СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция и контроль звукопроизношения обучающихся с нарушениями слуха в урочное и внеурочное время

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Устная речь — наиболее естественное и удобное средство повседневного контакта с окружающими людьми. В развитии человека устная речь формируется раньше других форм речи. На ее основе позднее складывается письменная речь, требующая более высокого уровня развития психических процессов.

Развитие мышления, познавательных способностей школьника в значительной степени зависит от наличия у него речи, прежде всего в устной форме. Отсутствие или резкое недоразвитие устной речи у ребенка с нарушенным слухом приводит к замедлению познавательного развития, которое с большим трудом корригируется на других возрастных этапах.

Просмотр содержимого документа
«Коррекция и контроль звукопроизношения обучающихся с нарушениями слуха в урочное и внеурочное время»

Коррекция и контроль звукопроизношения обучающихся  с нарушениями слуха  в урочное и внеурочное время

Коррекция и контроль звукопроизношения обучающихся с нарушениями слуха в урочное и внеурочное время

Устная речь — наиболее естественное и удобное средство повседневного контакта с окружающими людьми.

Устная речь

наиболее естественное и удобное средство повседневного контакта с окружающими людьми.

 Задачи обучения неслышащих школьников произношению   - обеспе­чить устной речи детей с нарушением слуха достаточную внятность, достичь максимальной членораздельности речи, максимально приблизить произношение к естественному звучанию, к жи­вой, выразительной речи слышащих людей; - добиться прочного закрепления речевого материала в произношении, чтобы имели место автоматизированные речевые комплексы; - добиться беглости произношения, чтобы оно позволяло неслышащему обучающемуся приспосабливать отраженную артикуляцию к темпу речи собеседника, чтобы соблюдалась тождественность в словесном ударении и нормах орфоэпии;

Задачи обучения неслышащих школьников произношению

  • - обеспе­чить устной речи детей с нарушением слуха достаточную внятность, достичь максимальной членораздельности речи, максимально приблизить произношение к естественному звучанию, к жи­вой, выразительной речи слышащих людей;
  • - добиться прочного закрепления речевого материала в произношении, чтобы имели место автоматизированные речевые комплексы;
  • - добиться беглости произношения, чтобы оно позволяло неслышащему обучающемуся приспосабливать отраженную артикуляцию к темпу речи собеседника, чтобы соблюдалась тождественность в словесном ударении и нормах орфоэпии;
 Задачи обучения неслышащих школьников произношению   - формировать навы­ки самоконтроля над произношением; - побуждать обучающихся к активному усвоению произноси­тельной стороны устной речи; - воспитывать определенное отноше­ние к ней; - приучать детей смело вступать в контакт со слышащими, невзирая на возможную неблагоприят­ную реакцию на фонетические особенности их устной речи.

Задачи обучения неслышащих школьников произношению

  • - формировать навы­ки самоконтроля над произношением;
  • - побуждать обучающихся к активному усвоению произноси­тельной стороны устной речи;
  • - воспитывать определенное отноше­ние к ней;
  • - приучать детей смело вступать в контакт со слышащими, невзирая на возможную неблагоприят­ную реакцию на фонетические особенности их устной речи.
Содержание обучения произносительным навыкам Речевое дыхание -  формирование умения правильно пользоваться дыханием, воспроизводя слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, а также выработка умения членить фразу на синтагмы.  Голос  - формирование навыка пользо­вания голосом нормальной высоты и силы без грубых отклонений от нормального тембра. 

Содержание обучения произносительным навыкам

  • Речевое дыхание -  формирование умения правильно пользоваться дыханием, воспроизводя слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, а также выработка умения членить фразу на синтагмы. 
  • Голос  - формирование навыка пользо­вания голосом нормальной высоты и силы без грубых отклонений от нормального тембра. 
Содержание обучения произносительным навыкам Звуки и их сочетания -  формиро­вание умения правильно воспроизводить все звуки русского языка и их сочетания в словах. При этом соблюдается определенная последовательность в усвоении звукового состава речи глухими учащимися.   Работа над словом  - формирование у уча­щихся умения воспроизводить слова слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и ор­фоэпические правила, характерные для нормального произноше­ния. 

Содержание обучения произносительным навыкам

  • Звуки и их сочетания -  формиро­вание умения правильно воспроизводить все звуки русского языка и их сочетания в словах. При этом соблюдается определенная последовательность в усвоении звукового состава речи глухими учащимися.
  •   Работа над словом  - формирование у уча­щихся умения воспроизводить слова слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и ор­фоэпические правила, характерные для нормального произноше­ния. 
Метод и формы организации обучения произношению детей с нарушениями слуха Аналитико-синтетический метод – сущность данного метода состоит в том, что исходным моментом в работе над новым словом, фразой является слухо-зрительное восприятие и сообщение их (слова, фразы) значе­ний. Концентрический метод - сущность данного метода состоит в том, что перво­начальное обучение произношению глухих состоит из двух концентров. Полисенсорный метод - сущность данного метода состоит в том, что в процессе обучения неслышащих произношению следует опираться на деятельность ряда анализаторов (зрительного, кожного и дви­гательного).

Метод и формы организации обучения произношению детей с нарушениями слуха

  • Аналитико-синтетический метод – сущность данного метода состоит в том, что исходным моментом в работе над новым словом, фразой является слухо-зрительное восприятие и сообщение их (слова, фразы) значе­ний.
  • Концентрический метод - сущность данного метода состоит в том, что перво­начальное обучение произношению глухих состоит из двух концентров.
  • Полисенсорный метод - сущность данного метода состоит в том, что в процессе обучения неслышащих произношению следует опираться на деятельность ряда анализаторов (зрительного, кожного и дви­гательного).
Основные формы организации обучения неслышащих обучающихся произношению   - специальные индивидуальные занятия; - ежедневные речевые зарядки; - работа над произношением на уро­ках по общеобразовательным предметам и во внеклассное время.

Основные формы организации обучения неслышащих обучающихся произношению

  • - специальные индивидуальные занятия;
  • - ежедневные речевые зарядки;
  • - работа над произношением на уро­ках по общеобразовательным предметам и во внеклассное время.
Основные стадии работы по коррекции звукопроизношения состоят из трех этапов Этап постановки звука . Этап закрепления и автоматизации . Этап дифференциации. Этап автоматизации.

Основные стадии работы по коррекции звукопроизношения состоят из трех этапов

  • Этап постановки звука .
  • Этап закрепления и автоматизации .
  • Этап дифференциации.
  • Этап автоматизации.
Структура первой части индивидуального занятия по формированию произношения 1. Упражнения для голоса, губ, языка.  2. Упражнение по выработке слуховых дифференцировок.  3. Работа со схематическим профилем звука.  4. Упражнения по выработке артикуляционных дифференцировок.  5. Упражнения по закреплению произношения звуков без опоры на звукоусиливающую аппаратуру. 

Структура первой части индивидуального занятия по формированию произношения

  • 1. Упражнения для голоса, губ, языка. 
  • 2. Упражнение по выработке слуховых дифференцировок. 
  • 3. Работа со схематическим профилем звука. 
  • 4. Упражнения по выработке артикуляционных дифференцировок. 
  • 5. Упражнения по закреплению произношения звуков без опоры на звукоусиливающую аппаратуру. 
Задача и содержание речевой зарядки Задача - закрепление и совершенствование ранее усвоенных произносительных навыков, предупреждение их распада, закрепление вновь приобретаемых навыков. Содержание речевой зарядки может быть любая сторона уст­ной речи: работа над звуками, голосом, речевым дыханием, сло­весным и логическим ударением, нормами орфоэпии, темпом речи.

Задача и содержание речевой зарядки

  • Задача - закрепление и совершенствование ранее усвоенных произносительных навыков, предупреждение их распада, закрепление вновь приобретаемых навыков.
  • Содержание речевой зарядки может быть любая сторона уст­ной речи: работа над звуками, голосом, речевым дыханием, сло­весным и логическим ударением, нормами орфоэпии, темпом речи.
Виды работ на  речевой зарядки чте­ние речевого материала с доски; называние картинок и конкретных предметов;  воспро­изведение действий в ситуациях; рассказывание.

Виды работ на речевой зарядки

  • чте­ние речевого материала с доски;
  • называние картинок и конкретных предметов;
  • воспро­изведение действий в ситуациях;
  • рассказывание.
Приемы коррекции произношения повторение учителем правильного произношения слова, предложения; показ правильной артикуляции звука, использование дактильного знака;  словесная инструкция по правильному произношению;  графическое изображение корректируемого звука.  Все приёмы коррекции сопровождаются произношением учителя в микрофон.

Приемы коррекции произношения

  • повторение учителем правильного произношения слова, предложения;
  • показ правильной артикуляции звука, использование дактильного знака;
  • словесная инструкция по правильному произношению;
  • графическое изображение корректируемого звука.

Все приёмы коррекции сопровождаются произношением учителя в микрофон.

Этапы формирование самоконтроля 1 этап -  констатирующий осознанный контроль.  Учащиеся контролируют своё произношение  с помощью различных анализаторов, сличают собственное произношение с произношением учителя. Условия формирования осознанного самоконтроля : образец правильного произношения учителя; побуждение сравнить собственное произношение с произношением учителя: « Послушай, как ты сказал», «Ты сказал верно (неверно)», оценка собственного произношения: « Я сказал неверно»: установка учителя на правильное произношение; опора на сохранные анализаторы: слух, зрение, тактильно-вибрационные ощущения при усилении слухового самоконтроля.

Этапы формирование самоконтроля

1 этап -  констатирующий осознанный контроль.

Учащиеся контролируют своё произношение  с помощью различных анализаторов, сличают собственное произношение с произношением учителя.

Условия формирования осознанного самоконтроля :

  • образец правильного произношения учителя;
  • побуждение сравнить собственное произношение с произношением учителя: « Послушай, как ты сказал», «Ты сказал верно (неверно)»,
  • оценка собственного произношения: « Я сказал неверно»:
  • установка учителя на правильное произношение;
  • опора на сохранные анализаторы: слух, зрение, тактильно-вибрационные ощущения при усилении слухового самоконтроля.
Этапы формирование самоконтроля 2 этап – подсознательный самоконтроль.  Именно выработка такого самоконтроля свидетельствует о подлинной автоматизации умения, доведённого до навыка контролировать собственную речь. Условия формирования подсознательного самоконтроля : систематический контроль за речью учащихся со стороны учителя; большое число упражнений по выработке сознательного контроля; переход от полисенсорного подхода к слухо-произносительному контролю за собственной речью; постепенное исключение контроля учителя за речью учащихся; постоянное пользование ЗУА.

Этапы формирование самоконтроля

2 этап – подсознательный самоконтроль.

Именно выработка такого самоконтроля свидетельствует о подлинной автоматизации умения, доведённого до навыка контролировать собственную речь.

Условия формирования подсознательного самоконтроля :

  • систематический контроль за речью учащихся со стороны учителя;
  • большое число упражнений по выработке сознательного контроля;
  • переход от полисенсорного подхода к слухо-произносительному контролю за собственной речью;
  • постепенное исключение контроля учителя за речью учащихся;
  • постоянное пользование ЗУА.
Этапы формирование самоконтроля 3 этап -  заключительный подсознательный контроль в  самостоятельной речи учащихся. Условия формирования подсознательного самоконтроля : организация упражнений по самоконтролю в ходе использования различных видов речевой деятельности; постепенный переход от контроля в несамостоятельных и частично самостоятельных видах речевой деятельности к контролю в самостоятельной речи; прочность самоконтроля за речью в любых условиях, приблизительно соответствующих самоконтролю слышащих.

Этапы формирование самоконтроля

3 этап -  заключительный подсознательный контроль в  самостоятельной речи учащихся.

Условия формирования подсознательного самоконтроля :

  • организация упражнений по самоконтролю в ходе использования различных видов речевой деятельности;
  • постепенный переход от контроля в несамостоятельных и частично самостоятельных видах речевой деятельности к контролю в самостоятельной речи;
  • прочность самоконтроля за речью в любых условиях, приблизительно соответствующих самоконтролю слышащих.
Благодаря систематической работе по формированию навыков осозного самоконтроля над произносительной стороной устной речи повышается эффективность коррекционно-педагогического процесса и у обучающихся с нарушением слуха развивается активная фонетически правильная речь.

Благодаря систематической работе по формированию навыков осозного самоконтроля

над произносительной стороной устной речи повышается эффективность коррекционно-педагогического процесса и у обучающихся с нарушением слуха развивается активная фонетически правильная речь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!