СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция межличностных отношений старшеклассников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коррекция межличностных отношений старшеклассников»

Коррекция межличностных отношений старшеклассников.



Кукса И.В.


В статье дано теоретическое обоснование проблемы, определена актуальность изучения и коррекции межличностных отношений. Предлагаются диагностические методики, позволяющие определить не только структуру межличностных отношений, но и особенности личности.В соответствии с выявленными проблемами предлагаются корректирующие методики – социально – психологические тренинги общения.


Problem theoretical justification is given in this article; the relevance of interpersonal relationships study and correction is specified. Diagnostic techniques that allow determining not only interpersonal relationships structure but also personality characteristics are suggesting. In accordance with the revealed problems correcting techniques-social-psychological communication trainings are set forth.

Мақалада келелі мәселенің теориялық негіздемесі беріліп, жеке тұлға аралық қарым-қатынастарды зерделеу және түзету көкейтестілігі анықталған. Жеке тұлға аралық қарым-қатынастардың құрылымын ғана емес, сондай-ақ жеке тұлғаның ерекшеліктерін де анықтауға мүмкіндік беретін диагностикалық әдістемелер ұсынылады. Анықталған келелі мәселелерге сәйкес түзетуші әдістемелер −әлеуметтік-психологиялық тілдесу тренингтері ұсынылады.


«Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения»[1].

В социально-психологической литературе утверждается, что общение необходимо рассматривать в тесной связи со всей системой отношений, в которые входит человек. В самом общем виде общение – есть реализация двух видов отношений: 1) реализация общественных отношений, т.е. люди сталкиваются как представители различных социальных групп;2) реализация межличностных отношений, которые эмоционально окрашены: «симпатия – антипатия», например, или «самостоятельность – зависимость» [2].

Я остановлюсь на более изученном и раскрытом виде – это общение как проявление межличностных отношений (МЛО).

Старшеклассники – это юноши и девушки 15 – 16 лет, у них во многом сохраняется сложившееся отношение к окружающей их в школе обстановке, но в их поведении и делах властно заявляют о себе и новые особенности, неразрывно связанные с наступившими возрастными изменениями. Этот период является завершающим в школьной жизни учеников. Старшеклассники начинают оценивать учебную деятельность, главным образом, с точки зрения своего будущего. У них меняется отношение к отдельным учебным предметам. Учебные интересы и склонности становятся более определёнными, более чётко выраженными. И в тоже время старшеклассники весьма озабочены тем, соответствует ли их тело и внешность эталону «мужественности» и «женственности». Меняется у старшеклассников и отношение к педагогам. Часто обращает на себя внимание их критическое отношение к преподавателям. Но существует и другая особенность отношения старшеклассников к педагогам, на которую обычно меньше обращают внимание, а именно – расположенность превозносить лучших учителей, любить их, готовность следовать за ними как за духовными вождями. К сожалению, в нашей школьной практике не достаточно полно используется эта замечательная черта возраста.

У старших школьников происходит бурное развитие самосознания. Для них характерны углубленный самоанализ, самооценка всех своих способностей, качеств¸ поиск ответа на самые сокровенные и сложные вопросы жизни: «Для чего я живу?», «В чём смысл жизни?», «Каково моё место в жизни?», «Что я могу?» и т. д. Недаром этот период жизни часто называют «философским». Взаимоотношения полов в этом возрасте становятся одной из главных воспитательных проблем. Психические процессы у юношей и девушек уже в основном сформировались как вполне произвольные, но они продолжают интенсивно совершенствоваться и обогащаться. Индивидуальность каждого из старшеклассников становится более выраженной, более определённой. Всё это вызывает у старшеклассников стремление к самовоспитанию, которым они охотно, однако не всегда умело, занимаются, так что им требуется тактичная помощь учителя, психолога, взрослого человека.

В. А. Сухомлинский писал об этом периоде жизни школьников: «Юноши и девушки стремятся как можно глубже осмыслить и правильно оценить нравственную сторону своего внутреннего мира, определить на этом основании своё место в настоящем и особенно в будущей общественной жизни, избрать жизненный путь… Происходящие в этом возрасте качественные изменения в развитии самосознания личности выражаются и в том, что учащиеся стремятся уже не только правильно оценивать в себе всё хорошее и плохое, но сознательно развивать хорошее»[3].

Результат влияния межличностных отношений на личность определяется самочувствием личности в коллективе. К нему относятся: удовлетворённость личности деятельностью, взаимоотношениями, руководством, защищённостью личности в данном коллективе, её внутреннее спокойствие. Всё это определяется термином эмоциональное благополучие, которое является обязательным условием развития личности ребёнка, начиная с самых ранних этапов его жизни.

Исследования видных психологов Л.С.Выготского, Л.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, Д.Б.Эльконина и их последователей показали, что психическое развитие личности определяется её эмоциональным контактом с другими личностями, особенностями их сотрудничества. Одна из первых потребностей личности – это потребность в общении. Многочисленные исследования медиков, психологов, педагогов различных стран подтверждают мысль о ведущем значении эмоционального благополучия в психическом развитии личности. Это чрезвычайно важно. Дело в том, что при отсутствии эмоционального благополучия формирование личности всё равно происходит, но что формируется при этом? Факты формирования асоциальной личности свидетельствуют, как правило, об отсутствии эмоционального благополучия в жизни ребёнка до школы. Если же и в школе ребёнок не находит тех людей, общаясь с которыми он бы получил недостающее эмоциональное благополучие, то мы к старшему школьномувозрасту получаем замкнутых, агрессивных, апатичных, циничных юношей и девушек.

Задача психологов заключается в том, чтобы при помощи методик, тестов выявить большее количество проблем у детей и при помощи коррекционных игр и тренингов помочь детям преодолеть эти трудности, скорректировать сложные взаимоотношения между личностями.

Эту задачу можно решить, обратившись к таким методикам и тестам как:«Подростковый тест Айзенка» и его модификации, «Личностный тест ЧХТ»,«Личностный опросник Кеттела» (детский вариант), «Тест Томаса», «Тест КОС»; при помощи проективных тестов: «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Нарисуй дерево» и др.

В определении межличностных отношений в группе большую помощь оказывает социометрический метод обследования (анализ групповых отношений). Каждый из приведённых выше тестов выявляет определённый круг проблем и степень их сложности. Эти обследования проводятся с одной целью – после интерпретации результатов выбрать правильный путь в коррекции выявленных отклонений у отдельных личностей, а затем и коррекции межличностных отношений в группе.

В практической психологии различают: 1) функциональные тренинги, направленные на развитие тех или иных психических функций – внимания, памяти, мышления, восприятия, чувств, эмоций; 2) социально – психологические тренинги, направленные на развитие коммуникативных навыков и умений (эффективность общения) или на оттренировывание способов социально - ролевого проигрывания тех или иных ситуаций. Это продолжение ролевой игры, только специально организованное[4].

В процессе социально – психологических тренингов решаются следующие задачи: а) диагностика уровня развития личностных свойств и коммуникативных навыков и умений; б) коррекция отклонений поведения;

в) дальнейшее развитие личностных свойств и коммуникативных навыков и умений.

Тренинг общения проводится после социометрического исследования и длится до 78 часов, делясь на несколько этапов. Тренинг может быть жёстким и мягким. С нормами поведения в тренинговой группе участников знакомят за 1 – 2 дня до начала тренинга. По окончании тренинга проводится социологический опрос. После опроса проводится социограмма с целью дальнейшей коррекции.

Для коррекции межличностных отношений очень хорошо использовать игры из книги С. В. Петрушина «Игротека для взрослых»[5, 6].

Чтобы откорректировать межличностные отношения, сформировать навыки и умения вести полемику, оказать помощь в овладении культурой спора и совершенствовании полемического мастерства, можно использовать деловую игру «Полит бой». Эта игра предполагает столкновение людей с противоположными идеологическими взглядами. Задача этого тренинга состоит в том, чтобы столкнуть в споре стороны, стоящие на принципиально разных позициях. Эта игра способствует овладению навыками культуры ведения спора, что очень важно для старшеклассников и корректирует межличностные отношения в группе. Деловая игра «Полит бой» вызывает большой интерес у её участников. Она помогает разобраться в сложных проблемах современной жизни, способствует более глубокому усвоению теоретического материала, формированию и закреплению убеждений, является действенным средством выработки активной жизненной позиции, воспитанию гражданской зрелости.

Решение многих проблем возможно только на путях обмена мнениями, широкого общественного диалога. Неумение вести диалог нередко приводит к разъединению. Решению этой задачи способствует тренинг «Диалог».

Цель тренинга: обучение навыкам ведения конструктивного диалога.

Под конструктивным диалогом понимается такая форма межличностного общения, которая позволяет путём взаимных усилий находить решения, удовлетворяющие обе стороны, объединяющие участников для дальнейшей совместной деятельности, способствующие эффективному общественному развитию. Одна из важнейших предпосылок конструктивного диалога – равноправное участие в разговоре обеих сторон, партнёрское взаимодействие, при котором та и другая стороны находятся в равном положении. Предварительно или на самом занятии определяется актуальная проблема для данной группы, представляющая интерес для неё и ставится задача – найти наиболее приемлемое для всех решение этой проблемы.При подведении итогов занятия ведущий, наблюдатели и эксперты оценивают деятельность его участников, все присутствующие высказывают своё мнение о проделанной работе. Необходимо, чтобы в результате тренинга обучаемые усвоили, что успех и плодотворность диалога во многом зависят от соблюдения условий, например: признание не на словах, а на деле плюрализма мнений, наличия многообразия точек зрения на различные проблемы современной жизни, что является необходимой предпосылкой демократического решения вопросов[7, 8].

Следует иметь в виду, что конструктивный диалог основывается на соблюдении ряда психологических принципов. Назовём основные из них: принцип равной безопасности,принцип децентрической направленности,принцип адекватности того, что воспринято тому, что сказано.

Несоблюдение этих принципов, игнорирование условий, о которых шла речь, превращают конструктивный диалог в деструктивный,препятствующий решению проблемы.

Описанные активные формы обучения помогают приобрести навыки и умения, необходимые для искусного ведения публичного спора, способствующего совершенствованию полемического мастерства. Эти формы помогают приобрести и закрепить навыки правильного поведения в межличностном общении старшеклассников.





Литература


  1. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск. ХАРВЕСТ. 1997 г.

  2. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста (Методические разработки занятий социально – психологического тренинга) НМО «Творческая педагогика». МП «Новая школа». М. 1993г.

  3. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М. «Просвещение».1991г.

  4. Елисеев О.Е. Конструктивная типология и психодиагностика личности (практическая психология).М. 1999 г.

  5. Петрушин С.В. Игротека для взрослых. М. 1995г.

  6. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М. Международная педагогическая академия. 1994 г.

  7. Павленко О.Н. Психолого – педагогический анализ и коррекция личности. Г. Шымкент. 1995г.

  8. Лейтес Н.Л. Умственные способности и возраст. Изд. «Педагогика». М. 1971г.

  9. Наурызбаев Ж., Аязбекова Р. Уметь понять и убеждать. Г. Шымкент. 1993г.

  10. ФридманЛ.М., Волков К.Н.Психологическая наука учителю. М. «Просвещение». 1985г.

  11. Психология личности «Альманах психологических тестов». Изд. «КСП».























ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИИ.


Фамилия: Кукса

Имя: Ирина

Отчество:Вячеславовна

Учёная степень, звание: _______________

Организация, должность:осш. №18 имени Ш.Уалиханова, учитель

начальных классов, педагог - психолог

Адрес:г. Шымкент, ул.Кремлёвская д.11 кв.9

Телефон: 56 – 82 – 55

Сотовый:87056639562

E-mail: irina_kuksa_@mail.ru

Секция: Психолого-педагогические науки

Названиедоклада:Коррекция межличностных отношений

старшеклассников.

Сведения о содокладчиках:

Количество статей: 1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!