СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная программа профилактики и снятия агрессивных состояний у школьников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная программа профилактики и снятия агрессивных состояний у школьников»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №13 г. Феодосии Республики Крым»




Утверждено

Директор МБОУ

Школа №13 г. Феодосии

____________Н.В.Левина










«Коррекционная программа

профилактики и снятия агрессивных состояний

у школьников

«Управление гневом»












Составитель:

педагог- психолог,

Суржикова Кристина Олеговна









г.Феодосия

2020г.

Пояснительная записка

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и проявлениями детской агрессии. Агрессивность – свойство личности; целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон).

Неизмеримое количество внутренних и внешних факторов воздействуют на подрастающего ребенка. Далеко не все дети могут контролировать свои поступки. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим. На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить и патологический характер. У ребенка формируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает агрессивное поведение приемлемым, он не имеет в своем поведенческом "арсенале" другого, положительного опыта. 

Программа коррекции агрессивного поведения предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением. Здесь важно сделать акцент на том, что ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в детях, так как агрессия - это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство.

Важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Необходимо помнить следующее: агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводящее к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача взрослых - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

С целью оптимизации работы в сфере оказания психологической помощи была разработана данная программа «Управление гневом».

Программа «Управление гневом» предполагает комплексный подход к психологической коррекции агрессивного поведения у ребенка на основе современных достижений отечественных и зарубежных психологов А.А. Реана, Р. Бэрона, Д. Ричардсона, Г.Э. Бреслава и других.

Программа «Управление гневом» создана на основе программ: Бреслава Г.Э., Лебедевой О.А., Смирновой Е.Е.

Целью данной коррекционной программы является расширение адаптационных возможностей детей и подростков.

Для достижения цели в ходе реализации программы необходимо решить следующие задачи:

  • формировать способность к осознаванию собственного эмоционального мира, к пониманию чувств других людей;

  • развивать эмпатию;

  • обучать детей и подростков навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции)

  • обучать детей и подростков приемлемым способам выражения гнева;

  • обучать детей и подростков конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации;

  • формировать позитивную самооценку;

  • формировать мотивацию к социальному взаимодействию и сотрудничеству.

Программа предусматривает использование в работе:

  • арт-терапевтических методик;

  • психогимнастических упражнений;

  • бесед;

  • коррекционные упражнений;

  • тестирования;

  • релаксационных упражнений;

  • игровых методик.

В процессе занятий по программе «Управление гневом» у учащихся формируются следующие умения и навыки, которые в последующем развиваются и совершенствуются:

  • умение осознавать и признавать свои эмоции и чувства;

  • умение осознавать и признавать эмоции и чувства других людей;

  • освоение приемов саморегуляции;

  • освоение приемов мышечной релаксации;

  • умение использовать различные способы поведения в проблемной ситуации;

  • умение выражать агрессию приемлемым способом;

  • навыки конструктивного взаимодействия;


Организационные условия проведения занятий

Программа рассчитана на учащихся 9-17 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по заявке или результатам тестирований. Продолжительность программы – 10 занятий по 40-50 минут. Состав группы 5-10 человек. Конспекты занятий представлены в приложении 1.

Групповая работа должна проводиться в достаточно просторном, хорошо проветренном помещении, в интерьере комнаты  должны преобладать спокойные неяркие цвета. Для обеспечения занятий необходимы: бумага, карандаши, мелки, ножницы, гуашь, клей, фломастеры, мячи, мягкие игрушки.

Структура занятий включает в себя обязательный ритуал приветствия, разминку, основное упражнение и рефлексию. Разминки и ритуалы приветствия и прощания выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и саморефлексия (при необходимости рефлексия проводится после или в процессе выполнения упражнения).

Перед началом цикла занятий проводятся индивидуальные консультации с каждым ребенком. После окончания групповой работы также проводятся консультации, на которых закрепляются произошедшие с детьми изменения и групповое тестирование по методике Басса – Дарки (возможно использование других методик, с которыми работает психолог). Тестирование позволяет отследить динамику личностных изменений.












Список используемой литературы

  1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2007.

  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 1998.

  3. Детская агрессия / А. А. Реан // Педагогика и психология.– 2002.– № 4.– С. 37–42.

  4. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2009.

  5. Златогорская О. На тропе доверия. Программа коррекции агрессивного поведения подростков. // Школьный психолог №№30,31, 2003.

  6. Лебедева О.А. Образовательно-коррекционная программа «Учимся управлять собой». – Н.Новгород, «Педагогические технологии», 2011.

  7. Михайлина М.Ю. Профилактика детской агрессивности. – Волгоград: Учитель, 2014.

  8. Психогимнастика в тренинге /Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: "Ювента", Институт Тренинга, 1999.

  9. Психологические программы развития личности  в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

  10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1.

  11. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: "Романов", 2001.

  12. Смирнова Е.Е. Познаю себя и учусь управлять собой. Программа уроков психологии для младших подростков (10-12 лет). – СПб.: Речь, 2007.

  13. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. – М.: Генезис, 2001.

  14. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2001.

  15. Хухлаева О.В., Кирилина Т.Ю., Федорова О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья. – М.М Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.


Утверждено

Директор МБОУ

Школа №13 г. Феодосии

____________Н.В.Левина


Учебно-тематический план

коррекционной программы

профилактики и снятия агрессивных состояний

у школьников

«Управление гневом»


п/п

Занятие

Цели

Количество часов

1

Диагностическое обследование при помощи методик

Накопить информацию для проведения коррекционных упражнений, бесед.


1

2

Снятие агрессивного и конфликтного поведения

Снятие агрессивного и конфликтного поведения через умение управлять своим телом и владеть своими эмоциями.

1

3

Агрессия. Невосприятие агрессивнисти

1)Осознание внешнего образа агрессивности человека, представление возможности сравнения себя с образом агрессивного человека

2)Формирование невосприятия агрессивных состояний.

1

4

Что мне делать со своей агрессией? Что мне делать с чужой агрессией?

Обучение способам самоконтроля – обучение способам реагирования на агрессивные воздействия.

1

5

Я и мои колючки

1)Осознание наличия качеств, мешающих общению. 2)Активизация потребностей: снятие мышечных зажимов.

1

6

Вербальная активность. Гордость за свое имя и поступки

Реализовать вербальную активность; Развитие самоконтроля; Создание доброжелательной атмосферы, гордости за свои поступки; Эмоциональная разрядка; Снятие мышечных зажимов; Снятие телесных напряжений.

1

7

Эмпатия и доверие к людям

Формирование эмпатии и доверия к людям;

Продолжать обучение ребенка приемам саморегуляции, самообладания; Развивать эмоциональную сферу ребенка.

1

8

Я уверен в себе

Создание уверенности в себе и актуализация собственного опыта непослушания;

Свободная реализация вербальной активности.

1

9

Мой внутренний мир

Осознание ценности и уникальности внутреннего мира своих чувств

и эмоции.

1

10

Самоанализ

Определить, есть ли сдвиги в коррекционной работе; Учить ребенка способам самоанализа.

1


Итого:

10

(Приложение 1)

Конспекты коррекционных занятий

ЗАНЯТИЕ 1 «Диагностическое обследование при помощи методик»

Цель: накопить информацию для проведения коррекционных упражнений, бесед.

Название: «Одно предложение»

Форма, метод: мини – сочинение

Цель: выяснить, как оценивает себя ребенок, какие свои качества он считает самыми важными и хочет о них сказать всем.

Реализация: попросите ребенка дописать предложение «Я … .» Пусть напишет, что захочет. Обычно пишут то, что является главной частью их «Я – концепции». Обработка результатов. Ответ изучив, сделать вывод.

Сравнить с материалами, которые уже имеются в диагностическом заключении.

Эти сведения использовать для домашней работы.

***

Название: «Мой характер»

Форма, метод: Тест - игра

Цель: накопить информацию для проведения коррекционных упражнений.

Реализация: Предлагается ребенку на листочек выписать понятные черты своего характера.

• не обижаю слабых

• помогаю маме по дому

• учусь на «4» и «5»

• не довожу дело до конца

• не могу вовремя лечь спать

• без разрешения смотрю телевизор

• люблю животных кормить

• отнимаю все у мальчиков

• когда другие плюются и я плююсь

• говорю нехорошие слова

• я никогда не обзываю других

Обработка результатов: Проверка искренности ребенка. Если ребенок обманывает и приписывает себе несуществующие качества, следует поставить его в такие условия, где бы он обмануть не смог, не посмел.

***

Завершающей частью 1 занятия рекомендую

Упражнение «Ладошки»

Цель. Проверить наличие у ребенка умения понимать и общаться с другими

людьми.

Ребенок получает «ладошку» из белой бумаги. Ведущий просит взять ручку и на самой ладони написать те качества человека, которые у него есть, а на пальцах – те качества, которые нужно, хотелось бы в себе развивать. Если есть что-то плохое, от чего хочется избавиться, порекомендуйте ребенку написать эти качества с обратной стороны на пальцах. Ладошку попросите приклеить на солнышко (нарисованное на бумаге) самого ребенка. Спросите, почувствовал ли ребенок тепло или нет.


ЗАНЯТИЕ 2 «Снятие агрессивного и конфликтного поведения»

Цель: Снятие агрессивного и конфликтного поведения через умение управлять своим телом и владеть своими эмоциями.

Ход занятия: Снятие мышечных зажимов, разрядка общей агрессии.

Ведущий:

  • я заметила, что ты красиво улыбаешься. Улыбнись, пожалуйста еще. Ты

любишь путешествовать?

  • ну, да.

  • какой бы вид транспорта ты хотел выбрать?

  • самолет.

  • устраивайся поудобнее на коврике. Сейчас мы с тобой отправимся на

таинственный остров. Ты удобно расположился? Хочешь взяться за мою руку? (ребенок берется двумя руками, сидит, вытянув ноги). Закрой глаза (звучит музыка). Представь, что мы поднимаемся в облака, еще выше, выше облаков, летим, самолет покачивается в разные стороны, крепче держись за меня. Дышим легко, ровно, глубоко. Глубокий вдох, долгий выдох. Нам хорошо летать с тобой. Но вот самолет опускается ниже, ниже. Открой глаза, мы на таинственном острове. Что ты чувствовал, когда летел?

- Сначала ничего, потом голова начала кружиться, хотелось открыть глаза, но мне интересно, что же Вы дальше скажите, и я не открывал.

- Хорошо, вставай, пожалуйста, пойдем по острову походим, осмотрим его. Место это незнакомое, потому надо идти и слушать каждый звук. Что ты слышишь?

  • Ничего.

  • Вроде все спокойно и безопасно. Ты можешь поиграть.

• Попрыгай с кочки на кочку. Пролезь в обруч. Достань до ушей

воображаемого жирафа прыжком.

• На острове живет кобра. Она добрая. Представь, что ты как она, греется на солнышке (ложится на пол на живот, руки под подбородок).

Проснулась кобра – приподнимается на руки, потом на колени, смотрим вперед. (Мальчик выполняет упражнения).

• А еще есть удав. Он сворачивается в клубочек (легли на спину, обнимаем себя за ноги), а потом покачивается на спинке и встает .

• А еще тут живут зайцы. Попрыгай. Как зайка. Один всего боится. Покажи, как он трясется от страха. Другой – смелый заяц. «Я никого не боюсь!»-смело скажи это.

  • Какое животное тебе больше всего понравилось?

  • Не знаю, наверное, смелый заяц.

  • Тебе больше нравятся смелые, а как же быть с беззащитными, слабыми?

  • Не люблю таких.

  • Почему?

  • Раздражают.

  • Ты хочешь избавиться от неприятного раздражения, которое возникло сейчас?

Уничтожение негативных эмоций

Ведущий. Подойди, пожалуйста, к столу, возьми лист бумаги и нарисуй свое раздражение в виде чего-то, что ты представляешь сам.

А теперь порви рисунок, и кусочки бумаги выкинь в корзину. От твоего раздражения не осталось и следа.

Рефлексия

Ведущий. Знаешь, на острове есть водопад. Он тоже волшебный. Вода в нем теплая. Если опустить в него руки, искупаться в нем – то вода смоет все плохое, все обиды, раздражения, огорчения. Ты станешь радостным, все грустное и плохое уйдет прочь (звучит музыка). Давай подойдем к водопаду и встанем под его теплые струи. Вода смывает все печали, огорчения, обиды, ссоры. Давай улыбнемся друг другу и с таким настроением расстанемся до следующего дня.


ЗАНЯТИЕ 3 «Агрессия. Невосприятие агрессивности»

Цель:1) осознание внешнего образа агрессивности человека, представление возможности сравнения себя с образом агрессивного человека

2) формирование невосприятия агрессивных состояний.

Игра «Кто симпатичней?»

Оборудование: фотографии различных эмоциональных состояний людей: гнева, страха, радости и т.д.; рисунки агрессивного поведения.

Реализация: ребенку предлагаются фотографии различных эмоциональных состояний людей. Пусть картинки (фотографии) агрессивных состояния и поведения будут наименее привлекательными. Ребенку предлагается определить, какие состояния людей больше нравятся и почему.

Обязательно подчеркнуть, что непривлекательно выглядит злой человек со стороны. Спросить: «Хочешь ли ты быть похожим на этого человека? Что для этого ты должен усвоить, запомнить?»

Лепка из пластилина «Агрессивная скульптура»

Ведущий.

Создай агрессивную скульптуру. Что тебе не нравится в ней? Хочешь, чтобы это агрессивное тело тебя не преследовало? Сомни мягкий податливый материал в комочек, скатай из него шарик и обними его ладошками. Улыбнись.

Снятие накопившегося напряжения

Ведущий.

Я позволяю тебе, советуя снять напряжение тела, поваляться на ковре, попрыгать, побить боксерскую грушу. Хочешь, одень перчатки. Возьми мяч, поиграй с мячом.

Рефлексивный отчет

Ведущий.

Расскажи, чем ты занимался, что больше всего тебе понравилось, что запомнилось. Что ты для себя сегодня осознал нового?


ЗАНЯТИЕ 4 « Что мне делать со своей агрессией? Что мне делать с чужой агрессией?»

Цель: обучение способам самоконтроля – обучение способам

реагирования на агрессивные воздействия.

Отражение негативных эмоций. Упражнение «Улыбка»

Ведущий.

Представь, что ты прилетел на чужую планету. Ты на все смотришь недоверчиво, враждебно. Ты идешь по этой планете. Шаги изменяются, становятся более сильными, громкими, ритмичными.

Ты двигаешься быстрее. На голове у тебя скафандр. Он защищает тебя от нападений и опасностей. Но дышать и двигаться в нем трудно.

Тебе хочется скинуть скафандр, освободиться от него, но страх сдерживает твое желание.

И вдруг ты скидываешь его и вдыхаешь глубоко свежий воздух неизвестной тебе планеты. Твое хмурое, недоверчивое лицо разглаживается, ты широко, красиво улыбаешься.

Игра «Веселые скоморохи»

Ведущий.

Задумай человека, на которого хоть немного сердит, и напиши его имя на листочке. Заверни листочек. А теперь представь, что ты веселый скоморох и на площади тебе надо развеселить народ. Развесели любым способом. Получилось? А теперь разверни листочек и еще раз подумай об этом человеке. Так ли сердито ты к нему относишься. (Как правило, у большинства чувства меняется, желание проявить агрессию уменьшается.)

«Сделай вывод» (ребенок должен прийти к выводу, что смех снижает уровень агрессии).

Упражнение «Ассоциации»

Ведущий. Подбери к слову «агрессия» и «улыбка» картинки и разложи их на две группы.

Картинки: кулак, солнце, подарок, слезы, злое лицо, мама и т.д.

  • Что ты чувствовал, когда работал со словом «агрессия»?

  • Какие чувства ты испытывал когда видел слово «улыбка»?

  • Какое настроение тебе ближе? Какой же вывод ты сделаешь?

(ребенок должен понять, что легче пребывать в радостном настроении и тогда тебе не захочется причинять боль другому).

Составление устного портрета

Ведущий. Я сейчас постараюсь быть таким же учеником, как ты. Например, я Алеша Петров. Я дерусь, отпихиваю в столовой, жалуюсь учителям. В отношении меня проявляется постоянная агрессия, все мне так и хотят наподдавать. Выслушай меня и постарайся понять. Я тебе расскажу почему я такой. Дома меня никто не замечает. Учусь в школе я плохо, ребята меня дразнят, издеваются и т.д.

  • Ты попытался меня понять?

  • Какой вывод ты можешь сделать?

(ведущий постарается задавать вопросы до тех пор, пока ребенок не сделает вывод: «если пытаешься понять человека и пожалеть его, то агрессию проявлять уже не хочется»).

Рефлексивный обмен

  • Какие чувства ты испытывал?

  • Какие новые чувства появились у тебя?

  • Что понравилось? Что показалось тебе интересным и значимым?

  • Какие выводы ты сделал для себя?


ЗАНЯТИЕ 5 « Я и мои колючки»

Цель: 1) Осознание наличия качеств, мешающих общению.

2) Активизация потребностей: снятие мышечных зажимов.

Снятие телесных напряжений. Упражнение «Яблоко»

Ведущий.

Какое у тебя настроение? Как себя чувствуешь? Ты любишь природу? Какие деревья больше тебе нравятся? Ты любишь яблоки?

Я предлагаю тебе сейчас сходить во фруктовый сад. Вставай, пожалуйста. Мы заходим в сад и идем рядом с фруктовыми деревьями. Ароматно запахло яблоками. Тебе хочется сорвать и попробовать чудо - фрукты? Ты тянешься на цыпочках к веткам и резко срываешь яблоко. Цепко держи его в руке. Затем срывай резко второе, третье. Скажи «спасибо» дереву. У тебя в руках яблоки, кого ты хочешь угостить?

Сказка («Шиповник» Голованой Е.)

Ведущий.

Садись поудобнее, закрой глаза и представь себе теплое лето, березовую рощу, а посреди рощи – большую солнечную поляну. На поляне растет множество самых разных цветов. И вот однажды на поляне вырос маленький зеленый кустик. Он был непохож на других: его стебель был покрыт жесткой корой, а веточки – маленькими шипами. «Какой противный колючий куста вырос на нашей поляне, - говорили друг другу цветы. Ему бы расти в дремучей чаще, а не здесь, в солнечной роще». Бедный кустик огорчался, слыша такие слова. Ему хотелось играть с цветами, но цветы отворачивались от него. «Он совсем на нас непохож, этот колючий урод.»

Однажды на поляну пришли мальчишки из деревни: «Смотри, какой противный сорняк, - закричали они. – Давайте его сорвем, от него все равно нет никакой пользы. Но мальчишки не смогли ухватиться за колючие ветки и только оторвали зеленые листочки.

Кустик постоянно думал: «Почему все меня так не любят?» От этих угрюмых мыслей у него вырастали еще больше колючки.

Вдруг однажды на поляну выбежал испуганный заяц, за которым гнался зубастый волк. У бедного зайчика не было сил бежать, и он упал рядом с кустом. И тогда куста прикрыл его своими колючими ветками. Волк ткнулся носом прямо в шипы, и, воя от боли, убежал обратно в лес. Заяц горячо поблагодарил своего спасителя: «Если бы не ты, если бы не твои колючки, ты спас меня. Как хорошо, что ты есть. Как хорошо, что ты вырос на этой поляне! Я был бы очень рад, если бы у меня был такой друг».

Куст просто не верил своим ушам. Значит, и его колючки могут послужить доброму делу! И от этих мыслей на его колючих ветках стали распускаться прекрасные цветы. «Какой красавец», - прощебетала пролетавшая мимо ласточка. «Настоящее украшение этой поляны», - прожужжала ей в ответ пчела.

А счастливый куст расцветал и становился еще краше. «Как хороша жизнь, - с восторгом думал он теперь. – Как приятно знать, что ты нужен другим, и чувствовать, что тебя любят».

Этическая беседа

План этической беседы.

• Что лучше – ссориться или дружить?

• Пользу или вред приносят ссоры?

• Как помириться, если ты с кем-то поссорился?

• Как долго можно быть в ссоре с другом?

• Нужно ли прощать обиды? Как?

• Как ты считаешь, у тебя есть качества, которые мешают иметь много друзей?

• Ты хочешь от них избавиться?

Корректирующее рисование

Ведущий. Нарисуй колючку (это может быть кактус, куст с шипами или дерево без листьев с иголками). Что ты испытываешь, когда прорисовываешь колючки? Нарисуй на колючках цветы. Какого цвета тебе хочется взять карандаши?

Ты нарисовал цветы, настроение изменилось?

Посмотри на колючках «твоих задиристых качествах» появляются красивые цветы, значит у тебя тоже могут появится желания найти общий язык с друзьями. Ты веришь в это?

Домашнее задание

Ведущий предлагает ребенку постараться найти общий язык со сверстниками.

Рефлексия

Ведущий спрашивает о чувствах ребенка.


ЗАНЯТИЕ 6 « Вербальная активность. Гордость за свое имя и поступки»

Цели:

  • реализовать вербальную активность;

  • развитие самоконтроля;

  • создание доброжелательной атмосферы, гордости за свои поступки;

  • эмоциональная разрядка;

  • снятие мышечных зажимов;

  • снятие телесных напряжений.

Упражнение «Первые слова».

Инструкция: Ребенок во время ходьбы тренируется в произношении трех слов: «нет», «да», «я» с разной интонацией и громкостью. Слово «нет» звучит тихо, затем становится все более громким. Слово «да» произносится громко (как крик), но постепенно – все тише и тише. Слово «я» вовсе говорится тихо, потом это слово произносится все громче и громче.

Развитие самоконтроля. « Добрые приветствия» - упражнение

Инструкция: Представь, что ты марсианин. Когда марсиане кончают смеяться, они глубоко дышат: делая вдох – выдох, вдох – выдох. Это помогает им думать. И они понимают, что на планете Земля к ним относятся по-доброму. Передвигайся по кругу, как пожелаешь, но в это время следи за своим дыханием, делая вдох – выдох. А теперь постарайся вспомнить и назвать все «добрые приветствия», не переставая двигаться.

Рисунок имени

Инструкция: Представь, что ты при жизни можешь стать известным. Что бы ты хотел совершить такое, чтобы тобой все гордились? Хорошо, ты совершил подвиг. И уже при жизни решено поставить тебе памятник или увековечить твое имя в названии самолета, корабля. А может откроют планету новую и назовут твоим именем или звезду. А может твое имя будет на «площади звезд» увековечено? Как ты думаешь? Тебе этого хочется? Создай на бумаге рисунок того, где видеть тебе свое имя. Назови то, что создается тобой своим именем. Оформи это красиво.

Рисуй и гордись, что это твое имя. Но помни гордость имени – совершение очень добрых хороших поступков.

Рефлексивный отчет.

Ребенок рассказывает о своем рисунке, указывая на чувства, которые испытывал и испытывает на данный момент.


ЗАНЯТИЕ 7 «Эмпатия и доверие к людям»

Цель:

  • формирование эмпатии и доверия к людям;

  • продолжать обучение ребенка приемам саморегуляции,

самообладания;

  • развивать эмоциональную сферу ребенка.

Релаксационные упражнения

Игра «Теплый, как солнце, мягкий, как дуновение ветерка»

Ведущий. Закрой, пожалуйста, глаза, представь себе теплый чудесный день. Над твоей головой проплывает серое облачко, на которое ты сейчас помещаешь все свои обиды к кому-то, какие-то неприятности. Облачко уплывает от тебя. А ты остаешься. Над тобой ярко – голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца. Тебе хорошо! Открывай медленно глаза. Какие эмоции ты испытываешь сейчас?

Игра «Эмоциональный словарь»

Ведущий предлагает ребенку набор карточек, на которых изображены лица людей, испытывающих различные эмоции (5-6 карточек). Ребенку предлагается ответить на вопросы; «Какие эмоции испытывают эти люди?», «Испытывал ли ты когда-нибудь такое, был ли ты сам в таких состояниях?», «Как ты чувствовал себя, находясь в том или ином состоянии?», «А может ли данное выражение лица отражать другое состояние человека?»

Коррекция эмоций на рисунке

Ведущий. Я предлагаю тебе нарисовать некоторые эмоции. Ты можешь их изменить.

(Наблюдение: каких эмоций изображено больше?)

Игра «Мой хороший попугай»

Ведущий. Ты устал. Смотри, к тебе в гости прилетел попугай (мягкая игрушка). Он хочет с тобой познакомиться и поиграть. Как ты думаешь, чем же ему угодить? Давай попробуем его приласкать действием и словом. (Предлагается ребенку прижать попугая к себе и говорить ему много нежных, ласковых слов в медленном темпе).

Рефлексивный отчет

Ведущий обязательно спрашивает ребенка в конце занятия о чувствах, эмоциях, переживаниях.


ЗАНЯТИЕ 8 «Я уверен в себе»

Цель:

  • создание уверенности в себе и актуализация собственного опыта

непослушания;

  • свободная реализация вербальной активности.

Упражнение «Минута разговора»

Ведущий. Ты свободно двигаешься по комнате под музыку. Не стесняйся своих движений. Как только ты услышишь, что музыка остановилась, а остановилась она на минутку, то ты доложен произнести любую добрую фразу, прочитать стихотворение и т.д.

Упражнение «Волшебное зеркало»

Ребенку нужно «посмотреть» в «волшебное зеркало» и постараться увидеть свои сильные стороны, за которые его уважают родители, учителя, друзья.

Упражнение «Противоположности

В центре комнаты два стула. Ведущий предлагает ребенку посидеть сначала на одном стуле, а потом на другом. На одном стуле ребенок должен показывать действия послушного ученика, а на другом стуле – непослушного. (Например: слушает – не слушает, молчит на уроке – не молчит и т.д.).

Игра «Корзина непослушания»

Ведущий.

  • Ты сейчас был послушным учеником и непослушным.

  • Тяжело было меняться?

  • А теперь вспомни свои случаи непослушания. Вспомнил?

  • А хочешь с ними расстаться?

  • Расскажи и подойди к «корзине непослушания» и оставь там все плохое. Тебе легче?

Рисование

Ведущий.

Нарисуй послушного ученика на листе бумаги. Проследи и запомни свои чувства во время работы.

Рефлексивный отчет

Расскажи о своих чувствах.


ЗАНЯТИЕ 9 «Мой внутренний мир»

Цель: Осознание ценности и уникальности внутреннего мира своих чувств

и эмоции.

Слушание музыки «Звуки природы».

Ребенок слушает кассету (шум моря, дождя, грозы, огня) закрыв глаза.

Создание рисунка

После прослушивания музыки ребенок рисует картину впечатлений от услышанных звуков. Именно картина должна раскрыть внутренний мир.

Создание скульптуры

Предлагается слепить две фигурки: одну, изображающую себя «изнутри», другую – «снаружи» - как видят меня другие люди. Объяснить.

Упражнение «Маленький принц»

Ведущий. Представь себя Маленьким принцем, имеющим свою собственную планету. Нарисуй свою планету. Давай обсудим, кто может прилететь на эту планету, кого ты пригласишь и зачем, кто живет всегда на этой планете? Для кого открыты всегда двери в твою страну, почему? А перед кем тебе хочется запереть дверь на все засовы, почему?

Рефлексивный отчет

Ведущий. Закончи предложения:

• Я чувствую напряжение, когда …

• Я чувствую раздражение, когда …

• Мне спокойно …

• Мне стыдно …

• Мне страшно …

• Мне радостно …

• Мне приятно …

• Мне грустно …


ЗАНЯТИЕ 10 «Самоанализ»

Цель:

  • определить, есть ли сдвиги в коррекционной работе;

  • учить ребенка способам самоанализа.

Самоанализ.

Реализация: Чистый лист бумаги делится пополам. Слева –место для положительных качеств. Справа – для отрицательных. Предложить ребенку выявить свои слабые и сильные стороны. Попросить больше сосредоточиться на достоинствах, недостатки описывать легче. Обязательно обсудить вопрос – ситуацию «Я был – я стал».

Рисунок «Итог»

Чистый лист бумаги. Ребенку предлагается нарисовать себя в ситуации: «Я сейчас». Попросите прокомментировать изображение.

Упражнение «Ключи»

В этом упражнении используется большая связка ключей. Ключ в руке человека, который говорит о своих целях, придает ему уверенность и одновременно с этим символически выражает возможность что – то открыть или, наоборот, закрыть для себя.

Инструкция: Предложите ребенку воспользоваться ключами.

1 ключ указывает на цели и их наличие у ребенка. Если он возьмет этот ключ, спросите, что он хочет в своей жизни изменить или достичь.

2 ключ указывает на то, что мы «запираем на ключ». Если ребенок указывает на желание воспользоваться этим ключом, спросите, что навсегда ему хочется закрыть, перечеркнуть в своей жизни.

3 ключ указывает, что мы стремимся «открыть что-то новое ключом, идем в мир нового». Если ребенок пожелает воспользоваться этим ключом, то поинтересуйтесь, что хочет ребенок познать еще.

Это упражнение завершает и подводит занятие.

Рекомендации для учителя

• Ликвидировать природную несдержанность нельзя, постарайтесь сделать его более уверенным в себе, поверить в собственные силы.

• Приобщить ребенка к активной деятельности, где необходимо проявить

инициативность, самостоятельность.

• Чувствовать союзником в решении проблем. Ребенок должен почувствовать, что его любят, ценят, хотят видеть более сдержанным, великодушным, умеющим владеть собой, что нужно избавляться от плохих поступков.

• Проследить за выполнением правил саморегуляции, тренировки силы воли и закаливания организма.

• В случаях проявления агрессии привести в действие испытанный метод

коррекции поведения детей, т.е. переключение внимания.

• Учитывать индивидуальные особенности, интересы и склонности ребенка.

• Учить анализировать поступки и давать самоотчет.

• Тесно сотрудничать с психологом школы.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!