Коррекция почерка у старшеклассников: можно ли быстро решить проблему?
Можно ли исправить почерк у старшеклассников? Рост количества таких запросов традиционно увеличивается в январе-феврале каждого года. Это объясняется приближением экзаменов, когда школа открыто заявляет, что просто не примет письменные работы учеников с крайне неразборчивым и неаккуратным почерком. Запрос от родителей старшеклассников – это коррекция почерка в короткие сроки, потому что скоро предстоит сдача экзаменов.
Как проявляется проблемный почерк?
Результаты диагностики очень часто показывают, что у старшеклассников одной из основных причин трудностей с обучением как раз является их проблемный почерк. А если говорить точнее, то несформированный навык письма от руки.
Почерк многих старшеклассников можно сравнить с наскальной живописью, так как он содержит в себе все признаки этого доисторического вида «искусства»:
абстрактность и неразборчивость написанного текста;
неправильная манера письма, когда буквы и цифры пишутся снизу вверх и справа налево. Это яркий признак того, что у ребёнка НЕ сформирована правильная нейродинамика чтения и письма;
недописывание окончаний слов, отдельных букв. Может создаваться впечатление, что текст написан обрывками и фрагментами;
наличие множества зачёркиваний, многократного обвода некоторых букв, визуальное выделение запятых и точек за счёт увеличения их «жирности».
По такому почерку старшеклассников видно, что у них есть психоэмоциональная неустойчивость, ребёнок сильно нервничает, когда пишет. Более того, очевидно, что сам процесс письма раздражает школьника, при этом неважно, выполняет ли он письменную работу дома или на уроке в школе. И коррекция такого почерка у школьников просто невозможна без решения психоэмоциональных проблем ребёнка!
Но почему за 9 или 10 лет обучения в школе ребёнок так и не научился нормально писать?
Неразборчивый и неаккуратный почерк старшеклассника нельзя объяснить только отсутствием желания прикладывать усилия и дополнительно напрягаться для его улучшения.
Современные школьники испытывают проблемы с почерком из-за следующих причин:
1. Рассогласованность в работе полушарий мозга. Например, по результатам обследования видно, какое полушарие мозга у ребёнка преобладает и как это сказывается на его обучении. Отметим, что для успешной учёбы в школе нужно, чтобы у ребёнка доминировало левое полушарие, даже если он очень творческая личность.
2. Компьютерная зависимость. Современные школьники часами просиживают за играми и в социальных сетях. Доказано, что «зависание в гаджетах» негативно сказывается не только на психоэмоциональном состоянии ребёнка, но и его умственных способностях. Естественно, что детям, которые по 3-4 часа каждый день просиживают за компьютером, требуется постановка и коррекция почерка! Поэтому неслучайно на всех программах одно из требований – обязательный отказ от гаджетов. Более того, после программ дети сами добровольно отказываются от использования смартфонов, потому что понимают, что они им мешают учиться.
3. Неправильный захват ручки с одновременной низкой подвижностью лучезапястного сустава. Из-за этого ребёнок просто физически не способен аккуратно, бегло и ровно писать.
4. Низкий уровень развития зрительно-моторной координации.
5. Слабая нервная система и наличие различных психоэмоциональных проблем.
6. Нарушение координации тела, которая проявляется в виде моторной неловкости.
7. Синдром ускоренного мышления, при котором рука просто не успевает за работой мозга, из-за чего возникают проблемы не только с почерком, но и в целом с обучением.
Как быстро исправить почерк у старшеклассников?
Традиционно считается, что для коррекции почерка нужно заниматься в прописях, а сам процесс требует очень много времени – вплоть до нескольких лет.
Коррекция почерка без прописей возможна за 15 дней!
ДА, это уже много раз доказано практикой учеников!!!
Но зная секреты и особенности работы мозга, коррекция почерка у школьников любых классов возможна в короткие сроки – всего за 15 дней! И для этого не потребуется работа в прописях, потому что нужно развивать руки и менять установки работа мозга! В этом и заключается уникальность и особенность метода по оказанию помощи детям с трудностями в обучении, в том числе старшеклассникам с проблемным почерком.
Секрет быстрого исправления почерка кроется в том, что нужно сосредоточиться на выполнении специальных психофизических упражнений и графокоррекции, которые вместе в итоге и дают желаемый результат. Но обязательное условие – уделять упражнениям не менее 3 часов в день.
Какие упражнения делать, чтобы старшекласснику исправить почерк?
Все предлагаемые ниже упражнения – универсальны и подходят детям любого возраста, в том числе ученикам младших классов.
Итак:
- Упражнение на переключаемость и повышение иннервации пальцев рук «Тучка – Солнышко».
Упражнения для всех детей и взрослых с проблемным почерком, так как оно повышает иннервацию пальцев, делает запястье более подвижным, а пальцы чувствительными. Одновременно оно обеспечивает правильную стимуляцию мозга и способствует формированию нейродинамики чтения и письма.
Это базовое упражнение для повышения иннервации пальцев рук и одновременного развития их подвижности и скоординированной работы. Всё, что требуется – это попеременное сжимание и разжимание кулаков.
«Тучка» – это кисть руки, сжатая в кулак. Выполняя «Тучка-Солнышко», важно, чтобы было видно, что кулак сжат с силой, а пальцы другой руки в этот момент вытянуты, как лучики солнышка.
Суть этого упражнения в повышении чувствительности пальцев рук и обучении их скоординированной работе. При выполнении упражнения развивается сразу несколько очень важных навыков «ручной умелости», которые нужны для ровного, аккуратного и красивого почерка. Одновременно формируется и выносливость к монотонному труду.
Обязательное условие – во время упражнения нужно дышать животом, чтобы ещё параллельно развивать речевое дыхание, которое прямым образом влияет на качество почерка.
- Работа с эспандером Параллельно с освоением упражнения «Тучка-Солнышко» следует в режим дня включить и работу с
эспандером, что позволяет:
развить и укрепить силу рук и кистей;
снять напряжение с запястья;
улучшить иннервацию пальцев;
повысить выносливость руки к монотонному труду;
подготовить руку ребёнка к письму;
снять тремор рук и писчий спазм.
Кроме того, регулярные занятия с эспандером помогают улучшить качество почерка, сделав его более ровным и плавным, сформировать правильный захват карандаша/ручки, а также активизировать работу левого полушария.
- Раскручивание юлы и волчка. Чтобы привести юлу в движение, ребенку необходимо напрягать руку и удерживать ее в определенном положении, а также производить движения вверх и вниз. Это отлично укрепляет кисти рук, а со временем, когда малыш научится запускать юлу тремя пальцами, тренирует правильных захват. Волчок внешне и по принципу действия схож с юлой. Чтобы раскрутить волчок, ребенку нужно совершить вращательное движение кистью, держась за ось тремя пальцами. Чем меньше размеры игрушки, тем сложнее малышу привести ее в движение.
-Массажёры для подготовки руки к письму Помочь сформировать правильный захват ручки при письме и лучше подготовить руку позволяют и специальные массажёры.
В их комплект входят:
Тактильные мячики. Занятия с ними снимают тонус мышц руки, способствуют более плавному и аккуратному почерку.
Кистевой экспандер. Занятия с ним направлены на активизацию лучезапястного сустава и проработку чувствительности ладони.
Игра «Рыбалка». Координация взаимодействия "глаз-рука" отрабатывается при каждой попытке точного "наведения" крючка на рот рыбки.
Пинцеты. С его помощью удаётся развить активность пальцевых суставов, обеспечить согласованную работу пальцев, которые участвуют в захвате ручки/карандаша.
Мячики для пин-понга.
Теннисные мячи.
Гироскопические шарики.
- Графокоррекция. Этому упражнению нужно уделять 60-90 минут каждый день. Именно графокоррекция в короткие сроки формирует правильную нейродинамику и отлично тренирует выносливость к монотонному труду, помогает преодолеть многие психоэмоциональные проблемы, положительно влияет на почерк и даже уровень грамотности.
Это модифицицированная методика, которая направлена на формирование правильной нейродинамики в чтении и письме, выносливости к монотонному труду, эффективной подготовке руки ребёнка к письму, в том числе ребёнка дошкольного возраста.
Графокоррекция тренирует те умения и навыки, которые нужны для чтения и письма:
правильную посадку;
умение следить глазами по строчке и не терять её при чтении и письме;
правильный захват ручки;
способность видеть слово целиком.
Как выполнять графокоррекцию, подробно рассказывается на моем курсе «Интенсив по чистописанию»
Программы коррекции почерка направлены на стабилизацию психоэмоционального состояния ребёнка, придание ему уверенности в собственных силах и повышение уровня его мотивации к учёбе.
А комплекс упражнений позволяет активизировать высокий нейродинамический ресурс в работе мозга, что особенно актуально для старшеклассников и студентов перед экзаменами и зачётами.
Поэтому мы специально в конце учебного года (то есть перед экзаменами) и в начале школьного года проводим программу по коррекции почерка, которая помогает активизировать работу мозга и лучше подготовиться к предстоящим учебным испытаниям.