крыше!
Я каждому знаком!
И мой пропеллер слышен
Над вашим чердаком!
(М. Танин)
Затем один ребенок показывает, какое лицо у Карлсона, а другой — какое довольное лицо у мальчика, к которому прилетел Карлсон.
Выразительные движения: 1. Надуть щеки. 2. Улыбаться.
«Хорошее настроение» (для детей 5—6 лет)
Мама послала сына в булочную: «Купи печенье и конфеты,— сказала она.— Мы выпьем с тобой чай и пойдем в зоологический сад». Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение.
Выразительные движения:
Походка: быстрый шаг, иногда переходящий на поскоки.
Мимика: Улыбка.
Во время этюда звучит музыка Д. Львова-Компанейца «Хорошее настроение».
Вывод: Дети очень любят когда с ними играет воспитатель. Воспитатель обязан помнить, что очень важный момент в игре – преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры развивает умственные способности дошкольника.
В дидактической игре ребенок самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи: описывает предметы, группирует по различным свойствам и признакам, отгадывает предметы и действия по описанию, придумывает рассказы. Дети могут найти ответ, догадаться, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт, проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.
Исходя из этого можно считаю, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой материал увлекательным, вызывает у детей глубокое чувство удовлетворения, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
«Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».
Вовремя занятияигра является хорошим средством, стимулирующим деятельность учащихся, повышает их работоспособность, но и воспитывает чувство коллективизма и взаимовыручки. В результате использования игр, в учебном процессе у детей развивается подвижность и гибкость ума, формируются такие процессы мышления, как сравнение, анализ умозаключение. При помощи игры можно добиться систематического усвоения и закрепления знаний учащихся.
Приложение:
КАРТОЧКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ НАСТРЕНИЯ |
|
ПИКТОГРАММЫ: СХЕМАТИЧНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛИЦА С РАЗЛИЧНЫМИ ЭМОЦИЯМИ |
|
КУКЛЫ БИ-БА-БО |
|
ЗАГОТОВКИ ИЗ БУМАГИ – БЕЛЫЕ ОБЛАКА |
ЛЕПЕСТКИ ДЛЯ ИГРЫ «Собери цветок» |