Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа педагога-психолога»
Пояснительная записка.
Актуальность данной программы заключается в том, что последнее время все чаще в общеобразовательные школы приходят учиться дети с задержкой психического развития. Это обуславливает дальнейшую работу педагога-психолога по развитию таких деток. Главной целью работы педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста с ЗПР в образовательном учреждении является сопровождение такого ребенка на протяжении всего процесса обучения, помощь в освоении образовательной программы, развитие всех психических сфер для успешного обучения в рамках его возможностей.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей детей с ЗПР .
При работе с ребёнком учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы.
Коррекционно-развивающая программа включает в себя коррекцию познавательного развития детей, развитие речи и коммуникативных способностей, коррекцию эмоционального развития детей, развитие произвольности в любом виде деятельности, коррекцию агрессивного поведения (если оно присутствует).
Программа рассчитана на весь учебный год. Она состоит из 17 занятий. Продолжительность одного занятия 25 минут.
Цель: коррекция и психопрофилактика личностной ,эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой сфер ребенка.
Задачи:
- купирование трудностей, сопровождающих учебный процесс.
- развитие личностных особенностей учащегося.
- развития познавательной сферы ребенка.
- развитие навыков самоконтроля.
- повышение школьной мотивации.
- купирование отклоняющегося поведения.
- купирование агрессивных проявлений по отношению к другим детям.
Ожидаемые результаты:
Повышение учебной мотивации, уменьшение количества трудностей обучения, развитие коммуникативных навыков, умение контролировать свое поведение.
Основные блоки работы
№ | Коррекционный блок | Содержание работы | Прим |
1 | Развитие познавательной сферы | Развитие памяти | |
Развитие мышления | |
Развитие внимания | |
Развитие творческих способностей | |
2 | Развитие речи и коммуникативных способностей | Развитие речевых навыков и функций, работа над звукопроизношением | |
Работа над развитием фонематического слуха | |
Работа над предложением и связной речью | |
Формирование изобразительно – графических способностей, развитие мелкой моторики | |
Коррекция несовершенного навыка чтения | |
Формирование понимания текста | |
3 | Развитие навыков социальной компетенции | Понимание мотивов собственных действий и действий других людей; принятие разных социальных ролей и действовие в соответствии с ними в контексте ситуации; | |
Управление своим поведением и общением; анализирование действий и поступки; прогнозирован6ие результатов действий и поступков; регулирование конфликтов | |
4 | Предупреждение отставаний и нежелательных тенденций в личностном развитии | Упражнения на развитие произвольной сферы (регуляция и контроль) | |
Мотивационный блок | |
5 | Эмоциональная сфера | Формирования позитивного настроя на занятия | |
Снятие напряженности и скованности, снятие напряженности | |
Повышение самооценки, формирование адекватного отношения к себе | |
Коррекция тревожности, отработка страхов | |
6 | Коррекция агрессивного поведения. | 1. Приобретение навыков самоконтроля. 2. Осознание своего поведения. 3.Приобретение навыка решать конфликты спокойно, без проявлений агрессии. 4. Развитие эмпатиии, рефлексии. 5. Формирование умения отвечать за свои слова и поступки. | |
Планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога.
№ | Тема занятия | Содержание занятия |
1 | «Хорошо много знать!» | Мотивационные упражнения. Игра «Настроение в цвете», Игра "Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться". |
2 | «Запоминай, играя!» | Психогимнастика. Упражнения на развитие памяти. Графический диктант. |
3 | «Думай, анализируя!» | Психогимнастика. Упражнения на развитие мыслительных операций. |
4 | «Я в мире людей» | Управление своим поведением и общением; анализирование действий и поступки; прогнозирование результатов действий и поступков; регулирование конфликтов. |
5 | «В гостях у сказки!» | Психогимнастика. Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления Графический диктант. |
6 | «Я – ученик» | Упражнения на развитие мотивации к учению |
7 | «Угадай слово!». | Психогимнастика. Развитие концентрации внимания, слуховой памяти. Развитие наглядно-образного мышления. Шифровка. |
8 | «Развитие самопознания и индивидуальности» | Мой портрет. Я сегодня, вчера и завтра. |
9 | «Найди лишнее…!» | Психогимнастика. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Копирование. |
10 | Речевые упражнения | Упражнения на правильное дышание, ритмирование. Чистоговорки, скороговорки. |
11 | «Ожившая картинка!» | Психогимнастика. Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
12 | Психо- мышечная тренировка | Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. |
13 | «Загадки» , пословицы, поговоки | Развитие способности по ряду признаков определять предмет, понимание пословиц и поговорок. |
14 | Игры на укрепление мышц и позвоночника, тренировку правильного дыхания | Упражнения на правильное дыхание, ритмирование, укрепление артикуляционного аппарата. |
15 | «Просьба и мое отношение к ней» | Психокоррекционное занятие. Беседа. |
16 | Пальчиковая гимнастика. Основы самомассажа. | Самомассаж. Пальчиковая гимнастика. Наша ладонь. |
17 | Речевые упражнения. «Учусь слышать и запоминать!» | Чистоговорки, скороговорки. Развитие артуляционного аппарата. Звукобуквенный анализ. |