СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Коррекция и развитие приёмов логического мышления в работе учителя-дефектолога с обучающимися с ЗПР"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Коррекция и развитие приёмов логического мышления в работе учителя-дефектолога с обучающимися с ЗПР"

Просмотр содержимого документа
«"Коррекция и развитие приёмов логического мышления в работе учителя-дефектолога с обучающимися с ЗПР"»

ГКОУ «Вышневолоцкая школа-интернат №2»







«Коррекция и развитие

приёмов логического мышления

в работе учителя-дефектолога

с обучающимися с ЗПР»




Учитель-дефектолог:

Щелкунова Наталья Евгеньевна

























г. Вышний Волочек

2022г.



Каждое поколение людей выдвигает свои требования к образованию. Учить учиться, учить гибкому мышлению, учить самостоятельно выполнять различные задачи - вот в чем суть работы педагога. Самостоятельное приобретение знаний невозможно без умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию, делать правильные логические выводы. Особую роль в интеллектуальном развитии играет логическое мышление.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Для полноценного развития логического мышления ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и навыков, т.е. приобрести так называемую "логическую грамотность".

Логическая грамотность понимается как свободное владение некоторым комплексом элементарных логических понятий и действий, оставляющих науку о логическом мышлении. Основой этого комплекса являются прежде всего общие логические навыки.

Общие логические навыки включают:

1. Способность выполнять логические действие классификации.

2. Способность определять знакомое понятие через родовые и видовые различия.

3. Умение строить простейшие выводы.

Эти навыки могут и должны быть сформированы уже в младшем школьном возрасте Но с учетом особенностей развития наших обучающихся, формирование логического мышления может быть искаженно по времени и иметь парциальные нарушения. Я хочу кратко остановимся на тех приемах, которыми ребенок должен овладеть в младшем школьном возрасте. Сначала немного теории, чтобы запомнить, что это за приемы. Итак:

Сравнение - это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между объектами и явлениями.

Систематизация - это мысленное построение системы, расположение объектов в определенном порядке, установление определенной последовательности между ними.

Обобщение - это мысленное объединение объектов и явлений в соответствии с их общими и существенными признаками.

Классификация - это мысленное распределение предметов по классам в соответствии с наиболее существенными признаками.

Смысловое соотнесение - это мысленное сравнение, сопоставление объектов или явлений по их значению - функциям, назначению, другим внутренним свойствам и признакам (в отличие от внешних свойств и знаков).

Приведу примеры коррекционно-развивающих упражнений, ориентированных на формирование приема «Сравнение».

Упражнение «Найди сходства и отличия»

Цель: Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения в сравнении.

Инструкция: Детям предлагается сравнить предметы на картинках отличающиеся:

- Одним отличительным признаком Н: цвет, форма, величина.

- Картинки для сравнения усложняются - совокупностью признаков Н: Цвет - величина, Цвет - форма, Цвет -детали предмета.

После того, когда обучающимися усвоен принцип анализа объекта и нахождение отличительных признаков на предмете, можно вводить работу с понятием.

Например: Необходимо сравнить корову и волка.


Сначала идут конкретные признаки внешнего различия, и только потом, параллельно с усвоением обобщающих понятий идут различия на обобщающем уровне. Итак, вы видите, что в ходе сравнения ребенок учится определять общие и отличительные, а также существенные и несущественные свойства (признаки) предметов и явлений.

Особые трудности дети этого возраста испытывают при различении существенных и несущественных свойств. Поэтому здесь важно использовать простые и наглядные примеры.

Прием "Систематизация". Для того, чтобы овладеть методом систематизации, ребенок должен прежде всего уметь определять различные признаки предметов, а также сравнивать разные объекты по этим признакам. Другими словами, он должен уметь выполнять элементарные действия сравнения. Основные логические действия, которые требуются при выполнении систематизации, заключаются в сериации объектов. Сериация - это упорядочивание объектов по степени интенсивности одного или нескольких признаков. Каждый элемент, включенный в сериационный ряд, находится в определенных отношениях с соседними элементами: выраженность в нем варьируемого признака одновременно больше, чем в одном из них, так и меньше, чем в другом. Игровой материал должен быть не только визуальным (наглядным), но и вербальным (словестным).

Упражнение «Продолжи».

Цель: Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения в систематизации.

Инструкция: Детям предлагается сравнить серию предметов по размеру, количеству деталей т.д.

На первой картинке признаком последовательности является величина, на второй картинке признаком является количество, на третьей - целостность объекта, на четвертой признаком для систематизации является обобщающий признак. Также можно использовать систематизацию картинок в области применения и использования предметов, объединяя их в группы.

Примером систематизации можно считать и серию сюжетных картинок. Где в основе объединения будет сюжетная линия.

Перейдем к приему «Обобщение» и «Классификация». Чтобы «обобщать», дети должны знать обобщающие слова. Только при этом условии возможно осуществление обобщения и последующей классификации. С такими словами они знакомятся обычно в процессе общения со взрослыми - в беседах, при чтении детской литературы, при выполнении разнообразных поручений, а также непосредственно в игровой и учебной деятельности. Вместе с тем, более эффективными являются специально организованные занятия, в которых детям даются обобщенные названия, соответствующие их уровню знаний и жизненные представления. Обобщающие слова, которые редко используются в их речи, трудны для младших школьников. В младшем школьном возрасте обучающийся должен научиться группировать в уме различные объекты, по определенному признаку.

Чтобы осуществить классификацию, необходимо уметь анализировать материал, сравнивать (соотносить) отдельные его элементы друг с другом, находить в них общие черты, обобщать на этой основе, распределять объекты по группам на основе выделенных в них общих признаков и отраженных в названии группы. Таким образом, реализация классификации предполагает использование методов сравнения и обобщения. Однако, кроме того, полное овладение этой техникой требует ознакомления ребенка с правилами классификации как логической операции, а также с родовыми и специфическими особенностями взаимосвязи понятий разного объема.

Упражнение «Что это?».

Цель: Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения в обобщении.

Игра проводится на этапе когда дети уже знакомы с обобщающими понятиями. Игра на обобщения, предполагается как словесная, но на начальном этапе можно давать детям опорные картинки.

Инструкция: Сначала предполагается обобщение понятий из повседневной жизни (игрушки, животные, фрукты, овощи и т.д.).

Затем в схему игры можно включать понятия времени.

Времена года.

Части суток.

И т.д. Усложнить упражнение можно по схеме «продолжи цепочку. H: огурец, помидор, картофель (продолжи)… яблоко, груша, апельсин (продолжи)… или H: Назови каждую группу одним словом:

а) Вера, Надежда, Любовь, Елена - …

б) стол, диван, кресло, стул.- …

в) понедельник, воскресенье, среда, четверг - …

г) январь, май, март, июль - …

д) Москва, Баку, Кишинёв, Тверь - …

е) чашка, блюдце, стакан, кастрюля - …

ж) морковь, свекла, лук, картофель - …

Мы вкратце остановились на коррекционно-развивающих упражнениях, которые можно использовать с любым наполнением, на любом этапе и в любой форме коррекционной деятельности. Резюмируя своё выступление и выступление моих коллег, хочу подчеркнуть, что наша основная задача как специалистов работающих с детьми с особыми возможностями здоровья, не наполнить знаниями, а научить работать с материалом, научить ребенка правильно думать и рассуждать, и тогда ему по силам будет решить любую проблему. Будет ли это в рамках учебного предмета или задача которую поставит перед ним взрослая жизнь.

Ведь логика в буквальном переводе с греческого языка означает «Наука о правильном мышлении».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!