Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Устная речь — наиболее естественное и удобное средство повседневного контакта с окружающими людьми. В развитии человека устная речь формируется раньше других форм речи. На ее основе позднее складывается письменная речь, требующая более высокого уровня развития психических процессов.
Развитие мышления, познавательных способностей школьника в значительной степени зависит от наличия у него речи, прежде всего в устной форме. Отсутствие или резкое недоразвитие устной речи у ребенка с нарушенным слухом приводит к замедлению познавательного развития, которое с большим трудом корригируется на других возрастных этапах.
Просмотр содержимого документа
«Коррекция и контроль звукопроизношения обучающихся с нарушениями слуха в урочное и внеурочное время»
Коррекция и контроль звукопроизношения обучающихся с нарушениями слуха в урочное и внеурочное время
Устная речь —
наиболее естественное и удобное средство повседневного контакта с окружающими людьми.
Задачи обучения неслышащих школьников произношению
- - обеспечить устной речи детей с нарушением слуха достаточную внятность, достичь максимальной членораздельности речи, максимально приблизить произношение к естественному звучанию, к живой, выразительной речи слышащих людей;
- - добиться прочного закрепления речевого материала в произношении, чтобы имели место автоматизированные речевые комплексы;
- - добиться беглости произношения, чтобы оно позволяло неслышащему обучающемуся приспосабливать отраженную артикуляцию к темпу речи собеседника, чтобы соблюдалась тождественность в словесном ударении и нормах орфоэпии;
Задачи обучения неслышащих школьников произношению
- - формировать навыки самоконтроля над произношением;
- - побуждать обучающихся к активному усвоению произносительной стороны устной речи;
- - воспитывать определенное отношение к ней;
- - приучать детей смело вступать в контакт со слышащими, невзирая на возможную неблагоприятную реакцию на фонетические особенности их устной речи.
Содержание обучения произносительным навыкам
- Речевое дыхание - формирование умения правильно пользоваться дыханием, воспроизводя слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, а также выработка умения членить фразу на синтагмы.
- Голос - формирование навыка пользования голосом нормальной высоты и силы без грубых отклонений от нормального тембра.
Содержание обучения произносительным навыкам
- Звуки и их сочетания - формирование умения правильно воспроизводить все звуки русского языка и их сочетания в словах. При этом соблюдается определенная последовательность в усвоении звукового состава речи глухими учащимися.
- Работа над словом - формирование у учащихся умения воспроизводить слова слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для нормального произношения.
Метод и формы организации обучения произношению детей с нарушениями слуха
- Аналитико-синтетический метод – сущность данного метода состоит в том, что исходным моментом в работе над новым словом, фразой является слухо-зрительное восприятие и сообщение их (слова, фразы) значений.
- Концентрический метод - сущность данного метода состоит в том, что первоначальное обучение произношению глухих состоит из двух концентров.
- Полисенсорный метод - сущность данного метода состоит в том, что в процессе обучения неслышащих произношению следует опираться на деятельность ряда анализаторов (зрительного, кожного и двигательного).
Основные формы организации обучения неслышащих обучающихся произношению
- - специальные индивидуальные занятия;
- - ежедневные речевые зарядки;
- - работа над произношением на уроках по общеобразовательным предметам и во внеклассное время.
Основные стадии работы по коррекции звукопроизношения состоят из трех этапов
- Этап постановки звука .
- Этап закрепления и автоматизации .
- Этап дифференциации.
- Этап автоматизации.
Структура первой части индивидуального занятия по формированию произношения
- 1. Упражнения для голоса, губ, языка.
- 2. Упражнение по выработке слуховых дифференцировок.
- 3. Работа со схематическим профилем звука.
- 4. Упражнения по выработке артикуляционных дифференцировок.
- 5. Упражнения по закреплению произношения звуков без опоры на звукоусиливающую аппаратуру.
Задача и содержание речевой зарядки
- Задача - закрепление и совершенствование ранее усвоенных произносительных навыков, предупреждение их распада, закрепление вновь приобретаемых навыков.
- Содержание речевой зарядки может быть любая сторона устной речи: работа над звуками, голосом, речевым дыханием, словесным и логическим ударением, нормами орфоэпии, темпом речи.
Виды работ на речевой зарядки
- чтение речевого материала с доски;
- называние картинок и конкретных предметов;
- воспроизведение действий в ситуациях;
- рассказывание.
Приемы коррекции произношения
- повторение учителем правильного произношения слова, предложения;
- показ правильной артикуляции звука, использование дактильного знака;
- словесная инструкция по правильному произношению;
- графическое изображение корректируемого звука.
Все приёмы коррекции сопровождаются произношением учителя в микрофон.
Этапы формирование самоконтроля
1 этап - констатирующий осознанный контроль.
Учащиеся контролируют своё произношение с помощью различных анализаторов, сличают собственное произношение с произношением учителя.
Условия формирования осознанного самоконтроля :
- образец правильного произношения учителя;
- побуждение сравнить собственное произношение с произношением учителя: « Послушай, как ты сказал», «Ты сказал верно (неверно)»,
- оценка собственного произношения: « Я сказал неверно»:
- установка учителя на правильное произношение;
- опора на сохранные анализаторы: слух, зрение, тактильно-вибрационные ощущения при усилении слухового самоконтроля.
Этапы формирование самоконтроля
2 этап – подсознательный самоконтроль.
Именно выработка такого самоконтроля свидетельствует о подлинной автоматизации умения, доведённого до навыка контролировать собственную речь.
Условия формирования подсознательного самоконтроля :
- систематический контроль за речью учащихся со стороны учителя;
- большое число упражнений по выработке сознательного контроля;
- переход от полисенсорного подхода к слухо-произносительному контролю за собственной речью;
- постепенное исключение контроля учителя за речью учащихся;
- постоянное пользование ЗУА.
Этапы формирование самоконтроля
3 этап - заключительный подсознательный контроль в самостоятельной речи учащихся.
Условия формирования подсознательного самоконтроля :
- организация упражнений по самоконтролю в ходе использования различных видов речевой деятельности;
- постепенный переход от контроля в несамостоятельных и частично самостоятельных видах речевой деятельности к контролю в самостоятельной речи;
- прочность самоконтроля за речью в любых условиях, приблизительно соответствующих самоконтролю слышащих.
Благодаря систематической работе по формированию навыков осозного самоконтроля
над произносительной стороной устной речи повышается эффективность коррекционно-педагогического процесса и у обучающихся с нарушением слуха развивается активная фонетически правильная речь.