СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система коррекционной работы по развитию эмоций у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

для формирования эмоций у детей логопатов мы выработали систему коррекционной работы в условиях дошкольного учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Система коррекционной работы по развитию эмоций у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

«Система коррекционной работы

по развитию эмоций у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»



За последние годы значительно увеличилось число детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Наиболее распространенными являются задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, проявляющиеся на фоне дизартрических компонентов и неврологической симптоматики. Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом принято понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы./3/ Сложная речевая патология сочетается с отдельными чертами общей и эмоциональной незрелости.

Наше ДОУ – компенсирующего вида предназначено для детей с тяжелыми нарушениями речи.

У детей с дизартрией вследствие поражения центральной нервной системы на уровне черепно-мозговых нервов наблюдаются нарушения неврологического характера, которые усложняют речевой дефект. На состояние эмоциональной сферы влияют насколько синдромов: гипертензионно-гидроцефальный, церебрастенический, двигательных расстройств, дефицита внимания и гиперактивности (по классификации Е.М. Мастюковой).

Гипертензионно-гидроцефальный синдром (синдром повышенного внутричерепного давления) проявляется в нарушениях умственной работоспособности, в произвольной деятельности, в расстройстве поведения детей. Для таких дошкольников характерны быстрая утомляемость и пресыщаемость любым видам деятельности, повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность.

Церебрастенический синдром проявляется в виде повышения нервнопсихической истощаемости, эмоциональной неустойчивости. У таких детей выражены нарушения активного внимания, памяти и восприятия учебного материала. Синдром двигательных расстройств характеризуется изменениями мышечного тонуса языка. У таких детей нарушения артикуляционной моторики носят стойкий характер.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности, основными проявлениями которого являются слабость концентрации внимания, двигательная активность, импульсивность. Такие дети часто проявляют агрессию, оппозиционное упрямство, резкую смену настроения, боязливость или тревогу, выступающие в различных сочетаниях и выраженные в различные степени. \1\

У детей с моторной алалией вследствие поражения речевых зон коры головного мозга и связей между ними наблюдаются нарушения развития эмоциональной сферы психического характера: выраженный негативизм – противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих; агрессивность, драчливость, конфликтность; повышенная впечатлительность, нередко сопровождаемая навязчивыми страхами; чувство угнетенности, состояние душевного дискомфорта; повышенная обидчивость, ранимость, склонность к болезненному фантазированию.

Эмоциональное недоразвитие отрицательно сказывается и на школьной готовности. Поэтому, развивая эмоциональную сферу у детей с речевыми нарушениями, мы решаем одну из проблем коррекционной педагогики.

При комплексном обследовании ребенка с ОНР наряду с исследованием речевой системы коррекции общего недоразвития речи необходимо выявлять у детей психологические особенности, определять состояние эмоционально-волевой сферы. Проводимая психолого- педагогическая диагностика показывает у вновь поступивших в детский сад детей слабую речевую активность и низкий эмоциональный уровень. Эта первичная диагностика помогает нам наметить пути психокоррекции для комплексного воздействия на личность ребенка. \2\

Следуя разработанному перспективному плану, с учетом речевых возможностей детей, первый год мы работаем над развитием мимики, проявлением эмоциональных состояний через элементы экспрессии, жестов. Экспрессия проявляется не только в речи, но и в жесте, мимике, поведении человека, эмоциональные элементы служат для выражения чувств человека, а экспрессивные -способствуют усилению выразительности и изобразительности как при выражении эмоций, воли, так и мысли. Их использование позволяет более верно понимать других, контролировать и изменять свое поведение. В дальнейшем это должно помочь нашим детям при общении, легче и приятнее беседовать с тем, у кого оживленное динамическое выражение лица, активная жестикуляция.

Составленная мимическая гимнастика в комплексе с артикуляционной гимнастикой позволяет формировать произносительные умения и навыки, укреплять лицевые мышцы групп и соответствующие мышечные группы органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Каждое упражнение сопровождается стихотворением и цветным сюжетным рисунком. Все упражнения выполняются ежедневно, от простых к более сложным, сидя, обязательно с положительным эмоциональным настроем, в игровой форме.

Лексическая система старших дошкольников с ОНР представлена в виде общеупотребительной. Поэтому когда у детей поставлены звуки, идет автоматизация во фразовой речи, мы работаем над формированием эмоционально-экспрессивной лексики через ознакомление с художественной литературой, через театральную, игровую деятельность. Эмоционально-экспрессивная лексика наиболее адекватно выражает личное, субъективное отношение ребенка к тому или иному предмету высказывания и его личные чувства, эмоциональные переживания: «доброта», «печаль», «радоваться», «смелый» и др. Дети с ОНР пользуются в основном общеизвестными, наиболее распространенными словами и выражениями. Эмоционально-экспрессивная лексика используется ими выборочно. А этот лексический материал помогает развивать связную речь детей. Известно, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения - значимые события, вызывающие эмоциональные реакции, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоционально-экспрессивная лексика помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации, наиболее ярко выражает симпатии или антипатии дошкольников друг к другу, к окружающим людям..

На второй год мы проводим работу по развитию способностей воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей, владению своими чувствами, формированию адекватной и дифференцированной эмоциональной экспрессии.

При работе с детьми мы учитывали основные принципы взаимодействия: установление тесных, дружеских отношений; сохранение атмосферы терпимости, чтобы ребенок чувствовал себя свободно и мог не стесняясь выражать свои чувства; распознавание чувств ребенка и отражение их вербальными приемами, чтобы ребенок учился выражать свои переживания. С базовыми эмоциями мы знакомим на фронтальных занятиях через специально подобранные по лексическим темам упражнения и игры с учетом психологических особенностей детей. Для этих же целей изготовили яркие, красочные материалы и пособия. Дети учатся распознавать эмоции по пиктограммам, разнообразным картинкам, жестам и движениям. Затем, используя элементы экспрессии, ребенок сам изображает нужное состояние. Такие игры и тренинги способствуют усложнению знаний об эмоциях, снимают остроневротические реакции, нейтрализуют страхи и эмоционально-отрицательные переживания. В заключительной части занятия мы обязательно включаем релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.

На индивидуальных занятиях закрепляем знания об эмоциональных состояниях; обучаем ребенка не только слушать, но и слышать - понимать инструкции воспитателя. Через игровые психотерапевтические техники, помогаем снять общую агрессию, упрямство, мышечное напряжение. Упражнения психогимнастики, психоэтюды на проявление различных эмоций способствуют осознанию способов их адекватного проявления. Ребенок учится выражать свои чувства. Например, вместо того, чтобы кричать и плакать, показывая свое горе или свою просьбу, пусть небольшую, он может выразить эту эмоцию с помощью мимики и жестов, при этом снижаются импульсивные эмоциональные реакции ребенка. Планируем индивидуальные занятия по циклограмме в утреннее время, после сна, на прогулках.

Для занятий и самостоятельной деятельности подготовили дидактические игры, включающие в себя задачи по развитию эмоциональности и способностей по формированию моделей поведения, овладения мастерством маскировки эмоций, что считается важным шагом в развитии, ведущим к пониманию социальной жизни. У каждого ребенка есть свой «Альбом настроения», в котором он делает зарисовки, выполняет различные задания. Для этого же организован эмоциональный уголок, где дети в свободной деятельности могут поделиться своими чувствами, впечатлениями, рассмотреть фотографии своей семьи, что способствует созданию атмосферы доверительного общения, эмоционального контакта друг с другом. \4\

Эмоциональные нарушения часто связаны с семейным воспитанием, с непониманием родителей значимости развития эмоциональной сферы. Поэтому работу с родителями начинаем с проведения родительского собрания, на котором раскрываем проблемы наших детей, этапы коррекционно-развивающей работы. Анкетирование и анализ мониторинга родителей показал, что основной акцент в семье делают на расширение у детей энциклопедических знаний, на развитие интеллектуальных способностей и волевых качеств. Взрослые недостаточно озвучивают собственные эмоции, не говорят с ребенком о чувствах, переживаниях. Это не формирует и не пополняет эмоциональный словарь, не развивает речь. У детей беден игровой и реальный опыт выражения своих чувств, нет потребности к пониманию чувств сверстников, окружающих людей.

Для родителей подготовили статьи, консультации, ширмы, организуются индивидуальные беседы и консультации, дни открытых дверей, выставки совместных работ по темам «Дружная семья», «Моя родословная», «Моя мама».

Для педагогов нашего детского сада было: организован и проведен семинар-практикум «Развитие эмоционально-волевой сферы посредством психотерапии у детей с общим недоразвитием речи», подготовлены консультации, показана серия открытых занятий. В эти же дни организована выставка авторских развивающих игр и методических пособий по развитию эмоциональности у детей.

Проведенная с детьми работа дала положительную динамику, что указывает на эффективность предложенной системы эмоционального развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Система была апробирована с детьми двух наборов, это доказывает возможность ее применения при работе с детьми-логопатами.


Литература:

1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвитие речи у дошкольников.- Екатеринбург: изд-во «Литур», 2004.

2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. – М., 1968

4. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - Москва: изд-во «Генезис», 2005.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!