СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционная работа по формированию эмоциональной сферы у дошкольников с ОНР посредством мимической гимнастики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

активно внедряем мимическую гимнастику во всех видах деятельности дошкольников с нарушениями речи, это способствует также коррекции речи.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционная работа по формированию эмоциональной сферы у дошкольников с ОНР посредством мимической гимнастики.»

Коррекционная работа по формированию эмоциональной сферы у дошкольников с ОНР посредством мимической гимнастики.


Старший дошкольный возраст является кризисным, и одним из проявлений этого кризиса является эмоциональная неустойчивость. Наши дети с тяжелыми нарушениями речи зачастую обладают яркими личностными и поведенческими особенностями. Дети стремятся привлечь к себе внимание и иногда не очень адекватными способами.

Нам работникам коррекционных групп приходится выступать в роли психолога, чтобы разрешить конфликты, вспыхнувшие между детьми. Стремимся поддержать у детей положительный эмоциональный настрой, что обеспечивает здоровье, бодрость.

Богатство собственных переживаний каждого дошкольника помогает более глубоко понять происходящее, более тонко проникнуть в переживания окружающих, их отношения между собой.

Положительный эмоциональный настрой помогает окрашивать поведение ребенка в течение нескольких дней и даже недель. Ведь известно, устойчивое положительное настроение может перерасти в свойство личности, стать характерным, отличительным.

Настроение всегда имеет причину (окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность) и по-разному выражается в поведении. Однако не всегда эти причины осознаются. А выразительные движения лица и жестикуляция дают возможность ярче и образнее донести мысли и чувства. Мимика и жесты – это язык выразительных движений, функция которого заключается в непосредственном выражении того, что чувствует человек. Использование мимики и жесты позволяет более верно понимать других, контролировать и изменять свое поведение.

Исследование мимического выражения эмоций началось более 100 лет назад. Одним из первых возник вопрос: почему у человека в эмоциональном состоянии специфически изменяется напряжение различных лицевых мышц?

Классической попыткой ответить на этот вопрос была теория Ч. Дарвина, изложенная им в работе "Выражение эмоций у человека и животных" (1872). Дарвин выдвинул гипотезу, согласно которой мимические движения образовались из полезных действий. Другими словами, то, что сейчас является выражением эмоций, прежде было реакцией, имевшей определенное приспособительное значение.

Мимические реакции тесно связаны с определенными эмоциями. Установление таких связей делает возможным распознавание эмоций по мимическому выражению.

Представление о том, что по выражению лица можно судить об испытываемых человеком эмоциях, верно. Таким образом, на формирование мимического выражения эмоций оказывают влияние три фактора:

1. врожденные мимические схемы соответствующие определенным эмоциональным состояниям;

2.приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю;

3.индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, свойственные только данному индивиду.

Свою работу по развитию эмоциональной сферы у детей-логопатов мы начинаем с развития мимики, с проявления эмоциональных состояний через элементы экспрессии, жестов. Экспрессия проявляется не только в речи, но и в жесте, мимике, поведении человека, эмоциональные элементы служат для выражения чувств человека, а экспрессивные - способствуют усилению выразительности и изобразительности, как при выражении эмоций, воли, так и мысли. Их использование позволяет более верно понимать других, контролировать и изменять свое поведение. В дальнейшем это должно помочь нашим детям при общении, легче и приятнее беседовать с тем, у кого оживленное динамическое выражение лица, активная жестикуляция.

Составленная мною мимическая гимнастика в комплексе с артикуляционной гимнастикой позволяет формировать произносительные умения и навыки, укреплять лицевые мышцы групп и соответствующие мышечные группы органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Каждое упражнение сопровождается стихотворением и цветным сюжетным рисунком. Все упражнения выполняются ежедневно, от простых к более сложным, сидя, обязательно с положительным эмоциональным настроем, в игровой форме.

Главная цель для педагога – это психологическое здоровье каждого ребенка. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения (неуверенность, незащищенность, агрессивность, нестабильность, беспокойство) то это всегда отражается в поведении, в общении со сверстниками, взрослыми.

Одно из причин появления психологической патологии может быть влияние среды общения: длительные психотравмирующие ситуации, серьезные психические травмы, двуязычие в семье, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание.

Поэтому необходимо выявление имеющихся психологических особенностей детей для определения черт и качеств дошкольника, которые могут быть скорректированы в процессе формирования эмоциональной сферы через различные виды деятельности.

Наши дети с общим недоразвитием речи в своих произвольных действиях не соотносят цели и мотивы, они не могут заранее планировать собственные действия, регулировать свое поведение, оценивать полученные результаты, подчинять свои действия требованиям, что характеризуется низким уровнем организованности.

Вследствие этого у дошкольников проявляются неблагоприятные характеристики:

  • Неспособность сопереживать другому человеку в реальной ситуации, ни в прослушивании сказок (обычно ребенок, слушающий сказку, переживает вместе с главным героем его приключения, эти переживания буквально «написаны» на его лице,

  • Неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей,

  • Отсутствие способности к эмоциональной саморегуляции,

  • Множество отрицательных эмоций и страхов

Одной из особенностей наших детей является трудность словесного описания своих переживаний. Поэтому мы работаем над формированием эмоционально-экспрессивной лексики через ознакомление с художественной литературой, через театральную, игровую деятельность. Эмоционально-экспрессивная лексика наиболее адекватно выражает личное, субъективное отношение ребенка к тому или иному предмету высказывания и его личные чувства, эмоциональные переживания: «доброта», «печаль», «радоваться», «смелый» и др. Дети с ОНР пользуются в основном общеизвестными, наиболее распространенными словами и выражениями. Эмоционально-экспрессивная лексика используется ими выборочно. А этот лексический материал помогает развивать связную речь детей. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения - значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоционально-экспрессивная лексика помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации, наиболее ярко выражает симпатии или антипатии дошкольников друг к другу, к окружающим людям.

Мы проводим работу по развитию способностей воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей, владению своими чувствами, формированию адекватной и дифференцированной эмоциональной экспрессии.

При работе с детьми важно учитывать основные принципы взаимодействия: установление тесных, дружеских отношений; сохранение атмосферы терпимости, чтобы ребенок чувствовал себя свободно и мог, не стесняясь выражать свои чувства; распознавание чувств ребенка и отражение их вербальными приемами, чтобы ребенок учился выражать свои переживания. С базовыми эмоциями можно познакомить на фронтальных занятиях через специально подобранные упражнения и игры с учетом психологических особенностей детей. Дети учатся распознавать эмоции по пиктограммам, разнообразным картинкам, жестам и движениям. Затем, используя элементы экспрессии, ребенок сам изображает нужное состояние. Такие игры и тренинги способствуют усложнению знаний об эмоциях, снимают остроневротические реакции, нейтрализуют страхи и эмоционально-отрицательные переживания.

Для занятий и самостоятельной деятельности подготовили дидактические игры, включающие в себя задачи по развитию эмоциональности и способностей по формированию моделей поведения, овладения мастерством маскировки эмоций, что считается важным шагом в развитии, ведущим к пониманию социальной жизни. У каждого ребенка есть свой «Альбом настроения», в котором он делает зарисовки, выполняет различные задания. Для этого же организован эмоциональный уголок, где дети в свободной деятельности могут поделиться своими эмоциями, впечатлениями, рассмотреть фотографии своей семьи, что способствует созданию атмосферы доверительного общения, эмоционального контакта друг с другом.

Эмоциональные нарушения часто связаны с семейным воспитанием. Поэтому работу с родителями начинаем с анкетирования. Анализ мониторинга родителей показал, что основной акцент в семье делают на развитие у ребенка интеллектуальных и волевых качеств. Взрослые недостаточно озвучивают собственные эмоции, не говорят с ребенком о чувствах, переживаниях. Это не формирует и не пополняет эмоциональный словарь. У детей беден игровой и реальный опыт выражения эмоций.

Для родителей подготовили статьи, консультации, ширмы, организуются индивидуальные беседы и консультации, дни открытых дверей, выставки совместных работ по темам «Дружная семья», «Моя родословная».

Для педагогов нашего детского сада было: организован и проведен семинар-практикум «Развитие эмоционально-волевой сферы посредством психотерапии у детей с общим недоразвитием речи», подготовлены консультации, показана серия открытых занятий. В эти же дни организована выставка авторских развивающих игр и методических пособий по развитию эмоциональности у детей.

Проведенная с детьми работа дала положительную динамику, что указывает на эффективность предложенной системы эмоционального развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Система была апробирована с детьми трех наборов, это доказывает возможность ее применения при работе с детьми-логопатами.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!