Пояснительная записка
Цель: создание и обеспечение оптимальных условий, способствующих освоению детьми с ЗПР вида 7.2 основной образовательной программы по математике начального общего образования.
Задачи:
- формирование вычислительных навыков при решении примеров на сложение и вычитание круглых чисел, с переходом через десяток
- развитие логического мышления при решении простых и составных задач
- развитие умений выполнять действия с величинами, сравнивать величины
- развитие умений сравнивать выражения
- развитие умений решать уравнения
- формирование табличных случаев умножения и деления на 2, 3
Рабочая программа разработана на основе:
требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598);
примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
учебного плана образовательной организации;
годового учебного календарного графика образовательной организации на текущий уч. год;
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования организации;
Особенности индивидуальных коррекционных занятий
Занятия имеют практическую направленность. Теоретический материал отрабатывается на большом количестве практических упражнений.
Возможные изменения в программе:
Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни и дни здоровья. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Определение места и роли учебного курса:
Программа «Индивидуальных коррекционных занятий по формированию вычислительных навыков» рассчитана на 17 часов для обучающихся 2 класса.
Выработка современных математических компетенций основывается на сочетании различныхформ организации образовательного процесса: общеклассной, групповой, индивидуальной, а также на современных технологиях:
-технологии развития умственной деятельности:
-проблемно-поисковые;
-технологии исследовательской деятельности;
-технологии моделирующего обучения (учебные игры);
-коммуникативно-диалоговые.
-технологии предупреждения неуспеваемости и отставания (дифференциация);
- технологии группового обучения (работа в парах, в малых группах);
- здоровьесберегающие технологии.
Формы уроков в основном традиционные (комбинированный урок) или урок по изучению нового материала. С целью формирования ключевых компетенций в программу включены нестандартные уроки:
- уроки-путешествия
- уроки-конкурсы
- уроки с использованием ИКТ.
Методы учения: репродуктивный (объяснительно - иллюстративный) и продуктивный (частично-поисковый).
Коррекционная составляющая
Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогом на уроках и коррекционных занятиях. Преодолению не успешности учеников помогают::
-выбор оптимальных для развития ребёнка с особыми образовательными потребностями коррекционных методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
-системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
-коррекцию и развитие высших психических функций.
Задания на развитие высших психических функций (ВПФ)
«Соедини каждую цифру с нужной фигурой»; «Подбери по величине»;
«Что в руке?»; « Большие и маленькие предметы»; «Кому что?»
«Много – мало – один»; «Кто из них прав»; «Веселый счет»;
«Будь внимателен»; « Поймай рыбку»; « Лото из открыток»;
«Кто вернее и больше?»
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Для развития основных компетенции на уроках применяют следующие механизмы:
«Ценностно-смысловая компетенция»
Постоянное обращение к реальной жизни, к окружающей действительности. На уроках рассматриваются явления, с которыми ученик часто сталкивается в жизни.
«Образовательная компетенция»
На индивидуальных занятиях по математике ученик учится с разных сторон рассматривать одну и ту же проблему.
«Учебная компетенция»
В процессе работы индивидуально ученик учится решать сложные задачи. И, решая каждую из задач, обобщать и делать вывод.
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года.
К концу II класса обучающиеся должны знать:
- названия и последовательность чисел от 1 до 100;
- названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
- таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие им случаи вычитания;
- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
- названия и обозначение действий умножения и деления.
Обучающиеся должны уметь:
-читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
- находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных - письменно;
- находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
- решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
- чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;
- находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника)
Содержание программы
Устный счёт: сложение и вычитание в пределах 10,
состав чисел первого десятка;
Таблица сложения и вычитания чисел второго десятка;
Развитие логического мышления
Задачи на сложение и вычитание в пределах 20 в 2 действия;
«Задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц»
Арифметический диктант: состав чисел второго десятка,
сложение и вычитание в пределах 20,
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
Сложениеивычитание«круглых» десятков.
Задачи на сравнение.
Развитие логического мышления
Решение примеров вида: 20+5, 25+3, 25-3
Решение задач изученных видов;
Решение примеров вида: 40+25,67-20
Примеры вида: 36+7
Корректировка пробелов в знаниях по теме через решение примеров и задач
Решение задач. Примеры вида: 40-5
Корректировка пробелов в знаниях по теме через решение примеров и задач на сравнение, сложение и вычитание величин
Единицы измерения длины, веса, времени
Решение примеров вида 35 -7
Корректировка пробелов в знаниях по теме через решение примеров и задач
Порядок действий. Сравнение выражений
Порядок действий в выражениях с несколькими действиями
Примеры вида: 45+18, 45-18. Запись решения «столбиком
Решение задач в 2 действия с пояснением
Действия деление и умножение. Умножение и деление на 2 и на 3
Развитие вычислительных навыков
Отработка умножения и деления на 2 и 3
Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок
Повторение.
Знать:
последовательность чисел в пределах 100; правила порядка выполнения действий в числовых выражениях.
Уметь:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
пользоваться изученной математической терминологией;
представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
выполнять устно и письменно арифметические действия над числами в пределах 100;
решать текстовые задачи арифметическим способом
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса индивидуальные коррекционные занятия «Математика» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делатьвыбор, какой поступок совершить.
Предметными результатами изучения курса индивидуальные коррекционные занятия «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих умений
Обучающиеся должны уметь:
использовать при выполнении заданий названия и последовательность чисел от 1 до 100;
использовать при вычислениях на уровне навыка знание табличных случаев сложения однозначных чисел и соответствующих им случаев вычитания в пределах 20;
использовать при выполнении арифметических действий названия и обозначения операций умножения и деления;
осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками и без них;
использовать в речи названия единиц измерения длины, объёма: метр, дециметр, сантиметр, килограмм;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
а) раскрывающие смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;
б) использующие понятия «увеличить в (на)...», «уменьшить в (на)...»;
в) на разностное и кратное сравнение;
измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты;
находить периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника);
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Метапредметными результатами изучения курсаиндивидуальные коррекционные занятия «Математика» во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других:оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема | Коли чество часов | Дата |
примерная | фактическая |
Сложение и вычитание (повторение | |
1 | Сложение и вычитание | 1 | | |
Числа от 1 до 20. Число 0 |
2 | Направления и лучи | 1 | | |
3 | Числовой луч и его свойства. Обозначение луча | 1 | | |
4 | Угол. Обозначение угла | 1 | | |
Умножение и деление - |
5 | Конкретный смысл действия умножения | 1 | | |
6 | Умножение числа 2 | 1 | | |
7 | . Множители. Произведение | 1 | | |
8 | Таблица умножения в пределах 20 | 1 | | |
Деление |
9 | Задачи на деление | 1 | | |
10 | Делимое. Делитель. Частное. | 1 | | |
11 | Порядок выполнения действий | 1 | | |
12 | Деление на 7,8,9,10 | 1 | | |
Числа от 0 до 100 - Нумерация |
13 | Метр | 1 | | |
14 | Умножение круглых чисел | 1 | | |
15 | Деление круглых чисел. | 1 | | |
Сложение и вычитании |
16 | Скобки | 1 | | |
17 | Взаимно- обратные задачи. Прямоугольник. Квадрат. Периметр прямоугольника | 1 | | |