СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекционно-логопедическая работа с неговорящим ребёнком младшего дошкольного возраста на начальном этапе.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены игры и упражнения на вызывание речи у неговорящего ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-логопедическая работа с неговорящим ребёнком младшего дошкольного возраста на начальном этапе.»

Коррекционно-логопедическая работа с неговорящим ребёнком на начальном этапе.

Е.Ю. Мелехина,

учитель-логопед

Многие логопеды отмечают ежегодное увеличение числа неговорящих детей среди воспитанников преддошкольного и дошкольного возраста. Поэтому работа по выявлению таких детей и организация ранней коррекционной помощи становится весьма актуальной.

Работа с неговорящими детьми носит долгий и кропотливый труд. Важнейшим здесь является «закладка фундамента» предпосылок общения.

Якунина Н.В. выделила особенности неговорящих детей:

 - речь отсутствует или наблюдаются элементы;

- дети пользуются для общения лепетными словами, звукоподражаниями или искажёнными формами слов;

- наличие нескольких простых звуков, плохо артикулируемых в речи;

- чаще всего выражен только один ударный компонент;

- недоступны навыки языкового анализа и синтеза, не сформировано фонематическое восприятие.

Начальный этап решает задачи выработки языковых умений и сенсомоторных основ, необходимых для формирования общения.

                                Развитие понимания речи.   

   Неговорящие дети, прежде чем научиться пользоваться речью, должны пройти известную подготовку, выражающуюся в развитии пассивного запаса, т.е. понимания речи.

  В процессе знакомства с окружающим миром дети учатся понимать названия предметов, действий, признаков, качеств, с которыми они встречаются, всевозможные словесные просьбы, приказания, вопросы, различные выражения, характеризующие конкретные явления или отношения. Постепенно формируется предметная соотнесённость слова и его обобщённое значение.

   Задания, которые предлагаются ниже, предназначаются для работы с детьми, которые с трудом понимают обращённые к ним элементарные просьбы:

- показ по инструкции и по памяти отдельных игрушек, предметов, действий;

- ответы на вопросы, адресованные к существительным в косвенных падежах (показ соответствующей картинки);

 -выполнение действий с игрушками по словесной инструкции;

 - соотнесение предложений с соответствующими картинками.

 Основная задача логопедического воздействия заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагается запомнить, как называются их игрушки; части тела; предметы одежды; предметы туалета; предметы домашнего обихода, с которыми ребёнок ежедневно соприкасается; отдельные названия предметов и явлений из окружающей его жизни; названия животных, которых ребёнок часто видит.

  Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребёнок совершает сам (спит, ест, сидит, стоит, идёт, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, умывается, купается, одевается, раздевается, причёсывается, катается, подметает, поливает, едет, кричит, говорит, строит, зовёт, рисует, несёт, везёт, падает). Кроме того, ребёнок должен знать названия действий, которые совершают близкие ему люди. Поэтому необходимо как можно скорее начать обучать их понимать названия действий.

  С неговорящими детьми, плохо понимающими обращённую к ним речь, логопедическая работа начинается с многократного проговаривания ситуации. Взрослый, используя ситуативные моменты режимных процессов, прогулки и т.д., называет предметы, которые берёт ребёнок, называет действия, которые совершает ребёнок или взрослый с этим предметом, называет те ощущения, которые испытывает ребёнок (холодно, тепло, вкусно и т.д.). Взрослый говорит короткими предложениями из 2-4 слов, делая паузы. Одни и те же словосочетания он повторяет по 2-3 раза, одни и те же слова употребляет в разных грамматических формах, которые отражают различные взаимоотношения называемых предметов. Все слова проговариваются естественными интонациями, без скандирования слов по слогам, но с обязательным, несколько нарочитым выделением ударного гласного, для чего ударный гласный немного растягивается. Вся речь логопеда насыщена вопросами, обращёнными к ребёнку. У детей должна создаваться потребность общаться со взрослыми с помощью тех речевых средств, которые имеются в их активном словаре (восклицаний, отдельных слогов, звукоподражаний, жестов).

  После того, как ребёнок слышал много раз названия предметов, которые он брал, ощупывал и рассматривал, или слышал названия действий, которые сам совершал (ел, пил, вставал и т.д.), можно попросить принести знакомый предмет или выполнить какое-либо поручение, связанное с этим предметом. Если ребёнок не понимает то, о чём его просят, взрослому надо самому взять этот предмет и ещё раз его назвать, а затем назвать совершающееся с этим предметом действие.

     На первых порах педагог должен сделать вид, что хорошо понимает первые робкие и недостаточно ясные слова ребёнка и слушает их внимательно. Этот момент в педагогической работе с неговорящими детьми надо особенно учитывать, чтобы окончательно не отбить желание общаться с помощью слова. Необходимо позаботиться о том, чтобы в процессе учебной работы у ребёнка появилось желание и мотивы говорить.

Как указывал автор Е. А. Янушко в своей статье вся работа с неговорящими детьми строится согласно определенной последовательности и принципов.

Развитие общего и речевого подражания в играх.

Наряду с развитием понимания речи и расширением пассивного словаря неговорящих детей раннего возраста, перед логопедом стоит важная задача – вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений. Добиться положительной динамики в занятиях с детьми 2-3 лет с нарушениями речи можно, только создав особую игровую ситуацию, когда в ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема. Такой положительный настрой предоставляет логопеду возможность побуждать ребенка к повторению речи.
Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе объяснения материала, рассказа, ответов на вопросы и т.д. С ребенком пока невозможно договориться при помощи речи, поэтому педагог должен взять на себя активную роль в игре и вести ребенка за собой. Происходит это в играх, основанных на подражании. Именно в таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека, усваивает речь, учится общаться и договариваться.

Элементы обучения необходимо вводить в ходе организации спец. игр.
Внимание ребенка 2-3 лет непроизвольно. Продуктивно заниматься он может только тогда, когда ему по-настоящему интересно.
Также следует учитывать психологические и физиологические особенности детей раннего возраста – длительность занятия не должна превышать 15 мин., необходима смена видов деятельности на занятии.

Необходимо достижение эмоционального контакта с ребенком.
Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры. Для достижения этого, логопеду необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, хвалить, побуждать к новым попыткам говорить.

Необходимо многократное повторение словесного материала.
Малыши любят повторять одни и те же слова и действия. Это объясняется механизмом обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и повторений потребуется.

Игры для развития общего подражания.

Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого.

Под понятием «общее подражание» подразумевается подражание движениям, действиям, мимике. Способность малышей подражать движениям и действиям взрослого развивается постепенно.

  • Начинать следует с отдельных простых движений. Например, в игре «Делаем зарядку» малыши повторяют такие движения: поднимают руки вверх, топают ножками, бегают и т.п.

  • Затем можно учить детей выполнять несколько движений.  Например, в игре «Птички» ребёнок машет крылышками и бегает, клюёт зернышки.

  • Следующий этап развития общего подражания – выполнение действий с предметами и игрушками. Например, в игре с куклой мы учим ребенка сначала покачать куколку, потом положить ее в кроватку.

Игры для развития речевого подражания.

В предложенных играх ставятся задачи развития как общего, так и речевого подражания, но в данном разделе подражание речи взрослого выступает на первое место. Для этого взрослый многократно повторяет определенные слоги, слова, словосочетания, выделяя их интонационно в потоке речи, и побуждает детей повторить эти слова за ним. При этом принимаются и поощряются ответы детей в любом виде, взрослый же дает детям только образец правильной речи.

Подражание речи взрослого также проходит несколько этапов. В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение звуков, слогов, слов или фраз:

  • Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку в игре.

  • Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги, имеющие при этом собственную смысловую начинку. К таким словам относятся подражания голосам животных – му, ав-ав, мяу и др.; подражания звукам музыкальных игрушек – бом-бом, ду-ду, динь-динь и др.; подражания транспортным шумам – би-би, ту-ту и др., а также другие аморфные слова, которыми малыш может заменять любые слова.

  • Повторение слов. Вначале это простые короткие слова – дай, на, ляля, миша, киса и т.д. По мере развития речи ребенок учится воспроизводить двух-, трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом на протяжении раннего возраста ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно.

  • Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении нескольких слов. Например, - Где мама? Там мяч. Это ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например, - Вот зайка. Дай зайку. Ваня хороший мальчик. Маша хорошая девочка.

Помните, что на начальном этапе логопедической работы с неговорящими детьми допустимы любые ответы ребенка, в зависимости от его возраста и речевых возможностей.

Развитие глагольного словаря.

Особое внимание следует уделить обучению детей употреблению слов-глаголов (слов-действий), так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи. К таким глаголам относятся: ДАЙ, НА, ИДИ, КАТИ,
Детям раннего возраста можно предлагать более легкие («детские») варианты некоторых глаголов. Например, спит – БАЮ-БАЙ; кушает – АМ-АМ; моет – БУЛЬ-БУЛЬ; гуляет – ТОП-ТОП; упал – БУХ; качается – КАЧ-КАЧ.


Литература:

  1. Громова О.Е. Топ-топ. Бух. Речь. Первые глаголы – М.: Карапуз.

  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников – М.: Просвещение, 1990.

  3. Козак О.Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – С.-Петербург: Союз, 1998.

  4. Янушко Е.А.Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №6 2004

  5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2014/04/23/organizatsiya-logopedicheskoy-raboty-s-negovoryashchimi




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!