Коррекция развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами внедрения современных техник художественного ремесла на уроках профильного труда.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И.П.Павлов.
Современная социальная ситуация характеризуется наличием значительного числа лиц с умеренной, тяжелой, глубокой степенью умственной отсталости — это группа людей, имеющая существенно важные в социальном плане особенности. Качество их жизни зависит от их адаптивных навыков и коммуникативного потенциала, от того, как они могут выразить свое отношение к миру, поэтому развитие творческих способностей у детей с умеренной, тяжелой степенью умственной отсталости является одним из необходимых условий для их успешной социализации в обществе.
В процессе творческой деятельности у ребенка с особыми образовательными потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активнее строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Многие дети ограничены или вообще лишены возможности говорить и тогда невербальное средство оказывается единственным инструментом, помогающим им раскрывать чувства и эмоции, переживания, знания, отношение к окружающему миру.
Мелкая моторика пальцев и кистей рук — это тонкие движения, которые по своей сути не являются безусловным рефлексом, а требуют специального развития. Развитие мелкой моторики рук в онтогенезе осуществляется постепенно: от генерализованных движений до сложных двигательных актов.
О значении развития руки, о влиянии движения пальцев на развитие мозга детей в отечественной прессе заговорили с 90-х годов XIX века, так как через руки проходит огромный поток информации. Немецкий философ И. Кант назвал руку "выдвинутым наружу головным мозгом". Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений пальцев.
У ребёнка с умственной отсталостью отмечаются значительные трудности и недостатки в развитии мелкой моторики, что затрудняет процесс овладения двигательными умениями и навыками, оказывает негативное влияние на сенсорное развитие и формирование опорно-двигательного аппарата ребенка (И.М. Бгажнокова, Н.П. Вайзман, Л.В.Занков, В.И. Лубовский, Л.А. Метиева, В.М. Мозговой, М.С. Певзнер, Б.И. Пинский и др.). Для преодоления данных недостатков требуется проведение целенаправленной коррекционно-педагогической работы.
Существует большое количество различных форм художественного ремесла, используя которые в работе с детьми можно преследовать разные цели. Любые традиционные формы работы подходят для развития мелкой моторики: массаж и самомассаж рук, что оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц, гимнастика и специальные игры для пальчиков и кистей рук; Пластилинография, вырезание из бумаги, аппликация различных видов, оригами, квиллинг, торцевание, работа с холодным фарфором и др.
Пластилинография-это работа с пластилином очень хорошо развивает мелкую моторику, так как работают две руки, и координируется работа двух полушарий. Особую ценность эта техника приобретает для развития мелкой моторики и биологически активных точек у детей. Пластилин используется как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. Руки детей подготавливаются к овладению учебными и трудовыми умениями и навыками.
Аппликация — это работа с бумагой. Любая работа с бумагой (складывание, плетение, скручивание, скатывание) не только увлекательна, но и познавательна, полезна для развития мелкой моторики. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Знаменитый И.П.Павлов писал: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга». Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений, но и развитие практического интеллекта: здесь дети учатся анализировать задание, планировать ход его выполнения. В основе техники лежит высокая пластичность бумаги. Объектами для изображения в этой технике могут быть фрукты, цветы, насекомые, птицы, животные, рыбки, люди, модели машин. Это вид деятельности, основным содержанием которого является созидание. Дети, создавая поделки, отражают в них свои представления об окружающем мире.
Квиллинг-это бумагокручение. Чтобы ребёнок легко и быстро учился, ловко выполнял любую работу, необходимо с раннего детства и в течение всего школьного периода необходимо развивать кисти и пальцы рук. Именно эту работу выполняет декоративно-прикладное искусство —квиллинг.
Развитие мелкой моторики рук – одна из актуальных проблем. Решить эту проблему можно с помощью моделирования полосок из бумаги – квиллинга.
Занятия квиллингом помогают сформировать у ребенка новое мышление, способствуют развитию визуальной культуры, навыками и умениями художественного творчества. Ребенок с детских лет учится находиться в гармонии с природой, начинает ценить и беречь культуру прошлого и настоящего, художественно преобразовывать окружающий мир.
Во время работы по программе, обучающиеся знакомятся с историей возникновения квиллинга, основами цвет ведения, законами композиции и приемами работы с бумагой. А самое главное, они изучают источники идей, взятых как из мира естественных природных форм, так и искусственно созданных человеком, происходящих из мира художественной культуры. В первую очередь, они учатся видеть и мыслить, а затем – творить.
Холодный фарфор. Одной из особенностей, характеризующих детский церебральный паралич, является нарушение моторики рук, которое наблюдается практически у всех детей, поскольку напрямую связано с поражением двигательных зон головного мозга и проводящих путей. Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет общее и речевое развитие. Очень полезна работа с холодным фарфором с точки зрения активной деятельности кистей рук, так как заставляет ребенка с ДЦП искать способы приспособления к ситуации, ведь размять холодный фарфор и придать ему форму одной рукой трудно, тем более, если движения этой руки имеют двигательный дефект. К основному проявлению заболевания – двигательным нарушениям – часто присоединяются различной степени выраженности нарушения психики, речи, зрения, слуха. Ограничение поля зрения малыша является одной из причин задержки его психического развития. Параллельно с физическими недостатками часто наблюдается и умственная отсталость ребёнка.
У детей с интеллектуальными нарушениями, без специального обучения, не формируется саморегуляция — общая способность, которая необходима при выполнении любой (в том числе и учебной) деятельности. Структура саморегуляции предполагает наличие трех обязательных этапов: ориентировочного (принятие и понимание инструкции),
исполнительского (программа действий и ее реализация),
контрольно-оценочного (оценка полученного результата).
Работая с холодным фарфором, обучающийся старается передать то, что ему запомнилось, что взволновало и вызвало интерес, поэтому эта работа оказывает довольно большое влияние на умственное развитие ребёнка. Прежде всего она учит наблюдать, ведь, перед тем как вылепить предмет, с ним надо хорошо познакомиться, определить и запомнить его величину, форму, конструкцию, расположение частей. Ребята пытаются лепить то, что они уже знают, с чем встречались раньше, по представлению или по памяти. Или же фантазирует, что тоже очень хорошо. Таким образом, у него развивается и воображение. Многие дети с церебральными параличами испытывают затруднения в восприятии формы, в соотнесении в пространстве объемных и плоских величин, у них трудно формируются понятия «лево», «право», проявляются элементы пальцевой агнозии, трудности в усвоении письма, чтения, счета. Больной ребенок часто не способен различить, обозначить и дифференцировать свои пальцы, не замечая при этом своей несостоятельности.
Следует отметить, что работа с холодным фарфором имеет еще и психотерапевтическую направленность. Она становится своеобразным проводником к глубинам сознания. Выводит на архетипический уровень, на котором слова становятся не важны, их заменяют ощущения, ассоциации, образы.
Дети имеющие сложную структуру дефекта страдают нарушением воздействие на кожную зону вызывает сосудисто-трофический рефлекс со стороны внутренних органов — соответствующих сегментов тела, а влияния, идущие со стороны пораженных внутренних органов, в порядке обратной связи регулируют «настройку» терморецепторов в области зоны.
Наружное применение глины заложено на инстинктивном уровне не только у человека, но и у животных: больные животные лечатся травами и качаются в земле, если ранены.
Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы на уроках профильного труда с использованием современных техник художественного ремесла, современных педагогических технологий способствует всестороннему развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которое предполагает не только коррекцию отдельных функций, а целостный подход к личности ребенка, включающий повышение его потенциальных возможностей (психических, физических, интеллектуальных), которые обеспечат ему в будущем возможность самостоятельной жизнедеятельности, социализацию и адаптацию.